Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хореографическое образование на Алтае / классический танец / бальный танец / народный танец / Алтайский государственный институт культуры. / choreographic art in Altai region / initiators of chorographic art in Altai / classic dance (a genre) / ballroom dance (a genre) / folk dance (a genre) / Altai State Institute of Culture / regional research project “Art of Choreography in Educational System of Altai Krai”.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г В. Бурцева, Г П. Молявко, М В. Савченко

Изложены промежуточные результаты реализации многолетнего (с 2017 г.) научно-исследовательского проекта «Хореографическое искусство в образовательном пространстве Алтайского края», реализуемого силами ведущих педагогов-исследователей хореографического факультета Алтайского государственного института культуры (г. Барнаул Алтайского края, Россия). Охарактеризованы базовые концептуальные положения исследовательской программы проекта, инициированного с целью восполнения пробелов в области научного знания об истоках, современном состоянии и перспективах развития танцевального искусства алтайского региона; раскрыта связь результатов реализации упомянутого проекта с решением текущих задач организации качественного высшего хореографического образования в Алтайском крае. Представлен авторский взгляд на перспективы включения лучших образцов современного регионального танцевального искусства в образовательную программу направления подготовки «Хореографическое искусство» в Алтайском государственном институте культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г В. Бурцева, Г П. Молявко, М В. Савченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISITING LEARNING DANCE INNOVATIONS IN EDUCATIONAL SPACE OF THE ALTAI REGION

The article outlines some intermediate results of yearslong (since 2017) research project “Art of Choreography in Educational System of Altai Krai” conducted by leading scholars and lecturers from Choreographic Faculty of the Altai State Institute of Culture (Barnaul, Altai Krai, Russia). The authors describe the key points of research program of the study ,which aimed at closing the lacunes in scientific knowledge about origins, current state and perspectives of development of dance art in Altai Krai. A close touch between execution of the project mentioned above and pursuing the main goals of the today’s top-quality high choreographic education run in Altai Krai is traced. Also, the article gives the author’s view on perspectives for harmonic integration of heritage left by dance art in Altai into training program “Choreographic Art” run in Altai State Institute of Culture.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ»

УДК 793.3: [377+378] (571.150)

Burtseva G.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Choreography, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

Molyavko G.P., Honored worker of the Russian Federation, senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Savchenko M.V., senior teacher, Department of Choreography, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

REVISITING LEARNING DANCE INNOVATIONS IN EDUCATIONAL SPACE OF THE ALTAI REGION. The article outlines some intermediate results of years-long (since 2017) research project "Art of Choreography in Educational System of Altai Krai" conducted by leading scholars and lecturers from Choreographic Faculty of the Altai State Institute of Culture (Barnaul, Altai Krai, Russia). The authors describe the key points of research program of the study ,which aimed at closing the lacunes in scientific knowledge about origins, current state and perspectives of development of dance art in Altai Krai. A close touch betWeen execution of the project mentioned above and pursuing the main goals of the today's top-quality high choreographic education run in Altai Krai is traced. Also, the article gives the author's view on perspectives for harmonic integration of heritage left by dance art in Altai into training program "Choreographic Art" run in Altai State Institute of Culture.

Key words: choreographic art in Altai region, initiators of chorographic art in Altai, classic dance (a genre), ballroom dance (a genre), folk dance (a genre), Altai State Institute of Culture, regional research project "Art of Choreography in Educational System of Altai Krai".

Г.В. Бурцева, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: burtseva-1957@ mail.ru

Г.П. Молявко, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

М.В. Савченко, ст. преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Изложены промежуточные результаты реализации многолетнего (с 2017 г.) научно-исследовательского проекта «Хореографическое искусство в образовательном пространстве Алтайского края», реализуемого силами ведущих педагогов-исследователей хореографического факультета Алтайского государственного института культуры (г Барнаул Алтайского края, Россия). Охарактеризованы базовые концептуальные положения исследовательской программы проекта, инициированного с целью восполнения пробелов в области научного знания об истоках, современном состоянии и перспективах развития танцевального искусства алтайского региона; раскрыта связь результатов реализации упомянутого проекта с решением текущих задач организации качественного высшего хореографического образования в Алтайском крае. Представлен авторский взгляд на перспективы включения лучших образцов современного регионального танцевального искусства в образовательную программу направления подготовки «Хореографическое искусство» в Алтайском государственном институте культуры.

