Научная статья на тему 'ТАКСОНОМИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ-КОНТРОЛИРУЮЩИХ ПРОГРАММ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛОВ'

ТАКСОНОМИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ-КОНТРОЛИРУЮЩИХ ПРОГРАММ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАКСОНОМИЯ / ВОЕННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ-КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ПРОГРАММЫ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TAXONOMY / MILITARY PROFESSIONALS / EDUCATIONAL GOALS / COMPUTER TRAINING AND CONTROL PROGRAMS / FOREIGN LANGUAGE / DIGITAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипенко Марина Александровна, Егорушкина Тамара Даниловна

Для реализации задач по подготовке будущих военных профессионалов в вузе необходимо применять компьютерные программы, основанные на современных цифровых технологиях, которые могут выполнять обучающую, тренировочную и контролирующую функции. Авторы статьи предлагают преподавателям высшей школы разобраться в вопросах таксономии образовательных целей, при применении обучающих-контролирующих программ для ЭВМ по иностранному языку, в обучении (курсантов) студентов. От этого зависит, по их мнению, качество овладения обучающимися профессиональными компетенциями в условиях цифрового образования. В статье раскрыты особенности применения компьютерных обучающих - контролирующих программ по иностранному языку в военном вузе. Представлены эмпирические данные из исследований авторов статьи. Сделан вывод о том, что реализация таксономии образовательных целей, при применении обучающих-контролирующих программ для ЭВМ в преподавании иностранного языка в военном вузе будет способствовать совершенствованию учебного процесса и переосмыслению используемых подходов в подготовке будущих профессионалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архипенко Марина Александровна, Егорушкина Тамара Даниловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXONOMY OF EDUCATIONAL PURPOSES IN THE PROCESS OF APPLICATION OF COMPUTER TRAINING AND CONTROL PROGRAMS IN A FOREIGN LANGUAGE IN TRAINING FUTURE MILITARY PROFESSIONALS

To implement the tasks of training future military professionals at the university, it is necessary to use computer programs based on modern digital technologies that can perform educational, training and monitoring functions. The authors of the article offer teachers of higher education to understand the issues of educational goals taxonomy, when using foreign language computer training and control programs in teaching students. From this depends, in their opinion, the quality of mastering professional competencies by students in digital education. The article reveals the features of the use of foreign language computer training and control programs in a military university. Empirical data from the researches of the authors of the article are presented. It is concluded that the implementation of the taxonomy of educational goals, when using computer training and control programs, in teaching a foreign language at a military university, will contribute to improving the educational process and rethinking the approaches used in future professionals training.

Текст научной работы на тему «ТАКСОНОМИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ-КОНТРОЛИРУЮЩИХ ПРОГРАММ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛОВ»

ло изменению уровня культурного и технического окружения обучающихся в вузах, внедрению инноваций в педагогическую и научную деятельность преподавателей. Вместе с тем, научно-технический прогресс требует соответствия выпускников современным требованиям, предъявляемым к профессионалам. Социально-экономическая обстановка в нашей стране заставляет учитывать то, что выпускники вуза должны владеть иностранными языками, быть конкурентоспособными. Поскольку знания и информация являются сегодня определяющим фактором развития научнО-техни-ческого прогресса мирового сообщества, в подготовке будущих военных профессионалов, обучающихся в военных вузах, целесообразно реализовывагь концепции конкурентного и личностно-деятельностного подходов.

Для того чтобы добиться высокого уровня овладения обучающимися в военных вузах общей рофесси она л ьной культурой (рефлексивной, языковой, квалитативной и др.), необходима таксономия образовательных целей, в процессе применения современных средств обучения, в том числе, обучающих-контроли-рующих программ для ЭВМ по изучению иностранных языков будущими профессионалами. Это окажет положительное влияние на формирование универсальных и профессиональных компетенций, самостоятельность мышления личности, развитие способностей к творческой и научной деятельности. Вместе с тем, таксономия целей, которые реализуются в ходе занятий по иностранному языку, предполагает наличие у преподавателя широкого спектра информации, отражающей разные точки зрения на одну и ту же проблему, предоставляющей обучающимся в вузе пищу для размышлений, критического анализа, обобщений, самостоятельных выводов и решений.

