Научная статья на тему 'Танатологические мотивы лирики Н. А. Некрасова в Кавказской поэзии хiх-хх вв'

Танатологические мотивы лирики Н. А. Некрасова в Кавказской поэзии хiх-хх вв Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
217
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНАТОЛОГИЧЕСКИЙ / КОД / КАВКАЗСКАЯ ПОЭЗИЯ / МОТИВ / ОБРАЗНЫЙ / ДИСКУРС / ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЙ / ПЕРЕКЛИЧКА / ВЛИЯНИЕ / МОРТАЛЬНЫЙ / СУИЦИД / ОТКЛИК / THANATOLOGICAL / CODE / CAUCASIAN POETRY / MOTIF FIGURATIVE / DISCOURSE / INTERTEXTUAL / ROLL CALL / INFLUENCE / MORTAL / SUICIDE / RESPONSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гасанов Ибрагим Абакарович

В статье исследуется проблема воздействия художественной танатологии Н. Некрасова на лирику кавказских поэтов ХIХ-ХХ вв. Объектом исследования являются некоторые стихотворения А. Церетели, В. Пшавелы, П. Дуряна, С. Габиева. К. Хетагурова. Рассматриваются уровень и значимость влияния некрасовских танатологических мотивов на кавказскую поэзию. Автор приходит к выводу о многоуровневом и многоаспектном влиянии творчества Некрасова на кавказскую поэзию, что интертекстуальная перекличка танатологической проблематики Некрасова с кавказскими текстами осуществляется как на экзистенциальном, так и на мотивно-образном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Thanatological motifs of N.A. Nekrasov''s lyrics in Caucasian poetry 19th-20th

The article examines the problem of the influence of artistic tatatology Nekrasov on the lyrics of Caucasian poets of the 19th-20th centuries. The object of the study are some poems by A. Tsereteli, V Pshaveli, P. Duryan, S. Gabyeva, K. Khetagurov. In Nekrasov's work, thanatological problems occupy a large place, beginning with the early lyrics, but the Russian poet communicates the death questions with important life and social issues that are significant in a person's life (loss of friends, suicide due to lack of rights and poverty, physical and moral suffering). The death code of Nekrasov's poetry, received a significant response in the Caucasian lyrics of the 19th-20th centuries, is deciphered in the following positions: a) the existential motives for thinking about death caused by a physical trauma of a physical ailment; b) an interest in the discourse of thanatology, the cause of which is the consciousness of impotence to change the life of the people. Considering the level and significance of the influence of Nekrasov's tanatological motifs on Caucasian poetry, the author comes to the conclusion about the multilevel and multifaceted influence of Nekrasov's creativity on Caucasian poetry that the intertextual roll of Nekrasov's tanatologic problems with Caucasian texts is realized both on the existential and on the motivational level. Although the poems of Caucasian poets undergo significant transformation in the process of assimilating another's word (Nekrasov), but Nekrasov's mortal code is the substratum on which poems of Caucasian poets were created on the theme of themes.

Текст научной работы на тему «Танатологические мотивы лирики Н. А. Некрасова в Кавказской поэзии хiх-хх вв»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 321.351.12(470.67)

ТАНАТОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ Н.А. НЕКРАСОВА В КАВКАЗСКОЙ ПОЭЗИИ Х1Х-ХХ ВВ.

И.А. Гасанов

DOI 10.18522/2072-0181-2018-95-3-69-72

В современном литературоведении изучению танатологической проблематики уделяется большое внимание. Многие учёные рассматривают танатологические мотивы как важные компоненты текстов, выражающие точки зрения как персонажей, так и определённые грани мироощущения самих авторов, они функционируют и как сюжето- и смыслообразующие структурные элементы [1-3].

Идея смерти тесно связана с идеей жизни. Эрос и Танатос сопряжены невидимой крепкой духовной связью. Подобные мотивы являются одними из ключевых в русской литературе, они особенно значимы в поэзии Некрасова, которого К. Чуковский даже называет «могильщиком по самой своей природе» [4] из-за его пристального внимания к проблеме смерти и погребальных ритуалов.

