Научная статья на тему 'Олимпийские талисманы 2014: антропологический подход'

Олимпийские талисманы 2014: антропологический подход Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
399
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКИЙ ТАЛИСМАН / ОЛИМПИЙСКИЙ СИМВОЛ / САКРАЛИЗАЦИЯ / ОБЕРЕГ / АПОТРОПЕЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вереитинова Т. Ю., Новак М. В.

В статье рассматривается процесс обретения свойств оберега, элементов сакрального Олимпийскими талисманами-2014. Упоминается вопрос о функциях и видах апотропея (оберега), проводится анализ специфики талисманов Сочинской Олимпиады – 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Olympic talismans – 2014: an anthropological approach

The article considers process of acquiring attribute amulet, Olympic talismans – 2014. Analysis considers particularity Olympic talismans – 2014.

Текст научной работы на тему «Олимпийские талисманы 2014: антропологический подход»

ФИЛОСОФИЯ

УДК 130.2

ОЛИМПИЙСКИЕ ТАЛИСМАНЫ - 2014: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Т.Ю. Вереитинова^, М.В.Новак2)

Белгородский государственный институт искусств и культуры 1 )поуакшаг§ап1а@у апёех. ш 2)уксЬ§1Ы @у ап clex.ru

В статье рассматривается процесс обретения свойств оберега, элементов сакрального Олимпийскими талисманами-2014. Упоминается вопрос о функциях и видах апотропея (оберега), проводится анализ специфики талисманов Сочинской Олимпиады - 2014.

Ключевые слова: Олимпийский талисман, Олимпийский символ, сакрализация, оберег, апо-

тропей.

Одними из самых массовых спортивных зрелищ, бесспорно, являются Олимпийские игры. Они ведут свое начало с глубокой древности: зародившись в Древней Греции, как своеобразная форма почитания главного божества античности - Зевса, они прошли долгий исторический путь, длительное время были забыты, и возродились вновь уже в конце XIX века.

Современные Олимпийские игры выступают с одной стороны как массовые международные спортивные соревнования и с другой - как специфическое ритуальнозрелищное действо. Конечно, на сегодняшний день сакральный момент Игр ушел в небытие, но отдельные его элементы успешно модернизировались в новые формы и органично существуют в современной среде.

Чтобы выявить эти формы, обратимся к самой символике Олимпийских игр. сегодня ими являются: флаг, гимн, клятва, лозунг, огонь, оливковая ветвь, талисман, эмблема. К историческим символам Олимпийского движения относятся Олимпийский огонь и оливковая ветвь; флаг, гимн, клятва, лозунг и эмблема были предложены Пьером де Кубертеном (который собственно и выступил инициатором возрождения Олимпийских игр). Самым молодым символом Игр выступает Олимпийский талисман (с 1972 года). Он представляет собой часть Олимпийской символики, имеющей рекламно-коммерческую значимость, презентует страну, в которой проходят Игры, и призван принести удачу спортсменам, создать праздничную атмосферу зрелища.

Разработкой талисманов занимаются профессиональные дизайнеры и художники, учитывающие социальные, маркетинговые исследования. Как правило, Олимпийскими талисманами становятся фольклорные персонажи или герои национальных легенд, национальные символы. Большинство Олимпийских талисманов антропоморфны.

Функциональная значимость и популярность Олимпийских талисманов бьет все рекорды, ни один Олимпийский символ (да и в принципе ни один культурный или спортивный или социальный символ) не имеет такого успеха, такого «ажиотажа», таких высочайших уровней продаж как Олимпийский талисман. Чем вызван такой интерес? Что заставляет простого современного человека (не говоря уже о спортсменах и болельщиках Олимпийских игр) так трепетно относится к Олимпийским талисманам? Мы предполагаем, что образы Олимпийских талисманов (как мы отметили, что все они в основном строятся на национальных символах) оказываются связанными с существующими архетипами (например, присутствуют моменты «тотемизма» - почитание животного с которым этнос ассоциировал себя и т.д.). Таким образом, сегодня Олимпийский талисман является своего рода модернизированным в современности сакральным атрибутом культуры. Соответственно, даже современный талисман должен существовать по тем же законам, что и оберег, используемый в древности нашими предками. Несмотря на то, что талисман - продукт коммерческого подхода, в ином случае он не был бы принят абсолютным большинством населения страны. Любой талисман должен выполнять определённые функции и использовать какие-либо культурные механизмы для собственного закрепления, для легитимации себя как такового в культуре.

