Научная статья на тему 'ОПЫТ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА'

ОПЫТ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ХОРЕОГРАФОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ / АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурцева Галина Вячеславовна

Проанализирован двадцатилетний (2000-2022 гг.) авторский опыт разработки программ и учебно-методического обеспечения профессионального хореографического образования в условиях высшей школы (на примере деятельности Алтайского государственного института культуры (г. Барнаул, Россия)). Охарактеризованы основные результаты научно-исследовательской и творческо-исполнительской деятельности научно-педагогических работников кафедры хореографии Алтайского государственного института культуры в связи с внедрением авторских моделей организации образовательного процесса по направлениям подготовки будущих профессиональных хореографов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурцева Галина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALTAI STATE INSTITUTE OF CULTURE'S EXPERIENCE FOR CONTEMPORARY DANCE TEACHERS TRAINING

The paper sums two decades long (2000-2022) author’s experience in updating programs and learning and teaching support materials for professional choreographic education in higher school level (a case of Altai State Institute on Culture (Barnaul, Russia)). The author describes the key results of research and creative activities of academic staff of Chair of Choreography of Altai State Institute of Culture in relation with implementation of authors’ models of educational training of further professional choreographers.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА»

РАЗДЕЛ III ПЕДАГОГИКА

Научная статья

УДК 793.3:378.1(571.150)

DOI: 10.32340/2414-9101 -2022-1-87-93

ОПЫТ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА

Галина Вячеславовна Бурцева

Алтайский государственный институт культуры, Барнаул, Россия burtseva-1957@ mail.ru, http://orcid.org/0000-0003-4968-2914

Аннотация. Проанализирован двадцатилетний (2000-2022 гг.) авторский опыт разработки программ и учебно-методического обеспечения профессионального хореографического образования в условиях высшей школы (на примере деятельности Алтайского государственного института культуры (г. Барнаул, Россия)). Охарактеризованы основные результаты научно-исследовательской и творческо-исполнительской деятельности научно-педагогических работников кафедры хореографии Алтайского государственного института культуры в связи с внедрением авторских моделей организации образовательного процесса по направлениям подготовки будущих профессиональных хореографов.

Ключевые слова: современный танец, образовательная подготовка хореографов, образовательная программа, педагогический эксперимент, инновационное обучение, инновационная хореографическая практика, хореографическое пространство, повышение квалификации преподавателей учреждений культуры, Алтайский государственный институт культуры

Для цитирования: Бурцева Г. В. Опыт Алтайского государственного института культуры по подготовке педагогов современного танца // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2022. № 1. С. 87-93. http://dx.doi.org/10.32340/2414-9101-2022-1-87-93.

Original Article

ALTAI STATE INSTITUTE OF CULTURE'S EXPERIENCE FOR CONTEMPORARY

DANCE TEACHERS TRAINING

Galina V. Burtseva

Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) burtseva-1957@ mail.ru, http://orcid.org/0000-0003-4968-2914

Abstract. The paper sums two-decades-long (2000-2022) author's experience in updating programs and learning and teaching support materials for professional choreographic education in higher school level (a case of Altai State Institute on Culture (Barnaul, Russia)). The author

describes the key results of research and creative activities of academic staff of Chair of Choreography of Altai State Institute of Culture in relation with implementation of authors' models of educational training of further professional choreographers.

Keywords: contemporary dance, educational training of choreographers, educational program, pedagogical experiment, innovation education, innovative practice, professional improvement teachers from cultural institutions of Altai Krai, Altai State Institute of Culture

For citation: Burtseva G. V. Altai state institute of culture's experience for contemporary dance teachers training (Barnaul, Russia). Proceedings of Altai State Academy of Culture and Arts. 2022;(1):87-93. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.32340/2414-9101-2022-1-87-93.

Содержание профессионального хореографического образования в высшей школе раскрывает тематику и логику подачи учебного материала. Содержание определяет четкую систему формирования компетенций в определенной модели обучения в условиях образовательного учреждения. Современная высшая школа готовит кадры по модели бакалавриата, учитывая современное состояние и потребности хореографической практики. Содержание профессионального образования отбирается на основе поставленных целей развития профессионала в технологическом и личностном аспектах. В виде учебной информации содержание передается обучающимся хореографам.

