2. Использование терминологии в юриспруденции / Сост. Р.О. Халфина. -Калуга: Радуга, 2011.
3. Современные проблемы гражданского процессуального права / Сост. И.С. Ракитина. - Псков: Красный Проспект, 2012.
4. Проблемные аспекты применения юридических терминов / Сост. Р.М. Нигматдинов. - М.: Спутник, 2011.
5. Молчанов В.В. Основы теории доказательств в гражданском процессуальном праве // Государство и право. - 2012. - № 11. - С. 143.
6. Травников Н.А. Понятие гражданского процесса // Юридическая мысль: Научно-практический журнал. - СПб.: Изд-во С.-Петербург. юрид. ин-та, 2012. - № 1 (20).
7. Основы гражданского процесса: монография / П.А. Алексеев. - Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012.
8. Григорьев А.С. Проблематика в гражданском процессе // Государство и право. - 2011. - № 14. - С. 333.
СЫСКНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ 1908 ГОДА -НОВЫЙ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ
© Жилина Ю.А.*
Управление Министерства внутренних дел России по г. Белгороду,
г. Белгород
Сложившаяся в начале ХХ века криминогенная ситуация в Российской империи явилась проблемой государственного масштаба; впервые на всей территории России предпринимаемые меры в области борьбы с уголовной преступностью имели комплексный подход. В результате проведенного реформирования правоохранительной системы с момента вступления в законную силу 6 июля 1908 года Закона «Об организации сыскной части» начали функционировать сыскные отделения - новый общегосударственный полицейский институт, для которого задача розыска по делам общеуголовного характера имела приоритетное и самостоятельное значение.
Ключевые слова: сыскные отделения, розыск по общеуголовным делам, негласная деятельности чинов сыска.
В Российской Федерации с 2011 года происходит реформа Министерства внутренних дел - ведомства, которое является ключевым правоохранительным органом государства. Находясь в должности президента РФ, Д.А. Мед-
* Старший оперуполномоченный отдела уголовного розыска.
ведев на совещании по реформе МВД заявил: «Нам нужны профессиональные люди, сотрудники, которые эффективно, честно и слаженно выполняют свою работу. Поэтому, на мой взгляд, пришла пора вернуть милиции ее прежнее наименование, и наименовать в дальнейшем наши органы правопорядка -полицией» [1, с. 3]. На полицию, в соответствии с действующим законодательством, возложена обязанность «пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения и раскрытия преступлений» [2, с. 18]. Глава МВД РФ В.А. Колокольцев, выступая на заседании Государственной Думы, отметил, что вверенное ему ведомство «испытывает нехватку сотрудников, работающих непосредственно «на земле», самый большой дефицит кадров в структуре МВД испытывает служба уголовного розыска. ... Это все те службы, где очень высоки трудовые затраты и ненормированный рабочий день» [3, с. 3].
5 октября 2013 года мы отметили 95-летие создание службы уголовного розыска. На протяжении своего существования она неоднократно претерпевала существенные изменения, но задачи, стоящие перед данной службой всегда оставались неизменными: защита граждан от преступных посягательств и борьба с криминальным контингентом. Раскрытие преступлений во многом зависит от должной организации оперативно-разыскной деятельности и использования содействия граждан в ее осуществлении. Модернизация методов проведения оперативно-разыскной деятельности, повышение ее эффективности предполагает изучение опыта правового регулирования данного вида деятельности, так как исторический подход к исследованию любого вопроса является основой для более полного понимания современных проблем. В России оперативно-разыскной деятельности в ее современном понимании предшествовала дореволюционная сыскная деятельность.