Для нашего исследования будет необходимо раскрыть понятия сакрализации, талисмана (оберега, апотропея). Зачастую понятия «апотропей», «талисман», «оберег» объединяются как идентичные, хотя некоторые авторы разделяют всё же «апотропей» и «оберег», предпочитая не употреблять понятие «талисман» вообще. Мы также будем считать, что «оберег» и «апотропей» - слова-синонимы, однако следует учитывать, что «апотропей» - это что-либо отвращающее, отгоняющее несчастье, а вот «оберег», скорее, только «оберегает» своего владельца1.

Что касается понятия «сакрализация», то употребляем его в значении процесса, не обязательно происходящего в пространстве какой-либо религии. Сравнив несколько определений, данных разными авторами, мы выделили в них следующее: а). Сакрализация - это «...наделение сакральным смыслом объектов и событий внешнего мира, а также мысленных образов, сценариев, невербальных символов, действий, слов...» ; б). Сакрализация - это «...процесс, с необходимостью включающий благоговейное отношение к объектам, являющееся началом ритуализированного поведения. Некоторые формы сакрализации, как правило, принимают вид особых культовых действий...»3; в). Сакрализация - «акт наделения явлений свойством... сверхценности»4; г). Священное «...формируется в процессе синтеза рациональных и иррацио-

1 Дынин В.И. О понятии апотропея или оберега / В.И. Дынин. - Вестник ВГУ: серия История. Политология. Социология. №1. - 2013. - С. 90.

2 Прилукова Е.Г. Сакральность как атрибут бытия власти / Е.Г. Прилукова. - Вестник Челябинского государственного университета.-2011,- № 2 (217). - Философия. Социология. Культурология. Вып. 20. -С. 35.

3 Рязанов И.В. Сакрализация образа земли в архаической картине мира. Вестник Пермского университета. Серия Философия. Психология. Социология.-2013,- Вып. 2 (14). - С. 85.

4 Рязанов И.В. Сакрализация образа земли в архаической картине мира. Вестник Пермского университета. Серия Философия. Психология. Социология.-2013,- Вып. 2 (14). - С. 85.

нальных моментов познания... (по Р. Отто - прим. авт.) ...природа сакрального или священного в своих исходных основаниях носит общественный характер (прим. авт.

- по Э. Дюркгейму). Сакральное социально по своей сущности в силу того факта, что общественные группы придают своим высшим социальным и моральным побуждениям облик священных образов, символов и норм поведения, добиваясь тем самым от индивида категорического подчинения коллективным требованиям»5. Среди факторов сакрализации, некоторые авторы выделяют следующее: «устойчивость архетипов магического, мифологического и религиозного сознания, социокультурные традиции.....организация жизнедеятельности социума и его защита»6.

Талисман, появляясь как таковой, должен закреплять своё существование какими-либо функциями, необходимыми для общества. Одна из таких функций у Олимпийского талисмана - это обозначающая, репрезентативная. Талисман отмечает что-либо ценное для общества. На наш взгляд, Олимпийский талисман, не только исполняет роль маркера принадлежности какого-либо объекта к Олимпийскому движению, к конкретной Олимпиаде, но и, кроме того, к определённому периоду времени. Например, Олимпийский Мишка - 1980, со временем, стал символизировать не столько ценности спортивного движения, сколько Советский Союз в наиболее благополучный, а значит вызывающий ностальгию, период времени.

