Научная статья на тему 'Таможенное регулирование в системе инструментов государственного обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур'

Таможенное регулирование в системе инструментов государственного обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокин Михаил Афанасьевич

Проблема обеспечения конкурентоспособности национальных предпринимательских структур в глобальной экономике является одной из центральных в спектре государственных приоритетов. В статье на основе анализа системы инструментов повышения конкурентоспособности российской промышленности выделена роль таможенного регулирования. Обоснована необходимость и возможность применения мер таможенного регулирования для обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур на новых уровнях конкурентной борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таможенное регулирование в системе инструментов государственного обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур»

Таможенное регулирование в системе инструментов

государственного обеспечения конкурентоспособности

предпринимательских структур

Customs regulations in the instruments of state competitiveness of

business structures

Михаил Афанасьевич Сорокин Владивостокский государственный университет экономики и сервиса.

Россия. Владивосток.

канд. экон. наук, заместитель директора Института международного

бизнеса и экономики

Mikhail Afanasievich Sorokin Vladivostok State University of Economics and Service. Russia.

Vladivostok.

E-mail: sma-vl v@mail. ru

Аннотация. Проблема обеспечения конкурентоспособности национальных предпринимательских структур в глобальной экономике является одной из центральных в спектре государственных приоритетов. В статье на основе анализа системы инструментов повышения конкурентоспособности российской промышленности выделена роль таможенного регулирования. Обоснована необходимость и возможность применения мер таможенного регулирования для обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур на новых уровнях конкурентной борьбы.

Ключевые слова: таможенное регулирование, конкуренция, предпринимательство, глобализация, рыночная экономика.

Abstract . The problem of ensuring the competitiveness of national business organizations in the global economy is one of the central problems in the range of government priorities . On the basis of the analysis of tools for increasing the competitiveness of Russian industry highlighted the role of customs regulation . The necessity and the possibility of ordering the customs regulations to ensure the competitiveness of business structures to new levels of competition.Keywords:

customs regulations , competition , entrepreneurship , globalization , the market economy .

В современном глобальном мире субъектами конкуренции являются на только отдельные предприятия, отрасли, регионы, но и государства. Несмотря на значительное количество публикаций по проблемам конкуренции и конкурентоспособности, на наш взгляд, вопросы участия государства в конкурентной борьбе не достаточно раскрыты. Это обусловлено, во-первых, различными методологическим подходами к роли государства в рыночной экономике в эпоху глобализации; во-вторых, изменением функций государственного управления; в-третьих, системными трансформациями рамок механизмов государственного управления; в-четвертых, развитием политических инструментов транснациональных компаний (ТНК).

В связи с тем, что таможенное регулирование является одним из инструментов экономического регулирования, находящихся полностью (или в значительной мере) в компетенции национальных правительств, попытаемся выявить некие направления таможенного регулирования в системе государственного обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур в Российской Федерации. Отметим, что система обеспечения конкурентоспособности национальных предпринимательских структур в нашей стране еще только создается. Однако, здесь может возникнуть вполне резонный вопрос - а нужна ли такая система вообще? Ведь на первый взгляд может показаться, что смитовская «невидимая рука» свободного рынка и так все расставит на свои места в глобальной экономике. И государству здесь незачем вмешиваться. Это в теории. Но на практике, и эмпирические данные это подтверждают, что государства с самыми развитыми рыночными экономиками за последние несколько десятилетий создали мощнейшие структуры по поддержке национальных предпринимательских структур. Не говоря о национальных

уровнях управления, на наднациональном уровне также активно лоббируются интересы национального бизнеса. Правда, в более скрытом, но зачастую и более изощренном формате. В чем же здесь интерес государства, почему национальное правительство должно вести активную конкурентную политику?

Во-первых, за любым правительством стоят не только предприниматели, но и все население страны. В этом смысле активная конкурентная политика - это поиск экономических возможностей в целях развития. А значит, в целях большинства. Но конкуренция имеет и обратную сторону - в ней выигрывают далеко не все игроки. И, к сожалению, даже не большинство. Поэтому не меньшей задачей государства по поддержке национальных предпринимательских структур в конкурентной борьбе (на внешних ранках) является минимизация, сглаживание отрицательных последствий (в первую очередь, социальных) в случае неуспеха национальных предпринимательских структур.

