Научная статья на тему '«Таланты земли Нижегородской»'

«Таланты земли Нижегородской» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Таланты земли Нижегородской»»

22

Высшее образование в России • № 8, 2007

А. КОЛДАНОВ, проректор И. РЕПЬЁВА, ведущий инженер Д. ШУВАЕВ, доцент Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Соревнование как образовательная технология используется в педагогическом процессе с незапамятных времён. В настоящее время система олимпиад, отвечающих современным социально-экономическим условиям, становится актуальным инструментом выявления талантливой молодежи в контексте проводимой модернизации отечественного образования, в частности одним из возможных механизмов вступительных испытаний в высшие учебные заведения.

В Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского накоплен богатый опыт организации предметных олимпиад школьников различного уровня. Так, в 2003 г. на базе ННГУ успешно проведён заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе; в 2004 г. - по русскому языку, в 2005 г. - по математике. В течение многих лет при активном участии ННГУ проводятся областные этапы Всероссийской олимпиады школьников (в последние годы по 12-13 предметам).

В 2005 г. в целях координации и интенсификации работы по расширению и совершенствованию системы школьных предметных олимпиад, а также для формирования долгосрочных и перспективных направлений этой работы, вовлечения в эту деятельность всех учебных подразделений был создан Координационный совет ННГУ по организации и проведению региональных олимпиад школьников.

Особое место среди них занимает олимпиада «Таланты земли нижегородской» (далее - ТЗН), учрежденная в 1998 г. совместным решением департамента образования Нижегородской области, Нижего-

«Таланты земли нижегородской»

родского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, информационно-рекламного агентства «Биржа плюс».

Анализ итогов ежегодных региональных этапов различных олимпиад, в том числе и Всероссийской, показывает, что ребятам из сельских школ и школ небольших населённых пунктов трудно конкурировать со своими сверстниками из школ больших городов области.

Причины сложившейся ситуации кроются прежде всего в общем состоянии села и сельской школы, которое ныне оценивается исследователями как крайне сложное.

В монографии, посвящённой социологическому анализу отечественной сельской школы на рубеже столетий [1], убедительно показывается, что сельская школа, несмотря на известные сложности, сохраняет и развивает свои социальные функции и является, по мнению почти каждого третьего учителя и двух третей родителей, основным центром социального, образова-тельного,воспитательного и культурного притяжения.

Вместе с тем «тестирование, проведённое Центром лицензирования и мониторинга образования (Нижегородской области. - Прим. авт.) в рамках аттестации образовательных учреждений и педагогов области, показывает, что качество обучения в сельских школах часто ниже, чем в городских» [2].

Таким образом, как отмечает Д.Л. Кон-стантиновский, «устоявшееся представление о том, что качественное образование любого уровня должно быть доступно выходцам из всех слоёв, вступает в противоречие с нынешней дифференциацией в сфере образования» [3].

Практика модернизации

23

«Значительные группы молодёжи только собственными силами не в состоянии изменить неблагоприятную для них социальную ситуацию... и нуждаются в социальной поддержке, - делает вывод автор работы [4]. - Осуществление комплекса мер, направленных на создание реальных условий для улучшения образования молодых людей и предоставление им предус-мотренныхзаконом гарантий «равныхвоз-можностей », имеет решающее значение как для осуществления воспроизводства социальной структуры общества, так и для развития потенциала молодёжи».

В этих условиях, признавая, что предметные олимпиады являются объективным способом выявления способных и требующих особого внимания учащихся, представляется целесообразным предоставить школьникам, обучающимся в небольших городах, посёлках, сёлах и деревнях, возможность соревноваться между собой, в примерно однородной среде участников, имеющих одинаковый уровень базовой школьной подготовки.

Этим целям и служит в Нижегородской области олимпиада ТЗН.

В соответствии с положением об олимпиаде её основными целями и задачами являются пропаганда научных знаний в школьной среде небольших городов, посёлков и сельской местности, поиск и поддержка талантливых школьников, развитие у старшеклассников интереса к научной деятельности, предоставление школьникам из малых городов и сел равных по сравнению с иными категориями учащихся возможностей для проявления творческих способностей. Задания олимпиады ориентированы главным образом на выявление творческого и аналитического потенциала участников, а не только объёма знаний или отработанных навыков.

Олимпиада ТЗН проводится по математике, физике, химии, биологии, информатике, истории, русскому языку, литературе. В олимпиаде ТЗН могут принять участие учащиеся 11-х классов школ Нижего-

родской области, исключая школьников из крупных городов.

Предметные жюри олимпиады формируются из опытных преподавателей ННГУ, много лет работающих со школьниками и являющихся председателями методических комиссий (жюри) областного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Олимпиада ТЗН проводится в два тура. Первый тур - открытый, отборочный -проводится по заочной форме. Для участия в нём не требуется разрешений или рекомендаций. Разработка заданий по предметам и проверка работ осуществляются предметными жюри олимпиады. Задания первого тура публикуются в областном еженедельнике «Биржа плюс Карьера», обеспечивающем общую информационную поддержку олимпиады, рассылаются по школам области, размещаются на Интернет-сайтах ННГУ и агентства «Биржа плюс». Участники направляют выполненные работы по почте, в том числе электронной, в оргкомитет или доставляют их лично. По результатам проверки заданий определяется рейтинг участников.

