Научная статья на тему 'Танец как вид человеческой деятельности: проблема происхождения и определения'

Танец как вид человеческой деятельности: проблема происхождения и определения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3819
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / РИТМ / ГЕНЕЗИС / ТАНЕЦ / ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пшикова Екатерина Сергеевна

Рассматривается проблема происхождения танцевальной культуры и танца как ее частного проявления. Цель написания статьи заключается в исследовании основных концепций (космологическая, биологическая и социальная), изучающих истоки возникновения танца и определяющих существенные стороны понятия «танец». Обосновывается мысль о том, что происхождение танца зависит не только от внешних факторов (окружающая среда), влияющих на процессы развития культурного явления, но и от внешних факторов (потребность в движении), стимулирующих человека изменять окружающий мир. Особое внимание уделено попытке синтеза существующих теорий относительно проблемы происхождения танца и его определения. Автором предложено новое определение понятия «танец», включающее в себя ключевые моменты изучения данного культурного явления. Научное сообщество до сих пор не может прийти к единому мнению относительно выдвинутой темы, поэтому вопрос об истоках происхождения танца с убедительной аргументацией продолжает оставаться дискуссионным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Танец как вид человеческой деятельности: проблема происхождения и определения»

УДК 130.2

Е.С. Пшикова

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

г. Омск

ТАНЕЦ КАК ВИД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Рассматривается проблема происхождения танцевальной культуры и танца как ее частного проявления. Цель написания статьи заключается в исследовании основных концепций (космологическая, биологическая и социальная), изучающих истоки возникновения танца и определяющих существенные стороны понятия «танец». Обосновывается мысль о том, что происхождение танца зависит не только от внешних факторов (окружающая среда), влияющих на процессы развития культурного явления, но и от внешних факторов (потребность в движении), стимулирующих человека изменять окружающий мир. Особое внимание уделено попытке синтеза существующих теорий относительно проблемы происхождения танца и его определения. Автором предложено новое определение понятия «танец», включающее в себя ключевые моменты изучения данного культурного явления. Научное сообщество до сих пор не может прийти к единому мнению относительно выдвинутой темы, поэтому вопрос об истоках происхождения танца с убедительной аргументацией продолжает оставаться дискуссионным. Ключевые слова: культура, ритм, генезис, танец, язык культуры.

На протяжении всей своей истории человечество непрерывно взаимодействует с окружающей средой, причем процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимная обусловленность и процессы порождения одним объектом другого происходят опосредованно -через человеческое тело. Познание мира происходит путем фиксации ощущений, видов, запахов, звуков. На самом раннем этапе развития человека как биологического вида данная фиксация была превалирующей, тело являлось главным источником получения информации об окружающем мире, но со временем интерес к человеческому телу отошел на задний план, уступив первенство нравственным законам и торжеству разума.

В настоящее время можно наблюдать огромное количество различных телесных практик, возрождающих интерес к человеческому телу. Это подтверждается широким распространением техник боевых искусств, возникновением новых танцевальных направлений и их популяризацией, формированием молодежной политики, направленной на развитие спорта путем проведения мероприятий, связанных с демонстрацией человеческого тела (конкурсы красоты, бодибилдинг и т.д.), а также средствами массовой информации. Данная ситуация отсылает нас к закономерностям развития семиосферы, предложенным Ю.М. Лотманом, где явления культуры возникают, развиваются и перемещаются в пространстве всей культуры, двигаясь от ее центра к периферии и наоборот [6, с. 351]. На сегодня телесные практики занимают одно из центральных мест в развитии современной культуры. Поскольку под культурой в широком смысле мы понимаем все то, что создано человеком в процессе его активной деятельности, то и телесные практики как ее частные проявления также можно отнести к разряду человеческой деятельности, формирующей и преобразовывающей окружающую среду человека.