Во-вторых, как указывает английский ученый Джефф Малган, одним из десяти элементов (составляющих) новой повестки дня взаимосвязанного мира являются государства как бренды [1, С. 89]. Указанный феномен проявлялся и раньше - уважаемые читатели старшего поколения, наверное, помнят, что в советские времена лучшей обувью была югославская, а лучшими компотами - болгарские. Конечно, тогда это во многом было обусловлено специализацией и кооперацией социалистических стран -членов Совета по экономической взаимопомощи (СЭВ). Но никто не будет спорить, что понятие «государство-бренд» очень надолго поселяется в голове потребителя, закладывая основу предпочтений. А одна из важных задач конкурентной борьбы - как раз достучаться до этой самой головы. Но плохой, некачественный (в конечном счете, неконкурентоспособный) товар способен за небольшой период нивелировать авторитет государства-бренда. Таким образом, можно говорить о наличии объективно существующей, повторяющейся и существенной взаимосвязи между

конкурентоспособностью национальных предпринимательских структур и позициям государств-брендов, то есть, об определенной закономерности.

В 2012 году в нашей стране была принята государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на период до 2020 года (утверждена распоряжением правительства от 27.12.2012 № 2539-р). В указанном документе, состоящем из 273 страниц, в качестве объектов (подпрограмм) выделены следующие отрасли и производства: автомобильная промышленность; сельскохозяйственное машиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность; машиностроение специализированных производств; легкая промышленность и народные художественные промыслы; ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса; транспортное машиностроение; станкоинструментальная промышленность; тяжелое машиностроение; силовая электротехника и энергетическое машиностроение; металлургия; лесопромышленный комплекс; развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений; химическая промышленность; конструкционные и функциональные композиционные материалы нового поколения; технологии редких и редкоземельных металлов; современные средства индивидуальной защиты и системы жизнеобеспечения подземного персонала угольных шахт.

Целью программы является создание в России конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности (в структуре отраслей, относящихся к предмету программы), способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду и разработке передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения обороноспособности страны. Согласно разделу 5 программы, для ее успешной реализации государством будут применяться следующие инструменты: Во-первых, это федеральные целевые программы (ФЦП), реализация которых предполагает

совершенствование национальной технологической базы в целом, а также развитие высокотехнологичных отраслей отечественного промышленного комплекса. Во-вторых, это целый комплекс субсидий и взносов в уставные капиталы, направленные на сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала. В-третьих, это финансирование научных исследований и опытно-конструкторских работ вне рамок ФЦП, в том числе выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам и научное сопровождение инновационных проектов государственного значения (важнейшие инновационные проекты) в рамках государственно-частного партнерства. В-четвертых, это перечень инструментов, позволяющий обеспечить паритет или выравнивание условий входа в ту или иную отрасль или на рынок готовой продукции в разных странах: от проведения двусторонних и многосторонних переговоров на уровне правительств и глав государств до поддержки участников выставочно-ярмарочных мероприятий. В-пятых, это инструменты нормативного правового характера, совершенствование которых обеспечит устойчивое функционирование отраслей промышленности, их инновационное развитие и технологическую модернизацию. В-шестых, это инструменты таможенно-тарифного регулирования и механизмы налогового стимулирования. В-седьмых, это комплекс инструментов, нацеленных на создание эффективной системы технического регулирования, совершенствование национальной системы стандартизации и обеспечение единства измерений в интересах повышения качества жизни населения и конкурентоспособности экономики (рис. 1).

Создание в России конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности (в структуре отраслей, относящихся к предмету программы), способной к эффективному саморазвитию на основе Цель интеграции в мировую технологическую среду и разработке передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения обороноспособности страны.

Задачи

Создание новых отраслей и рынков

Развитие отраслей промышленности, ориентированных на внутреннее потребление

Поддержка отраслей промышленности, ориентированных на инвестиционный спрос

Федераль Взносы Финан- Вы- Нор- Таможен Техни

-ные в устав- сирова- ход матив но-та- чес-

целевые ные ние на ная рифное кое

програм- капита- НИОКР новые база регули- регу-

мы лы рын- рование лиро-

ки вание

Инструменты . 1

Рисунок 1. Цель, задачи и инструменты реализации государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на период до 2020 г.

Таким образом, таможенное регулирование является одним из семи инструментов реализации Программы, кроме того, из всего спектра мер таможенного регулирования в Программе делается акцент на применение мер таможенно-тарифного регулирования. Подпункт 4 паспорта каждой подпрограммы содержит характеристику мер государственного регулирования (по достижению целевых показателей). Кроме того, приложение 3 содержит оценку мер государственного регулирования. Внимательное ознакомление с подпунктом 4 паспорта каждой подпрограммы

позволило определить место таможенного регулирования в общей системе (табл. 1.).1

Таблица 1. Меры таможенного регулирования в государственной программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на период до 2020 года.

