Научная статья на тему 'Таможенная служба Германии в период правления национал-социалистов'

Таможенная служба Германии в период правления национал-социалистов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
365
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГИММЛЕР / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 1939 ГОДА / CUSTOMS ADMINISTRATION / HIMMLER / LEGISLATION OF 1939

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Кирилл Евгеньевич

В статье рассмотрено, каким образом немецкому Таможенному управлению в тяжелейших условиях национал-социалистической диктатуры удалось не только сохранить ведомственную самостоятельность, но и окончательно сформировать в 1939 году принципиально новую концепцию таможенного дела, заложившую основы государственного регулирования хозяйственной жизни страны путем взимания пошлин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS SERVICE OF GERMANY IN THE PERIOD OF THE NATIONAL SOCIALISTS REGIMENT

The article discusses how the German customs administration in the extreme conditions of the National Socialist dictatorship not only succeed to maintain the departmental autonomy, but also to form finally in 1939 a new concept of customs affairs, laid the basis for state regulation of economic life of the country by levying of duties

Текст научной работы на тему «Таможенная служба Германии в период правления национал-социалистов»

УДК 93/94

ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА ГЕРМАНИИ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТОВ

Иванов К.Е.

В статье рассмотрено, каким образом немецкому Таможенному управлению в тяжелейших условиях национал-социалистической диктатуры удалось не только сохранить ведомственную самостоятельность, но и окончательно сформировать в 1939 году принципиально новую концепцию таможенного дела, заложившую основы государственного регулирования хозяйственной жизни страны путем взимания пошлин

The article discusses how the German customs administration in the extreme conditions of the National Socialist dictatorship not only was able to maintain the departmental autonomy, but also to form finally in 1939 a new concept of customs affairs, laid the basis for state regulation of economic life of the country by levying of duties

Ключевые слова: Таможенное управление; Гиммлер; Законодательство 1939 года Keywords: customs administration; Himmler; legislation of 1939

Придя к власти, национал-социалисты сразу же проявили желание унифицировать, согласно своим принципам, управление таможенной системой1. После выхода Германии из Лиги наций в постоянно возрастающей степени стала меняться структура отношений Рейха к иностранным государствам. При все возрастающей изоляции Германии от внешнего мира в ее политических структурах все сильнее культивировались полицейские и охранительные функции. Это касалось условий как на границе, так и внутри страны. На границе ужесточился контроль за личным передвижением и провозом «враждебных государству материалов» (шпионского снаряжения, нежелательных печатных изданий, материалов «коммунистической пропаганды» и т.п.). Это имело большое влияние на развитие событий в германском Таможенном управлении и привело к жесткому столкновению со структурой СС вообще и с Г. Гиммлером и Р. Гейдрихом в частности. Именно Гиммлеру как Государственному секретарю имперского Министерства внутренних дел и Гейдриху как его советнику и заместителю был поручен контроль за таможенной системой. Они использовали изменения в режиме охраны границы в противовес имперскому Министерству финансов с целью передачи полиции руководящей роли на внешних рубежах страны. Вызвано это было, естественно, не настоятельной деловой необходимостью. Гиммлер уже тогда поставил себе

1 Helbig Oskar. Die Zollverwaltung im System und in der Geschichte der deutschen Finanzverwaltung // ZfZ. 1949. S. 231.

3

W

Ж

га

З

О

га

о

а

Т ч s га У

з

А

задачу всемерного расширения власти СС в Германии как в законодательной области, так и в чисто силовых аспектах (численность личного состава, вооружение и т.д.). Таким образом, создавалась организация, которая могла в случае необходимости с успехом выступить против вермахта. После того, как под командование Гиммлера кроме СС была поставлена вся германская полиция, он начал стремиться подчинить себе также вооруженные формирования гражданских управлений. Это ему сравнительно легко удалось в области охраны вокзалов и почт. Последним бастионом оставалось Таможенное управление, которое имело тогда 15000 опытных дисциплинированных солдат и большое количество вспомогательного персонала2, что делало его для Гиммлера особо ценным приобретением. Таможенное управление, таким образом, оказалось в очень тяжелом положении по мере усиления требований Гиммлера о полном его устранении с границы. Таможенники, естественно, не хотели после 100-летнего накопления знаний и опыта все обязанности в области таможенного досмотра, экономики и валютной политики передавать в другое управление, совершенно незнакомое с этими вопросами3. С другой стороны, они не могли не признать, что новые задачи по ужесточению охраны границы требовали специальных полицейских знаний. Таким образом, существовало две возможности решения этой проблемы: или Таможенное управление остается ведущей силой на границе и берет на себя функции полиции на пограничных пунктах и в зеленой зоне, или, наоборот, полиция становится главной и принимает на себя, по крайней мере в зеленой зоне, задачи Таможенного управления. Наличие на границе двух работающих рядом управлений с аналогичными задачами было нереально как исходя из практических соображений, так и по причине нехватки бюджетных средств4. После тщательного изучения проблемы, Таможенное управление подняло вопрос о сохранении своей ведущей роли на границе. Действительно, после объективной оценки можно сказать, что было бы легче и правильнее поручить выполнение полицейских функций управлению, которое в течение долгих лет имело дело со всеми труднейшими вопросами пограничного контроля (обстоятельный личный контроль, контроль за товарами в самых разнообразных проявлениях и т.д.). Это казалось гораздо лучше, чем обучать практически с нуля совершенно неопытные в пограничных делах полицейские кадры и поручать им весь объем задач совсем непростого аппарата Таможенного управления. Кроме того, существовал еще один момент, который повлиял на позицию таможенников: многие влиятельные и дальновидные чины Таможенного управления хорошо видели, что уже с первых лет захвата национал-социалистами государственной власти, в стране начала складываться система партийной

