ОАЁОЁхАЙЁЁА ітААГМЙОЕ ТвААААОЁОАЁи Гі Ё1В 1ААВЁЁ N і 1АОАГЁЁ і ЁВЁ 1Ё Г АЁи Г ио АА Г ЁВ і ОNОААO Ё ЁОАиВАЁАГ ЁВ
ї. А. 1 аёй0ёеГ, А. А. хоёббТа
А поаоиа ЭаппТаоЭеаааопу УЭТоапп айуаёаТеу ёЭёТёТаёиТйо ааТёЭТопоа, Тпоиапоа-ёуашё а Эа1ёао УЭааааЭёоаёиТТё УЭТааЭёа ёТоТЭТаоёё Т Тёо, УЭааёТжаТа 1аоТаё-ёа ёо айуаёаТёу.
Выявление и расследование криминальных банкротств представляет серьезную проблему для правоохранительных органов. Обусловлено это в первую очередь отсутствием конкретных методик, направленных как на выявление признаков преступных банкротств, так и на их расследование. Выявление криминальных банкротств осуществляется в рамках предварительной проверки информации о преступлении. Отправной точкой служит сообщение о возможно совершенном или готовящемся преступлении. Процесс выявления любого преступления предшествует возбуждению уголовного дела и служит способом получения информации для принятия решения о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела, с которого и начинается процесс расследования.
Предварительная проверка по преступлениям, связанным с криминальными банкротствами, является методикой их выявления. Она подразумевает выполнение следующих действий.
1. Получение первичной информации о совершенном или подготавливаемом преступном банкротстве. Фактически это поводы для возбуждения уголовного дела, предусмотренные ст. 140 УПК России: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном преступлении, полученное из иных источников [1]. В каждом из указанных случаев закон предписывает обязанность дознавателя, органа дознания, следователя и прокурора принять, зарегистрировать и проверить полученную информацию.
В заявлении о преступлении, в данном случае криминальном банкротстве, указываются данные, которыми располагает заявитель в отношении подготавливаемого или совершенного преступления. При принятии от заявителя сообщения о преступлении он в обязательном порядке должен быть предупрежден о заведомо ложном доносе. Как правило, заявителями о преступном банкротстве являются кредиторы организации-должника. Кроме того, законода-
телю доступны и другие источники получения информации о преступлении, например: 1) материалы оперативных разработок; 2) сообщения в СМИ. В данном случае проверка проводится следователем или органом дознания по соответствующему указанию прокурора; 3) материалы, полученные из контрольно-ревизионного управления и других организаций, уполномоченных контролировать финансово-хозяйственную деятельности юридических и физических лиц; 4) материалы из Федеральной службы финансового мониторинга, арбитражных судов, а также полученные от арбитражных, временных и административных управляющих. Всегда составляется рапорт об обнаружении признаков преступления, по которому принимается решение.
2. Изучение полученных сведений и оценка достаточности оснований для возбуждения уголовного дела. На данном этапе принимается решение о необходимости предварительной проверки сообщения о преступлении либо о возбуждении уголовного дела без ее проведения. Если в сведениях, полученных в соответствии со ст. 140 УПК России, достаточно данных, указывающих на признаки криминальных банкротств, уголовное дело возбуждается немедленно. Если же сведения неполные, то наступает третий этап выявления.
3. Определение недостающих сведений и начало предварительной проверки в соответствии со ст. 144 УПК Российской Федерации. Основным этапом в расследовании любого преступления является возбуждение уголовного дела. Ему предшествуют различного рода действия, направленные на предварительную проверку поступившей о преступлении информации. Предварительная проверка представляет собой мыслительный процесс по оценке данных, указывающих на признаки преступления. Если в поводе уже содержатся основания для возбуждения уголовного дела, проведение предварительной проверки не обязательно. Предварительная проверка проводится в слу-
© I. А. 1 аёйиёёТ, А. А. хоёоЭТа, 2009
Йабёу«^бёаё-^пеёаГаоеё»
141
чаях, когда в поступившей и зарегистрированной в соответствии с действующим законодательством информации о преступлении, недостаточно первоначальных данных для возбуждения уголовного дела или отказа в нем, и имеет две основные цели: 1) получение достаточных данных, указывающих на признаки преступления; 2) получение сведений об отсутствии признаков преступления. В зависимости от результатов предварительной проверки будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела или отказе в нем.
