Научная статья на тему 'Оценка структуры и динамики таможенных платежей в контексте экономической безопасности Российской Федерации'

Оценка структуры и динамики таможенных платежей в контексте экономической безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1572
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ЕАЭС / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / RUSSIA / EAEC / ECONOMIC SECURITY / CUSTOMS DUTIES / FEDERAL BUDGET / ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шангараев Руслан Насимович, Лобас Елена Викторовна

Внешнеэкономические операции, совершаемые Российской Федерацией с зарубежными странами-контрагентами, происходят при участии таможенных органов, главным критерием деятельности которых является объем поступлений средств от внешнеэкономической деятельности в федеральный бюджет, или таможенные платежи. В статье приводится анализ структуры и динамики таможенных платежей. На основе данных о собираемости таможенных платежей можно судить об уровне развития внешней торговли страны или региона в целом, ее влияния на мировой рынок, от чего напрямую зависит экономическая стабильность и безопасность государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the structure and dynamics of customs duties in the context of economic security of the Russian Federation

Foreign trade operations performed by the Russian Federation with the foreign counterparty countries occur with the participation of the customs authorities, the main criterion for activity is the amount of proceeds from foreign economic activities in the federal budget, or customs duties. The article provides an analysis of the structure and dynamics of customs duties. On the basis of data on collection of customs duties may be judged on the level of the country's foreign trade development or the region as a whole, its influence on the world market, which directly depends on economic stability and security of the state.

Текст научной работы на тему «Оценка структуры и динамики таможенных платежей в контексте экономической безопасности Российской Федерации»

УДК 336.24 ББК 67

ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РУСЛАН НАСИМОВИЧ ШАНГАРАЕВ,

Кандидат экономических наук, научный сотрудник Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации E-mail: iamp.cwe@dipacademy. ru; ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА ЛОБАС, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории

Российской таможенной академии Федеральной таможенной службы Российской Федерации

E-mail: elenalobas@mail.ru

Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Внешнеэкономические операции, совершаемые Российской Федерацией с зарубежными странами-контрагентами, происходят при участии таможенных органов, главным критерием деятельности которых является объем поступлений средств от внешнеэкономической деятельности в федеральный бюджет, или таможенные платежи. В статье приводится анализ структуры и динамики таможенных платежей. На основе данных о собираемости таможенных платежей можно судить об уровне развития внешней торговли страны или региона в целом, ее влияния на мировой рынок, от чего напрямую зависит экономическая стабильность и безопасность государства.

Ключевые слова: Россия, ЕАЭС, экономическая безопасность, таможенные платежи, федеральный бюджет, экономическая политика.

Annotation. Foreign trade operations performed by the Russian Federation with the foreign counterparty countries occur with the participation of the customs authorities, the main criterion for activity is the amount of proceeds from foreign economic activities in the federal budget, or customs duties. The article provides an analysis of the structure and dynamics of customs duties. On the basis of data on collection of customs duties may be judged on the level of the country's foreign trade development or the region as a whole, its influence on the world market, which directly depends on economic stability and security of the state.

Keywords: Russia, EAEC, economic security, customs duties, federal budget, economic policy.

Одним из основных направлений внешней политики Российской Федерации является повышение конкурентоспособности страны в условиях кризиса торгово-экономических отношений, западных санкций и ответных мер России в отношении западных стран [1,2]. Следовательно, деятельность российских таможенных органов, в том числе, должна акцентироваться на защите и поддержке отечественных производителей и рынка страны от неблагоприятной иностранной конкуренции и поддержке импортозамещения в рамках ОАЭС [3].

Учитывая, что интеграция российской экономики в мировой рынок происходит, главным образом, посредством снижения административных барьеров на осуществление внешнеторговых операций [4], обеспечение

оптимального соотношения внутренних интересов и открытости национальной экономики является основной целью таможенно-тарифного регулирования [5].

Структура такого сложного социально-экономического явления, как бюджетные поступления от внешнеэкономической деятельности не стационарна и изменяется во времени в соответствии с направлением и темпом изменения основных видов таможенных платежей [6].

