Научная статья на тему 'Таможенная политика России в трудах И. Х. Озерова'

Таможенная политика России в трудах И. Х. Озерова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
152
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шлевкова Т.В.

В статье рассматривается таможенная политика, проводимая в России во второй половине ХIХ века, и дается ее анализ, изложенный в трудах известного русского экономиста И. Х. Озерова. Ситуация перекликается с реалиями сегодняшнего дня, в частности с новыми направлениями в таможенно-тарифной политике на период до 2011 г., разработанными Министерством экономического развития РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ministry of economic development of Russia prepared new directions of the customs-tariff policy for the period till 2011. In article the customs policy spent to Russia in second half of the XIX-th century is considered, and its analysis stated in the works of known Russian economist I.C.Ozerova is given.

Текст научной работы на тему «Таможенная политика России в трудах И. Х. Озерова»

В статье рассматривается таможенная политика, проводимая в России во второй половине XIX века, и дается ее анализ, изложенный в трудах известного русского экономиста И. X. Озерова. Ситуация перекликается с реалиями сегодняшнего дня, в частности с новыми направлениями в таможенно-тарифной политике на период до 2011 г., разработанными Министерством экономического развития РФ.

Таможенная политика России в трудах И. X. Озерова

Т. В. ШЛЕВКОВА,

кандидат экономических наук, Волгоградский государственный университет E-mail: brieftat@mail.ru

Иван Христофорович Озеров (1869-1942) - видный русский экономист начала XX века, профессор Московского и Санкт-Петербургского университетов, один из первых ученых, рассматривавших финансы как самостоятельную науку.

Научные взгляды И. X. Озерова формировались под влиянием академика И. И. Янжула, заведующего кафедрой финансового права Московского университета. В 1898 г. Озеров защитил магистерскую диссертацию по теме «Подоходный налог в Англии», в 1899 г. - докторскую «Главнейшие течения в развитии прямого обложения в Германии».

Главное место в жизни И. X. Озерова занимала преподавательская работа. Автор большого количества книг («Основы финансовой науки», «Экономическая Россия и ее финансовая политика», «Горные заводы Урала», «Русский бюджет» и др.), он читал лекции в Московском и Петербургском университетах, Московском коммерческом институте и на Бестужевских женских курсах.

Наиболее значительной работой ученого, безусловно, является учебник «Основы финансовой науки». Впервые опубликованный в 1905 г., он стал настолько популярным, что в 1908 г. вышло второе издание, значительно расширенное

© ЭКО 2009 г.

и дополненное. В общей сложности «Основы финансовой науки» до 1917 г. переиздавались пять раз, каждый раз дополняясь.

Таможенная политика России

В своих трудах И. Х. Озеров затрагивал наиболее актуальные экономические и общественно-политические проблемы страны, в том числе вопросы таможенного покровительства промышленному производству. «Нам надо развивать промышленность», -писал он, а далее указывал, что одним из значимых факторов промышленного развития страны является протекционизм. Озеров подчеркивал, что протекционизм не должен быть «огульным», таможенные ставки необходимо устанавливать на определенный срок, по истечении которого они должны снижаться. Следует защищать только те отрасли, для развития которых есть в данное время наиболее благоприятные условия: «Нерационально сразу вводить покровительственные пошлины на машиностроительное дело, иначе такое покровительство может лечь тяжелым гнетом на другие отрасли, например, на хлопчатобумажную, мукомольную, т. к. вследствие дороговизны машин процессы производства удорожаются»1.

Заметим, что таможенное обложение машин (медных аппаратов, паровых машин и пр.) было введено только тарифом 1868 г. Тарифная комиссия указывала, что пока в России машиностроение было развито недостаточно, не было необходимости препятствовать ввозу машин. Однако к концу 1860-х годов ситуация изменилась: позиции отечественного машиностроения заметно укрепились. Если в 1850г. в России действовало всего 25 машиностроительных заводов, на которых было занято 1475 рабочих, то в 1860 г. - уже 99 заводов с 7954 рабочими2. В то же время в условиях дороговизны капиталов и рабочей силы данное производство нуждалось в защите от иностранной конкуренции.

