Научная статья на тему 'Актуальные аспекты государственного регулирования импорта сельскохозяйственной техники'

Актуальные аспекты государственного регулирования импорта сельскохозяйственной техники Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИМПОРТ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ / ТРАКТОРЫ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подшивалова В.В.

Выявлены риски развития отрасли сельскохозяйственного машиностроения. Рассмотрено государственное регулирование импорта сельскохозяйственной техники, выражающееся в поддержке государством отрасли отечественного сельскохозяйственного машиностроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Подшивалова В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты государственного регулирования импорта сельскохозяйственной техники»

зяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] // Национальный доклад Министерства сельского хозяйства РФ. - Режим доступа: hwww.mcx.ru/documents/document/show/22026.htm. (12.12.2015).

6. Сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация и роль ФРСКК в ее развитии [Электронный ресурс] // Доклад генерального директора ФРСКК А.Н. Рассказова. - Режим доступа: http://www.sibacc.ru/uplo-ad/iblock/3b4/3b4e2e37b6877fdd58b78b775eb759bd.pdf (12.12.2015).

7. Тарасов Ю.И., Мальцева И.С. Становление и развитие сельской кредитной кооперации в России / Ю.И. Тарасов, М.И. Мальцева // Новые технологии. - 2014. - № 4. - С. 53-58.

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

© Подшивалова В.В.*

Российская таможенная академия, г. Люберцы

Выявлены риски развития отрасли сельскохозяйственного машиностроения. Рассмотрено государственное регулирование импорта сельскохозяйственной техники, выражающееся в поддержке государством отрасли отечественного сельскохозяйственного машиностроения.

Ключевые слова государственное регулирование, импорт, сельскохозяйственная техника, агропромышленный комплекс, сельскохозяйственное машиностроение, тракторы, техническая оснащенность.

Эффективность деятельности агропромышленного комплекса (далее АПК) во многом определяется уровнем развития сельскохозяйственного машиностроения. Отрасль сельскохозяйственного машиностроения входит в число приоритетных направлений промышленного сотрудничества государств - членов Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) [5]. Обусловлено это малым по количеству (до 70 % техники изношено физически [7]) и устаревшим морально парком отечественных сельскохозяйственных машин (доля морально устаревшей техники превышает 90 % [7]), а также возросшим риском безопасности функционирования агропромышленного комплекса в условиях роста импорта сельскохозяйственных машин. Из используемой российскими аграриями сельхозтехники, всего 28 % выпускается отечественными производителями [1].

* Аспирант кафедры Экономики таможенного дела.

Одна из причин, влияющих на техническую оснащенность АПК и как следствие - на продовольственную безопасность страны, это - несовершенство механизма государственного регулирования импорта сельскохозяйственной техники. Так, несмотря на валютные риски и сокращение объема рынка тракторов, в 2014-2015 годах отмечался устойчивый спрос на импортные тракторы со стороны российских аграриев. Импорт сельскохозяйственный тракторов в Россию в среднем в 11 раз больше, чем экспорт (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение количества импорта и экспорта тракторов в России, в период с 2012 по 2015 гг., шт. [10]

Год Импорт тракторов Экспорт тракторов

2012 76044 5512

2013 77612 6553

2014 82802 5255

2015 59037 5235

Определенную негативную роль сыграли и такие угрозы продовольственной безопасности страны, как вступление России в ВТО, санкционная политика отдельных западных стран и дефицит финансовых ресурсов, в результате - ослабла поддержка отечественного сельского хозяйства. В настоящее время у производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия нет достаточного количества денежных средств на приобретение новой сельхозтехники.

Кроме этого существуют и другие риски:

- объем локализации производств иностранных производителей на российской территории не превышает 5-10 % (за исключением Claas - 17,30 %) [7]. Т.е. отмечается тенденция так называемой «от-верточной сборки» иностранной сельхозтехники;

- минимизация таможенных платежей за счет использования фиктивных контрактных цен. Благодаря этому, недобросовестные импортеры получают ценовые конкурентные преимущества, что приводит к вытеснению с внутреннего рынка продукции российских заводов, во многом неспособной конкурировать с дешевым импортом;

- несовершенство контроля за технической политикой в области технологического и технического оснащения сельского хозяйства. Отсутствует координация данной деятельности с экспертами «Союзаг-ромаша», Россельхозакадемии и крупными предприятиями отрасли.

