Научная статья на тему 'Таможенный валютный контроль экспортно-импортных операций в РФ'

Таможенный валютный контроль экспортно-импортных операций в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1650
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорков Д. А.

Настоящая статья имеет цель показать основные аспекты осуществления валютного контроля экспортно-импортных операций посредством обзора и краткого анализа валютного законодательства РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CUSTOMS CURRENCY CONTROL EXPORT-IMPORT TRANSACTIONS IN RUSSIAN FEDERATION

The present article has the purpose to show the basic aspects of realization of the currency control of export-import transactions by means of the review and brief analysis of the currency legislation of Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Таможенный валютный контроль экспортно-импортных операций в РФ»

ТАМОЖЕННЫЙ ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В РФ

Д.А. Федорков

аспирант кафедры конституционного, административного и финансового права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

Настоящая статья имеет цель показать основные аспекты осуществления валютного контроля экспортноимпортных операций посредством обзора и краткого анализа валютного законодательства РФ 4

В процессе интеграции России в мировое хозяйство и придания экономике открытого характера существенную роль играет политика государства во внешнеэкономической сфере.

Важнейшим инструментом этой политики является механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, который должен обеспечить оптимальное сочетание российской экономики с требованиями экономической безопасности страны в целом.

Особенность экономического развития Российской Федерации, а также необходимость защиты национальной валюты подразумевают наличие административно-правового механизма, способного в случае необходимости создать условия для осуществления контроля за исполнением действующего законодательства и в случае выявления нарушений, наказывать виновных.

Одним из звеньев системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является валютный контроль, посредством которого решаются конкретные задачи, поставленные перед государством в тот или иной момент экономического развития.

Основу нормативной базы для формирования системы валютного контроля составил Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 года (далее - Закон). Основной целью Закона явилось определение фундаментальных направлений валютной политики государства. Законом впервые на законодательном уровне было определено само понятие «валютный контроль». При этом было установлено, что целыо валютного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций, а также определены основные направления валютного контроля.

Органами валютного контроля Закон назвал Центральный банк Российской Федерации и Правительство России. Одно из наиболее важных мест в системе органов валютного контроля занимают таможенные органы.

Действительно, мировая практика подтверждает невозможность организации валютного контроля в части операций, связанных с внешнеторговой деятельностью, без активного участия в этой работе таможенных органов. Никто иной, как сотрудник таможни получает информацию о состоявшемся факте перемещения товаров через таможенную границу на основании условий, предусмотренных внешнеторговыми договорами, и именно в момент таможенного оформления представляется наиболее целесообразно выполнять отдельные процедуры валютного контроля. Справедливость такого положения подтверждает и тот факт, что период осуществления таможенного контроля является последней возможностью для предотвращения возможного нарушения законодательства, в том числе и валютного.1

Понимание этого послужило основанием для определения компетенции таможенных органов при осуществлении валютного контроля. С момента вступления в силу в 1993 году Таможенного кодекса РФ Государственный таможенный комитет России (ГТК РФ) признан органом валютного контроля. В соответствии со статьей 11 Таможенного кодекса РФ ГТК России в пределах своей компетенции наделен правом издавать нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами Российской Федерации и иными государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами.

В области валютного контроля компетенция таможенных органов закреплена в статье 199 Таможенного кодекса РФ. Согласно которой таможенные органы РФ осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу РФ, за исключением периметров

1 Лазарева Т.Л. Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности // Право и экономика, № 9/1997 г.. с. 42-43.

свободных таможенных зон и свободных складов, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Формирование в стране цивилизованного валютного рынка, создание таких условий, при которых возможно более эффективное использование валютных ресурсов в интересах развития экономики России является одним из важных направлений деятельности органов валютного контроля.

«Невозврат» валютной выручки от экспорта товаров российских предприятий наносит значительный ущерб экономике страны, который проявляется не только в том, что из страны выкачивается сырье и идет процесс расхищения ее недр. Оседание валютной выручки в другой стране способствует созданию дополнительных рабочих мест, развитию экономики в целом, в то время как в нашей стране наблюдается обратный процесс.

