A.M. Белавин
(РФ, Отдел истории, археологии и этнографии Пермского научного центра УрО РАН, г.Пермь)
ТАКАЯ ВОТ НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА: К ЮБИЛЕЮ ПРОФЕССОРА Н.Б. КРЫЛАСОВОЙ
Как ученый Наталья Борисовна исповедует важнейшую истину - во главе всего стоит материал, именно археологический материал - главный источник всех научных построений. В итоге ее крупные публикации в большинстве своем не тривиальны и открывают новые методические приемы работы с материалом, формулируют новые цели и задачи археологического источниковедения.
Ключевые слова: археология повседневности, история материальной культуры, Предуралье, публикации Н.Б. Крыласовой.
A.M. Belavin
(RF, Department of History, Archaeology and Ethnography of Perm Scientific Center of the Ural Branch of the
Russian Academy of Sciences, Perm)
SUCH NATALYA: FOR THE ANNIVERSARY OF PROFESSOR N.B. KRYLASOVA
As a scientist Natalva professes essential truth - the most important material is archaeological one, the main source of all scientific corifigurations. As a result, her major publications are mostlv not trivial and discover new methods of work with material, formulate new goals and targets of archaeological source studies.
Kevwords: everyday hfe archeology, historv of material culture, Cis-Urals, N. B. Krvlasova 's publications.
Сложно, поздравляя Наталью Борисовну с юбилеем, писать только о ее научных достижениях и открытиях. Для меня она прежде всего - любящая и любимая жена, без которой жизнь была бы хаосом. Однако это личное, и рассказывать об этой стороне жизни Натальи Борисовны я могу только самым близким людям. Поэтому в данном сборнике я попробую изложить свой взгляд на нее, как на ученого-археолога, высококлассного и признанного специалиста, как на талантливого преподавателя университета, любимого многими поколениями студентов.
Творческий путь ее начался еще в школьные годы. Помимо школьного аттестата в ее багаже оказался диплом художника-оформителя, что вполне соответствовало ее талантам, интерес к рисованию1 был воспитан в ней ее дедушкой Михаилом Александровичем - ветераном войны и преподавателем университета, а художественный дар, как и ответственность, высшая степень организованности, доброе отношение к окружающим, достались от родителей - Татьяны Михайловны и Бориса Александровича, заводских инженеров-технологов. В этой талантливой и трудовой семье выросла Наталья, став общественным активистом - членом городского пионерского штаба, вожатым в пионерских лагерях и начинающим педагогом.
Для Натальи в ее 18 лет выбор был однозначен - педагогический вуз. Состоялся серьезный разговор с отцом, который она сама вспоминает так: «Папа, в принципе, не отговаривал, но сказал, что самой хорошей является профессия, при которой ты что-то создаешь своими руками и видишь результат своего труда. А пойдешь ты на филфак,
1 Видимо, Наталья Борисовна является единственным археологом Урало-Поволжья, который сам иллюстрирует все свои книги и статьи.
и что создавать будешь? Тогда я с пылу сказала: «А может, я книги писать буду!» Он усмехнулся: «Ну да, кто же их напечатает?»2.
Тетя Нина Афанасьевна, школьный учитель, уговорила ее подавать документы не на учителя-филолога, а на историка (в пединституте Перми только-только открылось отделение истории): «Ну что ты будешь всю жизнь тетрадки с описками проверять». Так Наталья Борисовна выбрала и профессию, и хобби, и судьбу.
Поступив в 1984 г. на исторический факультет (до 1985 г. - историческое отделение филфака ПГПИ), она оказалась связанной с ним на всю жизнь - пройдя путь от заведующего лабораторией археологии и этнографии до профессора кафедры древней и средневековой истории России. Студенткой Наталью Крыласову можно было увидеть не только в аудитории и в научной лаборатории или на научной конференции. Она -активный участник студенческой самодеятельности, лауреат и дипломант городских студенческих концертно-театральных весен в составе очень популярного в 1980-х самодеятельного коллектива - театра политической сатиры «Клио», без ее участия не выходил ни один номер стенной газеты факультета «Летопись», не обходилось множество других полезных и веселых дел.
