Научная статья на тему 'Формирование и развитие единой немецкой таможенной системы: начало XIX В. – 1933 г'

Формирование и развитие единой немецкой таможенной системы: начало XIX В. – 1933 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
557
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМЕЦКИЙ ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / GERMAN CUSTOMS UNION / ТОРГОВЫЕ КОНВЕНЦИИ / TRADING CONVENTIONS / ЕДИНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА / UNIQUE CUSTOMS POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Кирилл Евгеньевич

В статье рассмотрены и проанализированы основные этапы развития немецкой таможенной системы – от возникновения первых кодификаций таможенного права отдельных немецких земель и организации Немецкого таможенного союза до прихода к власти в Германии нацистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF GERMAN CUSTOMS SYSTEM FROM THE BEGINNING OF XIX th CENTURY TO 1933

The article describes and analyzes the main stages in the development of the German customs system from the first codification of the customs law of individual German states and the German customs union organization before coming to power of the Nazis in Germany

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие единой немецкой таможенной системы: начало XIX В. – 1933 г»

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ НЕМЕЦКОЙ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ: НАЧАЛО XIX В. - 1933 Г.

Иванов К.Е.

В статье рассмотрены и проанализированы основные этапы развития немецкой таможенной системы - от возникновения первых кодификаций таможенного права отдельных немецких земель и организации Немецкого таможенного союза до прихода к власти в Германии нацистов

The article describes and analyzes the main stages in the development of the German customs system from the first codification of the customs law of individual German states and the German customs union organization before coming to power of the Nazis in Germany

Ключевые слова: Немецкий таможенный союз; Торговые конвенции;

Единая таможенная политика

Keywords: German customs union; trading conventions; unique customs policy

Кодификации таможенного права отдельных немецких земель образовались в начале XIX века, после установления территориального таможенного верховенства монархов: в Вюртемберге - 1808 год, в Баде-не - 1812 год, в Баварии - 1828 год и т.д. Образцовым стало прусское таможенное законодательство: «Закон о таможенной пошлине и косвенный налог на заграничные товары и о сообщении между провинциями государства»1 и «Порядок таможенной пошлины и пошлины на потребительские товары»2 - оба от 28 мая 1818 года. Эти законы были в основном составлены директором генерального управления ремеслами и торговлей Карлом Георгом Маасеном (впоследствии - министр финансов) и стали в дальнейшем основой кодекса Таможенного союза, а также таможенного права более позднего имперского периода.

Общим для всех этих кодификаций явился отказ от меркантилизма, который практически изолировал экономику немецких земель от заграницы путем бесчисленных запретительных тарифов. Отказ от меркантилизма привел к отмене всех ограничений передвижения внутри государства путем упразднения внутренних таможенных пошлин. Это сразу стимулировало усовершенствование внешних, пограничных таможенных пошлин, чтобы «путем подобающего налогового обложения внешней торговли <...> защитить отечественный доход, который может стимулировать расцвет торговли и без

05 S

Он

о

S л

о

Е Т S

с

1 Gesetz uber den Zoll und die Verbrauchsteuer von auslandischen Waren und uber den Verkehr zwischen den Provinzen des Staates // Ges Slg. - 1818. - S. 65.

2 Zoll und Verbrauchsteuerordnung,allgemeine fur die preusischen Staaten, - Coln. - Rommerstirchen, 1818.

запретительного тарифа»3, - так говорилось во вступлении к прусскому таможенному закону.

По закону 1818 года замкнутую систему пограничной таможенной пошлины в Пруссии обеспечивали два различных таможенных тарифа. Ставки пошлин для западных провинций (Вестфалия, Клеве, Юлих, Берг и нижнее течение Рейна) были ниже, чем ставки для восточных провинций (Пруссия, Западная Пруссия, Бранденбург, Померания, Шлезвиг, Познань и Саксония). Это делало невыгодным объезд западных провинций и уклонение от транзита и промежуточной торговли с ними.

Теперь пошлина уже окончательно взималась только один раз - при пересечении государственной таможенной границы, в отличие от прежней системы многократного прохождения товара через многочисленные таможенные пункты внутри страны. Была полностью ликвидирована система внутреннего таможенного налога, которая еще в 1816 году существовала в некоторых провинциях Пруссии.

Прусское таможенное законодательство 1818 года делило таможенные пошлины на ввозные, вывозные и транзитные. Предметом таможенной претензии могла стать любая перевозимая вещь, как новая, так и бывшая в употреблении.

Если при вывозе существовала, как правило, таможенная свобода (п. 7), то ввозные пошлины взимались достаточно строго (п. 6). Пошлинные ставки в основном определялись видом товара, по списку. Потеря товара во время доставки или складирования не освобождала от таможенного долга (п. 70). Недостача товара в пакгаузе давала повод для предъявления претензий к таможенному ведомству (п. 69)4.

