Научная статья на тему 'Согдийцы - колонизаторы на трассе великого Шёлкового пути'

Согдийцы - колонизаторы на трассе великого Шёлкового пути Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
816
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОГД / ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ / ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВЫЕ КОЛОНИИ / ТОВАРООБМЕН / КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ / SUGHD / THE GREAT SILK ROAD / TRADE / TRADE COLONIES / GOODS CIRCULATION / CULTURAL TIES / СУГД / ШОҳРОҳИ АБРЕШИМ / ТИҷОРАТ / қАСАБАИ ТОҷИРОН / ТАБОДУЛИ МОЛ / РОБИТАИ ФАРҳАНГӣ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исомитдинов Жорабек Бобобекович

Статья посвящена раскрытию посреднической роли согдийцев в самом знаменитом в истории торговой артерии, в трансконтинентальной торговой дороге по сушеВеликом Шёлковом пути, прежде всего в восточном ее направлении. Подчеркивается, что согдийцы были купцами и отважными путешественниками, дипломатами, миссионерами и искусными переговорщиками. Раскрыты вопросы активного проникновения согдийцев в самые отдалённые страны и создания торговых колоний на важных отрезках трассы ВШП. Констатируется, что согдийцы основывали города с храмами в Семиречье и Восточном Туркестане. Караваны согдийцев направлялись в сторону Кара-Карума в Пакистане и Северной Индии. Анализируется влияние согдийцев на материальную и духовную культуру тех территорий, на которые они переселялись.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sogdians - Colonizers on the Great Silk Road

The article under consideration dwells on the disclosure of the intermediary role of the Sogdians in the most famous trade artery in the history, in the transcontinental trade road along the Great Silk Road, first of all in its eastern direction. It is emphasized that the Sogdians were merchants and courageous travelers, diplomats, missionaries and cunning negotiators. The issues beset with the active penetration of Sogdians into the most remote countries and the creation of trade colonies on important sections of the IDP highway are disclosed in the article. It is underscored that Sogdians founded cities with temples in Semirechye and East Turkestan. Sogdian caravans headed towards Kara-Karum in Pakistan and North India. The influence of the Sogdians on the material and spiritual culture of those territories into which they moved was analyzed as well.

Текст научной работы на тему «Согдийцы - колонизаторы на трассе великого Шёлкового пути»

УДК 902.035 ББК 63.5

СУFДИEН-ЦАСАБАСОЗОНИ ШОХРОХЦ АБРЕШИМ

СОГДИЙЦЫ -КОЛОНИЗАТОРЫ НА ТРАССЕ ВЕЛИКОГО ШЁЛКОВОГО ПУТИ

SOGDIANS -COLONIZERS ON THE GREAT SILK ROAD

Исомитдинов Цорабек Бобобекович, номзади илщои таърих, дотсент, мудири кафедраи таърихи ватан ва археологияи МДТ "ДДХ ба номи акад. Б. Гафуров' (Тоцикистон, Хуцанд)

Исамитдинов Жорабек Бобобекович, к, и. н., доцент, зав. кафедрой отечественной истории и археологии ГОУ « ХГУ имени академика Б.Гафурова» (Таджикистан, Худжанд)

Isamitdinov Zhorabek Bobobekovich, c,h.s., Associate Professor, head of the department of home history and archeology under the SEI "KSU named after acad. B. Gafurov'' (Tajikistan, Khujand) E-mail:isomatdinov1961@mail.ru

Вожа^ои калиди: Сугд, Шоуроуи абрешим, тицорат, цасабаи тоцирон, табодули мол, робитаи фаруанги

Мацола ба нацши таърихии сугдиён дар роуи машуури тицоратии байницитъави- Роуи бузурги абрешим, хоса цисмати шарции он, бахшида шудааст. Таъкид мегардад,ки сугдиён тоцир, сайёуони бошуцоат, дипломатуои моуир, мубаллигони дин, музокиракунандагони зирак ба шумор мерафтанд Дар мацола масъалауои воридшавии сугдиён ба мамлакатуои дурдаст ва ташкил намудани цасабауои тицорати дар шохауои мууимуи бузурги абрешим барраси шудаанд. Кайд гаштааст, ки сугдиён дар Хафтруду Туркистони шарци фаъолона шауруое бо ибодатгоууои дини бино намудаанд. Корвощои сугдиён ба самти Кароцуруми Покистон ва Шимоли Хиндустон равон мешуданд. Инчунин таъсири сугдиён ба фаруанги модди ва маънавии уудудуое, ки сугдиён он цо куч бастаанд, таулил гаштааст.