С 1986 г. она - активный участник научной группы студентов и преподавателей факультета, занятых подготовкой и созданием экспозиции Музея истории реки Чусо-вой, который был организован на базе Школы олимпийского резерва «Огонек» ее директором, заслуженным деятелем культуры РСФСР Леонардом Дмитриевичем Постниковым. До сих пор на «Огоньке» в преобразованном музее (Этнографический парк истории реки Чусовой) стоят собранные ею предметы и целые экспозиции, построенные ее руками.
Свою первую научную работу она опубликовала, будучи еще студенткой. Эта первая статья посвящена результатам исследования печей в крестьянских домах, выполненного для строящегося на «Огоньке» музея [5, с. 34-36]. Но интерес к археологии, не взирая на легкое разочарование археологической практикой, которую Наталья проходила на раскопках гляденовского Болыпе-Савинского селища в 1985 г., заставил ее перейти к занятиям археологией. В 1986 г. уже руководителем раскопа она принимает участие в работах КАЭЭ ПГ ПИ (с 1994 г. ПГПУ) на Саломатовском городище, селище и могильнике Телячий Брод, которые осуществлялись в рамках хоздоговора на создание Музея истории реки Чусовой. Материалы своих археологических исследований она с блеском представляла на урало-поволжских и всесоюзных студенческих археологических конференциях. Спустя много лет одну из студенческих работ она опубликовала [10, с. 87 - 97], так как материалы Саломатовского городища (раскопки 1986 г.) погибли во время пожара в указанном выше музее. А тема ее дипломной выпускной работы «Костюм средневекового населения Верхнего Прикамья VII - XI вв.» получила продолжение в кандидатской диссертации по специальности «Археология» [6], которую юбиляр защитила в 2000 г. в диссертационном совете при Институте истории, языка и литературы УНЦ РАН (г. Уфа).
Еще в 1989 г. студентка 4-го курса истфака пошла работать руководителем археологической секции и методистом Пермского городского научного общества учащихся, которое действовало тогда в городском Дворце пионеров, руководителем секции Наталья Борисовна оставалась вплоть до 1992 г., когда перешла в Уральский филиал
2 В итоге Борис Александрович убедился в правильном выборе дочери, когда та принесла ему самую первую книжку, написанную с ее участием «Археологические памятники р. Чусовой», выпущенную в 1988 г.. А на момент написания этой статьи в научном арсенале Натальи Борисовны 7 авторских монографий и 6 учебников.
Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества преподавателем кафедры гуманитарных дисциплин. Однако проект создания Центра археологических исследований и реставрации в Академии живописи не состоялся, позиция руководства Академии в отношении необходимости исторических знаний для живописцев и прикладников изменилась, и Наталья Борисовна в 1998 г. переходит на работу в ПГПУ - заведующей лабораторией археологии и этнографии.
В ПГПУ она пришла уже сформировавшимся ученым-археологом, имеющим 25 научных и 8 научно-методических публикаций, в том числе учебно-методический комплекс для средней школы «Страницы истории Земли Пермской» в двух частях с рабочими тетрадями и методическим пособием для учителей-краеведов. Этот комплекс, напечатанный общим тиражом в 110 тыс. экземпляров и рекомендованный Департаментом образования Пермской области в качестве школьного учебника [1], стал первым в Уральском регионе школьным учебником исторического краеведения.
В педагогическом университете вскоре ее избирают на должность преподавателя кафедры отечественной истории. Как преподавателем и методистом ею разработано полтора десятка учебных и специальных курсов по истории материальной культуры, истории Урала, вспомогательным историческим дисциплинам. По сей день она - единственный специалист в Пермском крае по всеобщей истории материальной культуры и истории костюма.
С 1988 г. она является держателем Открытого листа и активным археологом-полевиком. Под ее руководством отрядами КАЭЭ ПГГПУ и Отдела истории, археологии и этнографии Пермского научного центра УрО РАН исследовано полтора десятка городищ, селищ и могильников эпохи средневековья, изучено около 1000 средневековых погребений, исследованы производственные средневековые металлургические комплексы, выявлены уникальные ритуальные комплексы и жилые сооружения. Самой большой археологической любовью ее всегда был и остается Рождественский археологический комплекс - средневековый город Афкула, единственное поселение средневекового Прикамья, которое может считаться абсолютно историческим, так как сведения о нем имеются в восточных письменных источниках.