Специфика криминальных банкротств связана с неполнотой первоначальных сведении о преступлении и сложностями в сборе исходной, необходимой для проведения первичной проверки, информации. Органу, осуществляющему предварительную проверку, необходимо определить, каких именно данных недостаточно и каким образом их получить. Анализ практики показывает, что их объем и содержание индивидуальны и полный перечень составить невозможно. Проверка информации о совершенном или готовящемся криминальном банкротстве осуществляется в большинстве случаев путем проведения опросов, оперативно-розыскных мероприятий, различного рода ревизий, аудиторских проверок и т. д., которые в свою очередь требуют больших временных затрат. Для таких случаев Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает возможность продления срока предварительной проверки до 10 суток, а в исключительных случаях — до 30 суток.
4. Планирование и выполнение мероприятий по сбору информации в рамках предварительной проверки по сообщениям о преступных банкротствах, ее анализ и формирование выводов о наличии (отсутствии) признаков криминальных банкротств. После того как орган, осуществляющий предварительную проверку, определит, какие именно ему необходимы сведения для полной проверки сообщения о преступлении, он намечает мероприятия по их наработке, а также определяет источник получения.
Практика показывает, что на стадии предварительной проверки по сообщениям о преступных банкротствах выяснению подлежат следующие обстоятельства: 1) причинен ли в результате указанных действий крупный ущерб; 2) возбуждено ли в отношении указанного должника дело по банкротству в арбитражном суде; 3) если да, то на какой стадии находится процедура банкротства; 4) имеются ли в действиях арбитражных управляющих нарушения, совершенные в пользу должника или третьих лиц; 5) существуют ли по указанному делу исковые производства в порядке гражданского судопроизводства; 6) список кредиторов и очередность выплаты задолженности; 7) есть ли нарушения в финансово-хозяйственной деятельно-
сти должника. Отметим, что вышеизложенная группа обстоятельств является общей. В то же время каждое преступление, предусмотренное ст. 195, 196, 197 УК России [2] при выявлении будет иметь и дополнительные, отражающие именно его специфику.
Наиболее эффективными действиями при проведении предварительной проверки сообщений о преступных банкротствах были бы: истребование и получение документов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность должника; получение объяснений от свидетелей и очевидцев; наведение справок; направление требований о проведении ревизий, документальных проверок, инвентаризаций; поручение иных исследований специалистам.
При выявлении криминальных банкротств источниками информации могут выступать:
1) документы, свидетельствующие об учреждении и регистрации должника; 2) бухгалтерская отчетность должника за последний отчетный период до даты подачи заявления в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом) и дате проведения экспертизы, а также за срок продолжительностью не менее 12 месяцев, предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), с аналитической расшифровкой активов; 3) договоры и иные документы, на основании которых производились отчуждение или приобретение имущества должника, изменение в структуре активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, а также другие деловые бумаги по сделкам или действиям, повлекшим изменения в финансово-хозяйственном положении должника; 4) документы, содержащие сведения о составе руководства организации-должника за весь период проверки, а также о лицах, обладающих правом дачи обязательных для организации-должника указаний либо имеющих возможность иным образом определять действия организации-должника; 5) перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее одного года до даты подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом); 6) список дебиторов (за исключением организаций с суммой долга менее 1 % от величины задолженности) с указанием величины задолженности на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также срок не менее 12 месяцев, предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом); 7) документы, подтверждающие осуществление мер по истребованию дебиторской задолженности; 8) справка о задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами с раздельным указанием сумм основной задолженно-
142
ААЯ0ГЕЁ1 ТЭаТапёТаТоГёааЭпеоаоа | 2009 | 1 4
сти, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 12 месяцев, предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом); 9) перечень кредиторов (за исключением организаций с суммой долга менее 1 % от величины задолженности) должника с указанием основной суммы задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору и сроков наступления их исполнения на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 12 месяцев, предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом); 10) отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, соответствующие требованиям ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
11) отчет временного управляющего о проведении процедуры наблюдения; 12) информация, полученная в результате опроса лиц, обладающих сведениями, необходимыми для проведения предварительной проверки; 13) арбитражные суды; 14) Федеральная служба по финансовому мониторингу.
