Научная статья на тему 'ТАМАРА БОРИСОВНА НАРСКАЯ: ВДОХНОВЛЯЯ ДРУГИХ'

ТАМАРА БОРИСОВНА НАРСКАЯ: ВДОХНОВЛЯЯ ДРУГИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Т. Б. НАРСКАЯ / ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ / ХОРЕОГРАФИЯ / ХОРЕОГРАФ / ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ КРАЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гушул Ю. В.

Профессор Челябинского государственного института культуры Т. Б. Нарская ушла из жизни в июле 2022 г. В память о «Легенде академии», почетном профессоре института, выдающемся преподавателе, уникальном хореографе и организаторе хореографических событий и мероприятий на Южном Урале воссозданы некоторые эпизоды ее профессионального педагогического пути. В основе исследования первых лет пребывания Т. Б. Хазановой (Нарской) в институте с момента его основания - «Начало» - документы Объединенного государственного архива Челябинской области, сосредоточенные в фонде, посвященном Челябинскому государственному институту культуры (в перспективе - изучение документов из личного фонда Тамары Борисовны и Владимира Павловича Нарских, который начинает формироваться в архиве). Выявлены и представлены документы, свидетельствующие об аргументах приглашения Тамары Борисовны на работу в новый на Южном Урале институт культуры совместителем, подчеркивается ее связь с практической хореографией и служением искусству в театре, что наложило отпечаток на весь ее последующий профессиональный путь. Освещены первые действия в роли заведующей кафедрой хореографии и начало включенности в научно-исследовательскую работу кафедры, факультета, института, активное участие в научно-практических конференциях с апробацией теоретических изысканий и переложением их в практику хореографического искусства. Абрис последующих научно-исследовательских и педагогических изысканий Т. Б. Нарской - «День сегодняшний» - автор статьи предпринимает на основе анализа научных и научно-практических публикаций последних десяти активных лет (2010-2020). Очерчен круг научных интересов Тамары Борисовны, показаны основные тезисы, положения и выводы ее размышлений и исследований. Подчеркнута тесная связь научных предположений с практикой хореографии, организацией и обеспечением педагогического процесса в институте культуры, подготовкой новых кадров для сферы искусства. Автор показывает и личное отношение к Т. Б. Нарской. Сделан вывод о роли личности в истории региона, его профессиональной страты, важности формирования образца для конструирования традиций, профессионального мышления, образа лидера и наставника для будущих поколений, возделывания специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAMARA BORISOVNA NARSKAYA: INSPIRING OTHERS

Tamara Borisovna Narskaya is the professor of the Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts. She died in July 2022. She was the “Legend of the Academy”, Honorary Professor of the Institute, an outstanding teacher, a unique choreographer and organizer of choreographic and pedagogical events in the South Urals. Some episodes of her professional pedagogical life have been recreated in this article. The author describes the beginning of T. B. Khazanova (Narskaya)'s professional way at the institute during the first years of his foundation in the part “Beginning”. History based on the documents of the United State Archive of the Chelyabinsk Region, concentrated in the fund dedicated to the the Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts. The study of documents from the personal fund of Tamara Borisovna and Vladimir Pavlovich Narsky (which is beginning to take shape in that Archive) plans during next future. The author identified documents and arguments of inviting Tamara Borisovna to work as a teacher at the new Institute of Culture and Arts in the South Urals, her connection with practical choreography and service to art in the theater is emphasized, which left an imprint on her entire subsequent professional path. The first actions of T. B. Narskaya as the head of the department of choreography is describes, and the beginning of her involvement in the research work. Her active participation in scientific and practical conferences with approbation of theoretical research and their translation into the practice of choreographic art are highlighted. The author gives the brief characteristics of the research and pedagogical works of T. B. Narskaya, including published in the period 2010-2020 which is undoubted interest for further research by representatives of various fields of knowledge. This is the part “Today”. The circle of scientific interests of Tamara Borisovna is outlined, the main theses, provisions and conclusions of her reflections and researches are shown. The close connection of scientific assumptions with the practice of choreography, the organization and provision of the pedagogical process at the Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, and the training of new personnel for the field of art is emphasized. The author also shows a personal relationship to T. B. Narskaya. The conclusion is drawn about the role of the individual in the history and the importance of forming a model for the formation of traditions, professional thinking, the image of a leader and mentor for future generations and the cultivation of specialists.