Две важнейшие функции талисмана - это объединение и разграничение групп людей - одна группа ощущает общность, целостность, и выражает возможность отличия от другой группы. В случае с олимпийскими символами доминирует именно объединяющая функция, поскольку нет чёткой традиции: использовать символ всем желающим или только спортсменам, жителям страны-хозяйки Игр или представителям разных стран и т.д. Олимпийский символ несёт идею объединения на основе времени, на основе принадлежности к событию, а не на основе общего пространства, культуры. Именно поэтому он легко принимается представителями других стран и культур. Действие олимпийского талисмана очень ограничено во времени: интенсивно он используется всего 2 недели, несколько лет остаётся в памяти людей как эмоционально значимый символ, потом может сменить смысл или быть забытым. Так, несмотря на ностальгию, сейчас производится очень мало объектов с Олимпийской символикой-1980. Даже вопреки ожиданиям какой-то части общества, новая Олимпиада в Сочи не использует любимый образ «того самого» Мишки-1980. Использование символа до означенных событий - странная культурная практика, чрезвычайно распространённая в наше время: событие ещё не случилось, но символ его уже есть. Это похоже на ситуацию, когда в российских магазинах начинают продавать елки и ёлочные украшения в октябре месяце. Возможно, в этом случае происходит мнимое, «желаемое» ускорение времени посредством знакового объекта, контроль над временем вообще (способность затянуть или продлить событие).

Однако, проблемным полем нашего исследования являются вовсе не потребительские практики, а ситуация создания символов сочинской Олимпиады, которые выполнены с отхождением от русских культурных традиций изображения, описания, восприятия таких животных, как медведь, заяц, леопард (последний и вовсе слабо связан с бестиарием русской культуры). Необходимо также осознать, что мы нахо-

5 Рязанов И.В. Сакрализация образа земли в архаической картине мира. Вестник Пермского университета. Серия Философия. Психология. Социология.-2013,- Вып. 2 (14). - С. 84.

6 Прилукова Е.Г. Сакральность как атрибут бытия власти / Е.Г. Прилукова. - Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 2 (217). - Философия. Социология. Культурология. Вып. 20. -С. 38.

димся в пространстве новой культурной практики, когда целенаправленно, с профессиональным подходом формируется и предлагается обществу новый культурный символ, выступающий в роли талисмана, своеобразного оберега, пусть даже на эмо-ционально-наивном, игровом уровне. Подобного раньше не случалось: талисман, символ, оберег являются в культуру из глубины веков, связаны с бытовой культурой, с практиками крестьянского быта, с народным творчеством, словом, фольклором, с древними представлениями о мире, с мифами, наконец. Иными словами, талисман рождается в ходе длительного, «естественного» - т.е. не управляемого извне - процесса существования культуры. В.И. Дынин, например, говорит о том, что в отношении оберега, в народной культуре действует явление избирательности - далеко не каждый предмет заслуживает статуса оберега . Несмотря на то, что целенаправленное включение в культурное пространство созданного символа - это новое явление, за последние несколько лет оно - не единственное. Достаточно вспомнить такие проекты (почти столь же масштабные), как «Имя России», «Россия 10» и т.д. Но каким же образом Олимпийские талисманы-2014 обретают права на своё существование? Вероятно, работает культурный механизм сакрализцаии объекта обществом. По мнению Е.Г. Прилуковой, «...Систему сакрализации можно представить: а) из суммы священных для данного общества идей (идеология); б) психологических приемов и средств убеждения людей в безусловной истинности этих идей; в) специфических знаковых формах воплощения святынь, сакраментальных и враждебных символов; г) особой организации; д) специальных практических действий, обрядов и церемоний»8.