Неправомерные действия при банкротстве совершаются в двух формах: 1) в сокрытии, отчуждении, передаче, уничтожении имущества, и/или финансовой документации, или сведений о них; 2) в неправомерном удовлетворении имущественных требований отдельных кредиторов в ущерб другим кредиторам. При выявлении признаков первой формы преступления необходимо иметь в виду, что указанные действия должны быть совершены именно при банкротстве (т. е. после возбуждения в отношении должника производства в арбитражном суде) или в предвидении банкротства. Наибольший интерес заслуживает формулировка «предвидения банкротства». Вероятно, это промежуток времени, когда субъект указанного преступления уясняет, что банкротства избежать не удастся. Вторая форма преступления может быть совершена только после признания должника дебитором и введения в отношении него процедуры конкурсного производства. Именно на этой стадии осуществляется выплата задолженностей кредиторам.
Полагаем, что на стадии предварительной проверки по сообщениям о неправомерных действиях при банкротстве необходимо: 1) получить от организации-должника всю документацию, отражающую его финансово-хозяйственную деятельность за предполагаемый период совершения преступления; 2) провести на указанном предприятии ревизии, встречные проверки и т. д.; 3) назначить экспертное исследо-
вание финансово-хозяйственной деятельности должника, поставив вопрос о реальном положении финансового состояния и наличии у должника активов, которыми он имеет право распоряжаться; 4) во взаимодействии с оперативными сотрудниками провести ряд совместных мероприятий по установлению возможных мест хранения документов, предметов, а также различного рода носителей информации, которые могут свидетельствовать о совершенном преступлении; 5) опросить материально ответственных лиц и руководителей должника о совершении предприятием сделок, вызывающих интерес для следствия; 6) запросить в Федеральной налоговой службе отчетность рассматриваемого предприятия за 12 месяцев, предшествующих периоду, в течение которого было совершено преступление, с целью дальнейшего анализа. Отметим, что резкое уменьшение активов предприятия косвенным образом может подтвердить совершение преступления; 7) добыть список кредиторов и очередность погашения задолженности; 8) получить документацию, отражающую порядок, размер и очередность уже выплаченной задолженности кредиторам;
9) установить, возбуждено ли в арбитражном суде производство по делу о банкротстве в отношении указанного должника; 10) во взаимодействии с представителями территориальных органов Федеральной службы по финансовому мониторингу провести анализ деятельности организации-должника, выявляя законность действий должника при осуществлении процедур банкротства, в том числе при выплате задолженностей кредиторам.
После указанных мероприятий необходимо проанализировать полученные сведения и установить, имеются ли в действиях руководителя признаки неправомерных действий при банкротстве. Свидетельствовать о них могут:
1) несоответствие предоставленных финансово-хозяйственных документов действительности; 2) выявленные в ходе проведения ревизий и инвентаризаций недостачи товарно-материальных ценностей; 3) нарушения в ведении кассовых операций; 4) получение материалов оперативной разработки, указывающих на сокрытие, уничтожение или фальсификацию финансовой документации; 5) сокрытие, уничтожение или фальсификация сведений об имуществе находящегося в введении должника от арбитражного, временного или конкурсного управляющего, а также от правоохранительных органов; 6) резкое снижение активов должника после возбуждения в арбитражном суде в отношении него производства по банкротству; 7) информация, полученная от лиц, осведомленных о совершенных неправомерных действиях при банкротстве; 8) получение материалов, указывающих на осознание субъектом преступления
Йй5ёу«^5ёаё^йпеёйГаоеё»
143
совершения противоправных действий при банкротстве или в его предвидении; 9) нарушение графика выплат задолженностей кредиторам;
10) совершение сделок по передаче, отчуждению имущества без согласования с арбитражным управляющим, когда законом предусмотрена такая обязанность; 11) заявления о том, что документация, отражающая финансово-хозяйственную деятельность, находится в правоохранительных органах, и поэтому не может быть предоставлена; 12) сокрытие от органов следствия или от арбитражных управляющих договоров, в соответствии с которыми должник несет имущественные обязательства; 13) сведения, полученные от представителей территориальных органов Федеральной службы финансового мониторинга о наличии нарушений в деятельности должника при проведении процедур банкротства.