В целях изменения сложившейся ситуации, государство с помощью определенных инструментов стремиться создать благоприятные условия для отечественного сельскохозяйственного машиностроения, а именно - уменьшить зависимость сельскохозяйственной отрасли от иностранной техники, предотвратить монополизм в данной отрасли, повысить качество и соответственно конкурентоспособность отечественной техники.

В настоящее время, реализация этих функций происходит преимущественно посредством государственных стратегий и программ, определяющих основные проблемы отрасли и перспективные направления развития. С учетом складывающихся рисков и угроз развития АПК Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разработана «Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения до 2020 года» [7] (далее Стратегия). Одна из целей Стратегии - сокращение количества импортной сельскохозяйственной техники в стране за счет совершенствования отечественного производства.

Стратегия дополняется государственным программами, отдельными правовыми актами по субсидированию отрасли сельскохозяйственного машиностроения, кредитованию аграриев и агропромышленному лизингу:

- так, федеральным бюджетом на 2015-2017 гг. предусмотрено предоставление субсидий производителям сельхозтехники, в рамках подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., предусмотрено финансирование в объеме 1,9 млрд. руб. для приобретения 2 397 единиц техники [9];

- в соответствии с Федеральным законом № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 г. для российских аграриев реализуется совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга [11] (в разных регионах Российской Федерации размер господдержки и условия ее предоставления различны);

- в рамках положений Постановления Правительства Российской Федерации № 1432 «Об утверждении правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» от 27 декабря 2012 года [2] осуществляется субсидирование отечественных производителей сельскохозяйственной техники. (Правилами предусмотрено, что производитель предоставляет аграриям скидку в 15 % на выпускаемую технику, а государство субсидирует этот процент. В 2015 году размер субсидий производителям был увеличен до 25 % [3]).

Несмотря на то, что государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решении ряда задач, позволяет комплексно использовать имеющиеся средства государственного регулирования, однако и у этой эффективности есть объективные границы. Пределы эффективности государственного регулирования при помощи государственного бюджета зависят от определенного обстоятельства - потребности в финансировании государственных регулирующих мер резко возрастают

именно тогда, когда возможности мобилизации средств для финансирования резко сокращаются. Сейчас отмечается именно такая ситуация, когда второй год Россия находиться не только в кризисе, но и в условиях существования западных санкций.

На данный момент, принимаемые меры государственного регулирования не дают ожидаемого результата - например, за первое полугодие 2015 г. тракторов сельскохозяйственного назначения было изготовлено на 35,9 % меньше, чем за соответствующий период прошлого года, в производстве зерноуборочных комбайнов по итогам шести месяцев 2015 года был зафиксирован спад на 28 % [4]. Производство отечественной сельскохозяйственной техники с годами сокращается, а потребность в ней не уменьшается, следовательно, такими же темпами растет ее импорт в страну.

Данную ситуацию усугубляет и то обстоятельство, что в настоящее время в России, еще не в полной мере сложилась научно-обоснованная система взглядов на перспективы развития агропромышленного комплекса и сельского хозяйства, ориентированная на решение задач национального уровня. Системный кризис 90-х годов прошлого столетия в России, последствия современного мирового экономического и финансового кризиса не способствовали формированию комплексного подхода к эффективной аграрной политике, позволяющей обеспечивать модернизацию и дальнейшее развитие АПК по инновационной модели, отвечающей требованиям социально ориентированной экономики [8].