В настоящее время, когда в учебном процессе успешно внедряются федеральные государственные стандарты высшего образования {3++}, существует множество современных методик, активизирующих познавательную деятельность будущих военных специалистов в процессе обучения их иностранным языкам, В связи с этим, таксономия образовательных целей способствует эффективному применению обучающих-контролирующих программ для ЭВМ по иностранному языку в подготовке специалистов в военном вузе [1, 5].

По мнению авторов статьи, прежде всего, необходимо сделать акцент на широком использовании будущими военными профессионалами информационно-коммуникацион-

ных технологий и Интернет-ресурсов, помогающих реализовать преподавателю комлетен-тностный, контекстный и деятельностный подходы в преподавании иностранного языка [5, 6, 7], Обучающийся в военном вузе расширяет свой кругозор за счет специальных заданий, разработанных преподавателями иностранного языка, он многое узнает о культуре других стран, "виртуально" путешествуя по информационным источникам и сайтам, посещая виртуальные музеи страны, приобщается к культурным ценностям, расширяет свой кругозор в профессиональной области.

Какие же образовательные цели подлежат таксономии, при применении обучающих-кон-тролирующих программ для изучения иностранных языков будущими военными профессионалами? Сосредоточим свое внимание на основных учебных целях, которые необходимо реализовать преподавателю иностранного языка военного вуза, применяющему обучающие-контролирующие программы для ЭВМ в подготовке будущих профессионалов:

- повышение мотивации к изучению иностранного языка;

- формирование профессиональных компетенций (понимание аутентичных иноязычных текстов, передача информации в связных аргументированных высказываниях, приобретение лингвистических знаний, развитие способностей к самостоятельному изучению иностранных языков и др.);

- совершенствование у будущих военных профессионалов языковых навыков и умений чтения, письма, говорения, аудирования; расширение активного и пассивного словарей.

Еще один блок целей, который должен быть учтен преподавателем иностранных языков, представлен психолого-педагогическими целями:

- создание специальной профессионально-ориентированной обучающей среды в вузе, позволяющей формировать профессиональные компетенции и интегративные знания у обучающихся;

-осуществление личностно-ориентирован-ного обучения, по дисциплине "Иностранный язык";

- развитие ассоциативного мышления;

- развитие логического и аналитического мышления;

- обучение самостоятельному извлечению и закреплению знаний;

- формирование умений и навыков самостоятельной работы, самоанализа и самоконтроля обучающихся.

Вместе с тем, нуждаются в таксономии и методические цели, реализуемые на занятиях по дисциплине "Иностранный язык" в военном вузе:

- реализация индивидуализации и дифференциации обучения;

- визуализация учебной информации (применение мультимедиа и др.);

- мотивация к изучению иностранных язы-Y ков за счет междисциплинарной интеграции

знаний обучающихся;

- контроль с диагностированием ошибок и X оценка результатов учебной деятельности;

I ^ | - создание и использование информацион-^Г ных баз данных для организации аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающихся;

0 - формирование умений и навыков инфор-^ мационно-учебной деятельности (накопле-

ние, обработка учебной информации и само-

1 оценка познавательной деятельности);

Q - формирование культуры учебной дея-U- тельности, информационной культуры, ^ Существует и другой блок образовательных целей, без которых таксономия будет, на наш |fj взгляд, частичной. Речь идет о таких целях, как: формирование культуры профессионального з6 мышления, культурологических знаний [2,3,5].

В военных вузах страны разработано много компьютерных программ для ЭВМ, предназначенных для обучения и контроля знаний будущих специалистов по разным изучаемым ими дисциплинам. Все программы разнообразны по содержанию, содержат педагогические инновации, соответствуют ФГОС ВО, предъявляемым ведомствами {заказчиками) требованиям, Однако следует отметить, что выполнить таксономию образовательных целей, при применении обучающих-контролирующих программ по изучению иностранных языков, преподавателям достаточно трудно. Для этого нужны специальные педагогические знания и навыки, помощь методистов и др. Однако без этого, на взгляд авторов статьи, трудно добиться качества подготовки будущих специалистов и магистрантов в современных вузах.

Опыт авторов статьи позволяет утверждать, что за последнее десятилетие информационного века разработано очень много программ для ЭВМ по иностранному языку, основанных на применении редакторов HTML, пакетов программ Macromedia Fiash, систем объектного программирования: Borland Delphi, Visual Basic и др. Программы для ЭВМ, чаще всего, содержат теоретические и практические аспекты, отражающие, ту или иную, специальность, а также интерактивные упражнения. Такие

электронные программы эффективно применяются преподавателями для первокурсников. Будущим специалистам необходимо вникнуть в суть требований, предъявляемым к ним преподавателями иностранного языка, в условиях обучения в военном вузе. Программы с такой структурой, конечно, могут быть использованы и при совершенствовании грамматических, фонетических и лексических навыков обучающихся.