С переходом к традиционной таможенной пошлине таможенная политика вошла в русло национальной экономической системы, что положило начало развитию таможенных тарифов. Основные разработки тарифа 1818 года остались решающими, несмотря на его изменения в 1821, 1824, 1827 и 1831 годах. Основным принципом этого тарифа было умеренное фритредерство, для чего и была установлена достаточно скромная ввозная пошлина, которая взималась по весу, без различия вида товаров. По видам тарифицировались только вывозные товары. Таможенный тариф представлял собой перечисление видов товаров в алфавитном порядке: 1-й раздел - беспошлинные товары; 2-й раздел - облагаемые пошлиной; 3-й раздел - товары для особо внимательного контроля. На величину тарифных ставок оказывали влияние многие факторы: дальность транспортировки; последующее применение привозимых товаров, которое потом подлежало таможенному надзору и т.п.

3 Gesetz uber den Zoll und die Verbrauchsteuer von auslandischen Waren und uber den Verkehr zwischen den.Provinzen des Staates // Ges Slg. - 1818. - S. 65.

4 Там же.

Товар, задержанный на таможне, являлся залогом под уплату пошлин и поэтому мог быть задержан судебным порядком, при несостоятельности торговца, до погашения таможенного долга (п. 44)5.

Прогресс прусского законодательства был серьезнее и значительнее в таможенно-процессуальной области, чем в таможенном праве. В определенной степени здесь сумели наверстать то, что было упущено в предыдущий период времени. Была создана пограничная черта, то есть территория специального режима шириной до 2-3 км вглубь страны от таможенной границы. Сферой деятельности финансовой полиции стала территория пограничной черты. Также были образованы передовые таможенные посты, которые не производили досмотра, а лишь сопровождали торговцев до таможни. Эта обязанность была возложена на пограничную стражу, которая патрулировала пешими и конными разъездами и имела право применять оружие. Это лишало контрабандистов уверенности в безнаказанном переходе границы. Взимание таможенного налога также облегчалось необходимостью декларирования товаров для лиц, занимающихся промыслом, и их фрахтовщиков (п. 121). Остальные люди могли вместо заполнения декларации просто пройти личный досмотр (п. 122)6. Почта как перевозчик товаров не нуждалась в декларации.

Подлежащие срочной уплате таможенные пошлины взыскивались в принудительно-административном порядке (без помощи судов) путем описи имущества должника. Если же должник обещал заплатить, то судебный исполнитель был обязан три дня «лежать на исполнении судебного решения»7, то есть задержаться в жилище должника ради предотвращения изъятия домашнего имущества последним.

Наиболее существенному развитию в таможенном делопроизводстве подверглась организация таможенного хранения и сопроводительных документов. На упаковочных складах только товар становился единственной гарантией уплаты пошлины; отправитель не облагался пошлиной и не нес ответственности за ее неуплату. Право на хранение имели только профессиональные торговцы и экспедиторы. Самым важным нововведением в этой области явилось свидетельство о хранении (п. 47)8, которое, однако, представляло собой сомнительный документ: таможенное управление имело право на проверку полномочий его владельца, но могло этого и не делать. Если товар, находящийся на хранении, не был востребован в течение двух лет, то

5 Zoll und Verbrauchsteuerordnung, allgemeine fur die preusischen Staaten. - Coln. - Rommerstirchen, 1818.

6 Gesetz uber den Zoll und die Verbrauchsteuer von auslandischen Waren und uber den Verkehr zwischen den Provinzen des Staates // Ges Slg. - 1818. - S. 65.

7 Там же.

8 Zoll und Verbrauchsteuerordnung, allgemeine fur die preusischen Staaten. - Coln. - Rommerstirchen, 1818.

происходила его публичная продажа, а вырученная сумма после оплаты налогов и издержек, передавалась правомочному лицу. Наряду с общественными складами для таможенного хранения в Германии делали первые робкие шаги частные, владельцы которых несли ответственность за оплату пошлины на хранящиеся товары. Особым путем развивались склады для хранения вин. Частные склады здесь играли роль транзитных складов при сбыте товара за границу, а также кредитных складов при сбыте товара внутри страны.

Подверглись значительным изменениям и сопроводительные документы. Они сделали возможной беспошлинную отправку таможенных товаров без участия в их хранении таможенного управления.

Таможенное уголовное право унифицировало общее административное право, в то время как система наказаний была взята из более старого акцизного и таможенного порядка.

Закон 1818 года заново оформил и дополнил таможенное уголовное право с достаточно полным использованием старых предписаний. Нарушением декларационного обязательства являлась контрабанда или таможенный обман (п. 121). Нарушение обязательства по доставке товара объявлялось незаконным действием при невозможности доказательства его непреднамеренности (п. 123). Если такое доказательство приводилось, то налагалось только административное взыскание, без возмещения таможенного долга (п. 124). В качестве средств наказания использовались конфискация товара, денежные штрафы, лишение свободы и запрет на частное предпринимательство, причем соучастник наказывался наравне с преступником, а попытка преступления приравнивалась к его совершению9.