Преднамеренное банкротство — доведение должника до банкротства путем создания или увеличения неплатежеспособности. Оно может быть совершено в двух формах: 1) умышленное создание неплатежеспособности; 2) умышленное увеличение сложившейся неплатежеспособности. Тактической особенностью при выявлении преднамеренного банкротства является необходимость определения формы совершения преступления. Дело в том, что неплатежеспособность не обязательно может быть создана искусственно. Допускается ее образование в результате неправильного ведения финансовохозяйственной деятельности, что носит гражданско-правовой характер. В то же время увеличение такой задолженности, носящее умышленный характер, является преступным и должно подлежать уголовному наказанию. Умышленно созданная неплатежеспособность уголовно наказуема.
Наиболее успешным способом выявления преднамеренного банкротства является анализ финансово-хозяйственной деятельности, смысл которого сводится к сравнению имеющихся у должника активов с его задолженностями и изменение этих активов в конкретный промежуток времени в сравнении с изменениями задолженности. Если в течение проверяемого периода времени количество активов должника значительно снизилось, а долги увеличились, то возможно предположить умышленное увеличение неплатежеспособности.
Необходимо учитывать, что при измерении активов в расчет берутся и чистые активы, и оборотные средства, и все наложенные на должника штрафные санкции. Проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности должника предполагает рассмотрение динамики вышеназванных показателей за период проверки. После оценки всех активов анализируется их использование за проверяемый промежуток вре-
мени. В случае их значительного снижения анализируются условия совершения сделок должника за этот же период, повлекших существенные изменения в показателях обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами, оцениваются условия совершения сделок с выявлением их выгодности.
Признаками заведомо невыгодных сделок являются: 1) завышение или занижение цены на приобретаемое (поставляемое) имущество;
2) заведомо невыгодные для должника сроки и (или) способы оплаты по реализованному или приобретенному имуществу; 3) любые формы отчуждения или обременения обязательствами имущества должника, если они не сопровождаются эквивалентным сокращением задолженности. Однако невыгодность условий сделок не может быть единственным способом совершения данного преступления.
Таким образом, примерный перечень мероприятий, направленных на выявление преднамеренного банкротства, выглядит следующим образом: 1) получение и анализ документации, отражающей ведение должником финансовохозяйственной деятельности; 2) получение в арбитражном суде сведений о наличии (отсутствии) в отношении должника возбужденного производства по банкротству; 3) получение и анализ договоров, контрактов, сделок, совершаемых должником в проверяемый период; 4) совместное со специалистами определение выгодности этих сделок; 5) проведение инвентаризаций, ревизий должника; 6) получение в ФНС отчетности, предоставленной должником за 12 месяцев до проверки; 7) получение документов первичного учета; 8) проведение встречных проверок на предприятиях, которым было передано имущество или денежные средства; 9) выявление у должника гарантийных обязательств; 10) совместное с территориальными органами Федеральной службы финансового мониторинга проведение анализа деятельности должника с целью обнаружения признаков преднамеренного банкротства; 11) проведение во взаимодействии с оперативными работниками мероприятий по установлению возможных свидетелей, соучастников преступления и других лиц, обладающих информацией о совершенном или подготавливаемом преступлении.
Основываясь на изложенном, к признакам преднамеренного банкротства можно отнести:
1) заметное снижение активов должника, не приведшее к уменьшению задолженности; 2) заведомо невыгодное совершение сделок; 3) необоснованно завышенное расходование денежных средств принадлежащих должнику (представительские расходы, приобретение автотранспорта, помещений и т. д.), необходимости в которых не было; 4) выдачу гарантий по кредитам третьих лиц; 5) сокрытие должником до-
144
ААЯ0ГЕЁ1 ТЭаТапёТаТ6Гёаа5пёоаоа | 2009 | 1 4
ходов и выручки; 6) приказы, исполнение которых принесло явный вред должнику, изданные лицами, чьи распоряжения являются обязательными к исполнению. Таким образом, основным критерием, по которому будет решаться вопрос
о наличии либо отсутствии признаков преднамеренного банкротства, — условия выгодности ведения финансово-хозяйственной деятельности должника.
