Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ТРАНСГРАНИЧНОГО ОБОРОТА ОЗОНОРАЗРУШАЮЩИХ ВЕЩЕСТВ'

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ТРАНСГРАНИЧНОГО ОБОРОТА ОЗОНОРАЗРУШАЮЩИХ ВЕЩЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
213
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТРАНСГРАНИЧНЫЙ ОБОРОТ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОЗОНОРАЗРУШАЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ронжина Н.А., Афонина А.Д.

В статье рассматриваются основные правила (запреты и ограничения) трансграничного оборота озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, направленные на исполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных соглашений по борьбе с истощением озонового слоя. Для чего отражены основные этапы развития правового механизма охраны озонового слоя в Российской Федерации, а также его место в системе мер государственного регулирования обращения веществ, разрушающих озоновый слой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS CONTROL OF CROSS-BORDER TURNOVER OF OZONE-DEPLETING SUBSTANCES

The article discusses the basic rules (prohibitions and restrictions) of the transboundary turnover of ozone-depleting substances and products containing them, aimed at fulfilling the obligations of the Russian Federation arising from international agreements to combat ozone depletion. For this purpose, the main stages of the development of the legal mechanism for the protection of the ozone layer in the Russian Federation are reflected, as well as its place in the system of measures of state regulation of the circulation of substances that destroy the ozone layer.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ТРАНСГРАНИЧНОГО ОБОРОТА ОЗОНОРАЗРУШАЮЩИХ ВЕЩЕСТВ»

УДК 346.1

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ТРАНСГРАНИЧНОГО ОБОРОТА ОЗОНОРАЗРУШАЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

Ронжина Н.А., Афонина А.Д.

Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии

CUSTOMS CONTROL OF CROSS-BORDER TURNOVER OF

OZONE-DEPLETING SUBSTANCES

Ronzhina N.A., Afonina A.D.

St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

В статье рассматриваются основные правила (запреты и ограничения) трансграничного оборота озоно-разрушающих веществ и содержащей их продукции, направленные на исполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных соглашений по борьбе с истощением озонового слоя. Для чего отражены основные этапы развития правового механизма охраны озонового слоя в Российской Федерации, а также его место в системе мер государственного регулирования обращения веществ, разрушающих озоновый слой.

Ключевые слова: таможенный контроль, трансграничный оборот, таможенное регулирование, экологическая безопасность, озоноразрушающие вещества.

Abstract

The article discusses the basic rules (prohibitions and restrictions) of the transboundary turnover of ozone-depleting substances and products containing them, aimed at fulfilling the obligations of the Russian Federation arising from international agreements to combat ozone depletion. For this purpose, the main stages of the development of the legal mechanism for the protection of the ozone layer in the Russian Federation are reflected, as well as its place in the system of measures of state regulation of the circulation of substances that destroy the ozone layer.

Keywords: customs control; cross-border turnover; customs regulation; environmental safety; ozone-depleting substances.

«Озоновые дыры» одна из глобальных экологических проблем современности, обнаруженная исследователями в семидесятых годах прошлого века. Разрушение озонового слоя поставило под угрозу сам факт существования биологической жизни на планете, спровоцировав нарушение естественных процессов фотосинтеза и повреждение структуры ДНК человека, ведущее к росту онкологических заболеваний. Для борьбы с возникшей угрозой на международном уровне разрабатывается комплекс согласованных мер по ограничению производства и потребления озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, принимаются международные соглашения, на основании которых формируются национальные административно-правовые системы охраны озонового слоя [1, 2].

В данном контексте особую актуальность приобретает рассмотрение содержания механизма государственного регулирования оборота озоноразрушающих веществ (далее - ОРВ), отражение его структуры и

принципов функционирования. Несомненный интерес представляют условия включения озоноразрушающих веществ в легальный внешнеторговый оборот, а также правила трансграничного перемещения данной категории товаров, принятые в целях оптимального и эффективного обеспечения экологической безопасности международной торговли.

Так называемые, «международные озоновые соглашения» («Венская конвенция об охране озонового слоя» 1985 г. и «Монреальский протокол» к ней, 1987 г.) стали стартовыми договорами в сфере экологии, направленными на скорейшее решение проблем глобального истощения озонового слоя. Недостаточность односторонних мер в ликвидации общей угрозы предопределила участие в указанных договорах практически всего мирового сообщества.

Венская конвенция об охране озонового слоя, как акт рамочного характера не накладывала на участников какие-либо конкретные обязательства по сокращению производства и потребления ОРВ. Для принятия

БИТ 2021 Том 5 № 4 (20)

конкретных ограничительных мер по выводу из хозяйственного использования и эксплуатации озоноразрушающих веществ, двумя годами позднее было принято дополнительное соглашение - «Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой» (далее - Монреальский протокол). Итогом реализации мер, предусмотренных Монреальским протоколом, должно было стать значительное снижение объемов мирового производства ОРВ. Глобальное значение Монреальского протокола подтверждается тем, что его сторонами являются 197 стран мирового сообщества.

