Научная статья на тему 'Художественный след гуманистических мотивов творчества Н. А. Некрасова в кавказской поэзии ХК-ХХ вв'

Художественный след гуманистических мотивов творчества Н. А. Некрасова в кавказской поэзии ХК-ХХ вв Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
387
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТРАДАНИЕ / COMPASSION / ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ / ЭТИКА / ETHICS / ПРОЩЕНИЕ / FORGIVENESS / ЛЮБОВЬ / LOVE / ГУМАННЫЙ / HUMANE / БРАТСКОЕ ЕДИНЕНИЕ / BROTHERLY UNITY / HUMANISTIC MOTIVES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гасанов Ибрагим Абакарович

В статье рассматривается проблема влияния гуманистических идей и образов лирики Н.А. Некрасова на кавказскую поэзию XIХ-ХХ вв. Обращается внимание на преломление христианских мотивов творчества Н.А. Некрасова в поэзии некоторых поэтов Кавказа ХК-ХХ вв., в частности на влияние христианских идей братства, любви и прощения. Отмечается в статье и то, что поэзия Некрасова вызвала у кавказских поэтов серьезный интерес не только к социальным, но и к духовным проблемам, также акцентируется внимание на важности и значимость ненасильственных методов решения острых человеческих проблем, предлагаемых русским поэтом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественный след гуманистических мотивов творчества Н. А. Некрасова в кавказской поэзии ХК-ХХ вв»

СТРАНИЧКА ГАЗЕТЫ "ДАР"

УДК 321.351.12(470.67)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СЛЕД ГУМАНИСТИЧЕСКИХ МОТИВОВ ТВОРЧЕСТВА Н.А. НЕКРАСОВА В КАВКАЗСКОЙ ПОЭЗИИ Х1Х-ХХ вв.

И.А. Гасанов

DOI 10.23683/2072-0181-2017-90-2-85-90

Поэзия Н.А. Некрасова оказала большое влияние на формирование гражданского сознания, развитие литератур кавказских народов. В основном воздействие некрасовских традиций шло на уровне освободительных, гражданских идей и образов. Самыми популярными произведениями Н.А. Некрасова на Кавказе были "Поэт и гражданин", "Размышления у парадного подъезда", "Песня Еремушке", "Родина", "Железная дорога", "Рыцарь на час" и т.д., те, в которых сильны гражданские мотивы, однако отзвуки некрасовской лиры в кавказской поэзии заметны и на уровне христианских идей братства, любви и прощения. В круг серьезных идей литературоведения эта проблема не входила еще, а советская наука вовсе умалчивала саму постановку вопроса о наличии христианских представлений о мире и человеке в творчестве Н.А. Некрасова. Среди серьезных работ, посвященных анализу мотивов любви к ближнему в лирике Н.А. Некрасова, можно назвать следующие: Ю.В. Лебедев. "Наш любимый, страстный к страданию поэт" [1]. Л.А. Розанова. О творчестве Некрасова [2].

Некоторые моменты проблемы влияния гуманных этических идей Н.А. Некрасова на кавказскую поэзию рассматривались нами в нашем диссертационном исследовании "Некрасовские традиции в дагестанской поэзии Х1Х-ХХ вв.", но нами объектом для анализа была выбрана только дагестанская поэзия, т.е. проблема не освещалась в общекавказском контексте.

Специальных работ, в которых рассматривалась бы проблема влияния христианских мотивов в лирике Н.А. Некрасова на кавказскую поэзию, до сих пор не появилось, поэтому представляется важной попытка сравнительного анализа некрасовских текстов и произведений кавказских поэтов Х1Х-ХХ вв. в аспекте влияния на кавказскую поэзию этических представлений Н.А. Некрасова.

Целью настоящей статьи является определение степени влияния гуманных идей творчества Некрасова на кавказскую поэзию Х1Х-ХХ вв.

Материалом для нашего исследования являются произведения Некрасова, дагестанского поэта С. Габиева, осетинского К. Хетагурова, армянских поэтов О. Ованнисяна и Р. Патканяна, грузинского Н. Зомлетели.

Суть некрасовского отношения к миру и человеку прекрасно передана в словах Зинаиды Николаевны, жены Н.А. Некрасова, которые она высказала в беседе с известным некрасовове-дом В.Е. Евгеньевым-Максимовым: "Не знаю, был ли он религиозным, но поступал с ближними как милосердный самарянин (эти слова были произнесены с особым выражением и значительностью). Да, что бы о н ем не говорили, как бы на него не клеветали, это на редкость добрый и сердечный человек был" [3, с. 181].