Однако как показывают диссертационные исследования, проведенные авторами данной статьи, существует необходимость создания инновационных программ для ЭВМ. Как показывает анализ, проведенный совместно авторами статьи, некоторые обучающие-контролирующие программы для ЭВМ разработаны так, что в них нельзя внести изменения в упражнения, откорректировать базу данных учебных текстов, дополнить теоретический материал, откорректировать некоторые функции электронной программы, в соответствии с разработанным тематическим планом новой дисциплины и т.д. Чаще всего, в электронных программах по иностранным языкам, упражнения сводятся к тому, что обучающемуся нужно выбрать правильный вариант из предложенных ему ответов, заполнить пропуск. Причем обучающие-контролирующие программы разработаны лишь по некоторым темам, изучаемой будущими специалистами, дисциплины. Они, фактически, не могут быть изменены, преобразованы в новую форму. Но в настоящее время преподавателям иностранных языков вузов необходимо постоянно обновлять базу электронных программ по изучению иностранных языков [1, 2].

Это обосновано тем, что формирование профессиональных компетенций у будущих военных специалистов является процессом многогранным и требующим таксономии образовательных целей, в соответствии с предъявляемыми ФГОС ВО и ведомствами требованиями [4].

Для этого не только нужно усовершенствовать уже существующие, хорошо зарекомендо-вавшие себя обучающие-контролирующие программы, но и убрать из них устаревший материал, разработать новые тестовые задания, увеличить количество вариантов, в применяемых на занятиях программах для ЭВМ [5].

Важен и тот факт, что преподаватель иностранных языков должен применять программу по определенному сценарию, продумывать, каким образом ее применение будет отражаться на качестве обучения, точно знать,

как достичь запланированной эффективности, что выразится в высоком уровне овладения будущими военными специалистами, иностранным языком и профессиональными компетенциями [1, 2, 3].

Разделы компьютерной обучающей программы {текстовая информация, задания и упражнения, грамматические конструкции и лексические единицы, справочный раздел (тезаурус), раздел проверки знаний обучающихся, тестирования, статистической обработки информации и др.} должны быть, прежде всего, адекватны целям обучения английскому языку будущих военных специалистов, формирования у них профессиональных навыков и компетенций [5].

В условиях развития цифрового образования количество обучающих программ для ЭВМ стремительно растет. Это еще раз доказывает, что необходимо уделять особое внимание таксономии образовательных целей при их конструировании, Показателем успешной таксономии образовательных целей является уровень сформированности профессиональных компетенций у будущих специалистов, достигаемый с помощью новых возможностей в организации учебного процесса на кафедре иностранного языка в военном вузе, в плане внедрения цифровых технологий. Преподаватели иностранных языков понимают, что в силу специфики военной образовательной организации, из-за отсутствия естественной языковой среды, они должны шире использовать современные информационные и телекоммуникационные системы,мультимедийные средства и инновационные программы для ЭВМ в преподавании дисциплины "Иностранный язык".

Это предопределено переходом к цифровым технологиям в образовании, бурным развитием мобильных технологий, необходимостью интеграции их в учебный процесс. Термин цифровые технологии (digitai technologies} широко применяется в современных научных публикациях. Интересно, что в англоязычной педагогической литературе он известен как "зонтичный" (интегральный) термин, включающий облачные, мобильные, смарт-технологии и др. Автор статьи М.А. Архипенко имеет большой опыт по разработке и внедрению обучающих-контролирующих программ для ЭВМ по иностранному языку. В ходе проведения диссертационного исследования (2007 год), она доказзла значимость влияния дидактико-ме-тодического интегративного комплекса задач, заданий и упражнений по иностранному язы-

ку на конкурентоспособность будущих специалистов, вусловиях их обучения в высшей школе, М.А. Архипенко удалось разработать задачи, задания и упражнения по иностранному языку, которые она включила в содержание программ для ЭВМ: 'Телекоммуникационные системы", "Электрические цепи", "Интеграция - 1" и др. Например, предлагаемая курсантам междисциплинарная обучающая-контролиру-ющая программа по иностранному языку "Электрические цепи" позволяет преподавателю успешно реализовывать таксономию образовательных целей, формировать целостную систему знаний и интегративных умений будущего военного профессионала. Программа нацелена на личностно-ориентировзнное обучение, а также на применение принципов индивидуализации и уровневой дифференциации обученности по дисциплине "Иностранный язык", развитие лексико-грамматических навыков, более углубленное изучение терминологической лексики, развитие навыков самоконтроля обучающихся, а также навыков самостоятельной работы с ЭВМ.