Таможенный обман первоначально наказывался двойным денежным штрафом либо тюремным заключением и каторжными работами. Повторный рецидив приводил к каторге от 2 до 10 лет или к заключению в крепости с лишением прав на занятие частной предпринимательской деятельностью и публичным признанием совершения преступления. При следующих рецидивах преступнику грозило лишение свободы на срок до 10 лет (п. 115). Контрабанда наказывалась конфискацией товара с наложением штрафа в размере его двойной стоимости, но не менее 10 талеров10.

К началу XIX века таможенное законодательство немецких земель устранило внутренние таможни и повсеместно ввело усовершенствованные системы пограничных пошлин. Уже тогда обнаружились первые попытки многих самостоятельных немецких государств согласовать системы таможенных пошлин. Первые локальные таможенные союзы были заключены в 1828 году между Пруссией и Гессеном и между Баварией и Вюртембергом.

9 Gesetz uber den Zoll und die Verbrauchsteuer von auslandischen Waren und uber den Verkehr zwischen den Provinzen des Staates // Ges Slg. - 1818. - S. 65.

10 Там же.

Эти союзы самых крупных и влиятельных немецких земель постепенно собрали вокруг себя большинство мелких государств. Договор между этими двумя объединениями от 2 марта 1833 года образовал Немецкий таможенный союз, к которому потом присоединились и другие немецкие земли (последним - Гамбург в 1888 году).

Законодательства Немецкого таможенного союза 1836 и 1869 годов опирались на прусский таможенный закон 1818 года. Таможенные тарифы Союза, устанавливаемые сначала каждые три года, а затем раз в пять лет, также проводили прусскую экономическую доктрину отказа от меркантилизма и перехода к умеренному фритредерству.

Право Таможенного союза 1836 года11 лишь с большой натяжкой можно было назвать общенемецким таможенным правом. Оно основывалось не на едином законодательном акте, а согласовывалось между государствами - членами Союза, затем утверждалось местными ландтагами и, наконец, в форме земельного законодательства провозглашалось в немецких государствах.

При этом для всех стран был строго обязательным лишь основной Указ общего таможенного закона, принятый на 1-ой Генеральной конференции Союза в Мюнхене. Остальные статьи закона вводились в государствах - членах Союза по мере целесообразности, в области же уголовного таможенного права взаимопонимание было достигнуто лишь в некоторых основных вопросах. Общее регулирование внутренней таможенной ситуации предоставлялось на частное усмотрение членов Союза12.

Таможенный союз вскоре отказался от прусского закона о системе пересечения границы, по которому лишь вместе с перевозом товаров через таможенную границу возникала и подлежала исполнению таможенная претензия. На Х Генеральной конференции Союза было принято постановление, что таможенная претензия возникает сразу при заявке товара на обложение пошлиной или при оформлении сопроводительных документов. Тем самым таможенное право вышло из узких рамок казенной пропускной таможни. Старая система была очень удобна для проведения фискальной таможенной политики и уже являлась пережитком эпохи меркантилизма13. При новом порядке таможенное обязательство возникало не при перевозе товара через таможенную границу, а при проникновении иностранных товаров в экономическую зону немецкой таможенной территории. Именно в этот момент возникала их конкуренция с немецкими товарами, что и оказывало сильное влияние на ценообразование.

11 Zollerhebungsrolle fur die Jahre. - 1837, 1838, 1839.

12 Там же.

13 Kuehn. Die Enwicklung des deutschen Zollrechts bis zum Zollgesetz vom 20.Marz 1939 // ZfZ. 1950. - S. 152, 199, 231.

В процессе развития Таможенного союза была ликвидирована сначала вывозная пошлина, а потом и транзитная. Пошлина на ввоз продержалась дольше. Однако под влиянием идей о свободной торговле тарифом 1865 года были объявлены беспошлинными вывозные товары, не обозначенные специально в тарифе, и отменялся общий налог на ввоз.

По законодательству Союза таможенным должником уже не мог являться, как в прусском праве, перевозчик товара. Все претензии предъявлялись только к реальному владельцу. Снижение пошлины могло ассигноваться за общественный счет Таможенного союза или частным образом за счет отдельного государства - члена Союза. Право на снижение пошлины принадлежало Генеральным конференциям и перешло от них к Таможенному бундесрату (по договору 1867 года), а затем - к бундесрату Германской Империи. Торговля в районе таможенной границы подлежала таможенному контролю, при наличии серьезных оснований допускался личный обыск, а при пограничном надзоре было широко разрешено использование оружия.

Наиболее радикальные изменения принесло в таможенный процесс развитие железнодорожной сети и принятая на IX Генеральной конференции Таможенного союза «Инструкция об использовании грузовых имущественных перевозок на железных дорогах по отношению к таможенному делу»14. Железная дорога была обязана на таможенных вокзалах предоставить помещения для ревизии и временного хранения товаров. Железнодорожные вагоны, предназначенные для таможенного товара, должны были плотно запираться. Поезда не имели права останавливаться и производить загрузку и выгрузку товаров за пределами вокзала. Наличие и вид груза удостоверял погрузочный список, который вместе с транспортной накладной и ключами от вагонов направлялся по прибытии на место в приемный пункт. Только в случае прямого транзита не было необходимости в специальной ревизии.

