Научная статья на тему 'Так сколько же пил русский мужик?'

Так сколько же пил русский мужик? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
172
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беловинский Леонид Васильевич

The main purpose of the paper is to call in question the common opinion about the total drunkenness that was spread among the Russian people before the Bolshevist revolution. On the basis of recollections of former landowners and the official statistics of second half of XIX century the author takes a close look at the scales and the character of the alcoholic drinks consumption and compares it with the same situation in Western Europe and the USA. It proves to be that Russian peasantry although numerous drunk the least portion of six litters of annual intake of vodka and that Russia took the eighth position among the fourteen leading countries sharing it with Switzerland.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How much did Russian muzhik really drink?

The main purpose of the paper is to call in question the common opinion about the total drunkenness that was spread among the Russian people before the Bolshevist revolution. On the basis of recollections of former landowners and the official statistics of second half of XIX century the author takes a close look at the scales and the character of the alcoholic drinks consumption and compares it with the same situation in Western Europe and the USA. It proves to be that Russian peasantry although numerous drunk the least portion of six litters of annual intake of vodka and that Russia took the eighth position among the fourteen leading countries sharing it with Switzerland.

Текст научной работы на тему «Так сколько же пил русский мужик?»

Л.В. Беловинский ТАК СКОЛЬКО ЖЕ ПИЛ РУССКИЙ МУЖИК?

Рассуждая о современном пьянстве (тема чрезвычайно актуальная), зачастую ссылаются на давность русских традиций пития, приводя при этом навязшее в зубах и весьма сомнительное по подлинности речение киевского князя Владимира: «Веселие Руси есть пити».

Эти рассуждения как будто подтверждаются неумолчными воплями русской публицистики конца XIX - начала ХХ в. (преимущественно либеральной и радикальной) о необычайном и даже катастрофическом росте народного пьянства. При этом под народом понимались исключительно социальные низы, прежде всего крестьянство, тогда как усиленное употребление спиртных напитков самой пишущей братией никого почему-то не волновало.

Между тем практически никто из иностранцев, посещавших Россию, этого повального народного пьянства не заметил и о нем не упомянул. А ведь со стороны виднее, и какой-нибудь немец, англичанин или француз, неприязненно относившийся к «варварской» России, уж не преминул бы заявить о народе-пьянице. Однако об этом молчит, например, маркиз Астольф де Кюстин, записки которого из-за их антирусской направленности ни до революции, ни после нее в России не публиковались. Возникает вопрос: может быть, страшные картины беспробудного пьянства русского народа, которого спаивают то ли евреи-шинкари, то ли откупщики и подрядчики, то ли вообще царизм, - это обычный журналистский прием, который должен привлечь внимание читающей публики к самому автору?

Представляется любопытным взгляд на этот вопрос человека, чрезвычайно внимательно и вдумчиво изучавшего самые глубины народной жизни, - смоленского помещика, ученого-химика, народника по убеждениям, А.Н. Энгельгардта, автора знаменитых «Писем из деревни». Вот что он писал.

«Вообще нужно заметить, что между мужиками-поселянами отпетые пьяницы весьма редки. Я вот уже год живу в деревне и настоящих пьяниц, с отекшими лицами, помраченным умом, трясущимися руками, между мужиками не видал... Начитавшись в газетах о необыкновенном развитии у нас пьянства (здесь и далее курсив наш. - Л. Б.), я был удивлен тою трезвостью, которую увидал в наших деревнях. Конечно, пьют при случае - святая, никольщина, покровщина, свадьба, крестины, похороны, но не больше, чем при случае и мы. Мне случалось бывать и на крестьянских сходках, и на съездах избирателей-землевладельцев -право, не могу сказать, где больше пьют... Все, что пишется в газетах о непомерном пьянстве, пишется корреспондентами, преимущественно чиновниками из города... Я часто угощаю крестьян водкой, даю водки помногу, но ничего еще худого не видел. Выпьют, повеселеют, песни запоют, иной, может, и завалится, подерутся иногда, положительно, говорю, ничем не хуже, как если и мы закутим у Эрбера»1.