Ключевые слова: Согд, Великий Шёлковый путь, торговля, торговые колонии, товарообмен, культурные связи

Статья посвящена раскрытию посреднической роли согдийцев в самом знаменитом в истории торговой артерии, в трансконтинентальной торговой дороге по суше- Великом Шёлковом пути, прежде всего в восточном ее направлении. Подчеркивается, что согдийцы были купцами и отважными путешественниками, дипломатами, миссионерами и искусными переговорщиками. Раскрыты вопросы активного проникновения согдийцев в самые отдалённые страны и создания торговых колоний на важных отрезках трассы ВШП. Констатируется, что согдийцы основывали города с храмами в Семиречье и Восточном Туркестане. Караваны согдийцев направлялись в сторону Кара-Карума в Пакистане и Северной Индии. Анализируется влияние согдийцев на материальную и духовную культуру тех территорий, на которые они переселялись.

Key words: Sughd, the Great Silk Road, trade, trade colonies, goods circulation, cultural ties

The article under consideration dwells on the disclosure of the intermediary role of the Sogdians in the most famous trade artery in the history, in the transcontinental trade road along the Great Silk Road, first of all in its eastern direction. It is emphasized that the Sogdians were merchants and courageous travelers, diplomats, missionaries and cunning negotiators. The issues beset with the active penetration of Sogdians into the most remote countries and the creation of trade colonies on important sections of the IDP highway are disclosed in the article. It is underscored that Sogdians founded cities with temples in Semirechye and East Turkestan. Sogdian caravans headed towards Kara-Karum in Pakistan and North India. The influence of the Sogdians on the material and spiritual culture of those territories into which they moved was analyzed as well.

Согд, или Согдиана, относится к числу древних крупнейших культурных оазисов Средней Азии. Данная территория расположена на центральной части среднеазиатского междуречья. В историческом плане Согд делится на четыре части: Западный Согд (Бухарский оазис),

Центральный Согд (Самарканд, Пенджикент), Южный Согд (Кеш - современный Шахрисабз и Нахшаб или Насаф - соврем. Карши) (3,487-488) и Северо - Восточный Согд (Уструшана, Ходжент). Т.е. согдийцы жили в долине рек Зеравшан и Кашкадарья, а также располагались в среднем течении Сырдарьи.

О Согде приводятся сведения в «Авесте»- священной книге зороастрийцев, в ахеменидских клинописных надписях, в трудах античных авторов, в сообщениях китайских путешественников, в историко-географических сочинениях, написанных на арабском и персидском языках.

Жители Согда играли посредническую роль в самом знаменитом в истории торговой артерии, в трансконтинентальной торговой дороге по суше, соединяющей Восток с Западом, которая была известна под названием «Великий Шелковый путь». Шелковый путь считался основным источником культурного, религиозного, языкового и технологического обмена между Востоком и Западом, поэтому имел большое значение не столько с коммерческой точки зрения, сколько с исторической.

Язык согдийцев принадлежал к восточноиранской группе иранских языков. Данный язык на трассе Великого Шелкового пути, в крупных городах от Каспийского моря до Тибета считался межэтническим языком. Согдийцы являлись удачливыми купцами и отважными путешественниками, дипломатами, миссионерами и искусными

переговорщиками. Они являются создателями яркой культуры — произведений искусства, украшавших дворцы правителей (настенной живопись, терракоты, резные деревянные панно, шелк с узорами и композицией цветов и диковинных зверей). Благодаря деятельности согдийцев Шелковый путь функционировал более полутора тысяч лет (24).

Согдийцы внесли существенный вклад в распространенике мировых религий и разных культур. Это было достигнуто благодаря активному участию согдийцев в торговых отношениях между регионами и кооперации производства. Расположением Согдианы в центре среднеазиатского междуречья было обусловлено ее место как средоточие торговых связей Евразии. Многие исследователи, изучая историю и культуру согдийцев, отмечали, что они являются не только носителями новых религий, но и выдающимися торговцами, ремесленниками и художниками. Согдийцы внесли существенный вклад в цивилизационное развитие различных народов, в том числе тюрков. В эпоху раннего средневековья в жизни населения Евразии особую роль сыграл тюрко-согдийский караванный путь, который простирался от Византии и Рима (на западе) до Кореи (на востоке), от Индии (на юге) до Волжской Болгарии (на севере)(1).