Аналогичные новшества принесли также пароходство и почта, особенно железнодорожные почтовые перевозки. Почтовые товары освобождались от транспортного контроля на таможенной границе. Они лишь сверялись на перевалочных пунктах с описью по внешнему виду, после чего возвращались почте без дальнейшего таможенного осмотра, в закрытом состоянии15.

На IV Генеральной конференции была принята новая общая инструкция для общественных складов, имеющая значительные отличия от прусского таможенного права: теперь в процессе таможенного контроля допускались переупаковка и разделение товара, а общий срок хранения был продлен на 5 лет. В качестве особого вида общественных складов в 1853 году были созданы морские свободные склады, в которых таможенный контроль применялся лишь при серьезном подозрении в контрабанде. Инструкция для этих

14 Zollerhebungsrolle &г die Jahre. - 1863, 1864.

15 Там же.

свободных складов была принята в 1854 году и составлена очень неудачно16. Она сделала невыгодным их использование и вызвала ликвидацию крупнейших свободных складов в Леере, Эмдене и Гамбурге.

В уголовном таможенном праве произошло расширение состава преступления по контрабанде и таможенному обману, однако строгие наказания прусского таможенного права, такие как тюрьма, каторга и заключение в крепости, были заметно смягчены.

В таможенном уголовном судопроизводстве в обязанности таможенного управления вменялось предварительное определение состава преступления и обеспечение исполнения приговора. Обвиняемый мог подвергнуться конфискации и денежному штрафу без дополнительного официального судебного процесса, что являлось существенным нововведением.

Новый закон Немецкого таможенного союза, принятый в 1869 году17, основывался, в отличие от закона 1836 года, на едином законодательном акте. Он был принят почти единогласно таможенным бундесратом и вступил в силу первого января 1870 года. Уже по докладной записке к проекту закона ясно, что это явная кодификация предыдущих правовых актов. Закон 1869 года объединил в себе основные положения прежнего порядка 1836 года, «Инструкцию по железным дорогам» 1852 года, «Положение о морских путях», главные пункты действующего таможенного тарифа и упорядочил таможенное уголовное право. С другой стороны, он исключил из своего текста чисто бюрократические и формальные положения, что повлекло за собой значительное упрощение таможенного контроля и облегчение процедуры оформления документов. Но несмотря на эти нововведения, закон Таможенного союза 1869 года базировался, как и его предшественник от 1836 года, на прусском таможенном законодательстве 1818 года, которое он частично повторял дословно.

Статья 40 Имперской Конституции 1871 года превратила законодательство Таможенного союза в общенемецкое имперское таможенное право18. Закон 1869 года пережил в дальнейшем экономический подъем 1870 года, протекционизм конца 70-х-80-х годов, временный возврат к свободной торговле 90-х годов, превращение Германии в промышленное и торговое государство мирового значения и, наконец, политический и экономический крах Первой мировой войны. Такая живучесть стала следствием широких формулировок его положений. Это позволило, оставив закон Немецкого таможенного союза практически без изменений, принять параллельно длинную череду Положений о применении указаний, распоряжений, инструкций и таможенных

16 Helbig Oskar. Die Zollverwaltung im System und in der Geschichte der deutschen Finanzverwaltung // ZfZ. - 1949. - S. 231.

17 Die Zollgesetzgebung des deutschen Zollvereins von 1869 // Bundesgesetzblatt fur die Jahre. -1869. - S. 317.

18 Lamp Karl. Die Theorie des deutschen Zollrechts. - Tubingen, 1917.

порядков, которые соответствовали изменениям в экономической жизни страны19. Примером может служить Закон о таможенном тарифе 1879 года, принятый при переходе Бисмарка к покровительственной пошлине. Этот закон объединил в себе новые положения тарифной политики и некоторые существенные дополнения закона 1869 года: упрощение таможенной процедуры, новый порядок освобождения от пошлины. Несмотря на внешне серьезные различия, оба закона образовали единое целое20.

Еще более достойно уважения, что закон 1869 года устоял в процессе кардинальной перемены в немецкой таможенной политике: в 90-х годах Германия отказалась от принципа «тарифной автономии» и перешла к соглашениям о конвенциальных тарифах.

Международные торговые соглашения до середины XIX века обычно не касались таможенных пошлин и не знали принципа наибольшего благоприятствования. Это были соглашения об исключительных преимуществах, предоставляемых какой-нибудь одной стране без права распространения на другие страны. Улучшая положение одного государства, они ухудшали тем самым положение другого. Торговые договоры эпохи меркантилизма отражали общий дух этой доктрины, они сложились на идее международной торговой вражды и недоверия21.

