Научная статья на тему 'Формирование и развитие Российской и немецкой таможенных систем: отличие и параллели'

Формирование и развитие Российской и немецкой таможенных систем: отличие и параллели Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
251
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И ГЕРМАНИИ / НЕМЕЦКИЙ ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕДИНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА / CUSTOMS POLICY OF RUSSIA AND GERMANY / GERMAN CUSTOMS UNION / COMMON CUSTOMS POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Кирилл Евгеньевич

В статье рассмотрены основные этапы развития таможенных систем России и Германии от зарождения таможенных отношений до Первой мировой войны, а также произведен сравнительный анализ концептуальных подходов к решению главных задач в области таможенного дела и особенностей развития таможенной службы двух стран

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND DEVELOPMENT OF RUSSIAN AND GERMAN CUSTOMS SYSTEMS: DIFFERENCES AND PARALLELS

The article is dedicated to the key development stages of Russian and German customs systems from rise of customs relations before World War I, and comparative analysis of conceptual approaches to the solution of the main challenges in the field of customs affairs and particularities of customs service development of two countries is given

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие Российской и немецкой таможенных систем: отличие и параллели»

Иванов К.Е.

считалась государственно важной и исполнялась нерегулярно2. Материальное таможенное право и таможенный процесс в начальный период времени

та а я

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ И НЕМЕЦКОЙ р

ТАМОЖЕННЫХ СИСТЕМ: ОТЛИЧИЯ И ПАРАЛЛЕЛИ Q

3

В статье рассмотрены основные этапы развития таможенных систем Рос- D4 сии и Германии от зарождения таможенных отношений до Первой мировой войны,

а также произведен сравнительный анализ концептуальных подходов к решению О

главных задач в области таможенного дела и особенностей развития таможенной А

службы двух стран д

The article is dedicated to the key development stages of Russian and German customs В ssystems from rise of customs relations before World War I, and comparative analysis of conceptual approaches to the solution of the main challenges in the field of customs affairs

and particularities of customs service development of two countries is given д

s

Ключевые слова: таможенная политика России и Германии; Немецкий ^д

таможенный союз; Единая таможенная политика ^

А

Keywords: customs policy of Russia and Germany; German customs union; ^

Common customs policy q

Необходимо отметить, что развитие таможенных систем Германии и Е

России проходило на основе одинаковых концептуальных подходов к реше- Д

нию главных задач в области таможенного дела, а отклонения были вызва- 3

ны особенностями исторического развития, величиной территории и наци- Г ональной структурой двух стран, но не различными подходами к вопросу

взимания таможенных пошлин. Резкое, принципиальное расхождение стало ^

наблюдаться лишь после 1917 года. До этого времени в обеих странах тамо- Q женная служба развивалась достаточно стабильно, без крупных провалов,

несмотря на серьезные исторические катаклизмы. 3

Уже в 499 году в Германии официально была учреждена должность та- ^

моженника как королевского служащего и четко определена его ответствен- О

ность и обязанности1. На Руси долгое время взимание таможенных пошлин р

(мыта) носило ещё достаточно случайный характер, а служба мытника не ^

Д

были практически одинаковы в обеих странах - пошлиной облагались лишь Р

товары на продажу : происходила ревизия, выдавалась квитанция и так далее. ^

Примечательно, что в раннем средневековье, как на Руси, так и в герман- ^ ских землях, величина таможенного сбора определялась не качеством или

1 Schuemacher Karl. Deutsche Zollgeschichte, - Waldshut, 1927; Kuehn. Die Entwicklung des deutschen Zollrechts bis zum Zollgesetz von 20. Marz 1939 // ZfZ. - 1950. - S. 152, 199, 231.

2 Рудченко И.Я. Исторический очерк обложения торговли и промыслов в России. - СПб., 1893.

ценностью товара, а величиною экипажа или судна, на котором его привозили. На Руси штраф за уклонение от уплаты пошлин (промыт) устанавливался на месте и достаточно произвольно; немецкая же система таможенных штрафов того времени более детализирована и оформлена законодательно.

Интенсивное развитие таможенных сборов началось со времени установления на Руси монгольского владычества. Усиление власти князя и необходимость выплачивать через его посредство дань татарскому хану вызвало возникновение значительного числа новых податей и пошлин и значительное повышение престижа таможенного дела. Такое развитие, однако, носило весьма односторонний характер. Появилась запутанная и сложная система пошлин (около 40)3, порядок взимания которых в организационном отношении стоял на довольно низком уровне.

