Научная статья на тему 'Особенности формирования и администрирования бюджетных потоков таможенной службой РФ'

Особенности формирования и администрирования бюджетных потоков таможенной службой РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1370
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ И ОПЕРАТИВНЫЙ УЧЕТ / BUDGETARY AND OPERATION ACCOUNTING / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CUSTOMS TARIFF / ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ / CUSTOMS INCOMES / МЕРЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / АДМИНИСТРАТОР ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ / MEASUREMENT OF THE NONМЕРЫ TARIFFS REGULATION / CUSTOMS-TARIFFS REGULATION / CUSTOMS' INCOMES AUTHORITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова Елена Александровна

Основная цель статьи выявить причины и особенности возникновения двух разнонаправленных бюджетных потоков, возникающих в результате взаимоотношений между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Автор показывает специфику формирования бюджетных потоков от внешнеэкономической деятельности, структурирует их, а также раскрывает особенности их управления и предлагает свое видение в построении механизма формирования, управления и администрирования бюджетных потоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Морозова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and management of budget flows by custom’s authorities of Russian Federation

In the article there are described the problems, connected with the budgetary flours’ formation mechanism as the result of the cooperation between the customs organs and the participants VED. The author reveals the special feature of the formation of two differently directed flows of the cash resources financial flours inputting to the federal budget and outputting to the customs authorities for their support as well as all the payments, authorized by the customs authorities dealing with the budgetary systems’ incomes. Besides there are reviewing the procedures necessary for the effective functioning of this mechanism.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и администрирования бюджетных потоков таможенной службой РФ»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И АДМИНИСТРИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ПОТОКОВ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБОЙ РФ

Е.А. Морозова

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Основная цель статьи — выявить причины и особенности возникновения двух разнонаправленных бюджетных потоков, возникающих в результате взаимоотношений между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Автор показывает специфику формирования бюджетных потоков от внешнеэкономической деятельности, структурирует их, а также раскрывает особенности их управления и предлагает свое видение в построении механизма формирования, управления и администрирования бюджетных потоков.

Ключевые слова: бюджетный и оперативный учет, таможенно-тарифное регулирование, таможенные доходы, меры нетарифного регулирования, администратор таможенных доходов.

Предпосылки формирования бюджетных потоков в таможенных органах

Начало 90-х гг. прошлого века ознаменовалось переходом российской экономики на рыночные отношения, в результате кардинально изменились функции, цели и задачи таможенных органов. Если до 90-х гг. участником внешнеэкономической деятельности был ограниченный круг предприятий, а таможне отводилась роль «железного занавеса», то сегодня можно сказать, что таможня — это «железный щит», который осуществляет не только правоохранительную деятельность в области соблюдения законодательства (таможенного, административного, налогового, уголовного), но и участвует в реализации бюджетно-налоговой и таможенной политики государства.

В современных условиях основное направление деятельности таможенных органов направлено на реализацию общегосударственных задач в области таможенного дела, обеспечение соблюдения таможенного законодательства РФ, Таможенного союза. Перед таможенной службой поставлены такие задачи, как всемерное содействие развитию внешней торговли, ускорение товарооборота и расширение внешнеторговых связей России; пополнение доходной части федерального бюджета РФ; уменьшение потенциальных угроз государству, вызванных перемещением запрещенных, ограниченных к ввозу (вывозу) на таможенную территорию Таможенного союза товаров или незаконным перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также проведением незаконных валютных операций, которые могут нанести вред обществу или подорвать экономику страны [4].

Таким образом, таможенная служба выполняет двоякую роль: органа государственного управления, оказывающего общественно значимые услуги в рамках возложенных на нее функций, с одной стороны, и хозяйствующего субъекта, осу-

ществляющего экономическую (предпринимательскую) деятельность по оказанию таможенных услуг на платной основе участникам внешнеэкономической деятельности, с другой стороны [8].

Следует отметить особую значимость таможенных органов в формировании доходов федерального бюджета. Так, за период с 2004—2013 гг. Федеральная таможенная служба (ФТС) России ежегодно обеспечивает поступление практически половины доходов в бюджетную систему, причем наблюдается стабильная тенденция их роста. В 2004 г. таможенные доходы были собраны в объеме 1219,30 млрд руб. при общем объеме доходов в размере 3428,87 млрд руб., а к 2013 г. их объем составил 6564,56 млрд руб. при общем объеме доходов — 13 020,0 млрд руб. При этом доля таможенных доходов в общем объеме доходов федерального бюджета выросла с 0,36 до 0,50 (или с 36 до 50% соответственно) [10].

