Научная статья на тему 'Таможенное регулирование как одно из направлений поддержки отечественных производителей сельскохозяйственной техники'

Таможенное регулирование как одно из направлений поддержки отечественных производителей сельскохозяйственной техники Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИМПОРТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН / ВТО / МЕРЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО И НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подшивалова В. В.

Показаны риски безопасности функционирования агропромышленного комплекса в условиях роста импорта сельскохозяйственных машин. Рассмотрены перспективные направления таможенного регулирования импорта сельскохозяйственной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таможенное регулирование как одно из направлений поддержки отечественных производителей сельскохозяйственной техники»

144 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

7. Внутренний трудовой распорядок ОАО «Водоканал-Якутск».

8. Внутренний регламент деятельности ОАО «Водоканал-Якутск».

9. Годовой отчет компании ОАО «Водоканал-Якутск».

10. Бухгалтерская отчетность компании ОАО «Водоканал-Якутск».

11. Официальный сайт компании ОАО «Водоканал-Якутск» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vodokanal.ya1.ru/.

ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДДЕРЖКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

© Подшивалова В.В.*

Российская таможенная академия, г. Люберцы

Показаны риски безопасности функционирования агропромышленного комплекса в условиях роста импорта сельскохозяйственных машин. Рассмотрены перспективные направления таможенного регулирования импорта сельскохозяйственной техники.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс; импорт сельскохозяйственных машин; ВТО; меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Произошедшие в последние два десятилетия структурные изменения в экономической и социальной сферах жизни нашего общества привели к отказу от планово-распределительной системы функционирования экономики с резким сокращением государственных инвестиций в отечественное производство и обусловили необходимость формирования экономической системы нового типа, основанной на принципах рыночной конкуренции и свободной торговли [8].

Одним из основных элементов проводимой в стране экономической реформы, предусматривающей переход от организационно-административных методов управления к экономическим, является изменение роли государственного регулирования внешней торговли. При этом эффективно действующий механизм тарифного и нетарифного регулирования представляет неотъемлемое условие для проведения Российской Федерацией активной и целостной таможенной политики, а также для решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности страны, защите ее экономических интересов.

Аспирант кафедры Экономики таможенного дела.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

145

В соответствии с положениями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, одно из приоритетных направлений экономической и производственной политики государства - поэтапное снижение зависимости отечественного агропромышленного комплекса (АПК) от импорта технологий, машин, оборудования и других ресурсов [2].

После вступления России в Всемирную торговую организацию (ВТО) пошлины на импорт сельхозтехники снизились с 15 % до 5-10 %. Резко возрос импорт комбайнов в Таможенный союз (ТС): в 2009-2011 гг. - на 20 %, а за шесть месяцев 2012 г. ввоз с/х техники подскочил на 92 % по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. [3]. Рост импорта сопровождался снижением спроса на отечественные машины. В результате, по данным Росстата, в 2013 г. отгрузка сельскохозяйственной техники российского производства сократилась: поставки тракторов упали на 6,4 % по отношению к 2012 г., машин для растениеводства - на 10 %, для животноводства - на 4,5 %.

Для защиты своих производителей в феврале 2013 г. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) установила собственную спецпошлину на ввоз продукции в размере 27 %, затем решением Коллегии от 15 октября 2013 г. № 223 ввела квоты на импорт зерноуборочных комбайнов и их модулей.

На введении защитной ставки ввозной таможенной пошлины государство не остановилось. В 2013 году была запущена федеральная программа субсидирования покупки сельхозмашин, рассчитанная до 2020 года. Согласно условиям программы, производители предоставляют сельхозпредприятиям 15 %-ую скидку на выпускаемую технику, а государство субсидирует эти расходы [7]. Интерес к программе есть, однако ажиотажа наблюдается. Возможные причины заключаются в следующем: во-первых, 90 % техники приобретается в лизинг и кредит. Во-вторых, механизм программы до конца не отлажен, что создаёт определенные трудности при её реализации. В-третьих, у регионов возникают сложности с получением и обслуживанием кредитов. Тем не менее, следует отметить, что за первые три месяца действия программы объём выданных скидок составил 225 млн. руб., что составляет порядка 10 % от общего бюджета программы на 2013 год (2,3 млрд. руб.).

