Научная статья на тему 'КОМПЛЕКС ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ "ПОРТАЛ "МОРСКОЙ ПОРТ" КАК ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ МЕХАНИЗМА "ЕДИНОГО ОКНА"'

КОМПЛЕКС ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ "ПОРТАЛ "МОРСКОЙ ПОРТ" КАК ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ МЕХАНИЗМА "ЕДИНОГО ОКНА" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1318
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ / КОМПЛЕКС ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ "ПОРТАЛ „МОРСКОЙ ПОРТ"" / ПОРТ НОВОРОССИЙСК / УНИКАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР / ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ И СВЕДЕНИЙ / ФОРМАТНО-ЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS AUTHORITIES / TECHNOLOGY OF PRELIMENARY INFORMATION / SOFTWARE PACKAGE "PORTAL "SEA PORT" / THE PORT OF NOVOROSSIYSK / UNIQUE IDENTIFICATION NUMBER / PACKAGE OF DOCUMENTS AND INFORMATION / FORMAT-LOGICAL CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тонконог Виктория Владимировна, Филатова Евгения Валентиновна, Головань Татьяна Викторовна

В статье рассмотрены практические аспекты реализации механизма «единого окна» посредством применения комплекса программных средств «Портал „Морской порт“» (на примере его функционирования в порту Новороссийск). Основное внимание уделено технологии предварительного информирования на морском транспорте. Выявлены проблемные вопросы, возникающие на этапе предоставления предварительной информации через комплекс программных средств «Портал „Морской порт“», и предложены возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тонконог Виктория Владимировна, Филатова Евгения Валентиновна, Головань Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFTWARE PACKAGE "PORTAL "SEA PORT" AS A FUNCTIONAL ELEMENT OF A "SINGLE WINDOW" MECHANISM

Practical aspects of a "single window" mechanism realization through the application of a software package "Portal "Sea port" (on the example of its functioning in the port of Novorossiysk) are considered in the article. The main attention is paid to the technology of preliminary information on marine transport. Problematic issues arising at the stage of submission of preliminary information through software package "Portal "Sea port” are identified and possible ways of their solution are proposed.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКС ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ "ПОРТАЛ "МОРСКОЙ ПОРТ" КАК ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ МЕХАНИЗМА "ЕДИНОГО ОКНА"»

В. В. Тонконог, Е. В. Филатова, Т. В. Головань

КОМПЛЕКС ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ «ПОРТАЛ „МОРСКОЙ ПОРТ"» КАК ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ МЕХАНИЗМА «ЕДИНОГО ОКНА»

В статье рассмотрены практические аспекты реализации механизма «единого окна» посредством применения комплекса программных средств «Портал „Морской порт"» (на примере его функционирования в порту Новороссийск). Основное внимание уделено технологии предварительного информирования на морском транспорте. Выявлены проблемные вопросы, возникающие на этапе предоставления предварительной информации через комплекс программных средств «Портал „Морской порт"», и предложены возможные пути их решения.

Ключевые слова: таможенные органы; технология предварительного информирования; комплекс программных средств «Портал „Морской порт"»; порт Новороссийск; уникальный идентификационный номер; пакет документов и сведений; форматно-логический контроль.

V. V. Tonkonog, E. V. Filatova, T. V. Golovan

SOFTWARE PACKAGE "PORTAL "SEA PORT" AS A FUNCTIONAL ELEMENT OF A "SINGLE WINDOW" MECHANISM

Practical aspects of a "single window" mechanism realization through the application of a software package "Portal "Sea port" (on the example of its functioning in the port of Novorossiysk) are considered in the article. The main attention is paid to the technology of preliminary information on marine transport. Problematic issues arising at the stage of submission of preliminary information through software package "Portal "Sea port" are identified and possible ways of their solution are proposed.

Keywords: customs authorities; technology of prelimenary information; software package "Portal "Sea port"; the port of Novorossiysk; unique identification number; package of documents and information; format-logical control.

С увеличением количества государств - участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС) особенно остро встал вопрос об усовершенствовании системы государственного контроля в пунктах пропуска. Решение данного вопроса должно способствовать упрощению перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС. Модернизация системы государственного контроля особенно актуальна для морских пунктов пропуска (МПП), поскольку именно в них образуется наиболее сложное взаимодействие между участниками перевозки грузов морским видом транспорта.