Как ученый Наталья Борисовна исповедует важнейшую истину - во главе всего стоит материал, именно археологический материал - главный источник всех научных построений. В итоге ее крупные публикации в большинстве своем не тривиальны и открывают новые методические приемы работы с материалом, формулируют новые цели и задачи археологического источниковедения.
Археология - удивительно точная наука, в отличие от иных гуманитарных наук, она не позволяет рассуждать о том, о чем нет никаких свидетельств, хотя бы косвенных, которые, однако, находят свое подтверждение среди материальных остатков прошлого, которыми она оперирует. Может быть, в силу такого убеждения большинство археологических изданий посвящены миру очевидного. В них привычно разбираются категории тех или иных предметов, анализируется стратиграфия и планиграфия раскопанных объектов, приводятся аналогии и датировки. Это важнейшая часть работы археолога - археологическое источниковедение, именно на таком труде базируется научное археологическое знание.
Однако за коллекциями древних вещей скрывается гораздо большая и зачастую более яркая нематериальная составляющая. Это мир обрядов, норм и правил, привычек, наконец. Исследовать эту составляющую жизни далеких от нас обществ сложно, так как этот мир призрачен и неявен, более того, оценки его субъективны и зависят от характера, склада ума и настроения исследователя, к какой бы научной школе он ни принадлежал и какими бы самыми новейшими методологиями ни пользовался.
Свою позицию в анализе соотношения явного и неявного миров человека Наталья Борисовна изложила в одной из самых важных своих работ «Археология повседневности: материальная культура средневекового Предуралья» [9]. В ней автор, опираясь на тщательный анализ материального мира, представленного обширным археологическим материалам, реконструирует мир нематериальный - то, что современным языком именуется качеством жизни. Это мир повседневных дел средневекового жителя Пермского Предуралья: как и почему именно так он одевался, что и зачем навешивал на свое платье, как пользовался теми или иными бытовыми предметами, как и чем зажигал огонь, чем освещал свое жилище, и как последнее было устроено.
Оказывается, это важно, для чего предназначался и как осознавался человеком тот или иной сосуд, как использовался костяной «костылек», во что играли дети, осваивая нормы повседневной жизни. Красивая флаконовидная подвеска на поверку оказывается банальным игольником, шило в роговом футляре - напротив, престижным украшением и поэтому покрыто богатой резьбой, при этом и тот и другой предметы играют свою важную роль в ритуалах и духовной культуре.
В итоге получилась интересная и важная работа, она позволяет нам понять образ жизни далеких от нас людей, познакомится с их повседневном бытом, оценить качество и стиль их жизни. Создается цельный образ прошлого, не героического и наполненного борьбой классов за светлое будущее, а повседневной обыкновенной жизни, где есть место маленьким радостям и решению прозаических бытовых проблем. Труд Натальи Борисовны фактически обосновывает новое научное направление в изучении прошлого народов Западного Урала - археологию повседневности. Монография стала основой докторской диссертации [8], которую Наталья Борисовна защитила в 2008 г. в Институте истории материальной культуры РАН (г. Санкт-Петербург).
Особой темой исследований Натальи Борисовны еще со студенческих лет был и остается костюм средневековых жителей Урало-Поволжья. В кандидатской диссертации и в монографии [7], выпущенной по итогам защиты, ею обоснован и использован комплексный подход к такому сложному материально-духовному комплексу, как костюм. Методы анализа и реконструкции костюма, продуманные автором еще со студенческих лет, в настоящее время используются многими коллегами в Урало-Поволжском регионе. Тщательная проработка полевых описаний погребений, продуманная система обоснования расположения того или иного предмета в костюме, подтвержденная методами статистического анализа, позволяют делать реконструкции костюма из разных могильников, одновременных Предуральским комплексам, сравнимыми, что позволяет рассматривать археологически реконструируемый костюм как культурно-этнографический показатель для средневекового населения Урало-Поволжья.
