Научная статья на тему 'Сюжет о похищении Деяниры кентавром Нессом в живописи барокко'

Сюжет о похищении Деяниры кентавром Нессом в живописи барокко Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
370
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАРОККО / ЭКСПРЕССИЯ / ЭСТЕТИКА / BAROQUE / EXPRESSION / AESTHETICS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петровская Н. И.

В данной статье будет предложен анализ двух живописных полотен эпохи барокко «Деянира и кентавр Несс» П.П.Рубенса и «Несс и Деянира» Г.Рени с целью выявления специфики осмысления авторами анализируемых произведений концепции античного мифа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сюжет о похищении Деяниры кентавром Нессом в живописи барокко»

Петровская Н.И.

Кандидат филологических наук, доцент Российский Новый Университет (таганрогский филиал)

СЮЖЕТ О ПОХИЩЕНИИ ДЕЯНИРЫ КЕНТАВРОМ НЕССОМ В ЖИВОПИСИ

БАРОККО

Аннотация

В данной статье будет предложен анализ двух живописных полотен эпохи барокко -«Деянира и кентавр Несс» П.П.Рубенса и «Несс и Деянира» Г.Рени - с целью выявления специфики осмысления авторами анализируемых произведений концепции античного мифа.

Ключевые слова: Барокко, экспрессия, эстетика.

Keyword: Baroque, expression, aesthetics.

В мировой культуре в разное время особенно популярным было обращение к греческой мифологии. «Яркие образы <...> не могли не оказать глубокого влияния на искусство: изображения богов и мифологических сцен становятся его важнейшими темами» [1,7]. Наибольшее распространение античные сюжеты получили в живописи. Художники Ренессанса, барокко, рококо, творцы XIX - XXI вв. выбирали для своих произведений сцены известных историй, следуя классической традиции, либо интерпретируя сцену мифа сообразно веяниям эпохи (С.Боттичелли «Рождение Венеры», Л.да Винчи «Леда и лебедь», Дж.Тьеполо «Аполлон и Дафна», Ж.-А.Ватто «Зевс и Антиопа, Ф.Буше «Терпсихора», Ф.-Х.Гойя «Падение Икара», Ф.Лейтон «Возвращение Персефоны», Дж.-У.Уотерхаус «Ясон и Медея», С.Дали «Атомная Леда» и др.).

Среди персонажей греческой мифологии особое место занимают существа, в основе образов которых прослеживаются черты зооморфизма: Минотавр, Горгона, гарпии, сирены, фавны, амуры, кентавры. Необычность их облика была привлекательна для художников, позволяя творцам создать особый колорит полотен: Д.Ф.Уотс «Минотавр» (1885), Караваджо «Медуза Горгона» (1598 - 1599), Ф.Перье «Битва Энея с гарпиями» (1647). Н.Пуссен «Амуры и Гении» (1630), С.Боттичелли «Паллада и кентавр» (1482 -1483) и др.

Согласно представлениям древних греков, кентавры, находясь под покровительством Посейдона, разделялись на два лагеря. Одни, полные достоинства, мудрые, добрые, занимались воспитанием и обучением героев. Самым известным среди таких кентавров был Хирон (П.П.Рубенс «Воспитание Ахиллеса», Ж.-Б.Реньо «Воспитание Ахиллеса кентавром Хироном», П.Батони «Воспитание Ахиллеса кентавром Хироном»).

Представители другого лагеря были агрессивны и враждебны. Такими качествами был наделен кентавр Несс, похитивший супругу Деяниру у храброго Геракла.

Согласно содержанию античного мифа, Геракл вместе с Деянирой собирались переправиться через реку Эвен. Это было возможным благодаря кентавру Нессу, перевозившему путников на своей спине. Увидев Деяниру, кентавр воспылал к ней страстью и решил бежать со своей добычей. Геракл, желая остановить злодея, выстрелил в него стрелой, наконечник которой был покрыт ядом лернейской гидры. Несс, чувствуя приближение смерти, солгал Деянире, сказав, что его кровь может сделать любовь Геракла к ней вечной. Спустя некоторое время супруга воина пропитала кровью Несса одежду Геракла, и тот умер в страшных муках.

В живописи этот сюжет не нашел широкого распространения. Следует обратить внимание на то, что к сцене похищения Нессом Деяниры не обращаются художники Ренессанса, так как концепция мифа не сополагается с идеями гармонии и красоты, характерными для этого времени.

Большую популярность изображение этого мифа получает в постренессансные эпохи.

В данной статье будет предложен анализ двух живописных полотен барокко -«Деянира и кентавр Несс» П.П.Рубенса и «Несс и Деянира» Г.Рени - с целью выявления специфики осмысления авторами произведения концепции античного мифа.