Практически на протяжении всего периода 20052015 гг. объемы перечисляемых в федеральный бюджет таможенных платежей увеличивались1 [20] ( см. рис. 1, 2 и таб. 1, 2). На фоне этой тенденции вплоть до 2014 г. наблюдается постепенное замедление темпов роста сумм, собираемых таможенных органами платежей, и

затем падение их общей величины в 2015 г. Делая поправку на влияние западных санкций и ответных мер Российской Федерации в отношении западных стран, а также состояние деловой активности в России [7],

замедление темпов роста связано, в основном, со снижением возможностей увеличения таможенных платежей за счет повышения мировых цен на продукцию отечественного топливно-энергетического комплекса.

Таблица 1

Динамика перечисления таможенных платежей в доход федерального бюджета в 2005-2015 гг., млрд. руб.

Наименование таможенного платежа 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Таможенные сборы 36,1 49,9 68,0 79,8 17,6 11,1 23,5 21,7 29,2 20,4 43,8

Вывозная пошлина 1351,9 1895,8 1834,8 2859,4 2006,3 2508,4 3708,0 4093,4 4058,0 4637,1 2780,4

Ввозная таможенной пошлина 270,9 341,6 488,1 624,5 457,6 566,8 633,1 658,1 596,7 568,1 484,2

Акциз 17,6 17,2 26,0 37,6 35,2 29,9 48,2 52,6 56,9 60,1 56,3

НДС 425,6 559,5 836,9 1094,0 844,8 1114,1 1404,8 1559,7 1561,9 1631,0 1643,5

Общая сумма таможенных платежей 2102,2 2864,0 3253,8 4695,2 3519,8 4330,1 6029,3 6581,0 6565,4 7100,6 5008,2

Таблица 2

Динамика перечисления таможенных платежей в доход федерального бюджета в 2006-2015 гг., % к предыдущему году

Наименование таможенного платежа 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Таможенные сборы 138,09 136,33 117,37 22,05 62,99 212,13 92,36 134,41 69,99 214,39

Вывозная пошлина 140,23 96,78 155,84 70,17 125,03 147,82 110,39 99,14 114,27 59,96

Ввозная таможенной пошлина 126,08 142,88 127,95 73,27 123,87 111,69 103,95 90,67 95,21 85,23

Акциз 97,75 150,95 144,30 93,71 84,88 161,44 109,15 108,08 105,62 93,68

НДС 131,46 149,57 130,72 77,22 131,89 126,09 111,02 100,14 104,42 100,77

Общая сумма таможенных платежей 136,24 113,61 144,30 74,97 123,02 139,24 109,15 99,76 108,15 70,53

Рассматривая динамику поступлений в разрезе отдельных видов таможенных платежей, легко обнаружить схожую с общим показателем направленность изменений для сумм вывозных и ввозных таможенных пошлин, НДС и акциза. В то же время, динамика таможенных сборов не имела ярко выраженной направленности и демонстрировала рекорд-

ный более чем двукратный рост в 2015 г. В этом отношении еще более примечательным выглядит непрекращающееся с 2009 г. увеличение поступлений от НДС. Ключевую роль в данном случае играет наложение ценовых эффектов от колебаний валютного курса на составные элементы налоговой базы НДС [см. 8,9].

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Поступления,

млрд.руб. 8000,00

7000,00 6000,00 5000,00 4000,00 3000,00 2000,00 1000,00 0,00

Период

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 времени

Таможенные сборы

Ввозная таможенной пошлина

НДС

Вывозная пошлина Акциз

■Общая сумма таможенных платежей

Рис. 1. Динамика перечисления таможенных платежей

Поступления, % к предыдущему году

250,00

200,00 150,00 100,00 50,00 0,00

Период

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 времени

- Таможенные сборы -Вывозная пошлина -Ввозная таможенной пошлина

- Акциз -НДС -Общая сумма таможенных платежей

Рис. 2. Динамика перечисления таможенных платежей

Влияние отдельных видов таможенных платежей на динамику доходов федерального бюджета на большей части рассматриваемого периода определялось колебаниями поступлений от вывозной таможенной пошлины: доля данного платежа в общем приросте поступлений находилась в диапазоне от 15,64 до 226,81% (см. табл. 3, 4 и рис. 3). Наряду с этим значимым эффектом обладали поступления от НДС и ввозной тамо-

женной пошлины; при этом в отдельные периоды их влияние было даже определяющим.