Важным для понимания средневекового мира Урало-Поволжья и соседних территорий было исследование, в котором сопоставлялся костюм степного и лесного населения [4]. В литературе и мироощущениях археологов Урало-Поволжья давно утвердилось мнение о своеобразии взаимодействия степи и леса, когда за степью закреплена роль своеобразного культуртрегера для леса, проводника всего нового и прогрессивного в материальной и духовной культуре в силу своей мобильности, проницаемости и скорости движения. При этом считается, что все культурные новации из степи практически в неизменном виде перетекали в культуру лесного населения через своеобразную буферную зону лесостепи, где жили представители и тех и других народов. Лес вроде бы в свою очередь, давал степи свои культурные идеи, которые воспринимались там как нечто сакральное и использовались в культовой практике.
Наиболее показательной частью материальной культуры в плане взаимопроникновения идей считается костюм. Население леса, как принято считать, перенимало
модные и популярные новинки у степняков, тиражировало их и зачастую слепо следовало в русле степной моды.
Однако, как показывает исследование, проведенное авторами книги, картина была иной, более сложной и ступенчатой. Новинки декора костюма из степи у лесных жителей метали свой статус социального маркера на статус оберега, получали новое развитие, не зависящее от степной моды, их новое значение (вплоть до перемены пола потребителя) становилось понятным для всех финно-угорских соседей предуральских угров в Прикамье, выступало транслятором новинок для всей лесной полосы от Оби до Скандинавии. При этом смысл деталей костюмного убранства у жителей степи и жителей леса никогда не совпадал. Даже в позднее время, когда основным транслятором степных новинок стало ремесло Волжской Болгарии, степняк и лесовик воспринимали один и тот же элемент с разной целью и смыслом. Обратного движения элементов декора из леса в степь практически не отмечается.
Лесовик и степняк, таким образом, имеют совершенно разное понимание мира и своего места в нем. Культурного взаимопонимания между ними в период средневековья нет. К сожалению, эти выводы оказались не понятыми частью наших коллег, которые продолжают настаивать на активной роли лесного населения нашего региона в формировании культурных представлений жителей степей. Безусловно, прикамские детали костюма хорошо известны в степи, но это либо остатки костюма, которые принесли с собой рабыни или жены из лесной полосы, либо это результат торговли. Но понимание этих предметов степняками было иным, и в качестве «своих» предметов они по их назначению не использовались. Примером (хотя и очень отдаленным во времени) служит изображение биконьковой подвески на груди лошади короля Святого Иштфана (Стефана) - первого христианского короля династии Арпадов работы Алайоша Штробля. Кончено, самосознание этого знаменитого венгерского скульптора не такое, как у венгра периода Арпадов, но здесь даже через столетия пронеслось неприятие степняками знаковых предметов лесной культуры.
Соавторы указанной книги подтверждают свои наблюдения и выводы применением метода математической статистки, что делает их аргументы еще более доказательными, а выводы еще более убедительными.
Следует отметить, что, делая исторические выводы (археология все же историческая наука) юбиляр всегда держала и держит в центре своего исследовательского внимания непосредственные результаты полевых исследований. Раскопки - основной источник поступления научной информации в археологии. В силу этого Наталья Борисовна со всей своей энергией включилась в процесс написания и издания книг серии «Археология Пермского края. Свод археологических источников», осуществляемых археологами ПГГПУ и ПНЦ УрО РАН. Основная задача этой серии - максимально полная публикация материалов многолетних раскопок конкретных памятников. Эта публикация подразумевает как публикацию коллекций артефактов, так и публикацию полевых материалов (дневников раскопок), планиграфии и историко-археологической интерпретации. Таким образом, результаты полевых исследований теперь имеются не только в виде музейных коллекций и архивных материалов, но и в виде монографий. Книги тем самым гарантируют сохранение этих материалов на века. Интерпретации могут меняться, в зависимости от новых данных, но источниковая база, т.е. собственно археологические данные, сохранят свое значение и через сто лет.
