144 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
7. Внутренний трудовой распорядок ОАО «Водоканал-Якутск».
8. Внутренний регламент деятельности ОАО «Водоканал-Якутск».
9. Годовой отчет компании ОАО «Водоканал-Якутск».
10. Бухгалтерская отчетность компании ОАО «Водоканал-Якутск».
11. Официальный сайт компании ОАО «Водоканал-Якутск» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vodokanal.ya1.ru/.
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДДЕРЖКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ
© Подшивалова В.В.*
Российская таможенная академия, г. Люберцы
Показаны риски безопасности функционирования агропромышленного комплекса в условиях роста импорта сельскохозяйственных машин. Рассмотрены перспективные направления таможенного регулирования импорта сельскохозяйственной техники.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс; импорт сельскохозяйственных машин; ВТО; меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
Произошедшие в последние два десятилетия структурные изменения в экономической и социальной сферах жизни нашего общества привели к отказу от планово-распределительной системы функционирования экономики с резким сокращением государственных инвестиций в отечественное производство и обусловили необходимость формирования экономической системы нового типа, основанной на принципах рыночной конкуренции и свободной торговли [8].
Одним из основных элементов проводимой в стране экономической реформы, предусматривающей переход от организационно-административных методов управления к экономическим, является изменение роли государственного регулирования внешней торговли. При этом эффективно действующий механизм тарифного и нетарифного регулирования представляет неотъемлемое условие для проведения Российской Федерацией активной и целостной таможенной политики, а также для решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности страны, защите ее экономических интересов.
Аспирант кафедры Экономики таможенного дела.
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями
145
В соответствии с положениями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, одно из приоритетных направлений экономической и производственной политики государства - поэтапное снижение зависимости отечественного агропромышленного комплекса (АПК) от импорта технологий, машин, оборудования и других ресурсов [2].
После вступления России в Всемирную торговую организацию (ВТО) пошлины на импорт сельхозтехники снизились с 15 % до 5-10 %. Резко возрос импорт комбайнов в Таможенный союз (ТС): в 2009-2011 гг. - на 20 %, а за шесть месяцев 2012 г. ввоз с/х техники подскочил на 92 % по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. [3]. Рост импорта сопровождался снижением спроса на отечественные машины. В результате, по данным Росстата, в 2013 г. отгрузка сельскохозяйственной техники российского производства сократилась: поставки тракторов упали на 6,4 % по отношению к 2012 г., машин для растениеводства - на 10 %, для животноводства - на 4,5 %.
Для защиты своих производителей в феврале 2013 г. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) установила собственную спецпошлину на ввоз продукции в размере 27 %, затем решением Коллегии от 15 октября 2013 г. № 223 ввела квоты на импорт зерноуборочных комбайнов и их модулей.
На введении защитной ставки ввозной таможенной пошлины государство не остановилось. В 2013 году была запущена федеральная программа субсидирования покупки сельхозмашин, рассчитанная до 2020 года. Согласно условиям программы, производители предоставляют сельхозпредприятиям 15 %-ую скидку на выпускаемую технику, а государство субсидирует эти расходы [7]. Интерес к программе есть, однако ажиотажа наблюдается. Возможные причины заключаются в следующем: во-первых, 90 % техники приобретается в лизинг и кредит. Во-вторых, механизм программы до конца не отлажен, что создаёт определенные трудности при её реализации. В-третьих, у регионов возникают сложности с получением и обслуживанием кредитов. Тем не менее, следует отметить, что за первые три месяца действия программы объём выданных скидок составил 225 млн. руб., что составляет порядка 10 % от общего бюджета программы на 2013 год (2,3 млрд. руб.).
Кроме того, в качестве государственной поддержки отечественных сельскохозяйственных производителей следует отметить разработку и принятие федеральной программы субсидирования производителей сельхозтехники с объемом финансирования 2,3 миллиарда рублей; разработка и принятие региональных подпрограмм по закупке сельскохозяйственного оборудования.