Согдийцы сумели организовать активную торговлю по знаменитому

трансконтинентальному торговому пути по суше - Великому Шёлковому пути. По территории Средней Азии проходила северная ветвь ВШП, ее Средняя дорога проходила через Согд, и дальше доходила до низовьев Волги и Северного Кавказа, вплоть до Византийской империи. Подтверждением этому являются найденные археологами на горе Муг в Пенджикенте разнообразные гладкие, камчатные, полихромные китайские ткани (8,27; 5,114-115) и находки тканей в аланском могильнике Мощевая балка (9).

Период с IV по V вв. н. э. исследователями назван эпохой великого передвижения народов. В этот период волны кочевников (хиониты, кидариты, хунны и эфталиты) обосновались в Средней Азии. В середине VI в. на обширной территории от берегов Чёрного моря на Западе до Кореи на Востоке возвышается кочевая империя под названием Тюркский каганат. Согд тогда вошел в состав Тюркского каганата. Пика своей торговой деятельности согдийские купцы достигли именно в этот период. Наблюдается активное проникновение согдийцев на территорию различных стран, им были взяты под контроль важнейшие отрезки трассы ВШП, появились торговые колонии согдийцев вблизи Великой Китайской стены, основывались города с храмовыми комплексами на территории Семиречья и Восточного Туркестана. В сторону Кара-Карума Пакистана и на Северную Индию направлялись торговые караваны согдийцев(7).

Для согдийцев купля-продажа превратилась в основное занятие. Первой территорией на Востоке, где согдийцы основали колонии (населенные пункты), явилось Семиречье (6,34-42). Согдийцы в V-VП вв. интенсивно создавали свои колонии в долинах рек Чу, Или и Талас, где появились десятки укрепленных поселков и городов (12,94-98). По сведениям археологов возникновение города Тараза было связано с приходом согдийцев в Таласскую долину. В результате проведенных исследований выявлены согдийские колонии и поселения по трассе ВШП - на территории Средней Азии, Восточного Туркестана и Западного Китая (28). В письменных источниках сообщаются о существовании согдийских общин в таких местностях, как Дуньхуан, Цзю-цюан, Шаньшан ( вблизи оз. Лобнор), Гуцзан (или Лянчжоу,

современный Увэй), в оазисе Иу (Хами) и др. Сведения о согдийских колониях приведены в династийной истории Северной Вэй, где констатируется, что «торговцы из страны Судэ (Согд) издавна и помногу приезжали в Лян[чжоу], чтобы торговать».(26,147-156) Активность торговли посредством согдийских колоний наблюдается в эпоху господства империи Тан (618-907 гг.). В столице Танской империи - Чанъани проживали большое количество купцов из таких согдийских городов, как Бухара, Самарканд, Кеш и др.

В верховьях Инда археологом К. Йеттмаром были найдены многочисленные наскальные надписи, в которых сообщается о том, что согдийцы вели активную торговлю с Индией по Южному пути через Памир (29.151-159). В главном центре Южного пути - Шаньшане, по сведениям ученого Л. Джилеса, существовала обширная согдийская колония, состоявшая из нескольких поселений (27,87).

Торговцы из Согда, обосновавшиеся на новых местах, не прерывая связи с соплеменниками в других колониях, сохранили свой образ жизни. Тюрки, уйгуры, арабы, тохары жили по соседству с согдийцами. В поселениях согдийцев жили порою сотни тысяч жителей, которые подчинялись китайской администрации. Доблестные воины и военачальники согдийцев приглашались на службу в ряды армии императора; миссионеры из Согда активно участвовали в распространении буддизма и зороастризма в Китае, но торговля являлась основным занятием согдийцев. В деле развития торговой деятельности согдийцев существенную роль сыграли их поступление на государственную службу и занятие ими ответственных постов у китайцев.(25)

При освещении колонизаторской деятельности согдийцев исследователи употребляют термин «культурная колонизация». Потому что согдийцы в значительной степени повлияли на материальную и духовную культуру тех территорий, на которые они переселялись. В.И Распопова, изучая материальную культуру согдийцев, констатировала, что в Чаче и Семиречье при постройке архитектурных сооружений приезжие специалисты (из числа согдийцев) руководили местными рабочими, и схожие приемы проектирования и возведения зданий использовались в различных районах Средней Азии (19, 190-198).

Согдийцы отличались предприимчивостью и трудолюбием, они активно осваивали новые земли, создавали свои новые поселения, занимались торговлей, ремеслом и земледелием.

