Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ'

ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CUSTOMS REGULATION / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / ИМПОРТ / IMPORT / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА / AGRICULTURAL MACHINERY / ТАМОЖЕННАЯ УСЛУГА / CUSTOMS SERVICE / ОТРАСЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ / BRANCH OF AGRICULTURAL MECHANICAL ENGINEERING / ТРАКТОРЫ / TRACTORS / ЗЕРНОУБОРОЧНЫЕ КОМБАЙНЫ / COMBINE HARVESTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гупанова Юлия Евгеньевна, Подшивалова Виктория Вячеславовна

В статье показана роль таможенного регулирования в развитии системы государственной поддержки отрасли сельскохозяйственного машиностроения. Представлены результаты анализа современных проблем регулирования данной отрасли, определено значение таможенного регулирования импорта сельскохозяйственной техники и выявлены основные направления его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS REGULATION IN THE SYSTEM OF STATE REGULATION OF AGRICULTURAL MACHINERY IMPORT

The role of customs regulation in the development of the system of state support for agricultural mechanical engineering is shown in the article. At the same time the results of the analysis of modern problems of regulation of agricultural mechanical engineering are presented, the importance of the customs regulation of import of agricultural machinery is defined and the key directions of its improvement are revealed in the article.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Ю. Е. Гупанова, В. В. Подшивалова

ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

В статье показана роль таможенного регулирования в развитии системы государственной поддержки отрасли сельскохозяйственного машиностроения. Представлены результаты анализа современных проблем регулирования данной отрасли, определено значение таможенного регулирования импорта сельскохозяйственной техники и выявлены основные направления его совершенствования.

Ключевые слова: таможенное регулирование; государственное регулирование; импорт; сельскохозяйственная техника; таможенная услуга; отрасль сельскохозяйственного машиностроения; тракторы; зерноуборочные комбайны.

Вопрос эффективного регулирования товарных потоков становится особенно актуальным в условиях функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и все более глубокой интеграции России в мировое хозяйство. Таможенное регулирование, осуществляемое посредством соответствующих инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), позволяет создать необходимые условия для увеличения товарооборота и, следовательно, таможенных платежей в федеральный бюджет, защиты национальных производителей различных товаров и услуг, поддержки экспортеров на мировом рынке, а также для обеспечения достаточного уровня экономической безопасности [1, с. 42]. Регулирование отраслей агропромышленного комплекса (АПК) имеет особую значимость для обеспечения продовольственной безопасности страны в условиях реализации политики импортозамещения.

Слабый уровень защиты высокотехнологичного производства (в частности, в отрасли сельскохозяйственного машиностроения) способствует импорту аналогичной продукции и, следовательно, снижению уровня экономической безопасности страны.

Производство сельскохозяйственной техники является одним из наиболее значимых показателей функционирования АПК страны, поддержка и развитие которого необходимы в современных условиях глобализации мировой экономики. Проведенный анализ показал, что в настоящее время парк сельскохозяйственной техники во многих агрофирмах недостаточен и устарел, что наглядно отражают данные рис. 1.

Как видно из рис. 1, на протяжении семи лет в агрофирмах наблюдается тенденция преобладания тракторов и зерноуборочных комбайнов старше десяти лет.

Сложившаяся ситуация требует усиления роли государственного регулирования отрасли сельскохозяйственного машиностроения. По оценкам ряда специалистов, государственное регулирование должно быть направлено на улучшение следующих параметров рынка сельхозтехники [2]:

- платежеспособный спрос на продукцию сельскохозяйственного машиностроения;

- предложение продукции сельскохозяйственного машиностроения;

- объекты и объемы федерального и регионального лизинга сельскохозяйственной техники;

- видовая, типоразмерная и возрастная структура импортной техники (объемы доступа).

Рис. 1. Структура парка сельскохозяйственной техники в 2010-2017 гг., % [3]

Регулирование данных параметров осуществляется в соответствии с программным документом, определяющим основные принципы государственной политики в области сельхозмашиностроения на средне- и долгосрочную перспективы, - «Стратегией развития сельскохозяйственного машиностроения до 2020 года» [4]. С целью стимулирования российских аграриев к обновлению машинно-тракторного парка в рамках исполнения Стратегии с 2015 г. проводится ряд мероприятий.