Требования научности, системности, последовательности, преемственности, доступности, определяемые структурой программ хореографического образования, являются основополагающими для разработчиков содержания образовательного процесса с учетом потребностей хореографической практики в регионе. Так, в ответ на запросы ведущих хореографических коллективов региона и краевой столицы в высококвалифицированных кадрах в сфере современных направлений хореографии, возникло новое отраслевое направление. Открытию направления предшествовала напряжённая научно-педагогическая и опытно-экспериментальная работа преподавателей кафедры хореографии Алтайского государственного института культуры (далее - АГИК) Г. В. Бурцевой и Л. В. Перлиной, получившая высокую экспертную оценку профессионального сообщества. В период с 1996 по 1999 гг. на базе центра народного творчества и досуга комитета администрации Алтайского края по культуре и туризму, а также Алтайского краевого колледжа культуры и искусства педагоги провели ряд семинаров для руководителей творческих коллективов по изучению нового хореографического языка. Эти семинары показали большую заинтересованность практиков в освоении современных форм танца. Таким образом, педагогам - разработчикам программы удалось обосновать необходимость включения в учебный план новых учебных дисциплин: «Джазовый танец» и «Танец модерн».

Современный танец как образовательный модуль получил начало развития в зарубежных хореографических школах Германии и США. В России его активное распространение началось с 1985 г. Новый хореографический язык во многом отличается от традиционных форм танца и законов исполнения движений. Это отличие начинается с методики постановки корпуса, позиций ног и положений тела в пространстве. В современном танце часто используются элементы и виды падений, экспрессивные, конвульсивные жесты, резкие, острые и угловатые движения, телесные окаменения и остановки. Подобных движений мы не находим в традиционной хореографии.

В современном танце постоянно нарушаются общепринятые правила хореографического искусства. Вместо условностей оформления сцены создаются реальные события в реальной несценической среде пространства, ведется экспериментальная работа с пространством и движением, возникают деформации и наклоны оси позвоночника. Формо-

образующим элементом танца является расщепленность процесса исполнения движения. Неосознаваемые экспрессии тела исполнителя становятся ядром пластического языка. Эти новые характеристики и правила современного танца и стали объектом изучения для педагогов-хореографов в контексте тенденций развития регионального искусства.

В связи с освоением новой практики в педагогическом сообществе появился профессиональный термин «концептуальная хореография». Концептуализм как художественная парадигма танца получил оформление в 60-70 гг. XIX в. Любой предмет может стать объектом искусства. Главная идея концептуализма заключается в постижении реальности посредством образов личностного плана. Концепция и фантазия в современном танце совершенно неоднозначны, характеризуют разные грани творческих способностей хореографа. Содержанием танца в контексте концептуального искусства является ряд действий, связанных с трансформацией социальных проблем в художественную идею посредством средств телесной выразительности и действий по решению психологической проблемы, которая побудила хореографа к творчеству.

Образовательная подготовка будущих профессиональных хореографов в области современных направлений хореографии ведётся в Алтайском государственном институте культуры (г. Барнаул, Россия) с 2000 г.

Актуализация образовательной программы началась на подготовительном этапе в виде сбора, накопления и осмысления первоначальной информации о перспективах обучения современному танцу в условиях высшей школы. В свою очередь, эта работа позволила педагогам-хореографам выработать оценочное отношение к новой вузовской практике и сформулировать основные положения, цель и задачи педагогического эксперимента, разработать проект целевой образовательной программы.

На первоначальном этапе был разработан вариативный план по специальности «Народное художественное творчество» (071301) квалификации «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» специализации «Хореография» (современный танец). Срок обучения современному танцу по данной программе составил 5 лет. В первую образовательную программу для профессиональных хореографов в условиях высшей школы вошли новые учебные предметы: «Танец модерн», «Джаз танец», «Степ-данс», «Акробатика», «Пластика восточных культур», «Спортивные танцы». Этот этап позволил начать подготовку специалиста и вести систематическую работу в области изучения движений современного танца.

Важной целью педагогического эксперимента явилась разработка первичных подходов к формированию содержания программы обучения танцу в высших учебных заведениях России. Программа обучения хореографов, основанная на элегантной манере балетной техники, вступила в противоречие с образовательной программой, которая за основу воспитания манеры исполнения танца берет свободный торс, гибкость позвоночника, принцип мультипликации движений, свободу в выборе хореографического рисунка. Таким образом, современный танец расширил круг движений, форм тела и принципов исполнения танцевальных элементов. Танец приобрел совершенно неожиданный для российских хореографов характер из-за необычной координации, сочетания новых положений и частей тела, необычного ракурса и точки восприятия исполнителя из зала, необычного темпа и скорости перемещения тела в пространстве.

