Научная статья на тему 'СЫРДАРЬЯ: РЕЧНОЙ ПУТЬ В СИСТЕМЕ КОММУНИКАЦИЙ ШЕЛКОВОГО ПУТИ'

СЫРДАРЬЯ: РЕЧНОЙ ПУТЬ В СИСТЕМЕ КОММУНИКАЦИЙ ШЕЛКОВОГО ПУТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
272
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ / ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ / ФЕРГАНА-СЫРДАРЬИНСКИЙ КОРИДОР / РЕЧНОЙ ПУТЬ / ДРЕВНОСТЬ И СРЕДНИЕ ВЕКА / ТРАНСПОРТИРОВКА ПО ВОДЕ / АХСИКАТ / ХУДЖАНД / РЕЧНЫЕ ПОРОГИ / ОАЗИСЫ И СТЕПЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рахимов Набиҷон Турдиалиевич

По долине реки Сырдарья пролегал один из коридоров Шелкового пути. Потенциал и течение реки также использовались для транспортировки товаров. Данные археологических и письменных источников свидетельствуют о процветании в древности и средние века торговли по речному пути. Сырдарья служила важной артерией, соединявшей оазисы и степь. Города на берегу реки были крупными торговыми центрами. Расположенные вблизи реки города (Ахсикат, Худжанд, Мунчактепа, Коштегирмон и др.) имели пристани для лодок и плотов, их население было вовлечено в торговую деятельность. В конце XIX по Сырдарье плавали суда Аральской флотилии Российской империи. Сырдарья сыграла для региона важную роль в качестве культурно-коммуника-ционной системы. Речной путь по Сырдарье соединял крайние части коридора от приречных пунктов Ферганы до Исфиджаба и служил соединительным звеном между степными и оазисными маршрутами Шелкового пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYRDARYA: RIVER ROUTE IN THE SILK ROAD COMMUNICATION SYSTEM

One of the corridors of the Silk Road ran along the valley of the Syrdarya River. The potential and flow of the river were also used to transport goods. Data from archaeological and written sources testify to the prosperity in antiquity and the Middle Ages of trade along the river route. The Syr Darya served as an important artery connecting the oases and the steppe. The cities along the river were major trading centers. The cities located near the river (Aksikat, Khujand, Munchaktepa, Koshtegirirmon, etc.) had piers for boats and rafts, their population was involved in trading activities. At the end of the 19th century, ships of the Aral Flotilla of the Russian Empire sailed along the Syrdarya. The Syr Darya has played an important role for the region as a cultural and communication system. The river route along the Syrdarya connected the extreme parts of the corridor from the riverine points of Fergana to Isfidjab and served as a connecting link between the steppe and oasis routes of the Silk Road.

Текст научной работы на тему «СЫРДАРЬЯ: РЕЧНОЙ ПУТЬ В СИСТЕМЕ КОММУНИКАЦИЙ ШЕЛКОВОГО ПУТИ»

- MУAPPИX-ИCTOPИK-HISTORIAN -

БОСТОНШИНОСЙ-АРХЕОЛОГИЯ-АRCHЕОLОGY

УДК 930.85

СЫРДАРЬЯ: РЕЧНОЙ ПУТЬ В СИСТЕМЕ КОММУНИКАЦИЙ ШЕЛКОВОГО ПУТИ11

РАХИМОВ Н.Т., Худжандский государственный университет им. академика Б.Г. Гафурова

Великий Шелковый путь (ВШП) был сложной системой коммуникаций, состоящей из отдельных, но связанных между собой участков путей и коридоров, соединявшей на протяжении более полутора тысячи лет (11-1 вв. до н.э. - XVI в.) разные регионы Евразии. Фергано-Сырдарьинский коридор ВШП, пролегающий по долине р. Сырдарья, представлял собой важное звено для полноценного функционирования всей этой трансконтинентальной системы коммуникаций древности и средневековья. Именно на этом участке сомкнулись древние торговые пути из стран западной части Древнего мира и Дальнего Востока, на этом же участке явно прослеживаются всесторонние связи населения оазисов и степи, здесь пересекались векторы связей древних цивилизаций.