По результатам выявления преднамеренного банкротства делаются выводы: 1) обеспеченность должника за проверяемый период не претерпела значительных ухудшений, и признаки преднамеренного банкротства отсутствуют;
2) обеспеченность должника значительно ухудшилась, но сделки, совершенные им, соответствуют рыночным условиям, нормам и обычаям делового оборота, и признаки преднамеренного банкротства отсутствуют; 3) обеспеченность должника ухудшилась, и сделки, совершенные им, не соответствуют рыночным условиям, нормам, обычаям делового оборота, и признаки преднамеренного банкротства усматриваются.
Полагаем, что для проведения предварительной проверки по сообщениям о фиктивном банкротстве необходимо осуществление следующих мероприятий: 1) получения сведений о наличии (отсутствии) в арбитражном суде дела по банкротству в отношении должника; 2) выяснения, на какой стадии находится производство по банкротству, если оно вынуждено; 3) установления, имеется ли в отношении должника решение арбитражного суда о признании его банкротом; 4) выявления публикаций о признании должника банкротом; 5) составления списка потенциальных кредиторов должника; 6) запроса и получения всей документации, отражающей финансовохозяйственную деятельность должника; 7) совместного с представителями территориальных органов Федеральной службы финансового мониторинга проведения анализа этих документов; 8) назначения проведения ревизий и инвентаризаций с целью выяснения фактического финансового состояния должника.
Для установления признаков фиктивного банкротства определяется обеспеченность краткосрочного обязательства должника его оборотными активами, которое определяется как отношение величины оборотных активов к величине краткосрочных пассивов. На основании произведенных расчетов делаются выводы: 1) если
величина обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами равна или более единицы, то признаки фиктивного банкротства присутствуют; 2) если величина обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами менее единицы, то признаки фиктивного банкротства отсутствуют. Таким образом, признаками, указывающими на фиктивное банкротство, являются: 1) превышение активов должника над его пассивами в свете заявления руководителем должника обратного; 2) распространение руководителем должника информации о банкротстве, например в СМИ, с предоставлением соответствующих документов, подтверждающих несостоятельность должника, но являющихся фальшивыми; 3) заявления руководителя или собственника должника о его несостоятельности с одновременным предложением сократить задолженность или отказаться от нее, равно как и просить отсрочки выплаты задолженности.
5. Принятие процессуального решения о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела по сообщению о криминальном банкротстве. Предварительная проверка сообщений о преступлениях должна быть закончена принятием решения не позднее трех суток со дня поступления сообщения. По результатам проверки решение должно быть принято и до истечения указаного срока, если будут установлены основания для возбуждения дела, отказа в этом или для передачи сообщения по подследственности. Срок проверки исчисляется с тех суток, в течение которых был принят повод к возбуждению дела. Если регистрация повода к возбуждению дела была задержана, то срок исчисляется не с момента его регистрации, а с момента первичного получения сотрудником правоохранительных органов повода к возбуждению дела. Если сообщение о преступлении было передано по подследственности, то срок проверки исчисляется заново — с момента получения сообщения другим органом расследования. После того как органом, проводящим предварительную проверку по сообщениям о криминальных банкротствах, будут сформированы выводы о наличии (отсутствии) признаков преступного банкротства, им же должно быть принято решение о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела и принятии его к производству или передаче по подследственности.
АЁАЁЁ I АВАОЁхАМЁЁЁ 1М'т I Е
1. ОаТёТаТТ-УЭТоаппоаёиТйе ёТааёп ВТппёёпёТё ОаааЭаоёё. ТоёоёаёиТйё оаёпо. — 1. : Т1а-аа-Ё, 2010. — 207 п. — (ЁТааёпй ВТппёёпёТё ОаааЭаоёё).
2. ОаТёТаТйё ёТааёп ВТппёёпёТё ОаааЭаоёё. — 1. : Уёп1Т, 2010. — 192 п. — (ВТппёёпёТа даёТ-ТТааоаёипоаТ).
I тоо'Гёёа 30.09.09. Йабёу«^бёаё-^пеёагабеё»