Научная статья на тему 'Таможенные органы в борьбе с «Олимпийским» контрафактом'

Таможенные органы в борьбе с «Олимпийским» контрафактом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY / СОЧИ 2014 / SOCHI 2014 WINTER OLYMPIC GAMES / ЗИМНЯЯ ОЛИМПИАДА / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Могило О.В., Михайлова А.П., Полухин И.В.

В преддверии проведения в 2014 г. Олимпийских игр в городе Сочи актуальность приобретают вопросы правовой охраны олимпийской символики. Значимую роль в системе административной защиты олимпийской символики играют таможенные органы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Могило О.В., Михайлова А.П., Полухин И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS AGAINST THE «OLYMPIC COUNTERFEITING»

On the eve of the Olympic Games in Sochi in 2014, the relevance of the legal protection of Olympic symbols is becoming rather important. Significant role in the administrative protection of Olympic symbols is played by the customs authorities.

Текст научной работы на тему «Таможенные органы в борьбе с «Олимпийским» контрафактом»

Решетневскуе чтения. 2013

УДК 342.951

ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ В БОРЬБЕ С «ОЛИМПИЙСКИМ» КОНТРАФАКТОМ

О. В. Могило, А. П. Михайлова, И. В. Полухин

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: totk@sibsau.ru

В преддверии проведения в 2014 г. Олимпийских игр в городе Сочи актуальность приобретают вопросы правовой охраны олимпийской символики. Значимую роль в системе административной защиты олимпийской символики играют таможенные органы.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, Сочи 2014, зимняя Олимпиада, таможенные органы.

CUSTOMS AGAINST THE «OLYMPIC COUNTERFEITING»

O. V. Mogilo, A. P. Mihaylova, I. V. Polukhin

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: totk@sibsau.ru

On the eve of the Olympic Games in Sochi in 2014, the relevance of the legal protection of Olympic symbols is becoming rather important. Significant role in the administrative protection of Olympic symbols is played by the customs authorities.

Keywords: intellectual property, Sochi 2014 winter Olympic Games, the customs authorities.

Накануне предстоящей Олимпиады в Сочи актуальным является вопрос о правовой защите олимпийской символики. Одну из главных ролей в системе защиты объектов интеллектуальной собственности играют таможенные органы, которые осуществляют контроль за перемещением товаров с олимпийской символикой через таможенную границу Таможенного союза, а также пресечение попыток незаконного перемещения контрафактной продукции.

Основным международным правовым актом в сфере охраны и защиты олимпийской символики является Найробский договор об охране олимпийского символа 1981 г., который применительно к России вступил в силу с 17 апреля 1986 г. [1]. В соответствии с этим документом олимпийский символ состоит из пяти переплетенных колец - голубого, желтого, черного, зеленого и красного, помещенных в таком порядке слева направо. Кроме олимпийского символа к элементам олимпийской символики относятся олимпийский флаг, олимпийский девиз, олимпийская эмблема, олимпийский гимн. Все они описаны в Олимпийской хартии, которая является другим важнейшим международным документом в области олимпийского движения. Договор гласит об отказе регистрации в качестве товарного знака или о признании недействительной регистрации олимпийской символики, если на то не имеется разрешения [2].

Также в Российской Федерации был принят Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХ11 Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи». Осуществление таможенного контроля таможенными органами в работе по защите олимпийской символики начинается практически с самого начала действия данного закона. Рабочая группа ФТС России и Оргкомитета «Сочи 2014» по защите олимпийской и

паралимпийской символики, созданная в рамках подписанного 25 апреля 2008 г. соглашения между ФТС России и Оргкомитетом «Сочи 2014» «Об основах взаимодействия при организации и проведении в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в 2014 году», обеспечивает постоянный контроль за оборотом олимпийского кон-трафакта, а также взаимодействует с правообладателями при перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) является основой защиты таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности. ФТС России взяла на себя обязательства включать в реестр товарные знаки, связанные с олимпийской символикой. В настоящий момент ТРОИС насчитывает 41 объект интеллектуальной собственности, связанной с олимпийским движением, среди которых 17 принадлежат Международному олимпийскому комитету, 23 - Автономной некоммерческой организации «Оргкомитет «Сочи 2014» и 1 -Общероссийскому союзу общественных объединений «Олимпийский комитет России» [3].

За первое полугодие 2012 г. российскими таможенниками уже задержано свыше двух миллионов единиц контрафактной продукции с олимпийской символикой [4].

Следует отметить, что в системе защиты олимпийской символики задействован целый ряд государственных органов: ФТС России, МВД России, ФАС России, Роспотребнадзор, органы прокуратуры.

На практике признаки подобных правонарушений выявляются таможенными органами в рамках досмотровых мероприятий, т. е. фактического контроля. В большинстве случаев документальный контроль,

Логистика и управление цепями постаеок^на предприятии

проводимый таможенными органами, не позволяет выявить признаки подобных правонарушений. Кроме этого, встречаются факты незаконного использования товарного знака с одновременным совершением правонарушения в форме недекларирования (так называемое сопутствующее правонарушение), т. е. в качестве недекларированного товара выступает контрафактный товар с незаконным использованием олимпийской символики. За незаконное использование олимпийской символики предусмотрена административная ответственность.

