Научная статья на тему 'Таможенная процедура экспорта по законодательству Российской Федерации'

Таможенная процедура экспорта по законодательству Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2191
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ANALYSIS / ЭКСПОРТ / EXPORT / ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА / CUSTOMS PROCEDURES / РЕЭКСПОРТ / RE-EXPORT / ПЕРЕРАБОТКА / RECYCLING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галин Динар Фаритович

В статье анализируется понятие экспорта в таможенном праве, проведено разграничение между вывозом как внешнеторговой операцией, связанной с различными таможенными процедурами временным вывозом, переработкой вне таможенной территории, реэкспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таможенная процедура экспорта по законодательству Российской Федерации»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, ИНФОРМАЦИОННОЕ _ПРАВО_

Таможенная процедура экспорта по законодательству Российской Федерации Галин Д. Ф.

Галин Динар Фаритович / Galin Dinar Faritovich - студент, Институт права, Башкирский государственный университет, г. Уфа

Аннотация: в статье анализируется понятие экспорта в таможенном праве, проведено разграничение между вывозом как внешнеторговой операцией, связанной с различными таможенными процедурами - временным вывозом, переработкой вне таможенной территории, реэкспортом.

Abstract: the article analyzes exports concept in customs law, conducted a distinction between the export of foreign trade operations associated with the various customs procedures - the temporary export, outward processing, re-exports.

Ключевые слова: анализ, экспорт, таможенная процедура, реэкспорт, переработка. Keywords: analysis, export, customs procedures, re-export, recycling.

Как известно, экспорт - активно используемая в международной торговле таможенная процедура. В данной статье рассмотрено понятие экспорта в таможенном праве, проведено разграничение между вывозом как внешнеторговой операцией, связанной с различными таможенными процедурами - временным вывозом, переработкой вне таможенной территории, реэкспортом и т. д. - и конкретной таможенной процедурой экспорта, при которой товары Таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории Таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

Часть 1 ст. 212 Таможенного кодекса Таможенного Союза [2] дает определение понятию «экспорт». Экспорт - таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории Таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

Отметим, что в соответствии с пунктом 3 статьи 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТК ТС, либо по требованию таможенного органа. В свою очередь, часть вторая ст. 212 ТК ТС устанавливает правило о помещении под таможенную процедуру экспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры временного вывоза или переработки вне таможенной территории. Так, согласно данной части, допускается помещение под таможенную процедуру экспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры временного вывоза или переработки вне таможенной территории, без их фактического предъявления таможенным органам.

Так, по одному из дел, удовлетворяя заявление организации к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по субъекту РФ о признании недействительным решения, суд указал, что товар считается вывезенным из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза в таможенном режиме экспорта и в том случае, если в указанную таможенную процедуру он был помещен после фактического вывоза в порядке,

78

предусмотренном пунктом 2 статьи 212 ТК ТС. Закрепленное в подпункте 2 пункта 1 статьи 147 НК РФ [4] условие определения места реализации товара, связанное с началом его транспортировки с территории Российской Федерации, при этом не нарушается. Следовательно, независимо от того, в каком месте состоялся переход права собственности на спорный товар - в России или за рубежом, операция по его реализации облагается налогом по ставке 0 процентов, если товар был помещен под таможенный режим экспорта в соответствии с таможенным законодательством [7].

От экспорта как вывоза товара за рубеж следует отличать экспорт, понимаемый как одна из установленных таможенных процедур. В таможенном праве ЕАЭС понятие таможенной процедуры экспорта имеет четкое законодательное закрепление (ст. 212 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТС)): таможенная процедура, при которой товары ТС вывозятся за пределы таможенной территории ТС и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

Из приведенного легального определения таможенной процедуры экспорта следует, во-первых, что под эту таможенную процедуру могут помещаться только товары ТС (пп. 37 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса ТС), то есть находящиеся на таможенной территории ТС товары:

1) полностью произведенные на территориях государств - членов ТС;

2) ввезенные на таможенную территорию ТС и приобретшие статус товаров ТС в соответствии с таможенным законодательством ТС;

3) изготовленные на территориях государств - членов ТС из товаров, указанных в п. (1) и (2), и (или) иностранных товаров, и приобретшие статус товаров ТС в соответствии с таможенным законодательством ТС.

Во-вторых, такие товары должны быть вывезены с таможенной территории ТС. Под вывозом товаров с таможенной территории ТС понимается (пп. 4 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса ТС) совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории ТС любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи до фактического пересечения таможенной границы.

В этой связи отметим, что, согласно ст. 212 Таможенного кодекса ТС, допускается помещение под таможенную процедуру экспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры временного вывоза или переработки вне таможенной территории без их фактического предъявления таможенным органам. Таким образом, товар считается вывезенным из Российской Федерации за пределы таможенной территории ТС в таможенном режиме экспорта и в том случае, если в указанную таможенную процедуру он был помещен после фактического вывоза в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 212 Таможенного кодекса ТС (Определение Верховного Суда РФ от 13 ноября 2015 года N 307-КГ15-7495 по делу N А42-4205/2014 [8], Определение Верховного Суда РФ от 13 ноября 2015 года N 307-КГ15-7424 по делу № А42-4200/2014 [7]).

Положение о допустимости помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры временного вывоза или переработки вне таможенной территории без их фактического предъявления таможенным органам включено в Таможенный кодекс ТС для усиления экономической «маневренности» участников внешнеторговой деятельности, предоставления им возможности изменения таможенного статуса товаров и смены одной заявленной таможенной процедуры на другую. В соответствии с этим положением Таможенного кодекса ТС, если декларант посчитает необходимым изменить таможенную процедуру товаров, вывезенных ранее с таможенной территории ТС, например, с ранее заявленной процедуры временного вывоза (на практике такая необходимость часто возникает в связи с аварией, уничтожением транспортных средств, строительной техники и т. д.) на таможенную процедуру экспорта, освобождающую его от обязанности обратного ввоза товара на таможенную

79

территорию ТС, он может это сделать без фактического предъявления такого товара таможенным органам государств - членов ТС.

