Научная статья на тему 'Развитие чёрной металлургии в российской империи'

Развитие чёрной металлургии в российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4070
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗО / ПРОТЕКЦИОНИЗМ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / СТАЛЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / ЧЁРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ / ЧУГУН / IRON / PROTECTIONISM / RUSSIAN EMPIRE / STEEL / CUSTOMS DUTIES / FERROUS METALLURGY / CAST IRON

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пыхалов И. В.

Рассматривается дореволюционная история российской чёрной металлургии. В разные периоды её развитие шло весьма неравномерно, испытывая как подъёмы, так и падения. Решающую роль в этом играла политика российского государства. Недостаточно продуманные реформы (1861 г.) или свободный ввоз чёрных металлов из-за границы (1861–1880 гг.) сказывались негативно, в то время как протекционистские меры — защита внутреннего рынка таможенными пошлинами, стимулирование отечественного производителя — оказывали благотворное влияние, особенно ярко проявившееся в 1880–90-е гг. Однако, несмотря на эти успехи, дореволюционная российская чёрная металлургия продолжала уступать ведущим западным странам в абсолютных величинах произведённой продукции и особенно в производстве на душу населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of ferrous metallurgy in the Russian Empire (Russia, St. Petersburg)

The article focuses on prerevolutionary history of Russian ferrous metallurgy. Its development was uneven in various historical periods, experiencing both rises and declines, and the state politics played the key role in this process. Not sufficiently thoughtful reforms of 1861, or free export of ferrous metals from abroad in 1861–1880 produced a negative impact, whereas protectionist measures of 1880–1890s (protection of the internal market through custom duties, stimulation of the national producers) were highly beneficial. However, despite these successes, prerevolutionary ferrous metallurgy in Russia was lagging behind the leading Western countries both in absolute values and especially as far as per capita consumption is concerned.

Текст научной работы на тему «Развитие чёрной металлургии в российской империи»

62 (лат) О провидении и роке и о том, что в нас. Феодора — механика».

63 (лат) О реальности зла.

64 Quetif et Echard, Scriptores Ord. Praedic, I. , p. 390.

65 Аристотель. Риторика, VIII книг.

66 Bibl. Roy. Ancient Fonds. Ms. lat. 7695. Содержит Книги Риторики Аристотеля, по переводу Гильома. Благодарю Господа, Аминь.

67 Bibl. Roy. Fonds de Sant-Victor, 336, 96.

68 Bibl. Graeca, ed., Harles, t. III, p. 222.

69 Arist. De Hist. Anim., ibid. p. cxlii. Шнайдер отсылает к этому пассажу Предисловия своего издания Политики Аристотеля, p. XXII-XXVI.

70 Аристотель. Политика, VIII книг.

71 Biblioth. De Arsenal, Sciences et Arts, 19. Первое указание на эту заметку было дано Варфоломеем Сент-Викторским в Предисловии его перевода «Политики», p. LXXIX. Книга Аристотеля Политика, переведенная братом Гильомом, из Ордена Проповедников, с греческого на латинский язык..х того места непосредственно перевод с греческого языка на латинский язык бр. Гильома из Ордена братьев проповедников.

72 Prefatio, ibid. Шнайдер также приписал Гильому перевод «Истории животных», но что возвращает к тому мнению, которое также было составлено последним издателем произведения. (Theophrasti Eresii Historia Plantarum, emendavit Frid., Vimmer, Urastislaviae, 1842, Praef. P. XXVI.).

73 Script., Ord. Praef. P. 391.

74 Tiraboschi, Stor., della letter., T. IV, p. 170.

75 Bibl. Roy. Fonds de Sorbonne., 841: «Экономика Аристотеля переведена с греческого на латинский язык по одной (части) архиепископом Греции и магистром Дурандом де Аверния, латинским прокуратором Университета в те времена в римской курии. Акты Ананьи, в месяце августе при понтифике Бонифации VIII, в первый год.

76 См. ниже. Ch. III, §10.

77 Bibl. d'Avranches, 2045.Этот перевод был найден Равессоном, который не мог определить, кому из двоих Альфано, который занимался осадой Салерно: первой от 1058 до 1085 и второй от 1085 до 1121.

78 Muratori, Antiq. Italiae, III, c. 918. Tirabischi ibid.

79 Bibl. Roy. Anc. Finds Ms. lat. 6865.

80 Bibl. Roy., anc. Finds, Ms. Lat. 7362, Cf. Mem de l'Acad. Des Inscrip. T. VI, 2-serie, p. 24 et suiv.

81 Bibl. Roy. Fonds de Sorbonne, 1775. «Комментарий к книге «О категориях» магистра Симплиция, который был учеником Аристотеля. По греческому источнику, предшествует глава «О движении», относится к последней главе, без начала и конца, полностью не была записана, повреждена и не переведена, что касается средних столбцов. Греческий экземпляр поврежден и во многих местах невозможно понять, что написано, но уже лучше иметь такой, чем не иметь никакого. Переведено в год Господень 1266, в марте, братом»

82 Script. Ord., Praed., t. I, 390. Гильом Доротее в Предисловии к переводу комментария, выразился так на предмет этого перевода: Гильом Доротее в Предисловии к переводу того же комментатора, говорит о предмете этого перевода: нет ничего необычного в этом древнем переводе, в котором стерты греческие буквы и испорчена грамматика. К огорчению это портит перевод, так как буквы становятся не видны, и не так нелепо многие становится испорченным».

83 См. ниже m.V.

84 Baldini, Catalogus Codicum latinorum Bibliothecae Mediceae Laurentianae, Laurentiae, 1776, t. III. P. 249.

85 См. Приложение. Specimen XV.

86 (лат) Путь литературы.

87 Arist. De Anim. Hist. t. I, p. XXX.

88 Bibl. Roy. Fonds de Sorbonne, 946: «которой греческий перевод в книге «О Проблемах», которая переведена с греческого на латинский язык по распоряжению императора Фридриха, и начинается так: «Когда я был в Греции, попала мне в руки эта книга»

89 Polit., Lib. II, C. 7, § E, Opp. T. IV .

90 Bibl. Roy. Fonds de Sorbonne, 1795: «Последняя небольшая часть, о цветах, определена так, потому что не было экземпляра на греческом языке, Вероятно это по тому определению в книге "О цветах", какая следует после».

