образом расширяя диапазон устойчивости всей системы предприятия. На этом этапе важно определить новые характеристики оргструктуры, которые будут максимально соответствовать условиям функционирования развития и позволят предприятию повысить эффективность своей деятельности.
3. Определение целей, стратегии и принципов адаптации, выбор методов ее проведения. Этот этап является итогом предыдущего блока работ и отражается в программе адаптации оргструктуры. При разработке целей адаптации следует также определить показатели их результативности, что позволит провести контроль и коррекцию адаптации оргструктуры в будущем.
4. Процесс внесения изменений в организационную структуру в соответствии с разработанной программой. Этот этап может потребовать проведения изменений в других подсистемах предприятия, так как его элементы взаимосвязаны с оргструктурой.
5. Оценка соответствия новой оргструктуры целевым показателям результативности, анализ отклонений и принятие решений по их корректировке.
Представленный алгоритм адаптации предусматривает цикличность его проведения. Периодичность анализа оргструктуры и ее адаптации зависит от удержания предприятием динамического равновесия во внешней среде и обеспечения его устойчивого развития.
Процесс совершенствования оргструктуры идет через накопление и разрешение противоречий между отдельными компонентами внутренней и внешней среды предприятия. Целью процесса преобразования организационной структуры является определение такого набора ее параметров, значение которых в совокупности создаст структуру, отвечающую новым требованиям
среды предприятия и приведет к желаемому состоянию предприятия.
1. Абалкин Л.И. Труды Вольного экономического общества России: избр. тр.: в 4 т. М.: Экономика, 2000.
2. Акофф Р. Акофф о менеджменте / пер. с англ. под ред. Л.А. Волковой. СПб.: Питер, 2002.
3. Богданов А.А. Тектология (всеобщая организационная наука). М.: Экономика, 1989. Кн. 2.
4. Бунич П.Г. Управление, экономические рычаги, хозрасчет. М.: Наука, 1976.
5. Гайдар Е.Т., Кошкин В.И. О структуре хозяйственного механизма // Экономические науки. 1979. № 7. С. 31 - 38.
6. Дафт Р.Л. Менеджмент. 6-е изд. СПб.: Питер, 2006.
7. Измалков С., Сонин К., Юдкевич М. Теория экономических механизмов // Вопросы теории. 2008. № 1. С. 4 - 26.
8. Кульман А.А. Экономические механизмы / пер с фр.; под общ. ред. Н.И. Хрусталевой. М.: Прогресс, 1993.
9. МаскинЭ.С. Конструирование экономических механизмов: как реализовать социальные цели: доклад к X Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества (г. Москва, 7 - 9 апреля 2009 г.) / пер. с англ. Ю.М. Яновской. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009.
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. 12-е изд. М.: Русский язык, 1978.
11. Постолова М.А., Грязнова Н.Л. Организация производства на предприятиях отрасли: курс лекций / Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. 2-е изд., перераб. и доп. Кемерово, 2008.
12. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: справочник / под ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2006.
13. Холл Р.Х. Организации, структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001.
14. Цыпкин Я.З. Адаптация и обучение в автоматических системах. М.: Наука, 1968.
15. иР1_: http://enc-dic.com/business.
удк 339.5 Инна Александровна Смирнова,
кандидат экономических наук, [email protected] доцент кафедры таможенного дела,
СГСЭУ
Вадим Сергеевич Круглое,
кандидат экономических наук, докторант кафедры таможенного дела,
СГСЭУ
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЙ
В статье рассматриваются основные проблемы развития отечественного промышленного экспорта в современных условиях развития международного разделения труда. Обоснована необходимость развития отечественного экспорта по пути увеличения доли промышленной продукции. Предложены основные направления стимулирования отечественного промышленного экспорта. Особый акцент сделан на таможенном регулировании. Выявлены и систематизированы наиболее характерные проблемы - технические, технологические, нормативные, организационные. В статье раскрывается возможность повышения эффективности внешнеторговой деятельности за счет сокращения различных издержек при выполнении таможенных операций, в частности за счет современной технологии декларирования и удаленного выпуска товаров.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, таможенное регулирование, экспорт, эффективность.
LA. Smirnova, V.S. Kruglov
CUSTOMS REGULATIONS AND PROMOTION OF FOREIN TRADE
The paper discusses the main challenges of the development of Russian industrial exports in modern conditions of the international division of labor. The necessity of the development of Russian exports by increasing the share of industrial products is stated. The authors suggest ways to stimulate Russian industrial exports, highlight the issues of customs regulations, identify and classify the most typical problems: technical, technological, regulatory, and organizational.
