Научная статья на тему 'Таможенные аспекты промышленной политики России'

Таможенные аспекты промышленной политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленная политика / экономические санкции / таможенные пошлины / таможенный контроль.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таможенные аспекты промышленной политики России»

Новиков В.Е.

д.э.н., профессор Российской таможенной академии, профессор Финансового университета

Дербенева Г. Ф.

к.э.н., доцент Российского университета дружбы народов

ТАМОЖЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Ключевые слова: промышленная политика, экономические санкции, таможенные пошлины, таможенный контроль.

Промышленную политику можно рассматривать как одну из составляющих экономической политики государства. В свою очередь, экономическая политика определяется теми целями, которые ставятся государством в социально-экономическом развитии страны. Из необходимости учета действия экономических и социальных законов развития общества вытекает, что государство должно стремиться максимизировать темпы социально-экономического развития, во все более полной степени удовлетворять постоянно возрастающие потребности населения. Это предполагает создание соответствующего экономико-финансового механизма управления общественным воспроизводством, который позволяет необходимые для обеспечения максимальных темпов социально-экономического развития оптимальные пропорции между экономической и социальной сферами. Одной из пропорций развития экономической сферы является соотношение в объемах и темпах развития отраслей народного хозяйства: промышленности, сельского хозяйства, строительства и других отраслей.

Промышленность является ведущей отраслью общественного производства и именно от состояния и уровня ее развития зависят темпы социально-экономического развития. Это связано с тем, что в промышленности занято наибольшее количество высококвалифицированных работников, которые создают продукцию и оказывают услуги с наибольшей долей вновь созданной стоимости. Поэтому промышленная политика должна быть направлена на максимизацию объема вновь созданной стоимости.

Среди различных определений промышленной политики мы выбрали два.

В «Современном экономическом словаре» промышленная политика определяется как политика государства и промышленных корпораций, направленная на рост промышленного производства, обеспечение его эффективности и конкурентоспособности, содействие технико-технологическому прогрессу1. Согласно этому определению государство как орган управления национальной экономикой является основным субъектом формирования промышленной политики. Соподчиненным субъектом в реализации целей промышленной политики являются промышленные корпорации, обладающие для этого достаточным ресурсным потенциалом.

Во втором из них она рассматривается как «комплекс мер государственного воздействия на распределение ресурсов общества в целях совершенствования структуры национальной экономики, поддержания конкурентоспособности отдельных отраслей и предприятий, а также экономики в целом на мировых рынках, корректировки негативных последствий действия механизма рынка. Существуют различные модели промышленной политики, особенности которых зависят от конкретно-исторических условий, в частности от этапа развития страны, ее экономического потенциала, исторических традиций, места в международном разделении труда»2.

Перед Россией в условиях экономических санкций со стороны США и ЕС, когда ее доля участия в международном разделении труда обрушена до нулевого уровня, встала задача изменения концепции формирования и реализации промышленной политики, заложенной в программе стратегического развития социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. Возникает необходимость в концентрации всех ресурсов и интенсификации их эффективного использования на расширение структуры отечественной промышленности и ориентацию международного сотрудничества на новые направления и объемы. По сути дела, ситуация характеризуется экстренной заменой приоритетов в достижении такого уровня научного и технико-технологического развития, который в среднесрочной и даже ближайшей перспективе способен заместить потери от «экономического бойкота» со стороны американского и европейского финансового и промышленного капитала.

В качестве базы для структурных преобразований в промышленной политике России целесообразно выбрать 1990 год, когда эта политика осуществлялась государством как целенаправленная деятельность, включающая систему мер прямого и косвенного регулирования отечественного производства и механизм саморегулирования рынка для достижения заданных плановых показателей.

Определение промышленной политики получило свое правовое закрепление в Законе «О промышленной политике в Российской Федерации». В нем записано, что «промышленная политика - комплекс правовых, экономических,

1 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 313.