На наш взгляд, для прохождения процесса сакрализации, необходимо, чтобы объект отвечал некоторым требованиям, обладал определёнными характеристиками. Во-первых, объект в сознании людей должен быть связан с прошлым, иметь историю, уходить своим происхождением «за край времён», это позволяет относиться к объекту с уважением. Олимпийские талисманы-2014 отвечают этому требованию, поскольку животные медведь и заяц - непременные персонажи русских сказок о животных, а белый Олимпийский Медведь-2014 (по имени Полюс) имеет ещё и смысловую связь с Мишкой - 1980. Но, вместе с тем, новые талисманы решены достаточно смело, с отходом от традиционного представления этих зверей в русской культуре. Так, для русских сказок характерен, всё же бурый медведь, а не белый; заяц, обычно выступает в «мужской», а не «женской» ипостаси (как Олимпийская Зайка Стрелка), а леопард достаточно необычная фигура для русской культуры вообще. Если брать семейство кошачьих, то в нашей культуре, как и во многих других, кошачьи ассоциированы, скорее, с женской сущностью. Исключение составляют тигры и особенно львы, которые всё же, иногда, фигурируют в русских народных сказках. Олимпийский талисман Леопард Барсик выглядит по-европейски, но всё это не мешает людям, ожидающим Олимпиаду, относиться к талисманам как к вполне русским персонажам, с чувством понимания и симпатией.

Во-вторых, для сакрализации объекта, для обретения свойств талисмана, вероятно, необходимо условие таинственности, магичности самого объекта. Олимпийские талисманы-2014 обладают таким свойством, поскольку охраняют тайну своей роли и участия в церемониях открытия и закрытия Игр, тайну самого действия церемоний, тайну результатов Олимпиады, а также сами являются фантазийными, почти сказоч-

7 Дынин В.И. О понятии апотропея или оберега / В.И. Дынин. - Вестник ВГУ: серия История. Политология. Социология. №1. - 2013. - С. 93.

8 Прилукова Е.Г. Сакральность как атрибут бытия власти / Е.Г. Прилукова. - Вестник Челябинского государственного университета.-2011. -№ 2 (217). - Философия. Социология. Культурология. Вып. 20. -С. 35.

ными персонажами, наделёнными человеческими качествами, имеющими свои истории.

В-третьих, сакрализированый объект в ментальности какой-либо общности людей может оказывать прямое или косвенное влияние на реальность, на события, на саму жизнь9. В воображении людей талисманы прочно связаны с Играми, и если реально эти персонажи никак не могут повлиять на спортивные результаты, то на церемонии открытия они будут играть не последнюю роль. Во время состязаний присутствие узнаваемых, харизматичных талисманов должно напоминать российским спортсменам об уникальности Игр, и о том в какой стране они проходят, значительно повышая настроение перед стартами, во время победы и во время отдыха.

В-четвёртых, как было отмечено выше, сакрализация - процесс, явление, которое происходит в общественном, а не в индивидуальном сознании10. Масштаб такого события, как Олимпиада, задаёт ощущение грандиозности, праздничной атмосферы, а редкость проведения спортивных состязаний такого уровня в конкретной стране и вовсе вызывает ощущение большого чуда для каждого. В итоге, общество оказывается на большом эмоциональном подъёме, кульминация которого произойдёт в дни Олимпиады. Происходит эффект массового эмоционального заражения одной идеей, одними схожими чувствами. Такова природа человека, что на пике этого ощущения становятся необходимы объекты, вещи-свидетели, которые способны «впитать» кульминацию счастья. Обычно это фотографии, видеозаписи, автографы звёзд, сувениры и т.д.; такими объектами могут стать и талисманы. Впоследствии, объекты долго хранятся с ощущением передачи счастливого момента дальше во времени. Таким образом, Олимпийские талисманы-2014 обретают некоторые черты сакрализации, и хотя общество не возводит их в культ вещей священных, оно пытается приписать талисманам особые свойства и воспользоваться ими.

Следует отметить, что явление сакрализации - длительный эволюционный процесс11, вероятно, подкрепляемый какими-либо событиями, ритуалами, проверками объекта на новое качество. Олимпийские талисманы не рассчитаны на сложный ход своего развития, они придумываются так, чтобы сразу нравиться большинству людей разных культур. Поэтому, чаще всего, Олимпийский талисман воспринимается не в качестве оберега, а в качестве приятной вещи, обаятельного персонажа, объекта, способного сохранить память о событии - сувенира.