2 Jancke. Die Organisation der Zollverwaltung // ZfZ. 1951. S. 97, 130.

3 Там же.

4 Eulitz Walter. Geschichte des Zollgrenzdienstes. Bonn, 1968. 230 Ученые записки СПб филиала РТА № 2 (50) 2014

диктатуры, на службу которой был поставлен мощный военно-полицейский аппарат. Эти люди старались сохранить Таможенное управление как государственный аппарат власти, не связанный с партией, то есть иметь в стране функционирующее только на основании закона звено власти, которое к тому же было укомплектовано хорошо подготовленным, обученным всем тонкостям пограничной службы персоналом. Вермахт также был заинтересован в сохранении прежнего статуса Таможенного управления, ибо для него была абсолютно неприемлемой ситуация, при которой СС получало почти 15000 опытных вооруженных солдат.

Таким образом, дело касалось вопросов большой политической важности. Руководителям Таможенного управления было совершенно ясно, что если у них будет отнята функция охраны границ, то это равносильно началу конца, и, рано или поздно, исчезнут все другие направления деятельности управления5.

В результате все открытые и завуалированные попытки Гиммлера взять на себя охрану границы были отклонены в вежливой, но достаточно определенной форме. При этом было отмечено, что Таможенное управление готово взять на себя любую, желаемую СС и гестапо, полицейскую функцию и основательно обучить свой персонал в этой области при содействии полиции, а также предпринять любое, желаемое полицией, усиление пограничного состава. Гиммлер в тот момент пока не решился открыто выступить против Таможенного управления, и ему ничего не оставалось, кроме как следовать его предложениям. Служащие пограничной таможни начали проходить интенсивную подготовку, связанную с задачами пограничной полиции, частично в своих школах, частично на полицейских курсах. Новые задачи были приняты таможенниками с пониманием, без каких-либо промедлений и претензий6. К важнейшим из этих задач и в качественном и в количественном выражении относилась проверка документов, дающих право на пересечение границы, особенно паспортный контроль. Для развития этого направления Таможенное управление специально пригласило на преподавательскую работу дипломированных химиков, прошедших специальную криминалистическую подготовку. В результате во время проверки новых навыков даже специально назначенный гестапо криминалист признал, что пограничники стали прямо-таки специалистами в деле разоблачения фальшивых паспортов. Все эти межведомственные контакты отражены в служебной переписке тех лет между Вильгельмсплатц (имперским Министерством) и Принц-Альбертштрассе (гестапо), по которой можно сделать вывод, что проходили они в основном

5 Mitze Rudolf. Der Kampf der Zollverwaltung gegen Himmler und Heydrich // ZfZ. 1951. S. 234, 250, 260, 280.

6 Там же.

без особых трений7. Со стороны казалось, что в отношениях между Таможенным управлением и СС/гестапо в 1933-1936 годах царило достаточное спокойствие.

Конечно, Гиммлер и Гейдрих не были удовлетворены этим внешним замирением и ни в коей мере не отказались от осуществления своих планов. Началась тайная операция по дискредитации Таможенного управления в глазах Гитлера и других партийных авторитетов. Деятельностью управления тогда руководил министерский директор Эрнст (в качестве начальника таможенного отдела) - достаточно деятельный, умный и бесстрашный человек. Важнейшие организационные и реферативные функции Таможенного отдела в Министерстве принял в 1936 году доктор Рудольф Митце. Он отмечал, что внешне «...все казалось спокойным, необходимые переговоры с участвовавшими в делах со стороны службы безопасности референтами проходили без трений и даже частично в предупредительной форме»8. Но внезапно с границы стали поступать сообщения о довольно странных вещах. Главные таможенные службы и областные таможенные комиссары стали все чаще сообщать о частично официальных, частично тайных посещениях границы руководителями СС более или менее высокого ранга. Они открыто или в замаскированной форме пытались выяснить вопросы, относящиеся к охране границы, особенно численность персонала, его местонахождение, вид служебной деятельности, вооружение и т.п. Попутно проявлялся интерес к конкретным местным условиям по переходу границы. Главную роль здесь играл обергруппенфюрер СС Крюгер, который со своим штабом постоянно появлялся на разных участках границы. Официальные запросы на Принц-Альбертштрассе о целях и задачах этих посещений закончились, естественно, безрезультатно. Однако таможенные служащие на границе оказались готовы к такому повороту событий. Хотя Министерство финансов по понятным причинам не могло в открытой форме или даже в завуалированном виде указать на угрожавшую опасность, но слухи о намерениях СС и гестапо в более или менее значительном объеме постоянно просачивались на пограничные посты. Доктор Митце и его сотрудники во время своих частых и длительных поездок на границу пытались принять меры против все более явственно надвигавшейся опасности. Это делалось путем неофициального устного инструктажа руководителей и референтов пограничных служб о намерениях СС и его методах: давались указания о линии поведения и предупреждения о серьезности положения. Министерский директор Эрнст был, естественно, полностью в курсе всех происходящих событий. Он постоянно информировал с помощью служебных записок и устных докладов советника Министерства финансов графа Шверин фон Крозига, который проявлял к этим

