Научная статья на тему 'Оперативно-розыскные меры по выявлению преступлений, связанных с банкротством предприятий всех форм собственности'

Оперативно-розыскные меры по выявлению преступлений, связанных с банкротством предприятий всех форм собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1682
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРЫ / БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ / ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ / ПРЕДПРИЯТИЯ ВСЕХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ / OPERATIONAL-SEARCH MEASURES / THE BANKRUPTCY OF ENTERPRISES / THE INSPECTION OF ENTERPRISES OF ALL FORMS OF OWNERSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глушков Е. Л.

В статье рассматривается история становления института банкротства в России, вопрос о наиболее эффективных оперативно-розыскных мерах, которые необходимо предпринимать сотрудникам экономической безопасности и противодействия коррупции в целях выявления преступлений, связанных с неправомерными действиями при банкротстве (ст. 195 УК РФ), преднамеренном банкротстве (ст. 196 УК РФ), фиктивном банкротстве (ст. 197 УК РФ) предприятий всех форм собственности. Рассматривается вопрос об источниках получения информации, о возможных преступных действиях лиц, подготавливающих и совершающих криминальные банкротства, которые служат основаниями проведения процессуальных проверок и оперативно-розыскных мероприятий. Делается акцент на основных тактических приемах при осмотре помещений, предметов и документов предприятий, организаций, выступающих объектом проверки, говорится о необходимости получения и изъятия основных финансово-хозяйственных документов, которые необходимы для документирования преступных действий лиц и проведения по ним различных документальных проверок, ревизий и экспертиз. Рассматривается практика оперативных подразделений органов внутренних дел по борьбе с данными преступлениями, выявляется большая изощренность способов, с помощью которых совершаются преступления, связанные с банкротством предприятий всех форм собственности, и в связи с этим нарабатываются новые методы борьбы с данной категорией преступлений, особенно уделяется внимание контролю за движением финансовых средств и оценке состояния финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. В ходе исследования определены проблемы, возникающие в ходе оперативно-розыскной и следственной деятельности, и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATIVE-INVESTIGATIVE MEASURES TO DETECT CRIMES RELATED TO BANKRUPTCY OF ENTERPRISES OF ALL FORMS OF OWNERSHIP

The article considers the history of formation of Institute of bankruptcy in Russia and what are the most effective investigative measures to be taken by the officers of economic security and combating corruption in order to detect crimes related to Illegal actions at bankruptcy (article 195 of the criminal code of Russian Federation), Deliberate bankruptcy (article 196 of the criminal code), Fictitious bankruptcy (article 197 of the criminal code) of enterprises of all forms of ownership. Discusses the sources of information about possible criminal activities of the persons preparing and committing criminal bankruptcy, which serve as bases of conduct procedural checks and carrying out of operatively-search actions. Focuses on the basic tactics in the inspection of premises, objects and documents of enterprises, organizations projecting the inspection object, and the need of receipt and withdrawal of major financial and economic documents that are required to document the criminal actions of individuals and conduct of the various documentary checks, audits and examinations. Examines the practice of operational units of internal Affairs agencies to combat these crimes, shows greater sophistication of the ways in which crimes occur related to the bankruptcy of enterprises of all forms of ownership and in this regard, develops new methods of dealing with this category of crimes, especially, attention is paid to the control over the movement of funds and assessment of financial and economic activities of enterprises and organizations. The study identified the problems arising in the course of operational and investigative activities and suggested ways of their solution.

Текст научной работы на тему «Оперативно-розыскные меры по выявлению преступлений, связанных с банкротством предприятий всех форм собственности»

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С БАНКРОТСТВОМ ПРЕДПРИЯТИИ ВСЕХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