Телесные практики представляют собой широкий спектр проявлений: положение человеческого тела в пространстве, устоявшиеся формы поведения в конкретной обстановке, алгоритмы действий человека в определенной ситуации, - все эти проявления очень подробно описываются в этнографических очерках, трудах, посвященных культуре повседневности. Каждый социум, развиваясь на определенной территории, вырабатывает свои привычки, ценностные ориентиры, закрепляет полученный опыт. Так, для каждого народа, общества, культуры формируется определенная техника движений, обрядов, танцев, непосредственно

связанных с техникой движения тела. Эти формы телесных практик облекаются в собственные формы и становятся неотъемлемым элементом каждой культуры.

Телесные практики пронизывают всю человеческую жизнь, существуя как в повседневности, так и в особых случаях - праздники, священные ритуалы, обряды. Ярким примером телесной практики, функционирующей в обыденной жизни и в торжественных ситуациях, является танец, преследующий еще и эстетическую составляющую.

Танец и, как более широкое его воплощение, танцевальная культура тесно связаны с историей человечества в целом. По своей сути он является одним из видов эстетического воплощения человеческого сознания в реальности, но наряду с другими видами искусства он возник раньше. Как указывают некоторые исследователи, «на основании известных нам свидетельств о людях древнего каменного века можно заключить, что музыкально-танцевальная активность была присуща и далекому палеоантропу (что подтверждается находками 25-35-тысячелетней давности)» [2, с. 9]. Искусство танца присуще всем народам, населяющим планету, поэтому можно заключить, что сам феномен танца не зависит от какой-то определенной территории (локальная принадлежность обусловливает лишь индивидуальные характеристики того или иного танца, дающие начало этническим танцам). Таким образом, очевидно, что танец - это культурное явление, которое не только отсылает к какой-то определенной традиции, но также говорит об общечеловеческой принадлежности.

Генезис любого культурного явления, а в данном случае танца, представляет собой не только момент зарождения, но и последующий процесс развития и изменения явления, как постепенного, так и скачкообразного. Таким образом, исследования происхождения танца позволят не только по-новому взглянуть на данное культурное явление, но и с другой точки зрения оценить его значимость в развитии культуры в целом.

Вероятно, феномен танца возник из потребности человека выразить свой внутренний мир посредством движения тела, показать свою причастность к окружающему миру, почувствовать себя частицей чего-то большего. Однако до сих пор в научном сообществе не сложилось единого мнения относительно природы танца, о том, что же послужило толчком к его появлению. Существует большое количество визуального, текстового, графического материала, описывающего танец, рассматривающего танцевальную культуру с многих сторон. Разнообразие описательного материала породило культурный плюрализм касательно проблемы возникновения танца.

Происхождение танца, как и любого явления человеческой культуры, зависит как от внешних факторов, так и от внутренних, что дает возможность говорить о синтезе обстоятельств, влияющих на возникновение и дальнейшее развитие танцевальной культуры в целом. В настоящее время ведутся исследования в области генезиса танца, но новой единой точки зрения на эту проблему пока нет, поэтому на данном этапе развития науки в области танцевального искусства существует три основные концепции.

Космологическая концепция под руководством Х. Эллиса предполагает прямую взаимосвязь танца и Вселенной. Согласно данной теории ритмообразующее начало составляет основу космоса как миропорядка. Танец, в свою очередь, возникает под влиянием ритма - в этом, по мнению Эллиса, видится ключевое сходство, через которое впоследствии строится отношение танца к космосу, как части к целому. Ритмообразующее начало есть сущность танца, т.к. он - «явление, в котором все подчинено строгим правилам исчисления ритма, метра и порядка, строгому следованию общим законам формы и четкого соподчинения части целого» [4, с. 9].

