Научная статья на тему 'Особенности российского таможенного протекционизма начала XX В. '

Особенности российского таможенного протекционизма начала XX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1164
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / ПОШЛИНА / ТОРГОВАЯ КОНВЕНЦИЯ / ПРОТЕКЦИОНИЗМ / ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА / CUSTOMS TARIFF / DUTY / TRADE CONVENTION / PROTECTIONISM / CUSTOMS POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Кирилл Евгеньевич

В статье на основе статистических данных анализируются особенности таможенного протекционизма Российской империи в начале XX в. Рассматриваются преимущества заключения в этот период конвенциальных торговых соглашений, основанных на принципе наибольшего благоприятствования. Подчеркивается реакционность российского протекционизма того времени, как тормоза экономического развития страны и орудия финансовой олигархии. Указаны основные проблемы, препятствующие нормальному развитию российского государственного протекционизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Russian customs protectionism at the beginning of XX century

On the basis of statistical data analyzes especially customs protection of the Russian Empire in the beginning of XX century. The advantages of detention in this period Conventional trade agreements based on the principle of the greatest favored. It emphasized the reactionary nature of the Russian protectionism that time as a brake on economic development Countries and tools of the financial oligarchy. Indicate the main problems impeding the normal development of the Russian state protectionism.

Текст научной работы на тему «Особенности российского таможенного протекционизма начала XX В. »

76

Теория и технологии сферы услуг

Иванов К.Е.

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПРОТЕКЦИОНИЗМА НАЧАЛА XX В.

Аннотация. В статье на основе статистических данных анализируются особенности таможенного протекционизма Российской империи в начале XX в. Рассматриваются преимущества заключения в этот период конвенциальных торговых соглашений, основанных на принципе наибольшего благоприятствования. Подчеркивается реакционность российского протекционизма того времени, как тормоза экономического развития страны и орудия финансовой олигархии. Указаны основные проблемы, препятствующие нормальному развитию российского государственного протекционизма.

Ключевые слова. Таможенный тариф, пошлина, торговая конвенция, протекционизм, таможенная политика.

Ivanov K.E.

FEATURES OF RUSSIAN CUSTOMS PROTECTIONISM AT THE BEGINNING OF XX CENTURY

Abstract. On the basis of statistical data analyzes especially customs protection of the Russian Empire in the beginning of XX century. The advantages of detention in this period Conventional trade agreements based on the principle of the greatest favored. It emphasized the reactionary nature of the Russian protectionism that time as a brake on economic development Countries and tools of the financial oligarchy. Indicate the main problems impeding the normal development of the Russian state protectionism.

Keywords. Customs tariff, duty, trade convention, protectionism, customs policy.

Начало XX в. стало для Российской империи продолжением эпохи заключения конвенциальных торговых соглашений, основанных на принципе наибольшего благоприятствования. Из 769 пунктов протекционистского тарифа 1903 г., в 1912 г. конвенциальные уступки и закрепления имели место по 333 пунктам. Однако, несмотря на ограничение действия тарифа 1903 г., таможенный протекционизм в России в начале ХХ века был все же самым высоким в мире.

Некоторое сокращение таможенного обложения в России в 1912 г. по сравнению с 19061910 гг. произошло в связи с разрешением временного льготного ввоза чугуна, установлением в 1912 г. беспошлинного ввоза оборудования для заводов, изготовлявших сложные сельскохозяйственные машины, снижением пошлин на какао и некоторые другие статьи русского ввоза. Но даже значительное снижение таможенного тарифа 1903 г. конвенциальными льготами, предоставленными Россией другим странам, не изменило высокопротекционистского характера таможенной политики России. Лишь ничтожная часть товаров ввозилась в Россию беспошлинно. В 1905 г. беспошлинные товары составляли лишь 4,9%, в 1912 г. - 6,0% и в 1913 г. - 5,3% от ценности русского ввоза [4, с. 7], в то время как в 1912 г. Германия и США 54% стоимости импорта ввозили беспошлинно.