1 Озеров И. Х. Экономическая Россия и ее финансовая политика. М.: Типо-Литография Товарищества И. Н. Кушнерев и К°, 1905. С. VII, VIII, 58; Озеров И. Х. Основы финансовой науки. Вып. 1. М.: Типография Товарищества И. Д. Сытина, 1911. С. 389.

2 Труды комиссии Высочайше учрежденной для пересмотра таможенного тарифа в 1867 г. Ч.1. СПб.: Типография Майкова, 1868. С. 335; Соловьева А. М. Промышленная революция в России в XIX веке. М.: Наука, 1990. С. 92.

Как известно, таможенная политика государства может определяться несколькими целями: покровительством отечественной промышленности, извлечением максимального дохода от обложения ввозимых в страну или вывозимых товаров, обеспечением активного внешнеторгового баланса. В России обеспечение активного внешнеторгового баланса было вызвано, прежде всего, необходимостью покрывать задолженность по иностранным займам и переходом к металлическому обращению3.

И. Х. Озеров писал: «Наш высокий тариф (таможенный тариф 1891 г. - авт.) объясняется тем, что при составлении его имелось в виду не только развить промышленность, но и всеми мерами преградить доступ иностранных товаров в Россию, чтобы таким образом скопить внутри страны золотой запас для введения золотой валюты». Именно «...эта цель, по-видимому, нередко стояла на первом плане сравнительно с задачей планомерного развития промышленности.», что наложило яркий отпечаток на политику министра финансов И. А. Вышнеградского. По мнению ученого, «стремление во что бы то ни стало сделать Россию промышленной. выдвигало на первую очередь и вопрос о создании устойчивого денежного обращения - введения золотой валюты, для чего надо было накопить золотые запасы.». Он указывал, что «таможенному тарифу навязана чуждая задача по охране золотых запасов страны», но подчеркивал, что это было неизбежно, поскольку Россия «.обладает большой заграничной задолженностью и ей много приходится уплачивать по долговым обязательствам.»4.

В 1866-1875 гг. российский внешнеторговый баланс был пассивным, в 1866-1870 гг. отрицательное сальдо торгового баланса составляло 0,4 млн руб., в 1871-1875 гг. -95,1 млн руб. Поворот в таможенной политике во второй половине 1870-х годов в сторону усиления протекционизма позволил правительству с 1876 г. добиться положительного сальдо внешнеторгового баланса. В 1876-1880 гг. оно составляло 9,6 млн руб., в 1881-1885 гг. - 55,7 млн руб., в 1886-1890 гг. -

3 Золотая валюта была введена в 1896 г.

4 Озеров И. Х. Основы финансовой науки. Указ. соч. С. 412; Озеров И. Х. Финансовая реформа в России. М.: Типо-Литография И. И. Пашкова, 1906. С. 20-21.

238 млн руб., в 1891-1895 гг. - 158 млн руб., в 1896-1900 гг. -90,8 млн руб.5

Особенно значительные успехи были достигнуты во второй половине 1880-х годов. Превышение вывоза над ввозом в 238 млн руб. было достаточным, чтобы выполнять внешние платежные обязательства России и одновременно создавать внутренний золотой запас. Ситуация же в 1890-х годах оказалась не столь благоприятной. При ежегодной потребности страны приблизительно в 200 млн руб.6 для покрытия обязательств по иностранным займам внешнеторговый баланс уже не мог полностью выполнять возложенную на него задачу. В этих условиях государство вынуждено было брать новые займы и расходовать накопленный золотой запас.