Ключевые слова: хореографическое образование на Алтае, классический танец, бальный танец, народный танец, Алтайский государственный институт культуры.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью восполнения крупных пробелов в области научного знания об истоках, современном состоянии и перспективах развития регионального танцевального искусства, что является одной из ключевых задач эффективного развития современного хореографического образования в Алтайском крае.

Теоретическую базу для разработки проекта по изучению регионального искусства составили научные идеи о роли проектного обучения и проектной деятельности в плане информационной насыщенности образовательного процесса в вузе [1; 2]. Изученность конкретной проблемы отражена в исследованиях ПВ. Бурцевой, С.Н. Темлянцевой, С.И. Темлянцева, Н.И. Смоляниновой, Н.А. Герасимовой, ГА. Папашвили, ГП. Молявко и др. [3; 4; 5]. Целесообразность исследования заключена в необходимости поиска оптимального алгоритма действий, который позволит сфокусировать устойчивое внимание научно-исследовательских, педагогических сил и ведущих профессиональных хореографов региона на вопросах теоретического осмысления, практического освоения, сохранения, трансляции и популяризации уникальных региональных образов и традиций танцевальной культуры Алтайского края. Целевое назначение исследования в соответствии с его культурно-просветительной составляющей согласуется с важнейшими государственными задачами развития отечественной отрасли культуры: духовно-нравственное, эстетическое и художественное воспитание ювенальных групп и молодежной аудитории современной России посредством привлечения указанных социально-возрастных категорий к активному участию в индивидуальной и коллективной научной и творческой деятельности в области хореографического искусства.

Научная новизна исследования определяется научно-теоретическим обоснованием процесса интеграции научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности педагогического сообщества посредством предложенного алгоритма действий поэтапной реализации комплексной программы краеведческого характера, базирующейся на профессиональных стандартах в области народной художественной культуры и региональных особенностях развития профессионального хореографического образования.

Целью стала интеграция научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности участников хореографического сообщества алтайского региона в индивидуальной и коллективной научной и творческой работе по изучению и сценической популяризации лучших образцов профессионального и любительского танцевального искусства русского населения исторического и современного Алтая.

Задачи исследования состояли в генерации абсолютно нового исторического и теоретического знания об особенностях становления и развития хореографического искусства и образования на Алтае, обобщении, систематизации и научном осмыслении обширного устного (мемуарного), документального (руко-

писного, печатного, аудио- и видео-), иллюстративного, картографического и иного материала, имеющего отношение к исследовательской теме, который ранее не был предметом научного интереса со стороны отдельных учёных и исследователей танцевального искусства Алтайского края в соответствии с направлением основных компонентов цели: научно-исследовательского и культурно-просветительного.

Теоретическая и практическая значимость определяется предложенным алгоритмом действий, направленным на достижение результатов, во-первых, по формулировке нового научного знания (в частности, публикация сведений о малоизвестных основоположниках танцевальной культуры в регионе, характере творческой эволюции ведущих деятелей отрасли, об идейной преемственности разновременных хореографических коллективов одного жанра, о формировании танцевальных традиций и пр.); во-вторых, по совершенствованию качественных характеристик профессионального хореографического образования в Алтайском крае, укреплению конкурентоспособности и привлекательности учебных заведений творческой направленности на региональном рынке образовательных услуг в области хореографического искусства.