Однако если проблемы, связанные с правилами и порядком взимания таможенных и иных платежей с участников внешнеэкономической деятельности отлажены как в рамках законодательной базы, так и в организационном плане, то проблемы, связанные с формированием бюджетных потоков, их управлением и администрированием все еще требуют доработки именно в части совершенствования механизма управления таможенными доходами.

В соответствии с федеральным законодательством, приказами ФТС (положения о таможне) таможенные органы осуществляют как таможенно-тарифное, так и нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование реализуется путем исчисления и взимания таможенных пошлин и налогов, главным образом акцизов и НДС при перемещении ввозимых товаров через таможенную территорию и помещения их под режим выпуска для свободного обращения.

Основным элементом тарифных мер регулирования является таможенный тариф — наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования [3].

Основной целью таможенно-тарифного регулирования является определение и установление государством таможенного тарифа, который определяет размер, основания, сроки и другие аспекты уплаты таможенных пошлин.

В результате применения таможенного тарифа можно запускать в действие протекционистский механизм, связанный с защитой национальных товаропроизводителей, и фискальный, который обеспечит формирование доходной части федерального бюджета за счет средств, взимаемых в виде таможенных и иных платежей.

В качестве нетарифных мер регулирования внешней торговли, как правило, применяют количественные запреты и ограничения экономического характера, установленные международными договорами, решениями и нормативно-правовыми актами государств — членов таможенных союзов и единого таможенного пространства. Согласно действующему российскому таможенному законодательству [1] меры нетарифного регулирования включают лицензирование, установ-

ление минимальных и максимальных цен, квотирование и ряд других. Они являются мерами экономического, административного и технического характера ограничивающие свободную торговлю между отдельными странами. В мировой торговой практике к таким мерам обычно относят антидемпинговые барьеры; налоги (налог на добавленную стоимость с импорта, налог с оборота, налог с продаж, акцизные сборы, специальные импортные налоги и сборы); меры валютного и финансового характера (налог на операции с иностранной валютой или сбор за ее получение, система предварительной оплаты пошлин и налогов) [2].

Таким образом, деятельность таможенных органов связана не только с взиманием таможенных и иных платежей, применением мер таможенно-тарифного регулирования, что обеспечивает формирование доходной части бюджетов бюджетной системы страны, но и с получением денежных средств из бюджетной системы, что является источником финансирования деятельности таможенных органов [8].

Деятельность таможенных органов имеет ряд особенностей, главная из которых — наличие двух разнонаправленных бюджетных потоков — входящих и исходящих. Финансирование деятельности таможенных органов формирует входящие бюджетные потоки, а взимаемые таможенные и иные платежи — исходящие [9]. Именно формирование исходящих финансовых потоков является наиболее значимым результатом деятельности таможенных органов, поскольку, с одной стороны, это источник доходов бюджетной системы, а с другой стороны — показатель эффективности работы таможенной службы.

Структура бюджетных потоков

Формирование исходящих бюджетных потоков предполагает выработку и реализацию таких управленческих решений, которые позволят обеспечить полноту исчисления и своевременность уплаты таможенных платежей и налогов, взимаемых при пересечении товарами таможенной территории. Для этого необходима полная, достоверная и качественная учетно-аналитическая информация, отражающая хозяйственные операции всех участников внешнеэкономической деятельности — как хозяйствующих субъектов, так и таможенных органов.

В данном случае таможенные органы являются фискальной структурой, на которую возложены не только фискальные, но и контрольные функции. Так, они осуществляют контроль за правильностью исчисления таможенных платежей, своевременностью и полнотой их уплаты, имеют право на наложение и взыскание штрафных санкций за нарушение таможенного законодательства, а также осуществлять возврат излишне уплаченных таможенных платежей. Кроме того, некоторые структурные подразделения таможенных органов, например Управление таможенных доходов Федеральной таможенной службы, являются администраторами таможенных доходов, что предполагает учет, контроль и анализ за формированием и движением потоков денежных средств, образующихся в результате внешнеэкономической деятельности. Для этого Главное управление таможенных

доходов ФТС выполняет задачи, связанные с организацией, координацией, контролем за уплатой или взысканием таможенных пошлин, налогов, административных штрафов и иных платежей, организацией и контролем ведения оперативного учета за поступающими платежами, организацией и координацией деятельности таможенных органов по исчислению и взиманию платежей всех видов, включая принудительные меры, платежи в счет погашения задолженностей и другие задачи, находящиеся в компетенции Управления [8].

