УДК 342.951:339.543
ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: НОВЕЛЛЫ 2018 ГОДА
Мусаева Г.М., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, [email protected]
В статье рассматриваются основные нововведения, вошедшие в таможенное законодательство в 2018 году. Особое внимание уделено анализу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, вступившего в законную силу с 1 января 2018 г., и Федерального закона «О таможенном регулировании», вступившего в силу 4 сентября 2018 года, который дополняет положения Кодекса ЕАЭС. Рассмотрен ряд проблемных вопросов таможенного регулирования. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации, а также ряда международных договоров обосновано несколько суждений: перемещение товаров личного пользования через таможенную границу регулируется таможенным законодательством конкретного государства и международными договорами; нормативным правовым актом Российской Федерации, регламентирующим перемещение товаров личного пользования через таможенную границу, является Федеральный закон РФ «О таможенном регулировании» вступивший в силу 4 сентября 2018 года.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, правовое регулирование таможенных правоотношений, функция таможенных органов, таможенный контроль, обеспечение отдельным категориям товаров, система двойного коридора.
DOI: 10.21779/2224-0241-2019-29-1-69-73
UDC 342.951:339.543
CUSTOMS LEGISLATION: NOVELS 2018 Musaeva G.M., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected]
The article discusses the main innovations included in the customs legislation in 2018. Special attention is paid to the analysis of the Customs Code of the Eurasian economic Union, which entered into force on January 1, 2018, and the Federal law «on customs regulation», which entered into force on September 4, 2018, which complements the provisions of the EAEU Code. A number of problematic issues of customs regulation are considered. The article based on the analysis of legal literature and legislation of the Russian Federation, as well as a number of international treaties justified several judgments: the movement of personal goods across the customs border is regulated by the customs legislation of a particular state and international treaties; normative legal act of the Russian Federation regulating the movement of personal goods across the customs border is the Federal law of the Russian Federation "on customs regulation" entered into force on September 4, 2018.
Key words: Eurasian economic Union, legal regulation of customs relations, the function of customs authorities, customs control, provision of certain categories of goods, the system of double corridor.
DOI: 10.21779/2224-0241-2019-29-1-69-73
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [1] (ЕАЭС) вступивший в силу с первого января 2018 года является самым значимым фактом в деятельности Таможенных органов Евразийского экономического союза. Данный документ разрабатывался на протяжении нескольких лет и был принят с учетом интересов государства и лиц, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. В связи с принятием ТК ЕАЭС утратил силу, действовавший до 31 декабря 2017 г. Таможенный кодекс Таможенного союза, а также некоторые международные соглашения и договора, касающиеся изменения сроков уплаты таможенных пошлин, осуществления таможенных операций в
отношении товаров, пересылаемых в международных отправлениях, а также определения таможенной стоимости товаров перемещаемых, через таможенную границу [2]. Следует отметить, что, несмотря на то, что нормы соглашения между Правительством РФ, Правительством РБ, и Правительством РК в основной части вошли в новый кодекс ЕАЭС, но в то же время некоторые положения норм, касающиеся определения таможенной стоимости товаров были изменены.
Таможенное регулирование в ЕАЭС осуществляется сочетанием норм наднационального и национального законодательства, в связи с чем изменению подлежали и национальное законодатель-
ство государств-членов ЕАЭС. В Российской Федерации был принят новый Федеральный закон от 03.08.2018 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который вступил в силу с 04.09.2018 г. Принятие нового закона было необходимостью, т.к. ТК ЕАЭС содержит много отсылочных норм к национальному законодательству, а старый ФЗ «О таможенном регулировании» от 19 ноября 2010 г. не отвечал современным требованиям. Новый закон о таможенном регулировании в целом направлен на ускорение таможенных операций, совершаемых таможенными органами и усиление таможенного контроля товаров после их выпуска, а также на сокращение сроков выдачи предварительных решений о классификации товаров. Теперь такие решения таможенные органы обязаны принимать в течение 60 дней (ранее этот срок составлял 90 суток) со дня регистрации заявления о принятии предварительного решения о классификации товара. По новым правилам таможенные платежи может заплатить не только сам плательщик но, любое лицо, а также можно получить отсрочку уплаты таможенных платежей на один месяц. По новым правилам заплатить таможенные платежи может любое лицо, а не только сам плательщик. Основной значимой новеллой нового таможенного кодекса ЕАЭС является то, что впервые законодательно закреплено, что таможенное регулирование должно осуществляться на основе не только норм национального таможенного законодательства, но и норм международного таможенного права. Как отмечает О.Ю. Бакаева, «ТК ЕАЭС исправил недостаток прежде действовавшего ТК ТС: где указано, что таможенное регулирование осуществляется не только на основе норм союзного и национального законодательства, но и на базе норм международного права (п. 2 ст. 1). Определен приоритет норм ТК ЕАЭС для положений союзных договоров» [3, с. 3]. Евразийский экономический союз - это территория, созданная для укрепления экономических отношений между государствами-участниками ЕАЭС и унификация таможенного законодательства приведет к улучшению механизма работы таможенных органов, а также расширению и активизации международного экономического сотрудничества стран участников.