Данная обучающая-контролирующая электронная программа представляет собой мультимедийный продукт, который помимо материалов заданий в текстовом виде содержит аудиоматериал, позволяющий обучающимся овладеть правильным произношением терминологической лексики. При осуществлении контроля знаний обучающихся она позволяет определить уровень владения ими специальной технической терминологией, необходимой в сфере профессиональной деятельности. Данная программа может использоваться как при проведении аудиторных занятий, так и во внеаудиторной деятельности, в зависимости от поставленных дидактических целей того или иного занятия, или того или иного вида познавательной деятельности. Акцентируем внимание читателей на том, что речь идет о программах для ЭВМ, выполняющих обучающую, тренировочную и контролирующую функции.

По мнению 94,0% преподавателей гуманитарных дисциплин, принявших участие в исследовании М.А. Архипенко, в качестве экспертов, для результативной аудиторной познавательной деятельности обучающихся при изучении иностранных языков, необходимо широкое использование обучающих-контролирующих программ для ЭВМ. А 87,5% обучающихся, подтвердили, что обучающие-контролирующие программы для ЭВМ повышают их мотивацию к изучению иностранного языка.

> <

LU

s sé o

LU

< ct

LU

С

358

Обобщив опыт внедрения компьютерных программ в подготовку будущих военных специалистов, М,А. Архипенко пришла к выводу о том, что педагогическая интеграция в высшей школе, рассматриваемая как принцип и как триединый целостный процесс, имеет прямое отношение к таксономии образовательных целей, о которой идет речь в данной статье. Овладение междисциплинарными знаниями, формирование личностных качеств, профессионального поведения личности, реализация дидактических принципов высшей школы, ком-петентностного,деятельностного, контекстного, конкурентного подходов лежат в основе таксономии образовательных целей при конструировании электронных обучающих-конт-ролирующих программ [5]. Все это нашло свое отражение в инновационном методе, разработанном М.А. Архипенко, А.О. Кошелевой ("Метод программированного обучения иностранному языку на основе интегративного подхода", 2009 год). Уделим внимание тому, что создание авторских программ для ЭВМ, используемых в изучении иностранных языков, было характерно для разных этапов развития компьютеризации учебного процесса и при реализации разных педагогических подходов. В научной литературе известны три основных этапа использования компьютерных обучающих программ в изучении иностранного языка (Computer Assisted Language learning): бихевиористский, коммуникативный, интегративный, компетентностно-коннективистский подходы. На каждом этапе используется соответствующая педагогическая технология, методы, в соответствии суровнем развития компьютерной техники. Бихевиористский подход (речь идет об автоматизированных обучающих системах) начался в 1950 - 1970-е годы. Он был основан на популярной, в то время, бихевиористской теории, а ЭВМ, в преподавании иностранного языка использовалась как тренажер для развития различных видов речевой деятельности. В основе конструирования компьютерных программ того периода лежал принцип повторения изученного материала (тренировка), с последующим контролем. Появление персональных компьютеров в начале 80-х годов прошлого века способствовало привлечению внимания ученых и педагогов к коммуникативному подходу, с использованием интеллектуальных систем обучения (в основном, справочный ресурс). При реализации данного подхода в преподавзние иностранного языка было внесено много нового, а именно: имплицитное преподавание грамматики; раз-

работка обучающимися собственных текстов, а не использование готовых; многовариатив-ность предлагаемых заданий, взаимодействие: обучающийся - компьютер, обучающийся-обу-чающийся и др.

Безусловно, это предопределило видоизменение программ, основанных на тренировке навыков (конец 1990-х годов}. При использовании программ для ЭВМ в изучении иностранного языка теперь требовалось нахождение правильного ответа не только из предложенных вариантов, но и с помощью самостоятельного поиска, самоконтроля и взаимодействия будущих специалистов, обучающихся в вузах. В связи с этим, стоит упомянуть о развитии способностей к самостоятельной работе и критического мышления будущих военных профессионалов. Именно этому было посвящено диссертационное исследование другого автора данной статьи, Т.Д. Егорушки-ной (2005 год).