Поскольку технологические процессы обработки грузов в морских портах характеризуются большим числом участников, то существует необходимость в обработке и анализе в минимальные сроки внушительного перечня документов и сведений относительно морского судна и перемещаемых на нем товаров. В связи с этим появилась обоснованная потребность в разработке единого подхода к оптимизации взаимодействия между государственными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которые задействованы в перевозочном процессе в морских портах.

Нельзя не отметить, что последние внесенные изменения в «дорожную карту», утвержденные распоряжением Правительства РФ от 26.09.2013 № 1721-р, разра-

ботаны и предназначены именно к внедрению в морских портах для совершенствования в них транспортной ситуации по ускорению товарооборота. Согласно положениям п. 19, 30 и 31 к основным мероприятиям по оптимизации процессов, касающихся непосредственно нахождения груза в морских портах, относятся [1]:

- внедрение системы «единого окна» для государственных контрольных органов;

- сокращение требуемых документов и сведений при приходе морского судна;

- внедрение системы предварительного информирования, обработки предоставленной предварительной информации и принятие на ее основании решений в отношении товаров;

- обеспечение круглосуточной и непрерывной работы всех государственных контрольных органов в течение времени работы порта и др.

Рассмотрим понятие «единое окно» более подробно. Так, в Киотской конвенции под «единым окном» понимается некая информационная система, которая позволяет всем участникам торгового и транспортного процесса представлять стандартизированные документы и сведения, одновременно с этим имеющие один общий пункт, позволяющий производить все процедуры по импорту, экспорту и транзиту товаров [2]. В свою очередь, концепцию «единого окна», согласно положениям Рекомендации № 33 Европейской экономической комиссии ООН, необходимо понимать как механизм, который позволяет сторонам, принимающим участие в торговых и транспортных операциях, представлять стандартизированные документы и сведения с использованием единого пропускного канала в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита [3].

Следовательно, исходя из этого можно заключить, что данный механизм представляет собой связующее звено при взаимодействии между государственными органами, осуществляющими контроль за ВЭД, и участниками ВЭД, которые только один раз представляют документы и сведения в стандартизированном виде через единый пропускной канал для дальнейшего их использования государственными контрольными органами и иными организациями в соответствии с их компетенциями при осуществлении контроля ВЭД.

Для МПП практической средой исполнения данной модели стал комплекс программных средств (КПС) «Портал „Морской порт"» (Программа), история создания которого началась в феврале 2014 г., когда Федеральная таможенная служба (ФТС России) предприняла первые попытки внедрения тогда еще прототипа портала «Морской порт» в пяти МПП на следующих объектах пилотной зоны [4]:

1) в Дальневосточном таможенном управлении:

- в городе Владивостоке (морской порт «Владивосток» на таможенном посту «Морской порт „Владивосток"» Владивостокской таможни);

- в городе Находка (морской порт «Восточный» на таможенном посту «Восточный» Находкинской таможни);

2) в Северо-Западном таможенном управлении в п. Усть-Луга в морском порту Усть-Луга на Усть-Лужском таможенном посту Кингисеппской таможни;

3) в Калининградской областной таможне в городе Калининграде в морском порту «Калининград» на таможенном посту «Морской порт „Калининград" им. Н. С. Хазова» Калининградской областной таможни;

4) в Южном таможенном управлении в городе Новороссийске в морском порту «Новороссийск» на Новороссийском юго-восточном таможенном посту Новороссийской таможни.

Согласно приказу ФТС России от 11.12.2015 № 2536 к вышеобозначенным пилотным зонам внедрения КПС «Портал „Морской порт"» были добавлены еще три таможенных поста Крымской таможни [5]: Феодосийский, Керченский и Евпаторийский.

В третьем квартале 2016 г. отдел специальных таможенных процедур (ОСТП) Новороссийского центрального таможенного поста (НЦТП) также включился в экспериментальную обработку Программы и стал лидером в стране по ее обработке и внедрению в эксплуатацию. Согласно статистическим данным, предоставленным Новороссийской таможней, за время проведения эксперимента с использованием Программы в электронной форме без представления документов было оформлено 926 судов, что составило 90% от общего количества судов.

Участие НЦТП Новороссийской таможни в проведении эксперимента позволило сократить время обработки прибытия (убытия) морских судов и перевозимых на них грузов, повысило эффективность работы государственных контрольных органов, а также обеспечило снижение временных и иных затрат участников ВЭД при осуществлении внешнеторговых перевозок. Более того, должностным лицам ОСТП НЦТП совместно с разработчиками Программы удалось обработать первый ветеринарный груз с автоматическим списанием через Федеральную государственную информационную систему «Аргус» (ФГИС «Аргус»), которая является основой для проведения государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) (регистрационный номер -ФС-77110097 от 25.07.2011). На рис. 1 представлен интерфейс экранной формы КПС «Портал „Морской порт"», используемый должностными лицами таможенных органов, уполномоченных на работу в нем.