Одним из первых шагов к формированию системы валютного контроля явилась совместная инструкция Банка России и ГТК РФ «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» № 19 и № 01-20/10283 соответственно, от 12 октября 1993 г. (далее - Инструкция).

Контрольные механизмы, используемые при разработке системы валютного контроля экспортных операций, были основаны на организации обмена информацией между таможенными органами и уполномоченными банками, ведущими расчетное обслуживание российских экспортеров.

Действие Инструкции распространяется на все сделки, предусматривающие вывоз товаров с таможенной территории РФ в таможенном режиме экспорта, по которым:

- расчеты между резидентами и нерезидентами осуществляются в валютах иных, чем валюта

РФ;

- контракт предусматривает компенсацию экспортируемого товара частично платежом в иностранной валюте и частично встречными поставками товаров, либо платежами в рублях.

Действие Инструкции не распространяется на сделки, предусматривающие вывоз товаров с таможенной территории РФ в таможенном режиме экспорта, по которым расчеты осуществляются в российской валюте, на товарообменные, бартерные и подобные операции, на экспорт работ и услуг.

Базовым документом валютного контроля становится Паспорт экспортной сделки (ПС). ПС оформляется экспортером в уполномоченном банке и содержит сведения о внешнеторговой сделке, необходимые для осуществления валютного контроля.

Инструкцией подробно регламентирован порядок действий экспортеров при осуществлении ими внешнеторговых операций. Определен механизм обмена информацией, необходимой для осуществления валютного контроля, между таможенными органами и уполномоченными банками. Важно отметить, что банк, ведущий расчетное обслуживание экспортера, выступает в качестве агента валютного контроля. И как агент валютного контроля наделен соответствующими правами и обязанностями. В частности, уполномоченный банк при обнаружении нарушения российского законодательства имеет право отказать экспортеру в подписании ПС. В свою очередь банк, подписавший ПС, несет ответственность за достоверность сведений, указанных в ПС. Банк России формирует список уполномоченных банков и их филиалов и оперативно направляет эти списки, а также изменения и дополнения к ним в ГТК РФ.

ГТК России как орган валютного контроля, а таможенные органы как агенты валютного контроля имеют право:

- не производить выпуск товаров в случаях представления им ПС, оформленного с нарушениями требований Инструкции;

- осуществлять в пределах своей компетенции проверки валютных операций экспортеров;

- запрашивать у экспортеров и обслуживающих их банков документы и информацию об осуществляемых ими валютных операциях, связанных с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств;

- выполнять другие функции по осуществлению валютного контроля в соответствии с действующим законодательством.

Действие Инструкции направлено на ограничение и пресечение попыток отечественных предпринимателей скрыть экспортную валютную выручку за рубежом, на обеспечение ее полного

и своевременного поступления в Российскую Федерацию, а также на борьбу с незаконным вывозом из страны материальных и финансовых ресурсов.

В соответствии с требованиями Инструкции экспортер обязан обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свой валютный счет в уполномоченном банке в течение 90 календарных дней с момента таможенного оформления экспортируемых товаров. Зачисление валютной выручки от экспорта товаров на иной счег допускается только при наличии у экспортера разрешения Банка России.

Эффективность действия Инструкции отражается в приведенных ниже цифрах. По данным ГТК РФ контроль за репатриацией в страну экспортной валютной выручки, введенный с 1994 года, позволил сократить величину ее необоснованных непоступлений относительно объемов, предусмотренных условиями контрактов, примерно с 40 % в 1992-1993 гг. до 5-4 % в 1998 году, что соответствует общемировому уровню.1

Наряду с «невозвратом» валютной выручки по экспортным контрактам отток валютных ресурсов происходит зачастую в форме авансовых платежей по импортным контрактам без последующей поставки товаров и услуг.