В целом отметим, что динамика общей суммы таможенных платежей и их отдельных видов сочетала периоды роста и падения, не укладывающиеся в рамки традиционного понимания делового цикла, что свидетельствует о сложной и многофакторной природе их изменения.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таблица 3

Влияние отдельных видов таможенных платежей на динамику доходов федерального бюджета в 20052015 гг., млрд. руб. по отношению к предыдущему году

Наименование таможенного платежа 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Таможенные сборы 13,8 18,1 11,8 -62,2 -6,5 12,4 -1,8 7,5 -8,8 23,4

Вывозная пошлина 543,8 -61,0 1024,6 -853,1 502,1 1199,6 385,4 -35,4 579,1 -1856,7

Ввозная таможенной пошлина 70,7 146,5 136,4 -166,9 109,2 66,3 25,0 -61,4 -28,6 -83,9

Акциз -0,4 8,8 11,5 -2,4 -5,3 18,4 4,4 4,3 3,2 -3,8

НДС 133,9 277,4 257,1 -249,2 269,4 290,7 154,9 2,2 69,1 12,5

Изменение общей суммы таможенных платежей 761,8 389,8 1441,4 -1333,8 868,9 1587,3 567,9 -82,9 614,0 -1908,5

Таблица 4

Влияние отдельных видов таможенных платежей на динамику доходов федерального бюджета в 20052015 гг., % к изменению общей суммы таможенных платежей

Наименование таможенного платежа 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Таможенные сборы 1,81 4,65 0,82 5,29 -0,80 0,73 -0,33 -47,90 -1,64 -1,12

Вывозная пошлина 71,39 -15,64 71,08 72,58 61,97 70,60 69,85 226,81 108,20 88,74

Ввозная таможенной пошлина 9,27 37,58 9,46 14,20 13,48 3,90 4,54 393,59 -5,34 4,01

Акциз -0,05 2,25 0,80 0,20 -0,66 1,08 0,80 -27,26 0,60 0,18

НДС 17,58 71,15 17,84 21,20 33,24 17,11 28,07 -14,12 12,91 -0,60

Изменение общей суммы таможенных платежей 761,8 389,8 1441,4 -1333,8 868,9 1587,3 567,9 -82,9 614,0 -1908,5

2015/2014 2014/2013 ) 13/2012 2012/2011 2011/2010 2010/2009 2009/2008 2008/2007 2007/2006 2006/2005

1,50 -1,00 -0,50

■ Таможенные сборы

■ Ввозная таможенной пошлина

■ НДС

0,00 0,50 1,00

■ Вывозная пошлина

■ Акциз

1,50

Рис. 3. Изменения поступлений в федеральный бюджет, млрд. руб.

На фоне определяющей роли вывозной таможенной пошлины в формировании общей суммы таможенных платежей, суммы ее поступления в федеральный бюджет определялись, в первую очередь, перечислениями вывозной пошлины на сырую нефть (см. табл. 5, 6 и рис. 4).

Однако, в течение 2005-2015 гг. их рост постепенно замедлялся, в то время как для аналогичного показателя вывозных таможенных пошлин на това-

ры, выработанные из нефти (так называемые нефтепродукты) имела место противоположная тенденция: на протяжении 2005-2010 гг. их рост составил 0,4 трлн. руб., в течение 2010-2014 гг. - 0,89 трлн. руб. В последующем 2015 г. данный рост был прерван воздействием внешних факторов, связанных, в первую очередь, с напряженной международной обстановкой и внутрироссийским экономическим кризисом.

Таблица 5

Динамика перечисления вывозных таможенных пошлин в доход федерального бюджета в 2005-2015 гг., трлн. руб.

Наименование таможенного платежа 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую 0,87 1,20 1,15 1,78 1,20 1,67 2,33 2,49 2,33 2,62 1,43

Вывозные таможенные пошлины на газ природный 0,25 0,34 0,30 0,49 0,40 0,19 0,38 0,43 0,48 0,49 0,55

Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти 0,20 0,31 0,33 0,52 0,38 0,60 0,94 1,13 1,21 1,49 0,75

Прочие вывозные таможенные пошлины 0,04 0,04 0,05 0,06 0,03 0,04 0,05 0,04 0,04 0,04 0,05

Вывозная таможенная пошлина, всего 1,35 1,90 1,83 2,86 2,01 2,51 3,71 4,09 4,06 4,64 2,78

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6

Динамика перечисления вывозных таможенных пошлин в доход федерального бюджета в 2006-2015 гг., трлн. руб. к предыдущему году

