Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3 (3), с. 263-266
263
УДК 339.543
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО © 2013 г. А.А. Шапкин
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 08.07.2013
На основе анализа таможенной политики России в рамках вступления в ВТО рассмотрены возможности использования такого инструмента внешнеэкономической политики, как эскалация таможенного тарифа.
Ключевые слова: ВТО, таможенное регулирование, эскалация таможенного тарифа.
Современный этап социально-экономического развития России поставил перед обществом комплекс новых вопросов, без решения которых невозможно дальнейшее движение вперед. Использование инструментов тарифного регулирования - таких, как эскалация таможенного тарифа - может стать фактором, который сделает экономику России более привлекательной для иностранных инвесторов и поможет стимулировать развитие сельского хозяйства.
В 2012 году завершился процесс вступления России во Всемирную торговую организацию. Данное событие оказало влияние на дальнейшее социально-экономическое развитие страны. В данный момент в России подводят первые итоги присоединения, к которому страна готовилась 18 лет.
В выступлении Президента Российской Федерации В.В. Путина во время «Прямой линии» 25 апреля 2013 года было отмечено, что вступление в ВТО не означает конец развития такой стратегически важной отрасли, как сельское хозяйство [1]. Правительство должно контролировать использование инструментов защиты отечественного производителя в условиях присоединения ко Всемирной торговой организации, а субсидирование данной отрасли в 2013 году вырастет до 180 млрд руб. Данная система функционирования экономики, когда развитие производства поддерживается только лишь финансированием из бюджета, не всегда эффективна. Особо важна тщательно продуманная политика государства в области таможенного законодательства, приведение её в соответствие с принципами ВТО.
В условиях вступления России во Всемирную торговую организацию важно не только поддерживать те отрасли промышленности и
сельского хозяйства, которые могут пострадать вследствие изменения импортных пошлин, но и не забывать о том, что одной из задач внешнеэкономической политики является привлечение в страну инвесторов, создающих высокотехнологичный продукт. Инновационная экономика требует, в первую очередь, конкурентоспособного товара, который будет произведен с использованием последних достижений науки и техники. В данный момент количество предприятий, создающих продукт, обладающий высокой добавленной стоимостью, в России крайне мало. Присоединение нашей страны к Всемирной торговой организации, завершившееся в 2012 году, должно стать важным этапом в процессе перехода отечественной экономики на инновационные рельсы. В условиях отмены таможенных барьеров, защищавших национальных производителей, необходимо обратиться к опыту развитых стран, который сочетает соответствие всем тарифным нормам ВТО и создание конкурентоспособной продукции.
На Уругвайском раунде переговоров, длившемся с 1986 по 1994 год, было принято решение о создании ВТО, там же была поставлена задача снижения общего уровня тарифов на 30%. Для достижения данного показателя, страны-участницы стали более широко использовать такой инструмент торговой политики, как эскалация импортных тарифов. Он заключается в увеличении уровня тарифной защиты продукции по мере повышения степени её обработки. Так, например, пошлина на хлопок может составлять 1%, на пряжу - 5%, на хлопчатобумажные ткани - 10% [2]. По мнению представителей развивающихся стран, данная методика создает дополнительные преграды для экспорта переработанных товаров на рынки развитых государств. Поэтому в рамках Дохийского ра-
264
А.А. Шапкин
унда переговоров они добиваются снижения уровня тарифной эскалации. Данный инструмент внешнеэкономической деятельности в развитых странах стимулирует перенос производства сырья в развивающиеся страны и ликвидирует технологическую отсталость, так как только сырье, таможенный тариф которого минимален, может стать основной статьей их экспорта. С другой стороны, отечественные производители готовой продукции защищены от конкуренции со своими коллегами из развивающихся стран, так как тарифная эскалация велика.
Существует зависимость между величиной пошлин на отдельно взятый товар и продукцию, отличающуюся степенью переработки. Если тарифная ставка на сырье составляет 0%, то пошлина на готовое изделие приходится на добавленную стоимость. Таким образом, чем ниже уровень таможенного обложения полуфабриката, тем выше конкурентоспособность готового изделия; вместе с тем повышается тарифная защита продукта с высокой степенью переработки. Допустим, если необходимо повысить таможенный барьер определенной продукции, не всегда выгодно повышать его тарифную ставку, достаточно снизить пошлину на соответствующий ему полуфабрикат или сырье.