На теоретическом этапе исследования проблемы была определена необходимость интеграции научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности хореографического сообщества алтайского региона как фактора повышения качества хореографического образования. В процессе теоретического осмысления темы была выявлена возможность усовершенствования компетенций, приобретаемых будущими бакалаврами-хореографами, посредством ознакомления студенческой аудитории с авторами отдельных образцов хореографического искусства, историей их появления, с традициями танцевальной культуры, творческой преемственностью. На практическом этапе был разработан алгоритм действий и структура проектной деятельности по реализации поставленных целей и задач исследования для практикующих педагогов-хореографов, руководителей и сотрудников ряда ведущих учреждений культуры, образовательных организаций, профессиональных и любительских творческих коллективов Алтайского края.

Было расширено представление о профессиональной хореографической деятельности; установлено, что научно-исследовательская и культурно-просветительская функция педагога-хореографа интегрируется в проектной деятельности участников хореографического сообщества с учетом региональных особенностей развития танцевального искусства. На хореографическом факультете был разработан научный проект «Хореографическое искусство в образовательном пространстве Алтайского края». Определено совокупное время реализации проекта - 3 года (2018 - 2021).

В процессе реализации проекта изучали возможности интеграции научно-исследовательской и культурно-просветительской составляющей комплекс-

ной программы краеведческого характера в индивидуальной и коллективной деятельности практикующих хореографов, отдельных учёных, ювенальных групп и молодежной аудитории, входящей в образовательное хореографическое пространство региона. Предложенный алгоритм действий поэтапной подготовки, организации и проведения тематических «круглых столов» и культурно-просветительских мероприятий раскрыл возможности для генерации абсолютно нового исторического и теоретического знания об особенностях становления и развития хореографического искусства и образования на Алтае.

В рамках проекта была организована работа по реализации интеграции научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности хореографического сообщества региона в процессе поэтапного выполнения комплексной программы краеведческого характера. Была проведена серия культурно-просветительских мероприятий: выставка «Костюмы народов Алтайского края»; мастер-класс «Формы танцевального фольклора Алтайского края»; концерты ведущих коллективов Алтайского края в рамках хореографического конкурса «Образ».

Были разработаны и реализованы программы тематических круглых столов:

«Школа классического танца на Алтае» (29.05.2018 г);

«Танцевальный фольклор Алтайского края» (29.10.2018 г);

«Исторические аспекты развития бального танца на Алтае» (22.11.2018 г);

«Современный танец на Алтае: история, проблемы и перспективы развития» (29.05.2019 г).

Данные программы инициированы с целью коллективной дискуссии с участием деятелей танцевального искусства и хореографического образования прошлых лет, современных мастеров танца, руководителей и участников профессиональных и любительских хореографических коллективов Алтайского края, специалистов учреждений сферы культуры и образовательных организаций, специализирующихся в т.ч. на подготовке хореографических кадров для нашего региона.

В ходе работы круглых столов были получены следующие результаты.

1. Расширено представление о музейной работе в системе деятельности

по сохранению и репрезентации объектов хореографического наследия

Алтая.

2. Выявлены тенденции развития фольклорного движения в Алтайском

крае.

3. Конкретизированы этапы развития любительского хореографического творчества в области многожанрового искусства танца в Барнауле.

4. Определены основные этапы развития профессионального искусства классического танца на Алтае (1960-е - 2000-е гг).

5. Вскрыты истоки профессионального хореографического образования на Алтае.

6. Обобщены сведения по ключевым методам и методикам преподавания хореографических дисциплин в образовательных учреждениях Алтайского края.

7. Определена роль любительских коллективов Алтайского края в развитии региональной школы хореографического образования.

8. Установлена социальная значимость искусства бальной хореографии в регионе.

9. Раскрыты исторические предпосылки развития современного танца на Алтае.

10. Проанализированы первые опыты формирования репертуара на основе выразительных средств современного танца в любительских хореографических коллективах.

11. Обобщены промежуточные результаты реализации проекта, которые получили отражение в статьях тематическом выпуске «Танцевальное искусство и образование» научного ежеквартального журнала «Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств)» [5].