В Германии в это время, наоборот, была создана достаточно стройная и уравновешенная система таможенных сборов, строго определена служебная таможенная иерархия, значительный прогресс обнаружило таможенное право. Такое несоответствие в развитии объясняется, в основном, постоянным подавлением Ордой княжеской власти на Руси и тесным смешением ханских и княжеских сборов, что серьезно препятствовало упорядочению таможенной системы и организации быстрого и четкого взимания пошлин. Немецкие земли не имели таких ограничений, таможенные традиции сохранились и продолжали укрепляться в Германии в период феодальной раздробленности. В результате, немецкие фюрсты значительно раньше русских правителей начали проводить сознательную меркантильно-покровительственную политику для активизации развития промыслов и ремесел в пределах своих земель. Показательно, что наиболее стройная и уравновешенная таможенная система сложилась на Руси именно в крупных торговых городах, не попавших под прямое монгольское владычество - в Новгороде и Пскове. Эти города сумели уже в XII веке установить тесные связи с немецкими и скандинавскими купцами, а в XIII веке вступили в Ганзейский союз. Новгород и Псков в это время смело можно поставить в один ряд с крупнейшими немецкими ганзейскими городами по организации таможенного дела. На основании этих данных можно сделать вывод, что монгольское нашествие, ускорив количественное развитие таможенных сборов, нанесло серьезный вред организационно-правовой стороне таможенной системы на Руси.

Лишь по мере объединения древней Руси под державной властью Великого Князя Московского стали делаться попытки внести некоторый порядок в таможенные сборы и привести их к более простой и однообразной системе. Появились первые официальные должностные лица в таможенных органах -целовальники и таможенные головы, начали издаваться первые откупные грамоты. Так как такие грамоты получали, естественно, крупные купцы и

3 Лодыженский К.И. История русского таможенного тарифа. - СПб., 1886.

32 Ученые записки СПб филиала РТА № 1 (45) 2013

бояре, должность таможенника сразу приобрела значительный социальный вес и стала почетной и уважаемой. С момента объединения Руси таможенное дело сразу начало быстро развиваться4, стремительно наверстывая ранее упущенное. До середины XVI века этому развитию серьезно мешала экономическая изоляция страны. Лишь в 1555 году был заключен первый международный торговый пакт с Англией, что положило начало выходу России на общеевропейский рынок. Таможенная система, таким образом, получила толчок к дальнейшему развитию организационно-правового аппарата уже с учетом оживленных внешнеэкономических связей. Появились «государевы списки» таможенных сборов, подлежащих взысканию, с указанием размеров, порядка взимания и определением штрафа за уклонение от уплаты. Такой быстрый прогресс явно был вызван экономической консолидацией русских земель под сильной царской властью.

В немецких землях процесс пошел в другом направлении. Феодальная раздробленность вызвала консервацию таможенного дела. Территории германских княжеств и герцогств были слишком малы и не имели экономических и политических стимулов для создания кодификаций таможенного права, организационного развития и разработки новых форм таможенно-тарифной стратегии5. Раздробленность Германии ввергла таможенное дело в достаточно долгую спячку. Развивались и оттачивались лишь чисто технические детали и приемы взимания таможенных сборов, совершенствовалась универсальность таможенных служащих и т.п.

Развитие таможенного дела в России несколько приостановилось в период Смутного времени и последующего царствования Михаила Федоровича. Но уже в период правления Алексея Михайловича был проведен ряд последовательных реформ, которые привели в известную стройность систему таможенных сборов. Сформировалась четкая структура таможенных органов: в центре - Большая таможня, Посольская таможня, Мытная изба; на местах - таможенные избы под начальством таможенных голов. Россия, таким образом, быстро догоняла немецкие земли в организационно-правовых вопросах таможенного дела, преодолевая экономическую разобщенность отдельных областей, развивая товарное производство и денежное обращение6. В 1649 году Россия отменила льготы английским купцам, не нуждаясь более в их опеке, и стала проводить собственную международную таможенную политику. В 1653 году была установлена единая рублевая пошлина, а в 1667 году появился первый русский кодифицированный акт по таможенному делу - Новоторговый устав или Новоуказные торговые статьи. По своей сути он являлся и первым таможенным тарифом и первым таможенным уставом

4 Костомаров Н.И. Очерк торговли московского государства в XVI и XVII столетиях. - СПб., 1862.