Уже в те годы было понятно, что потенциал компьютерных программ в преподавании иностранных языков используется лишь наполовину, а с появлением Интернет-технологий и совершенствованием учебного процесса, педагоги стали широко применять в обучении иностранному языку мультимедийные и гипертекстовые технологии. Это ознаменовалось востребованностью интегративного подхода, которому ученые-педагоги посвятили свои многочисленные труды в области теории и методики профессионального образования {М.Н. Берулава, Ю.С Тюнников, Н,К. Чапаев и др.). Стали популярны идеи применения интеграции в педагогических системах, получила свое развитие дидактическая теория межпредметных связей (М.Н. Скаткин, В.П, Беспалько, В.А. Сластенин, Е.И. Пассов и др.), теоретические основы педагогической технологии обучения иностранным языкам (В.Н. Карташова, Г.А. Китайгородская, Р.П. Мильруд, Е.С. Полат и др.) [1]. Отметим, чтодискретно-дисциплинар-ная модель освоения содержания обучения на протяжении долгого времени обеспечивала успешное решение поставленных перед высшей школой задач. Однако недостаточное внимание к таксономии образовательных целей, при конструировании компьютерных программ, не способствовали качеству обучения в новых условиях внедрения цифровых технологий. Обучение в эпоху цифровых технологий предполагает компетентностно-коннекти-вистский подход, в рамках которого решения принимаются на основе быстро меняющихся оснований в образовании (внедрение ФГОС ВО 3+; 3++) и др.

Применение такого подхода 8 высшей школе формирует у будущих военных специалистов способности видеть связи, смыслы между областями знаний, концепциями и идеями (А.О. Кошелева, Н.Ф, Расторгуева и др.) [5, 6]. Сегодня очень важно, чтобы информация, которой пользуется обучающийся в вузе, была своевременной, точной, а знания были обновленные, в постоянно меняющейся реальности. Тем более что возросла доступность для обучающихся баз данных и электронных учебных ресурсов. Информация, которой пользуются будущие военные профессионалы, хорошо структурирована, она, во многих случаях, служит для специалистов средством проверки гипотез, развивает их творческое и прагматическое мышление. Появилась уникальная возможность проведения видеоконференций, научных семинаров, профессиональных диспутов и др. Соблюдение баланса между традиционными и инновационными методами обучения обеспечивает эффективность компетентностно-коннективистского подхода в преподавании иностранного языка и социально-интерактив-ный контекст. Тем более что в настоящее время любой обучающийся в вузе может иметь доступ к учебным материалам и программам, компьютерным ресурсам, выполнять задания в дистанционном режиме, общаться с педагогом, используя современные технологии мобильного обучения. Для военного вуза существуют свои особенности организации, так называемого, мобильного обучения, но мы указываем на наличие такой тенденции, в образовании, в целом.

Известно, что мобильное обучение иностранным языкам (MALL, mobile learning или mLearning) получило свое начало и стало стремительно развиваться в начале информационного века, а сама идея мобильного обучения связана с появлением первого портативного компьютера Dynabook, изобретенного А. Кеем и компанией Xerox PARC еще в 1972 г.

Многие ученые и педагоги уверены, что будущее обучения, с поддержкой цифровыхтех-нологий, связано и зависит именно от распространения мобильных средств связи, популярности смартфонов и айфонов, появления большого количества учебных приложений и программ, а также новых технологий, типа жестикуляционного интерфейса, который расширяет возможности и качество образования.

Современные компьютеры дают нам возможность говорить о них не только как о носителях информации, но и как мобильных уст-

ройствах с дополненной реальностью, где к реальным объектамдобавляется неограниченный объем информации о них, содержащийся в мобильных устройствах, В основе дополненной реальности, без всяких сомнений, лежит принцип мультимедийности, который требует анализа его реализации в практике преподавания иностранных языков и учета при проведении таксономии образовательных целей, обеспечивающих качество высшего образования. Принцип мультимедийности реализуется при прослушивании записей, просмотре видеоряда, использовании визуальной наглядности в специально оборудованном классе для изучения иностранного языка (лингафонный/ компьютерный кабинет). Интегрируя принципы мультимедийности и интерактивности с дидактическими принципами высшей школы, можно сказать, что в основе мобильного обучения лежит философия конструкционизма (С. Пейперт и др.), то есть философия вовлечения в деятельность. Но есть еще один базовый принцип, о котором нельзя не упомянуть, рассматривая возможности мобильного обучения иностранному языку в вузе. Это принцип персонификации. В дидактике всегда особое внимание уделялось ориентации на личность обучающегося. Хорошо известен личностно-ориентированный подход в обучении. Однако в современных условиях дистанционного, цифрового образования этот базовый принцип обучения еще более актуален.