Основным в деятельности таможенных органов является учет, контроль и анализ поступлений от участников внешнеэкономической деятельности в виде таможенных и иных платежей. Совместная реализация перечисленных процедур (функций) позволяет обеспечить оптимальное функционирование таможенных органов. Особенно это касается процедур учета и анализа, которые имеют первостепенное значение для эффективной деятельности таможни как фискального органа. При этом оптимизация данных функций управления должна быть направлена на обеспечение действенного контроля полноты и своевременности уплаты таможенных платежей [9].

Главная особенность заключается в разделении функций учета и анализа на две составляющие: бюджетный и оперативный учет и анализ. Первый характеризует деятельность таможни как бюджетной организации, второй — обеспечивает эффективность взимания таможенных платежей [3].

Информация, формирующая бюджетные потоки и используемая для реализации бюджетного и оперативного учета, контроля и анализа, должна отвечать требованиям оперативности, адресности, полезности, гибкости, экономичности и достаточности.

Система бюджетного и оперативного учета и анализа таможенных платежей, осуществляемых таможенными органами, основана на группировке первичной информации о финансовых потоках между участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в части уплаты таможенных платежей, таможенными органами и федеральным бюджетом Российской Федерации.

Формирование бюджетных потоков в таможенных органах, а также необходимость осуществления учета и контроля за поступлением таможенных доходов в бюджетную систему регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:

— приказом Федеральной таможенной службы от 03.08.2009 № 1400 Об утверждении Порядка ведения лицевого счета участника внешнеэкономической деятельности;

— приказом Федеральной таможенной службы от 03.08.2009 № 1399 Об утверждении Инструкции по оперативному учету платежей от внешнеэкономической деятельности;

— порядком администрирования таможенными органами денежных средств на отдельном счете № 40101, открытом для учета таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности от 25.06.2009.

Механизм формирования бюджетных потоков

Формирование бюджетных потоков в таможенных органах от участников ВЭД осуществляется на отдельном счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации». Счет открыт территориальному органу Федерального казначейства в соответствии с законодательством Российской Федерации и предназначен для учета и распределения таможенных и иных платежей от ВЭД (денежных залогов, начислений и уплаты таможенных и иных платежей, пеней, административных штрафов, излишне уплаченных (взысканных) таможенных и иных платежей, задолженности по уплате таможенных платежей и иных платежей, зачетов и подтверждений поступлений таможенных и иных платежей) в федеральный бюджет [3].

Формирование бюджетных потоков осуществляется в соответствии с таможенным законодательством в процессе последовательной реализации трех процедур:

1) открытия лицевого счета участника ВЭД;

2) ведения оперативного учета платежей от внешнеэкономической деятельности;

3) администрирования таможенными органами денежных средств на отдельном счете № 40101, открытом для учета таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности.

Наиболее важной и трудоемкой является процедура открытия лицевого счета участника ВЭД. Суть процедуры заключается в следующем: всем участникам ВЭД открывается лицевой счет «Участник ВЭД», на котором ведется учет движения средств по начислению и уплате таможенных и иных платежей, административных штрафов, внесению и возврату/зачету денежного залога, а также поступлению и возврату денежных средств.

Данные лицевых счетов участников ВЭД группируются в оперативном учете на счете 06 «Расчеты с участниками ВЭД» в корреспонденции с соответствующими счетами оперативного учета (ОУ). На этих же счетах осуществляется и контроль за ведением операций сопровождающихся движением денежных средств. Контроль осуществляет отдел таможенных платежей таможни либо уполномоченные подразделения.

Лицевой счет открывается в таможенном органе каждому юридическому или физическому лицу — участнику ВЭД при совершении одной или нескольких операций.

Номер лицевого счета формируется из следующих показателей, последовательность которых должна строго соблюдаться [5]:

— дата открытия лицевого счета участника ВЭД;

— код таможенного органа, открывшего лицевой счет участника ВЭД; номер лицевого счета юридического лица дополнительно включает в себя следующую информацию:

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП).

В лицевом счете юридического лица указывается наименование организации с учетом организационно-правовой формы.

Участнику ВЭД в случае изменения реквизитов открывается новый лицевой счет, состоящий из двух разделов:

— раздел 1 «Расчеты по денежным средствам»;

— раздел 2 «Расчеты по таможенным и иным платежам».