Энгельгардту вторит дочь новгородского помещика, видный деятель кадетской партии А. Тыркова-Вильямс: «Право угощаться и угощать было важнейшей частью деревенских праздников. В остальное время мужики совсем не так много пили, как про них обычно рассказывают. Только горькие пьяницы пили когда попало, как только зазвенит в кармане денежка. Эти кабацкие завсегдатаи, шумные, озорные, готовые все спустить, составляли меньшинство, во всяком случае, в том уголке русской деревни, который я хорошо знала. Большинство даже по воскресеньям обходились без водки, редко ходили в казенку, хотя кабак был деревенским клубом. Зато на Рождество, на Пасху, на свой престольный праздник к водке почти все припадали, как припадает верблюд к ключу после долгого перехода по пустыне»2.

Русский поэт и помещик А.А. Фет, осевший на землю в 1860-х годах, писал: «Вопреки кажущимся явлениям, мы решаемся утверждать, что пьянство нисколько не составляет отличительной черты нашего крестьянина. Пьяница, как и постоянный употребитель опиума, больной человек, которого воля безапелляционно подчинена потребности наркотического. Тип таких людей преобладает в чиновничьем мире у Иверской, между московскими нищими и затем рассеян по лицу русской земли, без различия сословий... Очевидно, что крестьянин-собственник не подходит под этот тип... Мы не хотим сказать, чтобы между крестьянами не было пьяниц в полном смысле слова; но не думаем, чтобы сравнительное большинство таких экземпляров выпало на долю крестьянства, поставленного по-

ложением собственника в неблагоприятные для беззаветного пьянства условия»3.

Довольно часто упоминает водку известный публицист-народник Н. Астырев в своей известной книге «В волостных писарях: Очерки крестьянского самоуправления» (М., 1896). Да и как не упоминать: где сельский сход, там и вывивка, «слупленная» с какого-нибудь просителя. То «ведерко», то (чаще) «полведерка», то «четверочка» - эти меры выпитого так и мелькают в описании работы сходов. О них без конца упоминали современники - от беллетриста П.И. Мельникова-Печерского до очеркиста А.И. Эртеля («У вас одно мирское дело - клочок мирской земли пропить»). По современным представлениям - чудовищно: ведро водки! Однако давайте посчитаем: ведро - 12,6 л; если в сходе участвует хотя бы человек 50, то на каждого придется не более как по стакану; по мнению Энгельгардта, для здорового мужика, работающего на воздухе, - доза незначительная. Сходы же бывают не каждый день и даже не каждую неделю - хорошо если раз в месяц.

Однако же потребление водки ведрами (а так называемые ренсковые погреба отпускали ее мерою не менее ведра!) должно было привести к колоссальному потреблению спирта в стране. Статистика виноторговли в стране была довольно детальной, особенно во второй половине XIX - начале ХХ в. Интерес к этой статистике усилился в связи с переходом на казенную монополию: ведь нужно было понять, выгоден ли этот переход и сколько дохода получит государство4.

В статье «Пьянство» Энциклопедического словаря Ф. Брокгауза и И. Ефрона (к которой приложен и солидный список литературы по вопросу) можно обнаружить совершенно неожиданные вещи. Оказывается, что из 14 «передовых» стран Европы и Америки по уровню потребления спирта Россия была... на восьмом (!) месте, деля его с «цивилизованной» Швейцарией (6 л на душу населения); она далеко отставала не только от Дании или Австро-Венгрии (около 14 л), но даже от Франции, Бельгии, Германии, Нидерландов и Швеции. 6 л в год (правда, с учетом детей) - это пол-литра в месяц. Всего-то! По потреблению виноградного вина (3,8 л) Россия далеко отставала не только от Италии (95 л) или Франции (79 л), что вполне естественно, но и от Австро-Венгрии и Германии; та же Швейцария в добавок к 6 л водки (на душу населения) потребляла еще и 75 л вина. Данные по потреблению пива еще более поразительны: выпивая по 5 л этого напитка в год, русское население (включая прибалтийские провинции!) обгоняло только итальянцев

(0,86 л), непомерно отставая, например, от Бельгии и Англии (с ее 136,7 л).

Близкие сведения приводит и видный исследователь вопроса В.К. Дмитриев: «Россия занимала середину между главными государствами Западной Европы и Сев.-Амер. Соед. Штатов: шесть государств, именно: Германия, Швейцария, Бельгия, Голландия, Швеция и Франция стояли в это время выше России, и пять других: Австрия (?), Англия, Сев.-Амер. Соед. Штаты, Норвегия и Италия - ниже...»5 Экономист П.Х. Шванебах, автор серьезного исследования «Наше податное дело», внимательно рассматривая вопрос о потреблении алкоголя и доходов от него, подтверждает: «Среднее количество потребляемого вина у нас значительно меньше, чем на Западе... Проявление же народного пьянства в самых безобразных формах, к сожалению, превосходит все, что можно видеть там»6.