Фергано-Сырдарьинский коридор ВШП совпадает с долиной р. Сырдарья. Это обусловило использование энергии течения воды для транспортировки грузов и функционирования, дополнительно к сухопутной системе коммуникаций, ещё и речного пути. Речной путь по Сырдарье соединял крайние части коридора от приречных пунктов Ферганы до Шымкент-Исфиджаб-Сайрамского участка и служил соединительным звеном между степными и оазисными маршрутами ВШП.

Известно, что течение рек имеет большой потенциал динамики и поэтому энергия воды используется человеком с древнейших времён. Исторически зафиксировано, что все крупные и имеющие большую протяженность реки использовались для транспортировки и перемещения. Таковой для региона Средней Азии является р. Сырдарья (известная под названиями Яксарт, Танаис, Жемчужная река, река Йоша, Гульзариюм, река Чача, река Худжанда, Сайхун, Сырдарья), протяженностью 2212 км и пересекающая регион с юга-востока в западном, далее в северном и северо-западном направлении. Эта река с древнейших времён играла важную роль в жизни населения Средней Азии. Многие исследователи отождествляют с Сырдарьёй одну из священных рек Авесты - Ранху, почитаемую древними арийскими племенами Средней Азии

11 Статья написана на основе проекта «История таджикского народа» (Археология Таджикистана от каменного века до позднего средневоковья), государственный регистратционный номер 0121ТЛ212.

[16,135].

В древнейшее время Сырдарья, известная античным авторам под названиями Яксарт и Танаис, являлась границей между земледельческими оазисами и кочевой степью, между согдийцами и саками [14,11:8:8]. Однако, река не разъединяла народы и племена, обитавшие на её берегах, а соединяла их, так как по ней осуществлялись обмен и культурные связи.

Возникновение и начало функционирования ВШП (11-1 вв. до н.э.) привели к укреплению международной торговли и транзитных межрегиональных торговых маршрутов в бассейне Сырдарьи. Наряду с сухопутными коммуникациями для транспортировки товаров стало использоваться русло Сырдарьи. Из верховьев реки вниз по течению сплавляли суда, плоты с товарами к городам и поселениям средней и нижней Сырдарьи. В ханьское время начала складываться трасса «по реке Йоша» (Яксарту) в Давань, Кангюй, Янцай. Хроника Шицзи сообщает, что во владении Аньси торговцы и купцы живут вдоль реки и развозят свои товары, как по воде, так и по суше [4,151].

Локальные системы экономических связей с началом функционирования ВШП переросли в межрегиональные торговые пути. Водный путь по Сырдарье и сухопутный - вдоль реки, сформировавшиеся в начале как пути внутренней торговли, стали важным звеном, соединявшим северный и южный ветки ВШП, историко-культурные области верховьяв Сырдарьи, бассейна Средней и Нижней Сырдарьи.

Результаты археологического изучения свидетельствуют, что крепости и города, стоящие близко к берегу Сырдарьи - Худжанд (I тыс. до н.э.), городища Мунчактепа (1-ХП вв. н.э.) и Коштегирмон (УГ-ХП вв.) были крупными торговыми центрами на речном пути [8, 93-107]. Река Сырдарья, называемая в это время Гульзариюм, протекала через Фергану (Полона), Худжанское владение, Уструшану, Чач, Исфиджаб, Тарбанд (Отрар). Многие исследователи считают, что обширная область среднего и нижнего течения Сырдарьи и Западной Ферганы, представляла собой в середине 1 тыс. н.э. единый историко-культурный регион [5, 150]. Сырдарья в это время являлась важной артерией торгово-экономических связей Ферганы с джетыасарскими и приаральскими районами. О существовании этих связей свидетельствуют как археологические находки, так и письменные источники. В истории старшего дома Хань отмечена «северная» дорога из Китая через Кашгар, Фергану к кангюйцам и аланам [3, 186], то есть через Фергана-Сырдарьинский коридор.

Гораздо больше информации о средневековом речном пути Фергано-Сырдарьинского коридора Великого Шёлкового пути. Среднеазиатские города 1Х-Х вв. были важными экономическими и торговыми центрами. С укреплением городов, увеличением числа населения и базаров намного расширяются масштабы торговли. Реконструкция караванных путей бассейна среднего течения Сырдарьи (Чача и Илака) была проведена Ю.Ф. Буряковым [5; 6,134-135]. Топография городских пунктов характеризует основные линии

караванной торговли. Результаты исследования показывают о значительном подъёме торговли присырдарьинских городов и значении торговых путей.