На правах правопреемства по ранее приятым международным обязательствам бывшего Союза Советских Социалистических Республик (СССР), Российская Федерация стала стороной Монреальского протокола с 31.12.1991 [3].

Позднее, в условиях формирования региональных экономических интеграций в евразийском регионе, государства-члены ЕврАзЭС, а позднее и Таможенного Союза реализовывали планомерное прекращение производства и потребление озоноразру-шающих средств в соответствии с действующим Монреальским протоколом.

Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19 был утверждён «Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами».

В соответствии с Федеральным законом № 226 - ФЗ от 23.07.2013 была завершена разработка плана исполнения обязательств Российской Федерации в соответствии с Монреальским протоколом по защите озонового слоя от разрушающих его веществ, согласно которому был разработан комплекс охранительных мер, а именно [4]:

- утвержден список разрушающих озоновый слой веществ (ОРВ) в целях регулирования объемов их потребления и производства;

- установлены требования по производству и транспортировке озоноразрушающих веществ;

- определены условия окончания производства и потребления продукции, содержащей ОРВ, в целях контроля соблюдения условий продажи и учета торгового оборота данной категории веществ.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

- разработана система мер юридической ответственности, предусмотренной за нарушения правил оборота озоноразрушающих веществ.

В соответствии с приказом Минприроды России № 907 от 22.11.2011с целью оказания государством услуг лицензирования перевозок ОРВ был принят Административный регламент Федеральной службы в области природопользования [5]. Так же Постановление Правительства Российской Федерации № 228 от 24.03.2014 установлены меры государственного регулирования оборота и использования озоноразру-шающих веществ и продукции их содержащей, к которым отнесены такие меры, как [6]:

- правила потребления веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию;

- снижение допустимого объема потребления отдельных категорий озоноразруша-ющих веществ в Российской Федерации (согласно ст.3 Монреальского протокола) в 2014 году - до 999,2 т., в 2015-2019 годах до 399,69 т. ежегодно, в 2020-2029 годах 19,98 т. ежегодно;

- с 1 июля 2014 г., введен запрет на проектирование объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции;

- с 1.01.2015г. транспортировка озоноразрушающих веществ разрешается исключительно в многоразовых контейнерах.

Введен разрешительный порядок экспортно-импортных операций в данной группой экологически неблагоприятных веществ с полным запретом их трансграничного перемещения физическими лицами в качестве товаров для личного пользования [7].

Так, трансграничное перемещение озо-норазрушающих веществ и содержащей их продукции, осуществляется при наличии лицензии, оформленной в соответствии с «Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии», утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 199 от 6.11.2014 [8] или же иного разрешительного документа, по составленного правилам согласованным Коллегией Евразийской экономической комиссии № 45 от 16.05.2012 [9].

Представление юридическими лицами и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, таможенному органу государства-члена лицензии или заключения (разрешительного документа) не требуется в следующих случаях:

- ввоз и (или) вывоз озоноразрушающих веществ, перемещаемых вместе с воздушным, морским (речным), автомобильным, железнодорожным транспортным средством с целью и в количестве, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации оборудования и технических устройств этого транспортного средства, в том числе для заправки, дозаправки холодильного оборудования, систем кондиционирования, средств пожаротушения и иного оборудования, и технических устройств, для эксплуатации которых в соответствии с техническими характеристиками необходимы озо-норазрушающие вещества;

- ввоз и (или) вывоз продукции, содержащей озоноразрушающие вещества и используемой в качестве припасов, в количестве, необходимом для обеспечения нормальной эксплуатации оборудования и технических устройств воздушного, морского (речного), железнодорожного транспортного средства;

- ввоз и (или) вывоз продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, перемещаемой автомобильным транспортным средством в количестве, необходимом для обеспечения нормальной эксплуатации оборудования и технических устройств этого транспортного средства.

С 18 апреля 2021 вступили в силу изменения, дополняющие раздел 2.1 «Озоноразрушающие вещества» единого перечня списком F. Этот список содержит гидрофто-руглероды, на которые ранее не распространялись ограничения при перемещении через таможенную границу ЕАЭС [10].

