Литература
1. Курбанов Н.И.-О. Этнокультурная идентичность в современной социокультурной ситуации: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. М., 2012. 207 с. URL: http://www.dslib.net/ teorja-kultury/jetnokulturnaja-identichnost-v-sovremennoj-sociokulturnoj-situacii.html
2. Кон И. К проблеме национального характера. URL: http://scepsis.net/library/ id_903.html
3. Юм Д. О национальных характерах. URL: http://national-mentalities.ru/history/istoriya/ yum_d_o_nacionalnyh_harakterah1 /
4. Монтескье Ш. О духе законов. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/О_духе_законо-в_(Монтескьё/Горнфельд)/Книга_девятнадцатая
5. Гельвеций К.А. Об уме. В 2 т. Т.1. М.,1973.
6. Гельвеций К.А. О человеке. В 2 т. Т.2. М.,1974.
7. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
8. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. В 6 т. Т. 6. М., 1966.
9. Ионов И.Н., Хачатурян В.М. Теория цивилизаций от античности до конца XIX века. СПб., 2002.
10. Дианова В.М. Культурология: основные концепции. СПб., 2005.
11. Семенов Ю.И. Философия истории. Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней. М., 2003.
References
1. Kurbanov N I.-O. Ethnocultural identity in the modern socio-cultural situation: synopsis of the thesis ... PhD (cultur.): 24.00.01. Moskow, 2012.
2. Kon I. K probleme natsional'nogo kharaktera [To the problem of national character]. URL: http://scepsis.net/library/id_903.html
3.Yum D. O natsional'nykh kharakterakh [About national characters]. URL: http://national-mentalities.ru/history/istoriya/yum_d_o_nacionalnyh_harakterah1/
4. Montesk'e Sh. O dukhe zakonov [On the spirit of laws]. URL: https://ru.wikisource.org/ wiki/O_dukhe_zakonov_(Montesk' e/Gornfel' d)/Kniga_devyatnadtsataya
5. Gel'vetsiy K.A. About the mind. In 2 v. V.1. Moskow,1973.
6. Gel'vetsiy K.A. About a human. In 2 v. V.2. Moskow,1974.
7. Gerder I.G. Idei k filosofii istorii chelovechestva [Ideas for the philosophy of the history of mankind]. Moskow, 1977.
8. Kant I. Anthropology from a pragmatic point of view. In 6 v. V. 6. Moskow, 1966.
9. Ionov I.N., Khachaturyan V.M. Teoriya tsivilizatsiy ot antichnosti do kontsa XIX veka [The theory of civilizations from antiquity to the end of the XIX century]. Saint Petersburg, 2002.
10. Dianova V.M. Kul'turologiya: osnovnye kontseptsii: uchebnoe posobie [Cultural Studies: Basic Concepts: A Tutorial]. Saint Petersburg, 2005.
11. Semenov Yu.I. Filosofiya istorii. Obshchaya teoriya, osnovnye problemy, idei i kontseptsii ot drevnosti do nashikh dney [Philosophy of history. General theory, basic problems, ideas and concepts from antiquity to the present day]. Moskow, 2003.
УДК 304.444
М.А. ФИЛИМОНОВА, В.И. ЛЯХ
ТАЛИСМАН В СТРУКТУРЕ ОЛИМПИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Филимонова Марина Александровна, аспирант кафедры истории, культурологии и музееведения Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), таппааа707@таЛ. т
Лях Валентина Ивановна, доктор философских наук, профессор кафедры истории, культурологии и музееведения Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), ValentinaLaich@ mail.ru
№ 2 (65), 2017
и общество" 7 ^
Аннотация. Анализируется талисман как элемент олимпийской культуры, который с каждой новой Олимпиадой приобретает новые черты и характеристику и является символом этого спортивного праздника.
Ключевые слова: Олимпийские игры, талисман, культура, праздник.
UDC 304.444
M.A. FILIMONOVA, V.I. LYAKH
TALISMAN IN THE STRUCTURE OF THE OLYMPIC CULTURE
Filimonova Marina Aleksandrovna, graduate of the department of history, culturology and museum study at the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy, 33), [email protected]
Lyakh Valentina Ivanovna, Full PhD (philosophy), Full professor of the department of history, culturology and museum study at the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 years Pobedy, 33), ValentinaLaich @ mail
Abstract. The mascot is analyzed as an element of the Olympic culture, which with each new Olympiad acquires new features and characteristics, which makes it a symbol of this sporting holiday. Keywords: Olympic Games, mascot, culture, holiday.