The paper presents possible ways to increase the efficiency of foreign trade by reducing various customs operations costs, and in particular through the modern technology of declaring and remote release of goods.
Keywords: foreign trade, customs regulation, export, efficiency.
В условиях глобализации международного экономического пространства и достигнутого уровня международного разделения труда одним из главных факторов успешного развития национальной экономики государства выступает степень его участия в международном обмене промышленной, в том числе высокотехнологичной и инновационной продукцией. Однако существующая структура отечественного экспорта далека от совершенства и характеризуется низкой долей готовой, особенно инновационной и высокотехнологичной, продукции; разница между долей промышленной продукции и сырьевыми продуктами в отечественном экспорте крайне велика и не сокращается на протяжении длительного периода.
Важными факторами развития внешнеэкономической деятельности (ВЭД) выступают таможенное регулирование и, что особенно важно, таможенная поддержка и содействие внешнеэкономической деятельности, в первую очередь отечественных хозяйствующих субъектов - экспортеров и импортеров.
Современные таможенные инструменты регулирования ориентированы на содействие развитию внешней торговли и созданию благоприятных инвестиционных условия для развития высокотехнологичных отраслей и инновационных производств (таблица). Для этого сегодня применяется широкий арсенал таможенных инструментов, значительно упрощающих таможенные операции при экспортно-импортных поставках: таможенные процедуры, упрощенные операции для уполномоченных экономических операторов, прогрессивные формы декларирования товаров и др.
Анализ внешнеторговой деятельности промышленных предприятий показал, что основными таможенными процедурами, используемыми предприятиями, являются процедуры экспорта (прямой продажи и вывоза в зарубежные страны) и импорта (выпуска для внутреннего потребления). На них приходится в среднем 98% всех оформленных таможенных деклараций. Мало используются таможенные процедуры временного ввоза, временного вывоза, таможенные процедуры переработки.
Применяя, например, таможенную процедуру переработки на таможенной территории, хозяйствующий субъект может использовать иностранные товары для переработки на территории Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан) и при этом будет освобожден от
уплаты таможенных (ввозных и вывозных) пошлин и налогов при условии, что конечные продукты переработки в итоге будут им вывезены с территории Таможенного союза в соответствии с процедурой экспорта.
Факторы таможенного регулирования ВЭД предприятий
Препятствующие развитию ВЭД предприятий Способствующие развитию ВЭД предприятий
Сложность таможенных процедур Переориентация работы таможенных органов на содействие развитию внешней торговли
Отсутствие у большинства предприятий элементарных знаний, касающихся таможенного декларирования экспортных товаров Формирование современной таможенной инфраструктуры, в том числе в регионах (таможенные посты, таможенные представители, таможенные склады, СВХ)
Сложность декларирования машинотехнической продукции, попадающей под экспортный контроль Разработка и внедрение таможенными органами современных форм и методов таможенного декларирования и контроля (система управления рисками, упрощенные процедуры, электронное декларирование)
Отсутствие развитой инфраструктуры внешнеэкономической деятельности Сокращение сроков и времени таможенного декларирования отдельной экспортной или импортной операции
Технологические, организационные и нормативные проблемы при использовании прогрессивных форм таможенного декларирования Создание Таможенного союза (Россия, Казахстан, Беларусь)
На практике отечественные предприятия не применяют данную процедуру для переработки или обработки товаров, изготовления новых товаров, в том числе монтажа или сборки. То есть промышленные предприятия слабо вовлечены в международную промышленную кооперацию и практически не используют возможности, предоставляемые современным таможенным законодательством, несмотря на возможный льготный характер подобных внешнеторговых операций.
Таким образом, очевидно, что промышленные предприятия не стремятся применять более сложные, но в
то же время более эффективные схемы осуществления внешнеэкономических, в том числе экспортных операций, несмотря на очевидную выгоду от внедрения подобных инновационных схем: срок действия разрешения на переработку значительно продлен; применяется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов при ввозе продукции для переработки; реализуется возможность применять в производстве экспортно-ориентированной продукции комплектующие или сырье иностранного производства на более льготных условиях по сравнению с обычным импортом и др.