Текст научной работы на тему «ТАМАРА БОРИСОВНА НАРСКАЯ: ВДОХНОВЛЯЯ ДРУГИХ»

ПАМЯТЬ

Тамара Борисовна

Нарская (1928-2022)

Педагог-хореограф, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, почетный работник высшего профессионального образования РФ, почетный профессор ЧГИК

УДК 378

Ю. В. Гушул

кандидат педагогических наук, доцент

Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

E-mail: gushuljulia@gmail.com

ORCID 0000-0001-8749-3757

ТАМАРА БОРИСОВНА НАРСКАЯ: ВДОХНОВЛЯЯ ДРУГИХ

Профессор Челябинского государственного института культуры Т. Б. Нарская ушла из жизни в июле 2022 г. В память о «Легенде академии», почетном профессоре института, выдающемся преподавателе, уникальном хореографе и организаторе хореографических событий и мероприятий на Южном Урале воссозданы некоторые эпизоды ее профессионального педагогического пути.

В основе исследования первых лет пребывания Т. Б. Хазановой (Нарской) в институте с момента его основания - «Начало» - документы Объединенного государственного архива Челябинской области, сосредоточенные в фонде, посвященном Челябинскому государственному институту культуры (в перспективе - изучение документов из личного фонда Тамары Борисовны и Владимира Павловича Нарских, который начинает формироваться в архиве). Выявлены и представлены документы, свидетельствующие об аргументах приглашения Тамары Борисовны на работу в новый на Южном Урале институт культуры совместителем, подчеркивается ее связь с практической хореографией и служением искусству в театре, что наложило отпечаток на весь ее последующий профессиональный путь. Освещены первые действия в роли заведующей кафедрой хореографии и начало включенности в научно-исследовательскую работу кафедры, факультета, института, активное участие в научно-практических конференциях с апробацией теоретических изысканий и переложением их в практику хореографического искусства.

Абрис последующих научно-исследовательских и педагогических изысканий Т. Б. Нарской -«День сегодняшний» - автор статьи предпринимает на основе анализа научных и научно-

131

практических публикаций последних десяти активных лет (2010-2020). Очерчен круг научных интересов Тамары Борисовны, показаны основные тезисы, положения и выводы ее размышлений и исследований. Подчеркнута тесная связь научных предположений с практикой хореографии, организацией и обеспечением педагогического процесса в институте культуры, подготовкой новых кадров для сферы искусства.

Автор показывает и личное отношение к Т. Б. Нарской. Сделан вывод о роли личности в истории региона, его профессиональной страты, важности формирования образца для конструирования традиций, профессионального мышления, образа лидера и наставника для будущих поколений, возделывания специалиста.

Ключевые слова: Т. Б. Нарская, Челябинский государственный институт культуры, хореография, хореограф, личность в истории края

Для цитирования: Гушул, Ю. В. Тамара Борисовна Нарская: вдохновляя других / Ю. В. Гушул // Вестник культуры и искусств. - 2022. - № 3 (71). - С. 131-137.