По мнению некоторых ученых - специалистов в области таможенного дела, «создание единого таможенного пространства для пяти совершенно разных государств, Россия, инициируя создание Таможенного союза, далее ЕврАзЭС, а в настоящее время ЕАЭС, связала себе руки для гибкой настройки тарифного регулирования, поскольку сейчас большинство ставок имеет конвенциональный характер. Единственное «широко открытое окно» - это ставки экспортных пошлин: их установление отнесено к уровню национального законодательства государств-членов ЕАЭС» [4, с. 60]. В связи с тем, что таможенное регулирование в ЕАЭС характеризуется сочетанием наднациональ-
ного и национального законодательства, должно быть унифицировано и таможенное законодательство стран ЕАЭС. В связи с этим и был принят новый Федеральный закон от 03.08.2018 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который регламентирует вопросы, отнесенные ТК ЕАЭС к ведению национального законодателя.
«Основным нововведением (если можно его так назвать) нового закона № 289-ФЗ является полный переход на электронный документооборот - как на этапе декларирования товаров, так и на всем периоде взаимодействия заинтересованных лиц с таможенными органами, в частности, при оказании государственных услуг, взаимодействии при администрировании таможенных пошлин и налогов, проведении таможенного контроля после выпуска товаров, а также обжаловании решения, действий или бездействия таможенных органов»
[5].
Одной из новелл ТК ЕАЭС, на которой необходимо остановиться, является самый проблемный в таможенных правоотношениях вопрос определения таможенной стоимости товаров. Вновь принятый ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу, вводит понятие «взаимосвязанные лица» - это лица, которые могут быть деловыми партнерами или имеют родственные отношения, и действуют в целях извлечения прибыли либо иным способом связаны между собой в осуществлении своей деятельности. По мнению О.Ю. Бакаевой, «при обнаружении установленных признаков таможенные органы могут подвергать оценке их влияние на цену перемещаемых товаров. Признание отсутствия такого влияния означает приемлемость стоимости сделки для определения таможенной стоимости ввозимых товаров» [3, с. 4]. Далее следует отметить, что ТК ТС, действовавший до конца 2017 года, предусматривал, что для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действовавшие на день регистрации таможенной декларации в таможенном органе. Новый же таможенный кодекс ЕАЭС четко регулирует порядок перерасчета иностранной валюты в валюту государства-членов Евразийского экономического союза, а также при определении таможенной стоимости товаров допускаются консультации между должностным лицом таможенного органа и декларанта осуществляющего таможенное оформление.
Существенным нововведением ТК ЕАЭС является то, что с вступлением в силу нового Кодекса у декларантов появилась возможность отложения определения таможенной стоимости товаров при отсутствии у них документов, содержащих точные сведения для расчета таможенной стоимости. В таких случаях таможенные органы определяют предварительный размер таможенной стоимости и с учетом этого определяются таможенные платежи, подлежащие уплате.
Положительным моментом нового Кодекса является также возможность изменения сроков уплаты таможенных пошлин, а также отсрочка и рассрочка по ввозным таможенным пошлинам, а также отсрочка и рассрочка по решению таможенного органа может предусматривать уплату процентов, а может быть беспроцентным. Анализ статей Кодекса приводит к заключению, что декларация таможенной стоимости перестает быть обязательным документом и что она может быть подана в случаях, установленных ЕЭК [6].
Для эффективного взаимодействия с налоговыми, правоохранительными и иными государственными органами, новый Кодекс, как основную форму декларирования, закрепил использование электронной формы декларирования, указав на то, что письменная форма декларирования допускается в отношении перемещения товаров для личного пользования, в международных почтовых отправлений и при помещении товаров под режим транзита, а также в случаях неисправности электронной системы. Однако, по мнению Д.В. Чермянино-ва, в Таможенном кодексе Таможенного союза «уточнялось, какие товары и в каких случаях подлежат письменному декларированию, остальные декларировались устно (при даче пояснений должностному лицу таможенного органа при необходимости) или конклюдентно [7, с. 144]. По его мнению, в ТК ЕАЭС существует смысловое противоречие в обозначении понятия «зеленого коридора» - вход физического лица в «зеленый коридор» является заявлением лица об отсутствии товаров, подлежащих письменному декларированию. «Данное противоречие необходимо устранить путем внесения в ТК ЕАЭС уточнения о наличии в таможенном деле четырех форм декларирования: конклюдентной, устной, письменной электронной» [7, с. 144]. Такие авторы, как В.Н. Галузо, Н.А. Канафин считают «положения абзаца четвертого ст. 255 Таможенного кодекса Евразийского экономического Союза о признании системы двойного коридора в качестве одного из таможенных действий таможенного контроля несовершенными» [8, с. 108].