5 Schuemacher Karl. Deutsche Zollgeschichte. - Waldschut, 1927.

6 Рудченко И.Я. Исторический очерк обложения торговли и промыслов в России. - СПб., 1893.

русского государства7. В немецких землях подобные кодификации появились лишь в начале XIX века, после установления территориального таможенного верховенства монархов. В России же уже к концу XVII века была практически закончена централизация таможенного аппарата и полностью подготовлена почва для осуществления единой таможенной политики.

Тем временем в немецких землях происходило детальное совершенствование технических навыков в области таможенного дела. Развивался налоговый кредит; появилось понятие материальной ответственности таможни за товар, которое стало постепенно облекаться в законодательную форму. Именно на приобретение такого специфического опыта не хватало времени русским таможенным служащим из-за стремительного развития организационно-правовой части таможенной системы России в то время.

Царствование Петра I имеет в истории таможенной политики России чрезвычайно важное значение. Этим монархом была введена стройная экономическая система, отразившая в себе доктрины того времени, но вместе с тем, до известной степени самостоятельная. В конце его правления был введен в действие таможенный тариф внешней торговли, который по своей осмысленности может быть поставлен в один ряд с тарифами, изданными при Екатерине II или в XIX столетии. При Петре I в России начала проводиться единая таможенная политика. За её основу была принята так называемая «система Кольбера», представлявшая собою один из видов меркантильно-покровительственной политики, которая господствовала тогда почти во всех государствах Европы. Несмотря на явную преждевременность введения такой системы из-за слабого развития отечественного производства, сама попытка явилась показателем серьезного прогресса таможенного дела в России в экономическом и организационно-правовом отношениях.

В немецких землях продолжалась универсализация таможенного аппарата и методов работы. Появились таможенные склады, что вызвало развитие налогового кредита и транзитной торговли, был освоен и отработан на практике процесс широкого наблюдения за перемещением товаров, стало обязательным декларирование груза. Такое долгое накопление и оттачивание технического таможенного опыта сделало возможным быстрый прогресс организационно-правовой части таможенной системы в будущей объединенной Германии8, благодаря наличию квалифицированных кадров, развитому аппарату таможенного досмотра, отработанному механизму таможенного кредита и таможенного складирования и т.д.

В 1731 году Россия была вынуждена временно отказаться от меркантильно-покровительственной политики и ввести новый, более умеренный тариф в связи с огромной контрабандой и уклонением от уплаты пошлин.

7 Лодыженский К.И. История русского таможенного тарифа. - СПб., 1886.

8 Schuemacher Karl. Deutsche Zollgeschichte. - Waldshut, 1927.

В этот период замечается некоторое развитие технических навыков работы в области таможенного процесса. Был принят новый Морской пошлинный устав, который, наконец, четко установил порядок таможенного досмотра и взимания пошлин в отношении морских судов, определив права и обязанности таможенников и торговцев.

В 1754 году в России произошла важная таможенная «Шуваловская реформа» - все внутренние таможенные пошлины были отменены и вынесены на линию государственной границы, что вызвало настоящий восторг среди простого народа. Примечательно, что в Германии такая отмена произошла лишь в начале XIX века (после появления первых кодификаций таможенного права и отказа от меркантильно-покровительственной политики), а в России - ещё до наступления эпохи меркантилизма. Лишь в 1757 году в России был принят меркантильно-покровительственный таможенный тариф, во многом повторявший тариф Петра I 1724 года: экономика русского государства достаточно окрепла для того, чтобы воспринять выгоды протекционистской политики.

Общим бедствием для Германии и России в эпоху меркантилизма была широкая контрабанда. Немецкие земли страдали от неё даже больше, так как до начала XIX века не имели специальных отрядов пограничной таможенной стражи и не осуществляли систематического контроля за таможенной гра-ницей9. В России дело обстояло несколько лучше - в 1754 году была учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявших границу на Украине и в Лифляндии, а вскоре, в дополнение к ней - казачья и таможенная стража, состоявшая из таможенных объездчиков. Однако и такая охрана границы не смогла оказать существенного влияния на контрабанду.

