Научная статья на тему 'О некоторых путях совершенствования надзорных мероприятий в сфере таможенного дела'

О некоторых путях совершенствования надзорных мероприятий в сфере таможенного дела Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
185
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / КОРРЕКТИРОВКИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / БЮДЖЕТ / CUSTOMS / CONTROL / SUPERVISION / ADJUSTMENTS / RISK MANAGEMENT SYSTEM / CUSTOMS PAYMENTS / BUDGET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чермянинов Д.В.

Проведен сравнительный анализ положений о таможенном контроле из Таможенного кодекса Таможенного союза и Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, представлены сведения, характеризующие надзорные мероприятия, проведенные таможенными органами Российской Федерации в 2017 и в 2018 годах. Следует вывод о том, что приведенные данные не позволяют сделать однозначного вывода о повышении эффективности надзорных мероприятий в 2018 году. Сделаны предложения о её повышении в дальнейшем за счет роста внимания профилактическим мероприятиям и изучения результативности применяемых форм таможенного контроля, при помощи которых были обнаружены правонарушения. Министерству финансов Российской Федерации предлагается провести исследование для выяснения положительно или отрицательно на формирование государственного бюджета влияют проводимые таможенными органами корректировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чермянинов Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME WAYS FOR IMPROVING SUPERVISORY ACTIONS IN THE FIELD OF CUSTOMS

A comparative analysis is given of the provisions of the Customs Code of the Customs Union and the Customs Code of the Eurasian Economic Union concerning customs control, information is provided describing the supervisory activities carried out by the customs authorities of the Russian Federation in 2017 and in 2018. It is stated that these data do not allow an unambiguous conclusion on improving the effectiveness of supervisory activities in 2018. Some proposals are made with the aim to improve it in the future by giving more attention to preventive measures and by studying the effectiveness of the forms of customs control used to detect violations. Recommendations are proposed to the Ministry of Finance of the Russian Federation to conduct a study to determine whether the adjustments made by the customs authorities have a positive or negative impact on the formation of the state budget.

Текст научной работы на тему «О некоторых путях совершенствования надзорных мероприятий в сфере таможенного дела»

188

Пра во

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобач евского, 2019, № 5, с. 188-194

УДК 342

О НЕКОТОРЫХ ПУТЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

© 2019 г. Д.В. Чермянинов

Уральский государственный юридический университет, Екатеринбург

dimon-str@mail. т

Поступила в недакцию 14.05.2019

Проведен сравнительный анализ положений о таможенном контроле из Таможенного кодекса Таможенного союза и Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, представлены сведения, характеризующие надзорные мероприятия, проведенные таможенными органами Российской Федерации в 2017 и в 2018 годах. Следует вывод о том, что приведенные данные не позволяют сделать однозначного вывода о повышении эффективности надзорных мероприятий в 2018 году. Сделаны предложения о её повышении в дальнейшем за счет роста внимания профилактическим мероприятиям и изучения результативности применяемых форм таможенного контроля, при помощи которых были обнаружены правонарушения. Министерству финансов Российской Федерации предлагается провести исследование для выяснения - положительно или отрицательно на формирование государственного бюджета влияют проводимые таможенными органами корректировки.

Ключевые слова: таможенное дело, контроль, надзор, корректировки, система управления рисками, таможенные платежи, бюджет.

Автор уже неоднократно, в том числе и в рамках проводимой Нижегородским государственным университетом ежегодной конференции, излагал свое мнение по вопросам, касающимся соотношения понятий «контроль» и «надзор» [1, с. 184-194], а также о проблемах, возникающих при их осуществлении в сфере таможенного дела [2, с. 510-518].

В 2018 году произошло серьезное изменение основных источников норм таможенного права -с начала 2018 года в Российской Федерации начал действовать Таможенный кодекс Евразийского экономического союза1 (далее - ТК ЕАЭС), а затем Федеральный закон Российской Федерации от 03.08.2018 № 298-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»2 (далее - Закон). Учитывая это, первоначальной целью настоящей статьи является сравнение и анализ изменений, внесенных указанными нормативными актами в сферу таможенного контроля, а также сравнение показателей, характеризующих указанную деятельность за два последних года.