РАЗВИТИЕ ЧЁРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

И.В. Пыхалов,

историк, публицист (Санкт-Петербург) [email protected]

Рассматривается дореволюционная история российской чёрной металлургии. В разные периоды её развитие шло весьма неравномерно, испытывая как подъёмы, так и падения. Решающую роль в этом играла политика российского государства. Недостаточно продуманные реформы (1861 г.) или свободный ввоз чёрных металлов из-за границы (1861-1880 гг.) сказывались негативно, в то время как протекционистские меры — защита внутреннего рынка таможенными пошлинами, стимулирование отечественного производителя — оказывали благотворное влияние, особенно ярко проявившееся в 1880-90-е гг. Однако, несмотря на эти успехи, дореволюционная российская чёрная металлургия продолжала уступать ведущим западным странам в абсолютных величинах произведённой продукции и особенно в производстве на душу населения.

Ключевые слова: железо, протекционизм, Российская империя, сталь, таможенные пошлины, чёрная металлургия, чугун

УДК 94(47) «1700/1913» + 669.1 ББК 63.3(2) + 34.32

Анализируя развитие дореволюционной российской промышленности, в первую очередь следует обратить внимание на чёрную металлургию, этот фундамент индустрии. Чёрная металлургия — базовая отрасль тяжёлой промышленности, наличие достаточного количества чёрных металлов (чугуна, железа и стали) жизненно необходимо для развития железнодорожной сети, машиностроения, строительства.

Исторической особенностью развития России является догоняющая модернизация, вызванная необходимостью навёрстывать отставание от ведущих стран и осуществляемая «сверху». Так, три века назад ответом на вызов Запада стали реформы Петра I, давшие мощный импульс развитию нашей страны. К середине XVIII столетия Россия вышла на первое место в мире по выплавке чугуна:

Таблица 1

Выплавка чугуна в Англии и в России XVIII в. (тыс. пудов) [3, с. 50]

Годы Англия и Шотландия Россия*

1720 1037 610

1725 1040 815

1730 1047 957

1750 1342 2009

1760 1647 3663

1770 1952 5106

1780 2440 6718

1790 4880 7957

1800 9516 9908

* Учтён только доменный чугун. В петровской России насчитывалось ещё до 3000 ручных горнов с продукцией 350 тысяч пудов сыродутного железа.

Благодаря успехам отечественной металлургии «ввоз из-за границы железа, доставлявшегося ранее главным образом через Архангельск из Швеции (свицкое железо), в 1724 г. уже был вытеснен местным производством» [1, с. 15 (1-я паг.)]. Более того, железо стало заметной статьёй русского экспорта. В 1717-1719 гг. его вывоз составлял 35 тыс. пудов, в 1730-е гг. колебался в пределах 200-340 тыс. пудов в год, к середине века эта цифра достигла 1 млн пудов, в конце 1770-х гг. из России ежегодно вывозилось около 2 млн пудов железа, а в начале 1790-х гг. — 2,5 млн пудов. В 1793 году было вывезено 3033 тыс. пудов железа на 5204,4 тыс. рублей, а в следующем, 1794 году экспорт железа достиг наивысшей величины — 3885 тыс. пудов. Главным потребителем русского железа была Англия, решавшая тем самым задачу индустриализации [3, с. 51-52].

В первой половине XIX века рост выплавки чёрных металлов в России резко замедлился. Одновременно происходит быстрое развитие коксовой металлургии, сперва в Великобритании, а затем и в других странах Запада. Это постепенно привело к утрате Россией лидирующих позиций в чёрной металлургии. В 1801-1810 гг. русский экспорт составлял 2,1 млн пудов железа, в 1810-1830-х гг. — 1,3 млн пудов [3, с. 52].

Таблица 2

Выплавка чугуна в 1820—1860 гг., тыс. пудов

1, с. 9-10 (2-я паг.)]

1820 1830 1840 1850 1860

Англия 25 211 42 230 86 925 140 056 237 168

Франция 7 442* 13 725 24 583 24 766 54 778

США 1 240 10 187 17 690 34 099 50 094

Россия 9 333* 11 169 11 331 13 892 20 467

* Данные за 1822 год.

Ускоренное развитие производительных сил России, наступившее по окончании Крымской войны, увеличило потребность в чёрных металлах, особенно для строительства железных дорог, перевооружения армии и флота. Однако старая уральская промышленность, основанная на древесно-угольной выплавке чугуна, имела весьма ограниченные возможности для роста. Более того, реформа 1861 года вызвала обвальное сокращение выплавки чугуна на уральских заводах:

«В начале шестидесятых годов уральские заводы перенесли тяжкий горнозаводской кризис, первое начало которому положено было крутым возвышением цен на хлеб, начавшимся в 1857 г. вследствие неурожаев, свирепствовавших особенно на северном Урале. При обязательном труде, главный расход заводчиков заключался в даровой раздаче хлеба пайками, по числу душ, всему заводскому населению. Когда с 1858 по 1861 год цены на хлеб быстро возросли, то соразмерно с ним возросла и стоимость заводских материалов — руды и угля, а затем и самых металлов; продажная же цена этих последних поднялась далеко не в такой степени...

Таким образом, стоимость железа возвысилась на 100%, а в то же время продажная цена его в Нижнем Новгороде поднялась

не более 24%. Этот убыточный оборот застал большую часть заводов совершенно без капиталов, которых потребовалось теперь несравненно более, а потому некоторые заводы вынуждены были уменьшить производство. Между тем настала крестьянская реформа, которая довершила кризис, раскрыла все недуги старого порядка и потребовала безотлагательно ввести новое хозяйство, вольный труд вместо обязательного и новых капиталов, которых не было у заводчиков» [7, с. 109 (1-я паг.)].

«Перед освобождением крестьян от крепостной зависимости (1861 г.) на Урале действовало 224 горных завода с выплавкой в 16 1/2 миллионов пудов. Уничтожение крепостного права, позволившее рабочим бросить ненавистную тяжёлую заводскую работу, привело к массовому переселению вчерашних рабов прочь от заводов, в другие губернии. Результатом этого явилось значительное сокращение производства. Уральская промышленность, основанная на правительственной опеке и кабальном труде, с трудом переходила на новые начала производства с вольнонаёмными рабочими. Целых 10 лет понадобилось для того, чтобы выплавка чугуна в 1870 году догнала выработку уральских заводов, какую они давали до уничтожения крепостной зависимости» [14, с. 22].

