Научная статья на тему 'Сюрреализм'

Сюрреализм Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2640
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сюрреализм»

Сюрреализм

Сюрреализм (фр. surr ealisme сверхреальность) — авангардистское течение 2060-х годов ХХ столетия в литературе, живописи, театре, кинематографе, зародившееся во Франции и затем распространившееся в ряде стран Европы, а также в США и Латинской Америке. Сюрреализм был вызван системным — мировоззренческим и социальным — кризисом конца XIX — начала ХХ века в европейской цивилизации и типологически относится к явлениям, противостоящим позитивистской культуре, откуда и название, указывающее на обращенность к скрытой стороне действительности, которая недоступна непосредственному наблюдению, не поддается логическому осмыслению, непроницаема для клишированных ментальных модусов. Наиболее полно и разносторонне сюрреализм проявился в литературе, поэтому литературный сюрреализм может быть взят за основу понимания этого явления в других искусствах.

Глава французского сюрреализма и основной теоретик течения А. Бретон определял сюрреализм как поиск истинного облика мира, который может быть постигнут лишь при условии «полного раскрепощения духа» (А. Бретон). Приняв гегелевскую идею о воплощающемся в разных этапах истории мировом духе, постигающем действительность

и идущем к самопостижению, сюрреалисты рассматривали свое течение в качестве одного из таких этапов, продолжающих деятельность романтиков, символистов, дадаистов. Для понимания сюрреализма важно признание Т. Тзара: «Фразу Декарта: «Я не хочу знать, что были люди до меня» мы поместили как девиз в одну из наших публикаций. Она означала, что мы хотим видеть мир новыми глазами, что мы хотим пересмотреть отношение к миру с основ, хотим проверить справедливость навязанных нам старшими понятий» (Tzara T. Le surrealisme et l’aprés-guerre. P., 1948. P. 17).

Главные способы пересмотра «основ мира» в сюрреализме: 1) профанация ценностей традиционной культуры; 2) переустановка связей между явлениями реальности, в том числе между элементами языка; 3) попытка «ясновидческого» проникновения в сущность бытия; 4) доведение чувственной реакции на действительность до степени, когда чувство обретает проницательность разума. Этими способами определяются основные типы сюрреалистических произведений.

Произведения первой группы отличаются поэтикой архаического комизма и представляют человека, не разделяющего сюрреалистических представлений, грубо окарикатуренным: «...Он имел только голову и две ру-

2008 - №1

Энциклопедия гуманитарных наук 249

ки, четыре ноги и два глаза, одно ухо и три зуба...» (Péret B. Les puces du champ // Petite anthologie poétique du surr éalisme. P., 1934. P. 113). В таком же ключе даны действия и представления «античеловека» (l’antihomme — оценочное слово, употребленное А. Бретоном, П. Элюаром и Р. Шаром в совместном сборнике «Замедлить ход работы», 1930).

Функция второй группы текстов — критическая ревизия связей между явлениями действительности с целью изменения взгляда на саму действительность. Здесь присутствуют многочисленные «каталоги» неожиданных уподоблений, направленных на порождение новых смыслов: «Кариес — это подлог // Почва — это Отечество //...Карандаш для бровей — это красота //...Жирная глина — это корпия...» (Vitrac R. Migraine (a suivre) // Vitrac R. D és-Lyre: Poésies complètes. P., 1964. P. 38).

Особым вниманием сюрреалистов пользуется язык. В мини-жанрах «словесной игры» логические связи между словами заменяются омонимическими (омофонными и омографическими), анаграммными, паро-нимическими и тому подобными, что способствует проявлению языковой «сюрреаль-ности» (т. е. непредсказуемых значений).

Тексты третьей группы представляют собой сновиденчески и мистически окрашенные картины, цель которых — репрезентация (т. е. возвращение, восстановление) истинного облика мира и введение читателя-зрителя в состояние видения, освобожденного от шаблонов рецепции, навязанных разумом. В подобных «репрезентациях» вполне реальные предметы соединены фантастически, вопреки логике, хотя фантастикой (то есть вымыслом) свои видения сюрреалисты никогда не признавали, выдавая их за озарения, едва ли не за откровение. Воздействие данных произведений предполагается следующим: «...возникает перспектива, в которой мир воссоздается заново, а разум утрачивается» (Aragon L. Pour expliquer ce que j’étais. P., 1989. P. 54). Именно по этим произведениям, параллелью к ко-

торым является практически вся сюрреалистическая живопись, известная массовому потребителю искусства гораздо больше, чем поэзия, зачастую судят о сюрреализме в целом.