7 Там же.

8 Там же.

делам вполне понятный исключительный интерес. Фон Крозиг опасался, что удаление с границы Таможенного управления станет прологом наступления на все финансовое ведомство и пытался отвести эту опасность9. Однако попытки вынудить Гиммлера к объяснению ни к чему не привели: он постоянно ускользал от серьезного разговора под каким-нибудь предлогом, что было верным признаком грядущих неприятностей. Постоянно получал информацию и вермахт, который по-прежнему оставался союзником Таможенного управления в деле сохранения границ под юрисдикцией последнего.

При наличии явной угрозы Таможенное управление начало на границах ответную оборонительную акцию, в которой участвовали все его служащие - от представителей службы и областных таможенных комиссаров до пограничников. Они не только скорейшим образом информировали Центр обо всех полученных сведениях, но и постоянно срывали проверочные рейды СС: уходили от неудобных вопросов, давали неясные и часто ложные сведения, запутывая чиновников из СС. Некоторые сотрудники подслушивали разговоры проверяющих об организации на границе новых постов СС, кое-кто умудрился скопировать оперативные карты, на которых эти посты уже были обозначены. Приходила некоторая информация и непосредственно с Принц-Альбертштрассе. Во время поездок доктора Митце на границу часто упоминается сопровождавший его сотрудник криминальной службы гестапо (фамилию выяснить не удалось). Он был приглашен для инспекции выполнения полицейских задач таможенниками на границе. Этот человек был сотрудником криминальной полиции старой школы Веймарской республики и, по-видимому, противником национал-социализма, оказавшимся не по своей воле, а в силу своей профессии в структуре гестапо. Он совершенно сознательно передавал таможенникам ценные секретные сведения, представлявшие для них огромный интерес (известно, что впоследствии этот человек покончил жизнь самоубийством)10. Благодаря этой помощи, Таможенное управление имело преимущество в борьбе с Гиммлером в 1936 году и зимой 1936-1937 годов, которые прошли в постоянной игре в прятки. Таможенники умудрились даже организовать специальную полевую разведывательную службу в районах постов СС. Однако напряжение в Министерстве финансов не спадало, прежде всего, потому, что СС имело верную козырную карту -Гиммлер имел постоянный открытый доступ к Гитлеру, в то время как такая возможность для Шверин фон Крозига была полностью исключена. Было ясно, что Таможенному управлению не миновать тяжелого удара, который и был нанесен в марте 1937 года.

9 Jancke. Die Organisation der Zollverwaltung // ZfZ. 1951. S. 97, 130.

10 Mitze Rudolf. Der Kampf der Zollverwaltung gegen Himmler und Heydrich // ZfZ. 1951. S. 234, 250, 260, 280.

Все началось с того, что внезапно умер начальник Таможенного управления - министерский директор Эрнст. Это была более чем странная смерть, позволяющая предполагать причастность к ней гестапо11. Иначе трудно объяснить начавшуюся сразу после его смерти подготовленную и организованную атаку Гиммлера на Таможенное управление. Эти события сыграли настолько важную, практически решающую роль в дальнейшей судьбе немецкой таможенной системы, что следует рассказать о них подробно.