Заметим, что точка зрения самого Министерства финансов на проводимую им таможенную политику была несколько отличной от взглядов ученого-экономиста. Представляя проект таможенного тарифа 1891 г. в Государственный совет, министр финансов И. А. Вышнеградский писал: «Опыт указал на необходимость произвести целый ряд изменений в тарифе 1868 г. с целью как фискальной, так главнейше покровительственной (курсив авт.), а также для достижения более выгодного для нас международного торгового баланса». При обсуждении проекта нового тарифа Государственный совет признавал, что с достижением бездефицитного бюджета и при постоянном положительном сальдо внешнеторгового баланса «фискальные цели и стремление достигнуть благоприятного торгового баланса отодвигаются на второй план и дают возможность обратить главное внимание на нужды отечественной промышленности, дабы путем таможенной охраны содействовать правильному ее развитию»7.

5 Шапошников Н. Н. Таможенная политика России до и после революции. М.-Л.: Типография им. Володарского, 1924. С. 17.

6 Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней. СПб.: Издание Д. А. Казицына и Ю. Д. Филипова, 1909. С. 164.

7 Объяснительная записка к представлениям Министерства финансов в Государственный Совет об общем пересмотре таможенного тарифа // Работы по пересмотру таможенного тарифа. СПб.: Типография В.Киршбаума, 1891. С. 1-2; Обзор деятельности Государственного Совета в царствование государя императора Александра III. СПб.: Государственная типография, 1895. С. 113.

Минусы и плюсы протекционистской таможенной политики

Известно, что протекционистской таможенной политике присущ целый ряд недостатков. Так, устраняя иностранную конкуренцию, она дает возможность отечественным производителям получать значительную прибыль, не заботясь при этом об усовершенствовании производства. «Благодаря. высокому покровительству нет побуждения у предпринимателей вводить технические усовершенствования, - писал И. Х. Озеров, -они, убаюкиваемые высокими дивидендами, при намеке на возможность конкуренции первым долгом обращаются к правительству с просьбой о повышении тарифа». Слишком высокие таможенные пошлины привели к «гипертрофии прибыли», размер которой в некоторых отраслях промышленности был «поразительным»8.

Приведем данные о прибылях российских производителей на внутреннем рынке. По данным самих промышленников, чистая прибыль на вложенный капитал в 1887 г. составляла: для Товарищества В. Морозова - 16%; Измайловской бума-гопрядильни - 26%; Никольской мануфактуры С. Морозова -28%; Невской бумагопрядильни - 38%; Кренгольмской мануфактуры - 44,9%; Товарищества шерстяных изделий Торнто-на - 45%. При этом официальные данные, предоставляемые правительству, были заведомо занижены с целью сокрытия прибыли. Так, Мануфактура В. Морозова в 1887 г. дала не 16%, а 28% чистого дохода, Невская бумагопрядильня не 38%, а 53%, Никольская мануфактура - свыше 40% и т. д. К концу XIX века прибыль Никольской мануфактуры С. Морозова достигала уже 62%, Южно-Днепровского железного завода - 69%, заводов Юза - 100%9.

Протекционистская политика, как известно, ведет к росту цен на все категории товаров, которые подвергаются

8 Озеров И. Х. Финансовая реформа в России. С. 14; Озеров И. Х. Основы финансовой науки. С. 412.

9 Ходатайства Императорского вольного экономического общества об изменениях в русском таможенном тарифе. СПб.: Типография В. Демакова, 1890. С. 116, 151; Брандт Б. Ф. Финансовая политика и таможенное покровительство. СПб.: Типография В. О. Киршбаума, 1904. С. 78.

таможенному обложению. Цены повышаются как на товары, ввозимые из-за границы, так и на аналогичную отечественную продукцию в результате ослабления иностранной конкуренции. Рост цен, в свою очередь, вызывает уменьшение емкости внутреннего рынка. Таким образом, протекционизм косвенно наносит ущерб самой промышленности, успешное развитие которой зависит от покупательной способности населения.