Падение крепостного права, изменение общественных отношений, мировой экономический кризис 1900-1903 гг., затронувший Россию, поражение в русско-японской войне 1904-1905 гг., революция 1905-1907 гг. вызвали обострение социальных противоречий в обществе во второй половине XIX -начале XX вв. Рост преступности в Российской империи превышал прирост населения, уровень обеспечения личной и имущественной безопасности не удовлетворял потребностям населения, криминализация общественной жизни достигла такого уровня, что послужила катализатором для укрепления органов правопорядка. Вопрос об усилении роли полиции в борьбе с общеуголовной преступностью на всей территории империи приобрел большую остроту. По мнению юриста Г.Н. Брейтмана «уже не было ни одной сферы общественной жизни, к которой преступный мир не приспосабливался для своей пользы, он был слишком расширен и разнообразен, чтобы его, безусловно, можно было вставить в какие-либо рамки» [4, с. 133]. У правительства отсутствовали необходимые силы и средства для обеспечения инте-
ресов населения и организации борьбы с уголовной преступностью на должном уровне. Так как «только во всеоружии деловой подготовки, денежных средств и нужных пособий полиция может выступить успешно на борьбу с преступлениями и обеспечить населению спокойствие и уверенность в неприкосновенности имуществ. Всех этих условий продуктивности своей работы лишена в большинстве русская полиция» [5, с. 8].
В таких тяжелых условиях государство частично реформирует правоохранительную систему, что привело к специализации ее органов и совершенствованию организационной структуры. Среди проводимых реформ: создание сыскной полиции в Санкт-Петербурге (1866 г.); учреждение институтов околоточных надзирателей (1867 г.) и полицейских урядников (1878 г.); упразднение Ш-го отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии и передача управления всей полицией Министерству внутренних дел (1880 г.); создание сыскной полиции в Москве (1881 г.) и Департамента полиции (1882 г.); образование особого отдела при Департаменте полиции (1898 г.).
Империи становятся необходимы такие учреждения полиции, которые будут специализироваться на расследовании общеуголовных преступлений, и к тому же они должны быть материально и технически обеспеченными в соответствии с предполагаемыми затратами и последними достижениями науки для дела борьбы с уголовной преступностью. В 1907 году Департамент полиции констатировал, что «вся постановка сыскного дела в Российской империи лишена всякой организованности, предоставлена инициативе отдельных лиц и по сравнению с установлением этого дела в Западной Европе представляется совершенно неудовлетворительной и даже ничтожной» [6, с.58].
До этого времени сыскная полиция существует лишь в некоторых крупных городах. Функционирование сыскных отделений в Санкт-Петербурге, Москве, Варшаве, Риге, Одессе, Ростове на Дону, Баку и Тифлисе говорило об их целесообразности. По отзывам представителей прокурорского надзора, в городах, в которых уже были сформированы сыскные отделения, «количество необнаруженных преступников, значительно менее чем в местностях, где борьбу с преступностью ведет одна наружная полиция» [5, с.7].
Законопроект об организации сыскных отделений на всей территории России в январе 1908 года внесен на рассмотрение в Государственную Думу и опубликован в официальном журнале Министерства внутренних дел -«Вестнике полиции». Значение законопроекта для всей системы полицейских учреждений России нельзя недооценить: в нем закрепились базовые принципы организации и деятельности новых полицейских подразделений. Проект предусматривает работу вновь созданных учреждений по однородной системе, при которой личный состав всех отделений будет находиться в курсе указаний из центра, касающихся совершенствований в сыскной работе, правильной регистрации преступников, планировалось установить наи-
более эффективное взаимодействие с общей полицией, обеспечить снабжение чинов сыскной полиции различными пособиями и оборудованием.
При установлении критериев формирования штатов сыскных отделений Министерство внутренних дел столкнулось с определенными трудностями. Невозможно было установить постоянные штатные нормы для каждого отдельного города. В населенных пунктах происходили быстрые перемены текущей жизни, некоторые населенные пункты быстро развивались из-за строительства заводов, железнодорожных путей, открытия промышленных предприятий и морских портов, перевода административных учреждений. Трудно было и определить материальную базу сыскных отделений, так как оценивалось количество жителей населенного пункта, в котором они учреждались, и уровень развития преступности. Поэтому законопроектом установлено разделение населенных пунктов Российской Империи на 4 разряда. От степени разряда сыскного отделения зависело их материальное обеспечение и численность личного состава.
Все предложения законопроекта нашли свое отражение в 12 пунктах Закона «Об организации сыскной части» (далее Закон) и приложении, в котором обозначались штаты и табели для каждого из четырех разрядов сыскных отделений. Данный Закон одобрен Государственным Советом и Государственной Думой, 6 июля 1908 года подписан Николаем II и с этого времени вступил в силу. С принятием Закона на территории Российской империи начали действовать 98 сыскных отделения.