2 Экономический словарь / Под редакцией А.И. Архипова. - М.: Проспект, 2004. - С. 456.

организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции». Основной целью промышленной политики, как следует из Закона, является формирование высокотехнологичной конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно -сырьевого типа развития к инновационному типу1.

В Законе предусматривается ряд мер государственной поддержки субъектов промышленной деятельности. К таким мерам относятся финансовая поддержка в виде субсидий, создание государственных фондов развития промышленности, а также поддержание научно-технической и инновационной деятельности при осуществлении промышленной политики в различных формах. Изложению намечаемых конкретных действий в этом направлении посвящен правительственный план по обеспечению устойчивого экономического роста и социальной стабильности в 2015 г., в котором предусматривается реализация мер, направленных на активизацию структурных изменений в отечественной промышленности за счет отечественных технологических разработок, которые обеспечивают экологическую чистоту и экономию ресурсов2. Однако главный вопрос заключается в том, насколько эти меры могут быть действенными в ситуации неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры, насколько макроэкономический механизм нацелен на повышение конкурентоспособности российской экономики, повышение производительности труда, более полное удовлетворение общественных потребностей. Главным фактором для этого является создание нормальной конкурентной среды на внутреннем рынке.

В Законе «О промышленной политике в Российской Федерации» указано, что Правительство РФ утверждает перечень показателей и уровня их ежегодных значений, а также порядок расчета и сопоставления условий осуществления деятельности в сфере промышленности на территории России и на территории иностранных государств. Но, к сожалению, не указывается, какими должны быть эти условия, а они должны быть равноконкурентными для всех участников рынка. Организация мониторинга в этом направлении очень важна для оценки эффективности внешнеторговой деятельности страны, поскольку производители продукции и оказания услуг стремятся получить выгоду от их реализации не только на внутреннем рынке, но и на рынках других стран. Однако в условиях конкуренции на мировом рынке наибольшую прибыль получают страны-лидеры производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Высокую долю добавленной стоимости и конкурентных преимуществ национальных экономических систем априори обусловливает структура промышленного производства, обеспеченная моделями формирования и реализации внешнеторговой промышленной политики: экспортной ориентации и импортозамещения. Составной частью в них должна входить позиция протекционизма отечественных производителей на пути совершенствования технического и технологического уровня отечественного производства.

Раньше других протекционизм в своей политике применяли Англия, затем Франция, Германия, США и другие страны. Протекционизм пыталась использовать и Россия в 30-х годах XX века, когда темпы роста промышленного производства резко повысились. То же самое прослеживалось в поступательном послевоенном развитии научно-технического прогресса, которое было прервано в результате проведения экономических преобразований 1991-1992 гг. Результатом этих преобразований явились деградация экономики, ухудшение социально-экономической ситуации, установление экономической и технологической зависимости от развитых стран. Внутренний рынок России был дестабилизирован, и страна лишена возможности выхода на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией с высокой добавленной стоимостью. В этих целях применялись заниженные таможенные пошлины и монопольное ценообразование.

В результате проводимых экономических преобразований промышленная политика была ориентирована на производство продукции с низкой долей добавленной стоимости и поставку на мировые рынки сырьевых и топливно-энергетических товаров, продукцию металлургии и химии и других отраслей низких переделов. Экономическими стимулами к этому явились низкий валютный курс рубля и отмена экспортных пошлин, в том числе на нефть. Поэтому при падении мировых цен на нефть в 1998 г. и произошло резкое падение курса рубля по отношению к доллару США (примерно в 4 раза). В данный период времени в России еще сохранилось некоторое число промышленных предприятий, работающих по полному циклу производства, а потому падение курса отечественной валюты было равносильно увеличению ставок таможенного тарифа в 1,5-2 раза, а по отдельным видам товаров в 7-10 раз3. Это повысило конкурентоспособность отечественных промышленных предприятий на внутреннем рынке.

