©
тН
О
(N
УДК 336.24 ББК 65.261-18
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА
Рассматривается роль таможенного дела в обеспечении устойчивого развития государства в целом и региона в том числе. Определяется связь между проведением таможенного контроля и обеспечением своевременного поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет.
Ключевые слова: таможенное дело, таможенные платежи, таможенный контроль.
K.M. Tatarnikov
CUSTOMS REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF THE BAIKAL REGION
The article describes the role of customs in providing sustainable development of the state in general and the region in particular. It also determines the link between exercising customs control and ensuring timely receipt of tax and non-tax revenues in the budget.
Keywords: customs, customs duties, customs control.
SSI
2sl
KS г
il1
H5i
НА
ОЙ"
^ 1
Р« I
^ Л £
« tf I
8s! ИН 25 о
СнО!
£м§|
МО I
нее
н
н
о
н
PQ
со
Н
В современных условиях существенное внимание уделяется устойчивому развитию, как страны, так и регионам. В связи с этим, повышается значение эффективности инструментов защиты национальных интересов на внешнем и внутреннем рынках.
Во всех развитых странах внешнеэкономическая деятельность (далее ВЭД) регулируется государством. Существуют различные методы регулирования внешнеторговой деятельности, которые можно наблюдать в развитых странах. Целью данных методов является защита национальной экономики, защита экономических интересов отечественных производителей и потребителей товаров и услуг на национальном и региональном рынке. Таким образом, воздействие государства на ВЭД — это главное условие устойчивого развития страны в целом и регионов в частности, обеспечение благосостояния нации. Достижение вышеперечисленных целей невозможно без осуществления контрольных мероприятий ВЭД, направленных на соблюдения законодательства в данной области.
Контроль проводится в установленном порядке специальными контрольными органами, таможенный контроль проводится только таможенными органами.
Таможенные органы Российской Федерации — это государственные органы, представляющие собой единую федеральную централизованную систему и регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела [8, с. 86]. В соответствии с п. 11 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), таможенные органы — это федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и подчиненные ей таможенные органы
© К.М. Татарников, 2010
%
Ю РФ, за исключением случаев, когда в ТК РФ упоминаются таможенные
органы иностранных государств.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Вопро-О | сы Федеральной таможенной службы» от 11 мая 2006 г. № 473 [7] руко-
^ водство таможенной службой в настоящее время осуществляется Прави-
5^ тельством Российской Федерации [2].
Указом Президента РФ«О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314 (в последней редакции) [4] и Указом Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»от 20 мая 2004 г. № 649 [5] Таможенные органы являются частью системы органов исполнительной власти РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 401 ТК РФ «Таможенные органы и их место в системе государственных органов Российской Федерации» таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.
Структура таможенных органов определена в п. 1 ст. 402 ТК РФ «Система таможенных органов» и состоит из четырех элементов:
1. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела (ФТС Росси).
2. Региональные таможенные управления (РТУ).
3. Таможни.
4. Таможенные посты.
В ст. 403 ТК РФ определен перечень функций таможенных органов, из числа которых можно выделить основные:
- осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
- взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных
; пошлин, налогов и сборов, принимают меры к их принудительному
взысканию;
ой § - обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транс-
^ ^ | портных средств через таможенную границу;
^ | - обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законо-
1 дательством Российской Федерации о государственном регулировании
в ^ | внешнеторговой деятельности и международными договорами Российски | кой Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещало I емых через таможенную границу;
иоэ - в пределах своей компетенции обеспечивают защиту прав интел-
к®Э лектуальной собственности;
- ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают
23 незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств,
оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;
Н- осуществляют в пределах своей компетенции контроль над валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с переме-
©
тН
О
<М
«К1
2нё Яч >
МнЗ|
нйе
«31
оК
^ 1
I
^ Л £ ё§| ь Е
«¡г I
8Н! й§ о
ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
щением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
Систему таможенных органов возглавляет ФТС России, которая выполняет свои полномочия на основании Положения о ней, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 [6]. Так, в соответствии с п. 6 разд. II Положения ФТС наделена правом:
- создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты;
- определять регион деятельности таможенных органов;
- утверждать общие или индивидуальные положения о региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах;
- организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;
- запрашивать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
- осуществлять контроль, в том числе финансовый, над деятельностью таможенных органов и представительств ФТС за рубежом;
- создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
- разрабатывать и утверждать образцы служебных удостоверений и порядок ношения форменной одежды;
- издавать индивидуальные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности.
Раздел I Положения ФТС определяет функции уполномоченного органа по:
- выработке государственной политики;
- нормативному правовому регулированию;
- контролю и надзору.