Новшеством ТК ЕАЭС является и то, что с января 2018 года таможенные операции, такие как выпуск товаров, проверка сведений и документов и другие могут осуществляться информационной системой без участия должностных лиц таможенных органов. Также внесены изменения в положения о сроках совершения таможенных операций. Например: срок временного хранения товаров увеличен с двух месяцев до четырех, и общий срок выпуска товаров составил четыре часа с момента регистрации декларации. В Кодексе имеется ряд нововведений, касающихся видов таможенных процедур, например, теперь магазин беспошлинной торговли может быть открыт не только для выезжающих граждан, но и для прибывающих ЕАЭС, а также и перемещающихся внутри ЕАЭС. Измене-
ния коснулись и перечня форм таможенного контроля. Такие формы таможенного контроля, как таможенное наблюдение, устный опрос, проверка системы учета и отчетности отнесены новым Кодексом к мерам, обеспечивающим проведение таможенного контроля и для них теперь, не требуется составление письменного акта. «Так, в Законе № 289-ФЗ предусмотрена автоматическая регистрация и выпуск таможенных деклараций. Срок проведения таможенной экспертизы составит 20 дней» [5].
Важным новшеством нового ТК является то, что дополнены полномочия должностных лиц таможенных органов и подконтрольных субъектов при проведении таможенной проверки, а также обязанность декларанта хранить таможенные документы в течение пяти лет независимо от их предъявления при декларировании. Новый Кодекс ЕАЭС содержит новый раздел, посвященный статусу таможенных органов. Особое внимание в нем уделено консультированию заинтересованных лиц, обмену документами и сведениями, а также вопросам взаимного признания решений таможенных органов государств-членов ЕАЭС. Закон № 289-ФЗ предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования споров с таможенными органами, а также изменен порядок подачи жалоб на действия или бездействия должностных лиц таможенных органов.
По мнению большинства специалистов в области таможенного дела, положения нового ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» «в целом отвечают требованиям ТК ЕАЭС, а также соответствуют основной миссии таможенной службы, выражающейся в упрощении таможенных процедур и снижении издержек хозяйствующих субъектов при взаимодействии с таможенными органами» [3, с. 6]. Однако, обсуждая новеллы ТК ЕАЭС, ученые в области таможенного дела подвергают критике некоторые положения ТК ЕАЭС и предлагают внести изменения в него. Например: как считает ряд авторов, внесения изменений и корректировки требует существующее в ныне действующем ТК ЕАЭС определение таможенных операций. По мнению Д. В. Чермянинова, «существующее определение таможенных операций не дает четкого представления о количестве действий, направленных на соблюдение требований ТК ЕАЭС, а также национального таможенного законодательства Российской Федерации» [7, с. 145]. С учетом мнений ученых-специалистов в области таможенного дела предлагается заменить термин «таможенные операции» на более понятное и привычное для субъектов таможенных правоотношений понятие «таможенное оформление».
Такие ученые, как В.Н. Галузо, Н.А. Канафин полагают, что «правовое регулирование перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу необходимо совершенствовать, в том числе и посредством внесения измене-
ний в международный договор - Таможенный кодекс Евразийского Экономического Союза (ТК ЕАЭС)» [8, с. 107]. По мнению М.С. Арабян и Е.В. Поповой, «правовой нормой, предусмотренной ТК ЕАЭС, не конкретизировано, в чей адрес произведено представление товаров и услуг, бесплатно или по сниженной цене» [9, с. 5].
Анализируя новеллы таможенного законодательства, принятые в 2018 году, можно сделать вывод о том, что с января 2018 года произошли важные изменения в таможенном регулировании, такие как приоритетность электронного регулирования, что упрощает таможенные процедуры, возможность регистрации декларации на товар в автоматическом режиме, без участия должностных лиц таможенных органов, возможность непредставле-
ние документов на бумажном носителе, декларация таможенной стоимости перестает быть обязательным документом и многое другое, что позволяет сделать вывод, о том, что все основные вопросы регулирования таможенных правоотношений закреплены на уровне наднационального законодательства. «Евразийский экономический союз является зоной по укреплению международных экономических отношений, включая выпуск и перемещение продукции для дальнейшей реализации, как между государствами-участниками союза, так и странами, не являющимися его членами. Унификация таможенной отрасли может привести к максимально высокому уровню работы национальных таможенных служб государств» [10, с. 82].