19 марта в Министерстве финансов была получена депеша президент-министра Пруссии Германа Геринга. В ней сообщалось, что почти все имперские министры, в том числе и Министерства финансов, приглашались на так называемое руководящее совещание под председательством Геринга 22 марта. Очень короткое время, данное для подготовки, сразу вызвало подозрение Таможенного управления. Совещание имело тему «Государственная безопасность и охрана границ» и должно было состояться в здании прусского государственного Министерства. Сообщение о совещании поставило таможенников в чрезвычайно тяжелое положение12. Главный координатор Управления, державший в своих руках все информационные нити, был мертв. Граф Шверин фон Крозиг, который также был в курсе дел и постоянно изучал многочисленные материалы по охране границ, с подозрительной поспешностью уехал в срочную командировку, как раз во время важнейшего для его Управления совещания с таким широким представительством. Сейчас можно предположить, что он просто самоустранился от участия в этом собрании и пустил все на самотек. Несомненно, здесь имело место давление со стороны Гиммлера, и фон Крозиг побоялся нажить себе смертельных врагов в лице СС и гестапо. Депешу Геринга он переслал государственному секретарю Райнхардту с поручением представительствовать на совещании от его лица. Райнхардту о таможенных делах было вообще ничего неизвестно, что не являлось его виной, так как до сих пор он занимался другими задачами, а раздел «охрана границ» оставался в ведении самого министра. Райнхардт сразу же дал задание доктору Митце срочно подготовить справку со всеми важнейшими фактами и цифрами и ознакомить его с ней. Однако основательно информировать генерального секретаря в течение такого короткого промежутка времени и подготовить его ко всем возможным неожиданностям было практически невозможно из-за огромного объема материала. Гиммлер и Гейдрих сумели захватить врасплох функционеров Таможенного управления. Единственное, на что последние могли надеяться - это на поддержку вермахта, на основании предыдущих переговоров. Сложившаяся ситуация имела только одну благоприятную сторону для таможенников - должно было окончиться двусмысленное положение Таможенного управления и окончательно

11 Там же.

12 Там же.

определиться его статус. В очень короткий срок доктор Митце и его сотрудники (таможенный советник Хоффман и главный таможенный инспектор Гросскопф) сумели подготовить материалы. Ими были просмотрены все папки дел, все ранее подготовленные докладные записки и составлены новые, сокращенные документы для государственного секретаря Райнхардта. Эти материалы были предоставлены не только Райнхарту, но и тайному финансовому советнику Хосфельду, которого государственный секретарь назначил «генеральным инспектором по защите таможенных границ» и обязал принять участие в совещании. Хосфельд был профессиональным финансистом, долгое время проработавший начальником Главного финансового управления Бранденбурга в Берлине. Его новое назначение было прикрытием и целью оправдать участие в совещании, на котором мог потребоваться его высокий профессиональный уровень и огромный финансовый опыт. Параллельно это явилось рождением нового понятия - «защита таможенных границ», которое ранее не употреблялось.

22 марта 1937 года Райнхардт, Митце и Хосфельд прибыли в здание прусского государственного Министерства. На совещании собралось большое количество министров и государственных секретарей (в том числе министр финансов Пруссии профессор Попитц), а также представителей СС высокого ранга - обергруппенфюрер Гейдрих, министерский директор доктор Бест и др. Перед совещанием Гиммлер и Гейдрих вызвали представителей Таможенного управления для закрытой беседы. Гиммлер объявил, что он представил Гитлеру доклад, и тот, с учетом ухудшающегося положения и для более надежной охраны границ рейха, приказал заменить на границе Таможенное управление на СС и гестапо. На таможенных пунктах сотрудники Управления еще пока могли временно оставаться наравне с гестапо, но из зеленой зоны они должны были исчезнуть совсем. Гестапо полностью брало на себя выполнение всех полицейских функций на границе, Гиммлер и Гейдрих пытались тут же пояснить некоторые детали с помощью карты13. Таким образом, начало совещания не предвещало ничего хорошего для Таможенного управления. Было похоже, что его представителям не дадут даже выразить свою точку зрения, и вся работа в предшествующие годы оказалась напрасной.

Вскоре появился Геринг и открыл заседание. Поводом для собрания было предстоящее посещение Германии Муссолини и проводилось оно под лозунгом «От каждого ведомства - все возможное» - для того, чтобы исключить любые трудности и досадные происшествия. После 10-минутного, ничего не объясняющего вступления, Геринг заговорил о том, какую большую роль играет в этой связи вопрос охраны границ. Он заявил, что Таможенное управление слишком слабо и плохо вооружено, никогда не сталкивалось с

13 Там же.

полицейскими задачами и не имеет о них никакого представления. В связи с этим, Гитлер дал ему полномочия для подготовки приказа об удалении с границы Таможенного управления и замене его на СС и гестапо. Все вопросы передачи дел он предложил обсудить между собой Гиммлеру и Райнхардту, после чего, через 15 минут, хотел закрыть заседание.

Представители Таможенного управления были приглашены, таким образом, чтобы принять ультиматум, и ситуация казалась полностью без-надежной14. Было ясно, что Гиммлер предоставил Гитлеру и Герингу ловко сфальсифицированные сведения и провел серьезную работу по убеждению их в несостоятельности и неспособности таможенников в деле пограничной службы. Единственно правильное решение принял Райнхардт - он взял слово и попытался подкорректировать основные пункты утверждений Геринга и его неправильные формулировки, с целью предоставить слово доктору Мит-це как ответственному референту по данному вопросу.