Гасанов Ибрагим Абакарович - кандидат филологических наук, преподаватель русского языка и литературы Большеарешевской средней школы Кизлярского района Республики Дагестан, 368807, Республика Дагестан, Кизлярский район, село Большая Арешевка, ул. Молодёжная, 18, e-mail: l.lavrenova71@mail.ru

Ibragim Gasanov - Bolshaya Areshevka, Secondary school in Kizlyar district, Republic of Dagestan, 18 Molodezhnaya Street, Bolshaya Areshevka village, Kizlyar district, Republic of Dagestan, 368807.

Н.А. Некрасов не создал какую-то особую этическую программу и не был теоретиком, и его этические взгляды рассыпаны в художественных произведениях, в эпистолярном наследии, литературоведческих статьях.

Идеи покаяния, смирения, братской любви между людьми занимают значительное место в лирике Н.А. Некрасова, но, говоря о смирении, нужно подчеркнуть, что некрасовское "смирись" - это не "смирись" Достоевского - не тот контекст. Некрасовское обращение к народу

а )> а )> **

"проснись" отнюдь не противоречит призыву "смирись", ибо поэт призывал отказаться от личной вражды и насилия, но перестать быть рабом, сбросить путы.

"Заслуга Некрасова-поэта состояла в том, что задолго до философских работ В.С. Соловьева ("Оправдание добра") и С.Н. Булгакова ("Религия и политика", "Христианство и социология") он попытался в своем творчестве соединить политику с христианской моралью и в качестве идеала народного заступника неизменно ставил образ Христа", - замечает Ю.В. Лебедев [1, с. 36].

Усиление интереса к нравственным, духовным проблемам в кавказской литературе объясняется следующими причинами:

а) влиянием философии суфизма;

б) разочарованием кавказского общества в возможностях решать земные проблемы насильственным путем;

в) воздействием гуманных идей и образов поэзии Некрасова.

Например, объясняя усиление влияния к духовным вопросам после поражения восстания в Дагестане и Чечне 1877 г. дагестанский ученый Г.Г. Гамзатов, имея в виду дагестанских поэтов Али-Гаджи из Инхо и Е.Эмина, замечает: "Главным и единственным пут ем устранения общественной несправедливости, социального зла, неравенства, людских пороков становится в их глазах личное нравственное и духовное совершенство человека" [4].

В этом контексте поэзия Некрасова, ориентированная не только на социальные вопросы, но и обращенная к душе, к духовным основам бытия становится источником, откуда кавказские поэты черпают идеи любви и братского единения, несмотря на культурные и конфессиональные различия.

В творчестве дагестанского поэта, революционера и публициста С. Габиева нашли отклик не только некрасовские освободительные идеи, но и идеи братства и любви. Так, в стихотворении "Любовь" С. Габиев раскрывает перед читателем философскую проблему любви как некой космической энергии, разлитой повсюду. В центре стихотворения сложные соотношения любви к ближнему и любви к себе. Этот противоречивый комплекс всегда оставался в поле зрения и Некрасова (стихотворения "Демон", "Жизнь", "Истинная мудрость", "Сомнение" и т.д.).

Эту дилемму пытался объяснить и немецкий философ Э. Фромм: "Идея, выраженная в библейской заповеди "Возлюби ближнего как самого себя", подразумевает, что уважение, любовь и понимание другого человека невозможны без любви к себе, без уважения к своей целостности и уникальности, без понимания своего "Я" [5].

С. Габиев:

Кто любит ближних всех, Тот любит и себя, Холоден будешь душой, Никто не полюбит тебя [6].

С. Габиев пытается в стихотворении решить по сути вечную проблему: я - другие - свобода. Я счастлив, поскольку ты счастлив. Проблема "Я и другие", "Любовь к себе и ближнему" одна из ключевых в некрасовской антропологии.

Лексика стихотворения "ближний", "любовь", "свобода", "другие" близка некрасовской.

В душе С. Габиева (человека сурового) и Некрасова (по сути очень сдержанного) большое место занимает любовь к людям, идеи братского единения людей. О принципах мироощущения С. Габиева красноречиво говорит его письмо к дагестанскому поэту М. Чаринову (репрессирован в 1936 г.): "Не забудьте моих советов, моих слов. Будьте друг с другом как братья. Любите друг друга" [7].

В поэзии Некрасова важное место занимают просветительские идеи избавления от зла, поэт верил в возможность исправления человека пут ем духовного самоочищения без насилия и потрясений. Даже чиновнику, совершившему, по Некрасову, тяжкий грех - прогнавшему тол-

пу несчастных крестьян, просящих о защите ("Размышления у парадного подъезда") - поэт дает шанс исправиться и обращается к нему:

Пробудись! Есть еще наслаждение: Вороти их! В тебе их спасение!

