Научная статья на тему 'Тамо далеко, далеко од Мора'

Тамо далеко, далеко од Мора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРБИЯ / ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЗАНЯТОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рой Олег Михайлович

В статье проводится анализ экономической ситуации в Сербии, выявляются тенденции развития страны в преддверии вступления страны в ЕС, дается оценка становления сербского государства. Рассматриваются особенности высшего образования в Сербии, определяется роль высшего образования в повышении конкурентоспособности страны на мировых рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тамо далеко, далеко од Мора»

ПОЛИТИКА. ЭКОНОМИКА. СОЦИОЛОГИЯ

УДК 332.14

«ТАМО ДАЛЕКО, ДАЛЕКО ОД МОРА»

Рой О.М.

Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского

В статье проводится анализ экономической ситуации в Сербии, выявляются тенденции развития страны в преддверии вступления страны в ЕС, дается оценка становления сербского государства. Рассматриваются особенности высшего образования в Сербии, определяется роль высшего образования в повышении конкурентоспособности страны на мировых рынках.

Ключевые слова: Сербия, деиндустриализация, теневая экономика, занятость, образование.

«Tamo daleko, daleko od mora»... - так начинается одна из самых популярных сербских песен ХХ века. Написанная в 1916 году по поводу отступления сербских войск через Северную Албанию, она стала в своём роде притчей об утрате современной Сербией своих бывших завоеваний, памятью о павших в братоубийственной гражданской войне 90-х годов сербских солдат, разрушенных православных церквях и деревнях бывшей Югославии.

Коммунистический вождь И. Броз-Тито смог на протяжении почти полувека удерживать единство столь неоднородного по своему этническому составу и политическим ори-ентациям государства. Одним из ключевых факторов этого феномена эксперты называют воплощение в Тито таланта военачальника, позволившего будущему главе Союзной Югославии объединить вокруг себя в борьбе против фашизма совершенно разнородные и разрозненные политические силы. Тито, будучи этническим хорватом, вёл ожесточенную борьбу против провозглашённого в 1941 году усташами Независимого хорватского государства (НХГ), которое было поддержано

военным союзом Германии, Италии и Японии. НХГ развернуло настоящий геноцид против православного сербского населения, уничтожив по разным оценкам, от 330 тыс. до 1,2 млн сербов.

Провозгласив в 1945 году Федеративную народную республику Югославия (с 1963 года — СФРЮ), Тито реанимировал бывшее Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, сформированное по результатам Первой мировой войны. Однако смерть диктатора, просчёты в осуществлении внутренней политики, рост межэтнического противостояния, привели в начале 1990-х гг. к серии гражданских войн и распаду страны. Длительный период пребывания у власти Коммунистической (социалистической) партии завершился в 2000 году после бомбардировок сербских городов авиацией НАТО (1999) и ввода в Косово миротворческих сил ООН. В 2006 году, после проведённого в Черногории референдума, прекратил существование государственный союз Сербии и Черногории, а республика Сербия потеряла выход к морю.

С развалом Югославии Сербия потеряла не только выход к морю, но и значительную часть своего промышленного потенциала, оставшегося в Хорватии и Словении. На протяжении последних лет в стране сформировалась устойчивая тенденция на деиндустриализацию, сопровождающаяся стремительным сокращением рабочих мест. Так, с 2001 по 2012 год в стране исчезло 920 тыс. рабочих мест. Только за три кризисных года, с 2008 до 2011 года, Сербия потеряла 255 тыс., а в течение 2012 года — 170 тыс. рабочих мест.

Сокращение рабочих мест совпало с тенденцией значительного снижения численности населения страны. Численность населения Сербии, по итогам переписи 2011 года, составила 7 186 862 человека, в то время как в 2002 году этот показатель составлял 7 498 001 человек. Сокращение населения произошло в этот период, главным образом, вследствие миграции населения. Ежегодно страну покидает в поисках работы и лучшей доли не менее 30 тыс. человек. Предположительно численность безработных в этой стране составляет от 23 до 25 %.