Основным положением рационально построенной протекционистской системы каждого промышленного государства является, по возможности, свободный ввоз сырья, необходимого для развития обрабатывающей промышленности. Многие страны придерживались этого прави-

ГРНТИ 06.43.91 © Иванов К.Е., 2015

Кирилл Евгеньевич Иванов - доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений, истории и политологии Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 (812) 458-97-44. Е-mail: kir-ivanov71@yandex.ru.

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 1 (23). 2015.

77

ла и пропускали сырье и полуфабрикаты, в том числе металлы, каменный уголь, кожи, прядильные материалы беспошлинно или с уплатой незначительной пошлины. В России же это элементарное положение нарушалось, и пошлина на сырье и полуфабрикаты была очень высока, иногда даже выше, чем на изделия, производимые из этого сырья.

Процентное отношение суммы пошлин к ценности ввоза во Франции и Германии, не говоря уже об Англии, было в несколько раз ниже, чем в России. Это особенно относилось к сырью и полуфабрикатам. Если Германия облагала их в 3 раза ниже, чем изделия, то в России и сырье, и полуфабрикаты, и изделия облагались одинаково высокими пошлинами. 40% пошлин взималось Россией с сырья и полуобработанных материалов, по 30% - с изделий и жизненных припасов. Это, в принципе, ненормальное явление, ибо в других высоко протекционистских странах подавляющая часть пошлин взималась с жизненных припасов и изделий. Животные ввозились в Россию беспошлинно.

Высокие пошлины на сырье и полуфабрикаты - один из самых больших недостатков русского таможенного тарифа 1903 г., в равной степени ограждавшего как отрасли добывающей, так и обрабатывающей промышленности, независимо от того, нуждалась в этом та или иная отрасль, или не нуждалась. Так, к XX в. угольная и металлургическая отрасли промышленности России достаточно окрепли и не нуждались в таком высоком, по сути дела запретительном, таможенном покровительстве, установленном раньше. Однако под давлением монополий правительство оставило и в тарифе 1903 г. прежнюю ставку в 45 коп. с пуда на чугун, составлявшую почти 100% от стоимости ввозимого чугуна. На каменный уголь, доставляемый в Россию через порты Черного и Азовского морей, пошлина была установлена в 4 раза выше, чем при ввозе угля на Балтику. Это привело к тому, что каменный уголь через черноморские и азовские порты в Россию почти не ввозился.

Уступки, предоставленные Россией по конвенциальным тарифам Австро-Венгрии, Германии, Италии, Франции и Португалии и распространявшиеся на аналогичные товары стран, торговые договоры с которыми были заключены на основе наибольшего благоприятствования, в значительной степени поломали высоко протекционистский тариф 1903 г. Германия и другие страны добились от России снижения пошлин, прежде всего на изделия. После заключения торговых договоров России следовало привести оставшиеся ставки тарифа 1903 г. в соответствие с уступками по конвенциальным тарифам, в частности, снизить пошлины на черные металлы, но, в угоду монополистам, этого сделано не было. В результате в таможенном обложении России возник ряд нелепостей, и вместо постепенного повышения процента пошлин к ценности ввоза от сырья к полуфабрикатам и изделиям, получалось нередко наоборот.

Особенно ненормальным оказалось обложение металлов и изделий из них. Пошлины на чугун достигали в России 90-100% его стоимости, то есть являлись запретительными. Лишь в 1911-1912 гг., когда в связи с металлическим голодом, искусственно созданным монополистами, было ввезено 7 млн пудов чугуна с оплатой пониженной пошлиной, обложение чугуна составило 24,8% от его стоимости. Пошлина же на полосовое и сортовое железо, вырабатываемое из чугуна, была на 25-29% ниже, чем на чугун.