В первую очередь представим количественные показатели положений о таможенном контроле из действующего в настоящее время ТК ЕАЭС с соответствующими показателями из предыдущего базового источника норм таможенного права Российской Федерации3 при помощи таблиц 1, 2.

Представленные данные позволяют сделать выводы о том, что в ходе углубляющейся инте-

грации в сфере таможенного дела и образования Евразийского экономического союза была сделана попытка положениями ТК ЕАЭС более детально и, насколько это возможно, исчерпывающе разъяснить правила таможенного регулирования. Это привело к общему увеличению объема Таможенного кодекса в 3 раза. При этом структура сравниваемых источников претерпела значительные изменения. Помимо прочего, многие положения, касающиеся и/или относящиеся к таможенному контролю, которые в ТК ТС размещались в одном - третьем - разделе данного нормативного акта, в настоящее время содержатся не только в соответствующем -VI разделе ТК ЕАЭС, но и в других частях последнего.

Например, в ТК ЕАЭС:

- ст. 13 о нахождении товаров под таможенным контролем содержится в главе 2, посвященной общим положениям о перемещении товаров через таможенную границу;

- глава 50, содержащая 3 статьи о системе управления рисками4 (СУР), которую таможенные органы всех присоединившихся стран используют в целях оптимизации таможенного контроля в соответствии с положениями Киот-ской конвенции 1973 года5, входит в раздел VII «Таможенные органы»;

- в указанный раздел включена также и глава 53, объединяющая 7 статей, положения которых разъясняют правила проведения таможенных экспертиз, необходимых и для проведения таможенного контроля.

Таблица 1

Количественные показатели положений о таможенном контроле из базовых источников __норм таможенного права 2011 и 2018 годов__

Название и срок действия источника Общий объем таможенных кодексов, страниц Количество глав и статей о таможенном контроле Количество страниц, посвященных таможенному контролю Часть объема положений о таможенном контроле от всего объема кодекса, %

ТК ТС с 01.01.2011 по 21.12.2017 184 6 глав (15-21); 56 статей (94-149) 29 страниц (47-76) 16

ТК ЕАЭС с 01.01.2018 по настоящее время 512 3 главы (44-46), 40 статей (310-350) 34 страницы (358-392) 7

Таблица 2

Количественные показатели положений, касающихся форм таможенного контроля_

Источник Количество Общий объем норм Отношение части объема Количество мер,

утвержденных форм и страниц текста, положений, обеспечивающих

таможенного регламентирующих регламентирующих проведение

контроля порядок проведения порядок проведения таможенного

таможенной проверки таможенной проверки, к остальной части положений о таможенном контроле, % контроля

Статьи

ТК ТС 12 (ст. 110) 131-136; 6 страниц (64-69) 14 0

6 статей

ТК ЕАЭС 7 (ст. 322) (331-337); 11 страниц (376-386) 15 13

Получается, что, несмотря на заметное уменьшение общего количества форм таможенного контроля, объем текста положений, посвященных таможенному контролю, в ТК ЕАЭС примерно увеличился на 40%.

Теперь, используя информацию Федеральной таможенной службы России6, выясним, насколько приведенные количественные изменения отражаются на качестве деятельности таможенных органов.

Следует отметить, что в 2018 году таможенными органами России была продолжена работа по утверждению и актуализации профилей риска7, а также применению субъектно-ориентирован-ного подхода к управлению рисками, в том числе - с применением нового порядка автоматизированного категорирования участников внешнеэкономической деятельности (далее -ВЭД) (табл. 3).