По данным на декабрь 2012 года, более 1 млн человек сербских граждан имеют нулевой доход. В их числе 80 тыс. работающих на тех предприятиях, счета которых заблокированы, 100 тыс. работников, «просто» не получающих платы от собственников предприятий (нечем платить), 320 тыс. пожилых граждан, не выполнивших условия для предоставления пенсионного обеспечения, 700 тыс. человек не имеет права на пособие по безработице. В настоящий период около 15 % населения Сербии не получает полноценного питания, а то и просто голодает. И это происходит в стране с благодатной, плодородной почвой. С целью борьбы с бедностью практикуется использование «народных кухонь», которые помогают выживанию 50 тыс. человек. Полмиллиона человек принимает социальную помощь, однако к этому следует добавить 10-15 % составляет то население, чей доход чуть выше 50 динаров в день, что формально лишает права на предоставление государственной помощи. Средняя зарплата составляет 357 евро (в Словении -980, в Хорватии - 755, в Черногории - 500, в Боснии и Герцеговине - 418). Полмиллиона

человек получает минимальную плату - 170 евро, а на юге и востоке страны — менее сотни евро, что почти в три раза меньше средних показателей по Евросоюзу. В целом более двух миллионов человек живут в нищете [1].

Основу экономики современной Сербии составляют промышленность и сельское хозяйство, на которые приходится соответственно 16,5 и 23,9 % занятого населения. В сфере обслуживания занято чуть меньше 60 % населения. Таким образом, можно говорить об аграрной специализации страны, что вызывает серьёзные риски на пути интеграции сербской экономики в европейскую. Промышленную сферу страны составляет производство автомобилей, шин, мебели, добыча металлов, пищевая промышленность, машиностроение, химическая промышленность, шины, легкая промышленность и фармацевтические препараты [2]. Однако низкая конкурентоспособность и экспортные возможности промышленной продукции этой страны не вызывают оптимизма.

Тревогу вызывает продолжающаяся все последние годы деиндустриализация страны. К примеру, приватизация гиганта тяжелого машиностроения «Магнохром» г. Кралево, фактически уничтожила предприятие, некогда кормившее целый город. В лучшие времена на «Магнохроме» работало 9 тыс. чел., сейчас — 241 человек на постоянной основе и чуть более сотни — по договору. По мнению экспертов, одним из главных факторов деиндустриализации в Сербии стал расцвет теневой экономики, сделавший осуществление честного и социально ответственного бизнеса фактически невозможным. Препятствием для развития предпринимательства и бизнеса теневая экономика становится сразу после 2000 года, когда бизнес стал избегать соблюдения правил, принятых для предприятий, действующих в соответствии с лучшими европейскими образцами. Выходя из тени, предприятие становится неконкурентным, так как более низкая цена является результатом уклонения от уплаты налоговых обязательств, работы без разрешения на работу, отсутствия страхования жизни и здоровья и перекладывания этих расходов на работников, потребителей и налогоплательщиков. Данные о теневой экономике после 2000 года есть только в оценках экспертов (около 30 %

от ВВП, но процент остаётся большим в реальном секторе экономики, где он доходит до 50 %). Последствия — ограниченные возможности для регистрации новых и закрытие зарегистрированных частных предприятий в реальном секторе, ведущие к безработице. Это видно на примере повторяющихся финансовых и экономических кризисов. За период с середины 2008 до середины 2012 года свои рабочие места в частном секторе потеряли более 400 тыс. рабочих, из которых 90 % — в производственной отрасли и секторе услуг, связанном с её обслуживанием. И, наконец, проявление правительством толерантности по отношению к теневой экономике, привело к увеличению налогового давления на зарегистрированные предприятия [3].