Литература
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, приложение 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза: подписан 11 апр. 2017 г. Ратифицирован Федеральным законом от 14 нояб. 2017 г. №317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 47, ст. 6843.
2. Об определении таможенной стоимости товаров перемещаемых через таможенную границу таможенного союза: соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г.: в ред. от 23 апр. 2012 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 32, ст. 4471.
3. Бакаева О.Ю. Новеллы правовых актов, регулирующих таможенные отношения // Актуальные вопросы таможенного регулирования и таможенного контроля. 2018. № 3.
4. Спесивцева Е.С. Тарифное регулирование в России: аргументы в пользу подвижности ставок таможенных пошлин // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 9.
5. Бондарчук Д. Новый закон о таможенном регулировании. Что изменится с сентября 2018 г., а что через несколько лет // Эж-Юрист. 2018. №32 (1033).
6. О структуре и формате декларации таможенной стоимости: решение Коллегии ЭЕК от 16 янв. 2018 г. № 4: в ред. от 29 мая 2018 г. [Офиц. сайт Евразийского экономического союза]. URL: http://www.tsouz.ru (дата обращения: 10.10.2018).
7. Чермянинов Д.В. Таможенный кодекс Евразийского таможенного союза: вопросы терминологии // Российский юридический журнал. 2018. № 2 (119). С. 142-147.
8. Галузо В.Н., Канафин Н.А. О перемещении товаров личного пользования посредством системы двойного коридора // Право и государство: теория и практика. 2018. №2 (158). С. 102-109.
9. Арабян М.С., Попова Е.В. Таможенная стоимость: новеллы 2018 года // Таможенное дело. 2017. №4. С. 3-5.
10. Дидигова Л.Р. Способы противодействия распространению контрафактных товаров: на примере Таможенного союза ЕАЭС // Административное право и процесс. 2018. №5.
References
1. Tamozhennyi kodeks Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza, prilozhenie 1 k Dogovoru o Tamo-zhennom kodekse Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza: podpisan 11 apr. 2017 g. Ratifitsirovan Federal'nym zakonom ot 14 noyab. 2017 g. №317-FZ «O ratifikatsii Dogovora o Tamozhennom kodekse Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza» // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2017. № 47, st. 6843.
2. Ob opredelenii tamozhennoi stoimosti tovarov peremeshchaemykh cherez tamozhennuyu granitsu tamozhennogo soyuza: soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossiiskoi Federatsii, Pravitel'stvom Belarus' i Pravi-tel'stvom Respubliki Kazakhstan ot 25 yanvarya 2008 g.: v red. ot 23 apr. 2012 g. // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2012. № 32, st. 4471.
3. Bakaeva O.Yu. Novelly pravovykh aktov, reguliruyushchikh tamozhennye otnosheniya // Aktual'nye voprosy tamozhennogo regulirovaniya i tamozhennogo kontrolya. 2018. № 3.
4. Spesivtseva E.S. Tarifnoe regulirovanie v Rossii: argumenty v pol'zu podvizhnosti stavok tamozhen-nykh poshlin // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2018. № 9.
5. Bondarchuk D. Novyi zakon o tamozhennom regulirovanii. Chto izmenitsya s sentyabrya 2018 g., a chto cherez neskol'ko let // Ezh-Yurist. 2018. №32 (1033).
6. O strukture i formate deklaratsii tamozhennoi stoimosti: reshenie Kollegii EEK ot 16 yanv. 2018 g. № 4: v red. ot 29 maya 2018 g. [Ofits. sait Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza]. URL: http://www.tsouz.ru (data obrashcheniya: 10.10.2018).
7. Chermyaninov D. V. Tamozhennyi kodeks Evraziiskogo tamozhennogo soyuza: voprosy terminologii // Rossiiskii yuridicheskii zhurnal. 2018. № 2 (119). S. 142-147.
8. Galuzo V.N., Kanafin N.A. O peremeshchenii tovarov lichnogo pol'zovaniya posredstvom sistemy dvoinogo koridora // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2018. №2 (158). S. 102-109.
9. Arabyan M.S., Popova E.V. Tamozhennaya stoimost': novelly 2018 goda // Tamozhennoe delo. 2017. №4. S. 3-5.
10. Didigova L.R. Sposoby protivodeistviya rasprostraneniyu kontrafaktnykh tovarov: na primere Tamozhennogo soyuza EAES // Administrativnoe pravo i protsess. 2018. № 5.
Поступила в редакцию 23 октября 2018 г.
Received 23 October, 2018