Таблица 3

Выплавка чугуна в различных промышленных районах Российской империи, тыс. пудов

[1, с. 7 (2-я паг.)]1

Годы Южный Уральский Центральный Север и Сев.-Запад Польский Сибирский Итого

1860 — 14.513 3.150 346 1.383 189 19.581

1861 — 14.226 2.743 306 1.428 178 18.881

1862 8 10.467 2.171 199 1.542 148 14.535

1863 79 11.921 2.744 147 1.275 89 16.255

1864 194 12.533 2.852 228 1.569 72 17.448

1865 168 12.329 3.167 264 1.351 118 17.397

1866 117 12.580 3.208 209 1.315 64 17.493

1867 117 12.399 3.263 247 664 192 16.882

1868 260 13.857 3.649 150 789 274 18.979

1869 324 13.402 3.156 149 1.881 250 19.162

1870 352 14.797 3.460 133 1.730 278 20.750

К этому времени Россия уступала по выплавке чугуна не только Англии, Франции, США и Германии, но и таким странам, как Бельгия и Австро-Венгрия (см. табл. 11).

таким образом, отечественная чёрная металлургия не могла в полной мере удовлетворить потребности народного хозяйства. «В 60-х годах внутри России добывалось лишь около 20 милл. пудов чугуна, и вся потребность страны в чугуне (считая 1 п. железа =1 1/4 пуда чугуна, а пуд машин = 1 1/2 пуд. чугуна, так как при переделке происходят неизбежные утраты) достигала 50 милл. пуд. чугуна. Почти такою же оставалась эта потребность России и во всё продолжение 70-х годов, когда внутреннее производство могло удовлетворить не более как 40% существовавшего спроса» [15, с. 14 (1-я паг.)].

Особенно это касалось развития железнодорожного транспорта. На 1860 год протяжённость российских железных дорог составляла всего лишь 1491 версту [17, с. 787]. С 1860-х годов начинается усиленное железнодорожное строительство:

Получить недостающий металл можно было лишь за счёт импорта.

Согласно действовавшему таможенному тарифу 1822 года многие иностранные товары были запрещены к привозу или обложены очень высокими пошлинами. Так, ввоз чугуна и железа морем был запрещён, при ввозе через сухопутную границу чугун облагался пошлиной в 90 коп. с пуда, а железо — 1 р. 20 коп. с пуда [15, с. 345 (2-я паг.)]. Если учесть, что в 1855-1857 гг. стоимость чугуна на Среднем Урале составляла 12-13,5 коп., а железа 53-57 коп. за пуд [7, с. 109 (1-я паг.)], фактически такой тариф можно назвать запретительным.

1 Некоторые разночтения цифр в этой и других таблицах объясняются несовершенством дореволюционной статистики.

Таблица 4

Темпы строительства российских железных дорог

[1, с. 79 (1-я паг.)]

Пятилетия Построено железных дорог, вёрст

1861-1865 2.066

1866-1870 6.667

1871-1875 7.443

1876-1880 3.436

1881-1885 3.042

1886-1890 4.311

1891-1895 5.839

1896-1900 14.887

1901-1905 7.215

1906-1910 около 6.000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новый таможенный тариф, который был Высочайше утверждён 25 марта 1857 г. и введён в действие со дня получения его в таможнях [15, с. 545 (2-я паг.)], разрешил ввоз чугуна и железа морем, при этом пошлина на чугун была назначена 15 коп. с пуда, а на железо в зависимости от сорта — от 50 до 90 коп. с пуда (при ввозе через сухопутную границу 30 коп.). Размеры этих пошлин были рассчитаны так, чтобы в центральных местностях империи (Москва, Нижний Новгород) иностранные чугун и железо обходились несколько дороже русских. Для покровительства возникновению металлургических заводов на юге России был воспрещён ввоз чугуна и железа из-за границы в порты Азовского моря [15, с. 554 (2-я паг.)].

Высочайше утверждённым 19 июня 1859 г. мнением Государственного Совета пошлина на чугун была снижена до 5 коп. с пуда, на железо полосовое до 35 коп, сортовое — до 45 коп. и листовое — до 70 коп. с пуда [15, с. 545 (2-я паг.)].

Высочайше утверждённым 8 мая 1861 г. мнением Государственного Совета был разрешён беспошлинный привоз в Россию иностранного чугуна и железа для машиностроительных заводов [15, с. 346 (2-я паг.)]. Мотивировалось это тем, что таможенный тариф, допуская беспошлинный ввоз готовых машин и взимая пошлину с сырья для их производства, создавал тем самым преимущества заграничным механическим заводам в ущерб отечественному машиностроению.

По первоначально установленным правилам этой льготой могли пользоваться только владельцы машиностроительных заводов, причём в количестве, соответствующем объёму производства на этих заводах машин и фабричных принадлежностей. Однако затем к машиностроительным заводам были отнесены и заводы, занимающиеся постройкой железных судов, броненосцев, гидравлических приборов, железных мостов, а также артиллерийских снарядов, орудий и лафетов. В последующие годы льгота беспошлинного получения чугуна и железа была распространена на производство железнодорожных принадлежностей и подвижного состава, на сооружение и ремонт самих заводов [15, с. 554 (2-я паг.)], и даже на заводы, изготовлявшие телеграфную проволоку [15, с. 108 (2-я паг.)].

Эти меры привели к постепенному увеличению ввоза чёрных металлов. «До 1862 года Россия могла ещё собственными средствами удовлетворять свою потребность в чугуне, железе и стали; но с 1863 года начинается перевес ввоза над вывозом» [15, с. 351 (2-я паг.)].

Новый таможенный тариф, Высочайше утверждённый 3 июня 1868 г., был введён в действие с 1 января 1869 г. [15, с. 546 (2-я паг.)]. Хотя беспошлинный ввоз большинства категорий машин и механизмов отныне прекратился — были введены пошлины в 75 коп. с пуда для паровозов и 30 коп. с пуда для всякого рода машин, аппаратов и орудий, за исключением земледельческих, бумагоделательных, типографских и служащих для текстильного производства — правила о беспошлинном привозе чугуна и железа для машиностроительных и механических заводов остались в силе. Более того, был отменён запрет на привоз чугуна и железа в азовские порты [15, с. 148, 554 (2-я паг.)].

Что же касается импорта чёрных металлов, не подпадавших под льготу, то пошлины на разные виды железа были частич-

но снижены и составили: 20 коп. с пуда на рельсовое, 35 коп. с пуда на полосовое, сортовое, фасонное и в лому, 50 коп. на листовое, котельное, броневое, 80 коп. на сталь [15, с. 555 (2-я паг.)]. Штыковой чугун (выплавленный в виде грубых болванок, так называемых штыков) по-прежнему облагался в размере 5 коп. с пуда, чугун в изделиях — от 50 коп. до 2,5 руб. с пуда, смотря по отделке [15, с. 347 (2-я паг.)].

Последствия этого тарифа оказались неблагоприятными для отечественной железной промышленности, так как ввоз иностранного продукта чрезмерно усилился [15, с. 347 (2-я паг.)]:

Таблица 5

Ввоз чёрных металлов и изделий из них, в среднем за год, тыс. пудов [15, с. 13 (1-я паг.)]