Россия, в отличие от большинства европейских стран, недолго проводила меркантильно-покровительственную таможенную политику. Развитие отечественного производства и теоретическая разработка в Европе новых экономических концепций (А. Смит и др.) обусловили, после восхождения на престол Екатерины II, переход России к новой экономической политике - политике «невмешательства и отказа правительства от мелочной опеки торгово-промышленной деятельности»10. Уже в 1766 году был принят новый таможенный тариф, который представлял собою решительный шаг по пути к свободной торговле. Следующий тариф 1782 года завершил курс на общую либерализацию внешних и внутренних торговых отношений. Таким образом, во второй половине XVIII века Россия начала проводить более открытую таможенную политику, чем немецкие земли, экономика которых уже стала задыхаться в тисках меркантилизма. Отсутствие нормального международного товарооборота и продолжение существования внутренних таможенных

9 Eulitz Walter. Geschichte des Zollgrenzdienstes. - Bonn, 1968.

10 Лодыженский К.И. История русского таможенного тарифа. - СПб., 1886.

пошлин вызвали резкий упадок благосостояния немецких земель и поставили их перед необходимостью серьезных реформ в области таможенной политики.

Период в истории русской таможенной политики, охватывающий последние годы царствования Екатерины II, правление Павла I и большую часть правления Александра I (до 1822 года), был отмечен очень сильным влиянием на таможенную систему страны политических отношений между Россией и европейскими державами. Начиная с 1793 года, под влиянием политических интересов, производились очень важные и крупные изменения в таможенных тарифах11. Как раз в это время остро сказалась нехватка технического таможенного опыта, отсутствие четкой ориентации в методах осуществления новой экономической политики и недостаток квалифицированных кадров. Именно эти отрасли таможенного дела, столетиями совершенствовавшиеся в немецких землях, в России тогда находились явно в неудовлетворительном состоянии. Недостаточный практический опыт таможенно-тарифного регулирования, малое число инструкций и нормативных актов, наконец, просто отсутствие у персонала навыков работы по новым, прогрессивным правилам материального таможенного права и таможенного процесса - всё это сделало невозможным гибкое манипулирование тарифными ставками. Попытка такого манипулирования в политических целях породила, наряду с другими причинами, лишь серию экономических кризисов: в 1807 году - кризис экспорта хлеба и сельхозпродуктов, в связи с присоединением к «континентальной блокаде» и потерей, в лице Англии, крупнейшего покупателя главной статьи российского вывоза; в 1809 году - очень высокая инфляция из-за бесконтрольного выпуска бумажных денег; в 1819 году - сильнейший кризис мануфактурной промышленности, в связи с принятием низкого таможенного тарифа в соответствии с условиями международных соглашений Венского конгресса. Такая деморализация русской экономики привела к принятию в 1822 году запретительного тарифа, который положил начало продолжительной эпохе интенсивной таможенной охраны национальной промышленности.

В начале XIX века в немецких землях, наконец, установилось территориальное таможенное верховенство монархов. Результатом стали крупные реформы тарифно-пошлинной политики и стремительный прогресс организационно-правовой стороны таможенного дела. Располагая огромным техническим опытом и хорошо обученным персоналом, немецкая таможенная система имела великолепный базис для проведения в жизнь новой экономической и таможенной политики12. Были достаточно быстро разработаны детальные кодификации таможенного права, которые повлекли за собою отказ

11 Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней. - СПб., 1909.

12 Kuehn. Die Entwicklung des deutschen Zollrechts bis zum Zollgesetz von 20. Marz 1939 // ZfZ. -1950. - S. 152, 199, 231.