OPERATIVE-INVESTIGATIVE MEASURES TO DETECT CRIMES RELATED TO BANKRUPTCY OF ENTERPRISES OF ALL FORMS

OF OWNERSHIP

Аннотация: в статье рассматривается история становления института банкротства в России, вопрос о наиболее эффективных оперативно-розыскных мерах, которые необходимо предпринимать сотрудникам экономической безопасности и противодействия коррупции в целях выявления преступлений, связанных с неправомерными действиями при банкротстве (ст. 195 УК РФ), преднамеренном банкротстве (ст. 196 УК РФ), фиктивном банкротстве (ст. 197 УК РФ) предприятий всех форм собственности. Рассматривается вопрос об источниках получения информации, о возможных преступных действиях лиц, подготавливающих и совершающих криминальные банкротства, которые служат основаниями проведения процессуальных проверок и оперативно-розыскных мероприятий. Делается акцент на основных тактических приемах при осмотре помещений, предметов и документов предприятий, организаций, выступающих объектом проверки, говорится о необходимости получения и изъятия основных финансово-хозяйственных документов, которые необходимы для документирования преступных действий лиц и проведения по ним различных документальных проверок, ревизий и экспертиз. Рассматривается практика оперативных подразделений органов внутренних дел по борьбе с данными преступлениями, выявляется большая изощренность способов, с помощью которых совершаются преступления, связанные с банкротством предприятий всех форм собственности, и в связи с этим нарабатываются новые методы борьбы с данной категорией преступлений, особенно уделяется внимание контролю за движением финансовых средств и оценке состояния финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

В ходе исследования определены проблемы, возникающие в ходе оперативно-розыскной и следственной деятельности, и предложены пути их решения.

Ключевые слова: оперативно-розыскные меры, банкротство предприятий, проведение проверки, предприятия всех форм собственности.

Abstract: the article considers the history of formation of Institute of bankruptcy in Russia and what are the most effective investigative measures to be taken by the officers of economic security and combating corruption in order to detect crimes related to Illegal actions at bankruptcy (article 195 of the criminal code of Russian Federation), Deliberate bankruptcy (article 196 of the criminal code), Fictitious bankruptcy (article 197 of the criminal code) of enterprises of all forms of ownership. Discusses the sources of information about possible criminal activities of the persons preparing and committing criminal bankruptcy, which serve as bases of conduct procedural checks and carrying out of operatively-search actions. Focuses on the basic tactics in the inspection of premises, objects and documents of enterprises, organizations projecting the inspection object, and the need of receipt and withdrawal of major financial and economic documents that are required to document the criminal actions of individuals and conduct of the various documentary checks, audits and examinations. Examines the practice of operational units of internal Affairs agencies to combat these crimes, shows greater sophistication of the ways in which crimes occur related to the bankruptcy of enterprises of all forms of ownership and in this regard, develops new methods of dealing with this category

УДК 343

Е.Л. ГЛУШКОВ

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

EVGENY L. GLUSHKOV

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)

of crimes, especially, attention is paid to the control over the movement of funds and assessment of financial and economic activities of enterprises and organizations.

The study identified the problems arising in the course of operational and investigative activities and suggested ways of their solution.

Keywords: operational-search measures, the bankruptcy of enterprises, the inspection of enterprises of all forms of ownership.

История института банкротства берет свое начало с девяностых годов двадцатого столетия и насчитывает чуть меньше двадцати пяти лет. Так, с 1 марта 1993 года вступает в силу первый Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Спустя всего четыре года, поняв всю актуальность данного нормативного правового акта, с 1 января 1997 года вводится уголовная ответственность за преступления, связанные с банкротством (ст.ст. 195-197 УК РФ).

Подобные преступные действия, связанные с банкротством, совершались всегда и в каждом месте, где присутствует рыночная экономика. Общественная опасность данных преступлений заключается в том, что должник целенаправленно уклоняется от оплаты своих денежных обязательств, используя различные способы (преднамеренное или фиктивное банкротство, уменьшение конкурсной массы), что в свою очередь, подрывает институты займа и кредита, а также снижает инвестиционную активность.

Однако необходимо отметить, что введение в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) названных норм вызвало немалое количество проблем, связанных с юридической оценкой, выявлением и расследованием незаконных банкротств.

Основная сложность выявления, как правило, связана с тем, что для решения вопроса о том, является ли банкротство незаконным (т.е. подпадают ли совершаемые действия под диспозиции указанных статей), необходимо сопоставить нормы, регулирующие процедуру банкротства и нормы УК РФ [4]. Только в этом случае возможно определить уголовно наказуемые нарушения в процессе банкротства.

Следует отметить, что в процессе применения норм Уголовного кодекса были выявлены очевидные пробелы, допущенные законодателем не только при регламентации проведения процедуры банкротства, но и в обеспечении ее законности уголовно-правовыми средствами, о чем свидетельствует анализ соответствующих норм права [5; 6; 7] и изучение уголовных дел данной категории.