Конвенциальные торговые договоры второй половины XIX века питались идеями иного порядка; это сказалось, прежде всего, в пункте безусловного наибольшего благоприятствования, который в них постоянно включался. Согласно принципу наибольшего благоприятствования, все льготы, предоставляемые какой-нибудь одной стране другой, немедленно, автоматически и безусловно распространялись на те страны, которые имели с первой страной договор о наибольшем благоприятствовании. Благодаря этому конвенциаль-ные торговые договоры могли стать средством проведения более умеренной торговой политики, в особенности когда они стали включать в себя соглашение о высоте таможенных пошлин.

В 90-х годах Германия заключила ряд конвенциальных торговых договоров. При этом она вела весьма искусную договорную политику, которая открыла для ее промышленности широкие рынки, но одновременно вызвала жесткое германо-российское таможенное противостояние. Дело в том, что по договору с Австро-Венгрией Германия понизила хлебные пошлины, а в силу принципа наибольшего благоприятствования эта уступка распространялась на ряд других стран и прежде всего на главного конкурента России - США.

Россия в то время не имела торгового договора с Германией, и эта льгота на нее не распространялась, что сразу же поставило под угрозу сохранение

19 Там же.

20 Там же.

21 Шапошников Н.Н. Таможенная политика России до и после революции. - М.-Л., 1924. - 73 с.

важного немецкого рынка. В российской экономике и так ощущалась конкуренция заатлантического хлеба, а при неравенстве условий ввоза потеря германского сбыта была гарантирована22. Поэтому сразу же после понижения Германией хлебных пошлин для других стран Россия стала добиваться такой же льготы и для себя. Германия соглашалась на это, но лишь при условии понижения ряда ставок российского ввозного тарифа и уничтожения разницы в отношении ввоза по сухопутной и морской границам.

Русское правительство первоначально решительно отказалось от каких-либо конвенциальных уступок. Протекционистский российский тариф 1891 года представлялся ему минимумом, идти ниже которого без серьезного ущерба для страны казалось невозможным23. Самое большее, на что было дано согласие - это на фиксацию в течение ряда лет ставок тарифа 1891 года. Но Германия продолжала упорствовать в своем требовании понижения пошлин, так как усиление таможенной охраны в 80-е годы сильно затрудняло ее вывозную торговлю с Россией.

Когда все попытки прийти к соглашению оказались неудачными, Россия решила применить к Германии двойной тариф. В июне 1892 года была создана, рядом с существующими общими тарифными ставками, вторая серия максимальных ставок, превышавших прежние на 20-30 %.

Ответом на эту меру со стороны Германии стало распоряжение о повышении всех пошлин на русские товары на 50 %. События продолжали быстро развиваться в русле таможенной войны между Россией и Германией. Вскоре был опубликован циркуляр директора Департамента таможенных сборов России о повышении в 20 раз весовых сборов с германских судов за приход и отход, а также получила Высочайшее утверждение записка российского министра финансов о распространении 50 % надбавки к пошлинам на германский ввоз в Финляндию. В ответ на это Германия повысила на 50 % пошлины на товары, ввозимые в Германию из Финляндии, и запретила ввоз в страну русского сена и соломы.

Эти боевые меры торговой политики, предпринятые обоими государствами, значительно омрачили политический горизонт и даже сделали реальной возможность вооруженного столкновения между Германией и Россией24.

Вскоре выяснилось, что Германия понесла от таможенной войны значительно больше убытков, чем Россия25, так как она была вынуждена искать новые рынки для многих своих товаров, тогда как земледельческие продукты России почти всегда пользовались спросом на мировом рынке. Кроме того, повышение русских пошлин оказало почти уничтожающее влияние на

22 Кулишер И.М. Международные торговые договоры. - Петроград, 1922. - Ч. 1. - 131 с.

23 Соболев М.Н. Таможенная политика России во второй половине XIX века. - Томск, 1911. - 887 с.

24 Соболев М.Н. История русско-германского торгового договора. - Томск, 1915. - 238 с.

25 Копелова Ю.И. Таможенная война и вопрос о торговом договоре в русско-германских отношениях в 1890-1894. - Горький, 1950. - 463 с.

экспорт в Россию многих продуктов основных отраслей германской промышленности. Для Германии стала реальной опасность потерять значительную часть русских покупателей при продолжении таможенной войны. Русский же вывоз за время таможенной войны сократился в очень незначительной степени, а по некоторым статьям даже увеличился. Такая ситуация заставила германское правительство согласиться на созыв в конце 1893 года дипломатической конференции в Берлине. Эта конференция закончилась заключением конвенциального торгового договора между Россией и Германией на десять лет. Xарактеризуя договор перед Государственным Советом, министр финансов С.Ю. Витте оценил его как благоприятный в целом для России, отметив, что уступки, сделанные Германии по русскому конвенциальному тарифу, лишь в незначительной мере превышают уменьшения тарифных ставок, предложенные на предварительном обсуждении договора в русской комис-сии26. В Германии договор был воспринят очень неоднозначно: многие говорили о мягкотелости и трусости правительства, о национальном позоре и т.п. Такая реакция была вполне объяснима обстановкой нарастания в стране шовинизма и пангерманских настроений. Интересно, что и в России тоже выступила менее многочисленная политическая группа с аналогичными обвинениями в адрес русского правительства.