Геринг согласился выслушать в краткой форме доводы Митце. Доклад ответственного референта растянулся на 3 часа(!). Митце сначала уточнил грубейшие фальсификации, предоставленные Герингу, на основании собственных материалов. Он заявил, что таможенников на границе не несколько тысяч человек, а в настоящее время Управление располагает 15 тысячами хорошо вооруженных, опытных солдат, многочисленным персоналом и в любое время готово увеличить их количество; что таможня в течение последних 2 лет выполняет исключительно полицейские функции, а служащие на границе основательно подготовлены в полицейских школах и хорошо изучили эти задачи. В доказательство Митце тут же зачитывал выдержки из докумен-тов15. После этого он заявил, что в присутствии Таможенного управления на границе очень заинтересован вермахт. Однако, как выяснилось, Гиммлер уже позаботился о позиции вермахта. Так как Кейтель на совещание не прибыл, единственным представителем армии был адмирал Канарис, начальник отдела контрразведки имперского Министерства обороны. От имени Кейтеля он сделал следующее заявление: «Если дело можно урегулировать таким образом, как это было достигнуто в договоренности между генерал-фельдмаршалом Бломбергом и рейхсфюрером Гиммлером, то у вермахта не будет возражений по поводу запланированного нового порядка»16. По-видимому, Гиммлер перед совещанием оказал серьезное давление на Кейтеля и вынудил его отказаться от поддержки таможни, но только его лично. Руководители двух отделов Генерального штаба, имевшие отношение к границе, могли оказать серьезное и энергичное противодействие планам СС. Кейтель поступил

14 Helbig Oskar. Die Zollverwaltung im System und in der Geschichte der deutschen Finanzverwaltung // ZfZ. 1949. S. 231.

15 Mitze Rudolf. Der Kampf der Zollverwaltung gegen Himmler und Heydrich // ZfZ. 1951. S. 234, 250, 260, 280.

16 Там же.

просто - он не информировал этих людей о совещании и лишь дал поручение Канарису выступить с заявлением. Для представителей Таможенного управления это был очень сильный и, главное, неожиданный удар. Митце даже потерял на некоторое время нить своего доклада, но быстро оправился и продолжил выступление17.

Геринг между тем постепенно понимал всю подоплеку вопроса и серьезность столкновения интересов СС и Таможенного управления. Он умел быстро осмысливать новые факты и вырабатывать на их основе другую точку зрения и стратегию поведения. Усиление Гиммлера совершенно не входило в его планы, и он начал глубокое рассмотрение данной проблемы. Были подняты самые разнообразные вопросы, касающиеся Таможенного управления: состав и возраст персонала, в каких условиях размещены, какое вооружение, имеются ли автоматы, сколько контрабандистов было отдано под суд за год, сколько из них было расстреляно и т.п. По мере получения быстрых и точных ответов на каждый вопрос, для Геринга и остальных участников совещания вырисовывалась картина, явно благоприятная для Таможенного управления и невыгодная для Гиммлера и Гейдриха18. Становясь все беспокойнее, Гиммлер попытался включиться в дискуссию против доктора Митце, но оказался к ней абсолютно не подготовлен. Его ложные утверждения референт управления тут же опровергал документально. Почувствовав, что теряет почву под ногами, Гиммлер, как это видно из стенограммы заседания, перестал понимать общую ситуацию совещания и, полностью поддавшись гневу и раздражению, начал говорить совершенно нелепые вещи. Он утверждал, что последний год часто бывал на границах; что на основании его личных наблюдений границу может переехать мебельный грузовой фургон, незамеченный таможенниками; что они все старые солдаты и сплошь спят на работе; что они не находятся в казарме, как намерен это сделать он для СС на границе. Но Геринг уже твердо встал на сторону Таможенного управления и сухо заявил, что тоже кое-что знает об условиях на границе и знаком с таможенниками - все они честные, ответственные перед долгом службы люди, и особенно это касается валютного контроля (Геринг знал это достаточно хорошо, поскольку одно время был управляющим валютной областью германской экономики). Постепенно он перешел к роли наблюдателя, по-видимому, уже обдумывая и вырабатывая окончательное решение проблемы. Наконец, Геринг взял слово и объявил, что у него есть полномочия Гитлера снять с границы Таможенное управление и заменить его частями СС, но он уяснил, что у таможенников важные задачи, а с полицейскими функциями они справляются очень хорошо. Поэтому он предписал Таможенному управлению остаться на границе, в том числе и на зеленой границе; при этом с учетом государственной безопасности

17 Там же.

18 Там же.

оно обязано обеспечить полиции достаточное влияние на этих территориях, особенно в области полицейской подготовки работников таможни и в плане выполнения ими обычной служебной деятельности. Подробности сотрудничества должны были согласовать оба управления самостоятельно через своих представителей - Гиммлера и Райнхардта, напрямую друг с другом. На этом Геринг закрыл совещание.

Таким образом, Таможенное управление сумело выйти победителем из казавшегося полностью безнадежным положения, ловко использовав соперничество между Гиммлером и Герингом, а также за счет скрупулезной предварительной многолетней подготовки. Однако залогом победы стала постоянная бдительность и нервозность во все последующие годы, так как Гиммлер не простил своего поражения и, что еще хуже, полной компрометации практически перед всем правительством Германии.