Ученые, отстаивающие биологическую концепцию происхождения танца, считают, что танец произошел в результате ритуализации поведенческих стереотипов. Фауна изобилует примерами танцеподобных брачных ритуалов птиц, синхронных групповых «плясок» рыб, бабочек, пчел и т.д. Эти примеры указывают на общую биологическую потребность в упорядоченных движениях, которые способствуют передаче ценной информации. Так, биолог

М. Ичас отмечает: «поразительно не столько то, что пчелы «танцуют», сколько то, что другие особи способны понимать смысл танца и руководствоваться им в своем собственном поведении» [3, с. 245].

На основе этого можно заключить, что принадлежность человека к живой природе, выявление сходств в упорядочении определенных движений у человека и животных говорит о биологической природе первых танцев. То есть человеку свойственны чувственно-эмоциональные реакции на определенные явления действительности, которые хоть и изменяются, но все равно сохраняют свою биофизиологическую природу и восходят генетически к соответствующим реакциям животных. Возможно, именно поэтому многие первобытные танцы были в чем-то схожи с плясками животных, но все же отличия в этих танцах есть. И главное отличие заключается в характере танцевальных движений. У животных «пляски» носят врожденный характер, а в случае с человеком имеет место быть момент научения. Человек сначала учится танцевать, а потом уже демонстрирует свои умения. К тому же движения в первобытных танцах во многом имитировали явления окружающего мира и не фиксировали еще врожденные таланты. Тем более, «наделяя окружающую среду внутренним сакральным смыслом и пытаясь символически воздействовать на нее, первобытный человек имитировал повадки животных, стремясь подражать им» [2, с. 85].

Еще одна точка зрения представляет социологический взгляд на происхождение танца. Сторонники этого подхода понимают танец как феномен, который обусловлен социокультурной жизнью человека. То есть представители социологической концепции рассматривают танец как некую модель коммуникативной связи, «сфокусировавшей в себе наиболее распространенные моторно-двигательные образцы, которые наиболее часто и успешно использовались в жизни большинства людей данной культурной общности» (А. Ломакс) [6, с. 16].

Во многих исследовательских проектах, занимающихся невербальными системами коммуникации, ставится вопрос о социальной обусловленности выразительных средств. И все-таки приводится много подтверждений в пользу гипотезы о танцевальных движениях как врожденных жестах. И.А. Герасимова утверждает, что следует различать в человеке личностное начало, которое является культурно обусловленным, и индивидуальное начало, на которое социальные условия не оказывают никакого воздействия, а это лишь является реализацией внутренних потенций, возможно, генетически заложенных. Она говорит о том, что возникновение танца происходило по двум взаимообусловленным направлениям - как социально обусловленным, так и врожденным.

Как видно, существует достаточно много критических мнений в отношении изложенных концепций. Но все же во всех этих подходах имеют место разумные основания. Если все три концепции объединить, то в совокупности они дадут больше информации о природе танца и помогут рассмотреть это явление под разным углом видения. Ведь человек как представитель биологического вида подчинен и общим законам природы, а одним из организующих начал природы является ритм. Нередко внешнее воздействие ритма на живое существо, в том числе и на человека, оказывает прямое физиологическое воздействие. Существует много научных трудов, направленных на изучение и воспроизведение основных природных ритмов, возможно универсальных, которые оказывают на человека либо успокаивающее, либо активирующее влияние [10, с. 329-322], но это уже выходит за рамки нашего предметного поля. А уже под действием внутренних и внешних факторов человек вынужден строить общение с другими людьми, и нередко такая коммуникация происходит на основе танцеподобных движений, которые впоследствии эволюционируют и становятся самостоятельным видом творческой деятельности человека.