Процедура переработки иностранной продукции на таможенной территории могла бы стать важным направлением и механизмом стимулирования и развития производственного и экспортного потенциалов отечественных предприятий машиностроения. Подобная процедура широко применяется во многих странах - торговых партнерах РФ. Главной целью этой таможенной процедуры является повышение экспортного потенциала отечественных производителей, поскольку применение ее дает возможность увеличить загрузку производственных мощностей российских предприятий, снизить цены на производимую продукцию, повысить ее качество и конкурентоспособность. Применение данной таможенной процедуры будет способствовать реализации экспортного потенциала предприятий, использование импортных комплектующих и компонентов в производстве экспортной продукции повысит ее качество и конкурентоспособность на внешнем рынке, а льготные условия по обложению таможенными пошлинами позволят снизить издержки.
Важным фактором управления экспортным потенциалом является наличие уникального импортного оборудования и присутствие в конечной продукции импортных комплектующих, узлов и компонентов. Здесь существенную роль приобретает фактор таможенного регулирования.
Применяя таможенную процедуру временного ввоза для импортного оборудования на условиях международного лизинга, отечественные предприятия также могут сделать существенный вклад в формирование собственного экспортного потенциала. Сегодня существует льготная и очень эффективная схема ввоза технологического оборудования для формирования основных производственных фондов отечественных предприятий: значительно продлен срок ввоза; применяется частичное освобождение от таможенных пошлин и налогов; при дальнейшем приобретении данного оборудования в собственность (по истечении срока международного лизинга) ввозные таможенные пошлины начисляются только на остаточную стоимость оборудования. Нами рекомендовано применять данную таможенную процедуру для формирования экспортного потенциал промышленного предприятия путем закупки современного инновационного оборудования за рубежом для формирования или модернизации производственных фондов.
Предлагаем применение следующих экономических таможенных процедур для развития экспортного потенциала предприятий машиностроения:
- процедуры выпуска для внутреннего потребления для ввоза технологического оборудования, аналогов
которого не производится в стране, с целью формирования или обновления основных производственных фондов, по нулевым или минимальным ставкам таможенных пошлин;
- процедуры временного ввоза для ввоза технологического оборудования на условиях международного лизинга в целях формирования или обновления основных производственных фондов, с условным полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и мер нетарифного регулирования;
- процедуры переработки на таможенной территории для ввоза зарубежного сырья, высококачественных компонентов и комплектующих для производства продукции на экспорт с условным полным освобождением от таможенных пошлин, налогов и мер нетарифного регулирования;
- процедуры переработки для внутреннего потребления для ввоза зарубежного сырья, высококачественных компонентов и комплектующих для производства продукции на внутренний рынок, с уплатой таможенных пошлин на уже переработанную готовую высокотехнологичную продукция по более низким ставкам, чем на сырье и комплектующие.
Применение данных мероприятий на практике приведет к повышению качества и конкурентоспособности конечной продукции, увеличению доли рынка и кооперационных связей с иностранными партнерами, увеличению объемов производства и экспорта. Реализация этих инструментов направлена на повышение экспортного потенциала предприятий машиностроительного комплекса, но требует систематического количественного анализа и прогноза развития экспорта продукции машиностроения, а также контроля за результатами и эффективностью применяемых мер.
Одним из инструментов таможенного регулирования и содействия ВЭД выступает использование передовых форм декларирования товаров и транспортных средств. Современные технологии декларирования в электронной форме позволяют достичь экономического эффекта, заключающегося в минимизации временных издержек предприятий - участников ВЭД, связанных с выпуском товаров, и финансовых затрат, связанных с хранением товаров на складах временного хранения и простоем транспортных средств.
Совершенствование технологии электронного декларирования товаров в условиях реализации концепции о переносе таможенного оформления на границу обусловило появление технологии удаленного выпуска товаров. В ее основе лежит принцип разделения таможенного оформления на документальный и фактический контроль, которые осуществляют различные таможенные органы. Должностное лицо внутреннего таможенного органа, в который подается электронная декларация на товары, обрабатывает документы и сведения, заявленные в ней, в то время как должностное лицо приграничного таможенного органа выполняет контроль транспортных средств, товаросопроводительных документов и при необходимости самих товаров.
На сегодняшний день технологию удаленного выпуска применяют промышленные предприятия всех регионов, и с каждым днем их число растет. Технология удаленного выпуска товаров позволяет сократить поток грузового
автотранспорта, следующего в крупные города, уменьшить документооборот при таможенном оформлении и контроле. Таким образом, оптимизируется транспортная логистика и нагрузка на таможенные органы, сокращаются финансовые расходы участников ВЭД.