Раскрывая обозначенную тему, следует обратиться к определению концептов «олимпийская культура» и «культура». Культуру ученые рассматривают с точки зрения ценностного соотношения социального субъекта и социального явления, как выполняющую регулятивную роль и оценивающую окружающую действительность как значимое, важное и полезное. Так она характеризует человека как творца, создающего, осваивающего и потребляющего ценности [1, с. 121-130].
Олимпийская культура, по представлению отечественных ученых, являясь специфической философией жизни, представляет собой «духовное содержание» спорта, включающее историческую, мировоззренческую, аксиологическую составляющие мировой культуры. Она аккумулирует опыт человечества, который формирует и сохраняет способности человека, особенности его жизнедеятельности, его поведение, правила и нормы жизни, интересы, а также различные институты и др., представляющие собой ценности, которые сохраняются и передаются от поколения к поколению.
По мнению В.И. Столярова, рассматриваемый концепт формируется в русле культуры спортивной, которая на основе идеалов, воплощенных в Олимпийской Хартии, и гуманизирующего содержания наполняет физическое воспитание духовным смыслом [1]. Используя результаты исследований Л.И. Лубышевой [2], он разработал теорию данного концепта, которая дает всесторонний и глубокий анализ его как самостоятельной части мировой культуры, возможно изучение формирования олимпийской культуры в различные периоды эволюции общества, взаимоотношение с другими элементами и сферами. По его мнению, основой этого концепта является ценностное отношение к спорту, соответствующее олимпийским идеалам. Эта культура формируется как у отдельного человека, социальной группы, так и в целом в конкретном обществе. В различные периоды своего развития в разных социально-экономических условиях она обладает конкретно-историческим характером, модифицируется, видоизменятся, приобретая специфические формы.
Таким образом, рассматриваемый концепт является совокупностью знаний, накопленных человечеством, норм, ценностей, смыслов. В 1972 году в структуру олимпийской культуры входит талисман, утвержденный на сессии Международного Олимпийского комитета (МОК). С каждой новой Олимпиадой талисман приобретает новые черты, что позволяет назвать его символом этого спортивного праздника. Он представляет собой популярную фигурку, которую создают в стране проведения Олимпиады и которая отражает ее культурную ценность. До этого к символике рассматриваемых игр принадлежали флаг и эмблема. Талисман, таким образом, стал символом страны, принимающей Олимпиаду,
предметом для коллекционирования, существенным источником дохода, представляя собой собственность организационного комитета. Его миссией является отражение духа страны, организующей праздник, создание необходимой атмосферы для победы [3].
Итак, талисман - символ, обозначающий область употребления его в культурно-смысловом регистре. Функционируя в конкретной сфере общества, символ обозначает в ней свою специфику. Это объясняет тот факт, что в большинстве своем определения термина «символ» обозначают его предметное понимание. Особенность этого символа в контексте Олимпийских игр заключается в том, чтобы воплощать олимпийские ценности, а именно - совершенство, дружбу и уважение. В качестве талисмана могло быть животное (или человек), которое отражало творческое национальное воображение и воплощало олимпийскую ценность. Все вышеперечисленное должно было способствовать полной самоотдаче в борьбе за победу, за самопреодоление, помогающее достижению взаимопонимания между народами, даже несмотря на разногласия и различия в их культуре и религии [4].
Исследуя талисман в структуре рассматриваемого концепта, необходимо определить функции, которые он выполняет, и его место в символике этого праздника. Познавательная функция заключается в том, что талисман как форма, выражающая понятия и представления, имеет разнообразные смысловые грани для интерпретации. Расшифровка содержания этого символа предполагает его восприятие в конкретном пространственно-временном и мировоззренческом контексте и помогает человеку приблизиться к познанию содержания его в конкретной культуре.
Функция социализации этого символа является способом выражения ценностей и идей, принятых в культуре, в которой проходит социализация. В этом случае этот символ формируется в культурном контексте определенных традиций.
