Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕАЭС В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕАЭС В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
890
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / интеграция / таможенно-тарифное регулирование / Eurasian Economic Union / integration / customs and tariff regulation
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕАЭС В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Давыденко Е.В?

к.э.н., доцент Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения

Колесникова Т.В.2

к.э.н., доцент Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕАЭС В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ключевые слова: ЕАЭС, интеграция, таможенно-тарифное регулирование.

Keywords: Eurasian Economic Union, integration, customs and tariff regulation.

Одной из ведущих тенденций развития мировой экономики, несмотря на условия пандемии коронавирусной инфекции, деглобализации и усиления протекционизма, является активизация интеграционных процессов. Интеграционные процессы способствуют повышению конкурентоспособности национальных экономик, созданию условий для стабильного экономического роста и повышения уровня благосостояния входящих в интеграционную группировку государств. В контексте пандемии, стоит согласиться с тезисом государственного секретаря Союзного государства Г. Рапоты «Чем сложнее ситуация, тем интенсивнее должна быть работа по поиску путей сближения и консолидации любых существующих сообществ» и профессора МГИМО А. Стоппе «Роль интеграционных объединений существенно повышается в эпоху непредсказуемости и турбулентности, потому что их политика более предсказуема в силу кон-

3

сенсусности принимаемых в их рамках решений, нежели даже политика отдельных их членов» .

Примером наиболее значимой интеграционной группировки на территории евразийского пространства является Евразийский экономический союз (ЕАЭС), сформированный на базе Евразийского экономического сообщества (Ев-рАзЭС) и действующий с 1 января 2015 года4. Целью настоящей статьи является рассмотрение проблем и перспектив таможенно-тарифного регулирования ЕАЭС в условиях углубления интеграционного процесса.

Неотъемлемым признаком «качественных» интеграционных процессов служит их постепенность, что наглядным образом проявляется на примере ЕАЭС. В табл. 1 прослежена история развития интеграционного процесса на территории евразийского пространства. В таблице показано, что по мере углубления интеграции и продвижения от одной стадии интеграционного процесса к другой происходит формирование единого экономического пространства, образование наднациональных органов, идет гармонизация и унификация норм законодательства, в том числе таможенно-тарифного.

Таблица 1

Этапы интеграционных процессов на территории евразийского пространства5

Ключевые даты Событие Государства-участницы

январь 1995 года Соглашение о создании Таможенного союза Россия, Белоруссия, Казахстан

26 февраля 1999 года Договор о создании Таможенного союза Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан

2000 год Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан

2003 год Соглашение о формировании Единого экономического пространства Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан

6 октября 2007 года Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза Россия, Белоруссия, Казахстан

январь 2010 год Таможенный союз начинает работу Россия, Белоруссия, Казахстан

июль 2010 год Таможенный Кодекс Таможенного Союза Россия, Белоруссия, Казахстан

2014 год Договор о создании ЕАЭС Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения (с 2015 года)

2018 год Таможенный Кодекс ЕАЭС Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения

1 Профессиональные интересы: зарубежное инвестирование, Россия и Китай в мировой экономической системе, международное инновационное предпринимательство, ЕАЭС. E-mail: davvas@mail.ru

2 Профессиональные интересы: международная конкурентоспособность экономики Китая, российско-китайские экономические отношения, «Один пояс, один путь», налогово-бюджетное регулирование, ЕАЭС. kolesnikova-tv@mail.ru

3 Роль интеграционных объединений существенно повышается в эпоху непредсказуемости и турбулентности. - https://www. postkomsg.com/activities/events/226361/

4 Евразийский экономический союз. - www.eaeunion.org

5 Составлено на основе: История создания и развития ЕАЭС: от ЕврАзЭС через ТС и ЕЭП / Агентство РСТ 23.04.2019. -https://www.rctest.ru/news/istoriya-sozdaniya-i-razvitiya-eaes-ot-evrazes-cherez-ts-i-eep.html

С самого начала интеграционных процессов на территории бывшего СССР основная идея интеграции виделась не только в создании зоны свободной торговли и таможенного союза, но и в реализации более глубоких форм интеграционного объединения. Соответственно формирование и развитие Таможенного союза на постсоветском пространстве постепенно встраивалось в формат более тесной интеграции. Так, 6 октября 2007 года на базе ЕврАзЭС (предполагающего закрепление принципа «четырех свобод» - свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, что соответствует такому этапу интеграции как общий рынок) была сформирована единая таможенная территория и создан Таможенный союз, а также образован наднациональный орган - Комиссия Таможенного союза. С 2010 года Таможенный союз начал свою работу и был введен в действие единый Таможенный кодекс для государств-членов Союза - Таможенный кодекс Таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана1. С июля 2011 года таможенный контроль сохранился лишь на внешних границах Союза, таким образом идею Таможенного союза можно считать реализованной в полной мере.