1869-1872 1873-1876 1877-1880

Чугун 3.263 4.129 9.319

Железо и сталь в разных видах 15.144 20.768 18.124

Машины 3.620 4.639 7.487

Чтобы оценить масштаб этого ввоза, следует вспомнить, что в 1870 году в Российской империи (включая Финляндию) было выплавлено 15.138,507 пудов железа и 536,040 пудов стали, в 1871 году — соответственно 15.506,413 и 442,241 пудов [7, с. 108 (1-я паг.)].

При этом в период 1868-1878 гг. 90% чугуна и свыше 60% железа ввозилось беспошлинно [15, с. 555 (2-я паг.)]. Как отметил заслуженный профессор Санкт-Петербургского технологического института Н.Ф. Лабзин в своей статье из обзора «Фабрично-заводская промышленность и торговля России», «контроль за правильным расходованием беспошлинно пропущенного железа был затруднителен» [15, с. 108 (2-я паг.)].

«Лучшею иллюстрацией нашей отсталости в 70-х годах [XIX века] может служить тот факт, что рельсы Уральской железной дороги, проложенной в гнезде нашего железного производства, привезены из Англии» [16, с. 261].

Впрочем, по мнению известного российского предпринимателя XIX века В.А. Кокорева, этот прискорбный факт иллюстрирует скорее не отсталость нашей страны, а использование «административного ресурса» во вред государственным интересам:

«Само дело указывало, что надобно было спешить с устройством горной Уральской дороги, чтобы получать оттуда рельсы, железные мосты и прочее; а мы эту дорогу, отложив на самый конец, покрывали (о, ужас!) рельсами и железными мостами, привозимыми из Англии» [5, с. 35].

«Покойный директор горного департамента В.К. Рашет, отлично знавший Урал, как управлявший некогда заводами Демидовых, тотчас после Крымской войны представил ко всем властным лицам проект сооружения Уральской горнозаводской железной дороги с ясными доказательствами необходимости построить эту дорогу прежде других линий, дабы воспользоваться недрами Уральского хребта для выделки рельсов и прочих принадлежностей железных дорог. Более 15 лет Рашет хлопотал о приведении своей мысли в исполнение, но стену равнодушия пробить не мог и в 70-х годах умер» [5, с. 36-36]. Этот эпизод показывает, что развитию промышленности, в частности металлургии, могли бы способствовать не только меры протекционизма и таможенного регулирования, но и рациональное планирование развития промышленной инфраструктуры — как первооснова достижения поставленных целей индустриализации.

Такое положение дел побудило русское правительство принять ряд мер по защите внутреннего рынка. Первым шагом на этом пути стало распоряжение о взимании с 1 января 1877 года таможенных пошлин золотою валютою по номинальному достоинству кредитного рубля. Если учесть, что среднегодовой курс золотого рубля составил в 1877 году 1,5, а в 1878 году — 1,57 кредитных рублей [15, с. 550-551 (2-я паг.)], переход на взимание пошлин золотом фактически означал их повышение в полтора раза.

Высочайше утверждённым 3 июля 1880 г. мнением Государственного Совета было решено отменить с 1 января 1881 г.

льготу беспошлинного пропуска из-за границы чугуна и железа для машиностроительных заводов, одновременно была повышена до 80 коп. золотом с пуда пошлина со всяких фабричных и заводских аппаратов и машин из чугуна, железа и стали [15, с. 555 (2-я паг.)].

В конце 1881 года была сделана 10%-ная надбавка ввозной пошлины по всем отраслям, кроме соли. Тарифом 1882 года пошлина на чугун была округлена до 6 коп. золотом с пуда, на полосовое и сортовое железо — до 40 коп., на сталь же понижена до 40 коп. и тем самым уравнена с железом [15, с. 347 (2-я паг.)]. Наряду с этим были приняты и другие меры поощрения отечественной железной промышленности: повышены пошлины с паровозов и вагонов; установлена премия на стальные рельсы и паровозы русских заводов; в концессии железнодорожных обществ включались условия приобретения путевых принадлежностей и подвижного состава в России и т.п. [15, с. 347 (2-я паг.)]

несмотря на это, ввоз чугуна в первой половине 1880-х гг. ещё более возрастает, а его выплавка внутри страны растёт весьма слабо. Низкие таможенные пошлины на чугун не защищали отечественных производителей от конкурентов из развитых западных стран. При обсуждении в 1884 году в Государственном Совете вопроса о пошлинах на чёрные металлы выяснилось, что для полного обеспечения чугуноплавильного производства как на Урале, так и на Юге и в Царстве Польском пошлину с чугуна надлежало определить в 25 коп. золотом с пуда [15, с. 557 (2-я паг.)].

Пока же российские передельные заводы вовсю использовали для выделки железа и стали иностранный чугун. Так, в 1880-1881 гг. 2/3 стальных рельс отечественной выделки (за производство которых выплачивалась попудная премия из казны) были изготовлены из импортного чугуна [15, с. 369 (2-я паг.)].

Между тем технические возможности для успешного развития отечественного чугунолитейного производства к этому времени уже имелись. Построенная сеть железных дорог приблизила места добычи чугуна к крупным центрам промышленности и торговли, создала возможности для развития современной металлургической базы на Юге России, опирающейся на имеющиеся там месторождения железной руды и угля. Однако для ввода в строй доменных печей требовалось время. Поэтому правительство решило действовать последовательно и с осторожностью, с тем, чтобы постепенно перевести переделочные заводы, по мере возможности и без особых потрясений в производстве, к выделке железа и стали из отечественного материала взамен иностранного.

Высочайше утверждённым 16 июня 1884 г. мнением Государственного Совета было постановлено повысить ввозную пошлину на чугун поэтапно: с 1 июля 1884 года она должна была составить 9 копеек с пуда, с 1 марта 1885 г. — 12 копеек и с 1 марта 1886 г. — 15 копеек; причём в последующие 12 лет эта пошлина не должна была снижаться. При этом пошлина на полосовые и сортовые железо и сталь была оставлена в размере 40 коп. с пуда, пошлина на железо и сталь специальных сортов (в листах, плитах и мелкосортное) — увеличена с 55 до 60 коп. Также было повышено таможенное обложение машин и вообще изделий из чугуна, железа и стали [15, с. 556 (2-я паг.)].