Регулятивная функция этого символа помогает человеку усваивать и принимать нормы и ценности как базовые понятия конкретной культуры.
Идентификационно-интегративная функция талисмана позволяет ему объединять людей в конкретные общности, социальные группы, а также помогать идентификации индивидов. Как определенный символ, талисман формирует социальный статус индивида и выражает определенные связи и отношения. Когда человек узнает символическое значение талисмана и может распознать его, следует говорить о реализации информационно-коммуникативной функции этого концепта, который способен устанавливать межкультурные связи не только между отдельными людьми, но и целыми группами в пределах единого культурного пространства, а также и между разными культурами [5].
В качестве талисманов Олимпиады были выбраны в Мюнхене собачка Вальди, в Барселоне собачка Коби, в Монреале бобер Амик, в Москве медвежонок, в Лос-Анджелесе орленок Сэм, тигренок Ходори, в Сеуле некое «виртуальное» существо, в Атланте Иззи, в Сиднее представители уникальной австралийской фауны: кукабарра Олли, утконос Сид и ехидна Милли. Во время летней Олимпиады в Афинах впервые в истории талисманами стали люди, которых назвали именами древнегреческих богов - брата и сестры Афины и Фивоса.
Непростой выбор талисмана был на зимних Олимпийских играх-2014. Их столицей был назван г. Сочи Краснодарского края. Сначала талисманом его был выбран дельфин на лыжах (ярославская художница О. Беляева). Однако затем объявили всероссийский конкурс, в котором участвовали все желающие. Его итоги: три победителя «белого цвета», которые соответствовали характеру зимней Олимпиады - талисманами были выбраны Белый мишка (автор Олег Сердечный, г. Сочи), Леопард (автор Вадим Пак, г. Находка), Зайка (автор Сильвия Петрова, деревня Новое Буяново, Янтиковский район, Чувашия).
Итак, символизация есть важнейшая закономерность развития культуры. Особую роль в культурной и спортивной символике выполняют зооморфные символы. Раскрывая содержание концепта «талисман» в олимпийской культуре, можно отметить многообразие выполняемых им функций: познавательную, регулятивную, информационно-коммуникативную, идентификационно-интегративную, а также функцию социализации. Тенденция к одновремен-
№ 2 (65), 2017
"Культура и общество
75
ному использованию целого множества талисманов способствует рекламному и коммерческому успеху культурных и спортивных мероприятий.
Таким образом, концептуальное исследование феномена олимпийского талисмана позволяет утверждать, что он занимает важное место и играет специфическую роль в общей системе олимпийской символики.
Литература
1. Столяров В. И. Спорт и культура: методологический и теоретический аспекты проблемы // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 1. Исторические и теоретико-методологические основания: Составители и редакторы В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чес-ноков. М., 1997.
2. Лубышева Л.И. Олимпийская культура как основа содержания олимпийского образования // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. Ч. 2. Челябинск, 1997.
3. Штейнбах В.Л. Олимпийский талисман // Большая олимпийская энциклопедия. М., 2006. Т.2. 968 с.
4. The Olympic symbols / URL. https://stillmed. olympic.org/Documents/Reports/EN/ en_report_1303.pdf (05/06/2017).
5. Тен Ю.П. Символ в международной коммуникации: автореф. дис. ... д.ф.н. Ростов-на-Дону, 2008.
Referenses
1. Stolyarov V.I. Sport and culture: methodological and theoretical aspects of the problem // Sport, spiritual values, culture. Vol. 1. Historical and theoretical-methodological bases: compiled and edited by V.V. Kuzin, V.I. Stolyarov, N.N. Chesnokov. Moskow, 1997.
2. Lubysheva L.I. The Olympic culture as the basis of the content of Olympic education // Modern problems and concepts of development of physical culture and sports. Part 2. Chelyabinsk, 1997.
3. Steinbach W.L. Olympic mascot // The Great Olympic encyclopedia. Moskow, 2006. Vol. 2. 968 p.
4. The Olympic symbols / URLS. https://stillmed. olympic.org/Documents/Reports/EN/ en_report_1303.pdf (05/06/2017).
5. Ten Y.P. The Symbol in the international communication: synopsis of the thesis... Full PhD (philosof.). Rostov-on-don, 2008.