С Тамарой Борисовной Нарской меня сводила судьба несколько раз. Я пришла в институт поздно, после двадцати лет работы во вне, на другой факультет, не хореографический. Но за образцом в работе, творческой энергией, отдохновением и зарядом бодрости иду именно на хореографический, шла - к ней. С восхищением и желанием хотя бы краткой по времени совместной работы, когда нужна была консультация. По просьбе Тамары Борисовны и Салима Галимо-вича Фатыхова писала о ней статью к юбилею, с трепетом получала от настоящей легенды института и включала в материалы конференций ее статьи, читая их с удовольствием. Общаясь, любуясь ею в краткие встречи в коридорах института, перебрасываясь порою лишь несколькими словами, старалась впитать образцы женственности, профессионального поведения, ее определенных жизненных установок. Во время работы над статьями училась ее отношению к тексту, фактам, труду, делу, которым живешь в данный момент: если уж делать, то делать хорошо, с полной самоотдачей. Помню, с какой гордостью и душевным трепетом она знакомила меня с книгой сына «Как партия народ танцевать учила...», рассказывала о ней; самое удивительное - я перечитываю ее с июня месяца, делаю выписки, она лежит у меня перед глазами на рабочем столе, вот почему-то взялась в руки именно в эти дни.

О Тамаре Борисовне много скажут, много напишут. Что можно предложить неповторимого? Может, чуть воссоздать начало ее подвижнической работы с будущими хореографами, теми, кто продолжит ее дело, стремится нести людям красоту и энергию танца? Благо, все лето работаю в Объединенном государственном ар-

хиве Челябинской области и, просматривая документы в рамках своей темы, вижу во многих фамилию - Хазанова. Особо трепетно видеть документы пятидесятилетней давности, на пожелтевшей бумаге, кальке или картоне, тексты, напечатанные на пишущей машинке, содержащие, казалось бы, давно известные факты, но здесь -обрамляемые событийностью, расцвеченные повседневностью.

Начало

Самый первый документ - заявление П. В. Сапронова начальнику Управления учебных заведений Министерства культуры РСФСР тов. Пелисову Г. А. о разрешении работать на кафедре режиссуры и хореографии института в порядке штатного совместительства Ящи-ниной Лидии Александровне и Хазановой Тамаре Борисовне (в заявлении - и другие, но по иным кафедрам)1. Тамара Борисовна и служила в институте с 1968 г. В документе мы видим ответ на вопрос: почему совместителем? Аргументы за кандидатуру Тамары Борисовны П. В. Сапронов выдвинул следующие:

«Хазанова Тамара Борисовна - педагог-балетмейстер Челябинского театра оперы и балета, лучший в Челябинске специалист по методике преподавания классического танца. Ведет курс "Основы классического танца" -372 часа.»2

Работа в составе кафедры режиссуры и хореографии совместителем продолжалась и в следующем году3, ректорат вновь просил «раз-

1 ОГАЧО. Ф. Р-392. Оп. 1. Д. 2. Л. 55-61.

2 Там же. Л. 59.

3 Там же. Л. 67, 74-75.

решить штатное совместительство» Хазановой Тамаре Борисовне, отмечая ее образование (Ленинградская государственная консерватория, Горьковское хореографическое училище) и объясняя, почему она не может быть принята в штат: «так как не хочет пока оставлять работу в театре по творческим соображениям»4.

Хотя колебания были недолгими: Ученый совет института утвердил Тамару Борисовну в должности доцента кафедры хореографии в июне 1970 г.5

Уже 14 мая 1971 г. ректорат института ходатайствовал о направлении

«и. о. доцента кафедры хореографии Тамары Борисовны Хазановой в научную командировку в Ленинградский институт культуры. Цель командировки - обсуждение на кафедре хореографии учебного пособия, написанного Т. Б. Хазановой по преподаванию классического танца в институтах культуры»6.

Совмещение творческой работы в театре и педагогической в институте давало ей возможность писать поистине уникальные учебные пособия, основанные на абсолютном знании нюансов исполнительства.

В документе от 30 октября 1971 г. мы впервые видим документальное свидетельство действий Тамары Борисовны как заведующей кафедрой хореографии: кафедра и ректорат института

«просят направить ассистента Кремлеву В. В. на повышение квалификации по русскому танцу в Московский институт культуры сроком на 4 недели»7.