Этот кажущийся парадокс можно объяснить, вновь обратившись к статье из словаря Брокгауза и Ефрона: «Несомненно, что в тех странах, где более обычно ежедневное умеренное потребление, уклонение в сторону излишества реже по сравнению с теми местностями, где пьют не так часто, но зато в большем количестве... Когда спиртные напитки употребляются во время еды и смешиваются с пищею, степень их концентрации уменьшается, чем ослабляется их влияние на пищеварительные пути и весь организм. Понятно, что распространенное в некоторых местностях, а в особенности в России, обыкновение пить натощак тем вреднее, чем более оно усиливает действие алкоголя на организм»7.

Но если крестьянство в России пило так мало, то кто же тогда выпивал эти полведра в год на душу населения?

П.Х. Шванебах приводит статистику сравнительного потребления водки в уездах (т. е. крестьянами) и в городах ряда губерний. В Новгородской губернии соотношение было 1 : 6, а в Смоленской 1 : 5,2. Выпивали эти полведра преимущественно горожане: пить мог тот, кто не работал, кто сидел за письменным столом в учреждении или своем кабинете, у кого был ограниченный рабочий день и нерабочее воскресенье. А.Н. Энгельгардт писал о «подлинных» пьяницах, которые встречаются «.между фабричными, дворовыми, отставными солдатами, писарями, чиновниками, помещиками, спившимися и опустившимися до последней степени». С ним согласен А.А. Фет: «Сравнительное большинство беспросыпных пьяниц - заштатные чиновники, писаря и бывшие дворовые, более грамотные, чем крестьяне»8.

Пили помещики: многие мемуаристы пишут об их уникальном пьянстве; со скуки в деревенской глуши чем же им еще заняться?

Пило офицерство - в подтверждение приведем свидетельство генерала А.А. Игнатьева: «Умение выпить десяток стопок шампанского в офицерской артели было обязательным для кавалергардов... В интервалах между песнями пьют бесконечные "чарочки" - всем по старшинству, начиная с командира полка... Однообразие, скука гнетут, многим хочется идти спать, но до ухода командира полка никто не имеет права покинуть офицерской артели. Так на всех праздниках - полковом, каждого из четырех эскадронов, нестроевой команды, на каждом мальчишнике, на каждом приеме офицеров других полков - круглый год и каждый год, а для некоторых, быть может, и всю жизнь... Должен оговорить, что полк наш считался среди других полков скромным, а главное - "не пьющим", не то что лейб-гусары, где большинство офицеров разорялось в один-два года, или конная гвардия, в которой круглый год шли знаменитые "четверговые обеды" - уйти "живым" с такого обеда было нелегко»9. Но если так пили столичные гвардейцы, то что же было среди армейских офицеров, квартировавших в провинции, по глухим уездным городам, а то и деревням?

Пило чиновничество - никто из мемуаристов не обходит вниманием поголовное, иногда запойное пьянство чиновников, особенно в чиновничьих низах.

Пила интеллигенция - сколько русских писателей, художников, композиторов спились в полном смысле слова? Историк искусства Н.П. Кондаков вспоминал: «В те времена в Москве питье водки являлось такой дурной привычкой, что однажды навсегда стоит об этом сказать. Водка пилась, можно сказать, походя... Приехал я в Москву на защиту докторской диссертации... и на другой день с утра поехал к секретарю факультета - Тихонраво-ву... Николай Саввич... первым делом, не ставши даже говорить о диссертации, повел к себе в столовую, попросил приготовить чаю и распорядился подать водки... Еще более жестоко стало мое положение в гимназии среди новых товарищей-учителей, из которых многие стояли в этом отношении на уровне русского солдата, осеняющего себя крестом перед чаркою водки»10. В студенческой среде бытовал убойный напиток «крамбамбули»: бутылка водки, три бутылки пива, сахар и несколько яиц для коагуляции сивушных масел.

Много пило духовенство - никто из мемуаристов, хотя бы упоминавших о приходских священниках, дьяконах и дьячках, не обошел этой черты их жизни. Да оно и понятно: обходы с молебнами крестьянских дворов, где каждый считал нужным поднести батюшке стаканчик, бесконечные приглашения на

крестины, свадьбы и поминки, бурсацкие традиции в описании Н.В. Гоголя или Н.Г. Помяловского...