Таким образом, по сведениям письменных источников и археологических раскопок, Семиречье, Восточный Туркестан, Турфан, Северный Китай, Южный Сибирь, Дальний Восток являлись территориями, где согдийцы создали свои колонии. Таджикский археолог Н.Т. Рахимов приводит сведения о находках согдийской письменности в городище Культобе (близ города Шимкента Южного Казахстана, в бассейне Средней Сырдарьи), который относится к числу находок, расположенных вблизи Согда, а самой отдаленной находкой считается фрагмент сандалового дерева с согдийской надписью, относящийся к 761 г., который хранится в сокровищнице замка Хорудзи, в городе Нара - древней столице Японии (20,32). По этим находкам можно констатировать обширность ареала проживания и деятельности согдийцев (согдийской колонизации) вдоль основных и боковых трасс Великого Шёлкового пути.

Относительно общественных и культурных связей согдийцев -колонизаторов, следует констатировать, что предводитель согдийских колоний, как и политический и религиозный лидеры, носил титул «сабао». Этот титул также носил самый главный торговец, т.е. главное лицо, отвечающее за торговлю. О повседневной жизни согдийцев в танском Китае в источниках даны очень скудные сведения. Но не так давно археологи обнаружили в северных районах страны несколько богатых захоронений «сабао», относящихся к V—VII вв. Среди находок интересным является погребальное ложе, окруженное резными каменными панелями с высеченными изображениями. В них детально раскрыта повседневная жизнь высокопоставленных чиновников, их семьи и окружения. В этих изображениях очерчены сцены пиршества богатых согдийцев и их жен, песнопляски, музицирование, сцены путешествий с большими торговыми караванами, сцены охоты, ведения переговоров с правителями соседних стран. Но на этих каменных панелях нет изображений согдийцев, занимающихся земледелием, что свидетельствует о том, что в колониях согдийцы не занимались сельским хозяйством, за исключением виноградарства и виноделия, в чем они весьма преуспевали.

Степная тюркская империя, в состав которого входила Согдиана, занимала в евразийском пространстве важное геополитическое положение. Через ее территорию передвигались купцы с самыми разнообразными товарами. Особая роль в торговле принадлежала согдийцам, потому что они были посредниками в торговле с Китаем.

Согдийцы, ведя активную колонизаторскую деятельность в Семиречье, доходили до Монголии и Ордоса (13,59).

Согдийцы в период расцвета империи Тан занимали доминирующее положение на трассе ВШП и других торговых путях. Они занимались перераспределением товаров, двигавшихся в направлении востока (в Китай, туда и обратно). Согдийцы сумели в VI—VII вв. посредством создания унифицированного, хорошо организованного общества торговцев бесперебойно обеспечивать движение караванов по всей трассе ВШП. Товары в основном распределялись в Согде, осуществлялись заказы на различные товары, которые отправлялись в Китай и другие страны.

Для согдийцев шелк являлся основным товаром торговли, вторым по значению товаром считалась бумага. Из Персии и Средней Азии в Китай (во дворец танского императора) вывозились лошади, охотничьи пятнистые собаки и гепарды; из Самарканда отправлялись золотые персики, которые отличались удивительным вкусом и нежностью; из Согдианы -искусные музыканты и прекрасные танцовщицы (21,3-5).

Согдийские торговцы в основном пользовались сухопутным путем, но в источниках приведены сведения о том, что некоторые купцы из Пайкента принимали участие в морской торговле. Согдийцы на внешнем рынке торговали в основном сельхозпродуктами: сырьем и сушёными фруктами, пищевой и цветной солью, шерстью, ситцем, шелковыми тканями, кожей, изделиями из металла, деревом и костью, а также лошадями и овцами, также коврами, парфюмерией, мускусом, рисовым вином, камфарой, лекарствами и другими товарами. Особым спросом в других странах пользовались золотые изделия, латунь, военные доспехи и ковры (1).

В Чанъане и Лояне «хуские лавки» (китайцы согдийцев обозначали словом «ху») создавались на целых кварталах. Сами китайцы ценили согдийцев в качестве торговцев, борющихся даже за малую прибыль. Согдийские юноши, достигшие двадцатилетнего возраста, отправлялись в чужие страны и добирались до Китая. Они поспевали везде, где была выгода (21,15-25).