Основным подразделом и в разделе 1, и в разделе 2 является «Журнал операций», в котором отражаются все документы, фиксирующие операции, связанные с поступлением и движением денежных средств и группируются эти операции в хронологическом порядке.

В соответствии с приказом ФТС к способам поступления денежных средств относятся безналичный расчет, поступления через кассу таможни, платежи с применением микропроцессорной карты либо через кассу кредитной организации, заключившей с таможней договор. Движение денежных средств осуществляется при наличии установленных таможенным законодательством платежных документов в разрезе счетов оперативного учета и соответствующих им кодов бюджетной классификации (КБК).

Вторая процедура, связанная с ведением оперативного учета платежей от ВЭД, осуществляется структурными подразделениями таможенных органов в процессе сбора, регистрации и учета информации, сведений и документов по расчетам участников ВЭД с федеральным бюджетом по уплате таможенных и иных платежей, в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации [6].

Оперативный учет ведется соответствующими подразделениями таможенных органов на основании и при наличии комплекта первичных документов:

— грузовой таможенной декларации (ГТД);

— таможенного приходного ордера (ТПО);

— документа контроля таможенных платежей (ДК ТП);

— формы корректировки таможенной стоимости (КТС);

— приходного кассового ордера (ПКО);

— расходного кассового ордера (РКО) и др.

Первичные документы оперативного учета формируются и предоставляются в подразделения учета таможенных платежей. Операции в оперативном учете осуществляются с применением плана счетов оперативного учета.

Оперативный учет ведется во всех организационных структурах таможенных органов, начиная с таможен и заканчивая непосредственно в ФТС в разрезе субсчетов таможен.

На счетах оперативного учета отражается движение денежных средств между всеми участниками, формирующими входящие и исходящие потоки: участниками ВЭД, таможенными органами и федеральным бюджетом, а также соответствующие документы [3].

Администрирование таможенных доходов

Все сведения, необходимые для формирования и заполнения расчетных документов, их изменения доводятся до сведения плательщиков таможенными органами в течение трех рабочих дней после получения соответствующей информации из органа Федерального казначейства, либо из вышестоящего таможенного органа [9].

Учет поступлений денежных средств осуществляется таможенными органами по кодам Бюджетной классификации (КБК) Российской Федерации, а администрирование сформированных бюджетных потоков осуществляется таможенными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Администрирование движения бюджетных потоков осуществляется вертикально подчиненными подразделениями таможенной службы. Так, в центральном аппарате ФТС России учет поступлений и списаний денежных средств по отдельному счету № 40101 ведется в разрезе субсчетов региональных таможенных управлений (РТУ), таможен, непосредственно подчиненных ФТС России (ТНП), субсчета крупных налогоплательщиков федерального уровня, субсчета иных плательщиков федерального уровня, субсчета платежей бухгалтерских служб таможенных органов, каждый из которых ведется по КБК, а также субсчета невыясненных платежей.

В РТУ учет поступлений и списаний денежных средств по соответствующему субсчету ведется в разрезе субсчетов подчиненных таможенных органов, лицевых счетов иных плательщиков регионального уровня.

В таможнях учет поступлений и списаний денежных средств по соответствующему субсчету ведется в разрезе лицевых счетов участников ВЭД, лицевого счета физических лиц, лицевых счетов иных плательщиков [7].

Ведение операций по оперативному учету платежей от внешнеэкономической деятельности, выполняемых работниками таможенных органов, сопровождается формированием первичной информации, необходимой для контроля платежей, решения спорных вопросов с участниками ВЭД, подтверждения правильности, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей в бюджетную систему. Поэтому в таможенных органах установлен особый порядок формирования первичных документов оперативного и бюджетного учета, который заключается в том, что на каждом уровне подразделения таможенной службы, на которые возложены обязанности по формированию, движению и контролем за движением бюджетных потоков, в лицевых счетах участников ВЭД фиксируют все изменения, связанные не только с денежными потоками, но и с документами, подтверждающими такие изменения.

Таким образом, деятельность таможенных органов в части анализа, учета и контроля за формированием и движением бюджетных потоков регламентируется в значительной степени внутренними нормативно-правовыми актами ФТС как главного администратора таможенных доходов бюджетной системы (исходящих бюджетных потоков) и главного распорядителя бюджетных средств (входящих бюджетных потоков).

ЛИТЕРАТУРА

Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности».

Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 04.03.2014) «О таможенном тарифе» (21 мая 1993 г.).

Егорычева И.Н., Морозова Е.А., Пилипенко О.И., Савенкова Е.В. Сокольникова О.Б., Шульга О.А. Планирование и учет финансовых потоков в бюджетной системе Российской Федерации, администрируемых таможенными органами: Монография. — М.: Спутник +, 2014. — 350 с.

Приказ ФТС России от 12.01.2005 № 7.

Приказ Федеральной таможенной службы от 03.08.2009 № 1400 «Об утверждении Порядка ведения лицевого счета участника внешнеэкономической деятельности». Приказ Федеральной таможенной службы от 03.08.2009 № 1399 «Об утверждении Инструкции по оперативному учету платежей от внешнеэкономической деятельности». Порядок администрирования таможенными органами денежных средств на отдельном счете № 40101, открытом для учета таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности от 25.06.2009.

Морозова Е.А. Современные проблемы становления таможенного администрирования в РФ. Актуальные проблемы совершенствования финансово-кредитных отношений в регионах (вопросы теории и практики): коллективная научная монография. — Курган: КФ АТиСО, 2009. — 229 с.

Морозова Е.А., Пилипенко О.И. Особенности финансовой модели обеспечения функций государства // Экономические науки. — 2013. — № 11.

Федеральная служба государственной статистики. — URL: http://www.gks.ru.

LITERATURA

Federalnyy zakon ot 08.12.2003 № 164-FZ «Ob osnovakh gosudarstvennogo regulirovaniyu vneshneekonomicheskoy deyatelnosti».

Zakon RF ot 21.05.1993 N 5003—1 (red. ot 04.03.2014) «O tamozhennom tarife» (21 maya 1993 g.)

Egorycheva I.N., Morozova E.A., Pilipenko O.I., Savenkova E. V., Sokolnikova O.B., Shulga O.A.

Planirovanie i uchet finansovykh potokov v byudzhetnoy sisteme Rossiyskoy Federatsii, ad-

ministriruemykh tamozhennymi organami: monografiya. — M.: Sputnik +, 2014. — 350 s.

Obschee polozhenie o tamozhne (prikaz FTS Rossii ot 12.01.2005 № 7).

Prikaz Federalnoy tamozhennoy sluzhby ot 03.08.2009 № 1400 «Ob utverzhdenii Poryadka

Vedeniya litsevogo scheta uchastnika vneshneekonomicheskoy deyatelnosti».

Prikaz Federalnoy tamozhennoy sluzhby ot 03.08.2009 № 1399 « Ob utverzhdenii Instruktsii

Po operativnomu uchetu platezhey ot vneshneekonomicheskoy deyatelnosti».

Poryadok administrirovaniya tamozhennymi organami denezhnyx sredstv na otdelnom schete

№ 40101, otkrytom dlya ucheta tamozhennyx i inyx platezhey ot vneshneekonomicheskoy

deyatelnosti ot 25.06.2009.

Morozova E.A. Sovremennye problemy stanovleniya tamozhennogo administrirovaniya v RF. Aktualnye problemy sovershenstvovaniya finansovo-kreditnyx otnosheniy v regionax (voprosy teorii I praktiki): kollektivnaya nauchnaya monografiya. — Kurgan: KF ATiSO, 2009. — 229 s.

Morozova E.A., Pilipenko O.I. Osobennosti finansovoy modeli obespecheniya funktsiy gosu-

darstva // Ekonomicheskie nauki. — 2013. — № 11.

Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. — URL: http://www.gks.ru

3

8

[

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8

FORMATION AND MANAGEMENT OF BUDGET FLOWS BY CUSTOM'S AUTHORITIES OF RUSSIAN FEDERATION

E.A. Morozova

Peoples ' Friendship University of Russia Miklukho-Makiaya str., 6, Moskow, Russia, 117198

In the article there are described the problems, connected with the budgetary flours' formation mechanism as the result of the cooperation between the customs organs and the participants VED. The author reveals the special feature of the formation of two differently directed flows of the cash resources — financial flours inputting to the federal budget and outputting to the customs authorities for their support as well as all the payments, authorized by the customs authorities dealing with the budgetary systems' incomes. Besides there are reviewing the procedures necessary for the effective functioning of this mechanism.

Key words: budgetary and operation accounting, customs-tariffs regulation, customs incomes, customs tariff, measurement of the non- меры tariffs regulation, customs' incomes authority.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.