К изучению материалов, сбору и обработке данных по тематике круглых столов были привлечены более 100 фигурантов, ведущих специалистов из Рубцовска, Бийска, Заринска, Белокурихи, Павловска, Тальменки, Барнаула и других областей Алтайского края. Благодаря информации из выступлений докладчиков были получены исторические видеоматериалы о творчестве основоположников классического танца на Алтае (М.А. Зарайская, Н.З. Громов, Л.С. Силантьева, Л.А. Батанина и др.).

Были представлены уникальные документы по истории развития бального танца на Алтае: материалы статей о бальном танце 1924 года, афиша и видеоматериалы первого краевого конкурса, фотодокументы разных лет из архивов кафедры бальной хореографии и личных архивов участников мероприятия: Ерофеева Александра, Астаховой-Ларионовой Людмилы, Денисова Бориса и др.

Были изложены промежуточные итоги работы в области изучения и восстановления оригинальной смысловой составляющей традиционного обрядового и праздничного комплексов русского населения Алтая. Представлены результаты фольклорно-этнографических экспедиций участников лаборатории «Истоки» под руководством доцента кафедры хореографии АГИК Н.А. Герасимовой, которые позволили получить адекватное представление об облике традиционного русского праздника и обряда прошлого и корректно воспроизвести его в общем контексте трансляции культурного наследия Алтая. В ходе реализации проекта обобщение получила работа фольклорных коллективов Алтайского, Быстроистокского,

Волчихинского, Ельцовского, Мамонтовского, Петропавловского, Романовского, Троицкого, Третьяковского, Чарышского, Усть-Пристанского районов Алтайского края, которые ведут активную поисковую деятельность по паспортизации образцов праздничного и обрядового фольклора региона.

В марте 2020 года состоялся круглый стол по теме «Русский танец на Алтае: традиции и современность» под руководством ГП. Молявко и Н.П. Сингача. В результате собран фактический материал по развитию школы традиционных форм хореографии в регионе.

Организаторами проекта был проанализирован вопрос обеспечения исследования административным, кадровым, интеллектуальным ресурсами. Отмечено, что Алтайский государственный институт культуры, являясь главным региональным научно-методическим центром школы многожанрового хореографического искусства, наряду с Алтайским краевым колледжем культуры и искусств уже 45 лет формирует облик профессионального и любительского хореографического искусства Алтайского края и соседних с ним регионов. К реализации проекта «Хореографическое искусство в образовательном пространстве Алтайского края» были подключены руководители и сотрудники ряда ведущих учреждений культуры, профессиональных и любительских творческих коллективов столицы Алтайского края - города Барнаула, среди них: «Алтайский государственный театр музыкальной комедии», краевое государственное бюджетное учреждение «Государственный музей истории литературы и культуры Алтая по научной работе», «Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова», АКО ООО «Российский фольклорный союз», ансамбль русского танца «Огоньки» им. Г. Полевого, Государственный молодежный ансамбль песни и танца «Алтай».

Теоретический и практический этапы исследования позволили сделать следующие выводы.

1. Фигуранты заявленного проекта по исследованию хореографического искусства в образовательном пространстве Алтайского края реализуют в полной мере две взаимодополняющие деятельности: научно-исследовательскую и культурно-просветительскую, тем самым расширяют представление о профессиональной компетентности практикующих хореографов, целенаправленно повышают квалификацию в качестве активных научных работников.

2. Целенаправленные и спланированные действия участников проекта делают его пригодным к использованию в работе над коллективной монографией. Материалы круглых столов и культурно-просветительских мероприятий объективно становятся источниковой базой для написания отдельных разделов запланированной в рамках данного проекта монографии «Хореографическое искусство в образовательном пространстве Алтайского края». В текст книги войдут собранные в процессе реализации проекта документы и материалы из частных (личных) собраний, музейных коллекций, библиотечных фондов, архивных учреждений края (в частности, фотоматериалы, афиши, программы концертов и спектаклей, рукописи и документы, представляющие большую научно-исследовательскую и художественно-образовательную ценность). В издании будет изложена обзорная характеристика генезиса, истории развития и современного состояния танцевальных школ алтайского региона различной жанровой направленности, будут представлены справочные сведения биографического характера о персонах, внесших значительный вклад в развитие танцевального искусства и хореографического искусства Алтайского края. Хронологический диапазон охвата темы - с середины XX в. по настоящее время.