Если углубляться не в генетические корни танца, а попытаться выявить общность его с другими видами человеческой деятельности, то возникает другая картина. По своему родовому признаку танец - это вид искусства. Собственно, практически во всех энциклопедических изданиях он именно так и определяется. Этот родовой признак указывает на сущность

танца, но есть детали, позволяющие конкретнее определить место танца среди других видов искусства. Так, по форме бытия художественных образов, то есть по своему онтологическому статусу, танец - это вид пространственно-временного искусства. Также стоит отметить особую образную выразительность движений, которые рождаются от силы ритма, задающего основной вектор развития танца. Поэтому точнее было бы сказать, что танец - это «вид пространственно-временного искусства, художественные образы которого создаются средствами эстетически значимых, ритмически систематизированных движений и поз» [4, с. 21].

Относительно природы танца, его структуры, взаимосвязи с другими сферами человеческой деятельности существует множество точек зрения, и все они по-своему верны, так как рассматривают танцевальное искусство под особым углом зрения. Но единство в этих теориях усмотреть можно - все версии рассматривают танец как явление, так или иначе имеющее дело с сообщениями, выражаемыми через танцевальные «па». То есть правомочно будет назвать танец одним из средств коммуникации в человеческом обществе - что дает новый материал для размышлений о коммуникативной составляющей в танцах.

Юрий Михайлович Лотман, представитель отечественной культурологии, вплотную занимался вопросами коммуникаций в культуре. Для него культура представляла устройство, которое вырабатывает, транслирует и сохраняет информацию, а, собственно, все проявления культуры (явления, воспроизводящие) рассматривались исследователем как механизмы культуры. В своих работах Лотман дает определения базовым понятиям семиотики (текст, код, язык, знак), что постепенно становится основой для коммуникативного анализа всей культуры. Такой семиотический подход позволяет изучать отдельные культурные формы, как, например, танец, рассматривая их с точки зрения языков культуры, способных дать информацию о культуре, в рамках которой сформировалось то или иное культурное явление.

Таким образом, можно сказать, на данный момент развития науки о танцевальной культуре существует много прикладных, «полевых» сведений, которые требуют аналитической и систематической обработки. В то же время существующие концепции, рассматривающие танец с разных точек зрения, представляют спектр смыслов, построенных на разумных основаниях и достаточно аргументированных. В совокупности эти теории представляют развернутый обзор танца и позволяют судить об этом явлении более свободно, выходя за рамки хореографического анализа.

Синтез основных концепций, изучающих происхождение танца и механизм его существования, позволяет сказать, что танец - естественное явление, генетически заложенное в человеке, которое проявляется под воздействием какой-либо музыки или просто ритма и служит для передачи и получения информации. Танец является языком культуры и, несомненно, содержит в себе элементы, свидетельствующие о его коммуникационной природе.

Можно сказать, что танец - текст, созданный на особом языке, и, являясь одним из самых распространенных явлений человеческой культуры, он может помочь реконструировать культурное пространство человека любой эпохи. Чтобы активно использовать танец в анализе какого-либо исторического периода или определенной местности, необходимо подробно и тщательно изучить механизм его функционирования и точнее определить его истоки, ведь доступная информация о генезисе танца позволит разобраться в его становлении, развитии, понять трансформации и, возможно, предугадать кризис танцевальной культуры.

Библиографический список

1. Вашкевич, Н.Н. История хореографии всех веков и народов / Н.Н. Вашкевич. - М. : Планета музыки, 2009. - 192 с.

2. Герасимова, И.А. Танец: эволюция кинестезического мышления / И.А. Герасимова // Эволюция. Язык. Познание / Ин-т философии РАН ; под общ. ред. И.П. Меркулова. - М. : Языки русской культуры, 2000. -С. 84-112.

3. Ичас, М. О природе живого: механизмы и смысл / М. Ичас. - М. : Наука, 1994. - 245 с.

4. Королева, Э.А. Ранние формы танца / Э.А. Королева. - Кишенев : Штиинца, 1977 . - 215 с.

5. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства / Ю.М. Лотман. -СПб. : Искусство - СПБ., 1994. - 399 с.

6. Лотман, Ю.М. Семиосфера: культура и взрыв. Внутри мыслящих миров / Ю.М. Лотман. - СПб. : Искусство - СПБ., 2000. - 703 с.