Кроме того, в качестве государственной поддержки отечественных сельскохозяйственных производителей следует отметить разработку и принятие федеральной программы субсидирования производителей сельхозтехники с объемом финансирования 2,3 миллиарда рублей; разработка и принятие региональных подпрограмм по закупке сельскохозяйственного оборудования.

Начиная с 2011 г., по данным «Росагромаша», спрос на все импортные сельскохозяйственные машины падает. В частности, если в 2011 г. в Россию было ввезено из Германии сельхозтехники на сумму 831 млн. долл., то в 2012 г. - на 750 млн., в 2013 г. - на 678 млн. [6]. В 2014 г. импорт машин из ФРГ, также сократился и не превысил 550 млн. долл.

Размер квоты на 2014, 2015 и 2016 гг. для России - 424, 437 и 288 комбайнов соответственно. Однако уже в 2014 г. этот лимит оказался невостре-

146 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

бованным - за пять месяцев было ввезено 55 зерноуборочных комбайнов зарубежного производства, что позволило экспертам «Росагромаш» говорить о сокращении спроса на импортную технику. Но есть и еще одна причина - импортеры научились обходить ограничение.

Машины завозятся в частично разобранном, некомплектном виде. После пересечения таможенной границы, путем несложных отверточных операций, без специального производственного оборудования, они превращаются в полноценные зерноуборочные комбайны. Так, по данным ФТС России, только в январе-феврале 2014 г. на территорию РФ ввезено 54 зерноуборочных комбайна в частично разобранном виде на сумму 4,4 млн. долл. [6]. Данная ситуация складывается в результате желания иностранного производителя сельскохозяйственной техники сократить свои затраты на импорт сельскохозяйственных машин собственного производства.

Иностранные производители открыли свои филиалы по сборке зерноуборочных комбайнов в России, тем самым минимизировав свои затраты на импорт этих комбайнов. Потенциальным импортёрам сельскохозяйственной техники стало выгоднее ввозить комплектующие, на которые не предусматривались столь высокие таможенные пошлины. Поэтому, можно сделать вывод о том, что введение высокой ставки таможенной пошлины на зерноуборочные комбайны не привело к ожидаемым результатам, а именно, к снижению импорта данного вида сельскохозяйственной техники.

В то же время, с вступлением России в ВТО, иностранные компании, которые начали сборочные производства в России, из-за импортных пошлин могут переориентироваться на импорт техники, поскольку пошлина на ввоз готовой машины может оказаться ниже, чем на компоненты.

С другой стороны, мелкие крестьянские и фермерские хозяйства в условиях непростой экономической ситуации внутри страны и в мировой экономики, вводимых против России санкций, обращают внимание, ввиду дешевизны и одновременно комфортности, на покупку подержанной импортной техники, физически изношенной и требующей высоких затрат на поддержание работоспособности [9].

Эти риски сохраняются на фоне негативной статистики внутреннего рынка сельскохозяйственных машин, который в 2015 г. упал почти на 30-40 % по сравнению с прошлогодними показателями [5]. Рынок сельскохозяйственных машин характеризуется резким сокращением продаж многих моделей новых машин отечественного производства, бессистемной торговлей техникой и запасными частями, попытками формирования рынка машин по образцу западных стран, в том числе рынка подержанной сельскохозяйственной техники. Причина снижения продаж отечественной сельскохозяйственной техники заключается в том, что иностранные компании способны поставлять полные модельные ряды своей сельскохозяйственной техники, сопровождая ее фирменным сервисом, это выгодно отличает ведущие зарубежные фирмы от производителей сельскохозяйственной техники в России.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

147

Например, все отечественные заводы, выпускают всего лишь 16 модификаций тракторов по мощности двигателя, тогда как тракторы только фирмы John Deere имеют 34 модификации по этому параметру [1]. Именно поэтому деятельность зарубежных фирм на внешних рынках, в том числе отечественном, является вполне успешной.

Также отрицательно сказалась на рынке сельскохозяйственной техники в 2014 г. стагнация российской экономики (темп прироста составит 0,5-1,8 % в 2014-2015 гг.), замедление развития обрабатывающих производств (темп прироста составит 2 % в 2014-2015 гг.), значительный уровень кредиторской и просроченной кредиторской задолженностей сельхозпредприятий.