Тарифом 1887 года пошлина на штыковой чугун была повышена до 25 коп. за пуд по Балтийской морской границе и до 30 коп. по западной сухопутной границе, достигнув тем самым полного покровительственного размера. Разница в 5 копеек объяснялась тем, что переделочные, железоделательные и механические заводы Царства Польского находились близ границы, в более благоприятных условиях относительно получения заграничного сырья. При этом было постановлено не понижать таможенные тарифные ставки для чугуна до 1898 года. Одновременно были повышены пошлины на железо

и сталь, а также на чугунные, железные и стальные изделия, машины и суда [15, с. 348 (2-я паг.), 557 (2-я паг.)].

В результате начиная с 1887 года ввоз чугуна резко упал, а его выплавка на российских заводах за 1880-е годы удвоилась, причём основная часть этого роста приходится на вторую половину 1880-х гг. Что касается производства железа и стали, то оно увеличилось лишь на 38,7%.

Таблица 6

Производство и ввоз чёрных металлов и изделий из них в 1881-1890-х гг., млн пудов [15, с. 557 (2-я паг.)

Годы Выплавка чугуна Привоз чугуна Приго-товле-ние железа и стали Привоз железа и стали Привоз железа и стали в изделиях Привоз машин и орудий

1881 28,7 14,3 35,7 8 1,8 2,7

1882 28,2 13,4 33,3 7,3 1,5 3,3

1883 29,4 14,5 33,3 6,8 1,3 3,3

1884 31,1 17,3 34,7 5,4 1,1 3

1885 32,2 13,5 33,9 4,3 0,8 2,2

1886 32,5 14,5 36,9 4,5 1 2,2

1887 37,4 8,8 36,3 3,4 0,7 2

1888 40,7 4,5 35,8 8,9 0,9 2,5

1889 45,2 6,4 41,9 5,4 0,9 3,2

1890 56,6 7,1 49,5 6 0,8 2,9

В начале 1890 года кредитный рубль существенно укрепился: если в 1887 г. его среднегодовой курс составил 181 коп. за золотой рубль, а в 1888 г. — 172 коп. [15, с. 551 (2-я паг.)], то в августе 1890 г. золотой рубль равнялся всего лишь 129 кредитным копейкам. Столь резкое повышение курса удешевляло цены иностранных товаров на русских рынках и облегчало оплату ввозных пошлин, а с другой стороны делало менее выгодной продажу русских товаров за границу. Чтобы защитить отечественную промышленность, Именным Высочайшим Указом от 16 августа 1890 г., данным министру финансов, таможенные пошлины на большинство ввозимых товаров, включая чёрные металлы и изделия из них, были повышены на 20% сроком по 1 июля 1891 г. [15, с. 564 (2-я паг.)]

Новый таможенный тариф был установлен высочайше утверждённым 11 июня 1891 года мнением Государственного Совета и введён в действие с 1 июля того же года [15, с. 566 (2-я паг.)]. Для чугуна не в деле было признано необходимым сохранить установленную годом ранее временную 20%-ную надбавку. Таким образом, пошлина с него была определена в размере 30 коп. золотом с пуда при привозе морем и 35 коп. — по западной сухопутной границе. На специальные сорта чугуна (марганцевый, кремнистый и хромистый) была установлена пошлина в 50 коп. с пуда. Соответственно были повышены и пошлины на железо и сталь, причём некоторые сорта фасонного железа, ранее облагавшиеся наравне с сортовым, и листовое тонкое железо были выделены к высшему обложению [15, с. 572 (2-я паг.)].

1893 год ознаменовался «таможенной войной» между Россией и Германией, которая являлась в то время одним из важнейших наших внешнеторговых партнёров:

Таблица 7

Российский ввоз и вывоз, руб. [10, с. Б; 11, с. Б; 12, с. Б]

1890 1891 1892

вывоз ввоз вывоз ввоз вывоз Ввоз

Германия 177 940 038 25,24% 114 634 693 27,55% 192 931 822 26,74% 103 267 529 27,22% 138 239 422 28,25% 101 653 048 25,17%

Великобритания 203 662 673 28,88% 93 340 173 22,43% 179 905 098 24,93% 83 059 805 21,90% 118 523 887 24,22% 101 177 809 25,05%

Франция 49 365 176 7,00% 17 254 005 4,15% 48 906 062 6,78% 16 698 457 4,40% 35 109 876 7,17% 18 491 264 4,58%

США 362 140 0,05% 53 387 894 12,83% 815 345 0,11% 39 715 289 10,47% 2 535 019 0,52% 35 779 853* 8,86%

Всего 705 096 972 416 065 478 721 613 570 379 342 097 489 409 718 403 879 940

* В это число не включены данные о товарах, привезённых из США в пользу губерний, пострадавших от неурожая

При этом основными статьями российского экспорта были продукты сельского хозяйства. Так, в 1890 году было вывезено хлеба на 339 745 416 руб. [10, с. И,А-1], в 1891 - на 354 341 121 руб. [11, с. II,А-1], в 1892 - на 164 158 508 руб. [12, с. 11,А-1].

Между тем к началу 1890-х гг. Германия установила высокие таможенные пошлины на ввоз сельскохозяйственной продукции. Ситуация усугубилась после вступления в действие 1 февраля 1892 года торговых договоров Германии с рядом европейских государств, которым при этом были понижены пошлины на хлебные продукты, лес, масло, яйца, живой скот, некоторые животные продукты и т.п. Россия оказалась в неравноправном положении по сравнению с другими странами: так, наш хлеб оказался обложенным на 30% выше, лес — на 33%, яйца — на 50%, лошади — на 100% и т.д. [15, с. 597-598 (2-я паг.)]

Попытки заключить торговый договор с Германией затягивались по вине немецкой стороны, которая отказывалась снижать пошлины на российский экспорт, хотя настаивала на понижении российских тарифов на ввоз германских товаров.

В этих условиях Высочайше утверждённым 1 июня 1893 года мнением Государственного Совета с 20 июля того же года был введён двойной таможенный тариф. Если раньше однородные иностранные товары подлежали одинаковому таможенному обложению независимо от страны их происхождения, то теперь для государств, не предоставивших России режим наибольшего благоприятствования, вводились надбавки к таможенным пошлинам. В первую очередь это коснулось Германии — на главные предметы её экспорта в Россию пошлины были увеличены на 30% [15, с. 599-601 (2-я паг.)].