В 2012 году Комиссия Таможенного союза была упразднена, а ее функции перешли к созданной тогда же Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Создание ЕАЭС предопределило необходимость внесения изменений в существующую архитектуру интеграционной документации. 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный Кодекс ЕАЭС2, тем самым отменив предыдущую редакцию. Соответственно, в настоящее время применительно к ЕАЭС, можно говорить о существовании ЕАЭС как общего экономического союза и Таможенного союза ЕАЭС. Следовательно, все государства, которые вступают в ЕАЭС, автоматически вступают в Таможенный Союз ЕАЭС. На сегодняшний день в состав ЕАЭС входят пять государств: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия.

Таможенный союз как этап интеграции имеет ключевой целью развитие экономики государств-членов за счет улучшения условий торговли путем формирования единого таможенного пространства, отмены внутренних таможенных пошлин, проведения единой таможенной политики по отношению к третьим странам. Таким образом, эффективность функционирования Таможенного союза ЕАЭС и таможенно-тарифного регулирования на практике должна подтверждаться конкретными цифрами. По данным табл. 2 за период 2015-2019 годы можно проследить снижение темпов роста взаимной торговли ЕАЭС как по ЕАЭС в целом, так и по отдельным государствам-членам, что можно объяснить уменьшением первоначального эффекта от интеграции, преобладающим значением внешней торговли для ряда государств-членов ЕАЭС по отношению к взаимной торговле, существующими проблемами унификации таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС. В 2020 году ситуация немного изменилась - внешняя торговля ЕАЭС падала быстрее, чем внутренняя, что говорит о том, что в кризисных условиях страны переориентировались на ЕАЭС как «островок стабильности». Например, в январе-июне 2020 года взаимная торговля ЕАЭС сократилась на 14,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом внешняя торговля ЕАЭС за этот же период упала на 16,2%3. На наш взгляд, устранение проблем в таможенно-тарифном регулировании ЕАЭС, имплементация всеми государствами-членами ЕАЭС новых таможенных инструментов и унификация практики применения данных инструментов будут способствовать росту темпов взаимной торговли, потенциал которой еще не исчерпан.

Таблица 2

Темпы роста взаимной торговли ЕАЭС в 2015-2019 гг. (в процентах к предыдущему году)4

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Россия 78,1 93,0 129,4 112,3 96,7

Беларусь 68,0 103,4 119,9 102,1 99,7

Казахстан 71,6 76,8 133,9 114,9 100,2

Армения 79,1 153,7 145,0 120,6 108,4

Кыргызстан 64,3 109,0 121,1 118,3 97,8

ЕАЭС 74,6 94,2 127,4 110,1 97,3

Несмотря на существующие проблемы в таможенно-тарифном регулировании, интеграционные процессы в ЕАЭС продолжают развиваться. В мае 2020 года Высший Евразийский Экономический Союз в целом одобрил Стратегию развития евразийской экономической интеграции на период 2020-2025 гг. - важный документ, устанавливающий основные ориентиры интеграционного развития ЕАЭС на ближайшие пять лет - с необходимостью внесения в него доработок5. Особое внимание в документе уделяется вопросам завершения формирования общих рынков без барьеров, изъятий и ограничений, формированию института цифровой таможни и цифровой трансформации таможенного администрирования. Стратегия развития евразийской экономической интеграции до 2025 года по таможенному направлению включает в себя такие вопросы как совершенствование Таможенного Кодекса ЕАЭС, унификация электронного документооборота, обеспечение единых стандартов таможенных операций и проведения таможенного

1 Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17). -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94890/

2 «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/

3 Шустов А. Евразийская «пятерка» оказалась вполне устойчивой к кризису // Ритм Евразии 26.09.2020. -https://www.ritmeurasia.org/news--2020-09-26--evrazijskaja-pjaterka-okazalas-vpolne-ustojchivoj-k-krizisu-51077

4 Составлено на основе: Статистика внешней и взаимной торговли товарами / Евразийская экономическая комиссия. -http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_macroec/dep_stat/tradestat/Pages/default.aspx

5 ВЕИС в целом одобрил Стратегию развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. 19.05.2020. - www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/19-05-2020-3.aspx

контроля. Среди неурегулированных вопросов Стратегии развития евразийской экономической интеграции до 2025 года выделяются своей остротой тарифы на транзит газа, некоторые политические аспекты Стратегии, например, расширение полномочий ЕЭК, расширение наднационального регулирования и др.1

Сложным и актуальным вопросом в рамках ЕАЭС можно назвать необходимость повышения эффективности технического и таможенного регулирования. В частности, в последнее время уделяется повышенное внимание им-плементации странами ЕАЭС Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли. Данное соглашение встроено в Таможенный Кодекс ЕАЭС, тем не менее, с учетом переходных периодов для отдельных государств-членов не всегда внедрение положений Соглашения проходит гладко. Достоинство данного Соглашения состоит в том, что оно предусматривает использование наиболее прогрессивных и эффективных на сегодняшний день инструментов таможенного регулирования, в частности развитие института уполномоченного экономического оператора, системы управления рисками для целей таможенного контроля, предварительных решений по классификации товаров, сокращения сроков выпуска товаров и др.