В 1999-2000 гг. произошло увеличение объемов промышленного производства. Однако вместо поддержки благоприятной конъюнктуры для отечественных промышленных предприятий на внутреннем рынке было принято решение о снижении ставок таможенного тарифа для выгодности доступа иностранных товаров на внутренний рынок России, что ухудшало позиции российского производителя. Одновременно под предлогом повышения конкурентоспособности отечественного производства и продукции в стране был взят курс на создание сборочных производств в следующих формах: сборочные заводы, принадлежащие иностранному капиталу; совместные производства с ведущей ролью иностранных компаний и реализация их не инновационных проектов; продажа контрольных пакетов акций государственных компаний зарубежным компаниям.

Промышленная политика развития сборочных производств поддерживалась соответствующей таможенной политикой, например, введением режима переработки для внутреннего потребления, предусматривающего льготный

1 О промышленной политике в Российской Федерации», № 493-ФЗ от 31.12.2014. - www.rg.ru

2

План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-Р. Сайт Правительства РФ.

3 Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО / РАН, Национальный инвестиционный совет. - М., 2002. - С. 15, 31-32.

ввоз иностранных комплектующих. В то же время были объединены государственные предприятия и конструкторские бюро по разработке и производству новой техники в авиационной, судостроительной и других отраслях промышленности, которые также в основном были ориентированы на сборку изделий из иностранных комплектующих.

Закономерным следствием действия изложенных факторов в последующие годы в стране стал рост потребительских цен. Соответствующие показатели по России в сравнении с зарубежными развитыми странами приводятся в табл. 1.

Таблица 1

Рост потребительских цен в России и зарубежных странах в 2007-2014 гг. (% к 2000 году)

Страна 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Россия* 239 272 304 325 353 371

США 120 125 125 127 131 125

Великобритания 113 117 119 123 128 130

Германия 113 115 116 117 120 122

Франция 113 117 117 119 121 123

Япония 98 99,5 98 97 99,7 96,7

Китай 114 120 129 124 130 134

Источник: по данным Росстата.

Как следует из табл. 1, в 2012 г. по сравнению с 2000 годом цены в России выросли на 271 процент. По сравнению со всеми рассматриваемыми странами Россия демонстрирует самый высокий инфляционный рост. В то же самое время в США и ведущих странах ЕС потребительские цены выросли на 30 процентов и менее (в США - на 25, в Великобритании - на 30, Франции - 23, в Германии - 22). В Китае их рост несколько превысил тридцатипроцентный барьер и составил 34 процента. Особое положение складывается в Японии, где имеет место не рост, а снижение потребительских цен. Это объясняется тем, что финансовый кризис 2007-2008 гг. не затронул эту страну, так как ее национальная валюта - иена - является твердой валютой и устойчива по отношению к курсам евро и доллару США. Россия же этот докризисный уровень превзошла, повысив инфляцию по сравнению с 2007 годом на 132 процента.

Однако не только кризис обусловил уровень инфляции в России, но и другие факторы, понизившие потребительский и платежеспособный спрос населения. Начало тенденции превышения роста инфляции над ростом денежных доходов населения положила либерализация внешней торговли: доступ в страну дешевых потребительских товаров привел к росту объема экспорта и цен на продукцию ТЭК, что обусловило рост цен, снижение спроса и объемов производства в обрабатывающих отраслях.

С вступлением в ВТО в 2012 г. Россия практически потеряла самостоятельность в формировании Единого таможенного тарифа (ЕТТ). Для страны были установлены максимально допустимые уровни средневзвешенных пошлин по всем промышленным товарам. Начальный уровень связывания на переходный период регламентирован в размере 11,256 процентов, а конечный - 6,410\ В результате проводимой промышленной политики и ее таможенного аспекта Россия лишилась возможности производить многие современные виды машин и оборудования и оказалась в полной технологической и экономической зависимости от развитых стран.