Рис. 1. Интерфейс экранной формы КПС «Портал Морской порт"», доступный таможенным органам

На сегодняшний день КПС «Портал „Морской порт"» представляет собой измененную и доработанную, с учетом замечаний и предложений, версию программного средства, которая основывается на прототипе. Базовыми элементами

Программы являются: электронный документооборот, предварительное информирование и единая система управления ресурсами, обеспечивающая организацию информационных связей между всеми участниками морской перевозки и государственными контрольными органами. Программа объединяет представителей ФТС России, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Россельхознадзора, пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России), судовых агентов, импортеров товаров, администрацию морских портов и т. д. Причем каждая из сторон может выполнять свои функциональные задачи по перемещению товаров морским транспортом через таможенную границу ЕАЭС и их таможенному оформлению путем взаимодействия между собой при помощи электронных документов, подписываемых электронной подписью.

Основываясь на практике осуществления отдельных видов государственного контроля, выполняемого таможенными органами в МПП в регионе деятельности Новороссийской таможни, можно сделать вывод, что проблемные вопросы встречаются как на этапе предоставления предварительной информации, так и при взаимодействии таможенных органов с другими государственными контрольными органами. Более того, все пользователи Программы, т. е. государственные контрольные органы, осуществляющие контроль ВЭД, и сами участники ВЭД отмечают, что существуют некоторые проблемы и недоработки в функционировании Программы.

Как отмечают должностные лица таможенных органов, самой главной проблемой при работе с Программой является низкая активность в предоставлении предварительной информации заинтересованными лицами на партии товаров, которые попадают под иные виды государственного контроля. Только при наличии достаточной информации и сведений о ввозимом морским транспортом товаре можно определить, подлежит ли такой товар иному виду контроля. Структура подаваемой предварительной информации определяется исходя из заявленной таможенной процедуры и наличия необходимости проведения государственного контроля. Если предварительная информация в отношении товаров не предоставляется таможенным органам, то в этом случае применяется система управления рисками.

Предварительную информацию, которая формируется перевозчиком и заинтересованным лицом, условно можно разделить на два блока: предварительная информация о товарах (ПИТ) и пакет документов и сведений (ПДС) [6]. В свою очередь, ПИТ содержит предварительную информацию в отношении товаров, ввозимых морским транспортом, в которой содержится информация об одной партии товаров. Во втором блоке содержится предварительная информация о предполагаемом времени прибытия судов на таможенную территорию ЕАЭС, а также ПДС, который делится на предварительный и окончательный. В целом алгоритм подачи предварительной информации на морском транспорте включает определенные этапы (рис. 2).

Как видно из рис. 2, первоначально участник ВЭД должен сформировать и представить в таможенные органы документы и сведения о товарах, планируемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС. После этого сформированную ПИТ участник ВЭД должен направить в Единую автоматизированную информационную систему (ЕАИС) таможенных органов Российской Федерации (РФ),

которая осуществляет форматно-логический контроль (ФЛК) предварительной информации о товарах.

Участник ВЭД формирует и представляет в таможенные органы документы и сведения о товарах, планируемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС

шгшгшшшгшшш

г

| ПИТ сформирован успешно |

Участник ВЭД напра вляет ПИТ в ЕАИС таможенных органов I

---^""И С,----

__( \_^

____В автоматическом режиме

_______осуществляется ФЛК

Отсутствие ошибок ФЛК

| УИН ПИТ направляется участнику ВЭД в электронном сообщении |

Участник ВЭД доводит до перевозчика УИН ПИТ для внесения его в коносамент

" Г

Перевозчик формирует предварительный ПДС на прибытие судна, привязывая к нему ранее поданный ПИТ (подписывает его электронной подписью)

---------------1---------------

-Н Представление предварительного ПДС в КПС «Портал „Морской порт"» I

автоматическом режиме осуществляет ФЛК документов, содержащихся в ПДС

--------1 нет I Устранение выявленных I

| ФЛК пройден успешно I—-Н ошибок и повторное I

--------1--------1 I отправление ПДС I

I Да .-----------1

Анализ и проверка таможенными органами предварительного ПДС на прибытие, используя КПС