Мобильные технологии, позволяющие будущему военному специалисту получить большой объем дополнительных материалов для решения профессионально-ориентированных сложных задач, хорошо интегрируются в традиционное обучение. Учебно-методические комплексы дисциплин, преподаваемые в военных вузах, дополняются сегодня программами для ЭВМ, содержащими новые форматы интерактивных заданий, которые могут успешно осуществляться как в рамках традиционных занятий по иностранному языку, так и при самостоятельной работе во внеаудиторное время. В связи с этим, отметим, что таксономия образовательных целей, в процессе преподавания иностранных языков в вузе, должна учитывать принципы; доступности, мультимедийности, интерактивности, ориентации на будущего профессионала, индивидуализации и персонификации обучения.

Перед преподавателями высшей школы стоит сегодня задача использования цифровых технологий в целях моделирования професси-

SC >

<

LH

s sc о

LU

< et

LU

ональной деятельности будущих профессионалов. Уже востребованы на занятиях по многим профессиональным дисциплинам, изучаемым в вузах, элементы геймификации, так называемой, дополненной реальности. Но все это требует таксономии образовательных целей в процессе преподавания дисциплин, в том числе, и дисциплины "Иностранный язык". Это, на наш взгляд, поможет будущим профессионалам активно осваивать универсальные принципы изучения иностранных языков и применять их всю жизнь, выстраивая собственную стратегию профессионального становления.

Литература:

1. Архипенко М. А., Кошелева А. О. Эффективность инШгрзтивной технологии обучения иностранному языку специалистов технического профиля в высшей школе // Образование и общество. -2007. - № 4 (45).- Орел. - С 26-29.

2. Волынкина Н.В. Внедрение инфолингвисти-ческой системы развития интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи е образовательный процесс вуза // Психология образования в поликультурном пространстве. 2011.- N"1 (13). -С. 106-114-

3. Волынкина Н.В,, Столяренок A.C. Развитие интеллектуально творческих способностей "вторич ной языковой IT-личности" в информационном социокультурном пространстве//Интеллектуальные компьютерные обучающие системы: материалы Междунар. школы семинара. - Воронеж : Научная книга, 2011. - С. 149-153.

4. Егорушкина Т.Д., Копыгов A.B. Развитие способностей личности средствами инновационного воспитания в военном вузе // Реализация международных и федеральных стандартов в психологии и педагогике: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Калуга, 08 июня 2020). - Стерлитамак : АМИ, 2020. - 114 с.-С. 36-39.

5. Кошелева А.Ö., Архипенко М.А. Педагогическая интеграция как вектор модернизации высшей школы в процессе формирования конкурентоспособности специалистов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия "Педагогика". - 2007,- С. 20-25.

6. Расторгуева Н.Ф. Качество образования - залог конкурентоспособности выпускника II Высшее образование в России. - 2009. - № 1.-С. 87 90.

7. Ясинский U.M., Ясинский И.И. Современные подходы к системе обеспечения качества образования в вузах России и в зарубежных странах // Вестник академии военных наук. - 2011. - № 3. -С. 106-111.

360

THE POSSIBILITIES OF CONTEMPORARY ART IN SOLVING THE PROBLEMS OF SOCIOCULTURAL IDENTITY OF SCHOOLCHILDREN IN THE CONTEXT OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCA TION *

Baybakov Aleksandr MikhaUovich, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Department of Pedagogy, Volgograd State Social Pedagogical University, Volgograd

Modern sociocultural characteristics and aspects of a growing person development are distinguished by the contradictory influences on the formation of his identity The article focuses on the understanding of contemporary art as the content component and pedagogical means in the educational interaction of a teacher and schoolchildren. Possible ways of solving the problems of sociocultural identification of schoolchildren through the mechanism of assigning values to them within the framework of spiritual and moral education are proposed.