от меркантилизма, практически изолировавшего к этому времени экономику немецких земель от заграницы. Почти одновременно с этим была упразднена система внутренних таможенных пошлин, и таможенная политика немецких земель полностью вошла в русло национальной экономической системы. Сразу началось бурное развитие таможенных тарифов, основным принципом которых стала новая политика умеренного фритредерства. Такой резкий поворот в таможенном деле прошел для немецких земель, в отличие от России, практически безболезненно13. Уже была многократно отработана методика составления тарифов с учетом всех возможных факторов, освоены системы таможенного кредита, таможенного складирования, процесс декларирования и досмотра товаров и т.д. Политика меркантилизма уже в конце XVIII века начала тормозить в немецких землях развитие новых идей в организационной и правовой областях таможенного дела. С переходом к новой экономической системе для этих новых концепций была открыта дорога к практической реализации, что, при наличии хорошей и серьезной базы, обеспечило быстрый прогресс таможенной системы. Наряду с тарифами начал быстро развиваться таможенный процесс. Появились передовые таможенные посты, окончательно сложилась структура финансовой полиции, была четко регламентирована система таможенного досмотра и принудительного взыскания пошлин. В делопроизводстве существенно упростилась процедура предоставления сопроводительных документов и оформление таможенного хранения. Было заново оформлено и дополнено таможенное уголовное право, в которое были внесены лишь незначительные изменения - настолько универсальной оказалась старая, столетиями отшлифованная система. Обобщая, можно сказать, что фритредерская таможенная политика была освоена немецкими землями с необычайной быстротой и четкостью14. Уже в конце 20-х годов XIX века было закончено приспособление новой торговой системы к условиям национального производства и появилось стремление к экономической консолидации, что и привело к созданию в 1833 году Немецкого таможенного союза. Такое экономическое объединение немецких земель стало первым шагом к будущей единой Германии. Принятое в 1836 году законодательство Таможенного союза стало первым общенемецким кодифицированным актом по таможенному делу. Немецкие земли, таким образом, быстро догоняли Россию и в организационно-правовых вопросах таможенного дела и в осуществлении единой таможенной политики.

В таможенной политике России второй четверти XIX века, напротив, преобладали черты постепенного и равномерного развития. Этот этап тор-гово-политической эволюции начался таможенным тарифом 1822 года, с утверждением которого закончился период активного воздействия политических отношений на таможенную политику России и длился 27 лет, до

13 Schuemacher Karl. Deutsche Zollgeschichte. - Waldshut, 1927.

14 Там же.

1850 года. Русская таможенная политика перешла к защите своих фискальных интересов. Такой период внешней консервации был неизбежен в целях приспособления к новой системе торговых и таможенных отношений и накопления опыта для овладения новой таможенной практикой15. В это время было издано большое количество нормативных актов и инструкций по регламентации технических вопросов таможенного дела, совершенствовались таможенный процесс, таможенное законодательство, делопроизводство, шло интенсивное обучение таможенного персонала новым методам работы. Происходило развитие именно той стороны таможенной системы, которая была освоена немецкими землями в более ранний период времени. Стабильность и протекционизм таможенной политики этого времени дали свои результаты -к 1857 году Россия уже имела достаточно хорошо обученный таможенно-ад-министративный аппарат, неплохо защищенный законодательно16. Таможенный устав 1857 года подчеркивал: «Никакое начальство, ни гражданское, ни военное, не входит ни в какие непосредственные распоряжения по таможенной части»17. Появились передовые таможенные посты и переходные таможенные пункты, была произведена четкая регламентация обязанностей таможен разных классов и их новая группировка в таможенные округа. За 30 лет были хорошо освоены все те мелкие детали таможенной службы на местах и в средней инстанции, которые делают возможным четкое и бесперебойное функционирование всей таможенной системы и совершенствуются только в процессе достаточно долгой и кропотливой работы. Параллельно протекционистская политика второй четверти XIX века стабилизировала торговый баланс, значительно увеличила таможенный доход и содействовала заметным успехам промышленности. К 1850 году экономическая и таможенная система России вполне созрела для открытого участия в мировом товарообороте18, практически догнав немецкие земли и в эффективности и универсальности работы таможенного аппарата и в методике практической реализации таможенной политики.

В немецких землях, тем временем, продолжалось совершенствование организационно-правовой области таможенного дела. Законодательство Таможенного союза постоянно дополнялось новыми статьями и поправками, которые, за счет гибкости таможенного аппарата, быстро реализовывались на практике. Таможенное право было выделено из системы казенной пропускной таможни и стало рассматриваться как инструмент экономического манипулирования. В связи с развитием сети железных дорог была разработана детальная «Инструкция об использовании грузовых имущественных перевозок

15 Семёнов А.В. Изучение исторических сведений о Российской внешней торговле и промышленности (с нач. XIII в. по 1858). - Ч. 1, 2. - СПб., 1859.

16 Там же.

17 Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. - Иркутск, 1987.

18 Колесов И.Н. Таможенная политика России за последнее время. 1850-1870. - СПб., 1890.

