Кулешова Е. Е.
студентка факультета экономической безопасности
и таможенного дела Саратовский социально-экономический институт
РЭУ им. Г.В. Плеханова Саратов, Россия
ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК МЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
Аннотация: данная статья посвящена анализу эффективности
функционирования института таможенной экспертизы. В статье выделяются основные проблемы, препятствующие его развитию, и предлагаются перспективы их решения. Приведены показатели эффективности экспертной деятельности, характеризующие результативность таможенных экспертиз.
Ключевые слова: таможенная экспертиза, таможенный контроль, экспертная организация, результативность и эффективность экспертной деятельности.
Kuleshova E. E.
student of economic security and customs faculty,
Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of
Economics Saratov, Russia
CUSTOMS EXAMINATION AS A MEASURE OF ENSURING THE
CUSTOMS CONTROL
Abstract: This article analyzes the efficiency of the institute of customs examination. The article highlights the main problems impeding its development, and offers the prospect of solving them. There are showed expert activity indicators, characterizing the performance of customs examination.
Key words: customs examination, customs control, expert organization, efficiency of expert activities.
В современном мире происходит процесс либерализации международной торговли, государства заключают различные договоры и
соглашения в этой области. Безусловно, это способствует улучшению экономических отношений и увеличению многообразия поступающей на рынок продукции. Однако существуют и негативные последствия, представляющие угрозу экономической безопасности государства. Одним из негативных проявлений ее является рост числа таможенных преступлений. Так, согласно статистическим данным официального сайта Федеральной таможенной службы России (далее по тексту ФТС России) в течение 2014 года таможенными органами возбуждено 80 385 дел об административных правонарушениях, в то время как в 2013 году - 79 727 дел [1].
Соответствие качества товара его описанию в сопровождающей документации является необходимым условием для прохождения таможенного контроля и перемещения товаров через таможенную границу. При пересечении границы товары подлежат обложению пошлинами, размер которых определяется в соответствии с кодом по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Однако зачастую данные, указанные производителем на маркировке продукции являются недостаточными или не соответствуют действительности, и тогда идентифицировать товар без проведения определенных исследований невозможно. В таких случаях идентифицировать товар возможно при проведении таможенной экспертизы.
В современных условиях роль экспертного исследования и института таможенной экспертизы в процессе таможенного контроля возрастает. Это объясняется использованием при совершении правонарушений и преступлений новейших технических достижений, в том числе в сфере информационных технологий; применением отлаженных схем противоправной деятельности; наличием угроз со стороны криминального мира в отношении участников внешнеэкономической деятельности и т.д.
В связи с этим одной из актуальных проблем в сфере таможенного дела является необходимость совершенствования института таможенной экспертизы. Следует отметить, что в Таможенном кодексе Таможенного союза (далее по тексту ТК ТС) впервые на законодательном уровне даны
определения понятиям "таможенная экспертиза" и "таможенный эксперт" в статье 137 ТК ТС. Это свидетельствует о возросшей роли экспертизы при осуществлении таможенного контроля в последние годы.
Таможенные органы выступают в качестве органов дознания при рассмотрении дел, касающихся контрабанды, уклонения от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством государств - членов Евразийского экономического союза отнесено к ведению таможенных органов. Обладая такой компетенцией, таможенные органы имеют право назначать судебные экспертизы.
Нормативно-правовое регулирование производства таможенной экспертизы в Российской Федерации осуществляется ТК ТС, решениями Евразийской экономической комиссии, Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», правовыми актами Федеральной таможенной службы России.
Давая определение «таможенной экспертизе» как организации и проведению исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами, законодатель тем самым предоставляет право на ее проведение не только таможенному эксперту, но и иным экспертам [2]. Данная норма влечет за собой некоторые противоречия. Так, привлечение эксперта, не являющего должностным лицом таможенного органа, не урегулировано нормативно-правовыми актами, следовательно, отсутствует единообразие требований, предъявляемых кандидатам в эксперты.