1. Федеральный лизинг сельскохозяйственной техники для орошения и мелиорации земель (затраты федерального бюджета в виде взноса в уставный капитал АО «Росагролизинг» в 2013-2017 гг. составили 4,24 млрд руб.) [5]. В данном случае за счет «льготного лизинга», «полностью отечественной техники» и техники иностранных заводов-изготовителей, локализованных в стране (степень локализации - более 50%), государство в большей части влияет на активность спроса аграриев на рынке сельскохозяйственной техники, а не содействует повышению конкурентоспособности отечественной техники на рынке страны.

2. Программа субсидирования производителей сельскохозяйственной техники [6], ход реализации которой отражают данные рис. 2.

14 12 10 8 6 4 2 0

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Рис. 2. Динамика объемов выделенных субсидий, млрд руб. [5]

Представленная динамика объемов выделенных субсидий отражает тенденцию их роста. Кроме того, указанной программой предусматривается, что производитель предоставляет аграриям скидку 15% (20% - для регионов Сибирского и Дальневосточного округов, а также для Республики Крым, Калининградской области и некоторых других) на выпускаемую технику, а государство субсидирует этот процент. Существующая программа предоставления «промышленной субсидии» не противоречит нормам Всемирной торговой организации (ВТО).

Предоставление субсидий производителям рассчитано на стимулирование производства отечественной сельскохозяйственной техники и увеличение обеспеченности сельскохозяйственных товаропроизводителей такой техникой. Однако в рамках программы также возможно предоставление субсидии иностранному производителю, соответствующему всем требованиям, перечисленным в постановлении Правительства РФ от 27.12.2012 № 1432 (например, производителю «CLAAS», у которого уровень локализации производства линейки зерноуборочных комбайнов TUCANO в России составляет более 50%). Подобный подход несправедлив по отношению к «полноценному» отечественному производству сельскохозяйственных машин. В случае, когда иностранному производителю выгодно, он вкладывает денежные средства в повышение уровня локализации производства техники в России, но при изменении ситуации на рынке он в любой момент может поменять свое решение, в то время как отечественный производитель стабильно работает на внутреннем рынке страны. Поэтому на данный момент главное достоинство «промышленной субсидии» - это повышение финансовых возможностей отечественных аграриев в обновлении своего парка сельскохозяйственной техники.

3. Кредитование отраслей, входящих в АПК, динамика которого представлена на рис. 3.

Снижение объемов кредитования отрасли сельскохозяйственного машиностроения и изменившиеся в настоящее время экономические условия позволяют сделать вывод, что государственных мер финансовой поддержки аграриев недостаточно для того, чтобы изменить сложившуюся тенденцию преобладания импорта тракторов над отечественным производством. Так, по данным проведенного анализа, было выявлено, что доля импортной сельскохозяйственной техники на российском рынке за последние годы составляет более 65% (рис. 4).

45 40 35

ю 30 ^ 25 |20 15 10 5 0

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Рис. 3. Кредитование отрасли сельскохозяйственного машиностроения за счет средств ОАО «Россельхозбанк» в 2010-2016 гг., млрд руб. [7]

2016 г. 2017 г.

О Доля российской техники ЦЦ Доля импортной техники, включая белорусскую технику

Рис. 4. Доля импортной техники в общем количестве тракторов для сельскохозяйственных работ в 2016-2017 гг. [3]

Одной из основных причин значительного преобладания иностранных сельскохозяйственных тракторов в структуре отечественного рынка является большое разнообразие моделей зарубежной техники и их технических характеристик. Типоразмерные ряды стоящих на производстве отечественных машин не в полной мере учитывают условия работы в поле. Поэтому пробелы в типоразмерных рядах линейки отечественных сельскохозяйственных машин заполняются импортной техникой.

На ранних этапах развития отечественного производства и расширения существующего модельного ряда, в период наибольшей его уязвимости, самой действенной мерой государственного регулирования в отрасли является таможенное регулирование импорта сельскохозяйственной техники. Данный вывод подтверждает ситуация с импортом зерноуборочных комбайнов.

В 2012 г., после вступления страны в ВТО, в связи с принятыми обязательствами были снижены импортные пошлины по многим товарным позициям. В тот

же год произошло снижение ставки ввозной таможенной пошлины на зерноуборочные комбайны с «15%, но не менее 120 евро за 1 кВт мощности двигателя» до 5% [8] и была снята оговорка по мощности. Принятие данных мер регулирования привело к резкому росту в 2013 г. импорта данных комбайнов в страну, что подтверждают данные рис. 5.