Некрасовская муза оказала большое влияние на кавказскую литературу, эта проблема стала объектом размышлений на конференции в Ереване, организованной Ереванским университетом совместно с Институтом мировой литературы им. М. Горького в 1971 г. [5].

Влияние некрасовских традиций на кавказскую поэзию Х1Х-ХХ вв. многоаспектно, воздействие обнаруживается и на уровне использования танатологической проблематики, однако эта проблема в литературоведении не обсуждалась. Попытаемся проанализировать влия-

Гасанов Ибрагим Абакарович - кандидат филологических наук, преподаватель русского языка и литературы Большеарешевской средней школы Кизлярского района Республики Дагестан, 368807, Республика Дагестан, Кизлярский район, с. Большая Арешевка, ул. Молодёжная, 18, e-mail: [email protected].

ние некрасовской художественной танатологии на творчество кавказских поэтов Х1Х-ХХ вв.

В последнее время появился ряд исследований, посвящённых описанию смерти в лирике Некрасова [6, 7].

Некрасовские мортальные образы нашли отражение в лирике А. Церетели, В. Пшаве-лы, П. Дуряна, И. Иоаннисиана, Ш. Кургиняна, С. Габиева, К. Хетагурова, С. Шаншиашвили, А. Цатуряна и др.

Однако нужно подчеркнуть, что установление интертекстуальных связей в литературе -дело сложное. Речь идёт о двух типах заимствований - случайных и осознанных. А.В. Кремнева заявляет, что «интертекстуальная перекличка может носить как преднамеренный, так и непреднамеренный, случайный характер» [8, с. 243].

Порой трудно определить источник заимствований, претекст, но в нашем случае задача облегчается тем, что все вышеназванные кавказские поэты испытали воздействие образов Некрасова, и это является доказанным фактом в литературоведении.

Мортальный тон задаётся Некрасовым уже в ранней лирике. А.А. Яшина пишет: «В основе представлений о смерти, выраженных в ранней лирике Н.А. Некрасова, лежит христианская метафизика. Смысловыми доминантами этих представлений являются вера в бессмертие души, благость физической смерти и стремление к ней. Образы и мотивы, воплощающие эти представления, традиционны (мотив посмерт-

Ibragim Gasanov - Bolshaya Areshevka, Secondary school in Kizlyar district, republic of Dagestan, 18 Molo-dezhnaya Street, Bolshaya Areshevka village, Kizlyar district, Republic of Dagestan, 368807, e-mail: ardgyna.gasanoff@ yandex.ru.

ной встречи душ, образы ангела, смерти и т.п.) [6, с. 75]. Название самих стихотворений Некрасова являются «говорящими»: «Ангел смерти», «Встреча душ», «Смерти» и т.д.

Некрасовский романтический мотив смерти находит отклик в стихотворении П. Дуряна. Н. Некрасов «Ангел смерти»: И снидет ангел к изголовью, Крестом трикраты осеняя... Тоскливо скажет: «Решено!» Под солнцем жизнь не беззакатна Чрез час ты - мира не звено.

[9, с. 205].

П. Дурян «Моя смерть»:

Если ангел смерти придёт за мной, Милосердный меч обнажив, Отделится от тела душа, скорбя, И, однако, я буду жив.

[10, с. 396].

Оба стихотворения сближаются как по семантике, так и по мотивно-образным элементам, поэтическому синтаксису и тональности. Несомненна имплицитная интертекстуальная перекличка образов стихотворения Дуряна и Некрасова, в частности на уровне аллюзий. Мотивное сближение (приход ангела смерти и отделение души от тела - смыслообразующие компоненты обоих текстов) позволяет вести разговор о схожей типологии образов.

Мотив переселения души на небо озвучивается Некрасовым и в стихотворении «Смерти»: Душа, покинув жизни бремя, Без страха в небо перейдёт.

[9, с.189].

Известно, какое благотворное влияние оказал Некрасов на А. Церетели.

Определённое влияние танатологических мотивов Некрасова, особенно заметное в «Последних песнях», ощущается в стихотворениях А. Церетели «Ты горька, моя жизнь бесталанная», «Седина», «Думы умирающего».

