Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ КАК ИНДИКАТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ КАК ИНДИКАТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
517
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / CUSTOMS PAYMENTS / ФИНАНСОВАЯ СИТУАЦИЯ / FINANCIAL SITUATION / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / FEDERAL BUDGET / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / BUDGET REVENUES / ИНДИКАТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / AN INDICATOR OF ECONOMIC DEVELOPMENT / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / GLOBAL ECONOMY / ЦЕНА НА НЕФТЬ / КУРС РУБЛЯ / RUBLE / OIL PRICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Немирова Гульзида Иксановна

Таможенные платежи исследованы с позиции выполняемых функций (фискальной, регулирующей и контрольной) как индикатор развития национальной экономики и внешнеэкономической деятельности. На основе анализа выявленных тенденций предложены направления развития национальной экономики и внешнеторговой деятельности в условиях нестабильной внешнеэкономической и финансовой ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS PAYMENTS AS AN INDICATOR OF RUSSIA’S ECONOMIC DEVELOPMENT AND FOREIGN TRADE ACTIVITIES

Customs payments were studied from the perspective of functions: fiscal - as a source of fulfillment of the federal budget, regulatory - as a tool for regulating the national economy and foreign economic activity, control - as development indicator of the national economy and it’s foreign economic activity. Based on the analysis of the trends some directions of national economy and foreign trade development in the conditions of unstable foreign economic and financial situation are revealed.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ КАК ИНДИКАТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

11. Дякин В. С. Буржуазия, дворянство и царизм в 1911-1914 гг. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1988. 228 с.

12. Перед новым договором: лекция П. Б. Струве «Задачи и перспективы русской торгово-промышленной политики перед новым торговым договором», прочитанная 3 ноября 1912 г. в Москве // Русские ведомости. 1912. 4 ноября. № 255. С. 5.

13. Струве П. Б. Дж. Чемберлен // Русская мысль. 1914.

14. Витенберг Б. М. П. Б. Струве и Комитет по ограничению снабжения и торговли неприятеля (1915-1917 гг.) // Английская набережная, 4: ежегодник. СПб.: Лики России, 1997. С. 217228.

15. Михайловский Г. Н. Записки. Из истории российского внешнеполитического ведомства. 1914-1920: в 2 кн. М.: Международные отношения, 1993. Кн. 1. 520 с.

16. Струве П. Б. Дневник политика (1925-1935). М.: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2004. 872 с.

17. Струве П. Б. 25-летие СПб. Политехнического института Императора Петра Великого. Речь, произнесенная 2(15) октября 1927 г. // Санкт-Петербургский политехнический институт Императора Петра Великого: юбилейный сборник / под ред. А. А. Стаховича, Е. А. Вечорина. Париж: Изд. Объединения С.-Петерб. политехников, 1952. 129 с.

18. Струве П. Б. Менделеев // Россия и славянство. 1934. № 231.

Г. И. Немирова

ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ КАК ИНДИКАТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Таможенные платежи исследованы с позиции выполняемых функций (фискальной, регулирующей и контрольной) как индикатор развития национальной экономики и внешнеэкономической деятельности. На основе анализа выявленных тенденций предложены направления развития национальной экономики и внешнеторговой деятельности в условиях нестабильной внешнеэкономической и финансовой ситуации.

Ключевые слова: таможенные платежи; финансовая ситуация; федеральный бюджет; доходы бюджета; внешнеэкономическая деятельность; индикатор развития экономики; интеграция; глобальная экономика; цена на нефть; курс рубля.

Важной стратегической задачей России на среднесрочную и долгосрочную перспективы является создание механизма стимулирования развития конкурентоспособной национальной экономики, адаптированной к условиям глобализации, которое может быть обеспечено посредством сбалансированного развития всех отраслей экономики и установления рационального соотношения между импортом и экспортом товаров.