Значение закона для деятельности всей полицейской системы России нельзя недооценивать, и оно заключается в том, что закон положил начало организации качественно новой системы расследования уголовных преступлений; явился правовой основой создания единой для государства системы учреждений для борьбы с общеуголовной преступностью - органов уголовного сыска. В масштабах всего государства стали применяться научные методы, технические средства борьбы с преступностью. На законодательном уровне определился круг субъектов, осуществляющих розыск по делам общеуголовного характера, и лица, контролирующие деятельность вышеуказанных субъектов. Джунковский В.Ф., будучи Министром внутренних дел, отметил, что «учреждение в 1908 году целой сети сыскных отделений явилось последствием неотложных нужд в борьбе с увеличившейся уголовной преступностью и по обеспечению личной безопасности» [7, с. 664].
Закон от 6 июля 1908 г., несмотря на важное общегосударственное значение в деле борьбы с уголовной преступностью, имел и недостатки. Так, правам и обязанностям чинов сыскных отделений посвящена только одна статья: на них «возложены все права и обязанности, согласно судебным уставам и другим, действующим по сему предмету, узаконениям, присвоенным ныне полиции по исследованию преступных деяний» [8]. В развитие этого краткого определения закона только через два года издана Инструкция
чинам сыскных отделений (далее Инструкция), которая явилась подзаконным актом Министерства внутренних дел и более подробно определила права и обязанности, установила сферу деятельности чинов сыскных отделений. Инструкция утверждена Министром внутренних дел П.А. Столыпиным 9 августа 1910 года В документе четко обозначена цель создания сыскных отделений: проведение «негласного расследования и производство дознаний в видах предупреждения, устранения, разоблачения и преследования преступных деяний общеуголовного характера» [9, с. 2].
Законодатель отдельно выделил оперативно-разыскную - негласную деятельность сыскных отделений - «негласное расследование» и гласную деятельность - «производство дознаний». Задача «розыска по делам общеуголовного характера» для сыскных отделений имела первичное, самостоятельное значение, а не выступала как форма дознания. Использование в борьбе с общеуголовной преступностью гласных методов наряду с негласными мероприятиями являлось вынужденной мерой защиты государства и общества от преступных посягательств, защиты жизни, здоровья граждан, сохранения их собственности.
Принятие Закона «Об организации сыскной части» положило начало создания единой для государства системы органов для борьбы с уголовной преступностью и качественно новой организации расследования уголовных преступлений. Правовую основу создания, деятельности, структуры учреждений по борьбе с общеуголовной преступностью составили Закон «Об организации сыскной части» и «Инструкция чинам сыскных отделений», которыми и регулировалась деятельность сыскных отделений от момента их создания до упразднения Департамента полиции в 1917 г. Впервые на законодательном уровне производство уголовного сыска было отделено от других функций полиции и задача розыска по делам общеуголовного характера, закрепленная Инструкцией, имела самостоятельное значение. С учреждением сыскных отделений на всей территории Российской империи государство в выполнении своей правоохранительной деятельности обрело новый полицейский институт.
Список литературы:
1. Кузьмин В. Комментарий к проекту Федерального закона «О полиции» // Российская газета. - 2010. - 09 августа. - С. 3.
2. О полиции: федер.закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Российская газета. - 2011.- 08 февраля.
3. Колокольцев В. Выступление на «правительственном часе» в Государственной Думе РФ // Российская газета. - 2012. - 18 октября. - С. 3.
4. Брейтман Г.Н. Преступный мир. - СПб.: Изд-во: филологический факультет СПбГУ 2005. - 192 с.
5. Проект об организации сыскной части // Вестник полиции. - СПб.: Изд. МВД, 1908. - № 7. - С. 7-10.
6. МВД России: 1802-2002. Исторический очерк / Под ред. В.Н. Сальникова. - СПб., 2002. - Т. 1. - 528 с.
7. Беседа с Товарищем Министра внутренних дел В.Ф. Джунковским // Вестник полиции. - СПб., 1913. - № 29. - С. 664.
8. Об организации сыскной части: закон от 06 июля 1908 г. // Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание 3. Т. 28. Отд. 1. № 30672.
9. Инструкция чинам сыскных отделений. - СПб.: Тип. МВД, 1910. -112 с.