Научная статья на тему 'Проблемы электронного межведомственного взаимодействия при реализации таможенного контроля в морском пункте пропуска'

Проблемы электронного межведомственного взаимодействия при реализации таможенного контроля в морском пункте пропуска Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
555
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межведомственное взаимодействие / морской пункт пропуска / КПС «Портал Морской порт» / interdepartmental interaction / sea checkpoint / software system “Seaport Portal”

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Токарева Кристина Александровна

Исследован опыт межведомственного взаимодействия ФТС России и Россельхознадзора на постах фактического контроля в морском пункте пропуска на примере Южно-Курильского таможенного поста. Проанализированы данные о перемещении подконтрольных товаров. Выделены проблемы взаимодействия и даны рекомендации по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Токарева Кристина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Electronic Interdepartmental Interaction in the Implementation of Customs Control at the Sea Checkpoint

The experience of interdepartmental interaction between the Federal Customs Service of Russia and the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance at the actual control posts at the sea checkpoint is studied on the example of the South Kuril customs post. The data on the movement of controlled goods are analyzed. The problems of interaction are highlighted and recommendations for their solution are given.

Текст научной работы на тему «Проблемы электронного межведомственного взаимодействия при реализации таможенного контроля в морском пункте пропуска»

УДК 339.543.5

DOI 10.24412/cl-36450-2021-1-215-219

К. А. ТОКАРЕВА

Проблемы электронного межведомственного взаимодействия при реализации таможенного контроля в морском пункте пропуска

Исследован опыт межведомственного взаимодействия ФТС России и Россельхоз-надзора на постах фактического контроля в морском пункте пропуска на примере Южно-Курильского таможенного поста. Проанализированы данные о перемещении подконтрольных товаров. Выделены проблемы взаимодействия и даны рекомендации по их решению.

Ключевые слова: межведомственное взаимодействие, морской пункт пропуска, КПС «Портал Морской порт».

K. A. TOKAREVA

Problems of Electronic Interdepartmental Interaction in the Implementation of Customs Control at the Sea Checkpoint

The experience of interdepartmental interaction between the Federal Customs Service of Russia and the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance at the actual control posts at the sea checkpoint is studied on the example of the South Kuril customs post. The data on the movement of controlled goods are analyzed. The problems of interaction are highlighted and recommendations for their solution are given.

Keywords: interdepartmental interaction, sea checkpoint, software system "Seaport Portal".

Новые возможности цифровой эпохи требуют мгновенного реагирования, а также постоянной выработки современных подходов по развитию таможенной службы Российской Федерации. В соответствии с этим, распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р утверждена Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия), которая предполагает полномасштабную модернизацию таможенной сферы нашей страны. Стратегической целью развития Федеральной таможенной службы (ФТС России) является формирование к 2030 году качественно новой, насыщенной «искусственным интеллектом», быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, «умной» таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства [5]. Для достижения поставленной цели было разработано 23 целевых ориентира, первым из которых является полномасштабная цифровизация и автоматизация деятельности таможенных органов. Данный целевой ориентир включает в себя, из всего прочего, применение интегрированных механизмов межведомственного информационного взаимодействия, а также использование при совершении таможенных операций

ТОКАРЕВА Кристина Александровна, инспектор Южно-Курильского таможенного поста Сахалинской таможни.

транспортных, коммерческих и иных документов, созданных и используемых в деловом обороте в виде электронных документов.

Вопросы межведомственного взаимодействия между ФТС России и иными контролирующими органами на современном этапе приобретают особую значимость. Развитие данной сферы происходит довольно быстро: регулярно заключаются новые соглашения о взаимодействии, составляются технологические карты межведомственного взаимодействия и программируются электронные сервисы, с помощью которых службы обмениваются необходимыми сведениями.