В последнее десятилетие наблюдается усиление роли таможенных платежей в развитии экономики и формировании доходов федерального бюджета. Таможенные платежи - один из значимых инструментов формирования доходов федерального бюджета, выполняющий фискальную функцию. Отводимая таможенным платежам роль в развитии национальной экономики и внешнеторговой деятельности характеризует актуальность исследуемой в статье проблематики.

Цель данной статьи заключается в выявлении тенденций экономического развития России через механизм формирования таможенных платежей, который является индикатором развития национальной экономики и внешнетороговой деятельности.

В условиях сложившейся ситуации на международных рынках, нестабильной финансовой ситуации, расширения таможенной интеграции возрастает потребность в создании механизма, направленного на формирование сбалансированной и экономически безопасной экономики страны, регулируемого экономическими методами.

Сущность экономических методов заключается в воздействии на экономические интересы объекта управления (субъекта внешнеэкономической деятельности (ВЭД)) с помощью тарифов, платежей, налогов, курсов валют, платежных балансов, стимулирующих льгот и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм процессов экономики таможенного дела [1].

Как инструменты таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности и развития национальной экономики ставки и размер таможенных пошлин, налогов, сборов - составляющие элементы таможенных платежей - могут варьироваться либо в сторону снижения, либо в сторону повышения, выполняя протекционистскую функцию. Так, например, действие таможенных пошлин, налогов или их отмена оказывают непосредственное влияние на экономические интересы товаропроизводителей, участников ВЭД. Таможенные пошлины, налоги участвуют в формировании затрат на импортируемые и экспортируемые товары, воздействуя на уровень цен ввозимой и вывозимой продукции, объем платежеспособного спроса и предложения на конкретных товарных рынках.

С целью правильного понимания дефиниций терминов «таможенные платежи» и «таможенные пошлины» отметим, что под таможенной пошлиной, согласно ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу [2].

Законодательная трактовка понятия «таможенные платежи» в ТК ТС и в Федеральном законе от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» отсутствует [2; 3]. При этом ст. 70 ТК ТС отражает состав таможенных платежей, что позволяет отличать таможенные платежи от таможенных пошлин.

Таможенные платежи включают: 1) ввозную таможенную пошлину; 2) вывозную таможенную пошлину; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; 4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; 5) таможенные сборы [2].

Федеральная таможенная служба администрирует в последние годы более 50% доходов федерального бюджета. С одной стороны, это положительный факт, поскольку происходит наполнение бюджета, что позволяет решать социально-экономические задачи. Однако анализ фискальной функции платежей характеризует снижение темпов прироста таможенных платежей за период с 2010 по 2014 г. при росте объема платежей в суммовом выражении, отражая нестабильную экономическую ситуацию в стране и политическую обстановку в мировом сообществе (рис. 1) [4].

Годы

□ Таможенные платежи -■- Темп прироста таможенных платежей

Рис. 1. Динамика перечисленных таможенных платежей в доход федерального бюджета

Объем таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет, увеличился в 2011 г. в 1,34 раза, в 2012 г. - в 1,13 раза, в 2013 г. после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) сумма снизилась на 1,84%. Темп прироста таможенных платежей в 2014 г. составил 9,9%.

Несмотря на сложность процесса интеграции российской экономики в мировую торговую систему, полноправное участие России в ВТО полностью соответствует ее долгосрочным интересам [5].

С другой стороны, наблюдаемая тенденция изменения объема и структуры доходов бюджета отражает дисбаланс в развитии национальной экономики и вызывает угрозу экономической безопасности страны, поскольку в федеральном бюджете от 30 до 40% составляют доходы от ВЭД, из которых более 60% (от 61,5% в 2010 г. до 67,08% в 2014 г.) приходится на вывозные таможенные пошлины, складывающиеся в результате экспорта сырьевых ресурсов. Соотношение динамики показателей внешней торговли России (экспорта и импорта) и объема таможенных платежей, аккумулированных в федеральном бюджете, представлено на рис. 2 [4; 6].