В 1904 году была заключена новая российско-германская торговая конвенция, изменившая в некоторых пунктах условия товарооборота между двумя странами. Наиболее существенным изменением со стороны Германии явилось повышение пошлин на большинство сельскохозяйственных продуктов. Однако Германия была вынуждена согласиться на включение в торговый договор повышенных ставок по целому ряду важных предметов германского вывоза в Россию. В общем и целом торговую конвенцию 1904 года можно рассматривать как продолжение торгового договора 1894 года с усилением охраны некоторых отраслей российского производства и довольно значительным отягощением ввоза важнейших статей российского экспорта в Германию27.

В 1902 году в Германии началась ревизия законодательства Немецкого таможенного союза. Несмотря на грандиозные приготовления, она так и не была толком проведена28, а ограничилась принятием нескольких новых положений: были объединены в новом «Законе о качественной переработке товара» разрозненные постановления Таможенного союза, Таможенного бундесрата и бундесрата Германской Империи и отменены слишком строгие предписания относительно подтверждения достоверности продукта, в частности ликвидировано так называемое «условие вторичной узнаваемости».

26 Покровский В.И. К вопросу о последствиях для внешней торговли России торгового договора 29 января (10 февраля) 1894 г. - СПб., 1900. - 48 с.

27 Шапошников Н.Н. Таможенная политика России до и после революции. - М.-Л., 1924. - 73 с.

28 Kuehn. Die Entwicklung des deutschen Zollrechts bis zum Zollgesetz vom 20 Marz 1939 // ZfZ. -1950. - S. 152, 199, 231.

Наряду с этими нововведениями вступил в силу допуск особой качественной переработки вина, леса и зерна в соответствии с особым таможенным положением этих товаров. Почтовый таможенный порядок 1909 года заменил почтовую таможенную инструкцию 1888 года, наделив имперскую почту широкими полномочиями при таможенном контроле29. Новый таможенный порядок на железной дороге передал все полномочия таможенного контроля в ведение ее работников: наложение и снятие запоров с таможенных помещений, контроль за разгрузкой и перегрузкой таможенного товара, подтверждение результатов досмотра - все эти обязанности не требовали специальных таможенных знаний. Наряду с этим была значительно упрощена таможенная процедура: вместо погрузочного списка и сопроводительной записки теперь требовалась только последняя с товарной декларацией отправителя. Значительным изменениям подверглось законодательство о свободных складах. За основу здесь была взята инструкция бундесрата Бремена 1884 года, и свободные хранилища получили несравненно более свободную правовую организацию, чем это было предусмотрено в инструкции 1854 года. Бремен-ская инструкция легла в основу всех образованных позднее свободных складов - Браке (1888), Альтона (1894), Штеттин (1896), Нейфарвассер (1899), Эмден (1901), Кенигсберг (1918) - и наделила их особыми таможенными полномочиями. Вскоре в других портовых областях, где появилась необходимость освободить местные хранилища товаров от ограничений Закона об общественных складах, были созданы свободные таможенные зоны. На основании п. 107 Таможенного законодательства30 такие зоны появились в Любеке и Фленсбурге. Местные таможенные порядки этих городов стали образцами свободного права для таможенных хранилищ31.

Разработанный в 1910 году общий проект Положения о таможенных хранилищах был отложен в ожидании разработки новой инструкции о сопроводительных документах. Необходимость в ней появилась после принятия нового железнодорожного таможенного закона 1912 года32. Впоследствии Первая мировая война и работа над проектом общего таможенного закона для Германии и Австро-Венгрии отодвинули на задний план все предыдущие разработки. Появившийся в результате этого так называемый Зальцбургский проект общего таможенного закона был, в слегка измененном виде, выпущен в Австрии десятого июня 1920 года под названием «Закон о таможенном праве и таможенном процессе»33.

29 Там же.

30 Die Zollgesetzgebung des deutschen Zollvereins von 1869 // Bundesgesetzblatt fur die Jahre. 1869. - S. 317.

31 Jancke. Die Organisation der Zollverwaltung // ZfZ. - 1951. - S. 97, 130.

32 Там же.

33 Там же.