«Сервис выявления рисков»

Перевозчик формирует окончательный ПДС, подписывает его электронной подписью и отправляет

в КПС «Портал „Морской порт"»

Оформление результатов государственного контроля и принятие окончательного решения в отношении судна и ввозимых товаров на таможенную территорию ЕАЭС

Рис. 2. Алгоритм технологии предварительного информирования на морском транспорте

Если при прохождении ФЛК ошибки не были выявлены, то заинтересованному лицу в электронном виде отправляется уведомление о принятии предварительной информации с обязательным указанием присвоенного системой уникального идентификационного номера (УИН) ПИТ. После этого участник ВЭД

передает УИН ПИТ перевозчику для того, чтобы тот, в свою очередь, внес этот номер в коносамент с целью обеспечения дальнейшей увязки ПИТ и коносамента в составе ПДС.

На втором этапе перевозчик должен сформировать предварительный ПДС на прибывающее морское судно и представить его в ЕАИС таможенных органов РФ. Как уже было отмечено выше, в момент формирования ПДС перевозчик должен привязать ранее поданную предварительную информацию о товарах путем внесения УИН ПИТ в коносамент. Полностью сформированный предварительный ПДС на прибытие судна в МПП подписывается перевозчиком электронной подписью и затем отправляется в КПС «Портал „Морской порт"», где в автоматическом режиме проводится ФЛК документов и сведений, содержащихся в поданном предварительном ПДС.

Далее, на третьем этапе, в отношении прибывшего в МПП судна и ввезенных им на таможенную территорию ЕАЭС товаров проводится государственный контроль. Также на данном этапе принимается предварительное решение относительно товаров и судна и оформляются результаты государственного контроля. При этом важно отметить, что должностные лица таможенных органов работают в «ведомственной подсистеме» Программы, а иные государственные контрольные органы - во «внешней подсистеме». На этом этапе анализируется полученный предварительный ПДС на прибытие судна и товаров на территорию ЕАЭС и начинается процесс проверки поданного пакета с использованием КПС «Сервис выявления рисков». Результаты анализа и проверки ПДС на прибытие сохраняются в «ведомственной подсистеме» Программы.

Четвертый этап начинается с момента прибытия судна в порт, где перевозчик формирует окончательный ПДС, подписывает его электронной подписью, после чего отправляет данный пакет в Программу по электронным каналам связи.

Наконец, на заключительном, пятом, этапе осуществляется государственный контроль в отношении судна и товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, после представления окончательного ПДС. Здесь же принимается окончательное решение, касающееся прибывшего судна и ввезенных на нем товаров, а также оформляются результаты государственного контроля.

Если необходимо в отношении ввозимого товара на таможенную территорию ЕАЭС применить иные виды контроля, то в этом случае заинтересованное лицо обязано составить и сформировать расширенный ПИТ, во время формирования которого возникают некоторые сложности из-за несовершенства и недоработок технической составляющей портала:

- во-первых, интерфейс страницы не предполагает отдельной функции «Создать новое уведомление для иных видов государственного контроля»;

- во-вторых, программным обеспечением портала в автоматическом режиме предусмотрено представление только одной из двух форм для заполнения - формы ПИТ для иных видов государственного контроля, - и заинтересованное лицо вынуждено добавлять форму ПИТ в объеме декларации на товары в ручном режиме;

- в-третьих, сведения и информация, подлежащая внесению в форму ПИТ в объеме декларации, полностью дублируются в форме ПИТ для иных видов государственного контроля.

Зачастую по вышеизложенным причинам заинтересованные лица ограничиваются созданием лишь формы ПИТ в объеме декларации на товары. Это подтверждают, например, статистистические данные по эксплуатации и работе Программы на НЦТП Новороссийской таможни.

Так, в 2017 г. должностными лицами таможенных органов ОСТП НЦТП бездокументарно отработано 1 460 судовых дел и 723 окончательных ПДС. Кроме того, согласно статистическим данным, предоставленным НЦТП, по подаче предварительной информации в регионе деятельности данного поста с использованием Программы из общего количества представленных пакетов ПИТ за 2017 г. на подконтрольные партии товаров, которое составило 402 пакета ПИТ, было представлено только 58 пакетов расширенных ПИТ, в отношении которых требовалось осуществить иные виды государственного контроля, что составило 14,4% от общего количества поданных ПИТ1. Следовательно, можно сделать вывод, что такая низкая доля представляемых расширенных пакетов ПИТ не дает возможности корректно определить подконтрольность всех прибывающих товарных партий в МПП.