При этом всем организациям - участникам ВЭД с учетом установленных критериев были присвоены соответствующие уровни риска -возможность несоблюдения ими требований таможенного законодательства. Данные риски определяют прядок и формы таможенного контроля следующим образом. В отношении участ-

ников ВЭД с низким и средним уровнем риска применяются меры контроля по соблюдению запретов и ограничений со следующими особенностями: в отношении первых по иным направлениям применяются меры контроля с минимальной частотой и передача сведений подразделениям контроля после выпуска товаров. В отношении вторых акцент документального контроля переносится на этап после выпуска товаров. В отношении хозяйствующих субъектов с высоким уровнем риска применение мер контроля осуществляется по любым направлениям, при этом расширяется перечень применяемых мер таможенного контроля, а также увеличивается объем и степень фактического контроля до выпуска перемещаемых ими товаров. По словам первого заместителя Уральского таможенного управления (УТУ) А.Н. Фролова, в настоящее время субъектно-ориентирован-ная модель СУР является основным механизмом переноса акцента таможенного контроля с этапа декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров [3].

За два прошедших года уровни риска были распределены между участниками ВЭД следующим образом (табл. 4).

Таблица 3

Данные об утверждении и актуализации уровней риска_

Год Всего рисков Рисков общероссийских Рисков региональных и зональных Целевых

2017 57248 851 2888 53545

2018 49182 872 4730 43580

Таблица 4

Уровни риска участников ВЭД _

Год Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

2017 (на 01.01.2018) 8074 88432 10622

2018 (на 01.01.2019) 9022 92623 10942

Таблица 5

Доля проверочных мероприятий, проводимых в отношении товарных партий,

ввезенных в Российскую Федерацию участниками ВЭД _с разными уровнями риска в 2018 году, % _

Уровень риска Таможенный досмотр Запрос дополнительных документов и сведений Назначение таможенной экспертизы

Низкий уровень 0.5 2.9 0.05

Средний уровень 3.3 12.2 0.3

Высокий уровень 8.1 30 0.4

Таблица 6

Показатели реализации СУР в 2017 и 2018 годах__

Год Перечисления в бюджет таможенных платежей и штрафов, млрд руб. Возбуждено уголовных дел Возбуждено дел об административных правонарушениях Принято решений об отказе выпуска товаров Принято решений о запрете ввоза/вывоза товаров

2017 20.7 817 41562 35001 19325

2018 21.5 505 40996 27263 13000

Данные уровни риска определили количество применяемых таможенными органами России проверочных мероприятий в отношении ввозимых товарных партий следующим образом (табл. 5).

Результаты реализации СУР таможенными органами Российской Федерации в рассматриваемый период позволили им предотвратить совершение правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела, а также обеспечить должное применение мер нетарифного регулирования. При этом, по сведениям ФТС РФ, результативность таможенных досмотров по сравнению с 2017 годом увеличилась с 47.5 до 51.4%.

Следует обратить внимание на цифры из второго столбца таблицы 6 и пояснить - за счет чего, кроме штрафов, могут перечисляться в бюджет дополнительные средства.

Сумма таможенных платежей напрямую может зависеть от трех показателей товара, заносимых в таможенную декларацию:

- таможенной стоимости товара - базы для начисления совокупного таможенного платежа;

- страны происхождения товаров, определяющей возможность применения преференций при начислении таможенных пошлин;

- кода товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, определяющего ставку таможенной пошлины.

Согласно анализируемой информации ФТС РФ, данные сведения корректировались таможенными органами многие сотни тысяч раз, что неизменно приводило к доначислению сумм уплаченных таможенных платежей (табл. 7).

При этом в результате применения СУР по направлению классификации товаров в 2018 году было заведено 1854 дела об административных правонарушениях, что на 30% больше, чем в 2017 году (1431 дело). Сумма штрафных санкций составила 119.2 млн рублей.

Приведенные в таблицах 1 и 2 данные, безусловно, указывают на заметные изменения и дополнения положений, касающихся операций, связанных с осуществлением таможенными органами надзорных мероприятий в отношении перемещаемых через таможенную границу

Таблица 7

Суммы доначисленных таможенных платежей за счет проведенных таможенными органами корректировок_

Год Корректировки таможенной стоимости Корректировка страны происхождения товара Корректировка кода товара по ТН ВЭД

2017 22.8 млрд руб. (всего 183 тыс. корректировок) 12.7 млн руб. (всего 2049 деклараций) 9538.6 млн руб.