Потребление многих видов товаров в России было значительно ниже, чем в других странах. Озеров приводил следующие данные: «Потребление угля в 1896 г. на душу населения в Великобритании - 237 пудов, в Бельгии - 155 пудов, США -147, во Франции - 60, России - 7. Потребление чугуна на душу населения в Великобритании - 9 пудов, в США - 8,4 пуда, в Германии - 6 пудов, в России - 1,32 пуда. В Англии, где до последнего времени сахар совсем не облагался, потребление достигало 90,9 фунтов на душу, в Дании - 60,2 фунтов, „.в Германии... - 25,8 фунтов, „в России - 9,7 фунтов». Добавим, что не только высокий уровень цен, но и низкий уровень доходов основной массы населения в России являлся причиной низкого потребления промышленной продукции. По расчетам П. Х. Шванебаха, налоги поглощали более половины, а в некоторых губерниях - весь доход крестьян от продажи хлеба10.

Понятно, что низкий спрос на промышленную продукцию со стороны российского населения отрицательно сказывался, прежде всего, на отраслях, производящих только предметы потребления. Что касается отраслей тяжелой промышленности, то главным потребителем для них стало государство. И. Х. Озеров писал по этому поводу: «Малая емкость внутреннего рынка вынуждает нас принимать своеобразные мероприятия - усиленную постройку железных дорог, чтобы дать заказы заводам.». И далее приводил следующие цифры: по данным на 1900 г., государство потребляло 48% металлургической продукции, которая шла, прежде всего, на железнодорожное строительство, тогда как на народное потребление приходилось всего 14%11.

10 Озеров И. Х. Экономическая Россия и ее финансовая политика. С. 47, 50; Шванебах П. Х. Наше податное дело. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1903. С. 162-163.

11 Озеров И. Х. Экономическая Россия и ее финансовая политика. С. 48, 118.

Серьезным недостатком протекционизма является и то, что, поощряя одну отрасль промышленности, он задерживает развитие других. В результате увеличения ввозных пошлин на сырье с целью развития отечественной добывающей промышленности значительный ущерб наносился отраслям обрабатывающей отрасли. Введение высоких пошлин на машины подрывало основу развития как добывающей, так и обрабатывающей промышленности (о чем уже было сказано выше). Поэтому повышение пошлины на одни товары неизбежно влекло за собой и повышение другой: пострадавшие промышленники оказывали давление на правительство, требуя для себя также усиления протекционизма.

И. Х. Озеров писал: «Одна пошлина у нас влечет за собой другую. Так, когда в 1885 г. были возвышены пошлины на машины, вследствие чего устройство мельниц удорожалось, было признано необходимым возвысить пошлину на муку.», а «благодаря дороговизне железа само оборудование многих предприятий у нас обходится очень дорого. устройство мельниц обходится у нас на 50% дороже, чем на Западе»12.

В то же время, несмотря на вышеуказанные негативные проявления, протекционистская таможенная политика была неизбежна. Вступив на путь капиталистического развития позже многих европейских стран, без таможенной охраны Россия была бы не в состоянии выдержать конкуренцию со стороны иностранных производителей. Промышленность страны в этих условиях «захирела» бы.

Покажем некоторые результаты покровительственной таможенной политики, проводимой российским правительством со второй половины 1870-х годов. В 1881 г. в целях покровительства была увеличена пошлина на машины (паровозы, локомобили, тендеры). В результате в 1871-1875 гг. в России было произведено 630 паровозов, а в 1876-1880 гг. их число возросло до 1112. В 1887 г. было повышено таможенное обложение иностранного каменного угля, что благотворно сказалось на развитии отечественной каменноугольной промышленности. За шесть лет, предшествующих введению пошлины

12 Озеров И. Х. Основы финансовой науки. С. 414; Озеров И. Х. Экономическая Россия и ее финансовая политика. С. 59.