Подпрограм ма Меры таможенного регулирования

Автомобильн ая промышленность - Умеренные тарифные и нетарифные меры по ограничению импорта (соответствующие правилам ВТО и Единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан (далее -ЕЭП); - гармонизация технического и таможенного законодательства в рамках Таможенного союза; - сохранение уровня установленных ЕТТ (Единым таможенным тарифом - примеч. автора) таможенных пошлин на ввоз автомобильной техники (соответствующие правилам ВТО и ЕЭП).

Сельскохозяй ственное машиностроение, пищевая и перерабатываю-щая промышленность - Подготовка предложений по увеличению уровня ввозных таможенных пошлин на прицепную и навесную сельскохозяйственную технику; - проведение специального антидемпингового защитного расследования в отношении импорта зарубежных зерноуборочных комбайнов.

1 В таблицу 1 включены только те подпрограммы, в которых предусмотрено применение мер таможенного регулирования.

Легкая промышленность и народные художественные промыслы Защита внутреннего рынка: - применение профилей риска (индикативных цен) на всю продукцию легкой промышленности и уточнение профилей применительно к рыночным ценам; - реализация решений, принятых Межведомственной комиссией по борьбе с контрабандной и контрафактной продукцией (далее - МВК); - ускорение принятия Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", где предусмотрено безусловное уничтожение товаров легкой промышленности, изъятых из незаконного оборота, по решению суда, - финансирование комплекса мер по применению системы электронной идентификации продукции - подтверждения происхождения товара в целях обеспечения полной защиты товаров от подделок; - создание Межгосударственного органа по борьбе с незаконно ввезенной и незаконно произведенной продукцией легкой промышленности на территории Таможенного союза; - принятие мер по пресечению незаконного ввоза продукции легкой промышленности через таможенную границу с Казахстаном.

Транспортное машиностроение Реализация сбалансированной таможенно-тарифной политики, в рамках которой остро необходимо: - подготовить предложения по корректировке таможенных пошлин на ввозимую бывшую в эксплуатации железнодорожную технику; - подготовить предложения по установлению льготных таможенных пошлин на ввоз деталей и комплектующих для совместных отраслевых предприятий на срок вплоть до полной локализации их производства.

Станкоинстру -ментальная промышленность Ряд мер государственного регулирования, в том числе в части: 1. Таможенно-тарифного регулирования.

Тяжелое машиностроение Использование таможенно-тарифного регулирования, в том числе в части корректировки ставок таможенных пошлин на узлы и комплектующие для тяжелого машиностроения, не производимые в Российской Федерации, продукцию тяжелого машиностроения, а также узлы и комплектующие, производимые в Российской Федерации.

Силовая электротехни ка и энергетическое машиностроение Совершенствование таможенно-тарифного регулирования, в том числе в части корректировки ввозных пошлин на технику и оборудование энергетического машиностроения, аналоги которой не производятся в России.

Металлургия Финансовая стабилизация и поддержка инвестиционной деятельности металлургических предприятий: - обнуление НДС на импортное технологическое оборудование, не имеющее аналогов в России; - обнуление пошлин на ввоз технологического оборудования, не имеющего аналогов в России; Инструменты таможенно-тарифного регулирования и защиты внутреннего рынка: - действует 5 мер (антидемпинговые и специальные защитные пошлины); - действует Единый таможенный тариф Таможенного союза (в основном приняты ставки ввозных таможенных пошлин, действовавших в России, повышенных в период кризиса на некоторые виды труб и металлопродукции).

Лесопромышленный комплекс Таможенные квоты на лесоматериалы круглые хвойных пород позволяют вывозить из России лесное сырье по сниженной примерно в два раза ставке пошлины в объемах, превышающих объемы фактического экспорта в последние годы. Это приведет к дефициту сырья для российских переработчиков, росту цен на лесное сырье на российском рынке. С целью защиты отечественных производителей лесобумажной продукции Минпромторгом России разработаны Правила вывоза необработанной древесины за пределы Таможенного союза, устанавливающие право на экспорт необработанной древесины организаций, работающих на внешнем рынке не менее трех лет и организации-арендаторов лесных участков, не имеющих задолженности перед арендодателем.

Меры, способствующие решению проблем обеспечения отрасли сырьем, современными технологиями и оборудованием:

- сохранение вывозной пошлины на сжиженные углеводородные газы - основное сырье для производства нефтехимической продукции;

- беспошлинный ввоз технологического комплектного оборудования для химических и нефтехимических производств, не производимого в России.

Меры в области защиты товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках:

- пересмотр протекционистских мер (пошлин) со стороны некоторых стран - членов ВТО в отношении российских минеральных удобрений и другой химической продукции в сторону их отмены или снижения.