На следующий день представители Таможенного управления в том же составе прибыли на межведомственное совещание по вопросам будущей совместной работы на границе. В последний момент Гиммлер перенес совещание из здания имперского Министерства финансов к себе, на Принц-Альбертштрассе, не пренебрегая никакими тактическими мелочами. Тем временем, таможенники информировали пограничные отделы Генерального штаба вермахта, ранее практически обманутые Кейтелем. Руководство вермахта пришло к выводу, что Генеральный штаб обязательно должен быть представлен на внутриведомственном совещании о подробностях будущего урегулирования охраны границ, и назначило двух представителей. Их появление на Принц-Альбертштрассе оказалось исключительно неприятным сюрпризом для собравшихся там чинов СС высокого ранга. Гиммлер повел себя исключительно бесцеремонно, начав просто издеваться над военными, а затем заявил, что не начнет совещание до тех пор, пока они не уйдут. После этого представителям вермахта ничего не оставалось, как покинуть здание на Принц-Альбертштрассе. Далее Гиммлер полностью разрушил деловую обстановку, превратив совещание в выговор для сотрудников Таможенного управления по поводу приглашения представителей вермахта. Особенно досталось доктору Митце, которому было заявлено: «Советник Министерства финансов должен знать, что ему делать и что не делать»19. Создав всеобщую атмосферу подавленности и страха, Гиммлер заявил, что все вопросы обсудит лично с Райнхардтом, с глазу на глаз. Таким образом, миссия остальных членов совещания была закончена, и таможенники покинули Принц-Альбертштрассе.

В беседе с Райнхардтом Гиммлер, после обсуждения чисто деловых моментов, выставил совершенно невыполнимые требования по отношению к Таможенному управлению20 - чего стоило, хотя бы, указание, что все

19 Там же.

20 Eulitz Walter. Geschichte des Zollgrenzdienstes. Bonn, 1968. Ученые записки СПб филиала РТА № 2 (50) 2014

служащие таможни на границе должны стать членами СС. Кроме того, он потребовал немедленной отставки доктора Митце. Для Райнхардта такой поворот дела не был неожиданным, и он, опираясь на авторитет Геринга, умело и грамотно отвел эти требования. Таким образом, все попытки СС даже сократить сферу влияния Таможенного управления на границе закончились ничем. Таможенники сумели отстоять свою относительную независимость даже в условиях явного тоталитаризма и приступили к выполнению текущих профессиональных обязанностей.

В апреле 1938 года была осуществлена принципиальная реорганизация системы Таможенного управления. Отделам пошлин и налогов была оставлена только разработка специальных вопросов налогового и таможенного законодательства. Для собственного управления был создан новый отдел, отдел VI, во главе с особым министерским директором, который, в отличие от прежнего отдела П 2/3, уже не подчинялся руководителям специальных отделов, а работал совершенно самостоятельно. Отдел VI занимался кадровыми, организационными, бюджетными и кассовыми вопросами, объединив, таким образом, все задачи, относящиеся к руководству.

Одновременно с созданием совместного отдела управления в имперском Министерстве финансов был создан свой собственный П-отдел и при Земельном финансовом управлении, к тому времени переименованном в Управление главного финансового контроля. Руководителем его был сам начальник Главного финансового контроля, которому оказывал поддержку глава дирекции по управлению. Этот П-отдел ведал теми же самыми вопросами, что и VI отдел Министерства финансов. Вопрос же о полезности существования этих управляющих отделов достаточно сложен и неоднозначен. С одной стороны, они сильно облегчали работу руководителям специальных подразделений - налогового и таможенного, разгружая их рабочий день. Не занимаясь вопросами управления, эти люди могли полностью сосредоточиться на решении важных профессиональных проблем. С другой стороны, отчетливо видно, что выполнению профессиональных задач очень мешало то, что ответственные финансовые руководители оказывали лишь очень незначительное влияние на управление кадрами и важные организационные вопросы. Это вызвало существенные трудности у таможенного управления21. Большинство начальников финансовых ведомств пришли туда из налогового управления, а среди директоров П-отделов вообще был только один единственный таможенник. Понятно, что совместная работа управленческих и налоговых отделов при таких условиях проходила достаточно гладко, в то время как их работа с таможенными отделами часто приводила к серьезным расхождениям, которые не всегда решались в интересах таможенников. В ходе

21 Helbig Oskar. Die Zollverwaltung im System und in der Geschichte der deutschen Finanzverwaltung // ZfZ. 1949. S. 231.

решения спорных вопросов от начальника Финансового управления требовались основательные профессиональные знания и в финансовой, и в таможенной области, к тому же он еще должен был обеспечить бесперебойную деятельность этих отделов. Такая ситуация, естественно, не способствовала нормальной рабочей обстановке в Министерстве финансов.

