Научная статья на тему 'ТАМОЖНЯ КАК КОМПОНЕНТ «УМНОГО ГОРОДА»'

ТАМОЖНЯ КАК КОМПОНЕНТ «УМНОГО ГОРОДА» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«УМНЫЙ ГОРОД» / ТАМОЖНЯ / ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евдокимова Д. И.

В статье рассмотрены актуальные вопросы развития таможенно-логистической инфраструктуры в рамках концепции «умный город». Проводится оценка процесса цифровизации в таможенно-логистическом комплексе в качестве инструмента ресурсосбережения в цепях поставок, проходящих через Санкт-Петербург, как крупный экспортный центр. Рассматривается совершенствование организации цифрового взаимодействия между таможенными органами, участниками внешнеэкономической деятельности и другими участниками перевозок в целях повышения качества предоставления таможенных услуг, уменьшения нагрузки в цепях поставок, снижения затрат бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Евдокимова Д. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS AS A SMART CITY COMPONENT

The article discusses topical issues of the development of customs and logistics infrastructure within the framework of the concept of "smart city". The process of digitalization in the customs and logistics complex is assessed as a resource saving tool in the supply chains passing through St. Petersburg, as a large export center. The article considers the improvement of the organization of digital interaction between customs authorities, participants in foreign economic activity and other participants in transportation in order to improve the quality of the provision of customs services, reduce the load in supply chains, and reduce business costs.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖНЯ КАК КОМПОНЕНТ «УМНОГО ГОРОДА»»

ТАМОЖНЯ КАК КОМПОНЕНТ «УМНОГО ГОРОДА» Д.И. Евдокимова, магистрант

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-11-2-98-102

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы развития таможенно-логисти-ческой инфраструктуры в рамках концепции «умный город». Проводится оценка процесса цифровизации в таможенно-логистическом комплексе в качестве инструмента ресурсосбережения в цепях поставок, проходящих через Санкт-Петербург, как крупный экспортный центр. Рассматривается совершенствование организации цифрового взаимодействия между таможенными органами, участниками внешнеэкономической деятельности и другими участниками перевозок в целях повышения качества предоставления таможенных услуг, уменьшения нагрузки в цепях поставок, снижения затрат бизнеса.

Ключевые слова: «умный город», таможня, таможенно-логистическая инфраструктура, внешнеэкономическая деятельность, электронное декларирование, цифровизация.

На сегодняшний день более половины населения в мире составляют люди, проживающие в городах (около 4,2 млрд городских жителей). При этом средняя доля городского населения в странах составляет в среднем

Если XIX век был веком империй, а XX -веком национальных государств, то XXI век станет эпохой городов, - заявил вице-президент IBM по направлению «Разумный город» Джерри Муни. - Большинство городов стоит перед лицом одних и тех же проблем. Это постоянный рост населения, старение городской инфраструктуры и рост расходов при необходимости их минимизации [1].

В связи с увеличением темпов урбанизации существующие методы и формы управления городскими и коммунальными

75% (в России - 74,8%). Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам прогнозирует, что к 2050 году уже 68% населения мира будет жить в городах.

службами исчерпывают себя и не удовлетворяют современным требованиям к логистике, безопасности и экологии. Для решения данных проблем была создана концепция «smart city» («умный город»). Она нацелена на удовлетворение экономических, социальных, культурных, экологических и других потребностей населения города за счет использования инновационных технологий для повышения качества услуг, эффективности городской деятельности, развития городской

= Общее число населения

Городское население

Сельское население

9 ООО ООО ООО 8 ООО ООО ООО 7 ООО ООО ООО 6 ООО ООО ООО 5 ООО ООО ООО 4 ООО ООО ООО 3 ООО ООО ООО 2 ООО ООО ООО 1 ООО ООО ООО 0

19S0

19S5

1990

1995

2000

2005

2010

2015

2020

Рисунок. Увеличение доли городского населения в мире

среды и повышения уровня жизни жителей города в целом.

На практике «умный город» состоит из 8 основных компонентов: энергетика, водоснабжение, транспорт, безопасность, услуги, интеграция, правительство, жители.

Для успешного и качественного предоставления услуг «умный город», должен обладать развитой и защищенной инфраструктурой ИКТ. С этой целью необходимо обеспечить интеграцию различных систем и предоставление тех или иных информационных услуг в зависимости от категории пользователей.

Одним из объектов инфраструктуры, который организует и координирует поток информационных данных, сопровождающий материальный поток, и является существенным для логистической системы города элементом, выступает система таможенных органов. В частности, если рассматривать перспективу развития концепции «умного города» на примере Санкт-Петербурга, тамо-женно-логистическая инфраструктура требует постоянного развития и совершенствования, поскольку внешнеэкономическая деятельность занимает большую долю в экономике города, являющегося за счет его выгодного расположения крупнейшим экспортным центром.