[8].

Мотив "опьянения властью" многократно будет озвучиваться в лирике Некрасова (осуждение власть имущих, забывших общечеловеческие заповеди) и единственным выходом является покаяние и служение Богу и людям. Этот мотив впоследствии будет развит в русской литературе, особенно в творчестве Достоевского и Толстого.

Некрасовская антропология не основывалась на идее исправления личности революционным пут ем переустройства общества, взгляды поэта сложнее, глубже. При всех симпатиях Некрасова к Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, он все же склонен видеть избавление от социального и нравственного зла в осознании человеком своего ложного пути и усилий над собой, и в этом контексте становится понятной столь значимая роль христианских мотивов спасения, любви, братства в его лирике.

Некрасовский мотив освобождения человеческой души от грехов и заблуждений путем нравственного суда над собой, самосовершенства, иронии над ложно живущим "опьяненным" деньгами или маленькой властью человеком получил отзвук в творчестве Р. Патканяна. О влиянии некрасовской лирики на Р. Патканяна писал еще ученый С.Д. Даронян в статье "Некрасов и армянская общественность" в сб. "Некрасов и литература народов Советского Союза" [9].

Написанное на мотивы стихотворений Некрасова "Нравственный человек" и "Современная ода", стихотворение Р. Патканяна "Прекрасный человек" полно реминисценций и интерполяций из некрасовских текстов.

Р. Патканян сохраняет и некрасовскую иронию и сатирическую тональность:

Но догадки ни в ком неприличной О богатстве твоем не найдешь... Человек ты бесспорно отличный, -Но скажи, для чего ты жив ешь?..

[10, с. 305].

Некрасов:

Не спрошу я, откуда явилося, Что теперь в сундуках твоих есть;

[11, с. 31].

Р. Патканян:

Следуя всегда законам мира, Я в жизни никому не причинил вреда.

[10, с. 74].

Некрасов:

Живя согласно со строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла.

[11, с. 59].

Уже само по себе переключение внимания с чисто освободительных идей на социально-нравственные говорит о том, что Р. Патканян придавал важное значение моральным и образовательным проблемам. Р. Патканяна недаром называли "певцом страданий и скорбей турецких армян".

Анализируя литературоведческие работы, посвященные изучению влияния некрасовской лирики на армянскую литературу, в частности работы уч еного К.Н. Григорьяна, литературовед А.М. Давтян замечает: "По мнению К.Н. Григорьяна, мысль некрасовского стихотворения "Блажен незлобивый поэт" становится программной идеей творчества Р. Патканяна. На основании сопоставительного анализа указанного стихотворения исследователь приходит к заключению о несомненном влиянии Некрасова на молодого Патканяна" [12, с. 313].

О том, что в кавказской поэзии были востребованы не только освободительные идеи Некрасова, но и этические, гуманные, говорит и творчество армянского поэта Ованеса Ован-нисяна. Литературовед М.М. Мкрян замечает, что "никто из армянских поэтов не использовал в такой мере, как Ованнисян, характерные для некрасовской лирики образы и выражения" [13,

с. 137].

Но каким способом хочет Ованнисян решить народные проблемы? "По мнению Ованни-сяна, люди поймут Евангелие и станут следовать его заветам:

И немедленно помочь страждущему И поклоняясь святому слову Спасителя Безропотно раздавать все, что имеешь

- пишет М.М. Мкрян [13, с. 137].

Уже сама постановка вопроса, что О. Ованнисян испытал сильное влияние некрасовских образов и его последующее обращение к Евангелию говорит о том, что Некрасов вовсе не собирался насилием решать общественные проблемы и как сильны были в его поэзии христианские мотивы любви и братства и что они нашли отзвук в кавказской поэзии.

Перекличка с некрасовскими инвективами, обращенными к власть имущим не жить во грехе и помогать обездоленным, наблюдается в стихотворении грузинского поэта Ноэ Зом-летели "Братство, единение и любовь":

Угнет енным облегчать страданья И своей считать их боль и кровь -Вот зачем в душе своей ношу я Братство, единенье и любовь

[14].

Не вызывает сомнений духовная близость лексики стихотворения Н. Зомлетели и ключевых слов-образов ряда некрасовских стихотворений ("Поэту" (Памяти Шиллера), "Подражание Шиллеру", "Тот не поэт", поэм "Княгиня Трубецкая", "Мать") - "скорбь", "любовь", "братство", "единение", "сострадание", "свобода".