Следовательно, содержание образовательного процесса в контексте учебного модуля «Современный танец» для педагогов-новаторов было связано с новой художественной практикой, в условиях которой они, прежде всего, обратились к исследованию тела, его пластических форм и реакции на внутренние и внешние стимулы. Постепенно в педаго-

гической среде происходило осознание признаков движения, через которые передается и транслируется художественная информация: течение, объем, вес, время, направление, фокус.

Первый выпуск профессиональных хореографов состоялся в 2005 г. В период с 2000 по 2006 гг. прошли апробацию учебные программы базовых дисциплин специализации, которых не было в рамках традиционного учебного плана. В систему базовых дисциплин профильной подготовки включены: джазовый танец и методика его преподавания; модерн танец и методика его преподавания; техника контактной импровизации; техника свинга; композиция и постановка современных форм танца; история и теория современных направлений хореографии; психология и педагогика танца; танец хип-хоп и методика его преподавания, техника contemporary dance.

Первый художественный руководитель образовательной программы по новому направлению подготовки в вузе - кандидат педагогических наук, доцент Галина Вячеславовна Бурцева, активно вела научно-исследовательскую и учебно-методическую работу в этом направлении. По проблемам обучения современному танцу в вузе Г. В. Бурцевой были опубликованы восемь научных статей в журналах, рецензируемых ВАК. Содержание, выводы и рекомендации опытно-экспериментальной работы излагались на научно-практических конференциях различного уровня. Существенными плодами инновационной хореографической практики стали монографии «Культурная традиция и современный танец в образовательном пространстве сибирского региона» [1], «Технология профессионального обучения педагога-хореографа в контексте инновационной деятельности» [2].

Был сформирован преподавательский состав из ведущих специалистов города в области современных направлений хореографии. Л. В. Перлина преподавала технику М. Грэхем и технику Х. Лимона, О. Н. Вернигора разрабатывала программу обучения по технике contemporary. Д. В. Голубев разрабатывал содержание учебного процесса по дисциплине «Контактная импровизация». К. Б. Демина и Г. В. Бурцева формировали методику преподавания джазового танца. В настоящее время преподавателями ряда учебных дисциплин на кафедре являются выпускники профильной подготовки О. А. Воробьева («Наследие и репертуар») и С. С. Грибов («Актерское мастерство и режиссура в танце», «Композиция современного танца»).

Важным направлением профессиональной деятельности педагогов кафедры является разработка учебной, учебно-методической литературы по новому профильному направлению подготовки хореографов. В этом смысле ценным материалом стало учебное издание Л. В. Перлиной «Танец модерн и методика преподавания» [3]. Учебное пособие Л. В. Перлиной было удостоено грифа учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов и рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество» (071301). О. Н. Верни-гора выпустила учебное пособие по методике преподавания современных направлений в хореографии, обобщив педагогический опыт кафедры хореографии Алтайского государственного института культуры [4]. Именно она в настоящее время является разработчиком и куратором образовательной программы «Педагогика современного танца». Д. В. Голубев подготовил хрестоматию по вопросам методики преподавания контактной импровизации [5]. Работа преподавателей по обобщению опыта преподавания и актуализации программ обучения современному танцу по базовым хореографическим дисциплинам профильной подготовки продолжается и в настоящее время. В 2020 г. были изданы

учебно-методические пособия: «Современный танец» (авторы - О. А. Воробьева, О. Н. Вернигора) [6] и «Джазовый танец» (составитель хрестоматии К. Б. Демина) [7]. В 2021 г. вышло учебное пособие С. С. Грибова «Пластическая культура и актерское мастерство», в котором раскрыты принципы хореографии для воплощения индивидуального тела-образа в пластических спектаклях [8].

Таким образом, содержание программ постоянно корректируется и перерабатывается с учетом основных концепций современной педагогической науки. К основным положениям концепции хореографического образования в авторском опыте следует отнести: обучение на сложном учебном материале, ускоренный темп овладения учебного материала при сокращении срока обучения до 4 лет, главенствующая роль компьютеризации профессиональных знаний, критического восприятия приобретенной информации, развитие концептуального мышления и танцевальных способностей к творчеству в контексте современных подходов исследования пластики тела.