Программа помощи сербской экономики со стороны МВФ была заморожена в начале 2012 года, поскольку принятый парламентом в 2012 году бюджет имел отклонения от утвержденной фондом программы. Тем не менее, в феврале 2014 года начались новые переговоры с МВФ о предоставлении новых условий займа. Общий государственный долг Сербии в виде доли от ВВП в период с 2008 по 2013 год удвоился и составил в заключительный период 61,2 % от уровня ВВП.

Согласно Регламенту о номенклатуре статистических территориальные единиц, введённом в действие в 2009 году и несколько изменённом в 210-м в связи с возможным вступлением Сербии в ЕС, в границах страны выделяется три уровня статистических территориальных единиц:

- уровень НСТТ 1 - Сербия-Север и Сербия-Юг;

- уровень НСП 2 - в пределах Сербии-Север: Белградский регион и регион Воеводина, в пределах Сербии-Юг — регионы Шумадия и Западная Сербия, Восточная и Южная Сербия, Косово и Метохия;

- уровень НСШ 3 - административные области.

Всего в Сербии насчитывается 29 округов, а также территория г. Белграда, которые, в свою очередь, делятся на общины (серб. Општине). Каждый округ возглавляется главой округа, который ответственен непосредственно перед правительством страны. По регионам Сербии население распределяется

следующим образом: Сербия-Север -3556 тыс. чел., в том числе Белградский регион - 1639 тыс. чел., регион Воеводина -1917 тыс. чел. Сербия-Юг - 3565 тыс. чел., в том числе Шумадия и Западная Сербия -2013 тыс. чел., Южная и Восточная Сербия -1551 тыс. чел. Таким образом, можно видеть, что в южной части страны (южнее Белграда) имеет место большая концентрация населения, чем на севере. Именно юго-западная часть страны больше всего пострадала от наводнения в мае 2014 года.

Закон определяет долю автономных провинций в части доходов Республики Сербия. Бюджет Автономной провинции Воеводина должен составлять не менее 7 % в отношении бюджета Республики Сербия, учитывая, что три седьмых бюджета Автономной Провинции Воеводина должно быть использовано для капиталовложений. Это положение призвано стимулировать наиболее развитый регион страны в решении общегосударственных проблем за счёт активной инвестиционной политики.

Данные о численности населения Сербии следует учитывать без населения Косова и Метохии, а также албанцев, проживающих на юге Сербии, которые бойкотировали перепись. Согласно конституции страны, в её составе находятся два автономных края: Воеводина и Косово и Метохия. Однако, Косово с 1999 года согласно резолюции СБ ООН 1244 находится под протекторатом ООН и центральными властями не контролируется. Более того, подписав договор о нормализации отношений с Косово в Брюсселе 19 апреля 2013 года и ратифицировав его 22 апреля, Сербия фактически признала независимость Косово.

Сербия находится в остром демографическом кризисе с начала 1990-х годов, когда смертность непрерывно превышала рождаемость (показатель смертности на 2011 год превышает показатель рождаемости - 14,2 и 9,3 % соответственно). Сербия имеет один из самых негативных темпов роста населения в мире, занимая двести двадцать пятое место из 233 стран. Общий коэффициент фертиль-ности - 1,44 ребёнка на одну мать, что является одним из самых низких показателей в мире.

Вхождение в Евросоюз рассматривается сегодня необходимостью для большинства политических сил этой страны. И дело не только в том, что большое количество населения этой страны уезжает на заработки в страны ЕС, но и в том, что Европа может стать гарантом в решении косовского вопроса. В настоящее время ЕС готов вкладывать серьёзные ресурсы в формирование институтов, обеспечивающих интеграцию в границах Сербии представителей народностей бывшей Югославии.

Трудности формирования сербской экономики заставляют его жителей волей-неволей обращаться к прошлому для того чтобы оценить вектор изменений, произошедших с этим государством за последние 15 лет.

