Научная статья на тему 'Научно‐исследовательская работа преподавателей в творческом вузе (на примере деятельности хореографического факультета Алтайского государственного института культуры)'

Научно‐исследовательская работа преподавателей в творческом вузе (на примере деятельности хореографического факультета Алтайского государственного института культуры) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная организация высшего образования в сфере культуры / Ал‐ тайский государственный институт культуры / факультет хореографии / научно‐ исследовательская работа научно‐педагогических работников / движущие силы занятий научно‐ исследовательской деятельностью / качество результатов научно‐исследовательской деятель‐ ности преподавателей. / an educational institution of higher education in culture sphere / Altai State Institute of Cul‐ ture / the Choreography Chair / teaching personnel’s research work / motivation for research work / quality of teaching personnel’s research work results.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурцева Галина Вячеславовна

Обзорно рассмотрен опыт организации системной исследовательской работы про‐ фессорско‐преподавательского состава хореографического факультета Алтайского государственного института культуры (г. Барнаул Алтайского края, Россия); представлены концептуальные положения наиболее значимых научно‐исследовательских проектов, инициированных педагогами структурного подразделения учреждения с целью восполнения крупных пробелов в области научного знания об истоках, современном состоянии и перспективах развития регионального танцевального искусства в контексте решения ключевых задач эффективного развития современного хореографического обра‐ зования в Алтайском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурцева Галина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH WORK OF TEACHING PERSONNEL OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION IN CULTURE SPHERE (A CASE OF THE CHOREOGRAPHY CHAIR OF THE ALTAI STATE INSTITUTE OF CULTURE)

The article briefly describes the author’s experience of setting up research work of teaching personnel of the Choreography Chair of the Altai State Institution of Culture (Barnaul, Altai Krai, Russia). The author outlines concept‐based ideas of the most significant research projects that had been started to fill the holes in scientific knowledge about roots, the current state, and prospects for the development of regional dance art; this considers by the author as one of the key task for effective growth of the today’s choreographic education in Altai Krai.

Текст научной работы на тему «Научно‐исследовательская работа преподавателей в творческом вузе (на примере деятельности хореографического факультета Алтайского государственного института культуры)»

Раздел 1

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 378.12:008(571.150)

Г. В. Бурцева, кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

burtseva-1957@mail.ru

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ТВОРЧЕСКОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ)

Аннотация. Обзорно рассмотрен опыт организации системной исследовательской работы профессорско-преподавательского состава хореографического факультета Алтайского государственного института культуры (г. Барнаул Алтайского края, Россия); представлены концептуальные положения наиболее значимых научно-исследовательских проектов, инициированных педагогами структурного подразделения учреждения с целью восполнения крупных пробелов в области научного знания об истоках, современном состоянии и перспективах развития регионального танцевального искусства в контексте решения ключевых задач эффективного развития современного хореографического образования в Алтайском крае.

Ключевые слова: образовательная организация высшего образования в сфере культуры, Алтайский государственный институт культуры, факультет хореографии, научно-исследовательская работа научно-педагогических работников, движущие силы занятий научно-исследовательской деятельностью, качество результатов научно-исследовательской деятельности преподавателей.

Современный творческий вуз существенно расширяет базу собственных предназначений -наряду с учебно-методической, учебно-воспитательной, концертно-творческой, культурно-просветительной функциями профессиональной деятельности важнейшую роль в его образовательной сфере стала играть системная исследовательская работа преподавателей практиков художественного творчества. На современном этапе преподаватели художественных дисциплин (в том числе и хореографических) призваны решать ряд сложных задач: деятельное изучение и сценическая популяризация лучших образцов профессионального танцевального искусства и любительского хореографического творчества русского населения, сложившихся традиций и современных тенденций развития танцевальных форм. Высшей формой творческой педагогической самореализации преподавателя-хореографа в современном вузе является публикация статей, монографий, учебных пособий, защита кандидатской или докторской диссертации по актуальным темам хореографического образования и танцевального искусства.