Keywords; sociocultural situation of development; identity; the mechanism of spiritual and moral education; attributes of contemporary art; high school student; content and means of education; the principle ofpersonalization; teacher as a subject of identity formation; value-semantic sphere; significant "Others".

DOI 10.24923/2222-243X.;

УДК 37.013 ВАК РФ 13.00.05

? Байбаков A.M., 2020

37.73

ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОЦИОКУЛЬ ТУР НОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ **

Современные социокультурные характеристики и аспекты развита растущего человека отличаются противоречивостью влияний на формирование его идентичности, В статье акцентируется понимание современного искусства как содержательного компонента и педагогического средства в воспитательном взаимодействии педагога и школьников. Предложены возможные спосо бы решения проблем социокультурной идентификации школьников через механизм присвоения им ценностей в рамках духовно-нравственного воспитания.

* Funding; The reported study was funded by RFRR, project number 20-013-00809.

** Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20 013 0080$.

Ключевые слова: социокультурная ситуация развития; идентичность; механизм духовно-нравственного воспитания; атрибуты современного искусства; старшеклассник; содержание и средства воспитания; принцип персонал иза-ции; педагог как субъект формирования идентичности; ценностно-смысловая сфера; значимые "Другие".

В ряде международных документов - докладах Римскому Клубу М. Мессаровича, Э. Пестеля, А. Печчеи, документах ООН - современная социокультурная ситуация оценивается как состояние универсального кризиса идентичности, распада идентичных смысловых единств, "радикальной неопределенности всех самосвидетельств сознания" Нестабильность и динамичность социокультурных образцов, норм и ценностей, обилие форм самоутверждения взрослеющего человека в социокультурной среде, кризис традиционных социальных институтов как носителей устоявшихся связей и отношений в обществе между поколениями, которые усугубляют проблему становления индивидуальной идентичности, подтолкнули государство при поддержке общественности выступить инициатором поиска единой "гражданской идентичности" как основы для возрождения национального самосознания и базы для воспитания молодёжи [9, с. 17].

Духовно-нравственное воспитание, как и любое другое воспитание, предполагает передачу детям опыта и знаний, которые формируют их нравственность. Однако, в отличие от других видов воспитания основой непременно должно быть традиционные характеристики духовности и присущие ей ценности Отечества и выработанные культурой в течение двух тысячелетий, В современной концепции духовно-нравственного воспитания гражданина России отмечено, российская гражданская идентичность - высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, Духовно-нравственное воспитание обеспечивает человеку формирование системы ценностных отношений к миру, другим людям. Механизмом присвоения ценностей выступает процесс смыс-лотворческой деятельности, состоящий из четырёх этапов [12]: понимание воспитанником содержания ценностей и открытие в них собственных смыслов; соотнесение собственных смыслов со смыслами, заложенными в культуре; ценностно-смысловое самоопределение; утверждение ценностей в социокультурной среде через активную деятельность.

Многие вопросы и проблемы исследования социокультурной идентичности отражены в работах философов Г.С. Батище-ва, B.C. Библера, М.В. Заковоротной, B.C. Малахова и др.; психологов Н.В. Антоновой, А,Г, Асмолова, A.B. Брушлинского, Г,Д, Дмитриева, И.С. Кона, Т.Г. Стефаненко, Д.И. Фельдштейна, Л. Б. Шнейдер и др.; К.К. Крылова, О. И. Генисаретского, И.С. Семененко и др.; политико-социологические аспекты рассматривают E.H. Данилова, Л.Г. Ионин, С.Н. Комиссаров, В.А. Ядов и др.; педагогические аспекты разрабатываются в работах А.Н, Махинина, М. В, Шакуровой и др.

Категория "идентичность" включает в себя идеи "тождественности", т.е. неотличимости объектов друг от друга по ряду признаков и "преемственности", т.е. связи индивидуального и коллективного субъекта через сознание и самосознание [1, с. 397]. Так, современные исследователи идентичности С.Н. Комиссаров [7; 8], А.Н. Махи-нин [9], £.В. Радевич [10], Т.А. Чекрыгина [14], M.S. Шакурова [15] выделяют ряд характеристик современной социокультурной ситуации развития ребенка, оказывающих существенное влияние на форми-

БАИБАКОВ Александр Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Педагогики, Волгоградский государ ственный социально-педагогический университет, Волгоград

0

01

О OJ

-0 CU

ш <

ас et

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г-сп

с* 2:

S

361

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.