Это в полной мере относится и к речному пути. Наряду с наземными караванными путями в региональной торговле важную роль играли речные судоходные маршруты. В этот период река Сырдарья в письменных источниках упоминается под названиями Река Чача (Шаша), река Худжанда, Сайхун. Судоходство существовало не только на Амударье и Сырдарье, но также на Зарафшане и других среднеазиатских реках. Перечисляя реки Бухары и Самарканда, Ибн Хаукаль [11, 26] и Истахри [2] отмечают, что многие из них полноводны и по ним ходят суда.

Макдиси, Ибн Хаукаль и другие арабо-персоязычные авторы отмечали судоходность Сырдарьи в районе Худжанда и Бинакента. Согласно источникам, в Худжанд завозили зерно из разных районов Ферганы и Уструшаны на судах по реке Чач (т.е. Сырдарье). К Худжанду корабли поднимались по Сырдарье из Чача и более северных присырдарьинских районов. По этой же реке купцы из оазисов возили «зерно к гузам, когда те живут в мире» [6,162]. Из селения Тозаб, принадлежавшего гузам, товары отправляли по этой реке в другие районы.

Так, Ибн Хаукаль (Х в.) сообщает, что по реке Чач (Сырдарья), являвшейся «самой большой рекой края и, которая по мере впадения в неё многочисленных притоков, берущих начало с районов проживания тюрков и мусульман, она становится ещё более полноводной, и по ней суда плавают вниз головой (буквально «сарозер») до Худжанда» [11, 26]. По словам Ибн Хаукаля, к Яныкету, распложенному в нижней части Сырдарьи, в мирное время по реке развозили продовольствие из Ферганы, Чача и Уструшаны [11, 25]. Известно и о людях, занятых на торговле по реке: так, в тексте о городских поселениях на реке Чача, в частности об Унджакете, упоминаются «лодочники, перевозящие товары по реке Шаша и Бараку» [7, 98-99].

Речной путь стал широко использоваться в IX-X вв., когда среднеазиатские купцы государства Саманидов прокладывают новые маршруты от Исфиджаба на север и северо-восток. Другой новый маршрут был проложен к булгарам на Волге и дальше на север к славянским землям и к другим народам Северной и Восточной Европы.

Таким образом, речной путь по Сырдарье в X-XII вв. играл важную роль в развитии торгово-экономических связей оазисов со степью (Дашти Кипчак). Степь снабжала земледельцев продуктами животноводства и сырьём для развития ремёсел, связанных с обработкой кож, ткачества и ковроделия. Степь являлась крупным потребителем сельскохозяйственной и ремесленной продукции - зерна и фруктов, защитного и наступательного оружия, конской упряжи и снаряжения, одежды, бытовых изделий и предметов роскоши. Так, Макдиси сообщает, что «Из Шаша вывозятся высокосортные шагреневые седла, колчаны для стрел и палатки. Кожи привозятся от тюрок и дубятся. И изары (плащи), молитвенные коврики, воротники и льняное семя, отличные

луки и плохого качества иглы. Хлопок, который вывозят к тюркам, и одежды, и шёлк, и ткани из него, и орешки и орехи» [1, 207-208].

Одним из хорошо известных свидетельств использования р.Сырдарья в качестве энергетически ценного элемента для транзита является эпизод борьбы правителя Худжанда Тимурмалика против монгольских отрядов. Как сообщают средневековые хроники (Джувайни и др.), Тимурмалик завершив оборону Худжанда, уплывает вместе со своими воинами на 12 каюках (большие лодки) вниз по Сырдарье с целью попасть в Хорезм и соединения с главными силами хорезмшаха. Весь маршрут от Худжанда до низовьев Сырдарьи монголы сопровождали лодки Тимурмалика и забрасывали их стрелами. В источниках указано, что Тимурмалик доплыл до города Дженда, где был вынужден высадиться на берег со своими воинами [9, 181-182].