Главным мотивом исследовательской работы в Алтайском государственном институте культуры (АГИК) является педагогическая потребность индивидуальных научных исканий и профессиональных достижений практиков хореографов с целью совершенствования авторского опыта преподавания профильных дисциплин. Первым опытом отдельного научного издания трудов профессорско-преподавательского состава факультета хореографии АГИК в соавторстве с преподавателями

Московского государственного университета культуры и искусств и Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина стала коллективная монография «Культурная традиция и современный танец в образовательном хореографическом пространстве сибирского региона» (2006). Изложенные в монографии предварительные и промежуточные результаты педагогических исследований рассмотрены через призму системного подхода, который позволяет осознать ценность полученной научной информации и придать дискуссионный характер решению проблем развития хореографического образования на современном этапе.

Существенные научно-творческие достижения профессорско-преподавательского состава факультета хореографии явились основанием для официального оформления и закрепления решением Учёного совета АГИК статуса научно-творческой школы «Профессиональная подготовка педагога-хореографа: методы и инновационные технологии» под руководством кандидата педагогических наук, доцента Г. В. Бурцевой. Этапы становления и развития школы проанализированы в издании справочно-биографического характера [1]. Представленные аспекты научно-творческой деятельности школы находят широкое применение не только в вузе, но и в системе сетевого многоуровнего профессионального хореографического образования в крае (работодатели - учреждения дополнительного образования - любительские хореографические коллективы - колледжи культуры - курсы повышения квалификации и переподготовки кадров).

Факультет хореографии и сегодня продолжает динамично развиваться как научно-исследовательская среда актуальных для хореографической практики проблем. За эти годы повысился научно-творческий потенциал профессорско-преподавательского состава факультета: 70% преподавателей имеют учёные степени и звания. Три преподавателя защитили диссертации и получили учёную степень кандидата педагогических наук (Е. В. Багирова, Г. В. Бурцева, С. Н. Темлянце-ва), Н. П. Сингач удостоен звания профессора федерального значения. Девять преподавателей удостоены звания доцента на федеральном уровне (Г. В. Бурцева, Н. А. Герасимова, Н. А. Горбунова, Т. Б. Кузовникова, Г. П. Молявко, Е. Б. Овчаренко, Г. А. Папашвили, С. Н. Темлянцева, С. И. Темлян-цев), Л. В. Сибирякова после окончания аспирантуры продолжает работать над диссертацией. Молодые преподаватели О. В. Воробьева и К. Б. Демина являются слушателями магистратуры.

С течением времени сформировались основные направления проблемного поля хореографических исследований в вузе:

- изучение природы инноваций, характера их взаимодействия с традициями в образовательном хореографическом пространстве сибирского региона;

- изучение танцевального фольклора русского населения Алтайского края;

- изучение социокультурных условий развития русского танца в Алтайском крае и сибирском регионе;

- изучение классических образцов танцевального репертуара и их влияние на профессиональный уровень выпускников факультета хореографии;

- изучение феномена «современный танец» в образовательном хореографическом пространстве сибирского региона;

- изучение развития народного танца в условиях деятельности любительских хореографических коллективов Алтайского края;

- изучение роли классического и бального танцев в эстетическом и физическом воспитании детей в условиях детских школ искусств в алтайском регионе;

- изучение коррекционных возможностей танцевальной педагогики в различных видах любительских хореографических коллективов.

Изучение проблем хореографической практики требуют систематической мониторинговой и научно-исследовательской работы преподавателей, что послужило основанием для выпуска ежегодного научного тематического издания «Теория и практика исследования хореографического образования в Алтайском крае». По этой теме опубликованы 2 выпуска сборника научно-методических статей (2016-2017) [2, 3]. В первый сборник вошли 3 работы одиннадцати авторов, во второй - пятнадцати авторов. Ежегодный выпуск сборников создаёт новые возможности мониторинга научно-исследовательских достижений коллектива преподавателей хореографического

факультета, обеспечивая методическое сопровождение образовательного и научного процесса, протекающего в условиях хореографического факультета АГИК.

Одной из форм новых вызовов времени для преподавателей-хореографов в АГИК явилась необходимость создать постоянно действующую творческую лабораторию хореографического факультета «Мастерство хореографа», в рамках которой возможно в дальнейшей перспективе обеспечить стабильно развивающуюся систему научных хореографических исследований. На факультете был разработан проект «Хореографическое искусство в образовательном пространстве Алтайского края». Это комплексная научно-исследовательская и культурно-просветительная программа, в которой примут участие члены профессорско-преподавательского состава хореографического факультета и студенты Алтайского государственного института культуры, а также педагогические работники образовательных учреждений края творческой направленности, сотрудники учреждений культуры, руководители и участники творческих коллективов г. Барнаула, деятели искусства и культуры Алтайского края и других регионов России. Совокупное время реализации проекта составит 3 года (2018-2021).