Начиная с 2011 г., по данным «Росагромаша», спрос на все импортные сельскохозяйственные машины падает. В частности, если в 2011 г. в Россию было ввезено из Германии сельхозтехники на сумму 831 млн. долл., то в 2012 г. - на 750 млн., в 2013 г. - на 678 млн. [6]. В 2014 г. импорт машин из ФРГ, также сократился и не превысил 550 млн. долл.
Размер квоты на 2014, 2015 и 2016 гг. для России - 424, 437 и 288 комбайнов соответственно. Однако уже в 2014 г. этот лимит оказался невостре-
146 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
бованным - за пять месяцев было ввезено 55 зерноуборочных комбайнов зарубежного производства, что позволило экспертам «Росагромаш» говорить о сокращении спроса на импортную технику. Но есть и еще одна причина - импортеры научились обходить ограничение.
Машины завозятся в частично разобранном, некомплектном виде. После пересечения таможенной границы, путем несложных отверточных операций, без специального производственного оборудования, они превращаются в полноценные зерноуборочные комбайны. Так, по данным ФТС России, только в январе-феврале 2014 г. на территорию РФ ввезено 54 зерноуборочных комбайна в частично разобранном виде на сумму 4,4 млн. долл. [6]. Данная ситуация складывается в результате желания иностранного производителя сельскохозяйственной техники сократить свои затраты на импорт сельскохозяйственных машин собственного производства.
Иностранные производители открыли свои филиалы по сборке зерноуборочных комбайнов в России, тем самым минимизировав свои затраты на импорт этих комбайнов. Потенциальным импортёрам сельскохозяйственной техники стало выгоднее ввозить комплектующие, на которые не предусматривались столь высокие таможенные пошлины. Поэтому, можно сделать вывод о том, что введение высокой ставки таможенной пошлины на зерноуборочные комбайны не привело к ожидаемым результатам, а именно, к снижению импорта данного вида сельскохозяйственной техники.
В то же время, с вступлением России в ВТО, иностранные компании, которые начали сборочные производства в России, из-за импортных пошлин могут переориентироваться на импорт техники, поскольку пошлина на ввоз готовой машины может оказаться ниже, чем на компоненты.
С другой стороны, мелкие крестьянские и фермерские хозяйства в условиях непростой экономической ситуации внутри страны и в мировой экономики, вводимых против России санкций, обращают внимание, ввиду дешевизны и одновременно комфортности, на покупку подержанной импортной техники, физически изношенной и требующей высоких затрат на поддержание работоспособности [9].
Эти риски сохраняются на фоне негативной статистики внутреннего рынка сельскохозяйственных машин, который в 2015 г. упал почти на 30-40 % по сравнению с прошлогодними показателями [5]. Рынок сельскохозяйственных машин характеризуется резким сокращением продаж многих моделей новых машин отечественного производства, бессистемной торговлей техникой и запасными частями, попытками формирования рынка машин по образцу западных стран, в том числе рынка подержанной сельскохозяйственной техники. Причина снижения продаж отечественной сельскохозяйственной техники заключается в том, что иностранные компании способны поставлять полные модельные ряды своей сельскохозяйственной техники, сопровождая ее фирменным сервисом, это выгодно отличает ведущие зарубежные фирмы от производителей сельскохозяйственной техники в России.
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями
147
Например, все отечественные заводы, выпускают всего лишь 16 модификаций тракторов по мощности двигателя, тогда как тракторы только фирмы John Deere имеют 34 модификации по этому параметру [1]. Именно поэтому деятельность зарубежных фирм на внешних рынках, в том числе отечественном, является вполне успешной.
Также отрицательно сказалась на рынке сельскохозяйственной техники в 2014 г. стагнация российской экономики (темп прироста составит 0,5-1,8 % в 2014-2015 гг.), замедление развития обрабатывающих производств (темп прироста составит 2 % в 2014-2015 гг.), значительный уровень кредиторской и просроченной кредиторской задолженностей сельхозпредприятий.