В соответствии с п. 5.3 раздела II Положения ФТС России наделена полномочиями в области текущего и последующего контроля:
- взимание таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и контроль над правильностью их исчисления, принимает меры к их принудительному взысканию или возврату;
- обеспечение соблюдения установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (валютный контроль);
- таможенное оформление;
- в установленном порядке принятие решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, обеспечивает опубликование таких решений;
- ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
- выдача лицензии на учреждение свободного склада;
- в пределах своей компетенции контроль над валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и
©
тН
О
<М
«К1
2нё Яч >
Мн8|
Н^е
«31
Ен^ I
Ой"
^ 1
5к I
^ Л £ ё§|
«¡г I
8Н! й§ о
ул* ЕнО а
£м§ц
МО I £И4
НОв
И
н
н
о
н
м
со
Н
транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
Так в соответствии с п. 5.4 раздела II Положения ФТС России к мероприятиям последующего контроля, осуществляемого ФТС России, относится ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики (п. 5.8 раздела II Положения), обобщение практики применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности.
Таким образом, ФТС России на основании установленной законодательной базы и закрепленных положений осуществляет:
- взимание таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов;
- контроль правильности исчисления и своевременность уплаты указанных таможенных пошлин, налогов и сборов;
- принятие мер к принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов и сборов;
- в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования, в пределах установленной компетенции контроль над валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таким образом, исчисление таможенных платежей, контроль над их уплатой осуществляется ФТС России, за счет РТУ, таможнями и таможенными постами.
Правовой статус РТУ и таможни в настоящее время установлен в Общем положении о нем, утвержденным ФТС России от 12 января 2005 г. № 7 [3].
В соответствии с Общим положением о нем (разд. II) РТУ наряду с другими полномочиями проводит таможенные ревизии, валютный контроль, контроль правильности исчисления таможенных платежей и их учета, учет задолженности по уплате таможенных платежей, недоимок, пеней, контроль принятия подчиненными таможенными органами мер по ее взысканию.
В соответствии с Общим положением о ней (разд. II) таможня выполняет такие полномочия в области финансовой деятельности, как обеспечение правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей, взимание таможенных платежей и принятие мер к их принудительному взысканию, учет задолженности по уплате таможенных платежей, выявленных недоимок и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам (пограничным НДС и акцизам), возврат (зачет) излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных платежей, контроль обоснованности предоставления отсрочки, рассрочки по уплате таможенных платежей и некоторые другие полномочия.
Таможенные посты осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным Приказом ФТС России от 13 августа 2007 г. № 965 [1]. В соответствии с Положением о нем (разд. II) таможенный пост осуществляет следующие полномочия в области финансовой деятельности: взыскание таможенных платежей, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер (в пределах своей компетенции) к взысканию таможенных платежей, пеней и штрафов.
©
тН
©
(N
Из вышеуказанного выше мы видим, что ФТС России является руководящим органом, в непосредственном подчинении которого находится РТУ и общем подчинении Таможни и таможенные посты, что характеризует вертикальную структуру подчинения.
Таким образом, таможенные органы, осуществляя таможенный контроль в процессе таможенной деятельности, обеспечивают устойчивое развитие страны за счет аккумулирования налоговых и неналоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации.
Список используемой литературы
1. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2007. — № 41.
2. О Правительстве Российской Федерации: федер. констит. закон от 17 дек. 1997 г. № 2-ФКЗ, ст. 12 // СЗ РФ. — 1997. — № 51. — Ст. 5712.
3. Российская газета. — 2005. — № 72.
4. СЗ РФ. — 2004. — № 11. — Ст. 945.
5. СЗ РФ. — 2004. — № 21. — Ст. 2023.
6. СЗ РФ. — 2005. — № 32. — Ст. 3304 (в ред. постановления Правительства РФ от 21 апр. 2008 г. № 288).
7. СЗ РФ. — 2006. — № 20. — Ст. 2162.
8. Тимошенко И.В. Таможенное право России: учеб. для вузов / И.В. Тимошенко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.
SS1 Яч > нД НА ОЙ"
^ 1
s
«Л*
« V | 8s! ЕнО а
£м§|
МО I
нее
н
н
о
н
Р5
со
н
Bibliography (transliterated)
1. Byulleten’ normativnykh aktov federal’nykh organov ispolnitel’noi vlas-ti. — 2007. — № 41.
2. O Pravitel’stve Rossiiskoi Federatsii: feder. konstit. zakon ot 17 Dec. 1997 g. № 2FKZ, st. 12 // SZ RF. — 1997. — № 51. — St. 5712.
3. Rossiiskaya gazeta. — 2005. — № 72.
4. SZ RF. — 2004. — № 11. — St. 945.
5. SZ RF. — 2004. — № 21. — St. 2023.
6. SZ RF. — 2005. — № 32. — St. 3304 (v red. postanovleniya Pravitel’stva RF ot 21 Apr. 2008 g. № 288).
7. SZ RF. — 2006. — № 20. — St. 2162.
8. Timoshenko I.V. Tamozhennoe pravo Rossii: ucheb. dlya vuzov / I.V. Timoshenko. — Rostov n/D: Feniks, 2008.
Информация об авторе
Татарников Константин Михайлович — кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры налогов и таможенного дела Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Author
Tatarnikov Konstantin Mikhailovich — PhD in Economics, Senior Instructor, Chair of Taxes and Customs, Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].