В этой серии издано пока три книги, две из которых подводят итоги многолетних исследований Рождественского археологического комплекса и Огрудинского могильника, а третья посвящена комплексу памятников на берегах Чашкинского озера -от мезолита до средневековья [2; 3; 11]. Перу Натальи Борисовны в указанных изданиях принадлежит наиважнейшая часть - типология и классификация материальной куль-
туры, описание погребального обряда (если речь идет о могильниках) и, как всегда, большинство иллюстраций.
Научные заслуги Натальи Борисовны высоко оценены не только коллегами, но и научным сообществом. Она лауреат Премии Пермского края в области науки 1 -й степени. С честью носит самое высокое ученое звание - профессор.
Юбиляр в силу активности своего характера по-прежнему остается в центре студенческой, аспирантской и общественной жизни. Под ее руководством защищены несколько десятков выпускных работ специалистов и бакалавров, диссертаций магистров, 3 аспиранта ПГГПУ под ее руководством защитили кандидатские диссертации. Ее ценные замечания не раз брались за основу решений Геральдической комиссии при губернаторе Пермского края. Ученый совет ПНЦ УрО РАН и научный совет краеведческого музея также ценят участие юбиляра в своих заседаниях. И, конечно, многочисленные участники археологических экспедиций университета - студенты и школьники - именно от нее восприняли любовь к самой романтичной исторической науке - археологии.
Археология не только наука, это образ жизни и своеобразная система жизненных ценностей, направленная как на современность, так и на много веков назад. Археолог проживает за свою профессиональную карьеру множество жизней, погружаясь в своих размышлениях и обобщениях в далекое прошлое и обращая свое внимание и интерес в сегодняшний и в завтрашний день. Уверен, что Наталья Борисовна, признанный как на российском, так и на международном уровне специалист-археолог, находясь в расцвете творческих и физических сил, еще сделает много интересных открытий, которыми мы все будем гордиться. Удачи, здоровья, счастья и благополучия желаю ей я и все, кто ее знает, ценит и любит!
Список литературы
1. Агафонова H.H., Белавин A.M., Крыласова Н.Б. Страницы истории Земли Пермской: Прикамье с древнейших времен до конца XVIII в. / под общ. ред. A.M. Белавина Пермь: Книжный мир, 1995. 176 с.:, ил.
2. Белавин A.M. Крыласова Н.Б. Древняя Афкула: археологический комплекс у с. Рождественск / Археология Пермского края. Свод археологических источников. Вып. I. Пермь: ПГГПУ - ПФ ИИиА УрО РАН, 2008. 603 е.: ил. 218.
3. Белавин A.M., Крыласова Н.Б. Огурдинский могильник / Археология Пермского края. Свод археологических источников. Вып. II. Пермь: ПГГПУ - ПФ НА УрО РАН, 2012. 259 е.: ил. 80.
4. Иванов В.А., Крыласова Н.Б. Взаимодействие леса и степи Урало-Поволжья в эпоху средневековья (по материалам костюма). Пермь: ПГПУ, 2006. 162 с.
5. Крыласова Н.Б. Особенности печей Лысьвенского района Пермской области // Областная отчетная студенческая научная конференция. Тезисы докладов. Пермь: ПГУ, 1988.
6. Крыласова Н.Б. Костюм средневекового населения Пермского Предуралья (VII - XI вв.). Автореферат кандидатской диссертации. Уфа: УНЦ РАН. 2000. 23 с.
7. Крыласова Н.Б. История Прикамского костюма: костюм средневекового населения Пермского Предуралья. Пермь: ПГПУ, 2001. 260 с.
8. Крыласова Н.Б. Археология повседневности: материальная культура средневекового Предуралья. Пермь: ПГПУ, 2008, 352 с.
9. Крыласова Н.Б. Материальная культура и быт средневекового населения Пермского Предуралья: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д. ист. наук. СПб: ИИМК РАКН, 2007. 49 с.
10. Крыласова Н.Б. Украшения Саломатовского I городища // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. Вып. VII. Пермь: ПГГПУ, 2011.
11. Крыласова Н.Б., Лычагина Е.Л., Белавин A.M., Скорнякова C.B. Археологические памятники Чашкинского озера / Археология Пермского края. Свод археологических источников. Вып.Ш. Пермь: ПГГПУ - ПНЦ УрО РАН, 2014, 565 е.: ил. 120.