В таможенно-логистической инфраструктуре города информационные потоки играют двойную роль: во-первых, снабжают информацией деятельность таможенных органов, в том числе товарные потоки, пересекающие таможенную границу; во-вторых, информационные потоки непосредственно выступают объектом таможенно-логистической инфраструктуры, так как основная часть таможенных операций сопряжена не столько с перемещением товаров и транспортных средств, сколько с выполнением определенных таможенных режимов, что требует специальных информационных таможенных технологий. Эффективное функционирование таможенных органов можно обеспечить лишь путем разработки информационной системы, которая позволит интегрировать все аспекты таможенной деятельности и управлять ею как единым целым.

На сегодняшний день таможенные органы достигли определенных успехов в развитии

применяемых ими технологий. За последние 3 года совершения преобразований в таможне можно увидеть ощутимые результаты. Так, с помощью цифровых технологий была создана «электронная таможня», которая уже позволяет оформлять в цифровом виде 95% деклараций. До 2030 года планируется полное исключение бумажных носителей и переход на электронный документооборот. Кроме этого, создано 16 центров электронного декларирования, на которые подаются более 65% всех оформляемых таможенных деклараций [2]. В 2019 году более трех три миллионов деклараций было зарегистрировано в автоматическом режиме без участия человека.

Такая подготовка ведется в рамках цифровой реформы таможни, благодаря которой планируется создание «умной» таможенной службы, удобной и незаметной для законопослушных бизнесменов. Согласно стратегии таможенной службы, к 2030 году таможенные органы приобретут надёжного союзника в лице самообучающегося цифрового блюстителя государственных интересов, способного в два счета обрабатывать огромный объем информации и принимать необходимые решения. «Основной акцент в работе искусственного интеллекта таможенная служба сделает на автоматизации контрольных процедур и безостановочном перемещении товаров с низким уровнем риска через пункты пропуска», - рассказал на «правительственном часе» в Совете Федерации глава ФТС Владимир Булавин.

Технической основой для внедрения искусственного интеллекта в таможню должен стать ведомственный мощнейший центр обработки данных, который планируется построить до 2023 года.

Задачи, которые сможет решать искусственный интеллект, включают: перевод всех форм контроля в автоматический режим без соприкосновения с сотрудниками таможенного органа, точное определение уровня риска каждой товарной партии, идущей через пункты пропуска, а также самообучение системы управления рисками, пресечение возможных нарушений валютного законодательства и другие. Цифровая платформа станет базой для общения с внешнеторговым бизнесом, транспортными организациями,

портами, свяжет таможенные службы и контролирующие органы.

Главной целью является повышение качества таможенных услуг для добросовестных участников ВЭД. В частности, планируется оптимизировать процесс уплаты и проверки пошлин, их поступление от налогоплательщиков. В этот пункт входит также и возможность плательщика самостоятельно управлять своими платежами с единого лицевого счета. На текущий момент открыто уже свыше 320 тысяч единых лицевых счетов. Их внедрение облегчило процесс расчетов и нарастило эффективность управления денежными средствами для плательщиков. Кроме этого, все операции бизнесмен может совершать в «Личном кабинете участника ВЭД» на сайте ФТС России, который также постоянно развивается и наполняется новыми сервисами и возможностями. Число пользователей сервиса превышает 280 тысяч физических лиц и 110 тысяч организаций [3]. Каждый пользователь может в онлайн-ре-жиме подать декларацию и сопроводительные документы, увидеть разрешительные документы, получить сведения о задолженности, просмотреть информацию обо всех запретах и ограничениях на ввозимые и вывозимые товары.

Помимо налаживания качественного обмена информацией, необходимо решить проблему очередей на пунктах пропуска. В частности, такая проблема нередка и в регионе Санкт-Петербурга, например, ситуация на границе с Финляндией, странами Прибалтики. Основная причина возникновения очередей заключается в том, что пункты пропуска через границу со стороны России устарели и не отвечают современным реалиям. На территории стран-соседей же для целей прохождения границы функционируют современные здания. Таможне необходимо как можно скорее создать актуальную инфраструктуру для информационного декларирования и контроля, а именно новые пункты пропуска с большей пропускной способностью и с лучшей технической оснащенностью. Трудность заключается в том, что за строительство и расширение пунктов пропуска несет ответственность Министерство транспорта, а не ФТС России, поэтому также

важно наладить взаимодействие между этими ведомствами.

Что касается пункта пропуска, оснащенного искусственным интеллектом, таких проектов на территории России еще не запускалось. Такой пункт пропуска нуждается в основе на базе цифровой платформы, которая будет содержать информацию с технических средств контроля: радиационного контроля, весогабаритных измерений, считывания номеров машин, диспетчеризации очереди. Например, если товарная партия определяется в базе как безрисковая, то пункт пропуска она будет проходить безостановочно.