7. Мечковская, Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура / Н.Б. Мечковская. - М. : Академия, 2008. -

432 с.

8. Морина, Л. Ритуальный танец и миф / Л. Морина. - М. : Наука, 2005. - 86 с.

9. Ромм, В.В. Древнейшие танцы / В.В. Ромм. - Новосибирск, ЗСО МСА, 2011. - 306 с.

10. Сулейманов, Р.Ф. Музыка и психические состояния: влияние, взаимодействие или взаимосодействия // Психология психический состояний: теория и практика / Р.Ф. Сулейманов // Материалы Первой Всероссийской науч.-практич. конф. Казанский гос. ун-т, 13-15 ноября 2008 г. Ч. II. - Казань : Новое знание, 2000. -С. 329-332.

11. Цветков, В.Н. Музыка как фактор повышения эффективности занятий спортом / В.Н. Цветков, В.И. Шапошникова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - М., 2009. - № 5. - С. 45-46.

12. Ягодинский, В.Н. Ритм! Ритм! Ритм! Этюды хронобиологии / В.Н. Ягодинский. - М. : Знание, 1985. - 192 с.

E.S. Pshikova

Siberian State University of Physical Culture and Sport DANCE AS A FORM OF HUMAN ACTIVITY: THE PROBLEM OF ORIGIN AND DEFINITION

A culture is all that human created in process of his activity. Dance as a form of bodily practices is a bright example of cultural phenomenon, that performed functions of creating meaning, communication and aesthetics direction. Today scientific society is facing a problem of origin and definition of dance. We are facing the questions: when dancing culture has emerged? What was the reason for emergence of dance? There are 3 main concept of emergence of dance. First, cosmological theory supposes emergence of the dance from rhythm-forming base of Universe, i.e. dance as a part of the world arises and develops under the influence of the rhythm. Second, biological concept states that the dance emerged as a result of ritualization of behavioral patterns. Third, the pioneers of sociological theory think that emergence of dance takes roots in human's need of communication with other members of group by means of the movement. All these theories have reasonable evidence and consider the dance from different side. Synthesis of these concepts allows us to say that the dance is a natural genetically inherited phenomenon that is expressed under the influence of music or rhythm and serves for sending and receiving information. Scientists that are using dance could reconstruct any historical epoch.

Key words: culture, rhythm, genesis, dance, cultural language.

References

1. Vashkevich N.N. Istorija horeografii vseh vekov i narodov [History of choreography of all centuries and nations]. Moscow, Planeta muzyki, 2009, 192 p.

2. Gerasimova I.A. Dance: evolution of kinesthazitically thinking. Jevoljucija. Jazyk. Poznanie. Moscow, 2000, pp. 84-112.

3. Ichas M. Oprirode zhivogo: mehanizmy i smysl [About the nature of the living: mechanisms and meanings]. Moscow, Nauka, 1994, 245 p.

4. Koroleva E. A. Rannie formy tanca [Early forms of dance]. Kishenev, Shtiinca, 1977, 215 p.

5. Lotman U.M. Besedy o russkoj kul'ture. Byt i tradicii russkogo dvorjanstva [Discussions about Russian culture. Everyday life and traditions of the Russian nobility]. St. Peterburg, Iskusstvo - SPB, 1994, 399 p.

6. Lotman U.M. Semiosfera: kul'tura i vzryv. Vnutri mysljashhih mirov [The semi: culture and explosion. Inside thinking worlds]. St. Peterburg, Iskusstvo - SPB, 2000, 703 p.

7. Mechkovskaja N.B. Semiotika: Jazyk. Priroda. Kul'tura [Semiotics: The Language. Nature. Culture]. Moscow, Akademija, 2008, 432 p.