Начиная с конца IV века в Согде шёлк стали производить из местного сырья. Высоко ценили согдийский шелк не только на западе, но и даже в Восточном Туркестане и Китае. К VI в. сбыт этих тканей стал трудным за пределами Согда. Потому что в других регионах, таких как Иран и Византийская империя, в особенности в Египте и Сирии, шелкоткацкое производство также было налажено посредством шелка-сырца, ввозимого из Средней Азии и Восточного Туркестана. Свой шёлк-сырец в Иране и Византии появляется в VI в. (11,8). Выразительностью и яркостью отличался согдийский шелк под названием «занданечи» (название шелка происходило от селения Зандана вблизи Бухары). Данный вид шелка по качеству даже соперничал с византийским и иранским шелком. В согдийские шелковые ткани наносились узоры, где преобладали танские (китайские), сасанидские и византийские мотивы и сюжеты. Рыночный спрос к товарам и положение Согдианы на перекрестке главных дорог вынуждало мастеров смело следовать любым изменениям моды.

Согдийцы в раннем средневековье прежде всего выступали посредниками между Китаем и Персией (Ираном,) на территории которой до середины VII в. существовала сильная держава Сасанидов (10).

В середине VI века отношения между Тюркским каганатом и Сасанидским Ираном ухудшились из-за господства в ВШП. Сасаниды не были заинтересованы в понижении доходов местного шелкоткацкого производства из-за резкого увеличения количества импортного согдийского шелка на иранском рынке. Поэтому они всячески препятствовали налаживанию торговых связей с Тюркским каганатом, в состав которого входил и Согд.

Посольство Тюркского кагана Истеми -хана во главе со знатным согдийцем Маниахом в 567 году было отправлено из Согдианы к византийскому императору Юстину II (565-578) в Константинополь. Маршрут каравана согдийских торговцев пролегал по северным берегам Каспийского моря, по степям и горам Северного Кавказа, по Севастополису (совр. Сухуми), а оттуда через Черное море доходил до Константинополя. По сведениям греческого историка Менандра, «миссия преследовала цель заключить соглашение с ромеями о торговле шелком в обход сасанидского Ирана, правители которого, борясь с Византией, облагали товары чужеземных купцов высокими пошлинами»(16).

Со стороны императора Византии согдийское посольство было встречено дружелюбно, и к тюркам отправился стратег восточных провинций Зимарх в качестве руководителя ответного посольства. Миссии Маниаха и Зимарха способствовали установлению контактов между Византией и Тюркским каганатом, а также открытию новой ветви ВШП (18).

Феноменом посредничества согдийцев в ВШП являлось то, что они способствовали осуществлению не только взаимного товарообмена, но и формированию многовекторных взаимоотношений народов (17,125). Материальная культура Китая повлияла на развитие культуры Средней Азии. По этому поводу Е.Б. Баринова отмечает: «Для земледельческих оазисов Средней Азии прежде всего назовём внедрение шелководства и шелкоткачества (Согд); технологий выплавки железа (Фергана) и изготовления бумаги; культивирование риса, персиков, абрикосов, корицы.... Усвоение лучшего в культуре других стран, в частности достижений китайской цивилизации, стало одним из факторов развития культур народов Средней Азии» (2,342).

Согдийцы осуществили тесный межкультурный контакт с другими народностями, благодаря чему появились оригинальные произведения искусства. В этих произведениях проявлялись синкретизм культурных традиций согдийцев, иранцев, тюрков и китайцев. Исследователи отмечают тесное переплетение этих элементов. Так, по мнению Б. И Маршака, «одни и те же явления с равным основанием относят к западным или, напротив, восточным влияниям»(14, 50).

Следует особо подчеркнуть тот факт, что согдийцы являлись не только умелыми и предприимчивыми торговцами, но считались отважными воинами, замечательными фортификаторами, искусными градостроителями и т.д. Городская культура согдийцев способствовала возникновению и реализации многих полезных инициатив. Согдийцы основали такие города, как Бухара, Самарканд, Пенджикент, Бунджикат, Худжанд, Ташкент (Чач Сас), Суяб (руины которого находятся в 6 км к юго-западу от Токмака, Кыргызстан), Невакет (вблизи Бишкека, Кыргызстан) и т.д. В создание этих городов существенный вклад внесли согдийские общины (17,126).