И уже ожидаемо и оправданно, что 25 ноября 1971 г. ректорат института сформировал Государственную экзаменационную комиссию (Л. 208-214) на факультете культпросветрабо-ты, в состав которой по специализации от хореографического отделения вошла Тамара Борисовна Нарская (вместе с В. И. Панферовым)8.

К научной работе - другой важной ипостаси преподавания, пребывания в вузе - Тамара Борисовна всегда относилась с особым пиететом, включалась в нее с энтузиазмом. Ее размышле-

4 ОГАЧО. Ф. Р-392. Оп. 1. Д. 2. Л. 179.

5 Там же. Д. 9. Л. 151.

6 Там же. Д. 8. Л. 65.

7 Там же. Л. 245.

8 Там же. Л. 213.

ния относительно теории классического танца и образовательных технологий в нем - очень интересны и важны и для сегодняшней практики. Начав работать в институте, Тамара Борисовна уже в 1971 г. (3-5 февраля) участвовала в отчетной за предыдущий год, ставшей с годами традиционной, научной конференции преподавателей института в рамках секции педагогических наук и культурно-просветительной работы (руководители - В. И. Малинина и Д. Б. Перчик) с докладом «Методика преподавания основ классического танца в институте культуры»9 (всего было 3 докладчика: Р. И. Мамичева, Т. Б. Хазанова, В. А. Тейдер; много времени уделялось обсуждению докладов). И сегодня актуально звучат тезисы прошлого:

«Воспитание постановщика танцев ставит особые задачи в преподавании классического танца в институте культуры. Не только правильность исполнения движений лежит в основе преподавания этого предмета, но и понимание логического развития каждого движения от простого к сложному. Закономерность развития движений классического танца помогает развить логическое мышление у студента. <.. .> Классический танец разрабатывает предпосылки для овладения техникой народного, характерного, современного и бытового танцев. Придает правильную форму исполнения, быстрое схватывание образности танца.»10

В программу Четвертой научно-теоретической конференции преподавателей института по итогам исследований за 1971 г. (3-5 февраля 1972 г.) Т. Б. Хазанова была включена в подсекцию фольклора и художественной самодеятельности секции педагогических наук и культпрос-ветработы (руководители - В. И. Малинина, В. С. Цукерман, Д. Б. Перчик) вместе с коллегами - Л. П. Буевичем, А. И. Лазаревым, Г. А. Клыковым, В. Г. Важениным11.

День сегодняшний

Тамаре Борисовне Нарской посвящен биобиблиографический указатель в серии «Академия культуры и искусств: ученые, педагоги, творцы» (2008). После его издания прошло время: появились новые статьи, учебные пособия,

9 Там же. Д. 14. Л. 20; Д. 18. Л. 1.

10 Там же. Д. 14. Л. 30.

11 Там же. Д. 55. Л. 14.

зафиксировать которые стоит в одном месте, поэтому в конце статьи приведем краткий их перечень. Их анализ показывает, что в последние годы круг интересов профессора распространялся от наблюдаемых ею модернизацион-ных процессов в образовании и воспитании до сохранения и продвижения хореографического наследия, от визуализации творчества А. С. Пушкина средствами танца и тела до претворения наследия творцов в театрах России разными труппами с точки зрения разных режиссеров и возможностей разных исполнителей. Интересовали Тамару Борисовну и вопросы методик изучения прошлого ради творения будущего, соотношения миров ремесла, творчества и чувств в духовном мире педагога, передающего знания, умения и формирующего навыки, и в мировоззрении и нравственности современного студента - будущего педагога, нацеленного на формирование исполнителя середины XXI в. К чему и как стремиться самому наставнику, какие устремления взращивать в тех, кто еще только учится танцевать? Какою должна быть основа современного, и более того (актуальнее поставить вопрос так) - будущего хореографического образования? Вот такие злободневные вопросы находились в поле зрения Тамары Борисовны. К их решению она подходила с междисциплинарных позиций, исследуя проблемы психологии памяти и более частное проявление последней - памяти хореографа, памяти тела, фиксирующей элементы движений и в нужный момент, в миг творческого взрыва, душой исполненного полета, услужливо позволяющей мышце блестяще выполнить, казалось бы, забытое или неизвестное движение.