2018 20.3 млрд руб. (всего 163 тыс. корректировок) 118.9 млн руб. (всего 2906 деклараций) 8696.1 млн руб.

товаров, а также деятельности хозяйствующих субъектов в сфере таможенного дела.

Однако сравнительный анализ показателей, сведенных в остальные таблицы, не позволяет сделать однозначных выводов об эффективности и/или корректности таможенных операций, связанных с осуществлением ими надзорных мероприятий.

Кроме этого, по сведениям ФТС РФ, в 2018 году к таможенным органам было предъявлено 10422 иска, в таможенные органы поступило 2639 жалоб на решения, действия и бездействия таможенных органов и должностных лиц. Доля судебных дел по искам к таможенным органам, по которым судами приняты отрицательные решения, сократилась до 39. 6%, то есть, исходя из буквального смысла формулировки, можно сделать вывод, что фактически более чем в 60% случаев таможенные органы принимали в отношении иных субъектов таможенных правоотношений незаконные решения. Несомненно, что приведенный показатель в зонах деятельности различных региональных таможенных управлений может варьироваться. К примеру, по сведениям УТУ, в 2018 году судами были оставлены без изменений 75% решений по делам о привлечении к административной ответственности лиц, нарушивших таможенные правила [4].

По результатам ведомственного контроля в 2018 году таможенными органами вынесено 9365 решений об отмене (изменении) и признании неправомерными 19710 решений, действий (бездействий) нижестоящих таможенных органов и их должностных лиц. При этом основными категориями решений, отмененных (измененных) в порядке ведомственного контроля, были решения, принятые при классификации товаров и определении страны их происхождения (67% от общего числа отмененных (измененных) решений), а также при контроле таможенной стоимости и взимании таможенных платежей (27% от общего числа решений). Приведенные данные позволяют предположить, что в конечном итоге сведения из таблицы 6 могли быть в значительной степени скорректированы в сторону уменьшения.

Учитывая приведенную информацию и факты, по мнению автора, в дальнейшем, при подготовке итогов работы таможенных органов Российской Федерации за отчетный период, а также при разработке планов по совершенствованию надзорных мероприятий, необходимо отдельно уделять внимание вопросам эффективной реализации СУР с учетом следующих моментов.

Во-первых, в соответствии со ст. 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях8 (КоАП РФ), одной из задач производства по делам об АП является предупреждение совершения новых правонарушений. Поэтому таможенными органами Российской Федерации должны активнее приниматься меры профилактического характера, в том числе информирование и консультирование в целях устранения причин и условий, способствовавших совершению правонарушений. К примеру, в 2018 году УТУ в адрес уполномоченных по правам предпринимателей была направлена памятка по соблюдению порядка и сроков представления статистических форм учета перемещения товаров для распространения среди субъектов таможенных правоотношений. Очевидно, что изучение данного документа в определенной степени поможет участникам ВЭД избежать привлечения к административной ответственности по причине незнания таможенного законодательства РФ.

Также не вызывает сомнения, что позитивную роль в сфере профилактики правонарушений играют проводимые на базах некоторых таможенных управлений публичные мероприятия, в ходе которых заинтересованные лица могут не только выслушать доклады руководства различных таможенных органов и их структурных подразделений, но и лично задать им интересующие вопросы, обозначить возникающие в деятельности проблемы, а также быстро получить необходимые пояснения.

Кроме того, следует на постоянной основе обеспечить повышение профессионального уровня должностных лиц, работников организаций, в обязанности которых входит совершение таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу. В том числе постоянно и планомерно проводить консультирование по вопросам, касающимся

прав и обязанностей лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области таможенного дела и главным образом - ВЭД. Например, с самого начала своей деятельности они все должны знать, что в целях недопущения совершения правонарушений им необходимо принимать меры по обеспечению полноты и достоверности заявляемых сведений. Так, до подачи декларации осматривать товар, при необходимости измерять его, брать пробы и образцы. При подготовке внешнеэкономических контрактов проводить их проверку на предмет соблюдения требований правовых актов, определяющих разрешительный порядок ввоза/вывоза товара.