3. Интеграция научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности педагога-хореографа в рамках комплексной программы краеведческого характера показала, что в целом методы и приемы, используемые исследовательским коллективом для поиска информации и материалов, соответствуют характеру изучаемого объекта и не противоречат методическим рекомендациям, сформулированным отечественным научным сообществом для современных академических исследований в области хореографического искусства.

Таким образом, в ходе исследования установлено, что программа проекта краеведческого характера в соответствии с её направленностью подчинена требованиям государственной политики в сфере культуры нашего региона. Опубликованные материалы исследования ввиду своей научной новизны и творческой оригинальности востребованы научно-педагогическими работниками современных учебных заведений творческой направленности, сотрудниками учреждений культуры и искусств Алтайского края. Перспектива исследования состоит в том, что выпускники Алтайского государственного института культуры, ныне возглавляющие ведущие хореографические ансамбли Алтайского края, получают возможность принимать участие в тематических концертных программах в рамках данного проекта, в работе «круглых столов» и научных лабораторий, выступать в качестве соавторов коллективной научной монографии «Хореографическое искусство в образовательном пространстве Алтайского края».

В процессе дальнейшей реализации проекта студенты региональных образовательных учреждений творческой направленности получают ценный практический опыт подготовки и осуществления крупномасштабного научного исследования по актуальной теме. Проект также укрепляет научно-творческие контакты между современными образовательными учреждениями художественной направленности, профессиональными танцевальными коллективами, ансамблями любительского хореографического творчества, ведущими учреждениями культуры и искусства Алтайского края.

Библиографический список

1. Дубровина О.С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся. Проблемы и перспективы развития образования. Пермь, 2012: 124 - 128.

2. Иванова Т. В. Проектная технология как средство организации самостоятельной работы студентов. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013; № 2: 51 - 54.

3. Теория и практика исследования хореографического образования в Алтайском крае. Барнаул: Издательство Алтайского государственного института культуры, 2016.

4. Теория и практика исследования хореографического образования в Алтайском крае. Барнаул: Издательство Алтайского государственного института культуры, 2017; Выпуск 2.

5. Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). Танцевальное искусство и образование. 2018; № 4. References

1. Dubrovina O.S. Ispol'zovanie proektnyh tehnologij v formirovanii obschih i professional'nyh kompetencij obuchayuschihsya. Problemy iperspektivy razvitiya obrazovaniya. Perm', 2012: 124 - 128.

2. Ivanova T.V. Proektnaya tehnologiya kak sredstvo organizacii samostoyatel'noj raboty studentov. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2013; № 2: 51 - 54.

3. Teoriya i praktika issledovaniya horeograficheskogo obrazovaniya v Altajskom krae. Barnaul: Izdatel'stvo Altajskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury, 2016.

4. Teoriya i praktika issledovaniya horeograficheskogo obrazovaniya v Altajskom krae. Barnaul: Izdatel'stvo Altajskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury, 2017; Vypusk 2.

5. Uchenye zapiski (Altajskaya gosudarstvennaya akademiya kul'tury i iskusstv). Tanceval'noe iskusstvo i obrazovanie. 2018; № 4.