Еще более неблагоприятным для развития обрабатывающей промышленности в России было соотношение между пошлинами на сталь и проволоку из нее и, особенно, между обложением чугуна и стали, с одной стороны, машин и аппаратов и частей их, изготовляемых из этих металлов, с другой стороны. Пошлина на листовое железо, железные и стальные рельсы, стальной лист также составляла 80-125% от их стоимости, то есть являлась очень высокой. Высокие пошлины на металлы позволяли «Продамету» не только отгородиться от иностранной конкуренции на русском рынке, но и перейти к экспансии на внешних рынках путем продажи там изделии металлургической промышленности по бросовым ценам. В 1909 г. внутри «Продамета» возник специальный рельсовый синдикат, продававший рельсы за границей по цене на 25-30% ниже, чем цена на рельсы в России [5, с. 42]. Сравнительно высокими пошлинами (25-40% от стоимости ввозимого товара) облагались чугунные отливки, чугунные, железные и стальные изделия, замки, ножевой товар, станки для обработки дерева, металлов (кроме молотов и прокатных станов), паровозы, газовые и нефтяные двигатели и т.д.

78

Теория и технологии сферы услуг

Высокие пошлины на черные металлы тормозили развитие металлообработки в России, снижали эффективность таможенного покровительства многим отраслям промышленности, тем более что собственного металла в стране не хватало, и цены на него были высоки. Поэтому 20% пошлина на машины и аппараты, достаточно высокая для покровительства машиностроению в обычных условиях, не являлась препятствием для все более увеличивавшегося ввоза этих товаров в Россию, ибо ввозные машины стоили дешевле, чем производимые внутри страны. Сравнительно низкой пошлиной (10-15% от стоимости) облагался ввоз простых сельскохозяйственных машин и орудий, а сложные сельскохозяйственные машины и орудия (паровые плуги, жнеи-сноповязки и с самосбрасывающим прибором, сложные молотилки, сортировки, машины для разбрасывания удобрений, по уходу за виноградниками и др.) и части к ним с конца XIX в. пропускались в Россию беспошлинно.

Фабриканты и заводчики отраслей обрабатывающей промышленности России выражали недовольство несоответствием в обложении металлов и изделий из них, но оно направлялось, прежде всего, против Германии и других стран, которые добились у России снижения пошлин на металлические изделия. В то же время критике подвергались и высокие пошлины на металлы. В связи с этим, в разработанном накануне и в годы Первой мировой войны проекте нового таможенного тарифа предусматривалось, несмотря на ожесточенное сопротивление металлургических монополистов, резкое снижение пошлин на чугун, железо и сталь. Высокие пошлины на металлы позволяли монополистам получать огромные прибыли. Средняя прибыль металлургических монополистов в России составляла перед Первой мировой войной 20-30% и была выше, чем в других отраслях промышленности.

Несоответствие таможенного обложения между сырьем, полуфабрикатами и изделиями наблюдалось в России и по другим товарам. Так, пошлина на крашеные меха составляла 25 руб. с пуда, а на невыделанные и некрашеные меха, из которых изготовлялись первые - 40 руб. с пуда. Химические препараты и соли для дубления кожи, почти не вырабатываемые в России, были обложены очень высокой пошлиной, а дубленые кожи - низкой, в результате кожи вывозились из России в Германию, там дубились и снова возвращались в Россию. Чтобы произвести пуд морфина, следовало ввезти и переработать 10 пудов опия, уплатив за них 225 рублей пошлин. А пошлина на морфин, ввозимый, главным образом, из Германии, была установлена в 80 руб. с пуда. Аналогичное явление имело место при ввозе коры хинного дерева для производства хинина. Указанные примеры можно было бы продолжить. Все это говорило о бессистемности таможенного обложения России.

Одной из самых высокозащищенных отраслей промышленности в России являлась сахарная промышленность, где господствовала небольшая группа дворянско-буржуазных фамилий: Бобринские, Бродский, Терещенко, Харитоненко и др. Накануне Первой мировой войны пошлина на сахар в России составляла более 100% от суммы его ввоза, то есть была запретительной. В целом, протекционизм в XX в. в России был реакционен, так как он задерживал экономическое развитие страны и служил лишь интересам группы олигархов - магнатов сахарной, угольной и металлургической отраслей промышленности.