Необходимо отметить, что основные задачи в области межведомственного взаимодействия, были поставлены перед ФТС России и в распоряжении Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года». В документе было указано, что требуется развитие системы электронного межведомственного взаимодействия и системы получения сведений о разрешительных документах непосредственно от выдавших их контролирующих органов Российской Федерации, а не от участников внешнеэкономической деятельности [2]. Но на сегодняшний день, как и прежде, наблюдается разрыв между имеющимся уровнем взаимодействия и необходимым. Это обуславливает актуальность выбранной темы исследования. Цель исследования -выявление проблем межведомственного взаимодействия при проведении таможенного контроля на примере практики Южно-Курильского таможенного поста.

Рассмотрим пример электронного межведомственного взаимодействия ФТС России и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Россельхознадзор) в регионе деятельности Южно-Курильского таможенного поста Сахалинской таможни. Это один из одиннадцати постов Сахалинской таможни, расположенный в одном из самых восточных морских пунктов пропуска - на острове Кунашир.

Статистика оформления транспортных средств международной перевозки (далее - ТСМП) и товаров, перемещаемых этими судами, в регионе деятельности Южно-Курильского таможенного поста с разбивкой по товарам, по которым требуется проведение карантинного фитосанитарного контроля (далее - КФК), ветеринарного контроля (далее - ВК), санитарно-карантинного контроля (далее - СКК) приведена в таблице.

Количество оформленных ТСМП и товаров, перемещаемых этими судами в регионе деятельности Южно-Курильского таможенного поста в 2020 г.

Приход Отход

Количество ТСМП Общее количество товарных партий ВК КФК Количество ТСМП Общее количество товарных партий ВК КФК

444 374 - 13 417 666 570 -

Из таблицы следует, что в 2020 г. в регионе деятельности Южно-Курильского таможенного поста из 374 прибывших коносаментных партий на 444 ТСМП перемещалось 13 товарных партий (или 3,5 %), которые попадали в перечень подка-рантинной продукции, подлежащей КФК. основная номенклатура данных товаров представлена тароупаковкой из гофрированной бумаги или гофрированного

картона. Товары, по которым требовалось проведение ВК или СКК в регионе деятельности поста на прибытие, в течение последних двух лет не оформлялись.

Анализ совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля на убытие с территории ЕАЭС показал, что из 666 убывших коносаментных партий на 417 ТСМП перемещалось 570 товарных партий (или 85,6 %), потребовавшие проведение ВК. Товары, попадающие под КФК или СКК, в регионе деятельности Южно-Курильского таможенного поста на убытие не оформлялись. Основным товаром, вывозимым с территории ЕАЭС в регионе деятельности Южно-Курильского таможенного поста, является серый морской еж (код ТН ВЭД -0308 21 000 0). Данный товар входит в единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 [1]. Для вывоза серого морского ежа должны быть соблюдены ветеринарные требования и получено разрешение на вывоз от Россель-хознадзора. При его отсутствии должностное лицо таможенных органов не может принять положительное решение о вывозе товаров.

Таким образом, в 2020 г. Южно-Курильский таможенный пост тесно взаимодействовал с Россельхознадзором, преимущественно, при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля на убытие с территории ЕАЭС.

Далее проанализируем существующий уровень электронного межведомственного взаимодействия в разрезе оформления на отход товарных партий, подлежащих ВК, и оформления на приход товарных партий, подлежащих КФК.

Основная деятельность по оформлению ТСМП на морских пунктах пропуска, в том числе и на Южно-Курильском таможенном посту, осуществляется в КПС «Портал Морской порт». Это программное средство предназначено для документального оформления транспортных средств и товаров, перемещающих этими судами через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), на основе электронного документооборота. Платформа основана на принципе «единого окна», объединяя администрацию порта, морских перевозчиков и государственные контрольные органы, в том числе и Россельхознадзор. При убытии морского судна КПС «Портал Морской порт» позволяет представлять пакет электронных документов и сведений о планируемом убытии с территории ЕАЭС морских судов, поручения на погрузку товаров на судно, принимать решения в отношении погрузки товаров на судно и оформление результатов государственного контроля.