У Некрасова и А. Церетели частое обращение к смерти вызвано как социальными, так и экзистенциальными мотивами:

а) социальными (рабство народа, невозможность увидеть народ свободным);

б) экзистенциальными (ощущение близкого конца и сомнений в своей востребованности).

В стихотворении А. Церетели «Ты горька, моя жизнь бесталанная» присутствуют отголоски некрасовских «Последних песен» на концептуальном уровне (призывы к скорейшему прекращению жизни, жалобы на жестокую судьбу, одиночество).

Н. Некрасов:

Скоро стану добычею тленья Тяжело умирать, хорошо умереть Ничьего не прошу сожаленья Да и некому будет жалеть.

[11, с. 176].

A. Церетели:

Ты горька, моя жизнь бесталанная Ты глуха моя боль непрестанная. Ад в душе у меня. Смерть. Агония.

[10, с. 357].

В кавказской поэзии XIX в. широкое распространение получил жанр завещаний, который даёт возможность поразмышлять над социальными и философскими проблемами, открывает литературный простор для обобщений и аксиологических оценок. Таковы, например, стихотворения В. Пшавелы «Завещание», С. Шаншиашвили «Потомству завещаю», С. Га-биева «Завещание» и т.д. Все они в той или иной мере содержат в структурно-семантическом плане некрасовские аллюзии: наряду с переживаниями, вызванными ощущением близкого конца, в них находит отзвук трагедия неуслышанности. Этот мотив звучит во многих стихотворениях Некрасова («Умру я скоро...», «Последние элегии», «Уныние», «Зине» и т.д.).

Трижды переживший близость смерти (в ранний период творчества, в конце 50-х годов и в 70-е годы), Некрасов стремится преодолеть недуг и физическую смерть, но мортальное напряжение создаётся сомнениями в востребованности своей лиры народу:

Я умру - моя померкнет слава, Не дивись - и не тужи о ней!

[11, с.175].

Размышления о смерти в стихотворении

B. Пшавелы «Завещание» тесно связываются с мечтой о свободе народа. Интертекстуальное взаимодействие с некрасовскими стихотворениями танатологического цикла обнаруживается в тональности, ритмико-интонационном строе, нарративной поэтике.

B. Пшавела:

Забудь, поэт, свои печали, Загробных слёз своих не лей: Сыны отцов мы тоже встали За дело родины своей.

[10, с. 376].

Стихотворениям А. Церетели, В. Пшавела,

C. Шаншиашвили передается некрасовская авто-реферерентность. Обращения к себе, к окружающим, авторефлексия, самоистязания свойствен-

ны и некрасовским, и кавказским текстам жанра завещаний.

Художественный отпечаток некрасовских стихотворений ощущается и в «Завещании» С. Габиева, которое по форме и некоторым элементам поэтики напоминает «Завещание» Т. Шевченко, но в тексте С. Габиева присутствует то, чего нет у украинского поэта: призыв к борцам за народное дело (некрасовский призыв) действовать.

Особое место в лирике Некрасова занимает погребальная, кладбищенская тема, которая находит отзвук и в лирике С. Габиева. Схожее название стихотворений у Некрасова «Я посетил твоё кладбище» (первоначальное название «Кладбище»), у С. Габиева «На кладбище» ещё может ни о чём не говорить, но интертекстуальная перекличка осуществляется на других уровнях - мотивно-образных и экзистенциальных. Сближаются стихи мотивом прихода на кладбище, скорбью по умершему и покаянием.

Некрасовский и габиевский кладбищенский хронотоп сопрягается с сакральным вечным временем. Элементами хронотопа выступают у Некрасова «храм высокий», «сырая могила», «часовня», «ограда» [9, с. 247], у С. Габие-ва - надгробья.

Япосетил твое кладбище

Подруга трудных, трудных дней.

[11, с. 33].

У С. Габиева:

На кладбище зелёном я вижу надгробья,

Мелькают они у изголовья ушедших навек.

Среди них есть печальное одно

Плачу я, сидя на могиле родной.

[12, с. 382].