Следует заметить, что всё-таки охранительная функция у Олимпийских символов несколько снижена, на ней не делается большого акцента. Как таковая, охранительная, оберегающая функция не описывается, не разрабатывается: туманно представляется, от чего должен защищать такой талисман (от проигрыша? но кто-то выиграет в любом случае?), либо он должен что-то привлекать - но что? (победу для одной команды, но проиграет другая - а талисман одинаково работает для всех)? Возможны талисманы «привлекают» собственно Олимпиаду, Олимпийские ценности? Совершенно непонятно, каким способом должен выполнять свои функции талисман - его

9 Игнатов М. А. Контроверзы отчуждения в информацинно-сетевой культуры // Наука Искусство Культура. Вып.1. - 2012. - С.26-34.

10 Рязанов И.В. Сакрализация образа земли в архаической картине мира. Вестник Пермского университета. Серия Философия. Психология. Социология.-2013,- Вып. 2 (14). - С. 84.

11 Прилукова Е.Г. Сакральность как атрибут бытия власти / Е.Г. Прилукова. - Вестник Челябинского государственного университета. 2011. - № 2 (217). - Философия. Социология. Культурология. Вып. 20.

- С. 36., Игнатова B.C., Римский В.П. Проблема «традиции - новации» и генезис научноинновационных субкультур (культурно-цивилизационный контекст // Наука Искусство Культура. Вып.1. - 2012.-С.34-58.

нужно носить на себе, брать на занятия спортом, как-то использовать; или он, как сказочный персонаж, как почти живое существо сделает что-то сам? Какие у него есть «инструменты» влияния на ситуацию - он обладает волшебной силой, удачей, он будет сам принимать символическое участие в подготовке спортсменов, судить игру, бежать по дорожке? Поскольку во многих странах не создаётся ритуал взаимодействия с Олимпийским символом, он остаётся достаточно «пассивным» объектом -участником Олимпиады. Например, непонятно, обладает ли такой талисман протре-пической (побудительной) магией, стремящейся обрести что-либо положительное, или апотропеической (оборонительной, защитной, отгоняющей плохое) магией. В то же время, у другого Олимпийского символа - Огня - совершенно точно узнаваемо свойство «катартической» магии (терминология представлена в статьи В.И. Дыни-на)12. Такой символ обладает «очистительной» функцией (огонь, и не только Олимпийский, выполняет такую функцию во многих культурах), поскольку завершает период возможных войн и, объявляя Олимпиаду всему миру, во время своего путешествия, восстанавливает недолгий мир на земле (по крайней мере так было в Древней Греции, символически эта практика воссоздана и сейчас). Огонь войны превращается

13

в огонь соревнования. По классификации Н.Ф. Сумцова , Олимпийские символы можно отнести к «предметным» или «символическим» оберегам, а по классификации Е.Е. Левкиевской14 - к предметным апотропеическим текстам, в то время, как Олимпийский гимн, девиз относятся к вербальным апотропеям; ритуал открытия Игр - к акциональным (действенным) апотропеям.

Как утверждает В.И. Дынин, апотропеи полисемантичны15. В отношении Олимпийских талисманов можно выделить несколько семантических единиц, делающих талисман собственно талисманом. Это: 1. Использование в качестве талисманов животных, обладающих в русских сказках своим характером и достоинствами; 2. Использование в качестве талисмана существ из русской культуры, населяющих просторы России; 3. Использование в качестве талисмана объекта, уже приносившего удачу