Реализация заявляемого проекта позволит сфокусировать устойчивое внимание научно-исследовательских, педагогических сил и ведущих профессиональных хореографов региона на вопросах оптимизации процессов выявления, теоретического осмысления, практического освоения, сохранения, трансляции и популяризации уникальных региональных образов и традиций танцевальной культуры Алтайского края, органичного включения их в контекст педагогического процесса, организованно протекающего в ведущих образовательных учреждениях региона.

Заявляемый проект носит выраженный краеведческий характер, поскольку ориентирован на глубокую разработку и трансляцию научного знания об особенностях генезиса и развития танцевального искусства и хореографического образования на Алтае.

Проект посвящён грядущему 45-летию образования кафедры хореографии Алтайского государственного института культуры, 30-летию кафедры бальной хореографии Алтайского государственного института культуры и 70-летнему юбилею со дня образования Алтайского краевого колледжа культуры и искусств, в котором трудятся выпускники института.

Проект имеет две самостоятельные, взаимодополняющие и коррелирующие друг с другом цели, дифференцируемые в соответствии с направлением её основных компонентов: научно-исследовательского и культурно-просветительного.

В соответствии с первым компонентом, проект нацелен на генерацию абсолютно нового исторического и теоретического знания об особенностях становления и развития хореографического искусства и образования на Алтае, посредством систематизации и научного осмысления обширного устного (мемуарного), документального (рукописного, печатного, аудио- и видео-), иллюстративного, картографического и иного материала, имеющего отношение к заявленной комплексной теме, ранее не бывшего предметом научного интереса со стороны отдельных учёных или научных коллективов.

Целевое назначение проекта в соответствии с его культурно-просветительной составляющей вполне согласуется с важнейшими государственными задачами развития отечественной отрасли культуры: духовно-нравственное, эстетическое и художественное воспитание ювенальных групп и молодёжной аудитории современной России посредством привлечения указанных социально-возрастных категорий к активному участию в индивидуальной и коллективной научной и творческой деятельности в области хореографического искусства, к деятельному изучению и сценической популяризации лучших образцов профессионального танцевального искусства и любительского хореографического творчества русского населения исторического и современного Алтая.

Ожидаемым результатом реализации проекта станет, во-первых, формулировка нового научного знания об особенностях генезиса и развития хореографического искусства и образования на Алтае, в частности, публикация сведений о малоизвестных основоположниках танцевальной культуры в регионе, о характере творческой эволюции ведущих деятелей отрасли, об идейной преемственности разновременных хореографических коллективов одного жанра, о комплектовании корпуса средств сценической выразительности (ритм, пластика, композиция, костюм и пр.), о формировании

танцевальных традиций и пр.; во-вторых, расширение ассортимента культурных услуг, оказываемых учреждениями культуры и образования населению краевой столицы; в-третьих, совершенствование качественных характеристик профессионального хореографического образования в Алтайском крае, укрепление конкурентоспособности и привлекательности учебных заведений творческой направленности на региональном рынке образовательных услуг в области хореографического искусства.

Реализация проекта достаточно обеспечена административным, кадровым, интеллектуальным ресурсом; частично обеспечена техническим ресурсом; слабо обеспечена финансовым ресурсом. Руководитель и члены рабочей команды проекта обладают необходимым опытом и трудовыми навыками для его успешной реализации: Алтайский государственный институт культуры, являясь главным региональным научно-методическим центром школы многожанрового хореографического искусства, наряду с Алтайским краевым колледжем культуры и искусств уже более 40 лет формирует облик профессионального и любительского хореографического искусства Алтайского края и соседних с ним регионов.