Осмысливались ею и взаимовлияние, взаимообусловленность психологического и педагогического аспектов преподавания танцев в совокупности традиционных и инновационных подходов и методик, что позволяли сделать тесные контакты с ближайшими коллегами из Челябинского государственного института культуры - Р. А. Литвак, И. Э. Бриске и др., которых Тамара Борисовна цитировала в статьях. Своими исследованиями она стремилась привлечь внимание научного и творческого сообществ «к проблеме воспитания средствами и методами хореографической педагогики, акцентируя

внимание на деятельности преподавателя в деле социализации личности»,

так как была уверена, что именно «хореографическая деятельность в разных образовательных и культурно-просветительских учреждениях характеризуется вычленением социально значимых качеств и свойств личности»12,

а танец

«необходимо рассматривать как богатейший источник эстетических впечатлений, эмоциональных переживаний, посредством которых формируется художественное я личности»13,

поскольку

«через танец происходило и происходит приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям культуры, так как в нем сочетаются средства пластического, музыкального, этического и художественно-эстетического развития»14.

К рассмотрению многих теоретических вопросов Тамара Борисовна подходила с точки зрения практики, нередко апеллируя к своему богатому жизненному опыту:

«.Обучение бальному танцу рассматривалось как пережиток старого буржуазного строя. Но интеллигенция тяготела к этому виду искусства. В детстве автор статьи (Т. Б. Нарская. - Ю. Г.) была свидетельницей того, как в Доме инженерно-технических работников поселка ГоГРЭС Балахнинского района Горьковской области в 1930-е гг. существовал кружок по изучению танго, фокстрота, вальса, вальса-бостона, краковяка, чарльстона, тустепа для взрослых, в котором преподавала артистка балета и оперетты, высланная на поселение. Специально этим танцам детей не обучали»15.

Такие отступления-аргументы воссоздают не только понятийное поле исследуемого и описываемого в работе явления, но и пространство прошлого, показывают историческую событийность через призму уникального опыта, обогащая не только знаниевую базу читающего, но и

12 Деятельность хореографа как фактор социализации творческой личности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014. № 1 (37). С. 118.

13 Там же. С. 119.

14 Массовый бальный танец в культуре современной России // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. № 1 (25). С. 69.

15 Там же. С. 73.

его представления, чувственную сферу, эмоциональный интеллект.

Современному читателю, особенно молодому начинающему исследователю, весьма полезно видеть, как формируется исследовательская база, какие этапы проходит поиск решения обнаруженной ученым проблемы, какой временной период отводится каждому, каких результатов может достигнуть единый исследовательский коллектив, целенаправленно идущий к цели. Причем такой «ликбез» дается не сухим назидательным языком учебника, но - через жизненный опыт непосредственного исполнителя, стоявшего у истоков многих культурных и образовательных практик в регионе, стране. Т. Б. Нарская в одной из статей очерчивает формирование исследовательского пространства злободневной и сегодня темы «обновления методов воспитания, сохранения менталитета российской молодежи» «в условиях недостаточности уровня общей культуры детей и окружающей их среды», в начале осмыслений которой стояли она и коллеги. Она уточняет:

«в течение десятилетий эта проблема является основой исследований сначала кафедры хореографии, затем хореографического факультета Челябинской государственной академии культуры и искусств. Все начиналось в 70-е гг. XX в. с анкетирования школьников в школе города Трёхгорного. <...> В 1974 г. Министерство культуры СССР поручило кафедре <...> разработать программу по хореографии для музыкальных школ. Так появилась первая школа искусств в г. Южноуральске Челябинской области, которая несколько десятилетий была методическим центром хореографических отделений музыкальных школ всего СССР. <...> В настоящее время в Челябинской области функционирует 40 школ искусств»16.