С целью выяснения причинно-следственных связей изменения темпов прироста (снижения) таможенных платежей проведен комплексный анализ составляющих формирования таможенных платежей и внешнеторговой деятельности России.

Анализ подтвердил, что динамика изменения таможенных платежей за последние годы практически схожа с тенденциями изменения экспорта и импорта товаров - подъем внешней торговли в 2010-2012 г., спад в 2013 г. При этом объемы перечисленных таможенных платежей в 2012 г. и 2013 г. почти равны, хотя объемы экспорта и импорта товаров в 2013 г. были ниже уровня 2012 г. Рост с 2010 по 2012 г. как поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет, так и показателей внешней торговли (экспорта и импорта) обусловлен развитием экономики и ВЭД.

2010 2011 2012 2013 2014

Годы

□ Экспорт □ Импорт -А- Объем таможенных платежей

Рис. 2. Соотношение динамики показателей внешней торговли России и объема таможенных платежей, аккумулированных в федеральном бюджете

В 2014 г. число поданных таможенных деклараций снизилось до 4,3 млн. против 4,4 млн. в 2013 г., сократились показатели и по ввозу товаров физическими лицами, было оформлено 187 тыс. таможенных приходных ордеров (ТПО) общей стоимостью 1 177,8 млн. долл. США. По сравнению с 2013 г. число ТПО уменьшилось в 1,6 раза, а стоимость ввезенных товаров и транспортных средств - в 2,2 раза.

При этом с 2013 г. в структуре таможенных платежей прослеживается тенденция снижения величины ввозной таможенной пошлины, что связано со снижением средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин, обусловленным присоединением России к ВТО. По данной причине доходы бюджета в 2013 г. сократились на 121 млрд. руб. В 2014 г. произошел некоторый рост таможенных платежей за счет увеличения уплаты вывозной таможенной пошлины. Полагаем, что в 2015 г. произойдет уменьшение фиксированной ставки таможенных сборов за таможенные операции при вывозе товаров, что также приведет к сокращению доходов бюджета.

А. С. Логинова, анализируя исследования российских авторов, посвященные процессу вступления России в ВТО, отмечает недостаточную разработанность проблемы адаптации российского бизнеса к условиям ВТО. Трудности адаптации связаны с неумением использовать те преимущества, которые дает членство России в ВТО, и непринятием во внимание правил и процессов международной экономической интеграции в реальном времени [7].

В целом при констатации факта увеличения объема аккумулированных в федеральный бюджет таможенных платежей анализ темпов прироста за последние годы свидетельствует об их снижении (рис. 3) [4].

НДС на товары, ввозимые в РФ Акцизы на товары, ввозимые в РФ Ввозная таможенная пошлина Вывозная таможенная пошлина Таможенные сборы

-0-2011 г. 28 55 83 47 22

-□-2012 г. 10 14 3,7 10 -11

—а—2013 г. 0,5 18 -9 -1 -41

-х-2014 г. -2,3 -5 -4 14 1,23

Рис. 3. Динамика изменения темпов прироста таможенных платежей, перечисленных в доход федерального бюджета, %

Ретроспективный анализ показателей рис. 3 демонстрирует, что прослеживается рост всех видов таможенных платежей. Однако с 2012 г. наблюдается резкое снижение темпов роста всех показателей, за исключением вывозных таможенных пошлин, темп роста которых увеличился до 14% в 2014 г. против 2013 г., когда показатель снизился до -1% против 47% в 2011 г. Тенденции снижения таможенных платежей характерны для импортных операций. Несмотря на уменьшение объемов внешней торговли и снижение средневзвешенной ставки таможенной пошлины на ряд товаров в условиях членства в ВТО, сумма таможенных платежей в 2013 г. снизилась против 2012 г. лишь на 2%. В 2014 г. таможенных платежей поступило в федеральный бюджет на 9,9% больше, чем в 2013 г., за счет увеличения уплаты вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, газ природный.