Отношение к Слободану Милошевичу -последнему президенту союзной Югославии - в стране неоднозначное. Одни считают Милошевича одним из главных виновников гражданской войны и даже международным преступником. Другие не усматривают в его действиях никакой преступной составляющей и даже, напротив, считают его патриотом, борющимся за единство страны и против притеснений сербского населения.

Многие уверены, что Югославия стала жертвой произвола со стороны США и НАТО, озабоченных существованием в сердце Европы крупного независимого государства. Я видел на территории этого государства оставшиеся с того времени результаты бессмысленной и жестокой бойни, приведшей к гибели сотен мирных граждан: взорванные мосты, здания, воронки от снарядов. На дне озера курортного города Палич, на севере Сербии, почти на границе с Венгрией, до сих пор лежит неразорвавшийся снаряд. Трудно себе представить, как это тихое и красивое место могло представлять угрозу европейской безопасности.

Признание независимости Косово устранило последнюю преграду на пути вхождения страны в ЕС. Вступление в ЕС открывает значительные перспективы для участия регионов республики в инвестиционных проектах и интеграционных программах. Особенностью региональной политики ЕС является возможность участия регионов государств-участников союза в программах, финансируемых специальными европейскими фондами, напрямую, минуя распределительную систему центральных правительств.

Однако вхождение в ЕС таит серьёзную опасность для страны, специализирующейся на производстве сельскохозяйственной продукции. Сербия вряд ли способна защитить свой рынок от импорта. Большинство европейских государств дотирует своих сельхозпроизводителей, а это ставит серьёзные вызовы для вхождения сербского сельского хозяйства на европейский рынок.

Тем не менее, перспективы развития этой страны не должны рассматриваться как пессимистические. Во-первых, в последнее время наметился рост иностранных инвестиций в страну. Прямые иностранные инвестиции в Сербию в январе-ноябре 2013 года составили 642,8 млн евро, тогда как аналогичном периоде 2012 года только 146,9 млн евро. В чистом виде инвестиционная составляющая около приравнивается к 2,2 % ВВП, причём большее их число направляется в перерабатывающую промышленность (более 30 %), торговлю (около 19 %) и финансы (около 14 %). Во-вторых, участие Сербии в реализации газотранспортного проекта «Южный поток» может содействовать так необходимой для этой страны реиндустриа-лизации, актуальность которой осознаётся ведущими национальными политиками. В-третьих, за годы прошедшего за последние годы лихолетья сербы научились решать самые сложные вопросы, будучи чрезвычайно мобильными и трудолюбивыми людьми. А в настоящее время это наиболее значимый и перспективный ресурс.

Особую поддержку развитию сербской экономики может оказать система высшего образования этой страны, обеспечивающая квалифицированную подготовку наиболее мобильной и работоспособной части населения - молодёжи.

В настоящее время в стране насчитывается 8 государственных, включающих 85 факультетов и 9 частных университетов. Кроме этого в стране функционирует пять независимых частных факультетов, 49 общественных и 32 частных высших школ. В государственных университетах обучается около 150 000 студентов; несколько десятков тысяч посещают частные университеты. В целом, по состоянию на 2009 год, в 14 университетах страны обучалось 260 000 студентов.

Экономический факультет Омского государственного университета им. Ф.М. Дос-

тоевского наладил плодотворное сотрудничество с экономическим факультетом крупнейшего в Воеводине университета в г. Нови-Сад. В университете обучается почти 49 000 студентов. За неполные четыре года сотрудничества осуществлено несколько туров обменных программ между преподавателями и студентами университетов, опубликованы две совместные монографии, опубликована целая серия статей в научных журналах обеих стран.