В-третьих, товары, помещаемые под таможенную процедуру экспорта, предназначаются для постоянного нахождения за пределами таможенной территории ТС. С помощью этой характеристики удается отграничить таможенную процедуру экспорта от «смежных» таможенных процедур, связанных с вывозом товаров с таможенной территории ТС и составляющих в совокупности понятие экспорта в широком смысле. Речь идет о таких таможенных процедурах, как временный вывоз, реэкспорт, переработка товаров вне таможенной территории [10, С. 11].

Ключевой характеристикой статуса товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, является их постоянное нахождение впоследствии за пределами таможенной территории ТС.

Характеристика товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта как товаров ТС, вывозимых за пределы таможенной территории ТС, не является определяющей, поскольку ей отвечают также товары, помещаемые и под другие таможенные процедуры - временного вывоза, реэкспорта, переработки товаров вне таможенной территории и др. Однако последние товары вывозятся с единой таможенной территории ТС с обязательным условием их обратного возвращения.

Определение таможенной процедуры экспорта, содержащееся в Таможенном кодексе ТС (ст. 212). Помещение товаров под таможенную процедуру экспорта и фактический вывоз таких товаров с таможенной территории ТС приводят к изменению статуса таких товаров - они утрачивают статус товаров ТС и становятся иностранными товарами (ст. 213 Таможенного кодекса ТС).

Будучи одной из основных «классических» таможенных процедур, процедура экспорта не могла быть лишена внимания на международно-правовом уровне. В Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 года (в редакции 1999 года) (Киотской конвенции) [1] экспорту посвящено специальное приложение C, в котором сформулированы стандарты и рекомендации, касающиеся области применения таможенной процедуры экспорта (например: стандарт, в соответствии с которым таможенная служба по общему правилу не требует подтверждения прибытия товаров за границу; рекомендация по документации, в соответствии с которой в национальном законодательстве должно предусматриваться, что товары могут декларироваться способом, альтернативным стандартной декларации на товары, при условии, что такой способ обеспечивает предоставление необходимых сведений, относящихся к товарам, подлежащим очистке с целью полного экспорта).

В таможенном законодательстве ТС нормативно-правовые основы таможенной процедуры экспорта заложены в главе 31 Таможенного кодекса ТС, в которой определены содержание данной таможенной процедуры, условия помещения товаров под эту таможенную процедуру экспорта, а также возникновение и прекращение обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин и сроки их уплаты в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта.

Нормотворческими полномочиями по урегулированию различных аспектов таможенной процедуры экспорта наделена также Евразийская экономическая комиссия. Так, например, в решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года N 30 «О мерах нетарифного регулирования» [3] определены конкретные условия помещения под таможенную процедуру экспорта отдельных категорий товаров (наличие лицензий, сертификатов и т. п.).

Вопросы, не урегулированные таможенным законодательством ЕАЭС, могут передаваться на уровень национального законодательства государств - членов ЕАЭС. Так, Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [5] определен порядок представления сертификата о происхождении товара при

экспорте отдельных категорий товаров (ст. 231), а также особенности экспорта товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами (ст. 232).

В развитие положений, содержащихся в актах законодательства о таможенном деле, принимаются подзаконные нормативные правовые акты, которыми регулируются отдельные аспекты таможенной процедуры экспорта. Например: Указ Президента РФ от 20 сентября 2010 года N 1137 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывозе из Российской Федерации в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы» [6] и т. д. [9].

Подводя итог, следует отметить, что нормативная база таможенной процедуры экспорта в рамках ЕАЭС отличается сочетанием общепризнанных международно-правовых регуляторов, таможенного законодательства ЕАЭС (Таможенного кодекса ТС, актов наднационального регулятора и др.), а также национального законодательства государств - членов ЕАЭС. При этом уровень наднационального регулирования включает как акты законодательства государств - членов ЕАЭС о таможенном деле, так и акты налогового законодательства, регулирующие отдельные особенности обложения экспортных поставок НДС и акцизами. Если модель нормативного регулирования таможенных отношений, связанных с помещением вывозимых товаров под таможенную процедуру экспорта, можно считать в основном завершенной, то нормативное регулирование фискальных отношений - по уплате вывозных таможенных пошлин, НДС и акцизов - в настоящее время продолжает активно формироваться.

Литература

1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 32. ст. 4810.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 50. ст. 6615.

3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» // Таможенные ведомости. 2015. № 12.

4. Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ; Часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. ст. 3824 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000, № 32. ст. 3340.

5. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010. № 48. ст. 6252.

6. Указ Президента РФ от 20 сентября 2010 г. N 1137 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывозе из Российской Федерации в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 39. ст. 4923.

7. Определение Верховного Суда РФ от 13 ноября 2015 г. N 307-КГ15-7424 по делу N А42-4200/2014 // СПС «КонсультантПлюс».

8. Определение Верховного Суда РФ от 13 ноября 2015 года N 307-КГ15-7495 по делу N А42-4205/2014 // СПС «КонсультантПлюс».

9. Семенихин В. В. Внешнеэкономическая деятельность. М., 2015. 949 С.

10. Козырин А. Н. Таможенная процедура экспорта по законодательству Российской Федерации и ЕАЭС // Реформы и право, 2016. № 1. С. 7-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.