В ответ германское правительство ввело с 20 июля (1 августа) 1893 г. 50% надбавку к таможенным пошлинам на российские товары. В свою очередь 18 июля 1893 г. было опубликовано Высочайшее повеление, которым министру финансов было предоставлено право, по соглашению с министром иностранных

Таблица 8 Выплавка чугуна в различных промышленных районах Российской империи, млн пудов [8, с. 372]

дел «издавать распоряжения о взимании особо повышенных пошлин с товаров тех государств, которые будут, с своей стороны, облагать наш ввоз особо повышенными пошлинами против их общих таможенных тарифов». При этом увеличение пошлин было поставлено в зависимость от размера надбавок, какие будут наложены иностранным государством на русские товары. Таким образом, российские таможенные пошлины на германские товары увеличились ещё на 50% [15, с. 605-606 (2-я паг.)].

Конфликт закончился подписанием 29 января (10 февраля) 1894 г. торгового соглашения с Германией, которое вступило в действие с 8(20) марта того же года [15, с. 606 (2-я паг.)]. Нормальные торговые отношения двух государств были восстановлены, при этом стороны пошли на взаимные уступки. В частности, были несколько снижены пошлины на ввоз из Германии чёрных металлов и изделий из них по сравнению с уровнем до начала «таможенной войны» [15, с. 349-350 (2-я паг.)].

Проводимая правительством России протекционистская политика дала результаты. За 1890-е годы выплавка чугуна, а также производство железа и стали более чем утроились.

Как мы видим из табл. 8 и 9, этот рост был обеспечен в основном за счёт быстро развивающегося Южного промышленного района, обогнавшего в эти годы Урал, в течение длительного времени служивший главной металлургической базой России. Как отмечал В.И. Ленин в своей фундаментальной работе «Развитие капитализма в России»:

«Южный район горнопромышленности представляет из себя во многих отношениях диаметральную противоположность Уралу. Насколько Урал стар и господствующие на Урале порядки "освящены веками", настолько Юг молод и находится в периоде формирования. Чисто капиталистическая промышленность, выросшая здесь в последние десятилетия, не знает ни традиций, ни сословности, ни национальности, ни замкнутости определённого населения. В Южную Россию целыми

Таблица 9

Производство готовых железа и стали в различных промышленных районах Российской империи, тыс.

пудов

Год Юг России Урал Подмосковный район Северный район Царство Польское Итого

1887 4,2 23,8 4,4 — 3,7 36,1

1888 5,4 24,4 4,6 — 4,8 39,2

1889 8,5 24,9 5,1 — 5,4 43,9

1890 13,4 28,2 5,8 0,005 7,4 54,8

1891 15,5 30,4 6,2 0,007 7,5 59,6

1892 17,2 31,1 6,4 0,021 8,8 63,521

1893 20,0 31,4 7,2 0,041 9,8 68,441

1894 27,4 33,7 7,7 0,052 10,7 79,552

1895 34,0 33,6 7,7 0,043 11,3 86,643

1896 39,2 36,2 8,4 0,046 13,3 97,146

1897 46,3 41,2 10,9 0,108 13,7 112,208

1898 61,5 44,6 11,3 0,404 15,8 133,604

1899 82,6 45,6 14,9 1,7 18,7 163,5

1900 91,9 50,5 14,3 2,0 18,1 176,8

1901 92,0 49,2 11,0 1,1 19,6 172,9

1902 84,3 44,8 8,5 1,9 17,1 156,6

1903 83,3 41,1 5,7 1,5 18,6 150,2

1904 110,6 40,1 5,7 0,8 22,8 180,0

1905 103,1 41,1 5,2 0,8 15,3 165,5

1906 102,0 38,2 5,3 0,3 18,4 164,2

1907 111,1 38,5 4,8 0,2 17,4 172,0

1908 117,4 35,8 4,9 0,2 12,8 171,1

1909 122,9 34,9 4,2 0,1 13,2 175,3

1910 126,4 39,1 4,7 0,1 15,3 185,6

1911 147,7 44,9 5,5 0,1 21,2 219,4

1912 173,4 50,6 8,3 0,1 23,9 256,3

1913 189,7 55,8 11,8 0,1 25,6 283,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8, с. 380-381]

Год Юг России Урал Подмосковный район При-волжский район Северный и Приозёрный район Царство Польское Итого

1887 3.283 15.737 4.111 — 5.584 6.857 35.572

1888 3.404 15.889 4.680 — 4.704 6.376 35.053

1889 5.223 17.567 6.707 — 5.234 6.442 41.173

1890 8.622 17.558 8.331 — 6.370 7.503 48.385

1891 11.105 18.775 8.117 — 6.941 7.487 52.426

1892 14.800 20.191 6.890 — 9.189 9.419 60.489

1893 17.757 21.720 7.246 — 10.230 11.007 67.959

1894 18.207 23.087 9.013 — 11.928 11.615 73.850

1895 21.795 23.507 9.277 — 11.737 13.000 79.316

1896 28.580 24.810 9.728 — 13.067 15.143 91.328

1897 34.023 26.223 12.106 — 14.581 16.455 103.388

1898 47.379 30.854 13.927 — 12.866 20.177 125.202

1899 61.850 32.334 14.605 — 15.900 20.785 145.474

1900 75.791 33.780 19.373 — 11.351 22.730 163.024

1901 75.079 35.649 17.672 — 6.458 23.072 157.931

1902 68.946 38.540 16.149 — 7.409 20.874 151.919

1903 63.929 28.339 6.523 7.127 9.172 20.244 135.334

1904 72.799 29.459 7.379 9.306 12.010 21.638 152.591

1905 68.258 32.673 7.507 8.458 10.037 16.887 143.819

1906 63.223 30.791 6.994 8.418 10.715 19.410 139.551

1907 73.141 30.307 7.761 7.417 9.806 19.781 148.213

1908 75.351 31.641 6.407 7.289 9.553 17.321 147.562

1909 88.978 33.595 7.364 6.291 9.399 17.243 162.870

1910 98.885 36.962 8.928 8.419 10.484 20.490 184.168

1911 112.748 37.172 9.425 7.560 13.183 22.619 202.707

1912 128.268 39.442 9.686 10.353 15.360 24.638 227.747

1913 141.044 40.812 11.101 10.067 16.439 27.088 246.551

массами переселялись и переселяются иностранные капиталы, инженеры и рабочие, а в современную эпоху горячки (1898) туда перевозятся из Америки целые заводы» [6, с. 488-489].

Однако, как справедливо предвидел В.И. Ленин, развитие капиталистической экономики неизбежно сопровождается кризисами:

«Конечно, последнее десятилетие (1888-1898) есть период особой горячки, которая, как и всякое капиталистическое процветание, неизбежно ведёт к кризису; но иначе как скачками капиталистическое развитие вообще не может идти» [6, с. 490].