Выявление незаконного банкротства непосредственно сопряжено с квалификацией содеянного. От того, насколько правильно и точно будет квалифицировано преступление, зависят

ход и результаты выявления, раскрытия и расследования преступления. Для этого на первоначальном этапе необходимо в кратчайшие сроки собрать как можно больше доказательственной информации.

Как правило, основным источником получения информации является анализ результатов проведенной проверки предприятия, т.е. ревизии предприятия [1].

Осуществление проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций, предприятий, учреждений независимо от формы собственности, а также предпринимателей без образования юридического лица нашло свое законодательное закрепление в п.4 ч.1 ст.13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» и п.1,2 ч.1 ст. 7 Федерального закона от 14 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»1.

Необходимо отметить, что целью проведения ревизии предприятия является установление оснований для возбуждения уголовного дела. В свою очередь, основанием для осуществления ревизии является наличие данных о нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, которая влечет за собой уголовную ответственность. Фактические данные о признаках уголовного преступления в экономической сфере могут быть получены сотрудниками полиции из различных видов источников.

Первый вид - гласные источники. Так, сотрудники ОВД принимают заявления граждан и должностных лиц, осуществляют мониторинг материалов средств массовой информации. Однако основным гласным источником является процесс изучения и анализа экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Второй вид источников - это негласные источники информации, которые также позволяют успешно противодействовать преступлениям, связанным с банкротством. Такой вид информации сотрудники получают в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также со-

1 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № ЗФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900; Федеральный закон от 14 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

общений лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел.

Однако, как показывает практический опыт сотрудника ОВД, следует упомянуть и о таких источниках, как материалы, поступившие из арбитражных судов; сведения, полученные от кредиторов заявителей; материалы дел оперативного учета; версии о незаконных банкротствах при производстве расследования уголовных дел экономической направленности; материалы аудиторских проверок и ревизий; публикации в СМИ; сообщения Федеральной налоговой службы; выявление преступления прокурором при осуществлении общего надзора [2].

Проверка органами внутренних дел предприятия, организации различных форм собственности (далее предприятия), должна проводиться в срок не более 30 суток, в случаях производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий это закреплено в ч. 3 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ2.

Ключевой особенностью незаконных банкротств является тот факт, что основным носителем информации о совершенном преступлении является перечень документов, в которых отражаются действия преступников. В связи с этим на первоначальном этапе необходимо произвести осмотр и изъятие всех документов, в которых отражены сведения о финансовой и хозяйственной деятельности банкрота.

В вышеупомянутой особенности кроется следующая, не менее интересная особенность: чем больше звеньев в структуре предприятия, тем больше документов, отражающих его деятельность, тем больше возможностей получить доказательственную информацию из нескольких независимых источников и установить истинное положение дел. Не стоит пренебрегать и сторонней помощью со стороны специалистов, с которыми необходимо проводить предварительные консультации для успешного производства ревизии предприятия. Также следует говорить о наличии возможности их привлечения к оперативно-розыскным мероприятиям и следственным действиям.

При проведении ревизии предприятия сотрудники ОВД имеют право изымать документы, а также их копии, с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов.

Первым шагом для выявления незаконного банкротства целесообразно изъять учредитель-

2 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

ные документы. К ним относится устав, учредительный договор, а также свидетельство о регистрации. Также абсолютно все платежные документы, которые бы свидетельствовали о движении денежных средств по счетам предприятия в банковской организации.

В дополнение к вышесказанному следует изъять:

1. Бухгалтерскую отчетность должника с аналитической расшифровкой активов, в том числе баланса и прилагаемых к нему отчетов в налоговых органах [5].

2. Полный перечень имущества должника (т.е. банкрота), а также перечень его имущества, приобретенного или отчужденного в исследуемый период.

3. Договоры и другие документы, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение в структуре активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, а также других документов по сделкам или действиям, повлекшим изменения в финансово-хозяйственном положении должника.

4. Акты аудиторских проверок и ревизий деятельности предприятия.

5. Документы, содержащие сведения о составе органов управления организации.

6. Список дебиторов с указанием размера дебиторской задолженности по каждому дебитору на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом).

7. Справки о задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами с раздельным указанием сумм основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 1 года, предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) и на последнюю отчетную дату, предшествующую дате проведения проверки.

8. Перечень кредиторов с указанием размера основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору и срока наступления их исполнения на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 2 лет до даты подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом).

9. Различные отчеты по оценке бизнеса, имущества должника.