В связи с изложенным, предлагается для решения проблем усиления регулирующего воздействия государства на импорт сельскохозяйственной техники:

- на первое место поставить совершенствование стратегического макроэкономического планирования. Требования к системе стратегического планирования в сфере промышленного развития сводятся, прежде всего, к последовательному формированию предпосылок, при которых могут быть реализованы преимущества системы стратегического планирования в целом, в том числе как инструмента политики модернизации и дальнейшего развития АПК по инновационной модели;

- определить приоритетным направлением во внешнеэкономической деятельности в сфере АПК активизацию отношений на аграрных рынках государств-членов ЕАЭС и в целом в СНГ. В связи с этим -провести гармонизацию нормативных правовых документов по функционированию, формированию инфраструктуры этих рынков, включая обмен рыночной информацией, в основу которых могут быть взяты положения утверждённого государствами-членами решения «Об основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза», а также Концеп-

ции повышения продовольственной безопасности государств-членов СНГ;

- пересмотреть отечественные законодательные акты для обеспечения равноправного участия в конкуренции отечественных и зарубежных машин на рынке техники (в т.ч. - разработать систему законодательных актов, положений, инструкций, поощряющих организацию совместных с ведущими зарубежными фирмами предприятий для производства сложной сельскохозяйственной техники и комплектующих к ним изделий. Причем совместное предприятие не должно превращаться в скрытую форму импорта зарубежной техники);

- сформировать централизованную базу данных для проведения анализа российского парка сельскохозяйственной техники. Провести комплексный анализ отечественного сельскохозяйственного машиностроения, а также - мониторинг предпочтений отечественных аграриев относительно сельскохозяйственной техники. На основе проведенного анализа скорректировать «Стратегию развития сельскохозяйственного машиностроения до 2020 года», планы мероприятий финансового и экономического состояния производителей сельскохозяйственной техники в России с учетом положений Стратегии социально-экономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года.

Список литературы:

1. Кулистикова Т. Аграриям не хватает отечественной сельхозтехники [Электронный ресурс] // Агроинвестор. - 2015. - Июнь. - Режим доступа: http://www.agroinvestor.ru/markets/news/20661-agrariyam-ne-khvataet-otechest-vennoy-selkhoztekhniki/.

2. Постановление Правительства Российской Федерации № 1432 «Об утверждении правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» от 27 декабря 2012 года.

3. Постановление Правительства Российской Федерации № 550 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» от 4 июня 2015 г. [Электронный ресурс] // Кон-сультантПлюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.

4. Производство сельхозтехники в России в первом полугодии 2015 года. Ростсельмаш. Агротехника профессионалов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://agroinfo.com/proizvodstvo-selxoztexniki-v-rossii-v-per-vom-polugodii-2015 -goda-3107201504/.

5. Решение Евразийского межправительственного совета № 9 «Об основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза» от 8 сентября 2015 г. Информационно-правовое обеспечение Гарант: garant.ru.

6. Стартовала программа субсидирования производителей сельхозтехники. Agro.ru. Сельское хозяйство России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://agro.ru/novosti/oborudovanie-i-agrotekhnika/startovala-program-ma-subsidirovaniya-proizvoditeley-selkhoztekhniki/.

7. Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения до 2020 г. (принята Министерством промышленности и торговли Российской Федерации) Российская ассоциация производителей сельхозтехники - Росагромаш [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosagromash.ru.

8. Стратегия социально-экономического развития агропромышленного комплекса российской федерации на период до 2020 года (научные основы) [Электронный ресурс] / Российская академия сельскохозяйственных наук. -М., 2011. - Режим доступа: http://www.vniiesh.ru/documents/document_9509_ Стратегия%20АПК%202020^.

9. Счетная палата Российской Федерации. Механизм государственной поддержки отечественных производителей сельхозтехники недостаточно эффективен [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/ activities/control/22615/.

10. Таможенная статистика внешней торговли [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://stat.customs.ru.

11. Федеральный закон №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://garant.ru.

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

© Симоненко А.С.*

Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар

В статье рассмотрены основные вопросы управления государственной и муниципальной собственностью; перераспределение ресурсов и результатов труда, произведенных с помощью государственной и муниципальной собственности, в пользу социально уязвленных слоев населения.

Ключевые слова: экономическая политика государства, государственная собственность, муниципальная собственность.

В российской экономике пришло время системных действий государства, направленных на укрепление и развитие институтов рынка. Это одна из первостепенных задач, стоящих в повестке дня экономической политики го-

* Магистрант факультета Управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.