К кладбищенской проблематике примыкает и стихотворение К. Хетагурова «За заставой», точнее, к теме могил самоубийц (скудельниц). Суицидальный мотив как элемент общих танатологических мотивов в поэзии Некрасова нашёл отражение в науке. Так, некрасововед А.А. Яшина замечает, что «самоубийство стало популярной темой художественной литературы. Некрасов оказался одним из первых авторов, попытавшихся подвергнуть это явление системной эстетической рефлексии». [6, с. 69].

Проблема суицида рассматривается Некрасовым в стихотворении «Давно отвергнутый тобой», «Вино», «Офелия» и т.д. и трактуется поэтом преимущественно как социальный недуг (причина в социальном унижении человека), отчасти - в психологическом плане («Давно отвергнутый тобой»).

Некрасовские суицидальные аллюзии ясно слышатся в стихотворении А. Цатуряна «Мрачна, темна душа моя» (перекликается с стихотворением Некрасова «Давно отвергнутый тобой»). Оба стихотворения носят печать автобиографичности. Мотив схож: лирические герои приходят на берег моря с тайной целью совершить суицид:

Н. Некрасов:

И, полон думой роковою,

Мгновенно кинулся к волнам.

[14, с. 145].

А. Цатурян:

Измучен безнадёжным горем,

На берег моря вышел я.

[10, с. 405].

У Хетагурова причиной суицида становится нищета и безнадёжность борьбы («За заставой»).

Мортальный код некрасовских посвящений нашёл отклик в стихотворении Хетагурова «На смерть горянки», в котором просматривается прямое поэтико-синтаксическое влияние некрасовского стихотворения «Не рыдай так безумно над ним». Интертекстуальная связь хетагу-ровского стихотворения с некрасовским обеспечивается на уровне интерполяций, однотипной лексики и семантики.

Н. Некрасов:

Не рыдай так безумно над ним

Хорошо умереть молодым.

[11, с. 61].

К. Хетагуров:

Не рыдайте безумно над ней...

Хорошо умереть в её годы.

[13, с. 28].

В другом посвящении К. Хетагурова «На смерть М.Э. Кипиани» слышен отголосок стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова»:

Н. Некрасов:

Плачь, русская земля! но и гордись.

[14, с. 173].

К. Хетагуров:

Плачь! Потерял ты достойнейшего сына.

[13, с. 48].

Интертекстуальная связь обоих текстов определяется как на композиционном, мотивном уровне, так и на уровне топики, интерполяций.

В последние годы жизни, измученные тяжёлыми болезнями, и Н. Некрасов, и К. Хе-тагуров пишут произведения, в которых звучат отчаяние, призывы покинуть бренный мир.

Страдания обоих поэтов усугубляются и народным горем, которому не видно конца. В этом контексте некрасовскому стилю и ми-

роощущению особенно близко стихотворение К. Хетагурова «Да, я уже стар», а одна из главных причин скорби Некрасова точно выражена в строках:

В созерцанье народных страданий

И в сознанье бессилья умри.

[14, с. 195].

Духовная близость некрасовских стихотворений последнего периода и К. Хетагурова несомненна:

Н. Некрасов:

Чёрный день! Как нищий просит хлеба,

Смерти, смерти я прошу у неба.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[14, с. 206].

К. Хетагуров:

И смерти лишь прошу теперь у неба в дар.

[13, с. 9].

Таким образом, влияние некрасовских традиций на кавказскую поэзию выявляется не только в аспекте социальной и философской проблематики, но и в использовании танатато-логических мотивов. Воздействие мортальных проблем на кавказскую литературу происходит как на уровне концептуального обобщения проблематики смерти, так и уровне поэтического синтаксиса и мотивно-образных влияний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Красильников Р.Л. К вопросу о танатологических началах в художественной литературе // Сюжето-логия и сюжетография. 2014. № 1. С. 16-21.

2. Семикина Ю.Г. Художественная танатология в творчестве Л.Н. Толстого 1850-1880-х годов: образы и мотивы. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2002. 27 с.

3. Сливицкая О.В. Чувство смерти в мире Бунина // Русская литература, 2002. № 1. С. 64-78.

4. Чуковский К.И. Кнутом иссечённая муза // К.И. Чуковский Собр. Соч.: В 15 т. Т.8. Литературная критика. 1918-1921. М.: Изд-во худож. лит., 2012. С. 406.