на железных дорогах по отношению к таможенному делу». Появилась новая инструкция для общественных таможенных складов, значительно упростившая систему таможенного складирования. Серьезной переработке подверглось уголовное таможенное право. Здесь были заметно смягчены прежние строгие наказания, но произошло существенное расширение понятия состава преступления.

Быстрый прогресс в области таможенного дела и всё более тесная экономическая консолидация немецких земель сделали возможным переход к системе свободной торговли19. В процессе развития Таможенного союза сначала были отменены вывозная и транзитная пошлины, а фритредерский тариф 1865 года ликвидировал общий налог на ввоз. Примечательно, что сходный по характеру русский тариф появился всего на три года позже - в 1868 году. Таким образом, можно констатировать, что Россия и Немецкий таможенный союз практически одновременно начали проводить осмысленную фритредерскую политику, вследствие выхода их экономической и таможенной систем на новый уровень развития.

В 1869 году было принято новое законодательство Немецкого таможенного союза, уже основанное на едином законодательном акте, обязательном для всех его членов. Закон 1869 года объединил в себе результаты организационно-правового развития таможенной системы Союза за 33 года и основные положения первого акта 1836 года, полностью завершив экономическое объединение Германии. В 1871 году этот Закон был автоматически объявлен Общенемецким имперским таможенным правом, и Германия начала проводить единую государственную таможенную политику, произведя лишь соответствующую централизацию управления таможенным аппаратом. Этот процесс также прошел в Германии достаточно быстро и безболезненно20, благодаря хорошо отработанной системе служебных отношений и опыту сотрудничества, приобретенному немецкими землями в Таможенном союзе.

Утверждение в России нового тарифа 1850 года положило начало переходу от запретительной системы в области внешней торговли к умеренно-покровительственной политике. Было открыто свободное соперничество русских и иностранных фабрик и значительно уменьшена величина пошлин. В результате этих мер некоторые мелкие фабрики были вынуждены прекратить функционирование, зато крупные предприятия уцелели и, введя усовершенствования, стали заметно соперничать с иностранными мануфактурами. Стало очевидно, что русское производство способно к самоусовершенствованию и развитию и имеет большое будущее. Xорошее развитие экономической и таможенной систем позволило России уверенно включиться в мировой

19 Helbig Oskar. Die Zollverwaltung im System und in der Geschichte der deutschen Finanzverwaltung // ZfZ. - 1949. - S. 231.

20 Там же.

товарооборот и сразу занять там достаточно солидную позицию21. В 1857 году был принят ещё более либеральный тариф, который отменил последние запрещения ввоза, снова уменьшил пошлины и упростил классификацию предметов импорта, а в течение 1857-1867 годов таможенное обложение было ещё более смягчено путем частичных изменений тарифа.

Русский Таможенный устав 1857 года упорядочил систему охраны границ. Новая структура пограничной таможенной стражи была построена почти точно по немецкому образцу, разработанному ещё в начале XIX века. Пограничная стража располагалась в две линии - первая на самой черте границы, а вторая на расстоянии пяти верст от первой. Это расстояние между линиями пограничной стражи и ещё территория шириной в две версты вглубь страны было пограничной чертой, в которой действовали особые правила.

В 60-х годах Россия провела ряд финансовых реформ, завершивших организационное формирование гибкой и стабильной единой таможенной системы в стране22. В 1860 году был учрежден Государственный банк, а в 1864 году единственным распорядителем доходов и расходов стал министр финансов. В 1864 году в ведении Министерства финансов Департамент внешней торговли был преобразован в Департамент таможенных сборов. Как следствие экономических успехов на международной арене, в 1868 году был утвержден новый таможенный тариф, в котором либерализация таможенной политики периода 1850-1877 годов достигла своей высшей точки.

Как уже говорилось ранее, фритредерские тарифы в России и Немецком таможенном союзе были приняты с разницей всего в три года, а после объединения в 1871 году Германия начала осуществление единой государственной таможенной политики. Таможенная система двух стран развивалась по разным схемам. Долгое накопление опыта и совершенствование таможенного аппарата в средневековье позволило немецким землям быстро наверстать в XIX веке отставание в организационно-правовой области. В России же, наоборот, стремительный организационно-правовой прогресс таможенной системы в эпоху царствований Петра I и Екатерины II привел в XIX веке к длительному периоду экономической самоизоляции, необходимому для приспособления таможенной структуры к новым условиям функционирования, а также накопления практического опыта и детальной регламентации таможенного процесса и таможенного права с помощью инструкций и нормативных актов. Начиная с 1871 года Германия и Россия практически сравнялись по всем параметрам развития таможенной системы. С этого момента таможенное дело и таможенная политика двух стран развивались, в целом, параллельно вплоть до начала Первой мировой войны.