Как показывает практика, должностные лица Россельхознадзора, проводящие ВК товаров на убытие с территории ЕАЭС, принимают решение путем проставления соответствующих штампов «Ветеринарный надзор. Выпуск разрешен» только на ветеринарных и товаросопроводительных документах в соответствии с технологической схемой взаимодействия контрольных органов в пунктах пропуска через таможенную территорию Союза без использования КПС «Портал Морской порт». Это доставляет определенные неудобства участникам внешнеэкономической деятельности, ввиду необходимости представлять данный документ с отметками Россельхознадзора в таможенные органы, что требует определенных временных затрат и автоматически увеличивает время прохождения таможенного контроля.

Взаимодействие с Россельхознадзором по обмену информацией о принятых решениях в отношении товаров, подлежащих КФК, в регионе деятельности Южно-Курильского таможенного поста, имеет более позитивную направленность. В 2020 г. должностными лицами Россельхознадзора, проводящими КФК, был получен доступ к КПС «Портал Морской порт». Таким образом, сдвинулась в положительную сторону работа по реализации постановления Правительства РФ от 13.08.2016 № 792 [3], с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 17.07.2019 № 907 [4].

Данное взаимодействие осуществляется следующим образом.

После получения документов и сведений для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении транспортных средств международной перевозки на прибытие (уведомление о прибытии) с помощью КПС «Портал Морской порт», должностными лицами таможенного поста принимается решение на электронном транспортном (перевозочном) документе, в отношении товаров, подлежащих КФК «Подлежит досмотру. Карантинный фитосани-тарный контроль». Указанное решение оформляется должностным лицом таможенного органа в электронном виде, заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью и направляется из информационной системы таможенных органов посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия в информационную систему Россельхознадзора. Решение о разрешении ввоза подкарантинной продукции оформляется должностным лицом Россельхоз-надзора путем проставления на электронном транспортном (перевозочном) документе в КПС «Портал Морской порт» решения «Ввоз разрешен». Указанное решение направляется из информационной системы Россельхознадзора посредством системы взаимодействия в информационную систему таможенных органов.

Проблема взаимодействия заключается в том, что должностные лица Рос-сельхознадзора, проводящие КФК, используют КПС «Портал Морской порт» без использования усиленной квалифицированной электронной подписи. В результате должностные лица таможенного поста вынуждены дублировать отметки о необходимости проведения КФК на бумажных документах, а участники внешнеэкономической деятельности, как и в ситуации с ВК, - передавать документ из одного контролирующего органа в другой.

Выделим проблемы электронного межведомственного взаимодействия.

1. Проблема технической неготовности улучшать данное взаимодействие. Например, по результатам проведенных рабочих встреч, должностные лица Рос-сельхознадзора отмечали проблему низкой скорости передачи данных.

2. Отсутствие критериев оценки уровня межведомственного взаимодействия. Несмотря на то, что в Стратегии большое внимание уделяется электронному межведомственному взаимодействию и электронному документообороту, не разработан контрольный показатель реализации данного направления.

Поэтому для реализации принципа межведомственного взаимодействия в морском пункте пропуска и выполнения Стратегии развития таможенных органов до 2030 года необходимо развитие программных средств Россельхознадзора, а также требуется проведение мониторинга эффективности межведомственного электронного взаимодействия в КПС «Портал Морской порт» и оперативное решение выявленных проблем.

Итак, исследование опыта межведомственного взаимодействия ЮжноКурильского таможенного поста при проведении таможенного контроля позволило сделать следующие выводы. Пост в основном взаимодействует с Россельхоз-надзором при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля на убытие с территории ЕАЭС. Выделенные проблемы межведомственного взаимодействия могут быть устранены совершенствованием информационно-технического и административно-контрольного обеспечения.

Список литературы

1. О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе: решение Комиссии Таможенного Союза от 18.06.2010 № 317 (ред. от 08.12.2020). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.03.2021).

2. О стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 10.02.2018). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.03.2021).

3. О порядке осуществления государственного карантинного фитосанитар-ного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 13.08.2016 № 792. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.03.2021).

4. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 № 792: постановление Правительства РФ от 17.07.2019 № 907. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.03.2021).

5. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.