Статья поступила в редакцию 23.11.20

УДК 372.881.161.1

Busurina E.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Gorbenko V.D., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Kuraleva I.R., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

CONCEPT OF TEACHING FOREIGN ENGINEERING STUDENTS RUSSIAN LANGUAGE IN PROFESSIONAL SPHERE. The article discusses the issue of the formation of communicative competence among foreign students. It substantiates the idea of two conceptual vectors in the development of modern methods of teaching Russian as a foreign language. The first vector is the increasing attention of methodologists to the study of communication spheres, in particular, academic and professional, and professional ones. The second vector is the use of authentic speech situations in teaching Russian to foreign students. Particular attention is paid to the description of the concept of a textbook intended for foreign engineering students with Russian language level close to B1. The textbook aims at developing communication skills in academic and professional, and professional spheres of communication. The authors conclude about the effectiveness of the described methodology for presenting academic and professional sphere, and professional sphere of communication on the material of authentic speech situations in the textbook.

Key words: foreign students, academic and professional sphere of communication, professional sphere of communication, authentic speech situation, communicative competence, engineering profile, concept of textbook

Е.В. Бусурина, канд. филол. наук, доц., Высшая школа международных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ВД. Горбенко, канд. филол. наук, доц., директор Центра русского языка как иностранного Высшей школы международных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected] И.Р. Куралееа, канд. филол. наук, доц., Высшая школа международных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Статья посвящена вопросу формирования коммуникативной компетенции у иностранных учащихся. Обосновывается идея о наличии двух концептуальных векторов в развитии современной методики преподавания русского языка как иностранного: повышение внимания методистов к изучению сфер общения, в частности учебной-профессиональной и профессиональной, и к использованию аутентичных речевых ситуаций при обучении иностранных студентов русскому языку. Особое внимание уделено описанию концепции учебного пособия, предназначенного для иностранных студентов-инженеров, уровень владения русским языком которых приближен к В1, и нацеленного на формирование коммуникативных навыков в учебно-профессиональной и профессиональной сферах общения. Авторы делают вывод об эффективности описанной методики представления учебно-профессиональной и профессиональной сфер общения на материале аутентичных речевых ситуаций в учебном пособии.

Ключевые слова: иностранные студенты, учебно-профессиональная и профессиональная сферы общения, аутентичная речевая ситуация, коммуникативная компетенция, инженерный профиль, концепция учебного пособия.

Одной из важнейших проблем в методике преподавания русского языка как иностранного является изучение сфер общения. К этому вопросу специалисты обратились еще в 70-х годах прошлого века. Наибольшее внимание исследователей было обращено на социально-бытовую, социально-культурную и учебно-научную сферы общения. Следует отметить, что в течение последнего десятилетия четко обозначились два концептуальных методических вектора. Во-первых, методисты, обращая внимание на специфику различных сфер общения, актуальных для учащихся высших учебных заведений, все чаще говорят о необходимости формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов не только в учебно-научной, но и в учебно-профессиональной, а также профессиональной сферах общения. Во-вторых, многие специалисты считают необходимым строить учебный процесс на основе аутентичных речевых ситуаций.

Так, в статье, посвященной исследованию сфер русскоязычного общения иностранных студентов нефилологических специальностей, авторы отмечают

наличие зависимости между сферами общения и коммуникативными потребностями учащихся [1]. В работе Бусуриной Е.В., Горбенко В.Д. [2] разграничиваются понятия «учебно-научная сфера общения», «учебно-профессиональная сфера общения», «профессиональная сфера общения» и предлагается система работы, нацеленная на формирование коммуникативных навыков в ситуациях общения, которые можно отнести к аутентичным профессиональным ситуациям, для студентов инженерного профиля. Специфика представления обозначенных сфер общения, актуальных для студентов-экономистов, описана в работе Клобу-ковой Л.П., Нестерской Л.А., Норейко Л.Н. [3]. Е.С. Антипина и О.В. Сапожникова посвящают свое исследование описанию проблемы формирования профессиональной культуры будущих иностранных журналистов [4]. Таким образом, можно говорить о высокой степени актуальности тематики, связанной с изучением учебно-профессиональной и профессиональной сфер русскоязычного общения студентов-иностранцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.