Не стала исключением и экономика царской России: «После интенсивного подъёма второй половины 90-х годов, достигшего кульминационного пункта в 1900 г., наступил обычный капиталистический кризис. кризис этот, носивший общеевропейский характер, проявился в особенно острой форме в России. В истории нашей промышленности кризис 1901-1902 гг. был самым крупным хозяйственным потрясением и по широте своего охвата и по значительности своих последствий. На фоне глубоких внутренних противоречий, которые медленно подтачивали наш старый порядок, кризис 1901-1902 гг. явился таким ударом, который резко ослабил экономическую и политическую силу старой империи.

В 1903 г. стали замечаться признаки новой повышательной волны в промышленной конъюнктуре, но наступившая вскоре японская война и революция 1905 г. оборвали начавшееся оживление и затянули депрессивное состояние промышленности, которое продолжалось до 1908 г. и в некоторых отраслях даже до 1909 г.» [4, с. 70].

Как мы видим из табл.8 и 9, в 1909 году производство чугуна, железа и стали находилось на уровне 1900 года, и лишь с 1910 года начинается его рост. Однако этот рост шёл в основном за счёт ввода в действие производственных мощностей, простаивавших во время кризиса.

В 1911 году горный инженер и экономист И.Б. Гли-виц, только что получивший пост директора Варшавского отделения синдиката российских металлургических заводов «Продамет», предсказал скорое наступление нового кризиса:

«Вне сомнения, нашу промышленность ждёт, наравне с мировой, новый кризис, судя по продолжительности в 7 лет сменяющихся фаз подъёма и застоя, приблизительно в 19141915 г.» [1, с. 144 (1-я паг.)].

Начавшаяся Первая мировая война помешала проверить правильность этого прогноза.

Каковы были в эти годы позиции российской чёрной металлургии среди других ведущих держав? К 1870 г. по выплавке чугуна Россия скатилась на 7-е место в мире. В 1880-е гг. положение начинает выправляться. К 1891 г. наша страна выходит на 5-е место. За 1890-е гг. доля России в мировой выплавке чугуна более чем удвоилась.

С 1870 по 1910 год выплавка чугуна в Российской империи возросла в 9 с небольшим раз. По сравнению с Францией и Англией, увеличивших чугунолитейное производство соответственно в 3,4 раза и в 1,7 раза, подобный рост смотрится вполне прилично. Увы, выплавка чугуна в Германии возросла за то же время в 10,2 раза, а в США — в 16,7 раза. А если ещё и пересчитать на душу населения, картина получится совсем безрадостной:

«Таким образом, потребление чугуна в С.-А. Соед. Штатах ровно в 10 раз превосходит наше, составившее в 1912 г. — 28 кгр. Потребление маленькой, но сильно развитой в промышленном отношении Бельгии, достигшее в 1912 г. на голову населения 190 кгр., в 7 раз больше нашего, потребление Германии (156 кгр. в 1912 году) в 5 1/2 раз, Франции и Соед. Королевства в 4,2 раза, даже Австро-Венгрия со своими весьма скудными и не обещающими развития промышленности ресурсами показывает более высокую цифру потребления.

По потреблению чугуна мы стоим на одном уровне с обнищавшей Испанией. Впрочем, это наш частый сосед во многих статистических таблицах и сопоставлениях» [2, с. 9-10].

Таблица 10

Процентное отношение фактического производства

к производительной способности

1904 1905 1906 1907 1908 1909 Средн. 19041909 1910

Чугун 64,49 56,17 54,86 55,10 53,60 53,85 55,63 56,91

Полупродукт 68,37 57,41 54,87 59,68 57,09 60,84 59,58 68,74

Балки и швеллера 44,21 30,83 25,48 28,96 29,32 33,39 31,47 43,05

Рельсы 56,80 49,02 37,79 44,79 40,57 55,08 47,37 53,50

Железо Сортовое 71,74 66,13 64,08 61,87 59,18 56,29 65,37 68,70

Листовое и универс. 52,58 41,93 35,92 44,84 38,05 36,09 43,04 47,50

Кровельное 73,70 70,34 63,51 70,18 80,30 86,27 74,49 89,73

Бандажи 61,72 67,81 53,90 46,73 30,83 25,68 47,13 38,23

Оси 44,66 56,94 35,69 27,38 23,75 20,20 29,38 28,44

Чугун. трубы 57,30 60,33 32,87 31,77 35,42 43,18 43,61 56,01

1, с. 120 (1-я паг.)]

Таблица 11

Выплавка чугуна в разных странах в 1860-1910 гг., тыс. пудов [1, с. 10-11 (2-я паг.)]

1860 1870 1880 1890 1900 1910

Англия 237 168 369 595 480 196 490 016 549 630 633 318

Германия 31 177 84 858 166 471 284 165 460 910 867 847

Франция 54 778 71 858 105 225 119 682 165 710 244 061

США 50 094 101 576 233 946 561 365 855 310 1 691 835

Бельгия 19 516 34 479 37 093 48 058 70 890 110 044

Австро-Венгрия 19 032 22 790 28 319 58 888 80 090 118 860**

Россия 20 467 21 946 27 375 56 560 176 828 185 587

Доля России

в мировои выплавке чугуна [1, с. 34] 3,9%* 3,0% 2,5% 3,4% 7,1% 4,7%**

* Данные за 1861 год ** Данные за 1909 год.

В 1913 году в России было выплавлено 283,0 млн пудов или 4636 тыс. тонн чугуна [8, с. 372]. В том же году производство чугуна в США составило 30 970 тыс. тонн [8, с. 3], в Германии — 16 766 тыс. тонн1, в Великобритании — 10 479 тыс. тонн [8, с. 7], во Франции — 324,0 млн пудов или 5307 тыс. тонн [14, с. 41].

Стали в России в 1913 году было выплавлено 246,551 млн пудов или 4039 тыс. тонн, в США — 1940 млн пудов или 31 777 тыс. тонн, в Германии — 1046 млн пудов или 17 133 тыс. тонн, в Великобритании — 475 млн пудов или 7781 тыс. тонн, во Франции — 286 млн пудов [14, с. 41] или 4685 тыс. тонн.

Недостаток чёрных металлов собственного производства восполнялся за счёт импорта (табл. 12). Выводы

Как мы могли убедиться, развитие российской чёрной металлургии шло весьма неравномерно, испытывая как подъёмы, так и падения. Решающую роль в этом играла политика российского государства. Недостаточно продуманные реформы (1861 г.), свободный ввоз чёрных металлов из-за границы (18611880 гг.), непродуманное планирование развития металлургических производств и логистической инфраструктуры (напр., на Урале после Крымской войны) сказывались негативно, в то время как протекционистские меры — защита внутреннего рынка таможенными пошлинами, стимулирование отечественного производителя — оказывали благотворное влияние, особенно ярко проявившееся в 1880-90-е гг. Однако, несмотря на эти успехи, дореволюционная российская чёрная металлургия продолжала уступать ведущим западным странам в абсолютных величинах произведённой продукции и, особенно, в производ-

1 Выплавка чугуна в Германии вместе с Люксембургом составила в 1913 году 19 310 тыс. тонн [8, с. 3]. Выплавка чугуна в Люксембурге в том же году — 2544 тыс. тонн [9, с. 618].