- Медведя (Олимпийский Мишка - 1980); 4. Использование в качестве талисмана персонажей, достаточно хорошо развитых физически (в том числе - и в реальности - как зверей); 5. Использование в качестве талисмана персонажей, обладающих исключительной добротой - качеством русского национального характера; 6. Использование в качестве талисманов персонажей, созданных в России, русскими людьми, выбранных «по сердцу» коллективным голосованием; 7. Использование в качестве талисмана персонажей, связанных со сферой спасения людей (Леопард Барсик), с темой спорта (все персонажи), с темой бизнеса (Зайка Стрелка); 8. Использование в качестве талисмана персонажей связанных с мужскими качествами (сила - у Медведя, выносливость и ловкость - у Леопарда) и с женскими качествами (обаяние, быстрота, дисциплинированность - у Зайки) и т.д. Таким образом, Сочинские талисманы должны «действовать» многослойно, они будут не сколько охранять этими качествами, сколько напоминать о России, вызывать патриотические чувства, формируемые ещё в дет-

12 Дынин В.И. О понятии апотропея или оберега / В.И. Дынин. - Вестник ВГУ: серия История. Политология. Социология. №1. - 2013. - С. 94.

13 См. Дынин В.И. О понятии апотропея или оберега / В.И. Дынин. - Вестник ВГУ: серия История. Политология. Социология. №1. -2013. — С. 91.

14 См. Левкиевская Е. Е. Славянский оберег: семантика и структура / Е. Е. Левкиевская. - М. : Индрик.

- 2002.

15 Дынин В.И. О понятии апотропея или оберега / В.И. Дынин. - Вестник ВГУ: серия История. Политология. Социология. №1. — 2013. — С. 93.

стве при помощи сказок, красотой и богатством русской природы. Это может мобилизовать общество на новые достижения, повысить оптимистичные настроения людей.

Итак, можно сказать, что для России внедрение в культуру какого-либо образа, персонажа, - новая практика, даже если учитывать опыт проведения Олимпиады в 1980 году. Такая практика продиктована появившейся возможностью получить коммерческую выгоду от создания того или иного образа, в котором общество нуждается, а в советское время о коммерции заботились в меньшей степени, более - о престиже, идеологии, продвижении советских культурных норм. Общество фактически не использует охранительную функцию талисмана. Гораздо важнее объединяющая функция, поскольку общество чувствует социальный разрыв; стремление найти такой символ-объединитель только возрастает со временем. Олимпийские талисманы могут с успехом выполнять эту функцию. В этом свете интересен следующий момент: национальный флаг, герб, гимн являются важными символами-объединителями людей. Они будут объединять, сплачивать людей во время самих соревнований, а возможность почувствовать не только географо-политическую общность, но и культурную (сократить разрыв поколений) поможет Олимпийский символ.

Список литературы

1. Дынин, В.И. О понятии апотропея или оберега / В.И. Дынин. - Вестник ВГУ: серия История. Политология. Социология. №1. -2013. - С. 90-94.

2. Игнатов, М.А. Контроверзы отчуждения в информацинно-сетевой культуры // Наука Искусство Культура. Вып.1. - 2012. - С.26-34.

3. Игнатова B.C., Римский В.П. Проблема «традиции - новации» и генезис научноинновационных субкультур (культурно-цивилизационный контекст // Наука Искусство Культура. Вып.1. - 2012.-С.34-58.

4. Левкиевская, Е. Е. Славянский оберег: семантика и структура / Е. Е. Левкиевская. - М.: Ин-дрик. - 2002.

5. Прилукова, Е.Г. Сакральность как атрибут бытия власти / Е.Г. Прилукова. - Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 2 (217). - Философия. Социология. Культурология. Вып. 20. - С. 35-38.

6. Рязанов, И.В. Сакрализация образа земли в архаической картине мира. Вестник Пермского университета. Серия Философия. Психология. Социология. Вып. 2 (14). - С. 84-92.

OLYMPIC TALISMANS - 2014: AN ANTHROPOLOGICAL APPROACH

T.U. Vereitinova1}, M.V. Novak2)

Belgorod state institute of arts and culture 1 ^ovakmargaritai^y andex. ru 2)ykcbgiki @yandex. ru

The article considers process of acquiring attribute amulet, Olympic talismans - 2014. Analysis considers particularity Olympic talismans - 2014.

Keywords: Olympic talisman, Olympic symbol, amulet, the sacral.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.