Однако новые технологии имеют не только позитивные стороны, связанные с оптимизацией и прозрачностью взаимодействия таможни и предприятий - участников ВЭД, но и проблемные места, которые препятствуют переходу многих предприятий на применение современных технологий. Наиболее характерные из них -технические, технологические, нормативные, организационные проблемы.
Технические проблемы заключаются в сбоях в работе программного обеспечения и каналов связи, ошибках в альбомах форматов электронных форм документов, необходимости доработки программных средств ЕАИС в части организации электронного документооборота при таможенном оформлении.
Технологические трудности возникают из-за недостаточной адаптированности системы управления рисками при применении электронных форм предоставления документов и взаимодействия с участниками ВЭД, требующей во многих случаях предоставления бумажных документов; отсутствия единой базы разрешительных документов иных контролирующих органов.
Нормативные сложности говорят о необходимости переработки нормативно-правовой базы в расчете на безбумажное взаимодействие между участником ВЭД и таможней, а также иными контролирующими органами при совершении таможенных операций; о регламентировании действий должностных лиц таможенного контроля при обнаружении нарушений таможенного законодательства с использованием электронных документов.
Организационные трудности связаны: с недостаточно развитой сетью и пропускной способностью приграничных складов временного хранения; психологическими аспектами работы должностных лиц таможенных органов и предприятий-декларантов при осуществлении декларирования и проверки таможенной декларации в условиях отсутствия бумажных документов; ведением конъюнктурной ценовой политики со стороны владельцев приграничных складов временного хранения.
Одной из проблем, требующих решения на высшем таможенном уровне, является необходимость перестройки системы управления рисками применительно к технологиям интернет-декларирования и удаленного выпуска. Достаточное число профилей риска содержат в себе указание (как меру по минимизации рисков) на необходимость запроса дополнительных документов и сведений либо их проверки. При этом данная мера на практике реализуется таможенными органами как необходимость предоставления документов на бумажных
носителях, которая во многих случаях является одной из главных причин, не позволяющих завершить полностью электронное оформление или побуждающих участника ВЭД отказываться от него еще на этапе выбора формы декларирования. Поэтому требуется пересмотр действующих профилей рисков с учетом необходимости их автоматизации и адаптации к практическому применению в технологиях интернет-декларирования и удаленного выпуска. Необходимо повысить стабильность работы программного обеспечения и каналов связи, развить электронный документооборот, создать единую электронную базу разрешительных документов других контролирующих органов, повысить пропускную способность и техническую оснащенность приграничных складов временного хранения, в частности распространить электронную систему складского учета.
Устранение выявленных недостатков и активные разъяснительные мероприятия об особенностях и преимуществах применения современных таможенных инструментов, в частности электронного декларирования и удаленного выпуска, будут способствовать развитию и повышению эффективности внешнеторговых операций предприятий.
1. Ермилов И.С., Порошин Ю.Б. Повышение качества таможенных услуг. Саратов: КУБиК, 2011.
2. Ершов А.Д. Формирование таможенных услуг во внешнеэкономической деятельности // Ученые записки. 2005. № 1 (23). иР1_: http://tam-zap.ru/n_1_23_2005/Ershov.htm.
3. Кащеев В.В., Порошин Ю.Б. Совершенствование организации и управления внешнеторговой деятельностью промышленного предприятия. Саратов: СГСЭУ, 2003.
4. Круглов В.С. Перспективы расширения отечественного экспорта готовой продукции на мировые рынки // Вестник СГСЭУ. 2010. № 5 (34). С. 54 - 56.
5. Некрасов В.А. Диверсификация таможенно-тарифной политики России // ЭКО. 2009. № 3. С. 156 - 161.
6. Непесов Д.А. Развитие экспортного потенциала российского машиностроения // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. № 6. С. 60 - 66.
7. Порошин Ю.Б. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: развитие, управление и таможенное регулирование. Саратов: СГСЭУ, 2004.
8. Порошин Ю.Б, Круглов В.С. Развитие приграничного сотрудничества как фактор стимулирование внешнеэкономической деятельности и российского экспорта // Вестник СГСЭУ. 2009. № 5 (29).
9. Порошин Ю.Б, Круглов В.С. Промышленный экспорт в условиях глобализации. Саратов: СГСЭУ, 2009.
10. Порошин Ю.Б, Ягубов Ш.Р. Формирование механизма адаптивного управления внешнеэкономической деятельностью. Саратов: Наука, 2009.
11. Русаков И.А. Развитие экспортного потенциала промышленных предприятий. Саратов: Наука, 2011.
12. Таможенный кодекс Таможенного союза. М.: Эксмо, 2010.