На фоне современной тенденции к цифро-визации, наиболее популярной цифровой платформой, работающей по принципу «единого окна» и используемой для таможенно-логистических целей, в настоящее время является КПС «Портал Морской порт». В 2020 году КПС ввели в эксплуатацию и стали активно применять в работе таможенной службы, в том числе, таможен Санкт-Петербурга, как крупного портового города. КПС «Портал Морской порт» базируется на основе технологии В1оск^ат (электронное хранилище данных, далее - блокчейн) и представляет собой глобальную электронную платформу, которая способствует быстрому взаимодействию между участниками ВЭД, другими заинтересованными лицами и таможенными органами в электронной форме [4]. Основной функцией КПС является реализация технологии предварительного информирования, когда в таможенный орган до прибытия судна с грузом в порт поступает информация о товарах, судне, экипаже в целях ее обработки и принятия предварительных решений. Так, к моменту прибытия судна в порт контролирующие органы смогут определиться с формами таможенных операций, связанных с оформлением прибытия судна и товаров, а операторы морских терминалов - спланировать, какие товары убрать в штабель, а какие подготовить к проверке. Это позволит сократить время обработки при прибытии и убытии морских судов без ущерба для качества надзорных мероприятий.

В «умном» Санкт-Петербурге «умный порт» как одна из составляющих,

безусловно, является необходимым, поскольку глобализация грузопотоков и развитие международного товарообмена требуют все более сложных схем для доставки грузов и оптимизации логистических расходов при перевозке и хранении товаров. «Умный порт» является более конкурентоспособным, что определяется его способностью удерживать существующий поток грузов, а также привлекать новый, за счет преимущества на внутреннем и внешнем рынках за счет качественного совершенствования предоставляемых логистических услуг [5]. Здесь снова важную роль играет единая информационная система, которая позволяет за счет своевременного обеспечения информацией всех звеньев логистической цепи снижать операционные издержки и обеспечивать высокий уровень лояльности участников ВЭД.

Поскольку объем грузопотока постоянно растет, современный порт должен показывать высокую производительность, надежность и эффективность обработки грузов, сокращение времени стоянки судна в порту, бесперебойную работу. Для решения поставленных задач в рамках цифровизации необходимо создать такую таможенно-логисти-ческую инфраструктуру, которая будет наполнена массой необходимых сервисов: логистических веб-сервисов, которые собирают, отображают и распределяют запросы на перевозку, адаптивные планировщики

расписания передвижения товаров и людей, Интернет вещей, обеспечивающий связь между собой клиентов, заказов, грузовых автомобилей, поездов, кораблей и т.п., а также сервисами взаимодействия порта и таможни по типу КПС «Портал Морской порт». Результатом такого проекта станет увеличение числа клиентов, прозрачность деятельности участников перевозки, которые в конечном счете повысят прибыль компаний.

Таким образом, концепция «умного города», включающая в себя в числе прочего «умную таможню» и «умный порт», несомненно является перспективным направлением развития, которое обеспечит рациональное управление городом и происходящими в нем экономическими процессами. Развитие проектов следует начинать с усовершенствования электронного документооборота, использования Интернета вещей и искусственного интеллекта. «Умная» концепция позволит обеспечить комфортное сотрудничество таможенных органов, морских портов, участников внешнеэкономической деятельности и других участников перевозок, позволяя таможне снизить нагрузку и ускорить проведение таможенных процедур, а бизнесу - уменьшить затраты и риски предприятий. Перевод услуг и сервисов в электронный вид, в свою очередь, поспособствует выходу на новую ступень информатизации общества.

Библиографический список

1. Jetinfo [Электронный ресурс] // Умный город - его компоненты и характеристики - Режим доступа: https://www.jetinfo.ru/umnye-goroda-buduschee-segodnya/

2. Альта-Софт [Электронный ресурс] // Таможня: десять лет спустя. Владимир Булавин - о ключевых изменениях в работе ФТС в ближайшие годы - Режим доступа: https://www.alta.ru/expert_opinion/75696/.

3. Сакович С.И. Личный кабинет участника ВЭД // Бюллетень инновационных технологий. - 2020. - № 1. - С 68-71.

4. Гетман А.Г. КПС «Портал Морской порт» как элемент цифровизации в сфере таможенной логистики // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. -2019. - № 3(40). - С. 12-22.

5. Ильин И.В., Ян К., Вейгел Ю., Калязина С.Е. Внедрение цифровых технологий для сотрудничества SMART CITY и SMART PORT // Цифровые технологии в логистике и инфраструктуре. - 2019. - С. 10-15.

CUSTOMS AS A SMART CITY COMPONENT

D.I. Evdokimova, Graduate Student

Saint Petersburg State University of Economics

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article discusses topical issues of the development of customs and logistics infrastructure within the framework of the concept of "smart city". The process of digitalization in the customs and logistics complex is assessed as a resource saving tool in the supply chains passing through St. Petersburg, as a large export center. The article considers the improvement of the organization of digital interaction between customs authorities, participants in foreign economic activity and other participants in transportation in order to improve the quality of the provision of customs services, reduce the load in supply chains, and reduce business costs.

Keywords: "smart city ", customs, customs and logistics infrastructure, foreign economic activity, electronic declaration, digitalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.