В последующие века, как сама река, так и переправы на ней продолжают использоваться довольно интенсивно, о чём свидетельствуют письменные источники этого времени. Придворный хронист XV-XVI вв. Ибн Рузбехан, сопровождавший Мухаммада Шейбанихана в его походе против казахов в 1509 г., говоря о городе Сыгнаке употребил термин «бандар», означающий буквально порт-гавань [10, 117]. Таких городков-портов типа Сыгнак, по обе стороны Сырдарьи насчитывалось более трёх десятков и все они находились у реки [10, 74]. Речной путь служил для торговли не только с городами Южного Казахстана, но и с ханствами Сибири и Поволжья, куда купцы в обмен пушнины доставляли оружие и доспехи, металлическую посуду, ковры, ткани и одежду, обувь, чай, специи, сладости и т.д.

Ибн Рузбехан пишет: «Купцы владений в местности Дашти Кипчак, до пределов реки Адил (т.е. Волги)..., сделали город Сыгнак местом своих складов (в оригинале «бандари худ сохта») и привозят сюда торговые товары. Купцы областей Туркестана, Мавераннахра и с Востока до пределов Кашгара, Хотана привозят в Сыгнак товары этих стран и совершают с людьми Дашта торговые сделки и обмен» [10, 78]. Товары из земледельческих районов доставлялись населению степи не иначе как по воде, через городища Мунчактепа и Коштегирмон, куда товары поступали и складировались перед их сплавом вниз по реке. Ибн Рузбехан приводит и другой эпизод, связанный с Сырдарьёй: запасы продовольствия и одежды для 300-тысячной армии Шайбанихана чиновники его канцелярии собирались продать в восточных владениях Туркестана с тем, «чтобы нагрузить на арбы принудительно собранный хлеб и переправить его на судах через Сайхун» [10, 78].

Речной путь по Сырдарье интенсивно использовался вплоть до начала ХХ века, о чём немало сведений в архивных источниках. Торговля по реке становилась важным фактором развития приречных городов. Более того, в некоторых городах и приречных населённых пунктах (напр. Худжанд, Унджакет, Коштегирмон и др.) возникают кварталы, жители которых (лодочники и др.) специализировались на лодочном ремесле по переправе товаров и их транспортировке по Сырдарье. В Худжанде сформировался

особый квартал - махалла Кемачи («Паромщик»), расположенный на северной, прибрежной окраине города. Квартал Кемачи являлся местом расселения паромщиков, лодочников, лесосплавщиков (чубкашх,о) и др. специальностей, связанных с рекой. Согласно архивным материалам, в конце XIX в. среди жителей квартала Кемачи Худжанда были известные речники, плававшие до дельты Сырдарьи - купцы Носирбой, Азимбой, Ёкубджон ([17, 385]. К кварталу с северной прибрежной стороны прилегала речная пристань (бандар). Здесь же находились мастерские по ремонту и изготовлению лодок, плотов и паромов. Каждое лето в Худжанд приезжали купцы. Местные мастера строили для них на Сырдарье плоты и каюки, куда купцы погружали абрикосы, кишмиш, другие сухофрукты и отправляли до г. Казалинска, а оттуда переправляли в Оренбург для доставки на рынки центральной России и Сибири [15, №105]. Так, в 1907 г. из Худжанда речным путём было вывезено 159 тыс.пудов сухофруктов [12, 739]. В сам Худжанд из Намангана доставляли строевой лес, соль, пшеницу, бахчевые, руду, разные товары первой необходимости. Согласно архивным данным, в начале 70-х годов XIX в. из Намангана в Худжанд по реке было доставлено 20 тыс. круглого строевого леса для строящегося в Худжанде деревянного моста через Сырдарью [13,282].Известно, что администрация Туркестанского края организовала судоходство на Сырдарье: суда Аральской флотилии, в частности «Самарканд», осуществляли перевозки пассажиров, военного снаряжения и грузов.

Археологические находки, письменные источники и архивные материалы свидетельствуют о важной роли реки Сырдарья в жизни северо-восточной части Средней Азии. На протяжении тысячелетий река Сырдарья не только давала влагу и процветание расположенным по её берегам владениям, но и служила важной транспортной артерией, соединяющей находящиеся в верхнем и нижнем течениях областей. Сведения о водном пути и торговле по нему в письменных источниках встречаются крайне редко. Но даже по этим отрывочным сведениям можно считать, что Сырдарья сыграла важную роль в качестве культурно-коммуникационной системы, включая речные пристани, города вдоль реки, переправы и прибрежное население, втянутое в местную и международную торговлю.

