Научная статья на тему 'Т. В. Кузнецова. Феномен моды - эстетические аспекты'

Т. В. Кузнецова. Феномен моды - эстетические аспекты Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
261
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Т. В. Кузнецова. Феномен моды - эстетические аспекты»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

Т.В. Кузнецова

ФЕНОМЕН МОДЫ - ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ*

Мода - это господство определенных вкусов, образцов и предпочтений: в широком смысле - в жизни и в культуре, в узком -в эстетике одежды, косметики, прически и т.д. Мода «выступает как специфическая форма творчества <...>, как пассивное следование некоторым установившимся на известный период времени образцам» (с. 209). Как отмечал Гегель, мода есть изменение человеком своей природной формы. Впрочем, мода проходит быстро, и то, что еще вчера волновало воображение, сегодня может показаться неинтересным, банальным. Старомодное, вышедшее из моды зачастую кажется нелепым, а то и безобразным. «Символические функции моды и характерная для нее динамика связаны с присущим ей механизмом «эстетизации действительности» (с. 210). В Европе возникновение моды приблизительно относится к XIV в. В России мода зафиксирована в XV-XVI вв., а само слово «мода» произошло от французского «Mode» (образ, способ) и в эпоху Петра I имело значение «образец». К XVIII в. относится у нас пословица «То не грешно, что в моду вошло» (с. 211).

В современном обществе мода выполняет «важные социально-психологические функции» (с. 212). Мода в современном обществе «удовлетворяет две противоположные потребности: отличаться от других и быть похожим на других» (с. 213). Важнейший вопрос эстетической диалектики моды - соотношение в ней общего (всеобщего) и национально-особенного. Общеевропейские стили в моде имеют (каждый) и свои специфически национальные корни.

* Кузнецова Т.В. Феномен моды - эстетические аспекты // Эстетика: Прошлое, настоящее и будущее. - М., 2007. - С. 208-216.

Т.В. Кузнецова

Классическая сфера моды - одежда. В период готики господствовала бургундская мода. «Эпоха Возрождения отдала приоритет итальянцам. Маньеризм принес с собой утверждение испанского костюма» (с. 214). Типичной модой аристократии является мода рококо. В этот период в костюме широко используются ленты, перья, живые цветы. В XVIII-XIX вв. эпицентром моды в мире стал Париж (и отчасти Лондон). После Второй мировой войны молодежная мода создавалась на основе американской одежды для отдыха. До XIX в. мода оставалась анонимной, подобно народному творчеству. Но с момента основания первого Дома моделей (La Haute Couture) искусство создания модной одежды становится авторским (Дж. Версаче, Дж. Ферре, И. Сен-Лоран и др.).

И. Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.