8 000 7 000 6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 1 000 0

7 876

2 812

1 215

2 157

988

585

0

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

(январь-июль)

Рис. 5. Импорт зерноуборочных комбайнов в Россию за период 2012-2017 (январь-июль) гг., шт. [9]

Для защиты отечественных производителей сельскохозяйственной техники в условиях резко возросшего импорта, наносящего ущерб отрасли национальной экономики, Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) в 2013 г. была введена специальная защитная пошлина сроком на три года (размер пошлины в 2013 г. составил 26,7%, в 2014 г. - 26,2%, в 2015 г. - 25,7% и до 07.03.2016 - 25,2% [10]). Введение такой высокой ставки таможенной пошлины на импорт сделало невыгодным ввоз зерноуборочных комбайнов в страну.

В дополнение к защитной пошлине Решением Коллегии ЕЭК от 15.10.2013 № 223 [11] введены квоты на импорт зерноуборочных комбайнов и их модулей. Размеры квот были распределены следующим образом: в 2014 г. - 424 шт., 2015 г. - 437 шт. и в 2016 г. - 288 шт. Однако после завершения срока действия специальных защитных мер импорт зерноуборочных комбайнов в 2017 г. в 13 раз превысил показатель 2016 г.

Результаты проведенного анализа показывают, что существующие меры таможенного регулирования позволяют ограничить импорт сельскохозяйственной техники, как производимой, так и не производимой в стране. При этом анализ современного состояния мер таможенного регулирования импорта сельскохозяйственной техники позволил выделить следующие ключевые проблемы их реализации на современном этапе:

- существующие меры не учитывают возможности отечественных заводов-изготовителей и потребности конечных потребителей их продукции;

- меры не реализуют целей Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза [8] (ЕТТ ЕАЭС), а именно рационализацию товарной структуры ввоза товаров на таможенную территорию и поддержание рационального

36 -

ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 4 • 2017

соотношения вывоза и ввоза товаров на таможенной территории, так как наблюдается либо существенное преобладание импорта над отечественным производством, либо значительное его ограничение путем введения защитных мер.

Кроме того, выявлены проблемы построения самого ЕТТ ЕАЭС, а именно пробелы в классификации сельскохозяйственной техники:

- отсутствие пояснений отличительных особенностей сельскохозяйственных машин, приводящее к возникновению спорных ситуаций в связи с чрезмерным декларированием большинства зарубежных моделей техники как сельскохозяйственной с целью сокращения затрат (ставка на некоторые виды сельхозтехники ниже, чем на «подобную» технику для других видов работ, например, неоднозначная ситуация с классификацией ООО «Спецтехника» «полуприцепа-кормово-за саморазгружающегося для транспортировки и выгрузки гранулированных сыпучих кормов, MENCI KL100 ^А955)», разрешенная Арбитражным судом [12]). Данное обстоятельство приводит к снижению цены на внутреннем рынке, а также препятствует ведению объективной таможенной статистики внешней торговли сельскохозяйственной техникой;

- слабая дифференциация ЕТТ ЕАЭС в части тракторов внутри группы 87 «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности» по мощности (кВт);

- отсутствие различий во ввозных ставках таможенных пошлин по мощности (кВт) на тракторы (в 2017 г. на все без исключения виды тракторов для сельскохозяйственных работ с мощностью свыше 18 кВт ставка составляет 10%).

Перечисленные проблемы классификации сельскохозяйственной техники в ЕТТ ЕАЭС напрямую влияют на реализацию таможенного регулирования данной техники в стране.

Таможенное регулирование как комплексное направление развития таможенной службы способствует достижению таких целей ее деятельности, как создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику, защита отечественных производителей товаров и услуг, содействие внешнеторговой деятельности и ряду других.

Таможенное регулирование импорта сельскохозяйственной техники имеет ряд характерных для сектора государственных услуг особенностей:

- связано с деятельностью по реализации функции федерального органа исполнительной власти при осуществлении отдельных государственных полномочий [13];

- является способом удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц, не нарушающих установленные запреты и ограничения (ее результатом является определенное благо - условия для осуществления ВЭД);

- обязательно для участников ВЭД, что требует учета их интересов и обеспечения благоприятных условий для их деятельности.