Практически все важнейшие сухопутные караванные пути, соединяющие Восток и Запад, проходили через Согд. Археолог Ю. Буряков констатирует: «Продукция согдийских ремесленников - изящные сосуды из цветного стекла, знаменитая глазурованная керамическая посуда с многоцветной росписью изречений куфических текстов, сложной вязи растительных и геометрических композиций, воинские доспехи и оружие, разнообразные ткани - шелковые, золотошвейная парча и шерсть, изумительный малиновый бархат, украшения, резные камни и печати и многие другие товары - славилась на рынках Евразийских стран»(7).

Согдийский язык и согдийская письменность широко употреблялись в Центральной Азии и на странах трассы ВШП на протяжении многих столетий, в особенности во второй половине I тыс. н.э.(23) Такие уникальные памятники этой эпохи, как «Старые согдийские письма» Дунхуана в Китае, рисунки Каракарума, храмы с прекрасной росписью Турфана и Карашара, а также согдийские документы с горы Муг в верховьях Зеравшана (22) свидетельствуют о распространении этой письменности на трассе ВШП. Китайские, иранские и византийские ткани оформлялись узорами и композициями, схожими на оригинальные рисунки согдийского шелка. Сюань Цзян (китайский путешественник буддист), побывав в Самарканде в 629 г., описывал этот город как центр цветущего владения с обильными урожаями. Отмечал, что в Самарканд ввозятся ценнейшие товары из разных стран, в городе проживают многочисленное население, город отличается от других владений изящным ремеслом и высоким искусством (7).

Согдийцы были приверженцами различных религиозных течений. В раннем средневековье они делились на общины, исповедовавшие зороастризм, буддизм, манихейство, несторианство, иудаизм, мусульманство, язычество и т.д.(4) Согдийцы благодаря своему коммерческому духу активно занимались миссионерством в религиозной сфере. Именно согдийские купцы распространяли различные религиозные течения вдоль Шёлкового пути.

Персы и согдийцы ознакомили китайцев с аристократическим образом жизни, согдийцы заимствовали у тюрков искусство военного дела. Знание согдийцев о сущностях драгоценностей нашло даже отражение в сказках китайцев(1).

Искусство иранских народов, их мелодии, песни и музыкальные инструменты широко распространялись среди китайцев.

В целом, Великий Шелковый путь стал для согдийцев не только инструментом международной торговли, но и являлся фактором интеграции как материальной, так и духовной культуры. Трассы Шелкового пути послужили распространению религиозных и философских воззрений среди различных народностей, живших вдоль этой дороги.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Атахуджаев, А. Место Согда в региональной торговле// http://rosuzhistory.com/ (Дата

обращения: 07.06.2017).

2. Баринова, Е.Б. Китайский импорт в Парфии, Бактрии, Маргиане, Согдиане и Уструшане в домонгольский период / Е.Б. Баринова. Научные исследования. 2013.- № 3. -С.338 - 347.

3. Бартольд, В. В. Согд/В.В Бартольд // Сочинения. Т. III. М., 1965.- С. -487-488.

4. Беленицкий, А.М. Монументальное искусство Пенджикента. Живопись, скульптура/А.М. Беленицкий. -М.: Искусство, 1973. 68 с.

5. Беленицкий, А.М.Камчатые ткани с г. Муг. / А.М. Беленицкий, И.Б.Бентович, В.А. Лившиц // СЭ.- 1963, №4.-С. 114-115.

6. Бернштам, А.Н. Согдийская колонизация Семиречья//Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры / А.Н.Бернштам. Вып. VI.-М.-Л., 1940. С.34-42.

7. Буряков, Ю. Страницы истории//http://sanat2013. orexca.com/rus/ archive/3-4-04/history_art1.shtml (Дата обращения: 10.06.2017).

8. Винокурова, М.П. Ткани из замка на горе Муг/ М.П. Винокурова // ИООН АН Тадж. ССР.- вып. 14.- 1957.- С. 27.

9. Зал культуры племен Северного Кавказа в раннем средневековье. Мощевая Балка. Памятник на Северокавказском шелковом пути. Могильник VIII-IX вв.// http://rec.gerodot.ru/hermitage/balka.htm (Дата обращения: 12.06.2017).

10.Кадырбаев, А.Ш. «Таджики» Китая: история и современность //http:// www.synologia.ru/a/%C2% (Дата обращения: 08.06.2017)

11.Кляшторный, С.Г. Древнетюркские племенные союзы и государства Великой Степи. // С.Г Кляшторный, Д.Г. Савинов. Степные империи Евразии. СПб: Фарн. 1994.- С. 8-91.