21 Кулишер И.М. Очерк истории русской торговли. - Петроград, 1923.

22 Витчевский В. Торговая таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней. - СПб., 1909.

Таможенная политика России и Германии в 1877-1891 годах была достаточно схожей. Обе страны пережили в конце 70-х годов жестокий финансовый кризис. В России это было связано с русско-турецкой войной 1877-1878 годов и падением хлебных цен на мировом рынке, в Германии - с мощным взрывом ритма экономики в связи с притоком в страну крупных денежных средств от военных контрибуций. Торговый баланс обеих стран значительно ухудшился, результатом чего был переход России в конце 70-х годов к протекционистской таможенной политике. В 1879 году в Германии также был утвержден новый таможенный тариф, имевший явно покровительственный характер. Кроме введения повышенных пошлин, этот тариф внес некоторые существенные дополнения в таможенное законодательство: ещё более упростил таможенную процедуру и установил новый порядок освобождения от пошлин. Запретительный немецкий тариф 1879 года был вызван периодом бурного развития капиталистического производства и явился прелюдией к превращению Германии в промышленное и торговое государство мирового значения23.

В России переход к протекционистской таможенной политике начался с 1877 года введением взимания таможенных пошлин в золотой валюте и происходил достаточно постепенно. В 1880 году были отменены ранее предоставленные промышленникам таможенные льготы в отношении железа, а указом 1884 года было произведено повышение пошлин на железо и чугун, первое в последующей серии повышений. Новые всеобщие повышения пошлин последовали в 1885 и 1890 годах. Все эти разновременные и часто несогласованные повышения ставок таможенного тарифа были подвергнуты пересмотру и объединению в тарифе 1891 года, который явился кульминационным пунктом русской протекционистской политики XIX столетия. Этим тарифом завершилось формирование всеобщего таможенного обложения как средства охраны всех отраслей отечественного производства24. Тариф 1891 года положил начало периоду неторопливого, но стабильного и неуклонного развития промышленных и торговых отношений в России. Уровень этого развития позволил нашей стране в начале XX века войти вместе с Германией в число стран-лидеров мирового товарооборота, и нормальное течение экономической жизни было прервано лишь с началом Первой мировой войны.

Изданный в России одновременно с тарифом 1891 года новый Таможенный устав окончательно завершил организационное и законодательное оформление службы охраны таможенной границы25. Опять же, все дополнения были произведены по немецкому образцу: четкая регламентация наказания за контрабанду в зависимости от вида товара; стремление возложить

23 Helbig Oskar. Die Zollverwaltung im System und in der Geschichte der deutschen Finanzverwaltung // ZfZ. - 1949. - S. 231.

24 Соболев М.Н. Таможенная политика России во второй половине XIX века. - Томск, 1911.

25 Там же.

взыскания именно на настоящего хозяина товара; учреждение «таможенной полосы» на море и создание на суше «корчемной стражи», работавшей на расстоянии 20-50 верст вглубь от пограничной черты с целью обнаружения контрабанды уже на дальних подступах к таможенной границе.

В начале 90-х годов Россия и Германия преодолели внутренние экономические кризисы и снова активно включились в систему мирового товарооборота. В России новым министром финансов С.Ю. Витте были осуществлены широкие мероприятия в экономической жизни: успешное проведение борьбы против спекуляций с русскими бумажными деньгами на иностранных биржах; заключение торговых договоров с государствами, являвшимися важнейшими потребителями продуктов русского сельского хозяйства; реформа Государственного банка; усиление налогов; интенсивное расширение железнодорожной сети; последовательное покровительство индустрии с широким привлечением иностранного капитала; расширение вывоза при помощи тщательно продуманной системы поощрительных мероприятий; введение льгот для сельского хозяйства и хлебной торговли и др.