(1879-1884 гг.), добыча угля в Донбассе возросла на 34,6%, в то время как в 1885-1890 гг. - на 59,2%. Усиление таможенной охраны дало свои результаты и в производстве чугуна. За пятилетие, предшествующее повышению ввозной пошлины (1880-1884 гг.), выплавка чугуна увеличилась с 28,4 до 31,1 тыс. пудов, т.е. на 9,5%. В 1884 г. пошлина была повышена с 5 до 9 коп. золотом, в 1885 г.- до 12 коп., в 1886 г. -до 15 коп., в 1887 г. - до 25-30 коп., в 1891 г. - до 3035 коп. В результате за 1885-1889 гг. производство выросло с 32,2 до 45,1 тыс. пудов (на 40,3%), а за 1890-1896 гг.-с 56,6 до 98,4 тыс. пудов (на 73,9%)13.

Значительные результаты дало также покровительство химической промышленности. За 20 лет, предшествовавших установлению таможенной охраны, когда пошлины на химическую продукцию неуклонно снижались в интересах других отраслей, данное производство увеличилось всего на 87%. С повышением таможенного обложения в 1877-1896 гг. рост производства составил более 400%14.

К дням сегодняшним

Анализ современной таможенно-тарифной политики показывает, что в России превалирует фискальная функция пошлин в ущерб регулирующей, что негативно сказывается на развитии ряда отраслей отечественной промышленности. На сегодняшний день наметились положительные сдвиги в решении этой проблемы. Правительство России одобрило новый подход к таможенно-тарифной политике на период до 2011 г., разработанной Министерством экономического развития15.

13 Рассчитано по: Материалы к пересмотру общего таможенного тарифа Российской империи по Европейской торговле. Обозрение изменений в таможенном тарифе, последовавших после 1 января 1887 г. СПб.: Типография В. Киршбаума, 1889. С. 52; Соловьева А. М. Указ. соч. С. 229; Кованько П. Главнейшие реформы, проведенные Н. X. Бунге в финансовой системе России. Киев: Типография императорского университета св. Владимира, 1901. С. 281.

14 Рассчитано по: Сборник сведений по истории и статистике внешней торговли/ Под ред. В. И. Покровского. Т. 1. СПб.: Типо-Литография М. П. Фроловой, 1902. С. 316.

15 http://www.rg.ru/2008/02/26/tarif.html

Реализация новой политики предполагает решение целого ряда задач, в том числе усиление регулирующей функции таможенного тарифа и рациональную защиту внутренних рынков. Планируется гибко реагировать на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин, а также других мер. Предполагается снижение ввозных пошлин на прогрессивное технологическое оборудование, не имеющее отечественных аналогов, при одновременном сохранении защитных пошлин на конкурентоспособное оборудование, производимое отечественными предприятиями.

«ЭКО»-информ

По данным организаций Новосибирской области, суммарная задолженность по заработной плате по состоянию на 1 февраля 2009 г. составила 128,2 млн руб. По сравнению с 1 января она увеличилась в 2,4 раза. Из общей суммы 27,9% приходится на обрабатывающие производства, 17,5% - на организации, занятые научными исследованиями и разработками, 17,2% - на сельское хозяйство, охоту и лесозаготовки и 14,4% - на строительные организации.

Размер бюджетной задолженности по заработной плате составил 10,4 млн руб. (8,1% всей областной задолженности). За февраль этот вид задолженности увеличился на 27,9%. Около 92% общего объема бюджетной задолженности составляет недофинансирование из средств федерального бюджета.

Задолженность по начисленной в 2007 г. и ранее и не выплаченной заработной плате составила 2% общего объема задолженности области, в 2008 г. - 98%.

Численность работников, перед которыми организации имеют задолженность по заработной плате, составила 12,2 тыс. человек и за февраль возросла в 2,1 раза. На одного работника, имеющего задолженность, на 1 февраля 2009 г. приходится в среднем 10518 руб.

Лицам, уволенным из организаций в 2008 г. и ранее, не выплачена заработная плата в сумме 4,3 млн руб., что составляет 3,4% общего объема задолженности по заработной плате. За январь 2009 г. общая сумма этого вида задолженности увеличилась в 6 раз.

Источник: данные Новосибирскстата E-mail: oblstat@novosibstat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.