Однако следует отметить, что устанавливается приоритетное право производства таможенной экспертизы таможенными экспертами. В связи с этим возникает проблема профессиональной подготовки таможенных экспертов в России и их аттестация. Правоотношения, относящиеся к подготовке и аттестации экспертов на право проведения исследований в настоящее время, урегулированы не достаточно. Однако работа в этом направлении ведется постоянно, пересматривается система подготовки
специалистов данной области. Она предусматривает повышение квалификации в Российской таможенной академии, отраслевых ВУЗах и НИИ. Для повышения уровня профессионализма экспертов и эффективности системы уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру специальными комиссиями каждые 5 лет [3]. В целях обеспечения стабильности и результативности таможенных экспертиз целесообразным представляется рассмотрение возможности создания при ФТС России системы подтверждения компетентности иных экспертов и уполномоченных экспертных организаций [4].
Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями. Такая подготовка предусмотрена для экспертов, состоящих на государственной службе в ФТС России. Подготовка и аттестация иных экспертов, и аккредитация иных экспертных организаций в Центральном экспертнокриминалистическом таможенном управлении (далее ЦЭКТУ) в настоящее время не производится, поскольку данные положения не прописаны в Положении о ЦЭКТУ, следовательно, и отсутствуют полномочия по организации такого вида деятельности.
Деятельность по проведению исследований товаров и документации осуществляют уполномоченные органы государств-участников Евразийского экономического союза. Поскольку результаты таможенной экспертизы, проведенной в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза, признаются на всей таможенной территории Евразийского экономического союза, необходимо обеспечить сходимость результатов экспертиз на единой таможенной территории. Для этого необходимо иметь единую правовую и методическую базу.
Как показывает практика и статистика, со стороны негосударственных экспертных организаций к экспертизам в таможенных целях имеется огромный интерес [5, с. 26]. Для проведения экспертизы и сертификации
создаются таможенные лаборатории. Заказчиками экспертизы в таможенных лабораториях являются организации - участники внешнеэкономической деятельности, но обращаются они в лаборатории по направлению таможенных органов, которые и используют в своей деятельности результаты экспертизы. То есть и в этом случае участник внешнеэкономической деятельности получает не независимую, а внутриведомственную экспертизу. Причем во многих регионах России таможенные лаборатории занимают монопольное положение в области таможенной экспертизы. Для участников внешнеэкономической деятельности это часто оборачивается очень длительными сроками проведения работ, затруднениями в проведении сделок или ограничениями в использовании собственных финансовых средств.
Решить эту проблему можно было бы, расширив область применения негосударственной, независимой экспертизы в целях обеспечения выполнения государственными органами своих функций по контролю и управлению. Экспертные заключения, выданные такими организациями при судебных разбирательствах, принимаются во внимание наравне с заключениями, выданными подразделениями ЦЭКТУ России. Однако качество таких экспертных заключений иных экспертных организаций значительно ниже. Это объясняется спецификой таможенных экспертиз, которая предполагает владение таможенным экспертом базовым набором знаний, касающихся вопросов исключительно таможенной сферы. Этими знаниями не обладают товароведы и эксперты иных экспертных организаций, в том числе и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Следует отметить положительную тенденцию, наблюдаемую в расширении сферы применения экспертных исследований. Согласно данным официального сайта ФТС России за 2014 год таможенными экспертами в интересах таможенных органов выполнено 52 328 экспертиз и исследований (на 11,3% больше, чем в 2013 году (47 015 экспертиз)). Большая часть
экспертиз была сделана по обращениям таможенных органов Российской Федерации, остальная часть была сделана по обращениям
правоохранительных органов.
Динамика экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов за 2013 - 2014 годы
Из общего числа проведенных в 2014 году таможенных экспертиз, треть от их общего количества способствовала выявлению правонарушений в области таможенного законодательства. Этот факт свидетельствует о наличии прямой связи между качеством и разработкой института таможенной экспертизы и количеством правонарушений, совершаемых при перемещении товаров через таможенную границу. Его развитие и совершенствование может способствовать пресечению совершения преступлений и, следовательно, снижению уровня преступности.