10. Протоколы органов управления должника.

Как и в любом другом деле, для успешного

противодействия незаконным банкротствам необходимо знать весь механизм и всю его процедуру. В частности, для выявления незаконных банкротств сотрудник должен оперативно находить и фиксировать отличительные признаки подобных преступлений.

В последнее время, в тот период, когда повседневная жизнь меняется стремительными темпами, практический опыт органов внутренних дел в борьбе с подобными преступлениями выявляет все большую изощренность способов, с помощью которых они осуществляются. Поэтому наряду с традиционными и наиболее распространенными методами борьбы появляется крайняя необходимость использования качественно новых методов, особенно контроля за движением финансово-денежных средств и оценки состояния финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц. Специфика таких преступлений, имеющийся, хотя и недостаточный, опыт по их выявлению и раскрытию требуют комплексного использования как новых методов, основанных на применении информационных технологий, так и традиционных, апробированных методов экономико-правового анализа и судебной бухгалтерии. Так, например, эффективными методами считаются приемы и способы сопоставления отчетных данных о деятельности со средними значениями этих же или иных показателей за другие временные промежутки деятельности. Отклонение этих показателей указывает на признак возможных преступлений или злоупотреблений. К таким приемам можно отнести:

- сравнение балансов за разные промежутки времени;

- сопоставление различных статей баланса или различных соотношений между статьями баланса за различные периоды. Возможно также сопоставление различных показателей (в том числе и финансовых) с такими же показателями за другие отчетные периоды деятельности.

Применение этих приемов позволит определить и оценить:

- ликвидность фирмы по коэффициентам срочной и текущей ликвидности;

- эффективность деятельности по коэффициентам оборачиваемости средств и оборачиваемости запасов;

- платежеспособность по соотношению заемных средств к собственному капиталу и по коэффициенту покрытия процентов;

- доходность по соотношению коэффициента доходности, окупаемости капиталовложений, по соотношению прибыли к собственному капиталу и доходности в расчете на акцию (пай).

Анализ полученных коэффициентов и их сопоставление с аналогичными коэффициентами за

другие отчетные периоды деятельности позволяет оценить возможные изменения в ликвидности, эффективности, платежеспособности и доходности определенной фирмы.

Отклонение полученных значений коэффициентов ликвидности, эффективности, платежеспособности и доходности от аналогичных показателей за более ранние отчетные периоды времени, которые носят непонятный характер (логическое несоответствие) может быть связано с преступными злоупотреблениями. Сопоставление и исследование таких коэффициентов по отдельным позициям финансово-хозяйственной отчетности является достаточно эффективным средством, которое чаще всего указывает на возможный признак злоупотреблений в деятельности фирм, чем сравнение абсолютных показателей финансово-хозяйственной деятельности.

Достоинством такого сопоставления является также то, что все эти коэффициенты обычно выражаются небольшими легко воспринимаемыми цифрами, быстро запоминаются и поэтому их легко использовать при проверке и исследовании финансово-хозяйственной отчетности фирм. Кроме того, нормальная величина этих коэффициентов колеблется в определенном интервале, который хорошо знаком специалистам в области финансово-экономической и бухгалтерской деятельности.

Третья группа приемов выявления признаков банкротства базируется на использовании метода хронологического анализа отчетных данных финансово-хозяйственной деятельности по отдельным его показателям. Для этого абсолютные значения отчетных показателей переводятся в относительные и выражаются в процентах. Полученные значения сопоставляются в хронологическом порядке и анализируется динамика их изменений.

Применение данных методов анализа и сопоставления требует оперативного и своевременного сбора, обработки, передачи и контроля финансовых данных. Для этого необходимо использование универсальной информационной базы, основанной на современной информационной технологии с использованием компьютерной техники.

Какие же признаки будут свидетельствовать о совершении незаконного банкротства и на что, прежде всего, необходимо обращать внимание при анализе изъятых финансовых документов? Ответ на этот вопрос содержится в методических рекомендациях по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, разработанных упраздненной Федеральной Службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (распоряжение ФСДН от 8 октября 1999 г. № 33-р) и в Временных

правилах проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 855 и Письме Минэкономразвития Российской Федерации от 27 августа 2010 г. № Д06-2891 «О применении Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства»)3.

Определение признаков банкротства производится только при наличии в производстве дела о банкротстве организации-должника, возбужденного арбитражным судом по заявлению должника.