Влияние динамики объема экспорта и импорта товаров на администрирование таможенных платежей обусловлено снижением темпов развития экономики России, понижением курса рубля, изменением цены за баррель на экспортируемую нефть сырую.

Детализация поступивших таможенных платежей от совершаемых таможенных операций при импорте (ввозе) и экспорте (вывозе) товаров, представленная на рис. 4, позволила выявить, что таможенные платежи, получаемые при совершении экспортных операций, имеют тенденцию к росту. Соотношение аккумулируемых таможенных платежей составляло в 2010 г. при экспортных операциях 69,1%, при импортных - 31,9%, в 2014 г. соотношение равно 50,8% против 49,2%.

8 000. 7 000. 6 000. 5 000. 4 000. 3 000. 2 000. 1 000.

0

7 100 ,6 _ —А_

6 410

5 825,4

6 318 2

4 242 ,

2 508,1

-

1 73 4

Г*******

3 710,3

/////// /////// ///////

2 115,1 /////// /////// ///////

4 099,7

/////// /////// ///////

2 310,3 *******

******* *******

4 058

^ ***** *

г ***** * г ***** * г ***** *

2 260,2 г ***** * г ***** * г ***** * г ***** *

4 637,1

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

2 283, * * * * *

* * * * * * * * * * * * * * *

2010

2011

2012

2013

2014

I I Платежи при импорте | | Платежи при экспорте

Годы

-Д- Сумма таможенных платежей

Рис. 4. Динамика перечислений таможенных платежей при импорте и экспорте товаров в доход федерального бюджета

Снижение темпов роста таможенных платежей может быть вызвано такими причинами, как: 1) изменение государственной политики в сторону снижения роли таможенных платежей в бюджете; 2) воздействие интеграционных объединений, например, соглашениями, подписанными Россией при вступлении в ВТО, оговорено постепенное снижение ставок ввозных, вывозных таможенных пошлин; 3) введение запретов и ограничений во внешней торговле между государствами с целью решения экономических и политических задач; 4) производство товаров, сырья низкого качества, не востребованных зарубежными потребителями при экспорте; 5) производство товаров в своей стране, заменяющее импортные аналоги. Все причины аккумулируются в вырабатываемой государственной бюджетно-налоговой и таможенной политике и в разные периоды развития могут различаться, обусловливая положительный либо отрицательный экономический эффект.

Как справедливо отмечает И. А. Болдырева, проблема бюджетной политики на современном этапе заключается в том, что внедрение методологии реализации бюджета на основе выделения нефтегазовых и ненефтегазовых доходов, введение в теорию и практику таких понятий, как ненефтегазовый баланс бюджета, ненефтегазовый дефицит бюджета, нефтегазовый трансферт в бюджет, которые становятся основными показателями в процессе бюджетного планирования на трехлетний период, в корне не меняют ситуацию зависимости бюджета от сырьевых ресурсов [8].

Учитывая особенности формирования таможенных платежей при экспорте товаров, с целью определения тенденций влияния вывозной таможенной пошлины на доходы федерального бюджета в табл. 1 представлен анализ структуры

аккумулируемой вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, газ природный и на товары, выработанные из нефти.

Таблица 1

Поступление вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, газ природный и на товары, выработанные из нефти, в федеральный бюджет, млрд. руб. [4]

Показатели Годы

2010 2011 2012 2013

Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую 1 672,4 2 332,3 2 489,6 2 333,6

Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти 603,7 936,4 1 130,2 1 206,8

Вывозные таможенные пошлины на газ природный 193,2 384,4 433,5 479,0

Наиболее стремительное увеличение всех составляющих, согласно данным табл. 1, отмечено в 2011 г. - в период стабильного развития национальной экономики и более выгодной цены на нефть на международном финансовом рынке, далее темпы прироста по всем показателям различаются.