В плане развития творческих способностей будущих профессиональных хореографов на факультете действует, начиная с 1997 г., ансамбль «Вереск», участники которого активно занимаются творческо-исполнительской деятельностью в области популяризации сценических форм современной хореографии в регионе. Ежегодно студенты специализации и коллектив преподавателей готовят авторские театрализованные концерты и спектакли, которые отражают практические результаты их совместной работы. Высокую зрительскую оценку получили спектакли «Сажень земли», «Танцоры на краю» (балетмейстер О. Н. Вернигора), концертные театрализованные программы коллектива преподавателей и студентов: «Фрагменты - 2005», «Мир движений - 07», «Все о любви», «ВЫ-ПУСК» (2008), «Со временем» (2009), «Послание во времени»(2012)», «Параллели» (2014).

За прошедший период преподаватели кафедры разработали и реализовали еще ряд новых интересных творческих проектов. В 2015 г. преподавательский коллектив кафедры хореографии АГИК совместно со студентами достойно отметили 15-летие со дня открытия новой профильной подготовки. Зрители краевой столицы увидели новую концертную программу "До и после 15", в которой были представлены исторические факты развития современного танца в хореографическом образовательном пространстве региона.

27 марта 2016 г. на концертной площадке АГИК кафедрой хореографии была представлена концертная программа «Обратная связь. Свой путь», посвященная 15 -летию открытия нового хореографического профиля. В концертную программу вошли лучшие номера и танцевальные композиции студенческого ансамбля современного танца «Вереск» и семнадцати ведущих коллективов современного танца г. Барнаула, руководителями и педагогами которых являются выпускники и преподаватели кафедры хореографии АГИК: «Вдохновение» (рук. В. Ляпина), «Овация» (рук. В. Вернигор, М. Шелепова), «Карамель» (рук. А. Ломова), «Автограф» (рук. О. Смагина, А. Хлыстунова), «Ласточка» (рук. Т. Казанцева), «Конфетти» (рук. Т. Никитина), Театр танца им. Розы Фибер (рук. О. Заркова), «Жар-птица» (рук. Е. Кузьменко), «Максимум» (рук. С. Рябенко), «Импульс» (рук. Т. Бейч, «Натали» (рук. О. Н. Довгаль), «Атрика (рук. Е. Стародубцева), «Планета танца» (рук. Т. Трялина), «Хорошки» (рук. Т. Кокорина), «Технопарк» (рук. А. Пучков), «Фиеста» (рук. Г. Абрамова), «Вереск» (рук. О. Вернигора). Более двухсот участников показали свое мастерство в различных видах и техниках современного танца.

Появились концертные программы, в которых акцент сделан на демонстрацию умений и навыков импровизации в современном танце: «Сказ о ясном соколе» (2016), «История тела» (2020), «Графика танца» (2020), «Семь восьмых» (2021), «CAVATA 183» (2021), «Архитектура» (2022). Феномен импровизации в танце получил активное распро-

странение в практике современных форм танца. Свободные индивидуальные высказывания в танце позволяют исполнителю продемонстрировать пластическую выразительность в контексте того, что движет танцором во время поиска и сиюминутного воспроизведения телесных движений. Очень важно в современном танце находиться в ситуации «здесь и сейчас», постоянно искать авторские средства обновления пластики.

По направлению новой профильной подготовки учатся студенческие группы очной формы обучения. На сегодняшний день уже осуществлено 15 выпусков специалистов по новому хореографическому профилю. С 2007 г. реализуются дополнительные образовательные программы по профилю «Современная хореография» в объеме 500 учебных часов. По этим программам прошли обучение и профессиональную переподготовку более 120 слушателей и руководителей хореографических коллективов сибирского региона.

Анализ хореографического пространства города и края показывает, что в хореографической практике активно осуществляется освоение выразительных средств современной хореографии, выпускники востребованы как в Алтайском крае, так и в сибирском регионе. Активно развивается система коллективов современного танца, которыми руководят выпускники вуза, специалисты высокого уровня: Н. Чиркова, О. Довгаль, О. Панковец, А. Пермякова, А. Пестерева, Е. Катугина, И. Филатов, Д. Чегодаев, Л. Тарасова, С. Рябенко, Е. Лопатина, В. Выборнов, Д. Красюкова, А. Усатюк и др. Ведущие руководители коллективов современного танца краевой столицы и Алтайского края «Натали», «Хампти-дампти», «Акцент», «Сюрприз», «Серпантин», «Импульс», «Фиеста», «Волшебный холст», «Точка» ведут активную профессионально ориентацион-ную работу и целенаправленно посылают учиться в вуз своих воспитанников.