Особенностью сербского высшего образования является широкая автономия вузов и свобода выбора учебных программ. В соответствии с 72 ст. Конституции страны государством гарантируется автономия высших учебных заведений, преподавателей и научных учреждений. Высшие учебные заведения, преподаватели и научные учреждения могут свободно принимать решения о своей организации и работе в соответствии с законом. Университет в г. Нови-Сад располагает большим количеством факультетов, рассредоточенных по стране и даже за пределами государства. К примеру, экономический факультет этого университета находится в г. Суботица, расположенном в северной части страны рядом с границей с Венгрией. Преподавание на факультете ведётся на сербском, английском, венгерском и даже албанском языках. Имеются подразделения университета также в городах Сомбор и Зре-нянин. Факультет имеет даже подразделение в г. Баня-Лука, представляющее Республику Сербскую в составе конфедерации Боснии-Герцеговины. Специальной комиссией ЕС принято решение о строительстве нового корпуса университета в г. Буяноваце, находящегося в непосредственной близости к АК Косово. Примечательной особенностью этого городка является пропорционально равное количество проживающих здесь цыган, албанцев и сербов. Обучаться в этом корпусе будут представители всех национальных сообществ, что позволит более эффективно решать вопросы этнического противостояния.

Государством формулируются некоторые общие рекомендации относительно классификации и содержания учебных программ, окончательная структура которых утверждается самими факультетами в соответствии с профилем представляющего эти факультеты профессорско-преподавательского состава.

Факультеты освобождены от необходимости разрабатывать многостраничные учебно-методические комплексы, ограничиваясь рабочими программами дисциплин и компактным учебно-методическим материалом. Никакой ответственности за распределение своих выпускников университеты не несут: у них функция не только профессиональная, но и социальная, в связи с тем, что для почти 40 % выпускников, а то и большего их коли-

чества, рабочие места в стране предоставлены все равно не будут.

Вот так живёт эта удивительная и столь близкая нам по менталитету страна, и народ, проживающий там, имеющий к тому же ту же веру, что и мы, желал бы видеть в России гаранта своей стабильности, дружественного и чуткого партнёра. Хотелось бы не разочаровать этих мужественных и немного наивных людей, живущих впрочем не так далеко от моря.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Филимонова А. Крутое пике сербской экономики. 29.01.2013 // http://www.fondsk.ru/ news/2013/01/29/krutoe-pike-serbskoj-ekonomiki-18886.html (Дата обращения 2.04.2014 г.).

2. Филимонова А. Крутое пике сербской экономики. 29.01.2013// http://www.fondsk.ru/news/ 2013/01/29/krutoe-pike-serbskoj-ekonomiki-18886.html

3. The World Factbook // https://www.cia.gov/ library/publications/the-world-factbook/geos/ri.html (Дата обращения 2.04.2014 г.).

4. Аджич С., Рой О. Государственная региональная политика в условиях международной интеграции: опыт Сербии и России. - Омск.: ОмГУ, 2013.

Рой Олег Михайлович - доктор социологических наук, профессор, за- Статья поступила

ведующий кафедрой, заведующий кафедрой «Региональная экономика и в редакцию 17 апреля

управление территориями» Омского государственного университета 2014 г. имени Ф. М. Достоевского

© О.М. Рой, 2014

Конференции

IV Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы, тенденции и перспективы социально-экономического развития»

г. Сургут, 10 ноября 2014 г.

Организатор - институт экономики и управления Сургутского государственного университета. Основные научные направления:

• социально-экономическое развитие территорий

• регулирование оплаты труда на принципах социального партнерства

• социальная ответственность бизнеса

• развитие форм государственно-частного партнерства

• управление государственными (муниципальными) финансами

• корпоративные финансы и корпоративное управление

• инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов

• анализ современного состояния и основных тенденций развития отраслевых рынков и их отдельных сегментов

• совершенствование организации управления в национальной инновационной системе

• современные тенденции развития бухгалтерского учета, анализа и аудита

• социально-трудовые отношения: механизмы регулирования

• проблемы и перспективы совершенствования управления персоналом

• правовое обеспечение социально-экономического развития

Окончание срока приема материалов для участия в конференции - 7 ноября 2014 г. Материалы присылать по адресу: эЬогтк есоп surqu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.