Таким образом, анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что развитие рынка сельхозтехники практически полностью зависит не только от существующих мер таможенного регулирования, предпринятых государством и направленных на защиту отечественного производителя сельскохозяйственной техники, но и от других мер государственной поддержки (например, различных государственных программ в области сельскохозяйственного машиностроения). Также, следует отметить, что нет разработанной и соответственно отлаженной системы поддержки отечественного производителя сельскохозяйственной техники, включающей в себя таможенное регулирование, государственное регулирование и частные инициативы в области сельскохозяйственного машиностроения. Так как рассчитывать только на одни меры таможенного регулирования бесполезно. На любую меру, предпринятую государством, иностранные производители со временем находят пути и обходят, придумывая новые, более изощрённые способы. Поэтому, очевидно, что при существующем регулировании данной отрасли в стране, интерес к российскому рынку со стороны иностранных производителей не ослабевает. Необходима системная реструктуризация национального рынка сельскохозяйственной техники, приведение его организационной структуры, институтов, количественных и качественных параметров в соответствие со стратегической задачей - технико-технологическим перевооружением сельскохозяйственного производства на инновационной основе. Первостепенное условие такой реструктуризации должно быть - наличие адекватной методологии его развития и регулирования [4].
Предлагаемые меры позволят повысить конкурентоспособность российского производителя сельскохозяйственной техники и повысить безопасность АПК в целом, в условиях понижения таможенных пошлин на импортируемую сельхозтехнику.
Список литературы:
1. Бахтеев Ю.Д. Рынок сельскохозяйственной техники: 08.00.05 / Бахте-ев, Юсеф Джафярович Рынок сельскохозяйственной техники (развитие, регулирование, оценка эффективности): дисс. ... доктора экономических наук: 08.00.05. - Москва, 2007. - 302 с. - РГБ ОД, 71:07-8/418.
148 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120.
3. Крах сельхозтехники ЕС в России? 29 августа 2014 г. По материалам СоюзМаш [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aspmedia24. ru/index.php/mashinostroenie/item/9547-krakh-selkhoztekhniki-es-v-rossii.
4. Негметзянов А.В. Оптимизация регионального рынка сельскохозяйственной техники: автореф. дис. ... канд. эконом. наук (08.00.05) / Негметзянов, Андрей Владимирович. - Ижевск, 2010. - 26 с.
5. Рыночная интеграция [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://agbz.ru/interviews/rynochnaya-integraciya.
6. Скопинцева. Е. Сельхозтехника из ЕС теряет конкурентоспособность [Электронный ресурс] // Экономика и жизнь. - 2014. - № 33 (9549). - Режим доступа: http://www.eg-online.ru/article/254739/.
7. Перспективы развития национальных агропродовольственных систем в условиях ВТО: Материалы международной научно-практической конференции. - Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ 2014. -390 с.
8. Пилипенко, Р.В. Развитие научно-методического аппарата формирования комплекса тарифных и нетарифных мер поддержки сельскохозяйственного машиностроения России: автореф. дисс. ... канд. эконом. наук (08.00.05) / Пилипенко, Роман Вячеславович. - Москва, 2008. - 28 с.
9. Чебыкина М.В., Усов Д.С. Импорт сельскохозяйственной техники: структура и регулирование [Электронный ресурс] // Вестник ОГУ. - 2008. -№ 10 (92): октябрь. - Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2008_10/12.pdf.
ГАРМОНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ: БАЛАНС ПРОМЫШЛЕННОЙ И ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ
© Рослякова Е.А.*
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск
В статье рассмотрены аспекты, характеризующие понятие сбалансированного сочетания промышленной и торговой политики фармацевтической отрасли. Основной идеей исследования, представленной в статье, является выявление не только баланса анализируемых компонентов, но и их такое соотношение, которое позволит фармацевтической отрасли развиваться, пополняя рынок новыми и новейшими лекарственными препаратами. Усиление позиции именно промышленной политики во многом предопределяет и изменяет уже существующий порядок реализации торговой политики. Так выход на новый производст-
Соискатель (специальность 08.00.05).