20 марта 1939 года в Германии было принято новое таможенное законодательство, которое в определенной мере завершило правовое развитие этого государственного института, начатое в Таможенных порядках 1838 и 1869 годов. Этот документ начинался с понятия так называемого таможенного суверенитета и определял таможенное законодательство, Таможенное управление и таможенную юрисдикцию как результат этого суверенитета.

Базис таможенного дела - государственное и управленческо-правовое понимание таможенного суверенитета - был определен в Законодательстве 1939 года как непосредственный результат деятельности государственной власти (п. 1)22. Эта власть имеет исключительное и универсальное право подвергать таможенному контролю и досмотру все грузы, следующие через границу, независимо от их дальнейшего таможенного оформления (п. 6)23. Фактически вся управленческая деятельность таможенного ведомства теперь была юридически сформулирована и оформлена исключительно как контроль за грузоперевозками на границе со всеми вытекающими отсюда властными, процессуальными и гражданско-правовыми действиями. С самого зарождения таможенного дела этот контроль грузоперевозок на границе осуществлялся различными ведомствами и не всегда последовательно. Законом 1939 года было подтверждено исключительное право на эту деятельность Таможенного управления как части финансового управления страны (п. 39)24. Досмотр и контроль за грузами, лица, перевозящие его, стали объектами компетенции исключительно таможни (п. 13)25, а подлежащие пошлинной оплате товары должны были от границы до места досмотра двигаться только по таможенной трассе (п. 9)26. Чтобы направлять так движение грузов и обеспечивать надежность перекрытия зеленой границы, таможенное управление было наделено широкими полномочиями. Для населения было установлено ограничение передвижения, контроль собственности, досмотр ценных бумаг, контейнеров, животных и транспортных средств, а также личный обыск (п. 18)27. С этой целью лицо могло быть задержано по сигналу сотрудника таможенной охраны, особенно в зоне таможенной границы, и, при

22 ReichszoПЫatt &г die Jahre 1939.

23 Там же.

24 Там же.

25 Там же.

26 Там же.

27 Там же.

необходимости, с использованием оружия (п. 42)28. При этом, что особенно интересно, зеленая граница уже тогда была открыта для прохода граждан, следующих без груза. Лишь на основании юридически обоснованного распоряжения паспортно-полицейского отдела, эти люди были обязаны проходить таможенный досмотр. Таким образом, предотвращение въезда или выезда граждан уже не являлось задачей таможенников, а выполнялось ими просто как поручение, одновременно с прямыми обязанностями по контролю за прохождением грузов, в свободном сочетании29.

Достойно восхищения, что в тяжелейших условиях национал-социалистической диктатуры немецким Таможенным управлением была окончательно сформирована в 1939 году принципиально новая концепция таможенного дела, которая заложила основу государственного регулирования хозяйственной жизни страны путем взимания пошлин. Во времена натурального хозяйства пошлина выплачивалась чаще всего ценными бумагами или частью товара и рассматривалась просто как плата за переход границы. В новом немецком таможенном законодательстве 1939 года чисто механическая процедура оплаты пошлин лицами, пересекающими границу, была увязана с государственным денежным требованием.

Была официально декларирована обязанность уплаты пошлины на основании общеэкономических, а не только местных факторов30. В принципе, уже достаточно давно применение и назначение товаров стали играть решающую роль в таможенном деле, но лишь в 1939 году в Германии было законодательно закреплено, что пошлинное обложение имеет две цели, и чисто фискальная пошлина должна уступить место новой правовой технике, направленной на регулирование народно-хозяйственного процесса в стране. Таким образом, Таможенное управление уже тогда отошло от государственной полицейско-фи-скальной таможенной политики и, в меру своих сил, пыталось предпринять попытку формирования хозяйственной жизни путем пошлинного обложения31.

В Законодательстве 1939 года была оговорена возможность существования грузов общественного сектора и специальных грузов, которые облагались пошлиной в соответствии с текущей экономической ситуацией и правовой оценкой. Так было официально признано, что наряду с уплатой пошлины существуют, в меру необходимости, многие другие отношения в области таможенного права, которые обуславливаются требованиями национальной промышленности и международными экономическими связями. Контроль грузоперевозок уже не исчерпывался простым таможенным режимом охраны

28 Там же.

29 Helbig Oskar. Die Zollverwaltung im Sуstem und in der Geschichte der deutschen Finanzverwaltung // ZfZ. 1949. S. 231.

30 Там же.

31 Там же.