В дополнение к административным мерам защиты олимпийской символики в Российской Федерации планируется также применение технических решений: введение специальной защитной маркировки, оснащение таможенных органов техническими средствами таможенного контроля, которые позволят с высокой долей вероятности отделять поддельные от подлинных товаров.

Так, с целью защиты олимпийских товаров от поддельных разработана специальная программа Гознака: введены визуальные и скрытые полиграфические и электронные способы защиты. На каждом товаре появится специальная голограмма, свидетельствующая о его подлинности. Каждый производитель, который обладает лицензией, может приобрести нужное количество таких защитных средств. Причем уникальная база данных ярлыков позволит госорганам следить за продуктом от момента его производства до продажи.

Следует отметить, что существующим механизмам правовой охраны и защиты олимпийской и паралим-пийской символики присущ ряд проблем. Так, в качестве определенных проблемных вопросов в рассматриваемом направлении можно назвать следующие.

1. Ограниченный характер таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях. Согласно ч. 2 ст. 328 Таможенного кодекса Таможенного союза меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности не применяются таможенными органами в отношении данных товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

2. В настоящее время отсутствует эффективное регулирование интернет-торговли, которая получает все большее распространение. Введение в оборот на территории Российской Федерации контрафактных товаров посредством электронной торговли в настоящее время фактически не контролируется. К сожалению, в настоящее время приходится констатировать отсутствие единообразия правоприменительной и судебной практики в направлении защиты прав интеллектуальной собственности, в том числе и в отношении олимпийской символики.

3. Много нареканий у участников рынка возникает в связи с отсутствием регламентации процесса уничтожения контрафактной продукции, в связи с чем зачастую судьба изъятой и конфискованной продук-

ции остается неизвестной. Другой проблемой судебной практики является соотношение различных составов КоАП РФ, например, ст. 14.10 и ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ. По мнению отдельных авторов, совершая абсолютно одинаковые правонарушения, можно быть оштрафованным по разным статьям КоАП РФ. Более того, они отмечают, что у судей в разных регионах сложились свои предпочтения в применении одной из этих статей. Кроме этого, при судебном разбирательстве отдельные судебные решения свидетельствуют о том, что при отсутствии заключения эксперта (специалиста) суды самостоятельно делают определенные выводы, содержат ли товары признаки контрафакта, что приводит к освобождению нарушителей от административной ответственности. Эти и другие вопросы правоприменения требуют квалифицированной правовой оценки и правовой регламентации с целью установления единообразия в рассматриваемой сфере правового регулирования [5].

Таким образом, проблемы правовой охраны и защиты олимпийской и паралимпийской символики требуют комплексного подхода, основанного на общих принципах развития законодательства в области интеллектуальной собственности в современный период, а также гармонизации правоприменительной практики в рамках межведомственного взаимодействия.

Библиографические ссылки

1. Найробский договор об охране олимпийского символа (подписан в г. Найроби 26.09.1981). URL: http://base.garant.ru/2540691.

2. Олимпийская хартия (полный текст). URL: http ://2014-sochi-olimpiada.ru/olimpij skaya-xartiya-polnyj-tekst (дата обращения: 20.06.2012).

3. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС России (по состоянию на 9.08.2013). URL: http://ved.customs.ru/index.php7option = com_content&view = article&id = 109:2010-09-09-06-26-44&catid = 13:2008-10-16-13-51-15&Itemid = 1814.

4. Контрафакт с символикой Олимпийских игр -2014. URL: http://www.tamognia.ru/news/new/1611942/ (дата обращения: 30.07.2012).

5. Егорова А. Штрафы за незаконное использование олимпийской символики // Налоговый вестник. 2011. № 4. С. 121-125.

References

1. Nayrobskiy dogovor ob okhrane olimpiyskogo simvola, Available at: http://base.garant.ru/2540691/

2. Olimpiyskaya khartiya (polnyy tekst). Available at: http://2014-sochi-olimpiada.ru/olimpijskaya-xartiya-polnyj-tekst.

3. Tamozhennyy reestr ob"ektov intellektual'noy sobstvennosti FTS Rossii (po sostoyaniyu na 9.08.2013). Available at: http://ved.customs.ru/index.php7option = com_content&view = article&id = 109:2010-09-09-06-26-44&catid = 13:2008-10-16-13-51-15&Itemid = 1814

4. Kontrafakt s simvolikoy Olimpiyskikh igr-2014. Available at: http://www.tamognia.ru/news/new/ 1611942/.

5. Egorova A. // Nalogovyy vestnik. 2011. № 4. S. 121-125.

© Могило О. В., Михайлова А. П., Полухин И. В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.