Сюжет о похищении Нессом супруги Геракла нашел широкое распространение в период развития барокко (XVII в.). Мотивы насилия, коварного обмана, жестоких смертей, страдания, лежащие в основе античного мифа, прекрасно иллюстрируют особое, трагическое мировосприятие данного времени.

Как отмечает исследователь Ю.Борев, «Художественная концепция барокко гуманистически ориентирована, однако социально пессимистична и полна скепсиса, сомнений в возможностях человека, ощущения тщетности бытия и обреченности добра на поражение в борьбе со злом» [2, 376].

Одно из произведений барокко, отражающее эпизод античного мифа, принадлежит кисти П.П.Рубенса.

В основе композиции его картины «Деянира и кентавр Несс» (1630) - сцена, исполненная внутреннего драматизма. Живописец изображает момент коварного обмана Нессом супруги Геракла, когда кентавр, чувствуя приближение смерти от отравленной ядом стрелы, решает отомстить герою и предлагает женщине собрать его кровь, что затем приводит к гибели сына Зевса.

Раскрытию темы обмана подчинен весь художественный строй произведения.

Особую смысловую значимость в картине имеют позы персонажей. Рубенс делает фигуры предельно пластичными, словно становящимися продолжением друг друга. Можно предположить, что такое художественное решение обусловлено стремлением автора подчеркнуть мотив связанности героев картины общей тайной.

Следует обратить внимание на то, что Несс и похищенная им героиня -единственные персонажи, изображенные на полотне. Потому движение раненного кентавра - он, изогнувшись, тянется к Деянире, стремясь поведать женщине коварную ложь, так, чтобы только она могла его услышать, - создает в рубенсовском произведении элемент интимности и сакральности происходящего. Жену Геракла живописец пишет склонившейся к Нессу, словно боящейся упустить малейшее слово, исходящее из его уст. Положение ее стана становится в картине зеркальным отражением могучего торса умирающего кентавра. Так, в основу создания образов героев картины Рубенс вводит мотив окружности, что рельефнее подчеркивает единенность Деяниры и кентавра. Необходимо отметить, что элементы зеркальности прослеживаются в положении кистей рук персонажей, что усиливает впечатление их сближенности.

Функционально значим в раскрытии темы обмана фон полотна, на котором изображаются события. Живописец неслучайно делает его лаконичным и условным. Это позволяет Рубенсу сконцентрировать внимание зрителя на фигурах персонажей, подчеркнуть их внешнюю и внутреннюю сущность в момент вершащегося таинства. Кроме того, фон формирует диагональную композицию полотна двумя доминирующими тональностями - темной и светлой. В контексте смысловой направленности картины эти цветовые составляющие обретают символическое значение. Темные краски, обрамляющие фигуру Несса, могут быть осмыслены как знак, подчеркивающий коварство, хитрость, лживость кентавра. Посредством землисто-черных цветовых нот,

используемых автором в данной части полотна, образуется особое эмоциональное, драматически окрашенное поле произведения.

Фигура Деяниры, спускающейся со спины своего похитителя, занимает медиальную позицию между темным и светлым фоном. Такой композиционный прием способствует созданию идейно-смысловой направленности образа. Жена Геракла доверяется лжи Несса, желая навечно сохранить любовь супруга. Светлая часть картины, таким образом, становится символическим отражением чистых помыслов героини, ее нежных чувств к воину. Темные тона, связывающие фигуры кентавра и Деяниры, позволяют живописцу рельефнее выразить подтекстную трагическую направленность творения - они словно предопределяют печальный итог последующих действий супруги Геракла, ведущих к его мучительной гибели.

Эмоциональное поле трагичности организуется на картине через цветовую палитру тканей, окутывающих фигуры героев. Следует обратить внимание на белое полотнище в руках Деяниры. В культурной традиции этот цвет считается амбивалентным. Контекст полотна Рубенса дает возможность одновременно рассматривать два его значения. С одной стороны, он олицетворяет чистоту помыслов Деяниры, с другой - является символическим отражением мотива смерти (здесь - будущей гибели Геракла). Двойственное звучание получает красный цвет ткани, струящейся позади жены воина. Его можно интерпретировать и как воплощение радости, спасения жертвы кентавра, и как знак тревоги, предвещающий скорую беду.

Значимую роль в создании образов полотна играет принцип контраста, посредством которого острее выделяются сущности персонажей. Противопоставленность Несса и Деяниры формируется, прежде всего, посредством цветовых акцентов. Роскошное, белое тело женщины, его округлые формы словно подсвечивается на фоне темной, мускулистой фигуры кентавра.

Рубенс выразительно пишет портреты героев. Мимика лица Несса сложна. В нем одновременно можно прочесть вожделение, страсть к Деянире, о чем красноречиво свидетельствует его взгляд; желание отомстить Гераклу, обманув его жену; наслаждение от осознания успешности воплощения коварного плана.