границы и взимания пошлин, а имел еще один режим льготных условий. По своей сути, этот новый порядок был развитием системы конвенциальных торговых договоров. Таможенная деятельность имела теперь четкую самостоятельную цель - достижение такой организации работы, при которой пересекающий границу груз двигался бы в безопасности и без остановок. Этот груз должен был сопровождаться до определения его экономического предназначения, невзирая на вопрос уплаты пошлины. Таким образом, для обоснования таможенного обязательства было необходимо непрерывно регистрировать сложные хозяйственные факторы. В связи с этим, для контроля грузоперевозок на границе был разработан особый правовой порядок таможенной деятельности с самостоятельными процессуальными правовыми нормами и отношениями по таможенным обязательствам. Ввоз и вывоз товара трактовался в нем уже не только как чисто местное движение груза через границу туда и обратно, а получил важный экономический смысл, который подразумевал установление или разрыв хозяйственной связи пересекающего границу груза с внутренним рынком. Примером здесь могут служить Таможенные правила по провозу вина тех лет, выработанные на основе Законодательства 1939 года. Согласно п. 10 Правил, решение относительно отказа или разрешения на провоз каждой отдельной партии вина должно приниматься самостоятельно Таможенным управлением в зависимости от настоящей экономической ситуации в отношении товара. Если же это решение зависит от заключения экспертизы, оно и в этом случае должно приниматься как решение независимого судьи на основе заслушивания мнений специалистов32.

Таким образом, Таможенное управление хорошо использовало свою временную победу над СС и гестапо. Были разработаны новые концепции таможенного дела, но война помешала их внедрению и практической проверке. Тем более, что Гиммлер и Гейдрих не оставили, естественно, своих планов сделать единственным хозяином на границе СС и гестапо. На основании результатов очередного совещания высшего партийного руководства и последующего межведомственного урегулирования мелких вопросов они снова обрели почву под ногами33. СС начало постепенно во все возрастающем объеме брать под свой контроль важнейшие пограничные посты, где осуществлялся личный и паспортный контроль. Параллельно Гиммлер пытался всякими методами дезорганизовать работу Таможенного управления, разрушить его структуру, чему благоприятствовало военное положение. В течение всей войны среди высокопоставленных лиц рейха велась тяжелая борьба за сохранение ведущего положения Таможенного управления на границе. Дело осложнялось тем, что за время войны протяженность границ сильно

32 Jancke. Die Organisation der Zollverwaltung // ZfZ. 1951. S. 97, 130.

33 Mitze Rudolf. Der Kampf der Zollverwaltung gegen Himmler und Heydrich // ZfZ. 1951. S. 234, 250, 260, 280.

увеличилась, а пограничные службы стали исключительно значимой силой в государстве. Только благодаря инициативе уже упоминавшегося генерального инспектора по охране границ Ганса Хосфельда Таможенному управлению удалось занять своими сотрудниками вновь появившиеся внешние рубежи страны, растянувшиеся на огромные расстояния. Гиммлер постоянно делал попытки вытеснить таможенное ведомство с границы или подчинить его себе, мотивируя это несуществующим «приказом фюрера». Сам Гитлер, не будучи специалистом в данном вопросе, постоянно сомневался, тем более что Кейтель, став генерал-фельдмаршалом и приобретя высокое положение, перестал бояться СС и решительно встал на сторону Таможенного управления. Как фактический глава вермахта он регулярно проводил переговоры с Гиммлером по этому вопросу.

Эта борьба неожиданно закончилась 20 июля 1944 года. Использовав психологический шок Гитлера после покушения на его жизнь, Гиммлер сумел убедить его подписать, среди прочих, приказ, который поставил все Таможенное управление на границе под начало СС и гестапо34. Таким образом, Гиммлер выиграл эту многолетнюю схватку, но уже практически не успел воспользоваться плодами своей победы. Ведущие деятели таможенной службы на границах постоянно оказывали гибкое сопротивление при передаче дел функционерам СС и гестапо, так что даже к концу войны этот процесс еще не был полностью окончен. Практически ни один из своих планов в отношении пограничной службы Гиммлеру осуществить уже не удалось в условиях полного разрушения экономических связей по стране и постоянного тихого противодействия таможенников. Во время господства национал-социализма в Германии таможня сумела сохранить свои главные ценности - опытные кадры и правовую базу. На этой основе, в частности на основе Законодательства 1939 года, начала свое возрождение таможенная система ФРГ. По словам доктора Митце, «печальный конец этой ужасной войны принес, по крайней мере, Таможенному управлению один приятный результат - оно снова стало хозяином в собственном доме»35.

Библиографический список

1. Eulitz Walter. Geschichte des Zollgrenzdienstes. Bonn, 1968.

2. Helbig Oskar. Die Zollverwaltung im Sуstem und in der Geschichte der deutschen Finanzverwaltung // Zeitschrift fur Zolle und Verbrauchsteuern. 1949. S. 231.

3. Jancke. Die Organisation der Zollverwaltung // Zeitschrift fur Zolle und Verbrauchsteuern. 1951. S. 97, 130.

4. Mitze Rudolf. Der Kampf der Zollverwaltung gegen Himmler und Heуdrich // ZfZ. 1951. S. 234, 250, 260, 280.

5. Reichszollblatt fur die Jahre 1939.

34 Eulitz Walter. Geschichte des Zollgrenzdienstes. Bonn, 1968.

35 Mitze Rudolf. Der Kampf der Zollverwaltung gegen Himmler und Heydrich // ZfZ. 1951. S. 234, 250, 260, 280.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.