В 1919 году в Германии было создано имперское финансовое управление, и в связи с этим появилось имперское Положение о налогах34. Оно лишило силы все существовавшие до его провозглашения законы о налогах, в том числе Закон Таможенного союза 1869 года и Закон о таможенных тарифах 1902 года, а также все их многочисленные Положения о применении. Наиболее значительным изменениям в материальном таможенном праве подверглись Закон об ответственности товара за пошлину, срок таможенного требования, таможенное снижение пошлины и возмещение убытков по причине удешевления товара, и в особенности таможенное уголовное право. Совершенно по новому был организован порядок правового ведения таможенных дел: теперь, в случае обжалования, дело сразу передавалось в Верховный налоговый суд, минуя промежуточные инстанции. Далее, независимо от этого, путем отдельных постановлений, было изменено таможенное право на железных дорогах - упрощенная процедура контроля багажа была распространена на срочные грузы; товарные вагоны иностранных железнодорожных управлений больше не регистрировались, а отдельные иностранные товарные вагоны могли использоваться в немецкой таможенной области без регистрации в течение трех месяцев и только после этого подвергались специальному оформлению. Также был урегулирован острый вопрос о национальной принадлежности товаров. При участии в их изготовлении нескольких стран, производителем стала считаться та, «в которой за ее счет и за счет других стран, в свободном или зависимом от таможни обращении была произведена последняя экономически оправданная обработка товара, существенно повлиявшая на его качество»35.

В компетенцию низших таможенных инстанций перешли вопросы снижения пошлины и возмещения убытков по причине удешевления товаров, а также контроля качественной переработки продукта. После продолжительных предварительных работ был принят Таможенный порядок для воздушного транспорта. Была введена пошлина на вывоз автомобилей, принят Таможенный порядок вывоза, а после возникновения экспортных свидетельств - Порядок экспортных свидетельств. Для свободных зон в Любеке, Альтоне и Фленсбурге были выпущены новые таможенные законы, а для свободного района Штеттин закон был переработан - прошла целая лавина нововведений и разработок, вызванная постоянно развивавшейся экономической жизнью36. К этим новшествам добавились многочисленные дополнения Таможенного закона, вызванные заключением международных торговых соглашений. Эти дополнения вступили в законную силу после их одобрения законодательными

34 Die Reichsabgabenordnung von 13.12.1919 // Reichsgesetzblatt fur die Jahre. - 1919. - S. 1993.

35 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36 Kuehn. Die Entwicklung des deutschen Zollrechts bis zum Zollgesetz vom 20 Marz 1939 // ZfZ. 1950. - S. 152, 199, 231.

органами и создали, практически, свое собственное таможенное право37. Наряду с общими договорами, в которых таможенные вопросы занимали лишь второстепенное место, упрощению таможенного процесса способствовали международные соглашения, касающиеся исключительно вышеназванных проблем. Особенно выделялось в этом отношении Женевское таможенное соглашение 1923 года38. Оно обязало стран - участниц договора к полной гласности их местного таможенного права, чтобы избежать возникновения скрытых таможенных предписаний. Также можно отметить Гельсингфорское соглашение 1925 года по борьбе с контрабандой спиртных напитков между балтийскими государствами. Это соглашение пыталось противостоять алкогольной контрабанде при помощи системы запретов на провоз и угрозы серьезного наказания, а также путем территориального расширения морской границы. Издаются предписания об ответственности контрабандных судов и о наказании их команды. Затем с некоторыми государствами были заключены железнодорожные таможенные соглашения, которые значительно облегчили провоз товаров. Особо следует отметить международные договоры о пропусках и пропускных блоках для безрельсовых транспортных средств. В соответствии с этими соглашениями использование такого транспорта в государстве - участнике договора не влекло за собой налоговую ответственность его владельца. Эти договоренности в дальнейшем распространились и на автомобильные прицепы, а также на речные суда и самолеты.

Из-за этих крайне разрозненных дополнений немецкое таможенное право становилось все более запутанным, а следовательно, малофункциональ-ным39. Вопрос стоял тем более остро, что после окончания Первой мировой войны на Германию было возложено чрезвычайно тяжелое финансовое бремя. Для мобилизации денежных средств и выполнения таких обязательств было необходимо строгое сосредоточение налогового суверенитета в руках госу-дарства40. В связи с этим Конституцией 1919 года предусматривалось учреждение государственного управления пошлинами и налогами на потребление.

Управление другими налогами, такими как имущественный и налог с оборота, было также временно передано государству. Однако тогдашний министр финансов Эрцбергер посчитал это недостаточным. В сентябре 1919 года по его инициативе был принят закон, который учреждал единое государственное финансовое управление («Положение о налогах и платежах»). После издания этих двух законов радикальное единство управления финансами было установлено41. Оба закона не упоминали таможенные органы, в

37 Там же.

38 Там же.

39 Там же.

40 Там же.