Объем аккумулированной в бюджет вывозной таможенной пошлины на газ природный имел стабильную тенденцию к росту. Наибольший прирост показателя по сравнению с предыдущим годом наблюдался в 2011 г. - почти в два раза по сравнению с 2010 г., в 2012 г. - 12,8%, в 2013 г. - 10,5%.

Величина уплаченной в бюджет вывозной таможенной пошлины на товары, выработанные из нефти, имела тенденцию устойчивого роста в суммовом выражении, но темпы роста различались (2011 г. к 2010 г. - 1,55 раза; 2012 г. к 2011 г. -1,21 раза; 2013 г. к 2012 г. - 6,8%) и показывают устойчивое снижение.

Размер уплаченной в федеральный бюджет вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, равно как и на товары, выработанные из нефти, имел тенденцию устойчивого роста в суммовом выражении, но темпы роста отражали устойчивое снижение (2011 г. к 2010 г. - 1,4 раза; 2012 г. к 2011 г. - 6,7%; 2013 г. к 2012 г. -(-6,27)%).

Российская экономика имеет открытый характер, ее развитие во многом зависит от внешнеэкономических и политических факторов, и, соответственно, причины изменения цены на нефть имеют многофакторный характер.

Во-первых, важным фактором изменения вывозных таможенных пошлин являются мировые цены на нефть, о чем свидетельствуют данные, приведенные на рис. 5.

Во-вторых, это сокращение спроса и роста предложения и вызванное этим фактом предоставление крупными нефтяными компаниями скидок покупателям (данный подход широко использует Саудовская Аравия).

В-третьих, добыча нефти требует больших затрат, в последние годы многие компании вынуждены переходить от производства доступной легкой нефти к тяжелой, труднодоступной, что вызывает увеличение себестоимости и цены добычи нефти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-четвертых, техническая оснащенность добывающих компаний и квалифицированный кадровый состав должны соответствовать мировым стандартам и требованиям инновационного развития.

3 000

2 500

. 2 000

а

ч

ч 1 500

1 000

500

97,22

76,69

1 672, 4

2 332, 3

2010

2011

108,98 110,53 —---------

\

\

2 489,6

\

2 333,6

\

63,02 \

2012 Годы

I I Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую

2013

100

80 <

60 олл Ч

40

20

2014

Цена на нефть

Рис. 5. Динамика цен на нефть и динамика перечислений вывозной таможенной пошлины на нефть сырую в федеральный бюджет

0

0

0

От цены на нефть в России зависят темпы роста экономики, объем экспорта, величина вывозных таможенных пошлин, поскольку страна имеет сырьевую составляющую экономики. Чрезмерная зависимость экономики от продажи сырьевых ресурсов вызывает угрозу экономической безопасности, о чем свидетельствует экономическая ситуация в стране в последние два года. Цена на нефть падает, увеличивается дефицит федерального бюджета, снижается возможность финансовых вложений в национальную экономику и направляемых средств на решение социальных задач.

Взаимозависимость цены на нефть явно просматривается и в целом в механизме формирования таможенных платежей из рис. 6.

В связи с последними политическими событиями с начала 2013 г. резко изменился курс рубля. Если в 2010 г. курс рубля к доллару США равнялся 30,83, то в 2015 г. уже достиг уровня 60,79. Такая ситуация, несомненно, повлияла на объем аккумулируемых в бюджете таможенных платежей и на темпы роста российской экономики. Взаимозависимость динамики изменения цены на нефть и курса рубля к доллару США за 2010-2015 гг. представлена на рис. 7.

Стоимость барреля нефти является главным фактором, влияющим на курс рубля. На рис. 7 видно, как произошло падение цены на нефть со 110,53 в 2013 г. до 63,02 в 2014 г., что отразилось на изменении курса рубля к доллару с 32,87 руб./ долл. США в 2013 г. до 55,79 руб./долл. США в 2014 г. В 2015 г. тенденции изменения были аналогичными 2014 г. Так как покупатели российской нефти расплачиваются за нее долларами, то при снижении цены на нефть происходит укрепление курса доллара по отношению к рублю.