В описании исследования прочитывается и вклад кафедры, и лично Тамары Борисовны в формирование не только научно исследовательского (видение проблемы - постановка проблемы - обсуждение - разработка и апробация программы исследования), но и культурного, образовательного пространства региона (открытие новых школ - разработка образовательных программ - подготовка исполнителей - содержа-

16 Деятельность хореографа как фактор социализации творческой личности. С. 120.

тельное наполнение образовательного процесса), подчеркивается размах исследовательского потенциала хореографов-энтузиастов первого на Урале вуза культуры и искусств, показывающий их интеллектуальный уровень отнюдь не регионального, местечкового масштаба.

Весьма интересны учебные и учебно-методические пособия Т. Б. Нарской, ориентирующие в нюансах профессии: «Основы репетиторской работы в хореографии» (2016), «Историко-бытовой танец» (2009; 2015), «Организационно-творческая работа с хореографическим коллективом» (2014) и др. А по годам изданий учебных пособий можно видеть, как ей хотелось поделиться со студентами своими опытом, знаниями, передать все открытое, обдуманное и апробированное за более чем пятидесятилетнюю педагогическую деятельность.

В одной из своих статей Тамара Борисовна Нарская написала: «Важно, чтобы в среде хореографов помнили отмеченных особым даром, свершивших особые деяния». Она говорила о своем учителе - Агриппине Яковлевне Вагановой, озарившей юную Тамару светом танца, зажегшей в ней огонь творчества, пронесенный ученицей через всю жизнь, щедро делившейся им уже со своими учениками. Теперь важно, чтобы в XXI в. в Челябинске - в институте культуры, в среде хореографов и не только - помнили отмеченных особым даром, свершивших особые деяния, освещавших все и всех вокруг особым светом творческого горения, профессионального служения, личного обаяния.

Труды Т. Б. Нарской (2011-2022)

1. Формирование образовательной среды в сочетании с учебно-воспитательным процессом // Культура - искусство -образование : материалы XI, науч.-практ. конф. науч.-пед. работников ин-та / сост. Ю. В. Гушул, С. Б. Си-нецкий. - Челябинск : ЧГИК, 2019. -С. 216-221.

2. Профессиональные ценности в педагогике на основе хореографиче-ского наследия // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века : материалы междунар. науч.-творч. форума / сост. Ю. В. Гушул, С. Б. Синецкий. - Челябинск : ЧГИК, 2019. - С. 63-36.

3. Без прошлого нет будущего, или Сохранить классическое наследие // Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование. - 2019. - № 1 (47). - С. 34-36.

4. Наследие - источник профессионального мастерства педагога-хореографа // Культура - искусство - образование : материалы XXXIX науч.-практ. конф. науч.-пед. работников ин-та / сост. Ю. В. Гушул, С. Б. Синецкий. - Челябинск : ЧГИК, 2018. - С. 153-157.

5. А. С. Пушкин. «Душой исполненный полет»: танец как творец личности // Культура и искусство. - 2018. - № 4. -С. 46.

6. Наследие М. Петипа в театрах оперы и балета России (на примере театров Куйбышева и Челябинска) // Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование. -2018. - № 1 (45). - С. 70-74.

7. Ремесло, творчество и мир чувств -основа хореографического образования (на примере книги А. А. Сапогова «Гармония духа материи») // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века : материалы междунар. науч.-творч. форума / сост. С. Б. Синецкий. - Челябинск : ЧГИК, 2017. -С.178-180.

8. Подготовка студентов к сочинению композиций на примере практических занятий по классическому танцу // Культура - искусство - образование : материалы XXXVII науч.-практ. конф. проф.-преподават. состава вуза / сост., автор предисл. А. В. Штолер ; Че-ляб. гос. ин-т культуры. - Челябинск : ЧГИК, 2016. - С. 224-226.