Необходимо отметить, что в настоящее время участники ВЭД не в полной мере имеют представление о том, к какому уровню риска они относятся. Нередко это приводит к недоработкам при подготовке необходимых документов, подтверждающих сведения, заявляемые ими в таможенной декларации на товары, и неготовности к должным надзорным мероприятиям в отношении перемещаемых ими через таможенную границу товаров. Нередко это приводит к значительным задержкам выпуска товаров, а в итоге к их удорожанию на внутреннем рынке, снижению ликвидности и к снижению динамики товарооборота. Не вызывает сомнений, что для устранения последней проблемы ФТС РФ должен быть разработан нормативный акт, содержащий исчерпывающий перечень критериев, ознакомившись с которыми любой участник ВЭД мог бы самостоятельно, с высокой долей вероятности, определить - какому уровню риска он соответствует, и заблаговременно подготовиться к возможным проверочным мероприятиям.

Во-вторых, необходимо помнить, что целью СУР является создание системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:

- имеющих устойчивый характер;

- связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

- подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

- затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы9.

Это означает, что для подтверждения эффективности деятельности таможенных органов в первую очередь необходимо установить, путем применения каких форм таможенного контроля были выявлены перечисленные нарушения таможенных правил и путем применения каких мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля в конечном итоге, был установлен состав соответствующего правонарушения. Очевидно, что анализ и обобщение подобной практики поможет недолжностным лицам таможенных органов Российской Федерации не только воспользоваться опытом своих коллег, но и продолжать работу по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок проведения таможенных операций, осуществляемых должностными лицами таможенных органов при проведении надзорных мероприятий.

В-третьих, по глубокому убеждению автора, таможенным органам необходимо отказаться от практики, связанной с корректировкой сведений, вносимых в декларацию на товары. Объяснить данное предложение можно следующим образом.

Известно, в административных правоотношениях корректировать (исправлять, направлять) может субъект, реализующий линейную власть. То есть корректировки осуществляет вышестоящий орган исполнительной власти в отношении контролируемого им нижестоящего органа в целях обеспечения законности и повышения эффективности деятельности последнего. Выше уже были приведены подтверждающие это данные о ведомственном контроле в таможенных органах России.

Но не следует забывать, что по своей сути, с момента их возникновения, таможенные органы реализуют в отношении иных субъектов таможенных правоотношений только функциональную власть - осуществляют за ними надзор с целью выявления правонарушений и применения в отношении допустивших их лиц соответствующих мер государственного принуждения. То есть проведение корректировок в отношении действий, совершаемых хозяйствующими субъектами, не соответствует самой сути этой сложившейся тысячелетиями практики.

В соответствии со ст. 84 ТК ЕАЭС, декларант обязан заявить таможенному органу требуемую информацию о перемещаемых через таможенную границу товарах и наделен для этого всеми необходимыми правами. В противном случае он несет юридическую ответственность. Таким образом, очевидно, что в случае выявления в декларации на товары несоответствия действительности сведений, касающихся кода

товара по ТН ВЭД, страны происхождения товара или таможенной стоимости товара, должностные лица таможенных органов должны не корректировать данные сведения, а устанавливать - имеют ли в данном случае место нарушения таможенных правил. К примеру, привело ли это обстоятельство к занижению суммы уплачиваемых таможенных пошлин и налогов или несоблюдению мер нетарифного регулирования. Если им удастся подтвердить обозначенные факты, то есть наличие объективной стороны правонарушений, обозначенных в главе 16 КоАП РФ, они должны установить остальные элементы состава правонарушения и принять меры для привлечения правонарушителя к административной или, в случае выявления состава преступления, к уголовной ответственности.