Таким образом, уникальность Фергано-Сырдарьинского коридора Великого Шёлкового пути была в том, что здесь, наравне с сухопутным, функционировал и водный путь по Сырдарье. Этот путь не только соединял Фергану с городами нижней и средней Сырдарьи (Шымкент-Исфиджаб-Сайрам и др.), но и служил важным звеном в между более крупными системами сухопутных коммуникаций Степного и Оазисного путей Великого Шёлкового пути.

Рис.1. Искандар на переправе через Сырдарью. Миниатюра. Максуд ибн Осман-и Кухистани. «Таърихи Абулхайрхани» («История Абулхайрхана). Рукопись ИВ АН Узбекистана, 9989, л.66. 1540-е гг. Самарканд.

Рис. 3. Худжанд, конец XIX в. Плот на Сырдарье, гружённый товарами для отправки.

Рис.4. Худжанд. Берег Сырдарьи. Живописная Россия. Т.10. Русская Средняя Азия (Часть 2). - СПб, М., 1885.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеева Е.А., Пацевич Г.И. Из истории оседлых поселений и городов Южного

Казахстана//Труды Института истории, археологии и этнографии АН КазССР, -Т.5. -Алма-Ата, 1958.

2.Ал-Истахри. Книга путей и стран//Материалы по истории киргизов и Киргизии, -М. 1973.

3.Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана//Сочинения.Т.2, ч.1. -М., 1963.

4.Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах обитавших в Средней Азии в древние времена, -М.-Л., 1950.

5.Брыкина Г.А. Юго-Западная Фергана в первой половине 1 тыс. н.э. -М., 1982.

6.Буряков Ю.Ф. Историческая топография древних городов Ташкентского оазиса (Историко-археологический очерк Чача и Илака), -Ташкент, 1975.

7.Буряков Ю.Ф. Генезис и этапы развития городской культуры Ташкентского оазиса, -М., 1982.

8.Буряков Ю.Ф. Торговые пути и их роль в урбанизации бассейна Яксарта//На среднеазиатских трассах Великого Шелкового пути. Очерки истории и культуры. -Ташкент, 1990, -С.82-100.

9.Гайдукевич В.Ф. Работы Фархадской археологической экспедиции в Узбекистане в 19431944 гг//Краткие сообщения Института истории материальной культуры. -Вып.14. - М.-Л., 1947, -С.93-107.

10.Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. В 2-х томах. -Душанбе, 1989,- Т.2.

11.Ибн Рузбихан. Записки бухарского гостя, -М., 1976.

12.Ибн Хаукаль. Пути и страны. Пер. Е.К. Бетгера//Труды САГУ. -Вып.4, -Ташкент, 1957.

13.Мирбабаев А.К. Торгово-экономические связи//Худжанд. Энциклопедия, -Душанбе, 1999.

14.Мирбабаев А.К. Дахмаки Курката: раскопки и исследования. Материальная культура.

- MУAPPИX-ИCTOPИK-HISTORIAN -

Уструшаны, -Вып.6//Древняя Уструшана: города, их локализация и хронология, -Душанбе, 2003.

15.Страбон. География/Пер. с др.-греч. Г. А. Стратановского под ред. О. О. Крюгера, общ. ред. С. Л. Утченко. -2-е изд., репр. -М.: Ладомир, 1994.- 944 с.

16.Туркестанские ведомости. -1905, -№105.

17.Ходжаева Н.Дж. Историческая география Центральной Азии в доисламский период,-Душанбе, 2017.

18.Худжанд. Энциклопедия, -Душанбе, 1999.

СЫРДАРЬЯ: РЕЧНОЙ ПУТЬ В СИСТЕМЕ КОММУНИКАЦИЙ ШЕЛКОВОГО ПУТИ

По долине реки Сырдарья пролегал один из коридоров Шелкового пути. Потенциал и течение реки также использовались для транспортировки товаров. Данные археологических и письменных источников свидетельствуют о процветании в древности и средние века торговли по речному пути. Сырдарья служила важной артерией, соединявшей оазисы и степь. Города на берегу реки были крупными торговыми центрами. Расположенные вблизи реки города (Ахсикат, Худжанд, Мунчактепа, Коштегирмон и др.) имели пристани для лодок и плотов, их население было вовлечено в торговую деятельность. В конце XIX по Сырдарье плавали суда Аральской флотилии Российской империи.