Наименование таможенного платежа 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Вывозные тамо-

женные пошлины 0,33 -0,05 0,63 -0,58 0,47 0,66 0,16 -0,16 0,29 -1,19

на нефть сырую

Вывозные тамо-

женные пошлины 0,10 -0,04 0,19 -0,09 -0,20 0,19 0,05 0,05 0,01 0,06

на газ природный

Вывозные тамо-

женные пошлины на товары, выработанные из нефти 0,12 0,02 0,19 -0,14 0,22 0,33 0,19 0,08 0,28 -0,74

Прочие вывозные таможенные по- 0,00 0,01 0,01 -0,03 0,01 0,02 -0,01 0,00 0,00 0,01

шлины

Вывозная таможенная пошлина, всего 0,54 -0,06 1,02 -0,85 0,50 1,20 0,39 -0,04 0,58 -1,86

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Поступления, трлн.руб.

5,00 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00 0,50 0,00

___

I

0

0

0 0 0 0 0 0 0

Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую

Вывозные таможенные пошлины на газ природный

Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти

Прочие вывозные таможенные пошлины

Вывозная пошлина всего

Рис. 4. Динамика перечисления таможенных платежей

Период времени

0

На протяжении многих лет поступления от таможенных платежей играют критически важную роль в формировании доходов федерального бюджета Российской Федерации [см.10, 11]. В структуре бюджетных поступлений от таможенных платежей на протяжении последних 10 лет основная доля неизменно приходится на вывозные таможенные пошлины, основная часть которых поступает от обложения экспорта сырой нефти [см. 12, 13]. Тем не менее, из-за проводимого в нефтяной отрасли налогового маневра наблюдается некоторая тенденция понижения их доли [см. 15]: если в 2005 г. она составляла 64,31%, в 2010 г. - 57,93%, то в 2015-м - уже 55,52%. Поступления от НДС были менее волатильны в сравнении с суммами вывозных таможенных пошлин; причем доля этого платежа со временем только увеличивалась: в 2005 г. на данный налог приходилось порядка 20% таможенных платежей, в 2010 г. - более 25%, а в 2015-м - рекордные 32,82%. Для долевого участия остальных таможенных платежей характерно отсутствие четкой направленности изменений.

Практически на протяжении всего периода 20052015 гг. объемы перечисляемых в федеральный бюджет таможенных платежей увеличивались. На фоне этой тенденции вплоть до 2014 г. наблюдается постепенное замедление темпов роста их суммы, а затем падение этой величины в 2015 г. Замедление темпов роста связано, в основном, со снижением возможностей увеличения таможенных платежей за счет повышения мировых цен на продукцию отечественного топливно-энергетического комплекса [см. 16].

Рассматривая динамику поступлений в разрезе отдельных видов таможенных платежей, легко обнару-

жить схожую с общим показателем направленность изменений для сумм вывозных и ввозных таможенных пошлин, НДС и акциза. В то же время, динамика таможенных сборов не имела ярко выраженной направленности и демонстрировала рекордный, более чем двукратный, рост в 2015 г. Динамика общей суммы таможенных платежей и их отдельных видов сочетала периоды роста и падения, не укладывающиеся в рамки традиционного понимания делового цикла, что свидетельствует о сложной и многофакторной природе их изменения.

Влияние отдельных видов таможенных платежей на динамику доходов федерального бюджета на большей части рассматриваемого периода определялось колебаниями поступлений от вывозной таможенной пошлины: доля данного платежа в общем приросте поступлений находилась в диапазоне от 15,64 до 226,81%. Наряду с этим значимым эффектом обладали поступления от НДС и ввозной таможенной пошлины; при этом в отдельные периоды их влияние было даже определяющим [см. 17].

На фоне определяющей роли вывозной таможенной пошлины в формировании общей суммы таможенных платежей, суммы ее поступления в федеральный бюджет определялись, в первую очередь, перечислениями вывозной пошлины на сырую нефть. Однако, в течение 2005-2015 гг. их рост постепенно замедлялся, в то время как для аналогичного показателя вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти (так называемые нефтепродукты) имела место противоположная тенденция.