И совершенно недопустимы корректировки, проводимые таможенными органами Российской Федерации «задним числом», связанные с ранее допущенными самими же таможенными органами недоработками [5, с. 69].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очевидно, что изначальная полярность интересов субъектов таможенных правоотношений имела место во все времена и у всех народов и не исчезнет никогда, поскольку денежные средства, поступающие в бюджет за счет взимания таможенных платежей, обратно пропорциональны доходам участников ВЭД, обязанных эти платежи уплачивать. Брат великого русского писателя А.П. Чехова, служивший в конце XIX века в Таганрогской, затем в Санкт-Петербургской и Новороссийской таможнях, в своем письме от 10.01.1886 года писал, что таможня в своих операциях представляет два враждебных лагеря - чиновников и купцов и их поверенных (экспедиторов) [6, с. 22, 83, 93, 111]. Конечно же, и сегодня у участников ВЭД также не вызывают положительных эмоций должностные лица таможенных органов, которые, после осуществления различного рода корректировок, довзыскивают с них таможенные платежи за товары, которые были уже давно без каких-либо замечаний со стороны таможни выпущены и реализованы.

При этом не является фактом, что при перемещении купленных в иной стране товаров через таможенную границу предприниматель получит прибыль от их реализации или использования. Тем не менее при ввозе товаров с целью их выпуска в свободное обращение таможенная пошлина должна быть уплачена в любом слу-чае10, вне зависимости от коммерческого успеха сделки. Фискальные службы государства воспринимают перемещаемый товар в качестве «потенциального носителя прибыли» и заранее обкладывают его данным платежом, а затем

взимают с национального предпринимателя еще и иные налоги (например, налог на прибыль, полученную от реализации ввезенных товаров). Учитывая это, предприниматель вынужден перекладывать часть налогового бремени на покупателей, включая сумму уплаченной таможенной пошлины в цену реализации товара. Таким образом, таможенной пошлине присущи признаки косвенных налогов, которые В.И. Ленин называл налогами на бедных [7, с. 262], поскольку они обычно взимаются через цены товаров, в основном широкого потребления. Обратим внимание - почти целиком тяжесть этих налогов перекладывается на население, потребляющее большую часть этих товаров.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что корректировки сведений из деклараций на товары и последующие дополнительные взыскания, кроме недовольства участников ВЭД, приводят:

- к удорожанию ввезенных товаров на внутреннем рынке;

- к дополнительным расходам населения;

- к замедлению динамики товарооборота;

- к снижению прибыли участника ВЭД;

- к снижению уровня доходов участника ВЭД (организации), а также заработных плат, которые получают сотрудники этого хозяйствующего субъекта.

То есть таможенные органы, преследуя свои ведомственные интересы - выполняя планы по формированию доходной части государственного бюджета за счет таможенных пошлин и налогов, одновременно уменьшают суммы взимаемых в дальнейшем Федеральной налоговой службой (далее - ФНС РФ) налогов на прибыль организаций и налогов на доходы физических лиц. Напрашивается вопрос: положительно ли в конечном итоге влияют на пополнение государственного бюджета довзысканные средства по результатам проведенных таможенными органами корректировок?

Учитывая, что ФТС РФ и ФНС РФ в настоящее время находятся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, для ответа на указанный вопрос данному министерству необходимо инициировать проведение соответствующего исследования, результаты которого могут в значительной степени повлиять на дальнейшую организацию таможенного регулирования в Российской Федерации.

Примечания

1. Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 12.04.2017).

2. Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 32 (часть I). Ст. 5082.

3. При сравнении использовались следующие издания: Таможенный кодекс Таможенного союза (М.: Проспект, 2010. 184 с.) и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (М.: Проспект, 2017. 512 с.).

4. Под риском понимается вероятность несоблюдения норм таможенного права.

5. «Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (совершено в Киото 18.05.1973). См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 32. Ст. 4810 (опубликовано без Специальных приложений).

6. Приложение к приказу ФТС России от 28.03.2019 № 526. Решение коллегии ФТС России от 01.03.2019 «Об итогах работы таможенных органов Российской Федерации в 2018 году и задачах на 2019 год».

7. Под профилем риска понимается совокупность сведений об условиях и признаках, при которых он может возникнуть, а также мерах, направленных на его минимизацию.

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Ч. 1. Ст. 1.