В исследованиях ЮНКТАД была разработана формула, позволяющая определить эффективную ставку пошлины, которая отражает зависимость между увеличением таможенной защиты продукции и повышением разницы пошлин на готовую продукцию и сырья для его производства:
г =^ - Yms) / V, где г - эффективная ставка пошлины, t - номинальная ставка пошлины на готовую продукцию, 5 - номинальная ставка пошлины на сырье, т - коэффициент, показывающий долю сырья в цене товара, V - коэффициент, показывающий долю стоимости, добавленной в процессе обработки [3].
Из формулы видно, что уровень тарифной защиты повышается не только за счет увеличения разницы в величинах пошлин на сырье и готовые изделия, но и по мере уменьшения степени обработки продукции.
В Российской Федерации практика использования эскалации импортного тарифа получила своё отражение в программе Минэкономразвития, которая была принята в 2008 году с целью радикального изменения таможеннотарифной политики [4]. Задачи данной программы заключались в защите внутренних рынков, обеспечении прозрачности мер внешнеэкономического регулирования, а главное - в сти-
мулировании производственно-технологической кооперации российских и иностранных предприятий. Важную роль в данном процессе сыграло вступление России в ВТО. Так, например, импорт компьютерной и офисной техники в России в 2011 году составил 3% от общего объема или 7.45 млрд долларов. Основными нашими партнерами по данной продукции являются Китай (49.1%), Германия (14.4%), Нидерланды (6.4%), Чехия (5%), Венгрия (3%) [5]. До вступления в ВТО размер пошлины на данные товары составлял 0%, однако после вступления - 10%. Таможенные пошлины на персональные компьютеры будут составлять 10% до августа 2013 года, до августа 2014 - 6%, а с августа 2015 года - нулевая ставка. Доля компьютеров, произведенных в России, на рынке не превышает 20%, а в то же время на рынках Белоруссии и Казахстана достигает 75%. Эти данные говорят о перспективах переноса сборочных предприятий иностранных компаний в Россию. Так, например, часть сегмента персональных компьютеров составляют моноблоки, то есть совмещенный системный блок и монитор, пошлина на них составляет те же 10%, нулевая ставка остается только для моделей премиум-класса. По заявлениям Олега Артамонова, старшего технического эксперта департамента информационных технологий Samsung, при необходимости компания сможет запустить локальное производство моноблоков - как сборочное, так и полного цикла - в России. У компании уже есть опыт производства мониторов, телевизоров и стиральных машин для российского рынка на заводе в Калужской области [6]. Вместе с тем 4 декабря 2012 года были снижены пошлины на микропроцессоры, исполненные по технологическому процессу не более 32 нанометра. Снижение ставок для комплектующих элементов персональных компьютеров может быть одним из примеров эскалации импорта. Таможенная политика, проводимая правительством Российской Федерации, однако, пока не в полной мере соответствует данному принципу. Ставка ввозных пошлин на ноутбуки всё ещё составляет 0%, тогда как ставки тех же пошлин на многие комплектующие к ним достигают 20%. Данный факт является ключевым обстоятельством при принятии решения иностранными компаниями касательно того, где размещать производство данных высокотехнологичных продуктов - в России или за её пределами. Для соответствия принципу эскалации таможенного тарифа необходимо и дальше снижать пошлины на другие радиоэлектронные комплектующие. Важно при этом понимать, что
0.69 Евио
До присоединения РФ к ВТ О по После присоединения
состоянию на 2011 г.
Рис. 1. Изменение пошлин на «Готовые мясные изделия»
таможенные пошлины являются одним из инструментов поддержки локальных производителей. Опыт других государств при вступлении в ВТО свидетельствует о том, что снятие таможенных барьеров компенсировалось экономическими льготами (снижение налогового бремени, фиксированные льготные тарифы на энергоносители, субсидирование создания рабочих мест и обучения технического персонала, дешевые заемные средства, система сертификации и др.).