Решением данной проблемы, по мнению авторов, станет разработка и внедрение универсальной электронной формы заполнения предварительной информации о товарах в личном кабинете участника ВЭД, которая будет содержать как информацию в объеме декларации на товары, так и информацию о товарах, необходимую для осуществления иных видов государственного контроля. Учитывая тот факт, что происходит дублирование информации, содержащейся в пакете ПИТ в объеме декларации на товары и в предварительном уведомлении для проведения иных видов государственного контроля, базой для разработки предлагаемой авторами универсальной электронной формы ПИТ вполне может являться ПИТ в объеме декларации на товары. Наряду с этим в пакет ПИТ в объеме декларации на товары потребуется добавить соответствующую вкладку с названием «Иные виды государственного контроля».

Кроме того, важной проблемой является и действующая на сегодняшний день технология определения товара на подотчетность иным видам государственного контроля, возникающая в процессе практического использования Программы таможенными инспекторами. В данном случае необходимо доработать алгоритм осуществления проверки на этапе форматно-логического контроля для успешного прохождения ФЛК и присвоения УИН пакету ПИТ. Как уже было отмечено выше, для того чтобы определить подконтрольность товаров, ПИТ привязывается к электронному ПДС. Именно здесь работает следующий алгоритм: в случае, если ПИТ представлен, анализ товарных партий на подотчетность иным видам государственного контроля проводится при помощи предусмотренного в Программе автоматического фильтра, а индикатором выборки товаров является только код этого товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Если же ПИТ не представлен или представлен, но в отношении не всех партий товара, то в данном случае таможенный инспектор в ручном режиме посредством ФГИС «Аргус» анализирует каждый коносамент уже только по наименованию товаров.

1 Статистические данные по предоставлению предварительной информации в регионе деятельности Новороссийского центрального таможенного поста с использованием КПС «Портал „Морской порт"» за 2017 г. предоставлены Новороссийской таможней.

По мнению авторов, решение проблемы определения подотчетности товаров иным видам государственного контроля в автоматическом режиме может быть реализовано посредством:

1) доработки автоматического фильтра КПС «Портал „Морской порт"» по определению подотчетности товара иным видам государственного контроля не только по коду согласно ТН ВЭД ЕАЭС, но и по описанию товара. Достижение такой цели авторы видят в детальном анализе товаров, в отношении которых автоматическим фильтром не определяется подотчетность иным видам государственного контроля, а также в разработке требований к описанию таких товаров;

2) внедрения ранее предложенной универсальной электронной формы ПИТ, что позволило бы расширить функции автоматического фильтра по коду товара согласно ТН ВЭД ЕАЭС. Предполагается, что автоматический фильтр КПС «Портал „Морской порт"» будет определять по коду ТН ВЭД ЕАЭС товары, к которым необходимо применить иные виды государственного контроля; одновременно с этим он будет также информировать заинтересованное лицо о возможной необходимости указания сведений о товаре во вкладке «Иные виды государственного контроля».

Рассмотренные проблемные аспекты работы КПС «Портал „Морской порт"» являются только частью тех вопросов, которые в обязательном порядке необходимо решать для упрощения контрольных процедур в МПП, осуществляемых таможенными и иными государственными органами.

Предложенные авторами возможные пути решения выявленных несовершенств и недоработок КПС «Портал „Морской порт"» позволят оптимизировать деятельность таможенных органов, уполномоченных на проведение государственного контроля в отношении товаров и морских судов, пересекающих таможенную границу ЕАЭС, в МПП, а также ускорить товарооборот в морских портах.

Использованные источники

1. Распоряжение Правительства РФ от 26.09.2013 № 1721-р «О внесении изменений в план мероприятий („дорожную карту") „Совершенствование таможенного администрирования", утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.06.2012 г. № 1125-р» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973, в ред. Протокола от 26.06.1999) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Рекомендация ЕЭК ООН № 33 «Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма „единого окна"» [Электронный ресурс]. Доступ из «Электронного фонда правовой и нормативно-технической документации».

4. Комплекс программных средств «Портал „Морской порт"» на службе у таможни [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=23601:---l-l-r—&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2055.

5. Приказ ФТС России от 11.12.2015 № 2536 «О проведении опытной эксплуатации комплекса программных средств «Портал „Морской порт"» в таможенных органах - объектах пилотной зоны» [Электронный ресурс]. Доступ из онлайн-справочника «Альта-Софт».

6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.