Наконец, четвертая группа — это «чувственные» тексты, призванные не столько выразить внутренний мир автора, сколько довести чувство (чаще всего любовное) до полноты понятия этого чувства, то есть сделать его средством познания. Не случайно

А. Бретон говорит о любви как об «устройстве» (un dispositif), производящем образы, позволяющие постигать неизведанное (l’inconnu) (Breton A. L’Amour fou // Breton A. Œuvres complétes. T. 1-3. P., 1992. T. 2. P. 750). Чувственные произведения сюрреалистов строятся по принципу литании: заявленное чувство иллюстрируется бесконечным (в принципе по установке) рядом образов или репрезентативных картин.

Произведения сюрреализма, за редким исключением, суть произведения-процессы: они завершены формально, но не могут быть завершены содержательно. Когда в последний год жизни (в 1966 г.) А. Бретон говорил, что не знает, что такое «сюрреальное» (Entretiens sur le surr éalisme. (Du 10 au 18 juillet 1966). P., 1968. P. 210), это было не только признанием неудачи сюрреалистической попытки пересмотра мира, но и косвенным указанием на продолжающийся процесс подобного пересмотра.

Оценивать произведения-процессы («каталоги», «репрезентации», «литании») в категориях статики — значит неизбежно видеть в них лишь хаос и разрушение (что часто и присутствует в отзывах о сюрреализме). Между тем сюрреализм, если говорить о сверхзадаче его существования, был по большей мере явлением созидательным — создающим в противовес «индустриальной, утилитарной пустыне рационалистической цивилизации» «новую, внерелигиозную, святыню (un nuevo sagrado extrarreligioso)», основанную на «свободе, любви и поэзии» (Paz O. El surrealismo // El surrealismo. Madrid, 1982. P. 45). С этой точки зрения

сюрреалистическая деятельность может рассматриваться как сакральная (гностического толка). А. Бретон писал: «Бог, пребывающий в нас, вовсе не опочил в седьмой день. Мы читаем только первые страницы Бытия. И нам предстоит, может быть, основать на руинах старого мира наш новый земной рай. Ничего еще не потеряно, так как по особенным знакам мы узнаем, что великое озарение продолжает свое истечение» (Breton A. Introduction au discourse sur le peu de réalité // Breton A. Œuvres complétes. T. 1-3. P. 1992. T. 2. P. 265).

Деятельность по распознанию «особенных знаков», явственных лишь посвященным, не привела в результате к духовному перевороту в человечестве, и «сюрреалистическая революция» разделила судьбу всех революций, придя в результате к тому, против чего она и была направлена, — к позитивистскому взгляду на мир: «...есть только реальность, единая, цельная, открытая для всех» (Desnos R. Troisi ème manifeste du surréalisme // Nadeau M. Histoire du surr éalisme. T. 1-2. P., 1948. T. 2. P. 161). С конца 1920-х и в течение 1930-х годов группу А. Бретона покидают крупнейшие поэты — Ф. Супо, Л. Арагон, Р. Деснос, П. Элюар и др.

В плане же эстетическом сюрреализм никак нельзя назвать неудачей. Будучи связан не только с уже названными феноменами предшествующей ему литературы, но и с фольклором, средневековой словесностью (религиозной и светской), с литературой Ренессанса, барокко, сюрреализм выступил как продолжатель, обновитель различных традиций. Именно сюрреалисты окончательно утвердили поэзию в прозаической форме, сюрреализму многим обязаны такие более поздние явления, как литература экзистенциализма и «новый театр» (театр абсурда).

Лит.: Андреев Л. Г. Сюрреализм. М., 2004; Балашов Н. И. Андре Бретон и эпилог французского сюрреализма // Французская литература. 1945-1990. М., 1995. С. 243-267; Балашова Т. В. Французская поэзия ХХ века. М., 1982; Вирмо А., Вирмо О. Мэтры мирового сюрреализма. СПб., 1996; Пикон Г. Сюрреализм. 1919-1939. Женева, Париж, 1995; Пинковский В. И. Поэзия французского сюрреализма: проблема жанра. Магадан, 2007; Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. М., 2002. Более обширная библиография в указанных изданиях.

В. И. Пинковский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.