Приведенные меры таможенного регулирования выходят за рамки исключительно таможенно-тарифного регулирования, так как включают вопросы применения специальных видов пошлин, квотирование и.д. С позиций институциональной теории указанные меры таможенного регулирования (как тарифные, так и нетарифные) относятся к эксплицитному измерению институциональной матрицы предпринимательства [2]. Указанные в таблице 1 трансформации нормативно-правовой базы, во-первых, ориентированы на воздействие на такие элементы рынка, как спрос и предложение, возможности выхода на новые или существующие рынки, и т.д.; во-вторых, не содержат количественных параметров этих изменений. Такой подход, по нашему мнению, не учитывает два существенных обстоятельства - наличие новых векторов и форм конкурентной борьбы на внешних и внутренних рынках в условиях глобализации и эксплицитной составляющей институциональной матрицы предпринимательства.

В условиях глобализации конкурентная борьба ведется не только (и не столько) в открытом противостоянии за кошельки покупателей. Гораздо более ожесточенная борьба ведется за умы покупателей. То есть, кроме товарного уровня, предпринимательские структуры реализуют конкурентные стратегии путем создания совместных предприятий, создания дочерних

Химическая промышленность

компаний и филиалов на территориях других государств и т.д. По мнению экспертов форума «Деловая Россия», состоявшемся в июле 2013 г., наивысшим уровнем реализации вызовов в конкурентной борьбе (на современном этапе) являются слияния и поглощения как национальных, так и транснациональных компаний. В этой части может идти речь о таких мерах таможенного регулирования, которые бы поддерживали российские предпринимательские структуры не только на товарных ранках как таковых. Меры таможенного регулирования должны быть направлены на упрощение (или даже привлекательность) механизмов создания совместных предприятий, дочерних компаний или филиалов. Реализовать это возможно, скорее, через трансформацию таможенных процедур, нежели посредством таможенно-тарифного регулирования.

Эксплицитная составляющая институциональной матрицы предпринимательства представляет собой набор реакций на условия, заданные имплицитной составляющей. И зачастую имплицитные реакции приводят совсем не к тем результатам, что закладывались (планировались) на эксплицитном уровне. Здесь уместно привести крылатую фразу В.С. Черномырдина о том, что хотели как лучше, а получилось - как всегда. Если меры таможенного регулирования, приведенные в программе, будут реализованы предпринимательскими структурами так, как задумывалось авторами Программы, то получится «как лучше». Но бизнес зачастую не ходит теми дорожками, которые ему указывает правительство. Как сказал однажды В.В. Путин - у нас десятки человек пишут законы, а тысячи придумывают, как их обходить. И дело здесь не в качестве законов. Просто люди совершают действия, исходя из собственных представлений [3, С. 8]. А представления у авторов законов и тех, кто их будет исполнять - априори разные. В части таможенно-тарифного регулирования это выражается, в первую очередь, в том, что для различных предпринимателей (даже одной отрасли) ставка ввозной таможенной пошлины никогда не будет функционально идентичной [4, С. 79]. То есть, необходимы механизмы

«отслеживания» реакций на изменение ставок пошлин (для начала) в отраслевом разрезе. Здесь сложной научной проблемой будет определение уровня и формы классификации предпринимательских реакций.

Участие государства в обеспечении конкурентоспособности национальных предпринимательских структур должно носить системный характер и строиться на пяти принципах, предложенных нами для институциональных моделей обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур, а именно: социальной справедливости, комплементарности институтов, временного и пространственного детерминизма, ограниченности монетарного диапазона управляющей системы, транспарентности [5]. Меры таможенного регулирования не противоречат последним четырем.

Библиографический список

1. Малган, Дж. Искусство государственной стратегии: Мобилизация власти и знания ради всеобщего блага / пер. с англ. Ю. Каптуревского под науч. Ред. Я. Охонько. М.: Изд. Института Гайдара, 2011. - 472 с.

2. Сорокин М.А. Таможенное регулирование в институциональной матрице предпринимательства // Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 3, С. 29-35.

3. Норт Д. Понимание процесса экономических изменений / пер. с англ. К. Мартынова, Н. Эдельмана; Гос ун-т - Высшая школа экономики. -М.: Изд. дом Гос ун-та - Высшая школа экономики, 2010. - 256 с.

4. Мизес, Людвиг фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории / пер. с 3-го испр. англ. изд. В.А. Куряева. -Челябинск: Социум, 2005. - 878 с.

5. Сорокин М.А. Принципы построения институциональных моделей обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 4, С. 396-399.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.