Еще одной проблемой таможенных органов, ответственных за проведение таможенных экспертиз, является недостаточное материальнотехническое обеспечение. Эта проблема является традиционной для большинства государственных структур из-за недостаточности финансирования со стороны государства. Для проведения сложных испытаний в ходе осуществления таможенной экспертизы специалистам требуется дорогостоящее оборудование и специальные места проведения различного рода экспертиз (специальные лаборатории, открытые площадки
и т. п.). Решение этой проблемы возможно двумя способами. Во-первых, можно увеличить финансирование таможенных лабораторий и таможенных органов, ответственных за проведение таможенных экспертиз за счет средств федерального бюджета. Во-вторых, таможенным органам абсолютно не обязательно иметь специальное оборудование и места проведения экспертиз у себя в собственности — можно привлекать сторонние коммерческие организации, обладающие данными ресурсами, к проведению таможенных экспертиз посредством заключения договоров на возмездной основе. Однако для этого необходимо разработать нормативную базу, которая послужила бы основой для построения отношений между коммерческими организациями и таможенными органами.
Для оценки результативности таможенного контроля с применением экспертиз разрабатываются различные количественные показатели. После анализа значений этих показателей таможенные органы принимают решения о корректировке направлений своей деятельности. Практическими результатами контроля достоверности сведений, предъявляемых участниками внешнеэкономической деятельности, являются доначисленные суммы таможенных пошлин, налогов и сборов, подлежащие уплате в бюджет. Таким образом, производство экспертиз не только способствует выявлению правонарушений и борьбе с ними, но и имеет экономический характер.
Работа по этим направлениям ведется в различных структурных подразделениях. Так, по результатам расширенного совещания Южного таможенного управления был сделан вывод о том, что экспертное обеспечение таможенных процедур и таможенного контроля, производства по делам об административных правонарушениях и по уголовным делам является одной из приоритетных задач, стоящих перед таможенными органами Российской Федерации. По словам начальника регионального филиала ЦЭКТУ Вячеслава Писанова, в качестве проблемного вопроса в сфере организации взаимодействия подразделений экспертно-
криминалистической службы и таможенных органов региона выступает необходимость длительного времени, которое проходит от момента назначения экспертизы до момента поступления результатов в назначившую ее таможню. Серьезно улучшить ситуацию поможет расширение штатной численности экспертно-криминалистической службы, в том числе планируемое в ближайшие годы.
Среди других проблем, препятствующих повышению эффективности проведения экспертиз, - инициирование должностными лицами таможен экспертных исследований, заведомо не приносящих экономического эффекта, назначаемых непродуманно, по формальным основаниям, некачественное оформление документов, сопровождающих пробы и образцы, некорректная формулировка вопросов эксперту и т.д. [6, с. 19]. Решение этих и других вопросов повысит эффективность деятельности экспертнокриминалистической службы и результативность ее взаимодействия с таможнями региона.
Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что таможенная экспертиза является важным элементом системы таможенного контроля, поскольку позволяет на стадии таможенного оформления выявить и предотвратить совершение правонарушений, а также служит важным инструментом обеспечения экономической безопасности страны.
Изменяющиеся экономические условия требуют перестройки и модернизации различных систем, в том числе комплекса мер и инструментов таможенного контроля. Совершенствование института таможенной экспертизы должно осуществляться по следующим направлениям:
— Предоставление лабораториям необходимого технического и материального обеспечения, отвечающего современным условиям;
— Расширение нормативной базы в вопросах привлечения к проведению исследований негосударственных или коммерческих организаций;
— Более тесное взаимодействие и координация деятельности экспертных организаций государств-членов Евразийского экономического союза;
— Ведение централизованного учета и статистики назначения экспертиз, применения их результатов для разрешения спорных вопросов.
Сосредоточение на этих направлениях деятельности позволит уменьшить число правонарушений в сфере внешнеэкономической деятельности, будет способствовать поступлению в бюджет таможенных платежей в полном размере, повысит результативность и эффективность таможенного контроля.
Список литературы
1. URL: http://www.customs.ru
2. "Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015)
3. Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"
4. Приказ ФТС России от 21.07.2011 № 1500 «Об утверждении Порядка принятия решения о привлечении эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы».
5. Горносталь, А.А. Экспертизы товаров при осуществлении таможенного контроля. А.А. Горносталь ПВ сб.: Актуальные проблемы современного науки и образования. / А.А. Г орносталь. - Ростов н/д : МГУТУ. 2010, 41 с.
6. Нестеров, А.В. Прагматические и теоретические проблемы экспертизы. / А.В. Нестеров. Эксперт-криминалист. - 2011, 36 с.