Второй тур, который по времени следует за областным этапом Всероссийской олимпиады школьников, проводится по очной форме в аудиториях ННГУ. К участию во втором туре допускаются участники первого тура в соответствии с рейтингом, а также приглашаются не занявшие призовых мест участники областного этапа Всероссийской олимпиады, не проживающие в больших городах. Таким образом, в олимпиаде ТЗН принимают участие те слои сельских выпускников, которые не смогли выйти на областной этап Всероссийской олимпиады или не добились на нем успеха. Поэтому олимпиада ТЗН на региональном уровне органично дополняет Всероссийскую олимпиаду, не составляя ей конкуренции и не подменяя её.

Участники олимпиады, показавшие высокие результаты по итогам очного тура в соответствии с рейтингом, награждаются дипломами трех степеней и почетными гра-

24

Высшее образование в России • № 8, 2007

мотами оргкомитета. Окончательное подведение итогов олимпиады, вручение дипломов, почетных грамот и ценных подарков проводится на торжественном приёме, который организуется советом учредителей в ННГУ.

С 1998 по 2007 гг. в олимпиаде приняли участие более 3500 школьников из всех районов Нижегородской области, а также (в соответствии со специальными решениями оргкомитета) из районов Владимирской, Кировской, Костромской, Рязанской областей, Республики Марий-Эл, Татарстана, Удмуртии, Чувашии, Ставропольского края. Дипломами оргкомитета награждены 236 школьников, почётными грамотами - 380. В те же годы в ННГУ зачислено более 1500 человек из числа принимавших участие в олимпиаде.

Таким образом, олимпиаду ТЗН отличают:

• ярко выраженная социальная направленность на поддержку талантливой школьной молодёжи из небольших городов и сельской местности;

• состав учредителей: орган государственного управления - департамент образования Нижегородской области; классический университет - ННГУ; коммерческая организация информационно-рекламное агентство «Биржа плюс»;

• естественное сочетание с Всероссийской олимпиадой и учёт результатов её областного этапа;

• привлечение спонсоров на этапе закрытия олимпиады.

В течение нескольких лет активную под-держкуи спонсорскую помощь олимпиаде ТЗН оказывают корпорация «Интел», «НБД Банк» (Нижний Новгород), Нижегородский филиал «Альфа-банка», ЗАО «Центр "Приоритет" », Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области и другие организации. Причём их участие не ограничивается финансовой поддержкой. К примеру, «Альфа-банк» вручает победителям олимпиады по математике, физике и информатике сертифи-

каты на первоочередное право прохождения учебной практики в Нижегородском филиале банка во время учёбы в ННГУ.

В ходе проведения олимпиады ТЗН, показавшей свою эффективность и социальную значимость, возникла идея организации и проведения Общероссийской олимпиады сельских школьников. В связи с этим ННГУ по заданию Министерства образования и науки РФ выполняет следующие научно-исследовательские работы:

• в 2005 г. по проекту «Разработка научно-методического обеспечения для организации и ежегодного проведения Общероссийской олимпиады сельских школьников "Таланты земли Российской"» в рамках ведомственной научной программы «Развитие научного потенциала высшей школы»;

• в 2006-2007 гг. по проекту «Общероссийская олимпиада сельских школьников "Таланты земли Российской"» в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» на 2006-2008 гг. (с перспективой продолжения работы в 2008 г.).

Основными целями и задачами проектируемой олимпиады «Таланты земли Российской» (далее - Олимпиада) должны стать: поиск талантливых школьников, про-живающихв сельской местности, развитие у старшеклассников интереса к научной, творческой деятельности, пропаганда знаний в школьной среде. Олимпиада призвана выявить способных выпускников, поддержать их при выборе профессии, способствовать самоутверждению сельских выпускников, морально стимулировать их самостоятельные научные исследования и творческий поиск. При этом должны быть сохранены принципы доступности, равных стартовых возможностей, честного соревнования и открытости.

В перспективе Олимпиада могла бы послужить также одной из форм вступительных испытаний при поступлении в государственные вузы для учащихся выпускных классов средних общеобразовательных

Практика модернизации

25

школ малых городов, посёлков, сел, деревень. Она могла бы войти в перечень тех олимпиад, результаты которых засчитыва-ются при поступлении их участников в вузы страны (в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ). Реализация идеи Олимпиады будет способствовать социальной поддержке школьников из сельской местности и малых городов, обеспечению большей доступности качественного высшего профессионального образования для талантливой молодёжи. В итоге проект ориентирован на решение одной из важнейших социально-экономических задач, стоящих перед страной.

В силу упоминавшейся специфики существующей школьной подготовки в сельских, поселковых школах и школах малых городов проектируемая социально ориентированная олимпиада могла бы стать логичным и естественным дополнением к Всероссийской олимпиаде школьников. Гармоничное сочетание этих олимпиад позволи-

ло бы в перспективе решить важнейшую задачу национального значения - предоставить возможность каждому способному молодому человеку вне зависимости от места проживания реализовать свои творческие возможности, получить высшее профессиональное образование, направить свой талант, энергию и устремления на благо Отечества.

Литература

1. Силласте Г.Г. Сельская школа и село

России в начале XXI века: Социологический анализ. — М., 2003.

2. Шмонина Л.В. Сельская школа живёт и

развивается // Педагогическое обозрение. - 2005. - № 1.

3. Константиновский Д.Л. Динамика не-

равенства: молодёжь в меняющемся обществе. - М., 1999.

4. Бондаренко Л.В. Сельская Россия в на-

чале XXI века (социальный аспект) // Со-циол. исслед. - 2005. - № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.