Общественные проблемы, может быть, занимают большое место в творчестве Некрасова, чем нравственные, философские, но, тем не менее, вопросы души и сердца как средоточия нравственных начал в человеке постоянно находились в поле зрения поэта.

Некрасов верил, что человек может измениться, духовно возродиться сам, без влияния среды, социальных потрясений (например, в стихотворении "Влас", которым восхищался Достоевский и в котором герой, раскаявшийся в содеянном, приходит к смирению, к Богу). Некра-сововед Л.А. Розанова, анализируя стихотворения Некрасова 40-50-х гг., замечает: "В конечном итоге читатели приходили к мнению о возможности обновления не только под воздействием революционных идей или событий, но и под влиянием обстоятельств интимного характера" [2, с. 13].

К некрасовским гуманным мотивам восходит и стихотворение осетинского поэта К. Хе-тагурова "Не упрекай меня...", в котором задача обновления мира и человека решается некрасовскими методами:

Не упрекай меня! - И я настрою лиру Тогда для равенства, свободы и любви.

[15, с. 192].

Некрасовская триада "добро", "любовь", "красота" находит отклик и в стихотворении К.Хетагурова "Памяти Плещеева":

Поборник разума, добра и красоты.

[15, с. 85].

В другом стихотворении "Я не пророк..." К. Хетагурова мы наблюдаем определенное влияние нескольких стихотворений Некрасова: "Поэту" (Памяти Шиллера), "Баюшки-баю" (налицо скрытые реминисценции). К. Хетагуров провозглашает:

На что друзья, когда все люди братья, Когда везде я слышу их привет? При чем враги, когда во мне проклятья Для злобы их и ненависти нет?

[15, с. 102].

Лирического героя хетагуровского стихотворения с некрасовским "Баюшки-баю" роднит дерзостный вызов всем формам зла и законам бытия. Некрасов:

Не бойся молнии и грома, Не бойся цепи и бича...

[16].

К. Хетагуров:

Я не боюсь разлуки и изгнанья, Предсмертных мук, темницы и цепей.

[15, с. 102].

Оба текста завершаются гимном братству и любви.

Духовная близость лексики стихотворений К. Хетагурова "Я не пророк.", "Не упрекай меня." некрасовской очевидна. (Некрасов: "добро", "любовь", "красота", "храм", "цепи", "состраданье", "прощенье", "братство"; К. Хетагуров: "храм", "добро", "любовь", "цепи", "братья", "любовь-святыня", "состраданье" и т.д.)

Таким образом, гуманные христианские мотивы лирики Некрасова оказали существенное воздействие на кавказскую поэзию Х1Х-ХХ вв., в частности на лирику Р. Патканяна, О. Ованни-сяна, С. Габиева, К. Хетагурова, Н. Зомлетели и др. Широкий отклик в кавказской литературе нашли некрасовские призывы к братскому единению, любви к человеку независимо от религиозных воззрений и социального статуса (в противоположность революционной классовой морали), добру и спасению души.

Поэзия Некрасова способствовала усилению в кавказской поэзии Х1Х-ХХ вв. интереса у духовным проблемам человека, к осмыслению уникальности и самоценности человеческой души.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лебедев Ю.В. Наш любимый, страстный к страданию поэт // Литература в школе. 1996. № 5. С. 34-44; № 6. С. 5-16.

2. Розанова Л.А. О творчестве Некрасова. СПб.: Просвещение, 1988. 240 с.

3. Евгеньев-Максимов В.Е. Из прошлого. Записки некрасововеда // Некрасовский сборник. Вып. 8. Л.: Наука, 1983. С. 177-207.

4. Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1978. 420 с. С. 293.

5. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. Мн.: ООО Попурри, 1998. 672 с. С. 529.

6. Габиев С. Стихи // Антология лакской поэзии: В 5 т. Т. 2. Дореволюционная поэзия. Махачкала, 2006. 456 с.

7. Габиев С. Письмо к М. Чаринову // Илчи. 2001. 31 мая.

8. Некрасов Н.А. Собр. соч. и писем: В 15 т. Т. 2. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1981. 448 с. С. 48.

9. Даронян С.Д. Некрасов и армянская общественность // Некрасов и литература народов Советского Союза. Ереван: Изд-во Ереванского ун-та, 1972. 780 с.

10. Патканян Р. Собр. соч. В 6 т. Т. 2. Ереван: Изд-во АН. Армянская ССР, 1970. 320 с.

11. Некрасов Н.А. Собр. соч. и писем: В 15 т. Т. 1. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1981. 720 с.