41 Jancke. Die Organisation der Zollverwaltung // ZfZ. - 1951. - S. 97, 130. Ученые записки СПб филиала РТА № 4 (48) 2013

них говорилось только о финансовых органах. Речь вовсе не шла о полном слиянии этих служб, так как было очевидно, что между имущественными и оборотными налогами, с одной стороны, и пошлинами и акцизами - с другой, существует значительная разница. Управление этими двумя службами едиными местными органами власти могло привести к большим трудностям и непониманию. Государственное финансовое управление было теперь организовано следующим образом: на самом верху - государственный министр финансов, а в Министерстве существовали отдельные управления по пошлинам, акцизам и налогам - имущественному и с оборота. Кроме того, первоначально существовал временный общий отдел по кадрам и организационный отдел. После их ликвидации в 1921 году все задачи таможенной и финансовой служб уже решались совершенно отдельно. Эти ведомства назывались так: отдел 2 - пошлины и акцизы и отдел 3 - имущественный налог и налог с оборота. Каждым отделом были разработаны не только собственные налоговые положения, но и система управления в таких разделах, как организация, кадры, строительное дело, бюджет и кассовое дело. Также и все подинстан-ции финансовых органов, с одной стороны, и таможенные управления, Федеральный таможенный комитет, пункты таможенного досмотра - с другой, работали совершенно раздельно. Налогово-финансовый суд, организованный при каждом земельном финансовом управлении, не имел никакого отношения к пошлинам и акцизам. Только Высший налогово-финансовый суд как ревизионная инстанция мог рассматривать дела как по имущественному и оборотному налогу, так и по пошлинам и акцизам.

Однако уже вскоре после ликвидации совместного отдела кадров вновь проявилось стремление к сближению обоих управлений. Сначала в Министерстве опять объединили дела, связанные с кадрами, - подбор, установление должностного жалования, транспортные расходы, расходы на переезд, пособия и т.п. Это произошло таким образом: по отдельному докладу таможенного отдела этот вопрос также рассматривался для налогового отдела, и наоборот. Подобная организация была потом введена и в земельных финансовых управлениях, где во вновь созданных отделах кадров совместно решались все проблемы. Следующий шаг на пути к слиянию был сделан осенью 1926 года, когда в Министерстве финансов создали общий подотдел по кадрам и управлению П 2/3. В этом подотделе занимались общими кадровыми, организационными, кассовыми и бюджетными проблемами, а также строительными делами Государственного налогового управления. Правда, для решения кадровых и организационных вопросов существовали отдельные подразделения - налоговое и таможенное, чтобы при обсуждении всех деловых мероприятий в подотделе П 2/3 последнее слово принадлежало специалисту, более компетентному по данной проблеме. Например, если речь шла о назначении заведующего Главным таможенным управлением, то решал руководитель отдела пошлин, а если о назначении заведующего финансовым органом - начальник

налогового отдела. Руководитель отдела П 2/3 являлся лишь координатором, а главы обоих специальных отделов могли всегда оставить за собой последнее решение. После перелома в 1933 году отдел П 2/3 был упразднен и снова была введена организация, существовавшая до 1926 года.

Библиографический список

1. Кулишер И.М. Международные торговые договоры. - Петроград, 1922. - Ч. 1. - 131 с.

2. Копелова Ю.И. Таможенная война и вопрос о торговом договоре в русско-германских отношениях в 1890-1894. - Горький, 1950. - 463 с.

3. Соболев М.Н. История русско-германского торгового договора. - Томск, 1915. - 238 с.

4. Соболев М.Н. Таможенная политика России во второй половине XIX века. - Томск, 1911. -887 с.

5. Покровский В.И. К вопросу о последствиях для внешней торговли России торгового договора 29 января (10 февраля) 1894 г. - СПб., 1900. - 48 с.

6. Шапошников Н.Н. Таможенная политика России до и после революции. - М.-Л., 1924. - 73 с.

7. Eulitz Walter. Geschichte des Zollgrenzdienstes. - Bonn, 1968.

8. Helbig Oskar. Die Zollverwaltung im Sуstem und in der Geschichte der deutschen Finanzverwaltung // Zeitschrift fur Zolle und Verbrauchsteuern. - 1949. - S. 231.

9. Hertel. Die eigentlichen Aufgaben der Zollverwaltung // Zeitschrift fur Zolle und Verbrauchsteuern. -1955. - S. 33.

10. Jancke. Die Organisation der Zollverwaltung // Zeitschrift fur Zolle und Verbrauchsteuern. -1951. - S. 97, 130.

11. Kuehn. Die Entwicklung des deutschen Zollrechts bis zum Zollgesetz vom 20 Marz 1939 // Zeitschrift fur Zolle und Verbrauchsteuern. - 1950. - S. 152, 199, 231.

12. Lamp Karl. Die Theorie des deutschen Zollrechts. - Tubingen, 1917.

13. Die Zollgesetzgebung des deutshen Zollvereins von 1869 // Bundesgesetzblatt fur die Jahre. -1869. - S. 317.

14. Gesetz uber der Zoll und die Verbrauchsteuer von auslandischen waren und uber den Verkehr zwischen den Provinzen des Staates // Ges Slg. - 1818. - S. 65, 102.

15. Statistische Jahrbucher fur das Deutsche Reich (1890-1896).

16. Zoll und Verbrauchsteuerordnung, allgemeine fur die preusischen Staaten, - Coln. -Rommerstirchen, 1818.

17. Die Reichsabgabenordnung von 13.12.1919 // Reich sgesetzblatt fur die Jahre. - 1919. - S. 1993.

18. Zollerhebungsrolle fur die Jahre. - 1837, 1838, 1839, 1863, 1864.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.