9. См.: Приказ ГТК РФ от 26.09.2003 № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации».

10. Исключения из данного правила - см. п. 4. ст. 54 ТК ЕАЭС.

Список литературы

1. Чермянинов Д.В. Таможенные правоотношения (теоретическое и практическое исследование): Монография. Екатеринбург: Издательский дом Уральского государственного юридического университета, 2016.

2. Чермянинов Д.В. Об уточнении понятий и корректности применения контроля и надзора в области таможенного дела // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Россия,

г. Нижний Новгород, 9-10 июня 2016 г.) / Отв. ред.

д.ю.н., доц. А.В. Мартынов. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2016.

3. Фролов А.Н. О применении риск-ориентированного подхода при таможенном контроле в регионе деятельности Уральского таможенного управления. URL: http://utu.customs.ru (дата обращения: 15.03.2019).

4. Курмаев А.Э. О правоприменительной практике по выявлению и пресечению административных правонарушений в сфере таможенного дела. URL: http://utu.customs.ru (дата обращения: 15.03.2019).

5. Павлов А.В., Чермянинов Д.В. Таможенное регулирование и надзорные мероприятия, реализуемые таможенными органами РФ // Российское право. Образование, практика, наука. 2018. № 6.

6. Письма А.П. Чехову его брата Александра. М., 1 939.

7. Ленин В.И. Полное собрание соч. 5-е изд. Т. 6.

ABOUT SOME WAYS FOR IMPROVING SUPERVISORY ACTIONS IN THE FIELD OF CUSTOMS

D.V. Chermyaninov

A comparative analysis is given of the provisions of the Customs Code of the Customs Union and the Customs Code of the Eurasian Economic Union concerning customs control, information is provided describing the supervisory activities carried out by the customs authorities of the Russian Federation in 2017 and in 2018. It is stated that these data do not allow an unambiguous conclusion on improving the effectiveness of supervisory activities in 2018. Some proposals are made with the aim to improve it in the future by giving more attention to preventive measures and by studying the effectiveness of the forms of customs control used to detect violations. Recommendations are proposed to the Ministry of Finance of the Russian Federation to conduct a study to determine whether the adjustments made by the customs authorities have a positive or negative impact on the formation of the state budget.

Keywords: customs, control, supervision, adjustments, risk management system, customs payments, budget.

References

1. Chermyaninov D.V. Tamozhennye pravootno-sheniya (teoreticheskoe i prakticheskoe issledovanie): Monografiya. Ekaterinburg: Izdatel'skij dom Ural'skogo gosudarstvennogo yuridicheskogo universiteta, 2016.

2. Chermyaninov D.V. Ob utochnenii ponyatij i korrektnosti primeneniya kontrolya i nadzora v oblasti tamozhennogo dela // Aktual'nye voprosy kontrolya i nadzora v social'no znachimyh sferah deyatel'nosti ob-shchestva i gosudarstva: Materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Rossiya, g. Nizhnij Novgorod, 9-10 iyunya 2016 g.) / Otv. red. d.yu.n., doc. A.V. Martynov. N. Novgorod: Izd-vo Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2016.

3. Frolov A.N. O primenenii riskorientirovannogo podhoda pri tamozhennom kontrole v regione deyatel'nosti Ural'skogo tamozhennogo upravleniya. URL: http://utu.customs.ru (data obrashcheniya: 15.03.2019).

4. Kurmaev A.E. O pravoprimenitel'noj praktike po vyyavleniyu i presecheniyu administrativnyh prav-onarushenij v sfere tamozhennogo dela. URL: http://utu.customs.ru (data obrashcheniya: 15.03.2019).

5. Pavlov A.V., Chermyaninov D.V. Tamozhennoe regulirovanie i nadzornye meropriyatiya, realizuemye tamozhennymi organami RF // Rossijskoe pravo. Obra-zovanie, praktika, nauka. 2018. № 6.

6. Pis'ma A.P. Chekhovu ego brata Aleksandra. M., 1939.

7. Lenin V.I. Polnoe sobranie soch. 5-e izd. T. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.