5. Некрасов и литература народов Советского Союза. Ереван: Изд-во Ереванского ун-та, 1972. 603 с.

6. Яшина А.А. Метафизика смерти в ранней лирике Н.А. Некрасова // Вестник Вятского государственного университета. 2016. № 8. С. 69-75.

7. Яшина А.А. Романтизация смерти в стихотворениях Н.А. Некрасова. Ш MEMORIAM // Преподаватель ХХ1 век. 2016. № 4. С. 589-596.

8. Кремнева А.В. Образ как одна из форм интертекстуальной переклички // Критика и семиотика. 2015. № 2. С. 242-248.

9. Некрасов Н.А. Полное собр. соч. и писем: В 15 т. Т. 1. Л.: Наука - Ленингр. отд-е, 1981. 719 с.

10. Поэзия народов СССР Х1Х - начала ХХ века. М.: Изд-во худож. лит., 1977. 832 с.

11. Некрасов Н.А. Полное собр. соч. и писем: В 15 т. Т. 3. Л.: Наука - Ленингр. отд-е, 1982. 512 с.

12. Габиев С.И. Стихи // Антология лакской поэзии: В 5 т. Т. 2. Махачкала. 2006. 456 с.

13. Хетагуров К.Л. Собр. соч.: В 3 т. Т. 2. М.: Изд-во худож. лит., 1974. 148 с.

14. Некрасов Н.А. Собр. соч. и писем: В 15 т. Т. 2. Л.: Наука - Ленингр. отд-е, 1981. 448 с.

REFERENCES

1. Krasil'nikov R.L. Syuzhetologiya i syuzhetografiya, 2014, no.1, pp. 16-21.

2. Semikina Yu.G. Khudozhestvennaya tanatologiya v tvorchestve L.N. Tolstogo 1850-1880-kh godov: obrazy i motivy. Avtoref. dis. ... kand. filol. Nauk [A thesis submitted for the degree of Candidate of Philology]. Volgograd, 2002, 27 p.

3. Slivitskaya O.V. Russkaya literatura, 2002, no. 1, pp. 64-78.

4. Chukovskiy K.I. Knutom issechennaya muza [The whip excised muse]. In: K.I. Chukovskiy. Sobr. Soch. [Coll. Works: in 15 volums. Vol. 8. Literature. Criticism. 1918-1921]. Moscow, Khudozh. lit., 2012, p. 406.

5. Nekrasov i literatura narodov Sovetskogo Soyuza [Nekrasov and literature of the peoples of the Soviet Union]. Yerevan, Publishing house of Yerevan University, 1972, 603 p.

6. Yashina A.A. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta, 2016, no. 8, pp. 69-75.

7. Yashina A.A. Prepodavatel' 21 vek, 2016, no. 4, pp. 589-596.

8. Kremneva A.V Kritika i semiotika, 2015, no. 2, pp. 242-248.

9. Nekrasov N.A. Polnoe sobr. soch. i pisem [Full collection. op. and letters]. In 15 volums. Vol. 1. Leningrad, Nauka, Leningrad branch, 1981, 720 p.

10. Poeziya narodov SSSR 19 - nachala 20 veka [Poetry of the peoples of the USSR 19th - early of the 20th century]. Moscow, Khudozh. lit., 1977, 832 p.

11. Nekrasov N.A. Polnoe sobr. soch. i pisem [Full collection. op. and letters]. In 15 volums. Vol. 3. Leningrad, Nauka, Leningrad branch, 1982, 512 p.

12. Gabiev S.I. Stikhi [Verses]. In: Antologiya laks-koy poezii [Anthology of Lak poetry]. In 5 volums. Vol. 2. Makhachkala, 2006, 456 p.

13. Khetagurov K.L. Sobr. soch. [Collected Works]. In 3 volums. Vol. 2. Moscow, Khudozh. lit., 1974, 148 p.

14. Nekrasov N.A. Sobr. soch. i pisem [Coll. op. and letters]. In 15 volums. Vol. 2. Leningrad, Nauka, Leningrad branch, 1981, 448 p.

31 августа 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.