12.Кляшторный, С.Г. Казахстан. Летопись 3 тысячелетий/ С.Г.Кляшторный, Т.И. Султанов -Алма-Ата,1992.-378 с.

13.Мамлеева, Л.А. Становление Великого шелкового пути в системе трансцивилизационного взаимодействия народов Евразии / Л.А. Мамлеева Vita Antiqua, 2-1999. С.53-61.

14.Маршак, Б.И. Согдийское серебро. Очерки по восточной торевтике/ Б.И. Маршак -М., 1971. 191 с.

15.Маршак, Б.И.Согдийское серебро. Очерки по восточной торевтике. // Б.И. Маршак -М.: Наука, ГРВЛ. Серия: Культура народов Востока. 1971. 191 с.// http://libarch. nmu. org.ua/Htstream/handle/GenofondUA/62496/ac53ae17fe7a2e84fmbc742985f307.pdf?sequence= 1 (Дата обращения: 10.06.2017)

16.Менандр //Византийские историки. -СПб., 1860. -С.311-470.

17.Нурулла Ходжаева, Н.Т. «Танцующие» купцы вне империй на шёлковом пути // Вестник МГИМО-Университета. 2017. -1(52). -С.119-139.

18.Посольство Маниаха//http://finbook.news/istoricheskiy-dokument_863 /posolstvo-maniaha-44188.html (Дата обращения: 07.06.2017)

19.Распопова, В.И. Металлические изделия раннесредневекового Согда/ В.И. Распопова -Ленинград: Наука,1980. -138 с.

20.Рахимов, Н.Т. Согдийская колонизация: история изучения и новые данные /Н.Т. Рахимов //Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2016.-№2 (47). 2016. -С.32-40.

21.Смолин, Г.Я. Антифеодальные восстания в Китае второй половины X - первой четверти XII в.,/ Г.Я. Смолин.- М., 1974. -556 с.

22.Согдийские документы с горы Муг. Чтение. Перевод. комментарий. Вып. П.Юридические документы и письма.Чтение, перевод и комментарии В.А. Лившица.// M.: Изд-во восточной литературы. 1962. 224 с.

23.Согдийский алфавит// http://maxbooks.ru /alphabet1/diringer41.htm (Дата обращения: 08.06.2017)

24.Торговцы чудесами// National Geographic. №101. февраль 2012.// http://www.nat-geo.ru/planet/39351-torgovtsy-chudesami/ (Дата обращения: 07.06.2017)

25.Торговцы чудесами// National Geographic. №101. февраль 2012.// http://www. nat -geo.ru/planet/39351-torgovtsy-chudesami/ (Дата обращения: 07.06.2017)

26.Чугуевский, Л. Н. Новые материалы к истории согдийской колонии в районе Дуньхуана /Л. Н. Чугуевский //СНВ Вып. X. М., 1971.- С. 147-156.

27.Giles, L. A Chinese Geographical Text of the Ninth Century // BSOS. 1930. Vol. VI. P. 87.

28.Henning, B. The Date of Sogdian Ancient Letters // BSOS. 1948. Vol. XII. P. 257.

29.Yettmar, K. Neuen Felsbilder und Inschriften in der Nordbilder Pakistan // Archaeologie -Beitrage. 1980. Bd. 2. B.M. 7. P. 151-159.

REFERENCES:

1. Atakhujaev, A. Place of Sughd in Regional Trade // http://rosuzhistory.com/ (date of request: 06/07/2017)

2. Barinova, E.B. Chinese Imports in Parthia, Bactria, Margiana, Sogdiana and Ustushan in the pre-Mongol period / E.B. Barinova// History Journal: Scientific Research. 2013.- No 3. - P.338 -347.

3. Bartold, VV Sughd // Works. -V. III. - M., 1965.- P. 487-488.

4. Belenitsky, A.M. The Monumental Art of Panjakent. Painting, sculpture/ A.M. Belenitsky - M.: Art, 1973. - 68 p.

5. Belenitsky, A. M.Kamchatka Fabrics from Mug-city. / A. M.Belenitsky, I. B.Bentovich, V. A. Livshits // SE, 1963, No. 4, -P. 114-115.

6. Bernshtam, A.N. Sogdiyskaya kolonizatsiya Semirech'ya// A. M.Belenitsky. Kratkiye soobshcheniya o dokladakh i polevykh issledovaniyakh instituta istorii material'noy kul'tury. Vyp. VI.-M.-L., 1940. S.34-42.