Для совершенствования таможенного регулирования на современном этапе требуется неотложная реализация следующих мер:

- разработка нормативного правового акта, ориентированного на учет всех особенностей функционирования механизма таможенного регулирования импорта сельскохозяйственной техники. Подобный документ, с одной стороны, являлся бы дополнением существующей Стратегии, с другой - самостоятельным комплексным и непротиворечивым нормативным правовым актом в отношении

импорта сельскохозяйственной техники, ориентированным на развитие отрасли (целевая долгосрочная программа, направленная на регулирование импорта);

- разработка методики определения ставки ввозной таможенной пошлины на сельскохозяйственную технику с учетом ее производительности, отражающей прямую зависимость производительности от конкретных условий эксплуатации техники;

- совершенствование методических основ применения нетарифного регулирования импорта сельскохозяйственной техники;

- разработка практических рекомендаций по созданию условий для функционирования усовершенствованного механизма таможенного регулирования импорта сельскохозяйственной техники, а именно корректировка системы взаимодействия субъектов существующего механизма и расширение требований классификации сельскохозяйственной техники в ЕТТ ЕАЭС.

Результаты проведенного анализа показывают, что таможенное регулирование, являясь неотъемлемой частью системы государственного регулирования и обеспечения экономической безопасности, выступает главным инструментом сбалансирования отечественного производства и импорта сельскохозяйственной техники. Эффективная реализация таможенного регулирования требует, в свою очередь, совершенствования механизма такого регулирования на основе рационального сочетания мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Использованные источники

1. Гупанова Ю. Е. Таможенное регулирование как фактор развития внешнеэкономической деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 2. С. 42-47.

2. Кормаков Л. Ф, Усов Д. С., Волкова Н. Г. Методологическая концепция воспроизводства материально-технических ресурсов для отечественного аграрного производства в условиях глобализации и интеграционных процессов в мировой экономике: раздел 3 в отчете о НИР по теме «Разработать организационно-экономический механизм воспроизводства материально-технических ресурсов сельскохозяйственного производства». М.: ВНИОПТУСХ, 2016. 87 с.

3. Цели и задачи по производству российской сельскохозяйственной техники и повышение ее качества: доклад директора Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза России П. А. Чекмарева на Российском агротехническом форуме 03.10.2017 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Российского агротехнического форума. URL: http://atf.rosspetsmash.ru/upload/iblock/3e1/chekmarev-p.a..pdf (дата обращения: 01.11.2017).

4. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 22.12.2011 № 1810 «Об утверждении Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_145647/ (дата обращения: 29.10.2017).

5. Роль АО «Росагролизинг» в производстве отечественной сельскохозяйственной техники и повышении ее качества: доклад заместителя генерального директора Агропромышленной лизинговой компании АО «Росагролизинг» Н. И. Зудиной на круглом столе в рамках сельскохозяйственной выставки «Золотая осень» в 2017 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт АО «Росагролизинг». URL: https://www.rosagroleasing.ru/smi/news/17145597/ (дата обращения: 29.10.2017).

6. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1432 «Об утверждении правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70291682/ (дата обращения: 29.10.2017).

7. Россельхозбанк: годовой отчет [Электронный ресурс]. URL: http://www.rshb.ru/investors/ year_report/ (дата обращения: 29.10.2017).

8. Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/catr/ett/Pages/default.aspx (дата обращения: 29.10.2017).

9. Федеральная таможенная служба. Таможенная статистика внешней торговли [Электронный ресурс]. URL: http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:1:3647307532406738::NO. (дата обращения: 29.10.2017).

10. Евразийская экономическая комиссия: введена специальная защитная пошлина на зерноуборочные комбайны [Электронный ресурс]. URL: https://agroinfo.com/eek-do-2016-goda-vvedena-zashhitnaya-poshlina-ne-zernouborochnye-kombajny/ (дата обращения: 29.10.2017).

11. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.10.2013 № 223 «О внесении изменений в некоторые решения Коллегии Евразийской экономической комиссии» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70374356/#ixzz4g6JA0VZ0 (дата обращения: 29.10.2017).

12. Подшивалова В. В. Актуальные проблемы классификации сельскохозяйственной техники согласно Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. С. 97-101.

13. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_103023 (дата обращения: 29.10.2017).

А. В. Губин

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ РАСШИРЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ ИЗ НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫХ СТРАН

В статье рассмотрены изменения в системе тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран, и возможные последствия таких изменений для отдельных отраслей экономики Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Данные изменения обусловливают риски того, что расширение импорта ряда товаров из наименее развитых стран с предоставлением тарифных преференций может нанести ущерб интересам отечественных товаропроизводителей. Кроме того, возможен ввоз товаров из развитых и развивающихся стран под видом товаров, происходящих из наименее развитых стран, без уплаты ввозных таможенных пошлин, что также может нанести ущерб производству аналогичных товаров в ЕАЭС.

Ключевые слова: тарифные преференции; наименее развитые страны; ввоз товаров без уплаты таможенных пошлин.

Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) зону свободной торговли, либо снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.