Таблица 12

Привоз чугуна, железа и стали, пудов [13, с. 391]

Год Общий привоз Австро-Венгрия Бельгия Великобритания Германия Голландия Дания Франция Швеция Финляндия

Чугун

1905 815.305 33.319 8.978 91.652 96.804 23.370 3.657 3.198 66.642 484.476

1906 471.516 21.787 17.336 64.559 63.429 4.462 12.681 4.580 11.730 231.810

1907 298.481 26.003 25.026 38.811 67.620 8.219 2.095 15.839 44.836 63.737

1908 395.637 20.070 17.767 50.243 132.619 12.568 10.619 10.524 19.330 116.427

1909 334.337 20.028 8.040 54.873 115.056 5.000 9.538 20.923 14.319 85.926

1910 386.780 42.110 7.737 66.862 159.975 4.565 30.603 14.481 24.784 15.498

1911 3.453.433 64.876 2.780 1.038.213 2.085.862 52.793 45.547 61.982 50.543 35.211

1912 6.305.827 12.872 33.312 2.282.061 3.457.512 371.373 45.427 54.801 35.934 -

1913 1.941.374 27.512 29.622 168.062 1.288.153 132.634 111.044 55.996 113.197 —

1914 2.547.629 20.101 23.990 433.348 1.475.744 162.786 61.156 11.005 334.226 12.524

Железо

1905 2.511.870 3.541 52.751 1.313.012 686.084 16.772 27.676 592 285.418 68.406

1906 3.065.878 976 53.171 970.777 1.184.317 12.888 34.133 19.408 376.717 30.911

1907 2.487.966 2.444 6.312 814.250 1.358.917 21.386 25.246 326 210.280 21.414

1908 2.555.906 9.135 12.013 956.834 1.255.586 7.454 27.093 25.115 102.399 44.459

1909 2.454.240 29.873 5.664 829.192 1.279.342 10.584 23.356 34.837 164.582 42.012

1910 2.598.139 21.968 27.012 737.134 1.549.079 39.776 10.737 19.997 139.959 35.226

1911 2.813.630 6.554 77.478 635.823 1.752.081 27.464 11.377 40.823 202.681 35.948

1912 2.939.973 22.685 146.087 449.550 2.145.551 17.182 9.391 6.611 96.327 28.988

1913 3.808.498 111.643 16.168 628.849 2.630.068 47.300 9.943 25.946 270.358 41.381

1914 6.025.760 95.423 405.457 892.586 3.745.905 415.033 61.728 23.731 240.023 121.768

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сталь

1905 1.025.581 135.487 5.614 309.713 321.938 18.094 26.742 8.053 168.280 20.818

1906 1.060.223 101.343 6.004 322.138 414.040 31.454 760 3.153 94.041 15.603

1907 932.813 106.392 9.121 278.360 427.834 32.161 16.591 4.220 47.736 6.095

1908 878.863 138.718 10.059 222.869 380.509 15.219 9.820 6.636 81.000 12.361

1909 722.188 108.998 6.435 205.503 289.723 25.754 11.385 9.765 45.767 15.033

1910 988.566 144.823 7.434 262.628 434.272 16.813 8.595 6.765 85.716 13.364

1911 1.214.378 166.509 22.046 319.514 519.618 38.051 9.739 22.968 70.268 26.374

1912 1.317.808 184.206 23.288 267.300 663.606 18.871 13.436 10.574 52.393 17.675

1913 2.156.417 307.583 17.917 388.098 1.094.545 86.054 20.914 28.617 143.365 5.911

1914 2.926.891 288.174 121.329 908.142 974.033 191.772 46.934 50.765 182.793 46.599

стве на душу населения, а темпы её роста были недостаточны, чтобы наверстать это отставание.

Стране была необходима новая модернизация. «Снизу» она тормозилась характером общественного устройства Россий-

ской империи, «сверху» же (наподобие произведённой в своё время Петром I) Николай II и его окружение не смогли её не то что осуществить, но даже задумать. Это сделали пришедшие к власти в 1917 г. большевики.

Литература

1. Гливиц И. Железная промышленность России. Экономическо-статистический очерк. — СПб.: тип. т-ва п./ф. «Электро-тип. Н.Я. Стойковой», 1911. — 147 с.

2. Гливиц И. Потребление железа в России. — СПб., 1913 (Варшава: Науч. тип.). — VIII, 134 с.

3. Займогов А.И. Синячихинские железоделательные заводы. — Екатеринбург: ООО «Грачёв и Партнёры», 2011. — 118 с.

4. Кафенгауз Л.Б. Эволюция промышленного производства России. — М.: Эпифания, 1994. — 848 с.

5. Кокорев В.А. Экономические провалы. По воспоминаниям с 1837 года. — СПб.: Типография А.С. Суворина, 1887. — IX, 215 с.

6. Ленин В.И. Развитие капитализма в России // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.3. — М.: Политиздат, 1971.

7. В. де Ливрон. Статистическое обозрение Российской Империи. — СПб.: Картографическое заведение А.Ильина, 1874.

8. Народное хозяйство в 1913 году. Годовые обзоры важнейших отраслей народного хозяйства (год шестой). — Пг., 1914.

9. Народное хозяйство СССР. Статистический справочник. 1932. — М.-Л., 1932.

10. Обзор внешней торговли России по европейской и азиатской границам за 1890 год. — СПб.: Департамент таможенных сборов, 1891.

11. Обзор внешней торговли России по европейской и азиатской границам за 1891 год. — СПб.: Департамент таможенных сборов, 1892.

12. Обзор внешней торговли России по европейской и азиатской границам за 1892 год. — СПб.: Департамент таможенных сборов, 1893.

13. Сборник статистико-экономических сведений по сельскому хозяйству России и иностранных государств. Год десятый. — Пг., 1917.

14. Справочная книга металлиста. — Л., 1926.

15. Фабрично-заводская промышленность и торговля России. Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Типография И.А. Ефрона, 1896.

16. Энциклопедический словарь. Т.!Х. — СПб.: Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон, 1893.

17. Энциклопедический словарь. Т.Х!а. — СПб.: Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон, 1894.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.