Основным признаком совершения фиктивного банкротства является наличие у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме на дату обращения в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).

Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период (другими словами, должна быть рассчитана обеспеченность краткосрочных обязательств должника его оборотными активами). На основании этого делаются следующие выводы:

- в случае если анализ значений и динамики коэффициента абсолютной ликвидности, коэффициента текущей ликвидности, показателя обеспеченности обязательств должника его активами, а также степени платежеспособности по текущим обязательствам должника указывает на наличие у должника возможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) совершить обязательные платежи без существенного осложнения или прекращения хозяйственной деятельности (если величина обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами равна или больше единицы), делается вывод о наличии признаков фиктивного банкротства должника;

- в случае если анализ значений и динамики соответствующих коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, указывает на отсутствие у должника возможности рассчитаться по своим обязательствам (если величина обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами меньше еди-

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 855 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 52 (часть 2). Ст. 5519.

ницы), делается вывод об отсутствии признаков фиктивного банкротства должника.

Определение признаков преднамеренного банкротства производится в случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве, а также при наличии оснований предполагать неправомерные действия лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия.

Признаки преднамеренного банкротства могут быть установлены как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе самих процедур банкротства.

На совершение преднамеренного банкротства могут указывать действия (бездействия) руководителя или учредителя (участника) юридического лица либо индивидуального предпринимателя, заведомо повлекшие неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

С целью выявления признаков преднамеренного банкротства проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности должника, который делится на два этапа.

На первом этапе проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период.

В случае установления на первом этапе существенного ухудшения значений 2 и более коэффициентов проводится второй этап выявления признаков преднамеренного банкротства должника, который заключается в анализе сделок должника и действий органов управления должника за исследуемый период, которые могли быть причиной такого ухудшения.

Под существенным ухудшением значений коэффициентов понимается такое снижение их значений за какой-либо квартальный период, при котором темп их снижения превышает средний темп снижения значений данных показателей в исследуемый период.

В случае если на первом этапе выявления признаков преднамеренного банкротства не определены периоды, в течение которых имело место существенное ухудшение 2 и более коэффициентов, проводится анализ сделок должника за весь исследуемый период.

В ходе анализа сделок должника устанавливается соответствие сделок и действий (бездействия) органов управления должника законодательству Российской Федерации, а также выявляются сделки, заключенные или исполненные на условиях, не соответствующих рыночным условиям, послужившие причиной

возникновения или увеличения неплатежеспособности и причинившие реальный ущерб должнику в денежной форме.

К признакам заведомо невыгодных для должника сделок могут быть отнесены:

- занижение или завышение цены на поставляемые (приобретаемые) товары (работы, услуги) по сравнению со сложившейся рыночной конъюнктурой;

- заведомо невыгодные для должника сроки и (или) способы оплаты по реализованному или приобретенному имуществу;

- любые формы отчуждения или обременения обязательствами имущества должника, если они не сопровождаются эквивалентным сокращением задолженности.

Таким образом, к сделкам, заключенным на условиях, не соответствующих рыночным условиям, относятся:

а) сделки по отчуждению имущества должника, не являющиеся сделками купли-продажи, направленные на замещение имущества должника менее ликвидным;

б) сделки купли-продажи, осуществляемые с имуществом должника, заключенные на заведомо невыгодных для должника условиях, а также осуществляемые с имуществом, без которого невозможна основная деятельность должника;

в) сделки, связанные с возникновением обязательств должника, не обеспеченные имуществом, а также влекущие за собой приобретение неликвидного имущества;

г) сделки по замене одних обязательств, другими, заключенные на заведомо невыгодных условиях.

Заведомо невыгодные условия сделки, заключенной должником, могут касаться, в частности, цены имущества, работ и услуг, вида и срока платежа по сделке.

После изучения признаков преднамеренного банкротства делаются следующие выводы:

- если обеспеченность требований кредиторов ухудшилась и сделки, совершенные должником, не соответствуют существовавшим рыночным условиям, нормам и обычаям делового оборота, то усматриваются признаки преднамеренного банкротства;

- если обеспеченность требований кредиторов за период проверки существенно не ухудшилась, то признаки преднамеренного банкротства отсутствуют;

- если обеспеченность требований кредиторов существенно ухудшилась, но сделки, совершенные должником, соответствуют существовавшим рыночным условиям, нормам и обычаям делового оборота, то признаки преднамеренного банкротства также отсутствуют.