С 2010 г. в краевой столице успешно работает частная хореографическая гимназия на базе общеобразовательной средней школа № 79 «Карамель» (худ. руководитель А. Ломовцева). Хореографическая гимназия является творческой площадкой кафедры. На этой творческой площадке преподаватели, студенты и выпускники кафедры хореографии Алтайского государственного института культуры создают совместные художественные проекты. В апреле 2022 г. в концертном зале был проведен VII Международный фестиваль-конкурс балетмейстерских работ и исполнительского мастерства современных направлений танца «Образ». В программу конкурса вошли 8 полноценных спектаклей, более 200 авторских хореографических произведений.

Таким образом, художественный феномен «современный танец» получает всё более широкое признание и популярность в масштабах образовательного пространства не только региона, но и за его пределами. Учебно-творческий эксперимент на базе факультета хореографии Алтайского государственного института культуры является ярким подтверждением успешно нарабатывающегося инновационного хореографического опыта актуализации программ в условиях образовательного учреждения. Процесс обучения современному танцу студентов в Алтайском государственном институте культуры развивается в рамках новой образовательной программы «Хореографическое искусство: педагогика современного танца». В этой программе акцент ставится на педагогические и психологические аспекты современного танца, освоение методов обучения и воспитания средствами современного танца, которые повышают эффективность решения образовательных задач в рамках учебных программ с учетом потребностей профессиональных хореографов.

В условиях образовательной программы изучение феномена современного танца от конкретных видов и жестких структурированных форм движений до приемов импровизации и постижения философии тела предстало для педагогов и студентов закономерным

процессом формирования новых хореографических знаний. Подход к танцу как к динамически мыслительным цепочкам движений у хореографов выработал психологическую готовность к восприятию современника-концептуалиста видеть мир во всем многообразии, рождать новые идеи, способы, алгоритмы для творческого переосмысления сущности педагогического и художественно-постановочного процесса в условиях высшей школы.

Список литературы

1. Культурная традиция и современный танец в образовательном хореографическом пространстве сибирского региона. Барнаул, 2006. 227 с.

2. Бурцева Г. В. Технология профессионального обучения педагога-хореографа в контексте инновационной деятельности. Барнаул, 2006. 315 с.

3. Перлина Л. В. Танец модерн и методика его преподавания. Барнаул, 2009. 123 с.

4. Вернигора О. Н. Методика преподавания современных направлений в хореографии. Изд. 2-е., испр. и доп. Барнаул, 2018. 223 с.

5. Контактная импровизация. Барнаул, 2017. 59 с.

6. Вернигора О. Н., Воробьёва О. А. Современный танец. Барнаул, 2020. 211 с.

7. Джазовый танец. Барнаул, 2020. 163 с.

8. Грибов С. С. Пластическая культура и актёрское мастерство. Барнаул, 2021. 95 с.

References

1. Cultural Tradition and Contemporary Dance in Educational Choreographic Space of the Siberian Region. Barnaul, 2006. 227 p. (In Russ.).

2. Burtseva G. V. Technology of Professional Training of Teacher-Choreographer in the Context of Innovative Activity. Barnaul, 2006. 315 p. (In Russ.).

3. Perlina L. V. Modern Dance and Teaching Techniques. Barnaul, 2009. 123 p. (In Russ.).

4. Vernigora O. N. Modern Trends in Choreography Teaching Techniques. 2nd ed. Barnaul, 2018. 223 p. (In Russ.).

5. Contact Improvisation. Barnaul, 2017. 59 p. (In Russ.).

6. Vernigora O. N., Vorobyova O. A. Contemporary Dance. Barnaul, 2020. 211 p. (In Russ.).

7. Jazz Dance. Barnaul, 2020. 163 p. (In Russ.).

8. Gribov S. S. Plastic Culture and Art of Acting. Barnaul, 2021. 95 p. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 22.03.2022; одобрена после рецензирования 15.04.2022; принята к публикации 25.04.2022.

The article was submitted 22.03.2022; approved after reviewing 15.04.2022; accepted for publication 25.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.