Таким образом, анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что развитие рынка сельхозтехники практически полностью зависит не только от существующих мер таможенного регулирования, предпринятых государством и направленных на защиту отечественного производителя сельскохозяйственной техники, но и от других мер государственной поддержки (например, различных государственных программ в области сельскохозяйственного машиностроения). Также, следует отметить, что нет разработанной и соответственно отлаженной системы поддержки отечественного производителя сельскохозяйственной техники, включающей в себя таможенное регулирование, государственное регулирование и частные инициативы в области сельскохозяйственного машиностроения. Так как рассчитывать только на одни меры таможенного регулирования бесполезно. На любую меру, предпринятую государством, иностранные производители со временем находят пути и обходят, придумывая новые, более изощрённые способы. Поэтому, очевидно, что при существующем регулировании данной отрасли в стране, интерес к российскому рынку со стороны иностранных производителей не ослабевает. Необходима системная реструктуризация национального рынка сельскохозяйственной техники, приведение его организационной структуры, институтов, количественных и качественных параметров в соответствие со стратегической задачей - технико-технологическим перевооружением сельскохозяйственного производства на инновационной основе. Первостепенное условие такой реструктуризации должно быть - наличие адекватной методологии его развития и регулирования [4].

Предлагаемые меры позволят повысить конкурентоспособность российского производителя сельскохозяйственной техники и повысить безопасность АПК в целом, в условиях понижения таможенных пошлин на импортируемую сельхозтехнику.

Список литературы:

1. Бахтеев Ю.Д. Рынок сельскохозяйственной техники: 08.00.05 / Бахте-ев, Юсеф Джафярович Рынок сельскохозяйственной техники (развитие, регулирование, оценка эффективности): дисс. ... доктора экономических наук: 08.00.05. - Москва, 2007. - 302 с. - РГБ ОД, 71:07-8/418.

148 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120.

3. Крах сельхозтехники ЕС в России? 29 августа 2014 г. По материалам СоюзМаш [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aspmedia24. ru/index.php/mashinostroenie/item/9547-krakh-selkhoztekhniki-es-v-rossii.

4. Негметзянов А.В. Оптимизация регионального рынка сельскохозяйственной техники: автореф. дис. ... канд. эконом. наук (08.00.05) / Негметзянов, Андрей Владимирович. - Ижевск, 2010. - 26 с.

5. Рыночная интеграция [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://agbz.ru/interviews/rynochnaya-integraciya.

6. Скопинцева. Е. Сельхозтехника из ЕС теряет конкурентоспособность [Электронный ресурс] // Экономика и жизнь. - 2014. - № 33 (9549). - Режим доступа: http://www.eg-online.ru/article/254739/.

7. Перспективы развития национальных агропродовольственных систем в условиях ВТО: Материалы международной научно-практической конференции. - Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ 2014. -390 с.

8. Пилипенко, Р.В. Развитие научно-методического аппарата формирования комплекса тарифных и нетарифных мер поддержки сельскохозяйственного машиностроения России: автореф. дисс. ... канд. эконом. наук (08.00.05) / Пилипенко, Роман Вячеславович. - Москва, 2008. - 28 с.

9. Чебыкина М.В., Усов Д.С. Импорт сельскохозяйственной техники: структура и регулирование [Электронный ресурс] // Вестник ОГУ. - 2008. -№ 10 (92): октябрь. - Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2008_10/12.pdf.

ГАРМОНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ: БАЛАНС ПРОМЫШЛЕННОЙ И ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ

© Рослякова Е.А.*

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск

В статье рассмотрены аспекты, характеризующие понятие сбалансированного сочетания промышленной и торговой политики фармацевтической отрасли. Основной идеей исследования, представленной в статье, является выявление не только баланса анализируемых компонентов, но и их такое соотношение, которое позволит фармацевтической отрасли развиваться, пополняя рынок новыми и новейшими лекарственными препаратами. Усиление позиции именно промышленной политики во многом предопределяет и изменяет уже существующий порядок реализации торговой политики. Так выход на новый производст-

Соискатель (специальность 08.00.05).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.