Сотрудники подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, работающие по линии незаконных банкротств, обязаны знать эти признаки для того, чтобы более грамотно определить круг вопросов, подлежащих установлению для решения вопроса о передаче всех собранных материалов в следственные подразделения для возбуждения уголовного дела.

Вместе с тем остается ряд проблем, решение которых напрямую связано с совершенствованием деятельности правоохранительных органов по выявлению и расследованию криминальных банкротств. Первой проблемой является отсутствие специальных познаний у оперативно-следственных работников в области методики использования бухгалтерской информации при выявлении и расследовании криминальных банкротств. В этой связи представляется возможным проведение специальных занятий во время прохождения курсов повышения квалификации с оперативно-следственными работниками по использованию специальных приемов финансового анализа и судебной бухгалтерии при выявлении криминальных банкротств.

Вторая проблема заключается в формировании специализированного информационного массива экономической информации с целью его дальнейшего анализа на предмет наличия признаков преступлений данной категории. Формирование такой базы данных может осуществляться посредством создания специальной межведомственной структуры (под эгидой ОВД, ФНС), которая могла бы осуществлять оперативный анализ экономической и иной информации с целью раннего обнаружения признаков криминальных банкротств.

Третьей проблемой является то, что деяния, квалифицируемые по статье 195 УК РФ, относятся к составам преступлений небольшой тяжести и сроки привлечения к уголовной ответственности истекают по истечении 2 лет, а провести полную доследственную проверку или расследовать уголовное дело с целью привлечения лица к уголовной ответственности в данные сроки не всегда получается, выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела. В связи с этим, по нашему мнению, необходимо выйти с предложением перед законодателем об изменении категории преступления небольшой тяжести, предусмотренной статьей 195 УК РФ, к преступлению средней тяжести, за совершение которого максимальное наказание, предусмотренное настоящим УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, превышает три года лишения свободы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Борисов А. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». - Москва: Деловой двор, 2017. 288 с.

2. Банкротство. Судебная практика. - Москва: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. 224 с.

3. Бухарина Н. Искусство банкротства // Практическая бухгалтерия. 2005. № 4. С. 11.

4. Тимербулатов Л. Неправомерные действия при банкротстве // Законность. 2001. № 6. С. 13.

5. Блоксем П. Новый российский закон о банкротстве // Европейский банк реконструкции и развития. Осень 1998 С.120 -138

6. Ерофеев А. Критерии банкротства: мораторий и другие последствия начала процедур // Российско-британский семинар судей, рассматривающих дела о несостоятельности (банкротстве). Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ. 2001. № 3. С. 53-62.

7. Хоуман М. Роль режима несостоятельности в рыночной экономике // Российско-британский семинар судей, рассматривающих дела о несостоятельности (банкротстве). Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ. 2001. № 3. С. 34-46.

= References =

1. Borisov A. Postateinyi kommentarii k Federal'nomu zakonu «O nesostoyatel'nosti (bankrotstve) kreditnykh organizatsii». -Moskva: Delovoi dvor, 2017. 288 c.

2. Bankrotstvo. Sudebnaya praktika. - Moskva: Izdanie Tikhomirova M. Yu., 2016. 224 c.

3. Bukharina N. Iskusstvo bankrotstva // Prakticheskaya bukhgalteriya. 2005. № 4. S. 11.

4. Timerbulatov L. Nepravomernye deistviya pri bankrotstve // Zakonnost'. 2001. № 6. S. 13.

5. Bloksem P. Novyi rossiiskii zakon o bankrotstve // Evropeiskii bank rekonstruktsii i razvitiya. Osen' 1998 S.120 - 138

6. Erofeev A. Kriterii bankrotstva: moratorii i drugie posledstviya nachala protsedur // Rossiisko-britanskii seminar sudei, rassmatrivayushchikh dela o nesostoyatel'nosti (bankrotstve). Spetsial'noe prilozhenie k Vestniku VAS RF. 2001. № 3. S. 53-62.

7. KhoumanM. Rol' rezhima nesostoyatel'nosti v rynochnoi ekonomike // Rossiisko-britanskii seminar sudei, rassmatrivayushchikh dela o nesostoyatel'nosti (bankrotstve). Spetsial'noe prilozhenie k Vestniku VAS RF. 2001. № 3. S. 34-46.

(статья сдана в редакцию 21.06.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.