Как видим, порядок и правила трансграничного перемещения ОРВ имеют непостоянный характер и подлежат периодическому изменению в целях последовательного достижения природоохранного результата восстановления озонового слоя. Эта особенность неизменно оказывает влияние на сложившуюся правоприменительную деятельность должностных лиц таможенных органов в рамках привлечения участников ВЭД к юридической ответственности за незаконное перемещение озоноразрушающих веществ через таможенную границу. По

данному вопросу можно привести характерный пример судебной практики, привлечения должностного лица хозяйствующего субъекта к уголовной ответственности за контрабанду ОРВ в крупном размере. Так, 29 ноября 2011 года Советский районный суд г. Челябинска вынес решение по делу № 69/1648, в отношении начальника отдела продаж ООО Митина А.М., который в нарушение установленного порядка и правил перемещал озоноразрушающие вещества, в период с 23.06.2008 по 26.12.2008 через таможенную границу в крупном размере (в кондиционерах ввозимых автомобилей «самосвалы грузовые») с использованием недействительных (поддельных) документов. Принимая во внимание то, что подсудимый Митин А.М. обвиняется в контрабанде с обманным предоставлением заведомо подложного документа - заключения «об отсутствии в кондиционерах ввозимых автомобилей хладагента с содержанием озоноразру-шающих веществ», предоставление которого в связи с принятием Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) не требовалось на момент рассмотрения дела, уголовная наказуемость в отношении действий Митина А.М. нормативно устранена. Таким образом, в действиях подсудимого Митина А.М. отсутствует объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, в связи с чем, уголовное дело в отношении Митина А.М. подлежало прекращению по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. В связи с чем суд постановил прекратить уголовное дело по обвинению Митина А. М. по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в его деянии состава преступления [11].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что система мер государственного регулирования внешнеторгового оборота ОРВ является неотъемлемой мерой для предотвращения незаконного распространения запрещенных хладагентов, ухудшающих состояние окружающей среды. Сохранение среды обитания и устойчивое ее развитие -необходимые условия выживания человечества. Нужен качественный контроль за трансграничным перемещением ОРВ. Несмотря на то, что в настоящее время озоно-разрушающие вещества практически полностью запрещены к производству и транспортировке, некоторое их количество и по сей день применяется в промышленности в

БИТ 2021 Том 5 № 4 (20)

целях переработки, что определяет возможные риски их незаконной транспортировки через границу. Данное обстоятельство обусловливает необходимость применения современных технических средств таможенного контроля озоноразрушающих веществ. Основные вопросы контроля и охраны озонового слоя в международном масштабе отражены в Венской конвенции об охране озонового слоя (Вена,

Список литературы

1. Афонин Д.Н. Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности при трансграничном перемещении озоноразрушающих веществ // Бюллетень инновационных технологий. 2021. Т. 5. № 1 (17). С. 30-39.

2. Афонин Д.Н. Логистические особенности трансграничного перемещения озоноразрушающих веществ // В сборнике: Вузовская наука: от теории к практике. Сборник материалов региональной научно-практической конференции. В 3-х частях. Под общей редакцией С.Н. Гамидуллаева. 2019. С. 9-12.

3. OzoneProgram [Электронный ресурс]. иК1:№рз://шшш.сгопергодгат.ги/сгопоуое_2акопо datelstvo/konvencija/ (Дата обращения: 28.10.2021)

4. Федеральный закон № 226-ФЗ от 23.07.2013 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»// СПС «Кон-сультантПлюс».

5. Приказ Минприроды России № 907 от 22.11.2011 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции»// СПС «Гарант».

6. Постановление Правительства РФ № 228 от 24.03.2014 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой»// СПС «КонсультантПлюс».

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

22.03.1985), Монреальском протоколе по веществам, разрушающим озоновый слой (Монреаль, 1987 г.) и ряде последующих поправок к нему. Рассмотренные способы и формы государственного регулирования их трансграничного перемещения призваны обеспечить стабильное состояние озонового слоя и надлежащее его восстановление.

7. Приказ ФТС России № 1003 от 21.08.2007 «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей»// СПС «КонсультантПлюс».

8. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 199 от 06.11.2014 «Об Инструкции об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии и Инструкции об оформлении разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров»// СПС «Консультант-Плюс».

9. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 45 от 16.05.2012 «О единой форме заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, и методических указаниях по ее заполнению» (вместе с «Методическими указаниями по заполнению единой формы заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами»)// СпС «КонсультантПлюс».

10. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/document/text/279716 (Дата обращения: 16.10.2021)

11. Постановление № 69/1648 от 29.11.2011 по делу № 69/1648 // СПС «Судебные и нормативные акты РФ».

Поступила в редакцию 30.10.2021

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitiournal@vandex.nj

Сведения об авторах:

Ронжина Нина Алексеевна - старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, e-mail: nigeer1@mail.ru.

Афонина Александра Дмитриевна - студент юридического факультета Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, e-mail: alex7472005@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.