Страшно запивало временами купечество - достаточно обратиться хотя бы к рассказу Н.С. Лескова «Чертогон». И это понятно: жесткая самодисциплина, когда по копеечке сколачивались состояния, вела к такому напряжению нервной энергии, которое постоянно требовало выхода... Было даже специальное, излюбленное купечеством вино, «лиссабончик», - портвейн, фальсифицированный сначала в Англии (откуда он ввозился), а затем в России. Большое внимание купцы оказывали мадере и хересу, произведенным из кавказского «чихиря» (водки из давленых фруктов) в Ярославле и Кашине. А «для поправки» они изобрели забытое ныне «лампопо» (пополам) - смесь шампанского и кислых щей.

Наконец, пили мещане; ремесленники обычно запивали на неделю-другую (недаром в России говорят «пьян, как сапожник»); фабрично-заводской рабочий считал своим долгом напиться до умопомрачения каждое воскресенье. Об этом много и подробно писали не только беллетристы, очеркисты или мемуаристы, но и исследователи «рабочего вопроса» в России.

На долю всех этих сословий приходилось не менее 5 л (из 6 на душу населения по статистике). А крестьянин, хотя и пил «шпарко», но редко, в основном на большие церковные праздники. При этом следует учесть, что сельские жители в ту пору составляли более 90% населения, так что на долю мужиков приходилось водки «с гулькин нос». В.К. Дмитриев писал: «Ведь при "спорадическом" потреблении можно выпить в год даже больше, чем при привычно-регулярном (за то же время)? Несомненно можно, но только не при том ничтожном количестве алкоголя, которое приходится у нас на долю "деревни", являющейся представительницей "спорадического" потребления... На каждого реального потребителя... должно прийтись количество алкоголя, при котором привычно-регулярное потребление психологически (или, пожалуй, даже физиологически) невозможно, так как количество это, распределенное во времени равномерно, дало бы разовую долю столь малую, что введение ее в организм не могло бы вызвать никакого сколько-нибудь заметного нервно-психологического эффекта.»11

Читатель, знакомый с нашей современной действительностью, тут же воскликнет: «А самогон?!»

Однако самогон появился в России только в Первую мировую войну, когда был объявлен «сухой закон»: как же мужика на войну без спиртного проводить? А до этого, при дешевизне вод-

ки, самогон не был нужен, тем более что сахар крестьянину вообще был не по карману, дрожжей не было, а своего хлеба и на еду хватало только до середины зимы.

Разумеется, в русской деревне (как и в городе) были широко распространены другие традиционные хмельные напитки домашнего изготовления, которые статистика и не учитывала: брага, пиво, арька - у калмыков, кумышка - у народов Поволжья, пейсаховка (или розенковое вино) - у евреев и т. д. Но это были легкие напитки. Недаром крестьянское домашнее пиво называлось «пивцо», или «полпиво». А старая русская брага (производившаяся из муки, солода и хмеля, с закваской из краюхи печеного черного хлеба) была настолько легкой, что пили ее ковшами. Автору этих строк в детстве, на рыбалке или на мельнице, в жаркий день доводилось выпивать полковша приятной на вкус, «шибающей в нос» браги - и без всяких последствий.

Вот так при внимательном рассмотрении выглядит вопрос о пьянстве русского народа и его традициях, совсем не похожих на современность.

Примечания

1 Энгельгард А.Н. Из деревни. 12 писем. 1872-1887. М., 1956. С. 41-42.

2 Тыркова-Вильямс А. Воспоминания: То, чего больше не будет. М., 1998. С. 5.

3 Фет А. Жизнь Степановки, или Лирическое хозяйство. М., 2001. С. 182.

4 Карандышев Г.В. Питейное дело в губерниях центрально-промышленного района в конце XIX - начале ХХ века. Ярославль, 2006.

5 Дмитриев В.К. Критические исследования о потреблении алкоголя в России. М., 2001. С. 41.

6 Шванебах П.Х. Наше податное дело. СПб., 1903. С. 53.

7 Энциклопедический словарь / Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. XXVа. СПб., 1898. С. 909.

8 Фет А. Указ. соч. С. 295.

9 Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю. М., 1986. С. 80-82.

10 Кондаков Н.П. Воспоминания и думы. М., 2002. С. 92-94.

11 Дмитриев В.К. Указ. соч. С. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.