Лицо Деяниры озарено радостью обретения свободы от посягательств кентавра. Одновременно, в нежной улыбке героини прочитывается трагический подтекст. Жена Геракла счастлива обладать тайной сохранения вечной любви супруга, не зная о том, к каким драматическим последствиям приведет ее стремление всегда быть желанной воином.

Таким образом, в картине Рубенса создается особое эмоционально-смысловое поле, позволяющее выявить подтекстные, скрытые драматические пласты произведения, раскрыть его трагическую глубину.

Полотно другого художника, французского живописца Гвидо Рени «Несс и Деянира» (1620-1621), входит в состав четырех произведений мастера, посвященных героической личности Геракла, созданных в период с 1617 по 1621 годы.

В основе картины сцена похищения кентавром жены Геракла. Образы Несса и Деяниры составляют композиционный центр произведения. Тем самым подчеркивается смысловая направленность картины - художник стремится отобразить не момент ранения кентавра, а короткое мгновение его триумфа перед тем, как его тело пронзит ядовитая стрела. Это позволяет мастеру наполнить картину драматическим звучанием, отражающем пессимистическую эстетику барокко.

Следует обратить внимание на то, что в картине Рени трагическая тональность формируется не через подтекстное содержание, как, например, у Рубенса, а непосредственно через художественные детали произведения.

Особую эмоционально-эстетическую значимость вносит в структуру полотна пейзаж. Если у голландского живописца он является условным, что продиктовано желанием автора подчеркнуть мотив обмана, коварства, сконцентрировав внимание зрителя на фигурах персонажей, то Рени делает его важной смысловой составляющей творения. В качестве основного пейзажного акцента в картине художник предлагает изображение страшного, предгрозового неба, покрытого тяжелыми, темными тучами. В культурной традиции небо обычно связывалось с местом обитания богов и становилось символическим отражением их благостного расположения либо гнева. Цветовая палитра, выбранная художником для создания картины неба - лиловые, чернильно-синие, сиреневые тона, контрастно подчеркнутые белым (края облаков) - создают в произведении напряженную, драматическую атмосферу.

Важными в формировании эмоционально-смыслового поля произведения являются цветовые доминанты в тканях, покрывающих тела персонажей. Рени, как и Рубенс, использует красную и золотистую гаммы, однако делает оттенки более насыщенными, плотными. Переданные на фоне предгрозового неба, цвета полотнищ выглядят особенно драматично.

Кроме того, живописец изображает момент бегства кентавра со своей добычей, а потому картина получает динамичное и экспрессивное звучание, в отличие от рубенсовской, подчеркивающей мотив тайны-обмана через статику образов.

Образы Несса и Деяниры в произведении Рени имеют сложное эмоциональное наполнение. Кентавр изображен в момент своего триумфа - он счастлив сознанием того, что сумел похитить жену храбрейшего воина. Художник делает акцент на характерном жесте победителя - Несс во вскинутых кверху крепких руках держит ткань, опоясывающую супругу Геракла и не дающую ей освободиться. Драматичность сцены формируется, помимо указанных выше поэтических средств, контекстом античного мифа, согласно дальнейшему содержанию которого, сын Зевса смертельно ранит Несса. Напряженность рисуемой картины усиливается портретом кентавра - его лицо озарено восторгом, он пребывает в неведении скорой гибели.

Необычно трактует живописец образ Деяниры. Для художественной традиции поздних эпох (классицизма, рококо) было характерным изображение героини, вырывающейся из объятий кентавра (А.Беклин, Ж.Делоне, Л.-Ж.Лагрене и др.). Это позволяло придать картинам большую напряженность. В произведении Рени жена Геракла нежна и покорна. Ее внутренняя чистота подчеркивается тем, что Деянира почти не касается тела кентавра, словно летя рядом с ним в бурном потоке воздуха. Лишь лицо героини выдает ее смятение и испуг. Обращенные к небу глаза женщины полны отчаяния и мольбы о пощаде. Экспрессивность образа усиливается плотными, развевающимися тканями ее одежды, яркие цвета становятся олицетворением тревоги супруги воина.

В основе произведений двух мастеров барокко лежат сходные идейно-эстетические концепции, передающие трагическое мировосприятие данного времени, ощущения разочарования и пессимизма. Однако каждый из авторов предлагает свое видение проблемы, используя особый поэтический строй полотна. Картина Рубенса содержит зерно трагизма, скрытое в подтекстной структуре работы, творение Рени имеет явную, прямую драматическую окрашенность.

Г.Рени «Несс и Деянира» (1620-1621)

П.П.Рубенс «Деянира и кентавр Несс» (1630)

Литература

1. Бусилович Д., Персианова О., Руммель Е. Мифологические. Литературные и исторические сюжеты в живописи, скульптуре и шпалерах Эрмитажа. - Ленинград, Аврора, 1978.

2. Борев Ю. Б. Эстетика. - М., Русь - Олимп: АСТ: Астрель, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.