Некоторое сдерживающее действие оказывал порядок, при котором условием платежа при осуществлении международных расчетов по импортным контрактам являлось представление российскими предприятиями в уполномоченный банк товарораспорядительных документов, подтверждающих отправку товаров в РФ.

Более радикальными мерами стали требования, предъявленные к импортерам, изложенные в совместной Инструкции Банка России и ГТК РФ «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» № 30 и № 01-20/10538 соответственно, от 26 июля 1995 года (далее - Инструкция).

Действие Инструкции распространяется на валютные операции в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с таможенными режимами выпуска для свободного обращения и реимпорта, независимо от даты заключения внешнеторгового договора (контракта) и начала исполнения дог оворных обязательств, если:

- согласно условиям контракта предусмотрены расчеты в валютах иных, чем валюта Российской Федерации;

- хотя бы часть требований иностранного продавца к российскому импортеру компенсируется в виде денежных средств в иностранной валюте.

Согласно Инструкции Импортер обязан обеспечить ввоз в Российскую Федерацию товара, эквивалентному по стоимости уплаченным за него денежным средствам в иностранной валюте. А в случае непоставки товара - возврат указанных средств, ранее переведенных по контракту иностранной стороне, не позднее 90 календарных дней с момента осуществления перевода, если иное не разрешено Банком России.

Базовым документом валютного контроля стал Паспорт импортной сделки (ПСи). Пси оформляется импортером в банке, в котором открыт текущий валютный счет импортера, и содержит сведения необходимые для осуществления валютного контроля.

Осуществление валютного контроля по импортным контрактам, также как и при контроле за экспортом товаров, в основе своей предусматривает активное взаимодействие таможенных органов и уполномоченных банков.

Инструкцией вводится новый механизм осуществления валютного контроля - гарантия валютного контроля (Гарантия ВК). Гарантия ВК представляет собой обязательство, выдаваемое банком по просьбе импортера, в силу которого банк импортера обязуется уплатить суммы, причитающиеся к уплате при привлечении импортера к финансовой ответственности, возникающей при непоступлении товаров, за которые была произведена предоплата по контракту, и невозврате ранее переведенных средств в иностранной валюте.

Гарантия ВК безусловно является сильным звеном в системе валютного контроля импортных операций. Так как банк импортера, выдавший гарантию ВК, несет перед государством в лице органов валютного контроля солидарную с импортером ответственность в пределах обязательств, вытекающих из условий гарантии ВК. И таким образом существенно облегчает задачу перед государством по контролю за исполнением импортных контрактов.

1 Статистика внешнеэкономической дея тельности // Архив Якутской таможни 1998, с.24

В заключении хотелось бы отметить следующее. На сегодняшний день в Российской Федерации в основном создан каркас системы валютного контроля экспортно-импортных операций. Государство, придерживаясь курса на либерализацию внешнеэкономической деятельности, ужесточает требования к ее участникам. Динамизм развития экономики диктует необходимость постоянной работы над совершенствованием нормативно-правовой базы и механизмов контроля за валютными операциями. В частности, уменьшен срок для репатриации в страну экспортной валютной выручки до 90 дней, а также до 75 % увеличен размер обязательной продажи части экспортной валютной выручки на внутреннем валютном рынке.

Однако необходимо не забывать, что всякий контроль конечен. А большой риск долгосрочных капиталовложений в экономику страны в силу нестабильной политической и экономической ситуации заставляет российских предпринимателей инвестировать свои активы за рубежом. И как показывает практика, решить эту проблему введением лишь жестких административно-правовых методов нельзя.

THE CUSTOMS CURRENCY CONTROL EXPORT-IMPORT TRANSACTIONS IN RUSSIAN FEDERATION

D.A. Fedorkov

graduate of the Department of Constitutional, Administrative and Financial Law Russian University of Peoples' Frendship Mikluho-Maklaya str., 6, 117198 Moscow, Russia

The present article has the purpose to show the basic aspects of realization of the currency control of export-import transactions by means of the review and brief analysis of the currency legislation of Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.