Таким образом, Таможенный Кодекс ЕАЭС будет подвергаться изменениям, связанным с учетом современных достижений международного опыта таможенного регулирования, решений ВТО, которые носят обязательный характер для стран-членов ВТО.

Применительно к теме исследования нельзя не отметить вероятность расширения Евразийского экономического союза путем присоединения стран к данной интеграционной группировке. Процедурно вступление любого государства в ЕАЭС возможно в соответствии со статьей 108 Договора о ЕАЭС2, а детали данного процесса оговорены в Порядке принятия в ЕАЭС новых членов и прекращения членства в ЕАЭС3. Кандидатом на вступление в Союз можно считать Молдавию, являющуюся наблюдателем при ЕАЭС с мая 2018 г.4 Дальнейшее взаимодействие этой страны и Союза зависит как от позиции ЕАЭС, так и от вектора внешнеэкономического и политического развития Молдавии при избранном в ноябре 2020 г. президенте.

Заинтересованность в участии в Евразийском экономическом союзе проявляется со стороны Узбекистана, подавшего заявку о получении статуса наблюдателя. Для Узбекистана рынок ЕАЭС имеет важное значение: 30% внешней торговли страны приходится на страны Союза, причем товарооборот со странами ЕАЭС увеличился на 60% за 4 года с 2016 по 2019 гг. и составил 8,4 млрд. долл.5. Присоединение Узбекистана к Всемирной Торговой Организа-ции6, а также статус наблюдателя, сближение необходимых норм законодательства в аспекте таможенно-тарифного регулирования, движения трудовых ресурсов, услуг и капиталов могут привести в дальнейшем к включению этой страны в ЕАЭС при определении взаимного выигрыша всех участников. При реализации данного сценария несомненным плюсом будет отсутствие торговых барьеров и присоединение к общему рынку труда, что может способствовать сокращению безработицы в Узбекистане.

Кроме того, существуют и перспективы вступления Азербайджана7 и Таджикистана8 в ЕАЭС. Однако с учетом геополитических и экономических разногласий, членство этих государств в ЕАЭС представляется более отдаленной перспективой.

Вместе с тем, обращая внимание на интерес ряда стран к участию в Евразийском экономическом союзе, следует подчеркнуть необходимость проведения полноценного анализа потенциальных положительных и отрицательных результатов расширения интеграционного объединения в контексте таможенно-тарифного регулирования как для действующих членов ЕАЭС, так и для государств-кандидатов. Усиление интеграционных процессов, отражающееся в унификации отдельных сторон экономического законодательства и мер регулирования движения товаров, услуг, рабочей силы и инвестиционных потоков, осуществляемое на сегодняшний день в ЕАЭС, требует взвешенного подхода к расширению Союза, построенного на глубоком анализе, и учитывающего долгосрочные цели развития Евразийского экономического союза.

1 ЕАЭС сошелся на противоречиях // Коммерсант. - М., 2020. - № 87, 20 мая. - https://www.kommersant.ru/doc/4349312

2 Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018). -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/

3 Порядок принятия в Евразийский экономический союз новых членов и прекращения членства в Евразийском экономическом союзе (утвержден Решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. № 25). - https://docs. eaeunion.org/docs/ru-ru/0128760/scd_19102015_25_doc.pdf

4 Отношения Молдовы и ЕАЭС: каковы перспективы сотрудничества. - https://ru.sputnik.md/economics/20200605/30491034/ otnosheniya-moldova-eaes-kakovy-perspektivy-sotrudnichestva.html

5 ЕЭК рассмотрела просьбу Узбекистана о получении статуса наблюдателя при ЕАЭС. - https://uz.sputniknews.ru/ economy/20200905/14914508/EEK-rassmotrela-prosbu-Uzbekistana-o-poluchenii-statusa-nablyudatelya-pri-EAES.html

6 Узбекистан возобновил встречи по ВТО. - https://www.gazeta.uz/ru/2020/07/08/wto/

7 Какие выгоды может дать Азербайджану вступление в ЕАЭС. - https://az.sputniknews.ru/expert/20200504/423818125/ azerbaijan-eaes-soyuz-russia-belarus.html

8 Позиция Таджикистана по вступлению в ЕАЭС не изменилась, - МИД. - http://avesta.tj/2020/02/19/pozitsiya-tadzhikistana-po-vstupleniyu-v-eaes-ne-izmenilas-mid/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.