Свою готовность к активному участию в реализации заявляемого проекта выразили руководители и сотрудники ряда ведущих учреждений культуры, образовательных организаций, профессиональных и любительских творческих коллективов Алтайского края; среди них:

• Краевое автономное учреждение «Алтайский государственный театр музыкальной комедии» (г. Барнаул);

• Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Алтайский краевой колледж культуры и искусств» (г. Барнаул);

• Краевое государственное бюджетное учреждение «Государственный музей истории литературы и культуры Алтая по научной работе» (г. Барнаул);

• Краевое государственное бюджетное учреждение «Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова» (г. Барнаул);

• Ансамбли народного, бального и современного танца Алтайского краевого колледжа культуры (г. Барнаул);

• Алтайский ансамбль современного танца «Вереск» (г. Барнаул);

• Ансамбль народного танца «Сибирь» Алтайского государственного института культуры (г. Барнаул);

• Ансамбль бального танца «Фокстрот» Алтайского государственного института культуры (г. Барнаул);

• Ансамбль русского танца «Огоньки» им. Г. Полевого (г. Барнаул);

• балет Алтайского краевого театра музыкальной комедии (г. Барнаул);

• Государственный молодёжный ансамбль песни и танца «Алтай» (г. Барнаул);

• Народный ансамбль классического танца «Эос» (г. Барнаул).

К настоящему моменту, свою готовность к участию в реализации проекта в качестве соисполнителей подтвердили чрезвычайно ценные информанты - воспитанники пионеров танцевального искусства и хореографического образования на Алтае (различных жанров: классический, бальный народный, русский и современный танец), проживающие на территории региона (гг. Барнаул, Бийск, Заринск, Новоалтайск, Рубцовск, Камень-на-Оби, Яровое и др.).

Организацию видеозаписи всех культурно-просветительных мероприятий проекта, а также перевод в цифровую форму необходимых документальных материалов берут на себя обучающиеся по направлению «Фото— и видео- творчество» Алтайского государственно колледжа культуры и искусства (под руководством директора Т. А. Шевцовой).

Базовую часть программы составит серия тематических круглых столов («Школа классического танца на Алтае»; «Школа бального танца на Алтае»; «Современный танец в образовательном пространстве Алтайского края»), инициируемая с целью коллективной дискуссии с участием деятелей танцевального искусства и хореографического образования прошлых лет, современных мастеров танца, руководителей и участников профессиональных и любительских хореографических коллективов Алтайского края, специалистов учреждений сферы культуры и образовательных организаций, специализирующихся в т. ч. на подготовке хореографических кадров для нашего реги-

она. Итогом групповых бесед станет формулировка коллективной экспертной оценки процессов становления и развития хореографического образования различных жанров, профессионального танцевального искусства, любительского танцевального творчества на Алтае. Материалы круглого стола будут включены в текст коллективной научной монографии, посвящённой теме заявляемого проекта.

Культурно-просветительный компонент проекта будет реализован силами работников научно-практической лаборатории «Танцевальный фольклор Алтая», действующей при хореографическом факультете Алтайского государственного института культуры. В число мероприятий, организуемых лабораторией в рамках проекта, войдут:

- выставка изделий декоративно-прикладного и народного творчества, выполненных студентами Алтайского государственного института культуры на основе подлинных образцов народных танцевальных костюмов, объектов материальной культуры Алтая;

- тематические мастер-классы;

- вечера-портреты, посвящённые выдающимся деятелям регионального танцевального искусства - Г. Полевому и А. Батыреву;

- тематическая культурно-просветительная программа, посвящённая школе народного танца на Алтае, включающая демонстрацию раритетных материалов из собрания крупнейшей государственной синематеки - «Госфильмофонда».

Каждое мероприятие будет включать творческую - хореографическую компоненту (лучшие классические, народные, русские, фольклорные, бальные, современные и эстрадные танцы, включённые в репертуар ведущих хореографических коллективов Алтайского края).