Сырдарья сыграла для региона важную роль в качестве культурно-коммуника-ционной системы. Речной путь по Сырдарье соединял крайние части коридора от приречных пунктов Ферганы до Исфиджаба и служил соединительным звеном между степными и оазисными маршрутами Шелкового пути.

Ключевые слова: Шёлковый путь, транспортные коридоры, Фергана-Сырдарьинский коридор, речной путь, древность и средние века, транспортировка по воде, Ахсикат, Худжанд, речные пороги, оазисы и степь.

СИРДАРЁ: РО^И ОБЙ ДАР НИЗОМИ ИРТИБОТИИ РО^И АБРЕШИМ

^ад-кади водии Сирдарё яке аз долонх,ои Рох,и абрешим мегузашт. Имконият ва чараёни оби дарё барои боркашонй низ истифода мешуд. Маълумоти маъхазх,ои бостоншиносй ва хаттй аз рушди тичорат дар даврони кадим ва асрх,ои миёна кад-кади рох,и обй шах,одат медихднд. Сирдарё хдмчун шарёни мух,имме хизмат мекард, ки вох,ах,о ва даштх,оро бо х,ам мепайваст. Шах,рх,ои сорили дарё марказх,ои калони тичорат мах,суб меёфтанд. Шах,рх,ое, ки дар наздикии дарё вокеъ буданд (Ахсикат, Хучанд, Мунчактеппа, Коштегирмон ва х,оказо) барои киштих,о ва кайикх,о бандар^о дошта, ах,олии он^о ба тичорат машгул буданд. Дар охири асри XIX киштих,ои флоти Арали империяи Россия дар Сирдарё шино мекарданд.

Сирдарё дамчун сохтори фардангию иртиботй барои минтака накши мудим дошт. Роди обй кад-кади Сирдарё кисматдои канории долонро аз Фаргона то Исфичоб ба дам мепайваст ва дар байни роддои даштй ва водаи Роди абрешим дамчун далкаи пайвасткунанда хидмат мекард.

Калидвожадо: Роди абрешим, долондои наклиётй, долони Фаргона-Сирдарё, роди дарёй, давраи кадим ва асрдои миёна, дамлу накл тавассути об, Ахсикат, Хучанд, дарёдо, водадо ва даштдо.

SYRDARYA: RIVER ROUTE IN THE SILK ROAD COMMUNICATION SYSTEM

One of the corridors of the Silk Road ran along the valley of the Syrdarya River. The potential and flow of the river were also used to transport goods. Data from archaeological and written sources testify to the prosperity in antiquity and the Middle Ages of trade along the river route. The Syr Darya served as an important artery connecting the oases and the steppe. The cities along the river were major trading centers. The cities located near the river (Aksikat, Khujand, Munchaktepa, Koshtegirirmon, etc.) had piers for boats and rafts, their population was involved in trading activities. At the end of the 19th century, ships of the Aral Flotilla of the Russian Empire sailed along the Syrdarya.

The Syr Darya has played an important role for the region as a cultural and communication system. The river route along the Syrdarya connected the extreme parts of the corridor from the riverine points of Fergana to Isfidjab and served as a connecting link between the steppe and oasis routes of the Silk Road.

Key words: Silk Road, transport corridors, Fergana-Syrdarya corridor, river route, Antiquity, Middle Ages, water transportation, Akhsikat, Khujand, river rapids, oases, steppe.

Сведения об авторе:

Рахимов Набижон Турдиалиевич - доктор исторических наук, профессор кафедры истории Отечества и археологии Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова. Адрес: Худжанд, Таджикистан, тел. (+992) 92 730 5194. E-mail: nabir@mail.ru

Маълумот дар бораи муаллиф:

Радимов Набичон Турдиалиевич - доктори илмдои таърих, профессор, Донишгоди давлатии Хучанд ба номи академик Бобочон Fафуров. Сурога: шадри Хучанд, Чумдурии Точикистон. Телефон: (+992) 92 730 5194. E-mail: nabir@mail.ru

Information about author:

Rahimov Nabijon Turdialievich - doctor of History, professor, Depart.of Fatherland History and Archaelogy of the Khujand State University aafter name of academician B.Gafurov. Address: Khujand, Tajikistan, tel. (+992) 92 730 5194. Email: nabir@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.