Таким образом, можно констатировать, что Россия в условиях опережающего роста цен по сравнению с развитыми странами, снижения ставок таможенных пошлин и девальвации рубля не сможет компенсировать потерю защитной функции отечественной экономики и рынка таможенными пошлинами. Кроме того, предполагаемая постепенная отмена экспортных пошлин на нефть будет также способствовать росту внутренних цен на нее, а следовательно, и затрат на производство всех видов продукции в стране.

Экономическая ситуация в России в 2014-2015 гг. является кризисной и ее обусловили три основных фактора: беспрецедентное падение мировых цен на нефть, введение экономических санкций, а, по сути дела, блокады внешнеторговых связей страны со стороны США и ЕС, резкое падение курса рубля по отношению к доллару США и евро. В совокупности воздействие этих факторов становится серьезным тормозом экономического роста страны. Этому уже способствуют настолько заниженные ставки таможенного тарифа, что даже падение курса рубля по отношению к доллару США в течение 2014 года в 2 раза не обеспечивает достаточную конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем рынке и иностранная продукция, даже в виде комплектующих изделий, имеет более высокий уровень спроса. Экономическому росту России и развитию современной промышленности нужна новая техническая и технологическая основа, которую придется создавать заново, так как многие виды продукции в стране уже не производятся.

Отсюда следует вывод о том, что Россия вступила в ВТО на неприемлемых для социально-экономического развития страны условиях. Поэтому необходимо выйти из тех соглашений и уступок, регламентируемых ВТО, которые препятствуют созданию современной экономики и проведению прогрессивной промышленной политики. Это даст возможность повышать ставки таможенного тарифа до уровня, обеспечивающего конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем рынке и резко повысить роль государства в создании новых производств и провести новую индустриализацию.

Пути проведения индустриализации хорошо известны. Россия в первую очередь может использовать собственный опыт преобразований в сфере промышленности, начиная с новой экономической политики и индустриализации

1 Справка по обязательствам. - мм^ economy.gov.ru

30-х годов, послевоенного восстановления и развития. Можно также привлечь примененный в реформах Китая опыт СССР, опыт Бразилии, Индии, Японии и других стран. Использование этого опыта должно привести к коренному пересмотру экономической и финансовой политики России, созданию нового финансово-экономического механизма.

В условиях существующего экономико-финансового механизма невозможно разработать промышленную политику реиндустриализации экономики: требуется его значительная корректировка. В этих целях необходимо реализовать следующие меры:

- отказаться от установления курса рубля к доллару на валютной бирже;

- закрепить за ЦБР исключительную монополию на установление фиксированного курса рубля к доллару;

- повысить ставки таможенных пошлин с одновременной государственной поддержкой отраслей, определяющих научно-технический уровень производства;

- отказаться от соглашений ВТО, противоречащих национальным интересам России;

- ввести экономически обоснованный минимальный почасовой уровень оплаты труда;

- ввести повышенные ставки налога на сверхдоходы физических лиц;

- предусмотреть налогообложение вывоза капитала, направляемого на создание и развитие иностранных предприятий;

- предусмотреть необходимые закупки за рубежом за счет государственных или частно-государственных средств для развития инновационной производственной деятельности предприятий и организации на этих предприятиях производства продукции из российских материалов и комплектующих, а также использования отечественных специалистов при условии последующей быстрой локализации вложений;

- увеличить финансовые вложения в науку и образование, пересмотреть оценки и критерии эффективности деятельности научных организаций и системы подготовки специалистов высшими и средними учебными заведениями и производственных кадров;

- расширить применение специальных защитных пошлин;

- установить в качестве барьера ввоза низкокачественной продукции высокий уровень пошлин;

- усилить фитосанитарный и ветеринарный контроль на границе с более широким спектром полномочий по применению запретов на ввоз опасной для здоровья и экологии продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.