Технологическая структура промышленности государств-членов ЕАЭС с удельным весом высоко-

технологичного сектора, составляющего 2-4 %, почти в три раза отстает от уровня стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)2, где высокотехнологичный сектор составляет от 7% до 14% промышленного производства. Высокотехнологичные промышленные виды деятельности являются источником конкурентоспособности для менее технологичных, а низкотехнологичные - источником сырья и материалов для остальных. Такое отставание в государствах-членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) объясняет низкую конкурентоспособность их промышленности в целом [см. 18].

На основании анализа влияния динамики и структуры экспорта и импорта товаров на собираемость таможенных платежей за рассматриваемый период можно сделать вывод, что среднесрочные тенденции изменения общих объемов экспорта и импорта товаров с учетом сложившейся структуры товарных потоков свидетельствует об отсутствии серьезных возможностей увеличения собираемости таможенных платежей без активной экономической политики государства по диверсификации национального производства.

Литература

1. Шангараев Р.Н., Ногмова А.Ш. Политизация торгово-экономического сотрудничества России и Турции // Научно-аналитический журнал Обозреватель Observer. 2016. № 3 (314). С. 42-51.

2. Шангараев Р.Н. Влияние политики на торгово-экономические отношения России И Турции // Человеческий капитал. 2016. № 2 (86). С. 94-96.

3. Бельянинов А.Ю. Безопасность России на евразийском пространстве // Национальная безопасность / Nota bene. 2013. № 2. С. 318-324.

4. Бельянинов А.Ю. Итоги и перспективы // Таможня. 2015. № 6. С. 2.

5. Мантусов В.Б., Тебекин А.В. Проблемы оценки полноты собираемости таможенных платежей // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 4 (33). С. 7-17.

6. Мантусов В.Б., Тебекин А.В. Совершенствование методических рекомендаций по проведению сопоставительного анализа данных о внешней торговле Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 1 (34). С. 7-19.

7. Шангараев Р.Н. Территориально-производственные кластеры как основа формирования конкурентоспособного региона // Сегодня и завтра Российской экономики. 2011. № 43. С. 99-102.

8. Галузо В.Н., Олимпиев А.Ю., Аминов И.И., Вах-рушев В.Ю., Канафин Н.А. Таможенное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Таможенное дело». М., 2015. (6-е изд., перераб. и доп.).

9. Егоров С.А., Мантусов В.Б. Международное право. М., 2014. (5-е изд., перераб. и доп.).

10. Бельянинов А.Ю. Экономическая интеграция в СНГ // Научно-аналитический журнал Обозреватель.

Observer. 2013. № 3 (278). С. 027-034.

11. Бельянинов А.Ю., Мантусов В.Б. Интеграция стран СНГ: этапы, условия и предпосылки взаимодействия. М., 2012.

12. Бельянинов А.Ю. Региональная интеграция в условиях глобализации // Научно-аналитический журнал Обозреватель. Observer. 2013. № 2 (277). С. 043057.

13. Мантусов В.Б., Бельянинов А.Ю. Содружество Независимых Государств: политические и экономико-правовые аспекты интеграции. М., 2011.

14. Мантусов В.Б., Рыбалкин В.Е., Логинов Б.Б., Харланов А.С., Руднева А.О., Грибанич В.М., Муста-фин Т.А., Толмачев П.И. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для студентов бакалавриата, обучающихся по специальностям «Мировая экономика», «Междуна

15. Шангараев Р.Н. Формирование кластерных структур в современной экономике // Горизонты экономики. 2011. № 2. С. 71-72.

16. Шангараев Р.Н. Развитие системы управления промышленными предприятиями на основе совершенствования механизма сетевого взаимоде йствия // Сегодня и завтра Российской экономики. 2011. № 44. С. 99-101.

17. Шангараев Р.Н. Формирование системы управления проектами в сетевых организациях промышленного комплекса: Дисс... на соиск. уч. ст. канд. эконом. наук // Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ. Казань, 2011.

18. Мантусов В.Б. ЕАЭС как фактор повышения конкурентоспособности стран-участниц. Ч. 2 // Образование. Наука. Научные кадры. 2016. № 2. С. 142-146.

19. «Таможенные новости» http://www. customsnews.ru/1.html.

20. Пояснительные записки к отчетам об исполнении федерального бюджета за 2005-2014 гг. // Данные Единого портала бюджетной системы Российской Федерации: http://www.budget.gov.ru/.

References

1. Shangaraev R.N., Nogmova A.S. the Politicization of economic and trade cooperation of Russia and Turkey // Scientific-analytical journal Columnist Observer. 2016. No. 3 (314). S. 42-51.