В то же время не стоит забывать, что и несоответствие принципам эскалации таможенного тарифа сведет на нет все финансовые льготы, предоставленные государством. Так, например, увеличение субсидирования сельского хозяйства, о котором говорилось в Послании Президента, не даст в полной мере желаемого эффекта, пока снижение пошлины на готовые мясные изделия не будет сочетаться с соответственным снижением пошлины на сырье. В 2015 году начнут действовать либеральные пошлины на готовые мясные изделия. Доля импорта на рынке России по говядине по данной позиции достигает 30%, или 2209 млн долларов (по мясу птицы - 18%, или 890 млн долларов; по свинине 25%, или 1942 млн долларов). Снижение импортного тарифа по коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) 1601 «Готовые мясные изделия» с 0.40 евро за 1 кг продукции до 0.25 евро сочетается с полным отказом от 25% адвалорной составляющей импортной пошлины [7]. Данный сектор сельского хозяйства имеет огромное значение для экономики России, объем рынка достигает 550 млрд рублей в год, а доля отечественных производителей в мясной отрасли достигает 95%.
При существующих темпах аграрной инфляции сегодняшний фактический импортный тариф с 0.69 евро за 1 кг к моменту введения новых заниженных пошлин к 2015 году в 0.25 евро за 1 кг будет соответствовать пошлине около 7-8% от стоимости ввозимой продукции, что можно увидеть на Рисунке 1 [8].
Данный факт вступает в противоречие с принципами ВТО в области тарифной эскалации и, несомненно, приведет к импортозамеще-нию в данной отрасли. Стратегия внешнеэкономической политики государства должна включать не только создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвесторов, но и поддержку отечественных производителей, особенно в сельском хозяйстве.
Эскалация импортных пошлин является приоритетным направлением таможенной политики в условиях создания инновационной экономики. За последнее время был проведен огромный объем работы в данном направлении, а вступление России в ВТО должно стать тому катализатором. Внедрение новых технологий в производство должно стать важным фактором повышения конкурентоспособности российской экономики. Для этого требуется привлечение в страну иностранных инвесторов, для которых необходимо создать прозрачное правовое поле, а также показать очевидные экономические выгоды. Соблюдение принципа эскалации таможенного тарифа, например, в сфере производства радиоэлектроники, позволит крупным иностранным компаниям размещать свои производства в нашей стране. Когда иностранным контрагентам будет выгоднее везти в страну полуфабрикаты, а не готовые изделия, тогда таких предприятий, как сборочный цех компании Баш8ип§ в Калужской области, станет намного больше.
Список литературы
1. http://www.gazeta.ru/business/news/2013/04/25/ n_2875537.shtml (дата обращения 24.04.2013).
2. http://en.wikipedia.org/wiki/Doha_Development_ Round#Geneva.2C_2008 (дата обращения 24.04.2013).
3. unctad.org/ (дата обращения 24.04.2013).
4. Васильева Ю. Минэкономразвития предлагает радикально перестроить таможенно -
тарифную политику // Российская Бизнес-газета. 26.02.2008. № 642.
5. Пушкин А.В. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. Альпина Паблишер, 2012. С. 370-380.
6. Петлявой В. Таможня поставила моноблок // РБК-daily. 10.01.2013. - URL: http://www.rbcdaily.ru/ media/562949985473603 (дата обращения 24.04.2013).
7. Таможенный кодекс Таможенного союза (в ред. от 16.04.2010) // Собрание Законодательства РФ. 13.12.2010. № 50. Ст. 6615.
8. Мамиконян М. Свинья в загоне // Российская
газета. 07.05.2013. - http://rg.ru/2013/05/07/
svinya.html (дата обращения 24.04.2013).
9. Гурова И.П. Мировая экономика: Учебник. М.: Омега-Л, 2008. 198 с.
10. Киреев А.П. Международная экономика. В 2 ч. Ч. II. Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование: Учебное пособие для вузов. М.: Междунар. отношения, 2009. 488 с.
11. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 671 с.
CUSTOMS POLICY UNDER RUSSIA’S MEMBERSHIP IN THE WTO
A.A. Shapkin
Based on the analysis of Russia's customs policy under the WTO membership, we consider the use of customs tariff escalation as a tool of foreign policy.
Keywords: WTO, customs regulation, customs tariff escalation.