8 000 7 000 6 000

% 5 000

а

ч

ч 4 000

3 000 2 000 1 000

0

4 330,1

5 826,5

6 581 ,1

6 46 0

\

\

\

7 100 ,6

2010

2011

2012 Годы

I I Доход бюджета от таможенных платежей

2013

2014

Цена на нефть

Рис. 6. Соотношение динамики доходов федерального бюджета от таможенных платежей и динамики цены на нефть

7060 50

. 40 Л

302010-

108,98

110,53

30,83 31,49 30,73____/ 32,87 63,02

2010 2011 2012 — Курс рубля к долл. США

2013 2014 2015 - Цена на нефть

- 100

120

80 < э

о 60 |

Д

40

20

120

100

80

А

С

л о

ч

40

20

Рис. 7. Взаимозависимость динамики изменения цены на нефть и курса рубля к доллару США

На аналогичную ситуацию обращает внимание и Е. А. Быркова, отмечая, что рост платежей произошел преимущественно по другим причинам: из-за введен-

0

0

0

ных санкций со стороны зарубежных стран, а также снижения курса рубля относительно доллара и евро. Также это следствие того, что значительно возросли цены в рублях на все товары, как импортируемые, так и экспортируемые [9].

Таким образом, на основе анализа динамики формирования доходов федерального бюджета, ВЭД и факторов, влияющих на их развитие, выявлены определенные тенденции и предложены направления развития национальной экономики и внешнеторговой деятельности в условиях нестабильной внешнеэкономической и финансовой ситуации:

1. Наблюдается чрезмерная зависимость бюджета от сырьевых ресурсов. Взамен данного подхода при формировании бюджетного плана (проекта бюджета) на очередной год и среднесрочную перспективу следует предусмотреть не различные сценарии развития в привязке к курсу доллара за баррель нефти, а создание комплексной программы развития национальной экономики, учитывающей финансовые инструменты стимулирования малого и среднего бизнеса, предприятий обрабатывающих отраслей, снижения непроизводительных затрат.

2. Снижение доходов бюджета на 50% в части таможенных платежей в основном обусловлено уменьшением объема платежей, полученных при импорте товаров (НДС и акцизов, уплачиваемых при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, ввозных таможенных пошлин), что вызвано введением запретов и ограничений на ввоз товаров из определенных государств. Поэтому политика государства, направленная на импортозамещение, должна быть мерой не кратковременного характера, а длительного, и предусматривать в дальнейшем экспорт этих товаров, что позволит компенсировать выпадающие доходы от отказа вывоза сырья.

Использованные источники

1. Черныш А. Я. Совершенствование методов экономики таможенного дела в интересах обеспечения экономической безопасности государства // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 4. С. 91-95.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза (Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 17) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.09.2015).

3. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.09.2015).

4. Об исполнении федерального бюджета за 2011-2014 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http://info.minfin.ru/fbdohod.php.

5. Борисова Т. А. Современная Россия и ВТО // Вопросы экономики и права. 2013. № 3. С. 169-172.

6. Федеральная таможенная служба. Таможенная статистика внешней торговли. Документы ТСВТ [Электронный ресурс]. М.: OIM.RU, 2004-2015. URL: http://www.customs.ru/.

7. Логинова А. С. Проблемы адаптации российского бизнеса к условиям ВТО // Евразийская экономическая интеграция. 2014. № 3 (24). С. 63-71.

8. Болдырева И. А. Влияние динамики таможенных платежей на формирование доходной части федерального бюджета [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. 2012. № 4 (44). URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4327.

9. Быркова Е. А. Как таможня пополнила бюджет на семь триллионов рублей [Электронный ресурс] // Информационно-аналитическое издание «ПРОВЭД». 2015. URL: http://xn-b1ae2adf4f.xn-p1ai/analytics/research/24406-kak-tamozhnya-popolnila-byudzhet-na-semy-tpillionov-publey.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.