9. Любительские коллективы в хореографическом пространстве // Молодежь в науке и культуре XXI в. : материалы междунар. науч.-творч. форума (Челябинск, 31 окт. - 3 нояб. 2016 г.) / Челяб. гос. ин-т культуры ; сост. Е. В. Швачко. - Челябинск : ЧГИК, 2016. - С. 310-312.

10. Память как одно из условий постоянного совершенствования деятельности хореографа // Культура - искусство -образование : материалы XXXVI науч.-практ. конф. проф.-преподават. состава вуза / сост., автор предисл. А. В. Штолер ; Челяб. гос. ин-т культуры. - Челябинск : ЧГИК, 2015. - С. 144-148.

11. Изучать прошлое - обеспечивать будущее // Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование. - 2015. - № 4 (40). -С. 45-46.

12. Деятельность хореографа как фактор социализации творческой личности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2014. -№ 1 (37). - С. 118-122.

13. Психолого-педагогический аспект методики преподавания танца // Культура -искусство - образование : материалы XXXIII науч.-практ. конф. проф.-преподават. состава вуза / редкол.: Т. Ф. Берестова, Е. В. Швачко ; Челяб. гос. ин-т культуры. - Челябинск, 2012. -С. 117-119.

14. Массовый бальный танец в культуре современной России // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2011. - № 1 (25). - С. 69-75.

Получено 10.09.2022

O. B. rywcyn

TaMapa BopucoBHa Hapcmn: BdoxHOB.xx других

lulia V. Gushul

Candidate of Pedagogic Sciences, Docent

Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia

E-mail: gushuljulia@gmail.com

ORCID 0000-0001-8749-3757

Tamara Borisovna Narskaya: Inspiring Others

Abstract. Tamara Borisovna Narskaya is the professor of the Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts. She died in July 2022. She was the "Legend of the Academy", Honorary Professor of the Institute, an outstanding teacher, a unique choreographer and organizer of choreographic and pedagogical events in the South Urals. Some episodes of her professional pedagogical life have been recreated in this article.

The author describes the beginning of T. B. Khazanova (Narskaya)'s professional way at the institute during the first years of his foundation in the part "Beginning". History based on the documents of the United State Archive of the Chelyabinsk Region, concentrated in the fund dedicated to the the Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts. The study of documents from the personal fund of Tamara Borisovna and Vladimir Pavlovich Narsky (which is beginning to take shape in that Archive) plans during next future. The author identified documents and arguments of inviting Tamara Borisovna to work as a teacher at the new Institute of Culture and Arts in the South Urals, her connection with practical choreography and service to art in the theater is emphasized, which left an imprint on her entire subsequent professional path. The first actions of T. B. Narskaya as the head of the department of choreography is describes, and the beginning of her involvement in the research work. Her active participation in scientific and practical con-ferences with approbation of theoretical research and their translation into the practice of choreographic art are highlighted.

The author gives the brief characteristics of the research and pedagogical works of T. B. Narskaya, including published in the period 2010-2020 which is undoubted interest for further research by representatives of various fields of knowledge. This is the part "Today". The circle of scientific interests of Tamara Borisovna is outlined, the main theses, provisions and conclusions of her reflections and researches are shown. The close connection of scientific assumptions with the practice of choreography, the organization and provision of the pedagogical process at the Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, and the training of new personnel for the field of art is emphasized.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The author also shows a personal relationship to T. B. Narskaya. The conclusion is drawn about the role of the individual in the history and the importance of forming a model for the formation of traditions, professional thinking, the image of a leader and mentor for future generations and the cultivation of specialists.

Keywords: T. B. Narskaya, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Choreography, Choreographer, the role of the individual in the history

For citing: Gushul IU. V. 2022. Tamara Borisovna Narskaya: Inspiring Others. Culture and Arts Herald. No 3 (71): 131-137.

Received 10.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.