12. Давтян А.М. Итоги и перспективы изучения традиций Некрасова в армянской поэзии // Некрасов и литература народов Советского Союза. Ереван: Изд-во Ереванского ун-та, 1972. С. 307-321.

13. Мкрян М.М. Художественный опыт Некрасова и проблема взаимодействия литератур // Некрасов и литература народов Советского Союза. Ереван: Изд-во Ереванского ун-та, 1972. С.127-138.

14. Зомлетели Н. Стихи // Стихи поэтов народов дореволюционной России (XIX - нач. XX в.). М.: Дет. лит., 704 с. С. 351.

15. Хетагуров К. Собр. соч.: В 3 т. Т. 2. М.: Худож. лит., 1974. 148 с.

16. Некрасов Н.А. Собр. соч. и писем: В 15 т. Т. 3. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1982. 512 с. С. 200.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Lebedev Yu.V. Literatura v shkole, 1996, no. 5, pp. 34-44; no. 6, pp. 5-16.

2. Rozanova L.A. O tvorchestve Nekrasova [On the work of Nekrasov]. St.-Petersburg, Prosveshchenie, 1988, 240 p.

3. Evgeniev-Maximov V.E. Evgen'ev-Maksimov V.E. Iz proshlogo. Zapiski nekrasovoveda [From past. Notes nekrasovoveda]. In: Nekrasovskiy sbornik [Nekrasovsky collection]. Issue VIII. Leningrad, Nauka, 1983, pp. 177-207.

4. Gamzatov G.G. Formirovanie mnogonatsional'noy literaturnoy sistemy v dorevolyutsionnom Dagestane [Formation of a multinational literary system in pre-revolutionary Dagestan]. Makhachkala, Dagestan book house, 1978, 420 р., p. 293.

5. Fromm E. Begstvo ot svobody. Chelovek dlya sebya [Flight from freedom. Man for himself]. Minsk, OOO "Popurri", 1998, 672 р., p. 529.

6. Gabiev S. Stikhi [Poems]. In: Antologiya lakskoy poezii [The anthology of lak poetry]. In 5 vol. Vol. 2. Pre-revolutionary poetry. Makhachkala, 2006, 456 р.

7. Gabiev S. Ilchy, 2001, May 31.

8. Nekrasov N.A. Sobranie sochineniy i pisem [Works collection and letters]. In 15 vol. Vol. 2. Leningrad, Nauka, Leningr. otdelenie, 1981, 448 p.

9. Daronyan S.D. Nekrasov i armyanskaya obshchestvennost' [Nekrasov and the Armenian public]. In: Nekrasov i literatura narodov Sovetskogo Soyuza [Nekrasov and literature of the peoples of the Soviet Union]. Yerevan, Publ. House of Yerevan University, 1972, 780 p

10. Patkanyan R. Sobranie sochineniy [Works collection]. In 6 vol. Vol. 2. Yerevan, Publishing House of the Academy of Sciences. Armenian SSR, 1970, 320 р.

11. Nekrasov N.A. Sobranie sochineniy i pisem [Works collection and letters]. In 15 vol. Vol. 1. Leningrad, Nauka, Leningradskoe otdelenie, 1981, 720 p.

12. Davtyan A.M. Itogi i perspektivy izucheniya traditsiy Nekrasova v armyanskoy poezii [Results and Perspectives of the Study of Nekrasov's Traditions in Armenian Poetry]. In: Nekrasov i literatura narodov Sovetskogo Soyuza [Nekrasov and Literature of the Peoples of the Soviet Union]. Yerevan, Publ. House of Yerevan University, 1972, pp. 307-321.

13. Mkrian M.M. Khudozhestvennyy opyt Nekrasova i problema vzaimodeystviya literatur [Nekrasov's artistic experience and the problem of literature interaction]. In: Nekrasov i literatura narodov Sovetskogo Soyuza [Nekrasov and literature of the peoples of the Soviet Union]. Yerevan, Publ. House of Yerevan University, 1972, pp. 127-138.

14. Zomleteli N. Stikhi [Poems]. In: Stikhi poetov narodov dorevolyutsionnoy Rossii (XIX -nachalo XX v) [Poems of the poets of the peoples of pre-revolutionary Russia (19th - beginning of the 20th)]. Moscow, Detskaya literatura, 704 р.

15. Khetagurov K. Sobranie sochineniy [Works collection]. In 3 vol. Vol. 2. Moscow, Khudozh. literatura, 1974, 148 p.

16. Nekrasov N.A. Sobranie sochineniy i pisem [Works collection and letters]. In 15 vol. Vol. 3. Leningrad, Nauka, Leningradskoe otdelenie, 198, 512 р., p. 200.

20 апреля 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.