2. Shangaraev R.N. The impact of politics on trade and economic relations of Russia And Turkey // Human capital. 2016. No. 2 (86). S. 94-96.

3. Belyaninov A.Yu. Russia's Security in the Eurasian area // national security / Nota bene. 2013. No. 2. P. 318324.

4. Belyaninov A.Yu.Results and prospects // Custom. 2015. No. 6. P.2.

5. Mantusov V.B., TepikinA.V. problems of assessment of completeness of collection of customs duties // Bulletin of the Russian customs Academy. 2015. No. 4 (33). S. 7-17.

6. Mantusov V.B., Tepikin A.V. Improvement of methodical recommendations on conducting a comparative analysis of data on foreign trade of the Russian Federation // Bulletin of the Russian customs Academy. 2016. No. 1 (34). S. 7-19.

7. Shangaraev R.N. Territorial and production clusters as the basis of formation of a competitive region // Today and tomorrow of the Russian economy. 2011. No. 43. S. 99-102.

8. Galuzo V.N., Olimpiev A Yu. AminovI.I., Vakhrushev V.Y., Kanafin N.A. Customs law: Textbook for students of high schools trained on specialities "Jurisprudence" and "Customs". M., 2015. (6th ed., Rev. and add.).

9. Egorov S.A., Mantusov V.B. International law. M., 2014. (5th ed., Rev. and add.).

10. BelyaninovA.Yu. Economic integration in the CIS // Scientific-analytical magazine Columnist. Observer. 2013. No. 3 (278). S. 027-034.

11. Belyaninov A.Yu., Mantusov V. B. Integration of the CIS: stages, conditions and prerequisites of the interaction. M., 2012.

12. Belyaninov A.Yu. Regional integration in globalization conditions // Scientific-analytical magazine Columnist. Observer. 2013. No. 2 (277). S. 043-057.

13. Mantusov V.B., Belyaninov A.Yu. the Commonwealth of Independent States: political and institutional aspects of integration. M., 2011.

14. Mantusov B.V., Rybalkin V.E., Loginov B.B., Khar-lanov A.S., Rudneva A.O., Pribanic V.M., Mustafin T.A., Tolmachev I.P. the World economy and international economic relations: a Textbook for undergraduate students

studying on specialties "World economy", "International

15. Shangaraev R.N. The formation of cluster structures in the modern economy // the Horizons of the economy. 2011. No. 2. P. 71-72.

16. Shangaraev R.N. development of the system of management of industrial enterprises on the basis of improving the mechanism of network interaction // Today and tomorrow of the Russian economy. 2011. No. 44. S. 99-101.

17. Shangaraev R.N. Formation of system of project management in network organizations, industrial complex Diss... on competition of a scientific degree. Uch. St. kand. economy. of science, Kazan national research technical University n. a. A. N. Tupolev-KAI. Kazan, 2011.

18. Mantusov V.B. the EEU as a factor of increasing the competitiveness of the participating countries. Part 2 // Education. Science. Scientific personnel. 2016. No. 2. P. 142-146.

19. "Customs news" http://www.customsnews.ru/!. html.

20. Explanatory notes to the reports on execution of the Federal budget for 2005-2014 // the Data of the Single portal of the budget system of the Russian Federation: http://www.budget.gov.ru/.

1 Пояснительные записки к отчетам об исполнении федерального бюджета за 2005-2014 гг. // Данные Единого портала бюджетной системы Российской Федерации: http://www.budget. gov.ru/.

2 http://www.oecdru.org/ .

Арбитражный процесс. 7-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие

// Под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Эриашвили, Изд-во ЮНИТИ, 2016.

В пособии раскрыты институты арбитражного процессуального права, многоаспектно представлены такие важные вопросы арбитражного права, как иск и право на иск, производство по делам апелляционной и кассационной инстанций, обеспечительные меры, производство по делам, связанным с исполнением судебных актов, рассмотрение дел об административных правонарушениях, производство по делам с участием иностранных лиц и т.д.

Законодательство Российской Федерации в данной области права представлено по состоянию на 1 января 2015 г. В частности, указан порядок рассмотрения дел по корпоративным спорам, по защите прав и законных интересов группы лиц, дел о банкротстве, а также новой категории дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Для студентов, аспирантов (адъюнктов), курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля и преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов-практиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.