На завершающем этапе проекта планируется подготовка к печати и выпуск коллективной научной монографии. В издании будет изложена характеристика генезиса, история развития и современного состояния танцевальных школ алтайского региона различной жанровой направленности, будут представлены справочные сведения биографического характера о персонах, внёсших значительный вклад в развитие танцевального искусства и хореографического искусства Алтайского края (хронологический диапазон охвата темы: с середины XX в. по настоящее время). Источниковой базой для написания отдельных разделов монографии станут документы и материалы из частных (личных) собраний, музейных коллекций, библиотечных фондов, архивных учреждений края (в частности, фотоматериалы, афиши, программы концертов и спектаклей, рукописи и документы, представляющие большую научно-исследовательскую и художественно-образовательную ценность). К участию в подготовке коллективной научной монографии планируется привлечь: Огневу Елену Владимировну, заместителя директора по научной работе Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая; Смолянинову Надежду Ивановну, исследователя хореографического искусства, обладателя обширной документной коллекции, имеющей отношения к теме заявляемого проекта; руководителей ведущих любительских хореографических коллективов Алтайского края («Эос», «Аура», «Глория», «Хорошки», «Калинка», «Светлячки» «Иван да Марья», «Сюрприз», «Фиеста», «Школьные годы», «Сибиряночка», «Росинки», «Парус», «Автограф» и др.).

Осуществлённый краткий анализ научной деятельности хореографического факультета АГИК позволяет сделать ряд выводов. Совершенствование научной работы в творческом вузе зависит от её системной организации и целенаправленном руководстве на основе актуальных для хореографической практики коллективных тематических художественно-исследовательских проектов, которые способны объединить усилия уникальных творческих индивидуальностей и разноплановых образовательных учреждений. Но необходимо заметить, что эффективной исследовательской работе препятствует системная проблема, связанная с недостаточным финансированием индивидуальных и коллективных научно-творческих проектов. Невысокая зарплата и мизерные доплаты за учёную степень и звание (с 2000 г. не поднимается доплата за учёную степень) являются факторами, которые препятствуют повышению мотивации для успешной самореализации молодых преподавателей-исследователей в творческом вузе, не привлекают практиков-хореографов к дальнейшему обучению в магистратуре, аспирантуре, докторантуре. Следует также заметить, что преподаватель вынужден совмещать полноценную художественную практику и научную деятельность

со значительной учебно-методической нагрузкой, дополнительными заданиями учебно-воспитательного характера на текущий год, а также плотным графиком концертно-творческой деятельности, который занимает большую часть времени практика-хореографа.

Список литературы

1. Научно-творческая школа Г. В. Бурцевой «Профессиональная подготовка педагога-хореографа: методы и инновационные технологии». Этапы становления и развития : [справоч. матер.] / Алт. гос. акад. культуры и искусств ; ред. кол. А. С. Кондыков [и др.]. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2014. - 167 с.

2. Теория и практика исследования хореографического образования в Алтайском крае : сб. науч.-метод. ст. / науч. ред. Г. В. Бурцева ; Алт. гос. ин-т культуры ; каф. хореографии. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. ин-та культуры, 2016. - 223 с. : ил.

3. Теория и практика исследования хореографического образования в Алтайском крае : сб. науч.-метод. ст. / редкол. : Г. В. Бурцева (науч. ред.) [и др.]. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. ин-та культуры, 2017. - Вып. 2. - 131 с. : ил.

Galina V. Burtseva, Ph. D. in Pedagogics, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) burtseva-1957@mail.ru

RESEARCH WORK OF TEACHING PERSONNEL OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION IN CULTURE SPHERE (A CASE OF THE CHOREOGRAPHY CHAIR OF THE ALTAI STATE INSTITUTE OF CULTURE)

Abstract. The article briefly describes the author's experience of setting up research work of teaching personnel of the Choreography Chair of the Altai State Institution of Culture (Barnaul, Altai Krai, Russia). The author outlines concept-based ideas of the most significant research projects that had been started to fill the holes in scientific knowledge about roots, the current state, and prospects for the development of regional dance art; this considers by the author as one of the key task for effective growth of the today's choreographic education in Altai Krai.

Keywords: an educational institution of higher education in culture sphere, Altai State Institute of Culture, the Choreography Chair, teaching personnel's research work, motivation for research work, quality of teaching personnel's research work results.

УДК 793.3(470+571)

О. Б. Буксикова, доктор искусствоведения, профессор

Белгородский государственный институт искусств и культуры

(Белгород,Россия) o.buksik@mail.ru

И. А. Климова

Белгородский государственный институт искусств и культуры

(Белгород, Россия) ramzes.70@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ НАСЛЕДИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В КОНТЕКСТЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Рассмотрены некоторые актуальные проблемы научного изучения стилистических особенностей русской школы классического танца и пути сохранения лучших образцов отечествен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.