8. Morina L. Ritual'nyj tanec i mif [Ritual dance and myth]. Moscow, Nauka, 2005. 86 p.

9. Romm V.V. Drevnejshie tancy [Ancient dances]. Novosibirsk, ZAO MSA, 2011. 306 p.

10. Sulejmanov R.F. Music and mental state: the impact, interaction or vzaimosodeistviya. Psihologija psihicheskij sostojanij: teorija i praktika. Materialy Pervoj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2000, vol. 2, pp. 329-332.

11. Cvetkov V.N. Music as a factor of increase of efficiency of sports. Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2009, vol.5, pp. 45-46.

12. Jagodinskij V.N. Ritm! Ritm! Ritm! Jetjudy hronobiologii [The rhythm! The rhythm! The rhythm! Etudes chronobiology]. Moscow, Znanie, 1985, 192 p.

© Пшикова Е.С., 2014

Автор статьи - Екатерина Сергеевна Пшикова, аспирант, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, e-mail: [email protected].

Рецензенты:

О.Ф. Виноградова, кандидат педагогических наук, средняя общеобразовательная школа № 54 г. Омска; Д.В. Константинов, кандидат философских наук, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта.

УДК 130.2

Н.Ю. Щелканова

Омский государственный педагогический университет

ВЕЩНОЕ И АНТИ-ВЕЩНОЕ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О ПРОШЛОМ И БУДУЩЕМ

Вещь рассматривается в контексте будущего и прошлого как самостоятельных категорий, демонстрируя неизбежность осязательно-наглядных представлений внутри них. Оценка важности вещи и для прошлого, и для будущего неоднозначна, поскольку включает не только вещистские, но и антивещистские взгляды. Видение идеального устройства общества вместе с идеальным вещным окружением рассматривается через призму мифического «золотого века», отнесенного вперед или назад во времени. Новизна данного исследования связана с необычным ракурсом рассмотрения категорий прошлого и будущего. Ключевые слова: вещь, вещизм, прошлое, будущее.

Наряду с другими ценностями вещь играет значительную роль в динамике развития и изменения культуры. Несмотря на очевидную необходимость обладания какими-либо вещами, человеческая история отмечает весьма неоднозначное отношение к ней как таковой и ее взаимоотношениям с человеком.

Для двух хронологических измерений, прошлого и будущего, попытаемся дать примерную оценку отношения с вещью. Здесь прошлое выступает как самостоятельная категория и рассматривается не в рамках исторических эпох, а именно как «прошлое» для любого периода - то, что уже было. Будущее тоже не определено хронологическими рамками и реальными прогнозами, а относится к тому, как оно предощущается в любое время. Такой контекст представлений о прошлом и будущем имманентно присутствует в любой исторической эпохе и у каждого отдельно взятого индивидуума.

Занимаясь повседневными делами, человек нередко занят мыслями о совершенно постороннем, его ум направлен на обдумывание того, что уже случилось, или к мечтам о том, чего еще нет. Обращаясь к прошлому, как к накопленному опыту, или к будущему, как возможности реализации своих целей и чаяний, человек неизменно рассуждает именно о тех вещах и процессах, которые имеют для него наибольшее значение, важность, интерес. Помимо моральных ценностей и духовных констант, осмыслению подлежат и материальные, и тесно-вещные аспекты повседневной жизни.

Понятия благосостояния, благополучия изначально несут в себе положительную оценку материальной устойчивости индивида, его успешности в бытовой и финансовой сфере. Сегодняшнее пожелание «всех благ!» также подразумевает в большой степени блага материального характера. Но это устоявшееся представление, укорененное в языке, выражающее устойчивость и успешность, нередко оттесняется на второй план, даже критикуется авторами самых различных произведений художественной и научной литературы, обобщающей факты обыденного сознания.

В мечтах о будущем, так или иначе, присутствует попытка его увидеть, описать, представить в относительно зримом, осязаемом качестве. Так, представляя новое счастливое буду-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.