7. Buryakov, YU. Stranitsy istorii//http://sanat2013. orexca.com/rus/ archive/3-4-04/history_art1.shtml (Data obrashcheniya: 10.06.2017)

8. Vinokurova, M.P. Tkani iz zamka na gore Mug.//IOON AN Tadzh. SSR,vyp.14,1957.S. 27.

9. Zal kul'tury plemen Severnogo Kavkaza v rannem srednevekov'ye. Moshchevaya Balka. Pamyatnik na Severokavkazskom shelkovom puti. Mogil'nik VIII-IX vv.// http://rec.gerodot.ru/hermitage/balka.htm (Data obrashcheniya: 12.06.2017)

10.Kadyrbayev, A. SH. «Tadzhiki» Kitaya: istoriya i sovremennost' //http:// www.synologia.ru/a/%C2% (Data obrashcheniya: 08.06.2017)

11.Klyashtornyy, S.G. Drevnetyurkskiye plemennyye soyuzy i gosudarstva Velikoy Stepi. // Klyashtornyy S.G., Savinov D.G. Stepnyye imperii Yevrazii. SPb: Farn. 1994. S. 8-91.

12.Klyashtorny, S.G. Kazakhstan. Chronicle of 3 millennia/ S.G. Klyashtorny, T.I. Sultanov / Alma-Ata, 1992.-378 c.

13.Mamleeva, L.A. Formation of the Great Silk Road in the System of Transcivilizational Interaction of the Peoples of Eurasia / L.A. Mamleeva. Vita Antiqua, 2-1999. - P. 53-61.

14.Marshak, B.I. Sogdian silver. Essays on Eastern Toreutics/ B.I. Marshak -M., 1971. 191 p.

15.Marshak, B.I. Sogdian Silver. Essays on Eastern Toreutics. // - M.: Science, GRVL. Series: Culture of the Peoples of the East. 1971. - 191 p. // http: // libarch. nmu. org.ua/bitstream/handle/ GenofondUA / 62496 / ac53ae17f e7a2e84ff87bc742985f307.pdf? sequence = 1 (Date accessed: 06/10/2017)

16.Menander. Byzantine Historians. - SPb., 1860

17.Nurulla Khojaeva, N.T. "Dancing" Merchants outside Empires on the Silk Road // Bulletin of MGIMO-University. -2017.1 (52). - P.119-139.

18.Embassy, of Maniach // http: //finbook.news/istoricheskiy-dokument_863 /posolstvo-maniaha-44188.html (date of request: 07/07/2017)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19.Raspopova, V.I. Metal Items of Early Medieval Sughd/ V.I. Raspopova - Leningrad: Science, 1980. - 138 p.

20.Rakhimov, N.T. Sogdian Colonization: the History of the Study and New Data // N.T. Rakhimov Scientific Notes under Khujand State University named after Academician B. Gafurov. Humanitarian sciences. No. 2 (47). 2016. - P. 32 - 40.

21.Smolin, G.Ya. Antifeudal Uprisings in China of the second Half of the X-th - the first Quarter of the XII-th Century., - M., 1974. - 556 p.

22.Sogdian, Documents from Mount Mug. Reading. Transfer. comment. Vol. II. Legal Documents and letters. Reading, translation and comments by V.A. Livshitsa. -M .: Publishing house of oriental literature. 1962.22 s.

23.Sogdian, alphabet // http://maxbooks.ru /alphabet1/diringer41.htm (date of request: 06/08/2017)

24.Merchants of miracles // National Geographic. No. 101. February 2012.// http://www.nat-geo.ru/planet/39351-torgovtsy-chudesami/ (date of request: 06/07/2017)

25.Merchants of miracles // National Geographic. No. 101. February 2012.// http: // www. nat -geo.ru/planet/39351-torgovtsy-chudesami/ (date of request: 06/07/2017)

26.Chuguevsky, L. N. New materials on the History of the Sughdian Colony in the Dunhuang Area // L. N. Chuguevsky. START Issue. X.M., 1971. - P. 147-156.

27.Giles, L. A Chinese Geographical Text of the Ninth Century // L. A Giles. BSOS. 1930. Vol. VI. -P. 87.

28.Henning, B. The Date of Sughdian Ancient Letters // B.Henning. BSOS. 1948. Vol. XII. - P. 257.

29.Yettmar, K. Neuen Felsbilder und Inschriften in der Nordbilder Pakistan // K. Yettmar Archaeologie-Beitrage. 1980. Bd. 2. B.M. 7. P. 151-159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.