В Германии был нормализован торговый баланс и успешно решены другие финансовые проблемы, вызванные бурным развитием производства. Практически одновременно после преодоления внутренних экономических кризисов обе страны отказались от режима тарифной автономии и перешли к соглашениям о конвенциальных тарифах, начав проводить, таким образом, более умеренную таможенную политику, основанную на принципе наибольшего благоприятствования. Россия уже в 1893 году применила этот новый принцип к конвенции с Францией, которая была заключена на основе взаимных торговых уступок. Установлением конвенциальных ставок Россия стремилась к созданию двойного тарифа (для стран входящих и не входящих в конвенцию), при помощи которого она рассчитывала достигнуть принятых другими государствами минимальных тарифов. Уступки, сделанные Франции, послужили образцом для дальнейших конвенциальных торговых договоров.

Германия несколько позже России отказалась от тарифной автономии и сразу же повела достаточно искусную договорную политику, открывшую для её промышленности широкие рынки26. В середине 1893 года началось таможенное противостояние России и Германии, возникшее по причине установления последней новых хлебных пошлин и переросшее в настоящую таможенную войну из-за взаимного непонимания и неуступчивости. Это столкновение тяжело отразилось на экономике обеих стран, в особенности на немецкой, и отчетливо доказало бесперспективность силового российско-германского торгового соперничества. Таможенная война подтвердила точку зрения, что обе страны являются естественными торговыми партнерами в силу целого ряда экономических, исторических и географических

26 Соболев М.Н. История русско-германского торгового договора. - Томск, 1915.

42 Ученые записки СПб филиала РТА № 1 (45) 2013

связей. В новых условиях международной торговли напряженность и непонимание между Россией и Германией в таможенных вопросах нанесли крупный экономический ущерб обеим странам из-за разрыва важных торговых артерий, а также вызвали значительные неудобства и потери в связи с торговой переориентацией на новые рынки. Логическим завершением этого конфликта стало взаимное примирение сторон и заключение весной 1894 года конвенциального торгового договора, достаточно выгодного для обоих государств.

В течение 90-х годов XIX века Россия и Германия продолжали политику конвенциальных торговых договоров. В России, однако, ещё сохранился дух фискализма и стремление улучшить государственные финансы путем усиленного налогового обложения - в 1900 году было произведено повышение на 50 % всех тарифных ставок, не связанных с конвенциальными торговыми договорами. Германия в это время продолжала совершенствование организационно-правовой стороны таможенного дела - в 1902 году была произведена ревизия законодательства Немецкого таможенного союза. Были ещё более упрощены таможенное делопроизводство и таможенный процесс, в частности на железной дороге, а также произведено перераспределение обязанностей по досмотру между почтовыми и таможенными чиновниками. Крупным изменениям подверглось законодательство о свободных и общественных таможенных складах, которые получили значительно более свободную правовую организацию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1904 году был возобновлен конвенциальный торговый договор между Россией и Германией, что ещё более укрепило новые торговые отношения между ними, основанные на принципе наибольшего благоприятствования. Такое взаимовыгодное сотрудничество имело широкие перспективы, но Первая мировая война и революция в России нанесли ему смертельный удар и надолго разрушили с таким трудом установленные между двумя странами торгово-экономические отношения.

Организационная система таможенных органов России, отраженная в Уставе 1904 года, имела значительное сходство с немецкой структурой. Она также состояла из центральной инстанции (Департамента таможенных сборов) окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и переходных пунктов. Каждая таможня и таможенная застава состояла «под гласным надзором управляющего»27 из таможенных или канцелярских чиновников. Лишь в 1904 году в русском Таможенном уставе появился раздел «О привозе товаров по железным дорогам», отражавший быстрое строительство железных дорог в России и необходимость приспособления таможенных операций к этому виду транспорта. Пограничная таможенная стража взяла на себя, как и в Германии, многие чисто полицейские функции: Устав 1904 года

27 Пузино В.О. Контрабандисты. - СПб., 1907.

Проблемы становления Таможенного союза стран ЕврАзЭС 43

дал ей право, в наиболее опасных по части контрабанды районах, производить в пограничной полосе шириной около двух километров от границы обыски и выемки в домах и других жилых помещениях на тех же условиях, какие были установлены для полицейских чинов, заменяющих судебных следователей при производстве следственных действий.

В период Первой мировой войны произошло резкое снижение торговой и таможенной активности в обеих странах. Немецкое таможенное ведомство было передано в подчинение армии, а русское стало практически безработным, так как на 75 % европейские западные, северные и южные границы были охвачены военными действиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.