Таможенное обложение являлось одним из самых больших видов налогов, взимаемых в России. В 1909-1913 гг. все прямые налоги, взимаемые в России, составляли в среднем 230,9 млн руб. в год, косвенные, за исключением питейного - 258,5 млн руб., а таможенный - 316,6 млн руб. [4, с. 3], то есть таможенный доход давал России больше, чем все прямые налоги или все косвенные, за исключением питейного. За пятилетие 1909-1913 гг. таможенные доходы России выросли по сравнению с предыдущим пятилетием в 1,3 раза. Более 99% их составляли пошлины с ввозимых товаров. В 1912 г. в России было собрано таможенных доходов 32,8 млн фунтов стерлингов, в Великобритании - 33,5 млн фунтов стерлингов и в Германии - 34,3 млн фунтов стерлингов [1, с. 294], то есть сумма таможенных сборов у России была лишь немного меньше, чем у Великобритании или Германии. Доля же этих стран в процентах от суммы оборота мировой торговли составляла: у Великобритании - 27,4%, у Германии - 12,6%, у России - лишь 3,4% [2, с. 65]. Это говорит о том, что, принимая незначительное участие в мировой торговле, Россия в то же время имела высокое таможенное обложение ввозимых товаров, являвшееся одной из причин слабого развития внешней торговли страны.

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 1 (23). 2015.

79

Необходимо отметить, что заключение конвенциальных торговых договоров России с иностранными государствами, и, прежде всего, русско-германского договора 1894 г., диктовалось, в первую очередь, новыми мировыми экономическими тенденциями, вызванными бурным развитием капиталистического производства и оказывающими решающее влияние на политическую ситуацию в мире. Договоры конвенциального типа рассматривались как инструмент улучшения межгосударственных отношений в области промышленности, финансов, товарообмена, хотя в них нашла отражение и политика протекционизма, защиты национальных интересов, покровительства национальным производителям.

Оценка конвенциальных торговых договоров, заключенных Россией с другими государствами, неоднозначна. Однако все одобряющие и критикующие их едины в одном, - эти договоры сближали страны, способствовали развитию экономики и торговли, поддерживали прогрессивные тенденции. До заключения конвенциальных торговых договоров Россия односторонне устанавливала таможенный тариф, не признавая вмешательства со стороны других держав в его конструкцию и размеры ставок. Все европейские государства, в том числе и Немецкий таможенный союз, придерживались таких же взглядов, то есть считали, что каждое государство создает свой тариф, построенный сообразно собственным нуждам и потребностям. Однако, как только Россия стала поднимать ставки таможенных пошлин на промышленные товары, Германия тут же заявила протест и приняла ответные меры.

После отказа принять участие в Немецком таможенном союзе, Россия была исключена из единого тарифа, действующего в рамках стран-участниц Союза. Не являясь наиболее благоприятной державой, не имея договора с Германией, Россия была вынуждена оплачивать свои товары по общему германскому тарифу, то есть занимать на немецком рынке худшее положение, чем ее конкуренты. Объективно назрела необходимость заключения конвенциальных торговых договоров, тем более что к этому времени и Германия перешла к протекционизму, покончив с системой единого договорного тарифа.

По мере заключения соглашений такого типа, общий русский тариф 1891 г. уступил свое место конвенциальному, особенность которого состояла в том, что он отражал интересы не только одной единственной западной страны, в частности Германии, но и всех остальных стран, в соответствии с принципом наибольшего благоприятствования. Некоторые исследователи оценивают конвенциальные торговые договоры России с Германией и другими странами как «передышку, предоставление друг другу времени для собирания и концентрации сил после периода беспокойств и волнений в области торговой политики» [3, с. 26].

ЛИТЕРАТУРА

1. Вестник финансов, промышленности и торговли. Пг.: Изд. Мин-ва финансов, 1914. № 19.

2. Ден В.Е. Положение России в мировом хозяйстве. Пг.: 25-я гос. тип., 1922. 164 с.

3. КулишерИ.М. Основные вопросы международной торговой политики. Ч. I. Пг.: Атеней, 1924. 222 с.

4. Кун Е. Развитие нашего таможенного обложения в последние десятилетия: материалы к пересмотру торговых договоров. Пг.: Тип. Ред. период. изданий Мин-ва финансов, 1917. 124 с.

5. Очерки истории СССР. 1907 - март 1917. М.: Учпедгиз, 1954. 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.